Цитаты из повести “белый бим черное ухо” г. троепольского: мудрые мысли о собаках и людях

Гавриил Николаевич Троепольский. Белый Бим Черное Ухо

Она поняла всё: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это всё равно, что хоронить живого.

Дорога есть дорога, она указывает, куда идти — никогда не собьешься, если взял правильное направление.

Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие.

В чужом подъезде глубокой ночью спала чужая собака. Бывает. Не обижайте такую собаку.

Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным.

И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово.

Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние.

Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.

Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж.

Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь — смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла.

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

И ложь бывает святой, как правда… Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

Источник: https://citaty.info/book/gavriil-nikolaevich-troepolskii-belyi-bim-chernoe-uho

Цитаты из книги «Белый Бим Чёрное ухо»

Гавриил Троепольский → Белый Бим Чёрное ухо

«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.»

«Мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил, мертвые только не стареют, оставаясь в сердце живых такими, какими они ушли. Так и у Ивана Иваныча: рана зарубцевалась в душе, но болит всегда.»

«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем‑то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.»

«Если кто-то родной уезжает навсегда, это страшно, тяжко до жути-провожать навсегда, это все равно, что хоронить живого.»

«Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города.»

«Дружба и доверие не покупаются и не продаются.»

«Нет на земле ни одного человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.»

«Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь.»

«Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать.»

«Зная необыкновенную собачью преданность и любовь, редко какой охотник скажет о собаке: «издохла», он всегда скажет: «умерла».»

«И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее — собачьим лицом.»

«И Бим уснул. Какое ему дело до того, кто он, его хозяин? Важно — он хороший и близкий.»

«Бывает, люди сходятся в больших делах и расходятся, а бывает, сходятся в малых делах, и надолго, на всю жизнь.»

«Молодой Иван слишком уж близко принял к сердцу свою маленькую ошибку. И это делает ему честь.»

«Истинно: все бывает и все проходит.»

«Удивительно, как бывают правы обе стороны, когда один говорит полуправду, а другой не знает второй половины правды.»

«Лесть после побоев — новое открытие Бима в его жизни.»

«Одиночество тяжкое, и никуда от него не денешься.»

«Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно — двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись — тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение.

Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся.»

«Игра на равных: хозяин без чутья, собака без ружья.»

«Бим понял, что только он, только он один может узнать, где птица, и что хозяин-то беспомощен, а нос у него пристроен только для виду.»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить цитату к книге «Белый Бим Чёрное ухо». Это не долго.

Источник: https://KnigoPoisk.org/books/gavriil_troepolskiy_belyy_bim_chernoe_ukho/citaty

Урок – размышление « Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (по произведению Г.Н Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

IV. Закрепление нового материала. Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

УУД:

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.

Обратимся с вами к герою повести – Биму.

—Чем больше всего покорил вас Бим?

(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

— Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

— Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13.

(Иван Иваныч – человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

— Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14.

«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», – пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

—-А как он относится к природе? – слайд 15.

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16.

” О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности”.)

Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: “Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – и счастливого и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, “незаметные” и “маленькие”, но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь”.

Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим “маленьким” человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

— Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18.

Обратите внимание

Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:

– Ждать, мальчик, ждать.

Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.

—Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.

Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

—учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…Пусть год пройдет, и век пройдет, 

А Бим все ждет…

—поиски хозяина. слады 26-27.

—Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23

Добрые: Злые:
Иван Иванович Даша, Степановна Матрена, Михей водитель скорой Тетка Семен Петрович “Серый” мать Толика

Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

—Добрых людей много, почему же зло победило?

На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.

—- Слайд 28.

Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее.

Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично – Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах.

Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:

“Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники…В России бывают и зимы, и весны обязательно”.

—В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».

– Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

– Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

– Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

– Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра. – слайд 29.

Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим.

Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. 
Помните – мы в ответе за тех, кого приручили! 

Какой след оставил Бим в вашем сердце?

«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»

Читайте также:  Дуняша в пьесе "вишневый сад" чехова: образ и характеристика, отношения дуняши и яши

«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»

«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»

«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!

Прости нас, Бим!..»


Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

—слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады.

Важно

На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима.

Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть.

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим… Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!— У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима. 

Заключительное слово учителя.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.

«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище”. Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: “А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?”

Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

—слово учащемуся.

Собачка на обочине сидела, Голодная, со сломанной ногой, И на людей так жалобно смотрела, Но люди обходили стороной. Собачка жалобно скулила И от прохожих помощи ждала, А от голода и боли выла, Была под сорок градусов жара.

 Но люди проходили мимо, Едва лишь на щенка взглянув, Другие пробегали торопливо, И головы не повернув.

 Я тоже мимо проходил, Я в школу очень торопился, Спасая от жары, под куст собачку посадил, В надежде после школы возвратиться, Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу, Ты, потерпи немножко, И накормлю, и напою, И вылечу больную ножку.

» В тот день мне на уроке не сиделось, Всё грезились её глаза, Молящие, просящие, как в горе у людей, И с них катилась крупная слеза. Когда к собачке подошёл, Она уже мертва была, Напрасно на людей смотрела, 

Напрасно от бездушных помощи ждала. 

Совет

Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

—слово учащимся 6 минипроект –интерактивное упражнение «Навигатор».

— в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…

«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»

«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».

Хотелось сказать людям: “Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urokrazmyshlieniiedobryiurokoghrustnoipoviestizhiestokostimilosierdiiepoproizviedieniiugntroiepolskoghobielyibimchiernoieukho

Сочинение «Книга о человечности» (по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Секция «Творческие работы, посвященные книгам-юбилярам»

Сочинение «Книга о человечности»

(по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

                                                               Работа ученицы 9 класса

                                                               МБОУ «Яна Булякская     ООШ»  

                                                               с татарским языком обучения

                                                       Харисовой Айзили Раушановны

                                                       Руководитель: учитель русского

                                   языка и литературы

                                                                Салахова Флюра Рафхатовна

                             т. 89625718625

2016 год

     Есть книги, которые сопровождают нас в течение всей жизни. «Белый Бим Чёрное ухо» – моя самая любимая книга. Это повесть, прославившая воронежского писателя Гавриила Троепольского. Написанная в 1971 году и посвященная А.Т.Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет.

     Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира. В 1975 году за повесть писатель удостоен Государственной премии СССР.

Обратите внимание

В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо»

     Автор назвал ее «трагическим романом о собачьей жизни».

     Первый раз я её прочитала в третьем классе, а после открывала ещё раз шесть или семь. Эта книга привлекает к себе внимание интересным названием, а когда прочитаешь первые строчки, потом уже будет не оторваться.

     Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

     Я хочу процитировать слова писателя, которые тронули меня до глубины души и заставили прочитать эту книгу: «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным.

Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние…».

 
     Эта повесть – сентиментальная история преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандартам породы, живёт вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем, который любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес.

 У хозяина и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. «…Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль  дружбы».

      Однажды Иван Иваныч попал в больницу, а Бим, потеряв хозяина, по недосмотру соседки выскакивает из квартиры. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей – добрых и злых, старых и молодых. Всех их мы видим глазами собаки. Бим подвергается разному отношению: от жалости и попыток помочь до жестокости.

     Друзья Бима – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.  Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека. 

Важно

     Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого. Враги Бима имеют только клички.

     Пройдя многие испытания и почти дождавшись хозяина, во время отлова собак Бим попадает в приют. Но хозяин застаёт на месте уже только тело Бима. «… Иван Иваныч положил руку на голову Бима – верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок.

Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли…»

     Иван Иваныч переживал: ведь собака стала частью его души, скрасила его одиночество.
     Каждый любитель животных очень тяжело переносит разлуку со своим любимцем.

Мы ждем при возвращении домой, что, когда откроем дверь, нам навстречу выбежит тот, за кого мы поручились в своё время. Тот, кому мы дали обещание всегда любить его, заботиться о нём, беречь изо всех сил. Ни одно животное не может обманывать, лицемерить и предавать.

Эти качества присущи только людям, но, к счастью, далеко не всем.

     Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих  верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

    «Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья.

Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт  человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится.

Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

     Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака, нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

Совет

     Хотя повесть кончается трагично, короткая жизнь собаки отразилась добром на многих судьбах. У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.

      Смерть собаки – укор для всех.

      Л.Н.Толстой писал: «Сострадание к природе так тесно связано с                 добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

     Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

   Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. “В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище”.

Но каждый ли? Человек, пришедший  безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

     Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: “А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?”

Читайте также:  Мораль басни "лжец" крылова (анализ, суть, смысл)

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/02/sochinenie-kniga-o-chelovechnosti-po-povesti-g-troepolskogo-belyy-bim

Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту Троеполького из повести «Белый Бим Чёрное ухо» | Литерагуру

Когда экзамен уже не за горами, важно уделить время, внимание и силы подготовке к нему. В этой непростой задаче вам помогут образцы сочинений, которые потребуются на ОГЭ. Здесь мы написали все три эссе по тексту Троепольского «Белый Бим, черное ухо».

Сочинение-рассуждение 15.1 по цитате Короленко

Задание: Напишите сочинение по цитате В.Г. Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

(93 слова)

Я солидарен со словами великого русского писателя В.Г. Короленко о том, что все полутона чувств и эмоций можно выразить посредством нашего великого и могучего языка.

Обратите внимание

Наша родная речь сложна, многогранна и красива. Так, в предложении 34 при словах «стремглав» и «барахтаться» читателю совершенно четко представляется картина, как Бим весело носится по полю, резвится, а форма имени в предложении 25 дает нам представление о любви хозяина к животному, выраженном в ласковом обращении.

Таким образом, наш русский язык – универсальное средство выражения для любой цели высказывания. Он не только многофункционален, но и прекрасен в своем разнообразии.

Сочинение-рассуждение 15.2 по цитате Троепольского

Задание: Как Вы понимаете смысл финала: «Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

(97 слов)

Я убежден, что без взаимопонимания дружбы быть не может, ведь только оно дает собеседникам темы для разговора и такт для того, чтобы в нужный момент помолчать.

Подтверждение своим словам я нахожу в тексте Г.Н. Троепольского. Человек осознает, что щенок грустит без матери и «задает грустные концерты» не просто так. Хозяин не сердится на него, а вместо этого проявляет ласку, которая утешает приятеля.  Поэтому в предложениях 9-10, 16, 27  мы видим благодарность и преданность  Бима по отношению к своему другу. Взаимопонимание навек сблизило их.

Соль и основа дружбы заключается в том, что товарищи понимают и принимают друг друга.

Сочинение-рассуждение 15.3 «Что такое дружба» по тексту Троепольского

(96 слов)

Слово «дружить» означает взаимовыручку, понимание и симпатию, которые люди бескорыстно проявляют друг к другу.

То же определение, безусловно, применимо к чувствам человека по отношению к собаке. Привязанность Ивана Ивановича и Бима очевидна (предложения 17, 22, 26-27). Хозяин ласков и заботлив с псом, а тот отвечает ему преданностью. Они хорошо понимают друг друга.

То же могу сказать и о моем коте Сёме. Он всегда чувствует, когда мне плохо, и ластится, чтобы меня успокоить. Я тоже стараюсь быть для него хорошей хозяйкой.

Важно

Дружба имеет великую ценность в нашей жизни, ведь на нее всегда можно опереться в трудную минуту.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochineniya-15-1-15-2-15-3-po-tekstu-troepolkogo-iz-povesti-belyj-bim-chyornoe-uho/

Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского Белый Бим Черное ухо на тему Судьба. У каждой собаки – своя судьба

Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо” на тему “Судьба. У каждой собаки – своя судьба”

Цели:

  1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

  2. Развивающие: развитие творческого воображения, аналитического мышления.

  3. Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг.

Эпиграф

Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить.

Г. Троепольский

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести Г. Троепольского “Белый Бим Черное Ухо”.

В литературе немало произведений о собаках.

Вспомните, какие из них вы читали?

(На доске: тема, эпиграф,портрет Троепольского, иллюстрации к произведению, журнал “Новый мир”)

Ученики.

  1. А.П. Чехов “Каштанка”,”Белолобый”

  2. А. Куприн “Белый пудель”

  3. Рассказы Э.Сетона- Томпсона, “Снап”

  4. Д.

    Лондон “Белый клык”

  5. Л. Андреев “Кусака” и др.

Учитель. Среди писателей, в чьих произведениях главный герой – собака, встречается имя Троепольского.

Давайте послушаем рассказ о писателе.

Ученик. Гавриил Николаевич Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя.

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Т. некоторое время преподавал в

сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта.

В 1937 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, позднее в течение многих лет лучшие свои работы Т. печатал в журнале “Новый мир”, редактором которого был Александр Трифонович Твардовский. Именно ему посвятил Троепольский своего “Бима”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

Учитель. Тема урока “Судьба. У каждой собаки – своя судьба”.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ученик. У каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная.

О Белом Биме, его судьбе, которая похожа на судьбу многих бездомных собак. О собаках, об отношении людей к животным, к животному миру. О разных судьбах собак.

Учитель. Мы поговорим о судьбе Белого Бима, из повести Г. Троепольского, поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова из этого произведения: “Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить”. Мы будем говорить о доброте, верности, бескорыстии, любви ко всему живому, милосердии. Расскажите, о чем повесть?

Ученик. Черноухий сеттер долго и тщетно ищет своего хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы

Учитель. Как, по-вашему, почему повесть имеет такое название?

Ученик. Бим объединяет все эпизоды, потому и названо произведение его именем, именно с его помощью писатель показал все самое сокровенное, что есть в людях.

Все истории персонажей так или иначе причастны к судьбе черноухого сеттера, отношением к нему они будут проверяться автором на человечность.

Учитель. Мы будем работать в группах, каждая работает с отдельными эпизодами, персонажами.

1 группа “Лучшие минуты Бима и его хозяина”

2 группа “Роль пейзажа в повести”

3 группа “Суровый мир, с которым столкнулся Бим”

4 группа “Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?”

Подготовьтесь, просмотрите материал. Пожалуйста, первая группа.

Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему “Лучшие минуты Бима и его хозяина”. Как же складывались взаимоотношения Ивана Ивановича с Бимом? Как зарождалась и крепла дружба, доверие, любовь между ними?

(Рассказы учащихся).

Учитель. Индивидуальное задание.

Какой прием автор использует в повествовании для убедительности изображенных событий?

Ученик. Для убедительности изображенных событий автор использует прием дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности психологической картины повести. По моему мнению, они помогают раскрыть образ Ивана Иановича, и мы много узнаем из них о Биме.

Совет

Рассказ о событиях заносится в дневник по горячим следам, но все же с некоторым временным разрывом. Эта временной отрывок между переживаниями и рассказом о нем позволяет осмыслить и проанализировать состояние героя, найти причины и объяснения его поступкам.

Отсюда выводы, которые делает Иван Иванович в своих дневниках.

При работе над содержанием дневниковых записей можно воссоздать нравственные принципы Ивана Ивановича

“Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…”

“Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом”

“Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все – во времени и движении”.

“…все более растет во мне жалость к птицам и животным”

“В осеннем солнечном лесу человек становится чище”

Учитель. Пожалуйста, вторая группа

Ученики. Наша группа работала по теме “Роль пейзажа в повести”.

Пейзаж всегда играл большую роль в произведениях И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова; их традиции продолжает Г.Троепольский.

Важной и ярко проявляющейся функцией пейзажа в повести является обозначение места и времени действия, о чем говорят названия глав: “Весенний лес”, “Желтый лес”, “На просторе полей. Необычная охота.

Побег”, “Лесная больница. Гроза в лесу”, “Лес вздохнул”. (Рассказ учащихся о событиях.)

Наиболее значительной функцией пейзажа является психологизм, традиционный для нашей литературы. Именно пейзажные зарисовки в повести создают психологический

подготавливают читателя к изменениям в их жизни.

Анализ эпизода “Гроза в лесу”. План. (Рассказ ученика.)

  1. Чтение отрывка.

  2. Какие слова(изобразительно-выразительные средства) точно и образно передают состояние природы?

  3. Как это описание помогает понять состояние Бима?

Учитель. Какую роль сыграл этот эпизод в жизни Бима?

Ответы учеников.

Учитель. Пожалуйста, третья группа

Ученики. Наша группа работала с эпизодами на тему “Суровый мир, с которым столкнулся Бим”

Мы получили карточки с предложениями, по которым вспомним об испытаниях в жизни Бима, мы разложили эти предложения в хронологическом порядке. (Карточки прикрепить на доску.)

Бим в фургоне у собачников

4. “Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал в удивлении, в неведении и горькой обиде”

Папа Толика, Семен Петрович, увез ночью Бима в лес

5. “Не верил он этому ласковому, вкрадчивому тону, этой лести и заискиванию после побоев. Бим начинал терять веру в человека”

Встреча с Серым

6. “Нет, не подал лапу Бим. Отвернулся и смотрел в пол. Впервые ослушался”

Первая встреча с Теткой, жалоба на Бима

Обратите внимание

7. “Он теперь будет ждать с оскаленными зубами, пока не уйдет враг, ждать, сколько бы времени на это не потребовалось”

Последняя встреча с Теткой, когда она сдала Бима собачникам

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-93014843.html

Взрослый разговор по книге Г. Троепольского “Белый Бим Черное ухо”

Цель: воспитать духовную культуру читателя.

Задачи:

  • учить вдумчивому чтению;
  • учить различать добро и зло;
  • учить бережному отношению к животным и людям;
  • показать суть равнодушия;
  • познакомить с музыкой В.А. Моцарта.

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.
Роберт Эберхардт

Ход урока

I. Юбилей Г.Н. Троепольского

2 слайд портрет Троепольского

29 ноября 20__г. исполняется __ лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского. Он родился в 1905 году, умер в 1995. Писать начал с конца тридцатых годов. Самая известная его книга – повесть “Белый Бим Черное Ухо” – написана в 1971 году.

Ей предшествовали очерки, рассказы, повести, роман, киносценарий.

Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому человеку.

В 1975 г. за книгу “Белый Бим Черное Ухо” автор удостоен Государственной премии СССР.

3 слайд обложка книги

II. О чем, на ваш взгляд, книга «Белый Бим Черное ухо»?

Книга повествует о собаке, умном, добром сеттере Биме, и о людях, добрых и злых, которых встречает Бим. Автор страстно защищает все живое на земле, говорит об огромной ответственности человека перед природой, учит добру, защищает правду и справедливость.

III. Какие отношения связывали Бима и его хозяина?

Хозяин Бима – Иван Иванович – ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим. Иван Иванович писатель.

У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Иван Иванович много перечитал книг про несоответствие окраса сеттеров, чтобы установить родословную Бима, хорошо знает повадки, понимает “собачий” язык.

Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.

IV. Расскажите о друзьях Бима 

В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря.

Среди людей у Бима много друзей среди взрослых и детей.

Это и кормившая его Степановна, ее внучка Люся, женщина Матрена в ватном пиджаке и ватных брюках, напоившая собаку водой, когда та тот пытался догнать поезд, увозивший Дашу. Пес, обессиленный, упал на рельсы. Матрена, укладчица железнодорожных шпал, хорошо понимает Бима и жалеет его. Ведь она сама испытала боль разлуки и одиночества.

“У этой грубоватой на вид женщины был теплый и спокойный голос” и добрая душа. Сторож Михей, накормившей умирающего Бима хлебом, размоченным в воде.
Даша – молодая женщина 30 лет с непростой судьбой: муж бросил, ребенок умер, живет на квартире. Именно она спасает Бима от разъяренной толпы, предлагающей изолировать собаку, якобы бешеную.

Она отводит Бима домой и заказывает для него ошейник с жетоном-пластинкой с надписью.

Среди детей – городской мальчик Толик и деревенский паренек Алешка, принявшие самое активное участие в судьбе Бима. Деятельное участие в спасении собаки проявили двое мальчиков: Толик и Алеша.

Толик живет в городе. Дома его окружают надоедливой опекой. Родители сваливают друг на друга вину за воспитание мальчика. Главное, чтобы он был одет, обут, сыт. Им нет никакого дела до души мальчика.

Впервые Толик встречает Бима в парке, где он с другими мальчишками гонял мяч. Мальчик в восторге от ученой собаки, играет с ней, кормит ее. Судьба разлучила Бима и Толика. Узнав на уроке про собаку с оторванной ногой, мальчик принимает решение отыскать Бима и находит его.

Ветеринар, осмотрев собаку, говорит Толику: “Ты хороший мужик, Толик. Молодец!” Второй раз судьба свела друзей, когда Бим изможденный, избитый в последний раз шел к родному дому. Родители обманули мальчика, оставив пса в лесу на съедение волкам.

Важно

Толик стал молчаливым, замкнутым, настороженным к близким. Он часто ходил в город на поиски своего друга.

Алеша – деревенский мальчик, возможно сверстник Толика. Работящий, знающий цену труда, чистый душой. В нем сочетались и степенность, и наивность, и простота. Алеша тоже отправляется на поиски Бима.

Страницы, посвященные друзьям Бима, написаны мягко, в светлых тонах. Прослеживается уважительное отношение автора к этим героям.

V. Почему друзья встречаются в финале книги?

Все доброжелатели Бима объединены. Они идут навстречу друг другу. Это закономерно, что в конце повести они встречаются: седой, как снег человек, и два мальчика. Ведь ведет их навстречу друг другу дух товарищества, одно желание, одна любовь к Биму.

VI. Расскажите о врагах Бима 

С гневной непримиримостью набрасывает автор портреты недоброжелателей – врагов Бима. Недоброжелатели есть как среди детей, так и взрослых.

Дети

Вспомните трех мальчишек, которые приставали к Люсе, когда она выгуливала больного Бима.

Взрослые

Толстый (все у него толсто) возмущается, что развели кобелей на проспекте. Его злит и то, что Бим не ест предложенную конфетку. Он производит в уме арифметический действия и подсчитывает, что в день на тысячу собак уходит тонны мяса.

Курносый: “человек с мясистыми обвислыми губами, крупно-морщинистый, с глазами навыкате” обвиняет Бима в распространении заразы.

Серый – коллекционер собачьих знаков. С виду важный, в очках, шляпе, он избивал Бима палкой по голове, грубо кричал на него, чтобы завладеть его знаком. Своим доносом он опорочил добрую собаку. В ответ пришло много писем, но мы удостоим внимания лишь одно из двух строк: “А на обоих ухах по черному если – бить?”

Клим – пьяница, отправившийся с Бимом на охоту. Недалекий человек, он не знал повадки собак и благородного сеттера заставлял добивать раненого зайца. Это было ниже достоинства интеллигентного сеттера. Жестоко избивает Бима и бросает его одного в лесу, испугавшись.

Тетка – “небольшого роста, визгливенькая и жирная. Она целый день сидит на скамейке с другими свободными советскими женщинами”. Она написала жалобу в домоуправление, что ее укусил Бим (хотя тот лишь лизнул ей руку).

Совет

Судьбе было угодно распорядится так, что в последний свой приход к дому. Тетка “… смотрела на Бима надменно, презрительно, уничтожающе и гордо, с сознанием чувства собственного достоинства, превосходства и правоты”. Она и распорядилась жизнью Бима – отдала его собачникам.

Даже они были возмущены, до какого состояния довела та собаку.

VII. Почему у врагов нет имен?

Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди, потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички: Тетка, Серый….

VIII. Что их объединяет, врагов Бима?

Враги Бима похожи друг на друга приземленностью, душевной тупостью и пустотой, лживостью, озлобленностью, хамством.

IX. Влияет ли происхождение, место жительства, работа, возраст, образование, национальность на людскую злобу?

Автор ярко показал читателю, что злоба рождается в пустом, бездушном человеке. Среди врагов показаны и взрослые и дети.

Хрисан Андреевич живет в деревне, пасет овец, занимается тяжелым деревенским трудом, но душой он богаче, чем отец Толика Семен Петрович, начальник, которого не интересуют душевные переживания сына, чем мать Толика, душу которой разъела чистота и равнодушие. Укладчики шпал, сторожа отзывчивее образованных интеллигентных горожан.

4 слайд Бим

X. Художественное чтение «Бим в фургоне»/отрывок из фильма

XI. Почему умер Бим?

Бим умер, ибо в мире существует зло. Пока оно существует, будут повторяться подобные истории. Заметьте, что из всех, попавшихся на пути Бима людей, хороших людей мало, больше злых, а еще больше тех, кто остался безучастным к судьбе собаки.

5 слайд лес

XII. Что такое равнодушие?

У человека много различных пороков, но есть среди них всем порокам порок. Называется он равнодушие.

Равнодушие – безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо.

Синонимы слова «равнодушие»: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, пассивность, бездушие.

Состояние души равно относится к беде, чужому горю, или радости.

Мир глазами равнодушного выглядит так:

  • Моя хата с краю, ничего не знаю.
  • Своя рубашка ближе к телу.
  • После нас – хоть потоп.
  • Наше дело – сторона.
  • Хоть трава не расти.

Роберт Эберхардт написал очень правильные слова: см. цитату урока.

Когда все хорошо и благополучно, человек остается на одном месте, его все устраивает, он не делает попыток что-то изменить и улучшить.

Когда враги – это мощнейший стимул искать выход, чему-то учиться, бороться, постигать новые пути и возможности, и при правильно сделанных выводах можно многого добиться. И за это стоит быть благодарными нашим врагам.

Куда хуже полное равнодушие вокруг – оно как зыбучий песок, в котором вязнет всякая инициатива…

Бойся равнодушия! Равнодушие, безразличие способны убивать.

Примеры равнодушия из жизни

Жара. Плавится асфальт. Пожилая женщина с полными сумками медленно движется по тротуару… Пауза. Она падает. Сумки разлетаются в разные стороны. Прохожие равнодушно проходят мимо. Это потом доктор вынесет вердикт – её можно было спасти, если бы вызвали «Скорую» чуть раньше. Она пролежала на солнцепёке долгие минуты, которые стали последними в её жизни…

9 летняя девочка Ирина погибла из-за людского равнодушия. В тот день класс отпустили пораньше с уроков и она, весело радуясь этому, как обычно бежала к дверям, с размаху прыгнув прямо в дверь, не заметив, что стекло в ней разбито. Осколки рассыпались во все стороны и перерезали кровеносные сосуды в паху.

Ее еще можно было спасти. Но людское равнодушие, в пассивной или активной форме убило ее. Мастер, устанавливавший стекло, еще был недалеко и попытался оказать первую помощь. Оказавшаяся неподалеку чья-то мамаша подняла крик, что-де мужчине неприлично раздевать девочку.

Казалось бы, если так считаешь, раздень сама, зажми кровоточащую рану – но нет. Не ее ребенок, равнодушие победило. Мастер плюнул и ушел. Кто-то бросился вызывать “Скорую помощь”, но на беду в тот день случилась большая авария на дороге, и все машины уехали туда, и ни одна не могла срочно приехать.

Обратите внимание

Попытались остановить такси – водитель взглянул и равнодушно возмутился: “Куда вы! Она мне всю машину кровью испачкает!”

Время шло, кровь остановить было некому… Еще оставалась надежда на срочное переливание крови.

Но врач “Скорой помощи”, которая, наконец, прибыла, этого не сделала, может, была слишком молодая и растерялась. Ира умерла там, в машине…

24 января 2011 года в московском аэропорту “Домодедово” произошел взрыв. 35 человек погибли на месте, еще двое позже скончались в больнице, более ста человек были ранены. Бомба сработала в зале прилета международной зоны. Взрыв официально признан терактом, который совершил смертник с закрепленном на теле взрывным устройством. На месте взрыва были обнаружены следы пластита.

Равнодушие к страданиям животного порождает равнодушие к беде человека. А сейчас ещё появилось желание заработать на этой беде. Молодой человек, который снимал и комментировал перед камерами взрыв в “Домодедово”, решил подзаработать и продал запись вместо того, чтобы оказывать помощь пострадавшим.

Человек! Бойся равнодушия!

Можно быть равнодушным к таким мелочам, как какое-либо направление в музыке, новые тенденции моды. Но быть равнодушным к войне, к погибающим людям, к сиротам, к брошенным детям и старикам… Если люди будут равнодушны друг к другу, не будут общества, не будет семей, дружбы, любви.

Равнодушие дает злу совершаться!

Равнодушный человек надеется, что все обойдется и без него. У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого. Равнодушие всегда маскируется. Оно обманывает. И само верит в свой обман. Равнодушные люди – полулюди…

, недочеловеки, и по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие методично убивает все живое в человеке, все чувства, уничтожает любовь, убивает веру в людей лишает и надежды.

Равнодушным людям не доступны краски жизни. Они не способны переживать, и не способны радоваться. Они не способны любить.

И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

XIV. Какую цель преследовал писатель, создавая эту печальную повесть? 

“…Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным…”

Зачем человеку дана жизнь? Что мы оставим после себя? В каждом человеке есть искра божья, есть талант. Чаще всего неразбуженный талант. Если сам человек не в состоянии понять свое предназначение, почему бы нам, его близким и друзьям, ни помочь. Со стороны виднее, стоит только внимательнее присмотреться.

Последний мировой факт признания и открытия нового таланта – Сьюзен Бойл.

Она спела свою знаменитую песню в рамках шоу Britain's Got Talent, но прошло почти полвека, прежде чем она сама решила расправить крылья, набраться смелости и преодолеть людское равнодушие к её таланту. Она попробовала, взлетела, то есть запела.

И!!! Стала мировой знаменитостью. [14]Она не соответствует шаблонным мировым стандартам оперных певиц, но её поцеловал Бог. Сколько она могла подарить миру своих творений, если бы не людское равнодушие!

Важно

Эта история имеет счастливый конец. Одна на миллион. Но вокруг нас живут люди с тлеющими надеждами, с почти пустыми глазами, для которых изменение чего-то в жизни – равно катастрофе.

Их никто не любит, они отвечают тем же. Посмотрите вокруг. Пора будить от мертвой спячки. Добавьте в свои отношения эмоций. Скажите комплимент родным и совершенно незнакомым людям. Признайте в других талант.

Он есть в каждом!

Цинизм и черствость человека настигают как-то буднично и незаметно. Сначала мы гоним кошку или собаку, просящую крошку хлеба или теплый угол, а завтра мы также поступаем с людьми…

В восточной философии душа представляет из себя цветок лотоса (аленький цветочек). А цветы, как известно, требуют тщательного ухода. Что же нужно для того, чтобы расцвел цветок вашей души? Иметь сердце, открытое для людей. Мудрые книги, обращение к красоте, духовности, – та живительная влага, так необходимая для цветка нашей души.

Книга Г. Троепольского – предупреждение. Бойся равнодушия и равнодушных людей! “С их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”. Книга Г. Троепольского – призыв. Люди, будьте человечны!

XV. Экспресс-опрос

Выскажите мысль (о жизни, людях, отношении к животным), которая запала вам в душу во время чтения или обсуждения книги. Например:

  • Не обижай бездомных собак, помоги им.
  • Люди, учитесь преданности и доброте у Бима!
  • Самый страшный укор – это укор мертвых, потому что они уже не смогут тебя простить.

  • Если человек сострадает и плачет, значит, у него есть душа.
  • Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
  • Человек, который много испытал в жизни, лучше понимает боль другого.

  • Не требуй от другого больше, чем он может тебе дать.
  • Скромный человек, но с огромной душой.

6 слайд памятник Биму

XVI. Художественное чтение «Подснежник»

7 слайд список ресурсов

Прочитана последняя глава. Закрыта книга. Завершена наша встреча.

Источник: https://zvonoknaurok.ru/load/russkaja_literatura/konspekty_urokov/vzroslyj_razgovor_po_knige_g_troepolskogo_quot_belyj_bim_chernoe_ukho_quot/5-1-0-2821

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]