Сочинение на тему Какую общую мысль выразил Гоголь в повести “Невский проспект” читать бесплатно
Какую общую мысль выразил Гоголь в повести
Николай Васильевич Гоголь много лет прожил в Петербурге и знал его с разных сторон. В своих петербургских произведениях он зачастую изображал его как положительным, так и отрицательным городом.
Он один из немногих мог показать все пороки большого города, скрывающиеся за внешней красотой. Невский проспект – это, конечно же, сердце Северной столицы.
По нему оживленно снуют туда-сюда люди с самого утра и до вечера.
Именно о нем автор и рассказал в одной из своих знаменитых повестей, написанной в 1830-х гг. Главные герои произведения «Невский проспект» – молодой, подающий надежды художник Пискарев и его друг прожженный карьерист Пирогов.
Друзья, прогуливаясь по проспекту, ищут для себя новых знакомств с противоположным полом. Пирогов поучительно наставляет Пискарева и рекомендует быть посмелее в делах амурных.
Он настаивает на том, что наглость и праздный образ жизни основа всего.
В ходе сюжета выясняется, что Пискарев для себя избрал красавицу-брюнетку, которая оказалась работницей публичного дома, а Пирогов – замужнюю блондинку. Художник теряет покой от желания видеть свою музу. Он принимает опиум и встречается с ней в своих грезах. Набравшись наконец смелости, он отправляется туда, где живет привлекательная особа и удивляется, когда она сама ему открывает двери.
Пискарев из лучших побуждений начинает уговаривать ее оставить эту недостойную профессию и выйти за него замуж, но девушку его предложение не интересует. Более того, она оказывается довольно пошлой и глупой. Через неделю художника находят у него в квартире с перерезанным бритвой горлом. Так закончилась жизнь благородного человека творческой профессии. Пирогов на похоронах не появился.
Тем временем он активно ухаживал за блондинкой, которая ему понравилась на Невском. Она оказалась женой некоего жестянщика Шиллера, который узнав о его притязаниях, приказывает своим подвыпившим работникам изрядно поколотить пройдоху. К вечеру Пирогов уже вовсю танцевал у друзей мазурку, забыв о былом неудачном приключении. В этом и заключается весь смысл повести великого писателя.
Талантливый и скромный художник с легкостью стал жертвой страсти, а наглый и расторопный карьерист отделался легким испугом. Именно эту мысль Гоголь хотел донести до своих читателей, подчеркивая в который раз несправедливость жизни и скрытые пороки общества. Повесть завершается грустными размышлениями о несбывшихся надеждах.
см. также:
Другие сочинения по произведению Невский проспект, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Невский проспект, Гоголь
Краткое содержание Невский проспект, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Источник: https://www.sdamna5.ru/mysl_nevsky
Идея повести невский проспект – Анализ повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», план | сочинение, краткое содержание, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
У Н. В. Гоголя много произведений, которые мы любим за его тонкий юмор. Гротеск, абсурд, сатира — все это переплетается, выходит на первый план, заставляет читателя насмехаться над уродливой реальностью.
Например, у кого не вызвала бы улыбку сцена, когда Солоха прячет по мешкам своих любовников в «Ночи перед Рождеством»? А потуги мелких чиновников скрыть все свои провинности перед ненастоящим ревизором в одноименной пьесе? Но «Невский проспект» — произведение совсем другого рода.
Здесь нет ни комических эффектов, ни человеческой глупости, которая бы могла нас повеселить. Только что-то зловещее, гнетущее, безвыходное.
История создания
Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время.
Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.
О чем повесть?
«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее.
Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать.
Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.
Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером.
Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его.
Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.
Основные темы и проблемы
В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.
- Основной, пожалуй, является тема несовместимости мечты и действительности — прекрасная иллюстрация тому — судьба Пискарева. Героя погубил романтический характер, который так любили изображать в идиллических тонах современники Гоголя. У них гордый и бледный юноша упивался своей непохожестью на других, своим внутренним конфликтом, был несчастен при этом, но как-то красиво и изысканно. А вот у Николая Васильевича романтизм терпит оглушительный крах, он как будто протестует против идеализации высокопарных образов и опускает их в бурлящий кипяток реальности. В итоге, герои-романтики обречены на раннюю гибель, если не найдут способа справляться с наплывами чувств. Даже фамилия у художника говорящая – Пискарев. Он как будто «пищит» от беспомощности в огромном и враждебном мире. Его неприспособленность к жизни – проблема многих творческих людей.
- Но автор также предостерегает нас от мещанской крайности в образе Пирогова. С него-то все как с гуся вода: никакие тяготы не западают ему в душу. Героя публично опозорили, он лишился «возлюбленной», его репутации нанесен невиданный доселе удар, а ему все равно, он слишком легкомысленный, трусливый и пошлый. В отличие от приятеля, он никогда не решится на смелый и отчаянный поступок, его мысли предельно просты и вульгарны, его беспокоит только физическое состояние, и никаких особых иллюзий насчет мира он не питает. Так автор затрагивает тему духовного обнищания. Перед нами именно Пирогов – в данном случае его фамилия говорит об ограниченности кругозора и характера, его заостренности на физической стороне бытия. В его образе сосредоточена проблема бездуховности и нравственного падения.
- Помимо этого, Гоголь говорит об одиночестве человека — ведь на похороны художника никто и не приходит, даже его «друг» поручик. Оказывается, гордое одиночество становится косвенной причиной смерти Пискарева: никто не помог ему справиться с духовным кризисом. Одиночество в большом городе выходит за рамки темы: всем наплевать друг на друга, люди перестают быть ценностью. Это проблема в масштабе мира, а не одного Петербурга.
- Тема нравственности раскрывается на примере прекрасной незнакомки из борделя. Внешне цветущая женщина оказывается внутренне порочной и чёрствой дамой полусвета. Наружность обманчива, она не в состоянии характеризовать человека полностью. Так и иллюзии художника несостоятельны и пусты. Он не сумел проникнуть вглубь вещей, понять сущности бытия, и контраст красоты и уродства его ошеломляет.
- Конечно же, не обошлось без темы любви. Она предстает в виде роковой, судьбоносной встречи, принесшей за собой страсть, смятение и гибель. Этот род прекрасного чувства Булгаков охарактеризовал «убийца из-за угла». Так произошло и с художником, который встретил своего убийцу в образе жрицы любви. Здесь же уместно упомянуть тему рока, явившуюся предметом размышлений рассказчика.
Характеристика главных героев
- Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку.
Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев.
Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью.
Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
- Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского.
Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки.
Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
- Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов.
Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает.
Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может.
Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.
Образ Невского проспекта
Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города.
Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное.
«О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.
Идея в «Невском проспекте»
Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий.
Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь.
Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.
Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить.
Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека.
И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.
Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/ideya-povesti-nevskij-prospekt-analiz-povesti-n-v-gogolya-nevskij-prospekt-plan-sochinenie-kratkoe-soderzhanie-biografiya-xarakteristika-test-otzyv-statya-referat-gdz-kniga-pe.html
Анализ повести «Невский проспект» Невский проспект Гоголь Н. В
Анализ повести «Невский проспект»
Анализ повести «Невский проспект»
Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место.
Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы.
Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов.
В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты.
Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото – болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект.
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.
И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».
Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, — место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».
И вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик Пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» – Пискарев.
Первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то Петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время способный помочь осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний – станет твоим.
Поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. Он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния Невского проспекта: «Прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился…».
А вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. Однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым.
«Застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник Пискарев доверяет Невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. Для него это игра, а для Пискарева — жизнь.
Тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект.
Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, помогает читателю лучше понять противоречивость самого Невского проспекта.
Комичная ситуация, в которую попал поручик Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева.
Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него…».
Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект. Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарева, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата».
Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу.
Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.
Источник: https://ruslit.biz/analiz-povesti-nevskij-prospekt-nevskij-prospekt-gogol-n-v/
“Невский проспект”: описание и анализ повести из энциклопедии
«Невский проспект» — повесть Н.В. Гоголя. Создана в 1833—1834 гг. Впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» (СПб., 1835. Ч.2). Позднее повесть открыла третий том «Сочинений» 1842 г.
Будучи подчиненной строгой композиции всего цикла повестей, она непосредственно соотнесена с окончанием его — «Римом». К ее литературному фону принадлежат произведения Бальзака, Ж. Жанена, Ф.
Булгарина, петербургская журналистика.
Обращаясь в «Невском проспекте» к картинам демонической жизни, Гоголь осмысливает причины ее одержимости и опустошенности. Невский проспект — метафора ада, который обустраивает сатана на земле. Демон силится придать видимость светоприсутствия, и этому подчинился человек, принявший обман за истину. Причуды зла неограниченны в городе-иллюзионе.
Герой повести Пискарев, пораженный превращением красавицы в обитательницу публичного дома, задумывается о двойственности человека и предпочтении, оказываемом «адскому духу».
Если герой разочарован, то автор проникает в суть явлений.
Герой-мечтатель дорог создателю «Невского проспекта» верой в божественное совершенство душевной гармонии и любви, неведением метаморфоз зла, но Гоголь показывает несостоятельность такой романтической возвышенности, уязвимость этой мечтательности.
Сонные наваждения Пискарева, опиумные видения еще более разрушают цельность, результат чего — потеря себя, попадание во власть дьявола, о реальном существовании которого узнает романтик. Соответствующий итог — гибель души, самоубийство. Гоголь же требует от личности трезвения, духовного бодрствования, отдания воли творцу.
Писателя волнует, как воздействует атмосфера петербургской действительности на мечтателя.
Не менее интересен ему и «пошлый» тип, двойник Пискарева Пирогов, и место того в фантасмагорическом пространстве. Изображение двух героев, двух способов мироотношения должно показать бытие в его целостности.
В основе повести «Невский проспект» Гоголя лежит принцип зеркального отражения. Если Пискарев преследует волшебный образ красавицы, а попадает в обстоятельства пошлейшей действительности, то Пирогов из рамок обыденности включается в комическую гиперболу немецкого дома. Его обитатели — сниженные двойники Шиллера и Гофмана, эстетических столпов русского романтизма.
Травестия порождает гротесковую ситуацию. Пародируется романтическая фантастика, иронически обытовляется авантюрный сюжет (любовная интрига, любовный треугольник), он не получает в повести традиционной развязки. Одновременно через абсурдность событий объясняется тип петербургского обывателя.
Оскудение и опошление Гоголь связывает с демоническим произволом.
Само соединение реального и фантастического, их взаимное перетекание друг в друга близко к поэтике «Пиковой дамы» Пушкина. Эта метаморфоза реальности осуществима из-за вмешательства инфернального начала в течение жизни, из-за искажения ее в преломлениях ложного света. Но в отличие от романтиков, Гоголь видит зараженность всего мира.
Драматизм «физиологических» картин «Невского проспекта» обусловлен эсхатологической направленностью авторской мысли. «Невский проспект» задает в цикле гоголевских повестей план исторического конца. Важен и авторский голос, предвосхищающий учительное начало в «Мертвых душах» и «Выбранных местах из переписки с друзьями». Гоголь, изображая бесценностный мир и мир крушимых ценностей, взывает к очищению воли, к чистоте помыслов и сердца, к разделению света ложного и истинного, к жизни «внутреннего человека».
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/nevskij_prospekt_opisanie_i_analiz_povesti_iz_ehnciklopedii/35-1-0-1363
Анализ повести Гоголя “Невский проспект”
Анализ повести Гоголя “Невский проспект”
Повесть Н. В. Гоголя “Невский проспект” была написана в 1833-1834 годах и относится к циклу Петербургских повестей, в которых писатель рисовал пейзажи северной столицы. Описание Петербурга всегда было неоднозначным в творчестве писателей XIX века.
В частности в работах Гоголя этот город выступал воплощением различных человеческих противоречий, местом, где благополучие находилось в извечной борьбе с нищетой, а прекрасное боролось с ужасным. Именно в этом городе молодые выдающиеся деятели страны могли осуществить свои честолюбивые мечты.
Ну а центром всего происходящего и сердцем Петербурга был, конечно же, Невский проспект.
Повесть Н. В. Гоголя “Невский проспект” начинается с описания этой улицы, которую автор не спешит разоблачить: “Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все”. Он постепенно раскрывает все секреты проспекта в разное время суток. С раннего утра до поздней ночи по проспекту прогуливаются тысячи разных людей.
Едва только взойдешь на него, а он уже
пахнет гуляньем. Однако если по утрам можно увидеть только нищих или сонных людей, спешащих на работу. В дневное время проспект становится “педагогическим”. На нем появляются сотни иностранных гувернанток и гувернеров, ведущих за руку непоседливых детей.
С двух до трех на проспект выходит весь бомонд Петербурга, или так называемый “парад чинов”. Именно тогда начинается “главная выставка лучших произведений человека”. Здесь можно увидеть лучшие сюртуки с бобром, тысячи сортов шляпок и платков, дорогие перстни на щегольских мизинцах, бакенбарды по моде, очаровательные башмачки.
Таким образом, улица над Невой обладает своим характером, своими собственными привычками, также как и люди, проходящие по ней.
Из этой людской мешанины автор выделяет двоих: поручика Пирогова и художника Пискарева. Первый неплохо ориентируется в жестокой действительности города и не боится проиграть. Второй обладает романтичным характером и кротким нравом.
Пирогова ничего не интересует, кроме чинов и личной выгоды, А Пискарев, в соответствии со своим художественным талантом, видит во всем только прекрасное и доброе начало. Разминувшись на проспекте, приятели выбрали каждый свой путь. Поручик последовал за очаровательной блондинкой, самодовольно и самоуверенно смакую предстоящую победу.
А художник последовал за молодой брюнеткой, в надежде найти чистую и непорочную любовь. То, что реальность Петербурга бывает жестокой, знали оба, но каждый воспринимал по-своему.
Пирогов впоследствии получил тумаков от супруга блондинки – жестянщика-немца. Немного позлившись на обстоятельство, он быстро забыл про произошедшее, заев горе двумя слоеными пирожками и станцевав на приеме у друзей мазурку. А Пискарев, узнав, что полюбившаяся ему молодая особа из публичного дома, не смог справиться с разочарованием.
Для него это разочарование стало роковым. Как истинный художник, видевший во всем красоту, он не смог смотреть на ужасную реальность; не смог понять и принять того, что непорочная красота девушки его мечты тронута тлетворным дыханием разврата. Этот проигрыш буквально опустошил его душу.
Если для Пирогова этот случай был очередной игрой, то для Пискарева – это была вся жизнь.
В конце повести автор винит в произошедшем Невский проспект. Ведь это он мог разрушить все мечты и обмануть любого. Для него все то, что происходит на проспекте изо дня в день – иллюзия, мираж. Он сам проходит по нему, тяжело укутавшись в плащ, стараясь не глядеть на прохожих. Ведь на Невском проспекте все не так, как кажется.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-povesti-gogolya-nevskij-prospekt/
19. Петербургские повести, как художественное целое. Место каждой из повестей в формировании пафоса сборника. Идейно художественный анализ повести «невский проспект»
Пребывание в Петербурге раздвинуло
горизонты опыта Гоголя, расширило его
знания «подлой современности»,
«безмозглого класса», правящего родиной.
Глубоко отрицательные впечатления и
горестные размышления, вызванные жизнью
Гоголя на берегах Невы, в значительной
мере сказались в так называемых
«Петербургских повестях», созданных в
1831—1841 годах (в печати стали появляться
с 1835 года).
Все «Петербургские повести» связаны
общностью проблематики (власть чинов
и денег), единством основного героя
(разночинца, «маленького» человека),
целостностью ведущего идейного пафоса
(развращающая сила денег, разоблачение
вопиющей несправедливости общественной
системы). Они правдиво воссоздают
обобщенную картину Петербурга 30-х годов,
отражавшую концентрированно социальные
противоречия, свойственные всей тогдашней
нашей стране.
При главенстве сатирического принципа
изображения Гоголь особенно часто
обращается в этих повестях к фантастике
и излюбленному им приему крайнего
контраста. Он был убежден, что «истинный
эффект заключен в резкой противоположности».
Но фантастика в той или иной мере
подчинена здесь реализму.
В «Невском проспекте», опубликованном
во второй части сборника «Арабески»
(1835), Гоголь отразил шумную, суетливую
толпу людей самых различных сословий,
разлад между возвышенной мечтой
(Пискарев) и пошлой действительностью,
противоречия между безумной роскошью
меньшинства и ужасающей бедностью
подавляющего большинства, торжество
эгоистичности, продажности, «кипящей
меркантильности» (Пирогов) столичного
города. В повести «Нос», впервые
напечатанной в «Современнике» (1836, т.
3), рисуется чудовищная власть чиномании
и чинопочитания. Углубляя показ нелепости
человеческих взаимоотношений в условиях
деспотическо-бюрократической субординации,
когда личность, как таковая, теряет
всякое значение, Гоголь искусно использует
фантастику. Абсурдность действительности
определяет и абсурдность формы ее
художественного воплощения.
В повести «Портрет» Гоголь, откликаясь
на широкий круг проблем, связанных с
искусством, более глубоко изложил свои
суждения о его сущности и назначении.
Начальная редакция этого программного
произведения вошла в первую часть
«Арабесок» (1835).
Осуждая натурализм и
ложную идеализацию, писатель считал
предметом искусства лишь прекрасное,
высшим выраженаем которого является
божественное, христианское. В этом
ограничении тематики искусства сказалось
влияние на писателя реакционно-романтических
теорий.
В критической литературе
указывалось на переклички этого
произведения с повестями о художниках
не только Гофмана, но и Бальзака (
«Неведомый шедевр»), Ваккенродера и
Тика ( «Об искусстве и художниках.
Размышления отшельника, любителя
изящного»).
Во второй редакции «Портрета», напечатанной
в «Современнике» (1842) и являющейся
апологией реализма, объектом искусства
прокламируется уже вся действительность,
ее прекрасное и безобразное, высокое и
низкое. Справедливо утверждая высокий
идеал искусства, Гоголь в то же время
пытается сблизить его с религией.
Поддаваясь воздействию
реакционно-идеалистической эстетики,
впадая в заблуждение, писатель выдвигает
перед искусством задачу успокоения и
примирения. Так в противоречивом
мировоззрении автора «Портрета»
прорывались зачатки религиозно-мистических
суждений.
Но в обеих редакциях «Портрета»
раскрывается губительная, развращающая
власть денег.
В повести «Записки сумасшедшего»,
вошедшей во вторую часть «Арабесок»
(1835), писатель отобразил пошлость
стремлений чиновно-бюрократического
сословия, ограниченных чинами, орденами,
карьерой, и трагическую судьбу «маленького»
человека, ощущающего явную несправедливость
окружающих его обстоятельств, страдающего
от социальной ущемленности и
неполноценности.
В повести «Шинель» Гоголь с подлинно
артистическим искусством воссоздает
контраст между бесчеловечной средой,
вызывающей негодование, и ее жертвой,
возбуждающей сострадание. Для изображения
среды, в особенности ее более или менее
важных персон, олицетворяющих бездушие
правительственного механизма, используются
средства сатиры: в виде уничтожающего
каламбура, едкой шутки и т.д.
Тема „маленького“, бесправного человека,
идеи социального гуманизма и протеста,
так громко прозвучавшие в повести
„Шинель“, сделали ее этапным произведением
русской литературы.
Она стала знаменем,
программой, манифестом натуральной
школы, открыла собой вереницу произведений
об униженных и оскорбленных, несчастных
жертвах самодержавно-бюрократического
режима, взывающих о помощи, и прокладывала
путь последовательно-демократической
литературе. Эту великую заслугу Гоголя
отметили и Белинский, и Чернышевский.
Анализ повести «Невский проспект» Тема Петербурга в
творчестве писателей XIX века занимает
отнюдь не последнее место.
Город,
построенный вопреки всем законам
природы, по воле одного только человека;
город, созданный за небывало короткий
срок, словно в сказке; город, ставший
воплощением различных человеческих
противоречий, символом извечной борьбы
благополучия с нищетой, великолепия с
уродством, — таким Петербург предстает
перед нами в произведениях А. С. Пушкина,
Н. В.
Гоголя, многих писателей так
называемой натуральной школы. Оценка
Петербурга всегда была неоднозначна:
ненависть и любовь сплетались воедино.
Именно сюда стремились, будучи молодыми,
самые выдающиеся деятели России, здесь
они превращались в замечательных
писателей, критиков, публицистов. В
Петербурге осуществлялись их честолюбивые
мечты.
Но с другой стороны, здесь им
приходилось терпеть унижение и нужду;
город будто засасывал людей в болото
-болото пошлости, глупости, показной
роскоши, за которой нередко скрывалась
крайняя нищета, и центром этого болота,
сердцем Петербурга был знаменитый
Невский проспект. Н. В.
Гоголь в повести «Невский проспект»
писал; «Нет ничего лучше Невского
проспекта, по крайней мере, в Петербурге;
для него он составляет все».
Петербург
предстает перед читателем не просто
как столица, грандиозный мегаполис с
великолепными дворцами, прекрасными
улицами и Невой, «одетой в гранит», а
как оживший великан, обладающий своим
лицом, своим характером, своими особенными
привычками и капризами.
И
люди, в течение дня сотнями проходящие
по Невскому проспекту, также являются
носителями самых разнообразных
характеров. «Создатель! Какие странные
характеры встречаются на Невском
проспекте!». Но несмотря
на огромное количество народа, проходящего
в любое время по проспекту, все же меж
ними не создается ощущения общности,
целостности.
Единственное, что объединяет
их, — место встречи, Невский проспект.
Как будто «какой-то демон искрошил весь
мир на множество разных кусков и все
эти куски без смысла, без толку смешал
вместе». И вот из этой
людской мешанины встают перед читателем
двое: поручик Пирогов и «молодой человек
во фраке и плаще» -Пискарев.
Первый
хорошо ориентируется в современной ему
действительности, он прекрасно знаком
с «рулеткой» величественного города:
риск, вечный риск, и если ты готов пойти
на него, то Петербург — жестокий и
беспощадный, но в то же время способный
помочь осуществлению самых сокровенных,
самые безнадежных, самых нелепых мечтаний
-станет твоим.
Поручик
идет на риск и оказывается в проигрыше,
но для него в этом нет ничего необычного,
а тем более трагичного. Он без особого
труда справляется с охватившим его
«гневом и негодованием», причем происходит
это не без влияния Невского проспекта:
«Прохладный вечер заставил его несколько
пройтись по Невскому проспекту; к девяти
часам он успокоился…».
А
вот другой персонаж — герой в плаще и
фраке — следует примеру своего друга
и так же, как он, проигрывает. Однако для
него — одинокого и чужого в северной
столице — этот проигрыш становится
роковым.
«Застенчивый, робкий, но в душе
своей носивший искры чувства, готовые
при случае превратиться в пламя»,
художник Пискарев доверяет Невскому
проспекту всю свою жизнь, в то время как
Пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет
ничего. Для него это игра, а для Пискарева
— жизнь.
Тонко чувствующий мир человек
не может в один день сделаться черствым
и грубым, перестать верить миру, позабыть
о разочаровании, которое принес ему
знаменитый проспект. Параллельно
ведущийся рассказ о двух героях,
противоположных по характеру и судьбе,
помогает читателю лучше понять
противоречивость самого Невского
проспекта.
Комичная ситуация, в которую
попал поручик Пирогов, противопоставляется
трагичности судьбы бедняги Пискарева.
Точно так же и комическая пошлость
утреннего проспекта сочетается с
вечерней, трагической пошлостью, с
обманом, ведь «он лжет во всякое время,
этот Невский проспект, но более всего
тогда, когда ночь сгущенною массою
наляжет на него…». Маленьким
огоньком, пляшущим пред глазами, манящим
за собой и заманивающим в опасные сети,
представляет Н. В. Гоголь нам Невский
проспект. Любому человеку трудно пережить
испытания, выпавшие на долю Пискарева,
тем более художнику. Автор пишет: «В
самом деле, никогда жалость так сильно
не овладевает нами, как при виде красоты,
тронутой тлетворным дыханием разврата».
Для художника встреча с Невским
проспектом, с его обитателями стала
причиной краха всех надежд, она буквально
опустошила его душу. Не видеть красоты
мира — значит не хотеть жить, а когда
красота на твоих глазах превращается
ни во что, невольно задаешься вопросом:
если это все мираж и призрак, то что же
тогда реально? И реальным остается
Невский проспект с его вечной загадкой
и вечным обманом.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1721214/page:12/
Анализ концепции красоты в повести «Невский проспект»
Петербург всегда вдохновлял и воодушевлял писателей. Его красотой восхищался Пушкин; «Люблю тебя Петра творенье», а также многие писатели того времени.
Образ Петербурга неоднозначен, обычно он предстает величественным, прекрасным, но холодным и порой жестоким. Именно в Петербург желали попасть многие выдающиеся деятели России.
Именно Петербург был сосредоточение выдающихся талантов и умов.
Как же относится к городу Гоголь.
Повесть начинается с описания Невского проспекта: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта.
Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект.
Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.
Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга.
Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект.
Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, – все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!» [Н.В.Гоголь. Повести. М – 1949. С.3]
Петербург у Гоголя – это не просто столица, это величественный мегаполис с великолепными дворцами и улицами и Невой.
Безусловно, красота города зачаровывает, ведь описанию города, а в частности Невского проспекта отведена третья часть повести. Можно согласиться с Фоминым О. [Фомин О. Тайная символика в “Невском проспекте”. Традиционный этюд // Бронозовый век электронная версия. https://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23fomin.
htm] о том что «композиционное членение», повествовательная ткань “Невского проспекта” распадается на три части. Первая часть представляет собой собственно описание Невского проспекта, вторая – история несчастной любви Пискарёва к прекрасной незнакомке и, наконец, третья – “волочение” поручика Пирогова за глуповатой немкой.
Причём первая часть как бы расщепляется на пролог и эпилог, в которых даются “образ автора” и пресловутый пейзаж.
Говоря “пейзаж” по отношению к описанию жизни Невского проспекта мы всё же допускаем известную неточность. Пейзаж здесь в некотором роде перерастает в “портрет”. Невский проспект для Гоголя – живое существо, по сути предмета враждебное человеку, но также и не лишённое определённой амбивалентности.
Если у Гёте Мефистофель, желая зла человеку, приносит ему благо (что, кстати, отчасти связано со средневековой смеховой трактовкой чёрта), то у Гоголя мы можем наблюдать противоположное “замещение”: Невский проспект при откровенной своей положительности – прикровенно отрицателен.
Элементы, на которых зиждется “космопсихологос” Санкт-Петербурга – вода и камень (земля)».
Да Петербург – это живой персонаж, персонаж величественный, красивый, но обманчивый. Его красота многих сводит с ума, люди, приехавшие в Петербург, сталкиваются не только с его красотой, но и с жестокой сущностью. Им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото лжи, пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета.
Таким образом, красота Петербурга обманчива, иллюзорна. Вся суета – это мишура, все ненастоящее: «Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, – пестрых, легких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте.
Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола.
Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимете ее вверх. Здесь вы встретите разговаривающих о концерте или о погоде с необыкновенным благородством и чувством собственного достоинства. Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений». [Н.В.Гоголь. Повести. М – 1949. С.4] В данном описании звучит иронический подтекст. Показана роскошь, фальшь и суета.
Красота Невского искаженная, можно согласиться с Фоминым, который писал следующее:
«Водные испарения, туманы искажают, извращают реальность. Стихия воды, как безусловно связанная с лунным символизмом, порождает онирические фантазмы, хранящие своих мертвецов. “Новый левый” (в данном случае под “левым” мы имеем в виду не столько политическую ориентацию, сколько изначальную метафизическую установку) философ Гастон Башляр отмечает: “…
литературное самоубийство с поразительной лёгкостью проникается воображением смерти. Оно приводит в порядок образы смерти. Вода – отечество в такой же степени живых нимф, как и мёртвых. Она – подлинная материя смерти в “высшей степени женственной””. Вода – стихия, принимающая и порождающая призраков. Самые известные “города-призраки” – это Лондон и Санкт-Петербург.
Вода в “Невском проспекте” – “низшие воды”, субстанция низшего астрального мира, мира множественности чувств и иллюзий, тогда как земля – носитель косности рационалистически определённого и скуки (“скучно жить на свете, господа!”). Невский проспект выполняет функцию носителя фантастического. А фантастическое у Гоголя, как правило, враждебно человеку.
Позже Гоголь эволюционирует к снятию носителя фантастического (Ю. Манн) и “Невский проспект” как раз запечатлевает промежуточную стадию этого перехода. Фантастическое – это зло, “иллюзорное”, ночное, водное и трагическое. Повседневное – это человеческое, “реальное”, дневное, земляное и комическое. Эта оппозиция исключает Божественное как таковое.
Противопоставляются инфернальные силы и человек.
В “Невском проспекте” иллюзорное (при всей своей негативной окрашенности) прекрасно. Это проистекает из исходной романтической установки. Но страх перед иллюзорным и торжество Пирогова над Пискарёвым – это прививка от романтизма, его преодоление. Сходные в эвфоническом отношении фамилии героев указывают на их некую взаимосвязь.
Пискарёв и Пирогов – “божественные близнецы”, бесконечно обменивающиеся элементами традиционных архетипических функций. Это мир, где добра не существует (как в гуманистическом, так и в православном понимании этого слова)». [Фомин О. Тайная символика в “Невском проспекте”. Традиционный этюд // Бронозовый век электронная версия. https://www.vekovka.h1.
ru/bv/bv23/23fomin.htm]
Красота обманчива, красота иллюзорна, она притягивает и губит людей, губит главного героя повести. Получается, что выжить в этом величии могут только пройдохи, как Пирогов.
В последних строках повести Гоголь говорит, о том, что доверять красоте Невского нельзя: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой.
Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций.
Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом.
Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». [Н.В.Гоголь. Повести. М – 1949. С.3]
Таким образом, можно сказать, что концепция красоты в изображении Невского проспекта своеобразна. Красота не спасает, а губит. Красота, которая должна нести положительные мотивы, несет ложь и обман. В целом Невский проспект – лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города.
Источник: https://studbooks.net/589242/literatura/analiz_kontseptsii_krasoty_povesti_nevskiy_prospekt
Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе
Из истории создания повести
«Невский проспект» впервые был опубликован в
сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую
оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать
над повестью в период создания «Вечеров на
хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
записной книге сохранились наброски «Невского
проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи
перед Рождеством» и «Портретом».
Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки
сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель»
(1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам
писатель не объединял их в особый цикл.
Все они
написаны в разное время, не имеют общего
повествователя или вымышленного издателя,
однако вошли в русскую литературу и культуру как
художественное целое, как цикл.
Это произошло
потому, что повести объединены общностью
тематики (жизнь Петербурга), проблематики
(отражение общественных противоречий), схожестью
основного героя (“маленький человек”),
целостностью авторской позиции (сатирическое
разоблачение пороков людей и общества).
Тематика повести
Основная тема повести — жизнь Петербурга и
судьба “маленького человека” в большом городе с
его социальными контрастами, вызывающими разлад
между представлениями об идеале и
действительностью. Вместе с основной
раскрываются темы равнодушия людей, подмены
духовности меркантильными
интересами, продажности любви, пагубного влияния
наркотиков на человека.
Сюжет и композиция повести
Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.
— Какую роль играет описание Невского
проспекта в начале повести?
— Какой момент является завязкой действия?
— Как складывается судьба Пискарёва?
— Как складывается судьба Пирогова?
— Какую роль играет описание Невского
проспекта в финале повести?
Гоголь соединяет в повести изображение общих,
типичных сторон жизни большого города с судьбой
отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга
раскрывается в описании Невского проспекта, а
также в авторских обобщениях по ходу
повествования. Таким образом, судьба героя дана в
общем движении жизни города.
Описание Невского проспекта в начале повести
является экспозицией.
Неожиданный возглас
поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их
диалог и следование за прекрасными незнакомками
— завязка действия с двумя контрастными
развязками.
Завершается повесть также описанием
Невского проспекта и рассуждением автора о нём,
что является композиционным приёмом, содержащим
и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.
Описание Невского проспекта
Рассматривается в ходе беседы. Примерные
вопросы.
— Какую роль играет Невский проспект в жизни
города, как к нему относится автор?
— Как показаны социальные контрасты и
разобщённость жителей города?
— Как выявляется несоответствие показной
стороны жизни дворянского сословия и его
истинной сущности? Какие качества людей
высмеивает автор?
— Как возникает мотив демона в описании
вечернего Невского проспекта в начале повести?
Как он продолжен в дальнейшем повествовании?
— Как связаны описания Невского проспекта в
начале повести и в финале?
Автор начинает повествование
торжественно-приподнятыми фразами о Невском
проспекте и отмечает, что это “всеобщая
коммуникация
Петербурга”, место, где можно получить “верные
известия” лучше, чем в адрес-календаре или в
справочной службе, это место для гуляния, это
“выставка всех лучших произведений человека”.
Вместе с тем Невский проспект — это зеркало
столицы, в котором отражается её жизнь, это
олицетворение всего Петербурга с его
разительными контрастами.
Литературоведы считают, что описание Невского
проспекта в начале повести представляет собой
своеобразный “физиологический” очерк
Петербурга.
Его изображение в разное время суток
позволяет автору охарактеризовать социальную
структуру города.
В первую очередь он выделяет
простых людей-тружеников, на ком держится вся
жизнь, и для них Невский проспект не является
целью, “он служит только средством”.
Простым людям противопоставлено дворянство,
для которого Невский проспект составляет цель —
это место, где можно показать себя. Иронией
пронизан рассказ о “педагогическом” Невском
проспекте с “гувернёрами всех наций” и их
воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках,
гуляющих по проспекту.
Показывая фальшь Невского проспекта,
скрывающуюся за его парадным видом изнанку
жизни, трагическую её сторону, разоблачая
пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их
лицемерие, автор использует ироническую
патетику.
Это подчёркивается тем, что вместо
людей действуют детали их внешнего облика или
одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким
пером, никакою кистью неизобразимые
Тысячи сортов шляпок, платьев, платков
Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не
снились никогда А какие встретите вы
длинные рукава”.
Описание проспекта дано в реалистическом
плане, вместе с тем рассказ о переменах на
Невском предваряется фразой: “Какая быстрая
свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”.
Иллюзорность,
обманчивость вечернего Невского проспекта
объясняется не только сумерками, причудливым
светом фонарей и ламп, но и действием
безотчётной, таинственной силы, влияющей на
человека: “В это время чувствуется какая-то цель
или, лучше, что-то похожее на цель, что-то
чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и
становятся вообще очень неровны.
Длинные тени
мелькают по стенам мостовой и чуть не достают
головами Полицейского моста”. Так в описание
Невского проспекта включаются фантастика и
мотив демона.
Переживания и поступки героя объясняются,
казалось бы, его психологическим состоянием,
однако могут быть восприняты и как действия
демона: “…Красавица оглянулась, и ему
показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на
губах её.
Он весь задрожал и не верил глазам своим
Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими
лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и
ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз,
будка валилась к нему навстречу, и алебарда
часового вместе с золотыми словами вывески и
нарисованными ножницами блестела, казалось, на
самой реснице его глаз.
И всё это произвёл один
взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не
слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким
следам прекрасных ножек…”
Так же двояко может быть объяснён и
фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная
пестрота лиц привела его в совершенное
замешательство; ему казалось, что какой-то демон
искрошил весь мир на множество разных кусков и
все эти куски без смысла, без толку смешал
вместе”.
В финале повести мотив демона проявляется
открыто: источником лжи и фальши непостижимой
игры с судьбами людей, по мнению автора, является
демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту!
Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
Он лжёт во всякое время, этот Невский
проспект, но более всего, когда ночь сгущённою
массою наляжет на него и отделит белые и палевые
стены домов, когда весь город превратится в гром
и блеск, мириады карет валятся с мостов,
форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам
демон зажигает лампы для того только, чтобы
показать всё в ненастоящем виде”.
Художник Пискарёв
Примерные вопросы для беседы.
— Как автор характеризует Пискарёва —
художника и человека?
— Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как
автор передаёт его чувство?
— Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв
бежал из “отвратительного приюта”?
— Как меняется внешний вид девушки?
— Как выражено авторское отношение к
красавице, как связан с ней мотив демона?
— Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь
иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему
реальную жизнь?
— Почему автор называет план Пискарёва
жениться на проститутке легкомысленным? Как это
подтвердилось?
— Как погиб Пискарёв, почему он неправ в
своём безумном поступке?
Пискарёв — молодой человек, художник,
принадлежит к людям искусства, и в этом его
необычность. Автор говорит, что он относится к
“классу” художников, к “странному сословию”,
подчёркивая тем самым типичность героя.
Как и других молодых художников Петербурга,
автор характеризует Пискарёва как небогатого
человека, живущего в маленькой комнате,
довольствующегося тем, что у него есть, но
стремящегося к богатству.
Это “тихий, робкий,
скромный, детски-простодушный, носивший в себе
искру таланта, может быть, со временем
вспыхнувшего широко и ярко”, человек.
Фамилия
героя подчёркивает
его обычность, напоминает о типе “маленького
человека” в литературе.
Пискарёв верит в гармонию добра и красоты,
чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он
пошёл вслед за незнакомкой только потому, что
увидел в ней идеал красоты и непорочности, она
напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка
оказалась проституткой, и Пискарёв трагически
переживает крушение идеалов.
Очарование красоты
и невинности оказалось обманом.
Беспощадная
действительность разрушила его мечты, и художник
бежал из отвратительного приюта, куда привела
его семнадцатилетняя красавица, красота которой,
не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с
улыбкой, исполненной “какой-то жалкой
наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и
пошло как будто вместе с непорочностью
оставляет и ум человека”.
Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва,
с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира,
венец творения, обратилась в какое-то странное
двусмысленное существо, где она вместе с
чистотою души лишилась всего женского и
отвратительно присвоила себе ухватки и наглости
мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем
прекрасным и так отличным от нас существом”.
Пискарёв не в силах перенести того, что красота
женщины, дающей миру новую жизнь, может быть
предметом торговли, ведь это поругание красоты,
любви и человечности.
Им овладело чувство
“раздирающей жалости”, отмечает автор и
объясняет: “В самом деле, никогда жалость так
сильно не овладевает нами, как при виде красоты,
тронутой тлетворным дыханием разврата.
Пусть бы
ещё безобразие дружилось с ним, но красота,
красота нежная… она только с одной
непорочностью и чистотой сливается в наших
мыслях”.
Находясь в сильном психологическом напряжении,
Пискарёв видит сон, в котором его красавица
предстаёт как светская дама, пытающаяся
объяснить посещение приюта своей тайной.
Сон
внушил Пискарёву надежду, которая разрушена
жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный
образ являлся ему почти каждый день, всегда в
положении, противоположном действительности,
потому что мысли его были совершенно чисты, как
мысли ребёнка”.
Поэтому он пытается
искусственно, принимая наркотик, уйти в мир
сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не
могут заменить реальную жизнь.
Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о
скромной жизни, обеспеченной собственным трудом,
отвергнута падшей красавицей. “Как можно! —
прервала она речь с выражением какого-то
презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы
заниматься работою”.
Оценивая ситуацию, автор
говорит: “В этих словах выразилась вся низкая,
презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и
праздности, верных спутников разврата”. И далее
в размышлениях автора о красавице опять
возникает мотив демона: “…Она была какою-то
ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить
гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”.
За время, которое художник не видел девушку, она
изменилась к худшему — бессонные ночи разврата,
пьянство отразились на её лице.
Бедный художник не мог пережить, по выражению
автора, “вечный раздор мечты с
существенностью”. Он не выдержал столкновения с
суровой действительностью, наркотик разрушил
его психику окончательно, лишил возможности
заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв
кончает жизнь самоубийством.
Он неправ в этом
безумном поступке: христианская религия считает
жизнь величайшим благом, а самоубийство большим
грехом.
Также и с точки зрения светской
нравственности лишение себя жизни недопустимо —
это пассивная форма разрешения жизненных
противоречий, ибо деятельный человек всегда
может найти выход из самых сложных, казалось бы,
неразрешимых ситуаций.
Описанием бедных похорон Пискарёва автор
выражает своё отношение к социальному
неравенству, выступающему за парадной
внешностью города, вызывает чувство сострадания
к простым людям, подчёркивает бессмысленность
гибели художника.
Поручик Пирогов
Примерные вопросы для беседы.
— Как автор характеризует Пирогова? Как
отмечает типичность героя?
— Почему Пирогов пошёл за блондинкой?
— Куда попал Пирогов вслед за красавицей,
кем она оказалась?
— Почему Пирогов ухаживает за замужней
дамой?
— Что высмеивается в образе Шиллера?
— Чем кончается история Пирогова?
— Что высмеивается в образе Пирогова, как
автор это делает?
— В чём смысл сопоставления образов
Пискарёва и Пирогова?
О поручике Пирогове автор говорит, что такие,
как он, офицеры составляют “в Петербурге
какой-то средний класс общества”, подчёркивая
этим типичность героя. Рассказывая об этих
офицерах, автор, конечно же, характеризует и
Пирогова.
В своём кругу они считаются образованными
людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят
потолковать о литературе: “хвалят Булгарина,
Пушкина и Греча и говорят с презрением и
остроумными колкостями об А.А.
Орлове”, то
есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина,
иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы
показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться
до полковничьего чина”, достичь обеспеченного
положения.
Они обычно “женятся на купеческой
дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею
тысяч или около того наличных и кучею брадатой
родни”.
Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о
его талантах, на самом деле раскрывает такие его
черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
самоуверенная пошлость, стремление подражать
тому, что входит в моду у избранной публики.
Наглядным примером подтверждает автор, что
главный предмет дум и стремлений Пирогова — это
чин. К людям ниже его по чину он относится
высокомерно.
Любовь для Пирогова — лишь интересное
приключение, “интрижка”, которой можно
похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько
не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой
ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность
его и блестящий чин дают ему полное право на её
внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами
о жизненных проблемах, стремится к
удовольствиям.
Испытанием чести и достоинства Пирогова
явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер.
Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил
полное отсутствие человеческого достоинства: “с
удовольствием провёл вечер и так отличился в
мазурке, что привёл в восторг не только дам, но
даже и кавалеров”.
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с
противоположными нравственными началами в
характерах героев. Комический образ Пирогова
противопоставлен трагическому образу Пискарёва.
“Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они
начали в один день, в один час преследование
своих красавиц, и как различны для обоих них были
следствия этих преследований! О, какой смысл
скрыт в этом контрасте! И какое действие
производит этот контраст!” — писал
В.Г. Белинский.
Шиллер, жестяных дел мастер
Образы немцев-ремесленников — жестяных дел
мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра
Кунца — дополняют социальную картину
Петербурга. Шиллер — воплощение
меркантильности.
Накопление денег составляет
цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий
расчёт, ограничение себя во всём, подавление
искренних человеческих чувств определяют его
поведение.
Вместе с тем ревность пробуждает
чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в
пьяном виде, не думая в этот момент о
последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.
Вопросы и задания для учащихся
— Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя
«Невский проспект».
— Напишите сравнительную характеристику
Пискарёва и Пирогова.
— Напишите сочинение на тему
«Художественное своеобразие повести
Н.В. Гоголя “Невский проспект”».
Можно использовать примерный план:
1. Композиция повести.
2. Значение контраста в повести.
3. Роль фантастики, мотив демона.
4. Фамилии героев, отсутствие имён.
5. Патетика и сатира в повести, приёмы
создания, примеры.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/gogol/izuchenie_povesti_n_v_gogolja_nevskij_prospekt_v_10_m_klasse/56-1-0-830