Тема 17. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие биографические сведения. Сказки1
М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889). Краткие
биографические сведения
Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним
Н.Щедрин – с 1856 г.) родился в селе Спас-Угол
Калязинского уезда Тверской губернии.
По отцу Салтыков принадлежал к старинному
дворянскому роду, по матери – к купеческому
сословию. Детство писателя прошло в
тяжелой, деспотичной атмосфере.
Будущий
писатель получил неплохое домашнее
образование. Затем он учился в
Царскосельском лицее.
С 1844 года Салтыков в канцелярии, на
службе. С юных лет писатель имел
возможность изучать бюрократическую
систему Российского государства.
В 1840-е годы Салтыков испытал влияние
Белинского, разделял идеи утопического
социализма.
Писательский талант Салтыкова
сформировался под влиянием «натуральной
школы». Уже ранние его произведения
носили обличительный характер.
За них
в 1848 году писатель был сослан в Вятку.
Ссылка продолжалась до 1855 года.
После ссылки Салтыков служил в Петербурге.
С 1858 года он был вице-губернатором в
Рязани, затем вице-губернатором в Твери;
возглавлял казенные палаты в Пензе,
Туле, Рязани. Будучи крупным, влиятельным
чиновником, Салтыков нередко заступался
за крестьян, простых людей.
В 1868 году писатель вышел в отставку и
целиком посвятил себя литературной
деятельности. С 1868 по 1884 год Салтыков
был одним из издателей журнала
«Отечественные записки». К середине
1860-х годов окончательно сформировался
последовательный демократический пафос
творчества писателя.
Произведения
Щедрина имеют преимущественно сатирическую
направленность.
Наиболее известные сочинения Щедрина
– это «Губернские очерки» (1856), «История
одного города» (1869), «Господа Головлевы»
(1880). После закрытия «Отечественных
записок» Щедрин продолжал писать сказки,
которые выходили отдельными изданиями.
В конце жизни писатель создает цикл
автобиографических очерков «Пошехонская
старина» (1887–1889). Умер писатель в
Петербурге в 1889 году.
Сказки
История создания. Тематика
Сказки Щедрина можно рассматривать как
итогтворчества писателя. В них
Щедрин обобщает проблемы, поставленные
в ранее написанных произведениях. В
сжатой, лаконичной форме писатель дает
свое понимание российской истории,
судеб русского народа.
Первые три сказки Щедрина были опубликованы
в 1869 году. Это «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик» и «Пропала совесть».
Остальные сказки написаны и опубликованы
в1880-егоды.
Тематика сказок Щедрина чрезвычайно
широка. В своих сказках писатель
рассматривает государственную власть
и бюрократическую систему России,
взаимоотношения господствующих сословий
и народа, взгляды либеральной интеллигенции,
многие другие стороны российской
действительности.
Идейная направленность сказок
Большинство сказок Щедрина отличает
острая сатирическая направленность.
Писатель выступает с резкой критикой
административной системы Российского
государства («Медведь на воеводстве»).
Он обличаетжизнь господствующих
сословий(«Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил», «Дикий
помещик»). Щедрин вскрывает идейную
несостоятельность и гражданскую трусостьлиберальной интеллигенции(«Премудрый
пескарь»).
Неоднозначна позицияСалтыкова-Щедринапо отношению к народу.Писатель
ценит в народе трудолюбие, сочувствует
его страданиям («Коняга»), восхищается
его природным умом, смекалкой
(«Повесть…»).
Вместе с тем Салтыков-Щедрин
подвергает резкой критике смирение
народа перед угнетателями («Повесть…»).
Одновременно писатель отмечает бунтарский
дух народа, его стремление к свободной
жизни («Медведь на воеводстве»).
Краткий разбор отдельных сказок
«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»
Основная тема «Повести…» (1869) –
взаимоотношения господствующих
сословий и народа. Она раскрывается
на примере двух генералов, оказавшихся
на необитаемом острове, и мужика.
Салтыков-Щедрин, прибегая к приему
гиперболы, изобразил генералов крайне
ограниченными, с предельно узким
умственным кругозором. Их отличает
паразитизм, полная неприспособленность
к жизни. Как показывает автор, живут
генералы исключительно благодаря
мужику.
Народ же в лице мужика изображен в сказке
неоднозначно. С одной стороны, мужика
отличают такие качества, кактрудолюбие,
смекалка, умение решить любую проблему:
он может и еду добыть, и корабль построить.
С другой стороны, Салтыков-Щедрин в
полной мере выявляет рабскую психологию
мужика, покорность, даже самоуничижение.
Мужик нарвал генералам по десятку спелых
яблок, а себе взял одно кислое; он сам
свил себе веревку, чтобы не убежать от
генералов.
«Дикий помещик»
Основная тема сказки «Дикий помещик»
(1869) – вырождение дворянского сословияв условиях пореформенной России.
Щедрин показывает грубый произвол
помещикав отношении уже освобожденных
от крепостной зависимости крестьян.
Помещик наказывает крестьян штрафами
и другими репрессивными мерами.
В то же время, как и в сказке о двух
генералах, писатель стремится доказать,
что без мужиков помещик по-человечески
существовать не может: он попросту
превращается в зверя.
В своем произведении Щедрин использовал
традиционный сказочный мотив троекратного
посещения героя гостями. В первый раз
к нему приезжает актер Садовский с
актерками, затем четыре генерала, потом
капитан-исправник. Все они заявляют о
безграничной глупости помещика.
Салтыков-Щедрин высмеивает полемику
консерваторов-дворян с либеральной
интеллигенцией.В сказке неоднократно
звучит обращенный к либералам возглас
помещика о твердости души, о нежелании
идти на компромиссы.
«А уж докажу я этим
либералам, что может сделать твердость
души», – заявляет помещик.
Газета «Весть», постоянно упоминаемая
в сказке, приобретает значение символа
реакционной печати, защищающей интересы
помещиков.
«Премудрый пескарь»
В сказке «Премудрый пескарь» (1883)
Салтыков-Щедрин обличает либеральную
интеллигенцию.
По наблюдению Е.Ю.Зубаревой, в экспозиции
«Премудрого пескаря» звучит мотив
отцовского наставления, напоминающий
нам о «наставлениях» отцов Молчалина
и Чичикова. Отец завещал пескарю: «Пущего
всего берегись уды!» Этот завет определяет
главный жизненный принцип щедринского
героя: жить тихо, незаметно, уходить от
жизненных проблем в глубокую нору.
Живет пескарь в соответствии с наставлением
отца незаметно, незаметно и умирает.
Его жизнь представляет собой бессмысленное
существование, что подчеркнуто авторским
афоризмом: «Жил – дрожал, и умирал –
дрожал».
Бессмысленны и бесплодны, по убеждению
сатирика, и те либеральные принципы,
которые пескарь исповедует.
Щедрин
сатирически высмеял мечты либералов,
используя повторяющийся мотив «выигрышного
билета». Этот мотив звучит, в частности,
в сне пескаря. «Выиграл будто бы он
двести тысяч, вырос на целых пол-аршина
и сам щук глотает», – пишет Щедрин.
Смерть пескаря остается незамеченной,
как и его жизнь.
«Медведь на воеводстве»
Главная тема сказки «Медведь на
воеводстве» (1884) – взаимоотношения
власти и народа.
Образы животных отражают иерархию
властив деспотическом государстве.
Лев – царь зверей, Осел – его советник;
далее следуют Топтыгины-воеводы; потом «лесной народ»: звери, птицы, насекомые,
то есть, по словам Щедрина, мужики.
Чрезвычайно важен для понимания
щедринской сказки образ Истории.Он появляется уже в сказочном зачине,
повествующем о разновидностяхзлодейств–«блестящих»и«срамных».
«Злодейства крупные и серьезные нередко
именуются блестящими и в качестве
таковых заносятся на скрижали Истории.
Злодейства же малые и шуточные именуются
срамными», – пишет Щедрин. Мотив Истории
проходит через всё повествование о трех
Топтыгиных.
Суд Истории, по убеждению
Щедрина, выносит приговор деспотической
системе власти. Не случайно в сказке
отмечено, что «сам Лев Истории боится».
В сказке изображены трое Топтыгиных,
по-разному прославившихся на
воеводстве.
Топтыгин 1-йсовершил «срамное»
злодейство: Чижика съел. Несмотря на
последующие «блестящие» злодейства,
он был жестоко осмеян обитателями леса
и в результате отправлен Львом в отставку.
Топтыгин 2-йсразу начал с «блестящего»
злодейства: разгромил усадьбу мужика.
Однако тут же попал на рогатину. Здесь
мы видим явный намек сатирика на
возможность народного бунта против
власти.
Топтыгин 3-йотличался добродушным,
либеральным нравом. Однако во время его
правления злодейства продолжались.
Только это былизлодейства «натуральные»,
не зависящие от воли правителя. Тем
самым писатель стремится подчеркнуть,
что дело не в личных качествах воеводы,
а в самой системе власти, враждебной
народу.
Народв сказке «Медведь на воеводстве»
изображеннеоднозначно. Здесь мы
находимне только образ народа-раба,
как это было в «Повести о том, как один
мужик двух генералов прокормил».
В
образе мужиков-лукашей показаннарод-бунтарь, готовый содрать шкуру
со своего правителя. Недаром сказка
заканчивается сообщением о том, что
Топтыгина 3-го постигла «участь всех
пушных зверей».
Художественное своеобразие сказок
Жанровое своеобразие
Сказки Салтыкова-Щедрина представляют
собой новаторский жанр, хотя в основе
их лежат ифольклорные, илитературныетрадиции.
При создании своих произведений Щедрин
опирался на традиции народных волшебных
сказок и сказок о животных.Щедрин
нередко использует традиционный
сказочныйсюжет.
В произведениях
писателя часто присутствует сказочныйзачин(«Жили да были два генерала»;
«В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был помещик»).
Нередки
у Щедринаприсказки(«Он там был,
мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало»; «по щучьему веленью, по моему
хотенью»; «ни в сказке сказать, ни пером
описать»). В произведениях Щедрина
встречаютсяповторы, характерные
для народных сказок (три посещения
дикого помещика гостями; три Топтыгина).
Кроме фольклорных традиций (народные
сказки), Щедрин опирался и на литературные
традиции, а именно на жанр басни. В
основе щедринских сказок, как и басен,
лежит принципаллегории: с помощью
образов животных воссоздаются человеческие
характеры и общественные явления.
Недаром щедринские сказки иногда
называют «баснями в прозе».
В то же время сказки Салтыкова-Щедрина
нельзя отождествлять ни с народными
сказками, ни с баснями. Сказка у Щедрина
– это прежде всего образец политической
сатиры, заключенной в традиционную
форму сказки. Политическая сатира
Салтыкова-Щедрина несет в себезлободневное
содержание, актуальное для того
времени. Кроме того, она имеет глубокийобщечеловеческий смысл.
Некоторые сказки Салтыкова-Щедрина
имеют и свою собственную жанровую
специфику. Например, «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил»
несет в себе чертыробинзонады;
«Медведь на воеводстве» содержит
элементыисторической хроники, что
отчасти сближает это произведение с
«Историей одного города».
Принцип иносказания. Художественные
приемы
Среди художественных приемов, используемых
Салтыковым-Щедриным в сказках, отметим
следующие. Это прежде всего различные
формы иносказания (ирония, гипербола,
гротеск), а также речевыеалогизмы,афоризмы, другие художественные
средства. Вспомним, что сам по себе жанр
сказки уже предполагает иносказание
как основной принцип повествования.
Важнейшее средство иносказания в сказках
Салтыкова-Щедрина – ирония. В основе
иронии лежит принцип смыслового
контраста: определение предмета
противоположно его сущности.
Приведем примеры иронии. В «Повести…»
Щедрин замечает, что один из генералов
в свое время служил учителем каллиграфии,
следовательно, был поумнее другого.
Ирония в данном случае подчеркивает
тупость генералов. Приведем еще один
пример из той же сказки.
Когда мужик
наготовил генералам еды, они подумали,
не дать ли и тунеядцу частичку. Ирония
выявляет трудолюбие мужика и одновременно
презрительное отношение к нему генералов.
В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин
пишет, что у молодого пескаря «ума палата
была».
Ирония выявляет умственную
ограниченность пескаря-либерала. В
сказке «Медведь на воеводстве» отмечено,
что Осел у Льва «за мудреца слыл». Ирония
подчеркивает тупость не только Осла,
но и Льва.
В своих сказках Щедрин использует также
прием гиперболы.
Как известно, в
основе гиперболы лежит преувеличение
каких-либо свойств предмета или явления.
Приведем примеры гиперболы из сказок.
В «Повести…» Щедрин замечает, что
генералы даже слов никаких не знали,
кроме фразы: «Примите уверение в
совершенном моем почтении и преданности».
Гипербола выявляет крайнюю умственную
ограниченность генералов. Приведем еще
примеры.
Один из генералов убежден, что
булки «в том самом виде родятся, как их
утром к кофею подают». Гипербола
подчеркивает невежество генералов.
Щедрин пишет, что мужик сам себе свил
веревочку, чтобы не убежать от генералов.
С помощью данной гиперболы Щедрин
выявляет рабскую психологию народа.
Писатель рассказывает о том, что на
необитаемом острове мужик сам построил
корабль. Здесь с помощью гиперболы
подчеркивается мысль о народе-умельце,
о его способности к созидательному
труду. Дикий помещик у Щедрина с головы
до ног оброс волосами, ходил на
четвереньках, утратил дар членораздельной
речи.
Здесь гипербола способствует
выявлению физической и духовной
деградации помещика. В указанном случае
гипербола переходит в гротеск: здесь
не только преувеличение, но и элементы
фантастики.
Гротеск– важнейший художественный
прием, используемый Салтыковым-Щедриным.
В основе гротеска лежит сочетание
несочетаемого, соединение несоединимого,совмещение реальности и фантастики.
Гротеск является излюбленным художественным
приемом Салтыкова-Щедрина. Он помогает
художнику вскрыть самую сущность
изображаемого явления, остро обличить
его.
Приведем примеры. Генералы на необитаемом
острове нашли старый «нумер» «Московских
ведомостей». Данный пример подчеркивает,
что генералы живут идеями консервативной
прессы даже на необитаемом острове.
Прием гротеска используется Щедриным
и в сцене драки генералов: один откусил
у другого орден; при этом потекла кровь.
Гротеск выявляет здесь мысль писателя
о том, что орден является неотъемлемой
частью тела генерала: без ордена генерал
уже не генерал.
В сказке «Медведь на
воеводстве» Щедрин сообщает, что печатный
станок (в лесу!) был публично сожжен еще
при Магницком. Как известно, М.Л.Магницкий
– консервативный государственный
деятель эпохи Александра I.
В данном
случае гротеск подчеркивает условность
сказочного повествования. Читателю
становится ясно, что речь на самом деле
идет не о лесе, а о российском государстве.
Иногда писатель прибегает к речевым
алогизмам. В сказке «Дикий помещик»
Щедрин приводит следующее размышление
мужиков: «Видят мужики: хоть и глупый у
них помещик, а разум ему дан большой».
Речевой алогизм выявляет узость
умственного кругозора помещика.
В сказках Щедрин нередко использует
афоризмы, меткие выражения. Вспомним
совет Осла в адрес Топтыгина 3-го в сказке
«Медведь на воеводстве»: «Действуйте
по пристойности». Смысл афоризма
заключается в том, что в условиях
деспотизма для правителя самым важным
является соблюдение внешних приличий.
Сатирик с помощью меткой народной
пословицы сформулировал главный
жизненный принцип героини сказки
«Вяленая вобла»: «Уши выше лба не растут».
Данное выражение подчеркивает трусость
либералов.
В сказке «Медведь на
воеводстве» Щедрин пишет, что Топтыгин
1-й «не был зол, а так, скотина».
Писатель
стремился здесь подчеркнуть, что дело
не в личных качествах правителя, а в той
преступной роли, которую он играет в
государстве.
Вопросы и задания
1. Кратко охарактеризуйте жизненный
путь и творческую деятельность
М.Е.Салтыкова-Щедрина. В какой семье он
родился? Где получил образование? С
какого возраста начал служить? Каких
идей придерживался писатель? Как
называется журнал, который он издавал
в 1860–1880-е годы? Назовите основные
произведения Щедрина.
2. Какое место в творчестве Щедрина
занимают его сказки? В какое время они
создавались? Назовите основные темы
сказок.
3. Охарактеризуйте идейную направленность
сказок. Какие явления российской
действительности обличает в них Щедрин?
Каково отношение писателя к народу?
4.
Сделайте краткий разбор сказок «Повесть
о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый
пескарь», «Медведь на воеводстве».
5. Рассмотрите жанровое своеобразие
щедринских сказок.
На какие традиции
опирался писатель при их создании? В
чем проявилось новаторство Щедрина?
Расскажите о жанровой специфике отдельных
сказок.
6. Какой основной принцип лежит в основе
сказок Щедрина? Перечислите основные
художественные приемы, используемые
писателем в сказках.
7.
Дайте определение иронии, гиперболы,
гротеска. Приведите примеры и
прокомментируйте их. Приведите также
примеры речевых алогизмов, афоризмов.
8. Составьте развернутый план-конспект
на тему «Сатирический пафос сказок
М.Е.Салытова-Щедрина».
9. Напишите сочинение на тему: «Художественное
своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».
Источник: https://StudFiles.net/preview/6311699/page:19/
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин. – презентация
1
2 История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
3 Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
4 Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки – («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет – В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
5 Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. 1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел- меценат» и др.) 2)Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) 3)Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) 4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат
6 Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь
7 Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве
8 Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск – комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
9 К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков- Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков- Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
10
11
12
13 «Верный Трезор»
14
15
16
Источник: https://www.myshared.ru/slide/717836
Доклад: О сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в.
стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина.
Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также в 1880—1886 годах.
Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка.
Существует мнение, что, когда в творчестве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться.
Не потому ли сегодня малоизвестны “идейные” романы 20—30-х годов, скажем “Цемент”, “Соть” и прочие? Салтыков-Щедрин считал, что литература — это прекрасное средство в политической борьбе. Писатель убежден, что “литература и пропаганда — одно и то же”.
Салтыков-Щедрин — продолжатель русской сатиры Д. И. Фонвизина, Н. А. Радищева, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других великих писателей. Но он в своих произведениях усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными.
Однако они сегодня, пожалуй, не менее популярны, чем в XIX веке.
Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. “Диагност наших общественных зол и недугов” — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг.
Сосланный в молодости в Вятку, Михаил Евграфович хорошо изучил социальную несправедливость, произвол властей.
Убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам Салтыков-Щедрин проникся уважением.
Жизнь помещичьей семьи писатель прекрасно изобразил в “Господах Головлевых”, начальников и чиновников — в “Истории одного города” и многих других произведениях. Но наибольшей выразительности он достиг в произведениях малой формы, в сказках “для детей изрядного возраста”. Эти сказки, как справедливо отмечали цензоры, — самая настоящая сатира.
В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, военачальников и даже самодержцев. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми и высокомерными. Например, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
С едкой иронией Салтыков пишет: “Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.
Прав был Чехов, когда писал, что косность и скудоумие искореняются с большим трудом. В современной нам реальности часто встречаются герои произведений Салтыкова-Щедрина.
А русский мужик — молодец. Он все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик за смирение и низкопоклонство. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно выполняет приказ.
Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, всё время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной холопский дух. Наконец мужицкий мир исчез. И остался помещик один-одинешенек.
И, конечно, одичал, потерял человеческий облик. “Весь он… оброс волосами… а когти у него сделались, как железные”. Намек автора совершенно ясен: трудом крестьян живут помещики. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли.
Все это отобрано у крестьян, а главное — отнята свобода.
Салтыков-Щедрин не может и не хочет смириться с тем, что народ слишком терпелив, забит и темен. И потому выводит “господ” в карикатурном свете, показывая, что не так уж они страшны.
В сказке “Медведь на воеводстве” изображен Медведь, который своими бесконечными разоряющими крестьян погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, “содрали шкуру”. Идея сказки заключается в том, что в бедах народа виновато самодержавие вообще, а не только •жестокие или плохие чиновники.
Основной художественный прием в сказках Салтыкова-Щедрина — аллегория. И то, что Медведь оказался на рогатине, символично. Это своеобразный призыв народа к борьбе за свои права и свободы.
Также и в сказке “Коняга” в образе заморенной непосильным трудом лошади представлен народ-труженик, “сеятель и хранитель” родной земли, безграничных ее просторов, создающий ее красоту и богатство. А “Пустоплясы” — краснобаи-народники, которые на словах сочувствуют трудовому народу, его тяжелому положению, а на деле ведут такой же паразитический образ жизни, как и господа.
Сказка-символ, которая в аллегорической форме обобщает обличительный пафос отсталого самодержавного строя в России, — “Богатырь”. Уповают “людишки” на Богатыря напрасно: спит Богатырь.
Не приходит он к ним на помощь и когда пожар сжег русскую землю, и когда враг на нее напал, и когда голод случился. Только на свои силы нужно рассчитывать “людишкам”. А Богатырь в дупле не проснется, так как гадюки ему все туловище проели.
Поднимайся, Иван-богатырь, защищай землю родную, думай своей головой о ее будущем.
Каким бы ни было отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина в наши дни, но по-прежнему дорог нам писатель-сатирик своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. Многие его образы стали близкими и понятными нам сегодня.
Разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки “Дурак” о герое ее, что “совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет, оттого он к жизни приспособиться не может”? Спустя полвека М. Горький говорил о значении творчества М. Е.
Салтыкова-Щедрина: “Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости…”
Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/130105/
Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.
К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.
Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.
Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).
Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках — это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко.
Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.
Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.
Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием — генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.
“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу.
Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь).
Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.
Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, — опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.
Подобно заносчивым генералам, отплатившим мужику за спасение рюмкой водки да пятаком серебра, помещик (“Дикий помещик”) считает себя выше народа. Не способный дольше выносить “холопьего духу”, он просит Бога избавить его от крестьян, не понимая, что тем самым останется без кормильцев.
Притесняя и эксплуатируя народ, помещик превратился в паразита, ничего не умеющего и ни к чему не приспособленного, он может лишь “нежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Исчезновение крестьян привело не только к одичанию помещика, но и прекратился привоз продуктов в город, а затем, следовательно, государству никто не заплатил подати.
Автор призывает уважать народ, без которого “господам” просто не выжить.
Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина — “Коняга”, которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.
Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.
В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами” — такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.
В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы.
Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов.
Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.
Источник: https://MirZnanii.com/a/352657/svoeobrazie-skazok-mesaltykova-shchedrina
Салтыков-Щедрин. Сказки
Cлайд 1
Cлайд 2
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Cлайд 3
ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.
Cлайд 4
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Cлайд 5
Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Cлайд 6
Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки – («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет – В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
Cлайд 7
Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат
Cлайд 8
Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь
Cлайд 9
Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве
Cлайд 10
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск – комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
Cлайд 11
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Cлайд 20
Источник: https://bigslide.ru/literatura/33916-saltikovschedrin-skazki.html
Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка — излюбленный жанр многих русских писателей. К нему обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и многие другие писатели. Взглянуть на жанр сказки по-новому позволяют произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина.
К “Сказкам” Щедрин обратился на завершающем этапе своего творчества, подведя в них итог своих размышлений о российской действительности.
В эпоху жестокой правительственной реакции “Сказки” позволяли писателю в завуалированном виде критиковат существующие порядки. Кроме того, сказка, как всеми любимый жанр, открывала Щедрину пусть к массовому читателю.
В своих “Сказках” М. Е. Салтыков-Щедрн выступает прежде всего как писатель-сатирик. Он беспощадно бичует те явления современной ему жизни, которые всегда вызывали у него резкий протест.
Сказки вобрали в себя элементы сказки народной и литературной, элементы сказочной и реальной действительности, что вкупе с индивидуальным авторским стилем позволило им стать поистине оригинальными произведениями.
В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” мы встречаем множество традиционных сказочных оборотов: “жили были”, “по щучьему велению, по моему хотению”, “долго ли, коротко ли”, “он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало”, “ни в сказке сказать, ни пером описать” и т.п. Однако в народных сказках эти выражения являются только лишь присказкой. У Салтыкова-Щедрина же они имеют иронический смысл. Так, выражение “сказано – сделано”, примененное относительно генералов, заставляет улыбнуться, так как на самом деле генералы ни на какие решительные действия не способны. Концовка сказки (“он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало”) также используется не случайно. Ведь мужику, так расстаравшемуся ради благополучия генералов, действительно, ничего не досталось.
“Сказки” Щедрина пнаписаны эзоповым языком. Однако читателю всегда удается “расшифровать” писательские иносказания, направленные против глупости, чванства, лености, невежества, покорности и многих других пороков.
В «Сказках» Салтыков-Щедрин широко использовал и такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза, аллегория. В «Диком помещике» перед читателем предстает опустившийся богатый барин, который, оказавшись без слуг, превращается в совершенно дикое животное, поступки которого, конечно, гиперболизированы.
Аллегоричен образ премудрого пескаря. Автор высмеивает жизнь обывателя, боящегося всех и вся. Герой этой сказки постоянно сидит взаперти, боится лишний раз показаться из дому, с кем-нибудь заговорить, завести знакомство. Он живет замкнутой, скучной, жалкой жизнью.
Господствующий класс у М. Е. Салтыкова-Щедрина во многих сказках представлен в образах хищников. Мы видим невежественных медведей, злых и жестоких орлов, безграмотных львов и т. д. Однако в некоторых случаях сатирик делает довольно понятные намеки. Повествуя о Топтыгине, съевшем чижика, он сравнивает: «… все равно, как если б кто крохотного гимназистика до самоубийства довел ».
Характерна интонация сказок. В них откровенно звучит авторская ирония. Но насмешке подвергаются не только угнетатели, но и их жертвы.
Так мужик из вышеупомянутой «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» с удовольствием выстилает дно генеральской лодки лебяжьим пухом. М. Е.
Салтыков-Щедрин восхищается мастеровито-стью, умелостью, находчивостью простого русского мужика и в то же время не может не удивляться его вековому терпению.
В сказках Салтыкова — Щедрина нашли отражение самые высокие писательские идеалы.
Состоя на чиновничьей службе, Щедрин отличался своей неподкупностью, честностью, жаждой справедливости, уважением к простому человеку и вниманием к его нуждам.
Эти качества сатирик искал во всех тех, кто по долгу службы обязан был стоять на защите благ человека. Искали… не всегда находил. Но в этом случае перо писателя становилось беспощадным.
Источник: https://5litra.ru/soch/151-osobennosti-zhanra-skazki-v-tvorchestve-m-e-saltykova-schedrina.html
Особенности сатирических сказок м. е. салтыкова-щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из ведущих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинского, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй России второй половины девятнадцатого века.
Ни один писатель Запада и России не нарисовал в своих произведениях таких страшных картин крепостничества, как это сделал Салтыков-Щедрин. Сам Салтыков-Щедрин считал, что неизменным предметом его «литературной деятельности был протест против произвола двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустословия ГУ1
Расцвет творчества Салтыкова-Щедрина пришелся на семидесятые — восьмидесятые годы девятнадцатого века, когда в России сформировались благоприятные условия для развития капитализма. Реформа, которую проводило в то время царское правительство, не улучшила положения крестьян.
Салтыков-Щедрин любил крестьян и весь русский народ и искренне желал помочь ему. Поэтому произведения Салтыкова-Щедрина всегда были наполнены глубоким политическим смыслом.
В мировой литературе нет произведений, равных по политической остроте роману «История одного города» и сказкам Салтыкова-Щедрина. Любимым его жанром был придуманный им жанр политической сказки. Основная тема таких сказок — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых.
В сказках дана сатира на царскую Россию: на помещиков, бюрократию, чиновничество. Всего Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки.
Перед читателями предстают образы правителей России («Медведь на воеводстве», «Бедный волк»), помещиков, генералов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пискарь»).
Особенно яркое выражение в сказках получила любовь Салтыкова-Щедрина к народу, уверенность в его могуществе. Образ Коняги («Коняга») — это символ крестьянской России, вечно трудящейся, замученной угнетателями.
Коняга — это источник жизни для всех: благодаря ему растет хлеб, но сам он всегда голоден. Его удел — работа.
Почти во всех сказках образы угнетателей даются в противопоставлении угнетенному народу. Очень яркой в этом отношении является сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В ней показана немощность дворян, трудолюбие и умение мужика трудиться. Мужик честен, прямодушен, уверен в своих силах, сметлив, умен. Он может все: сварить суп в пригоршне, переплыть шутя океан.
Генералы в сравнении с ним жалки и ничтожны. Они трусливы, беспомощны, глупы.
Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению обывательщины. В сказке «Премудрый пискарь» главный ее герой Пискарь был «умеренный и либеральный». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться и побольше беречь себя.
Пискарь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не попасть в пасть щуки. Прожил он более ста лет, а когда пришло время умирать, то оказалось, что он ничего хорошего людям не сделал и никто его не помнит и не знает.
Во многих сказках Салтыков-Щедрин изображает тяжелую жизнь народа и призывает уничтожить несправедливый, бесчеловечный строй. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин обвиняет такой строй, который отстаивает интересы генералов, принуждающих работать на себя сильного, смышленого мужика.
В сказке генералы изображены как два тунеядца; это бывшие чиновники, дослужившиеся до генеральского чина. Всю жизнь они жили бездумно, на казенном довольствии, служили в какой-то регистратуре. Там они «родились, воспитались и состарились» и, следовательно, ничего не знали.
Очутившись на необитаемом острове, генералы даже не смогли определить, где какие стороны света находятся, и впервые узнали, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». В результате оба генерала чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами.
Но после настойчивых и долгих поисков генералы обнаружили наконец мужика, который, положив под голову кулак, спал под деревом и, как им показалось, «самым нахальным образом уклонялся от работы». Негодованию генералов не было предела. Мужик в сказке олицетворяет весь трудовой многострадальный народ России.
Щедрин в своем произведении отмечает его сильные и слабые стороны. Слабая сторона — безропотность и готовность народа подчиняться при его огромной силе. Мужик на несправедливость генералов отвечает не протестом, не возмущением, а терпением и покорностью. Жадные и злые генералы называют мужика «лежебокой», а сами пользуются его услугами и жить без него не могут.
Возвратившись домой, генералы загребли в казначействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», а мужику лишь выслали «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!». Традиционные сказочные приемы приобретают у Щедрина новое применение: они получают политическую окраску.
У Щедрина вдруг оказывается, что спасший генералов от гибели и накормивший их мужик «мед-пиво пил», но, к сожалению, «по усам у него текло, только в рот не попало». Таким образом, сатира Щедрина направлена не только на представителей правящих кругов. Сатирически изображен и мужик. Он сам вьет веревочку, чтобы генералы связали его, и доволен своей работой.
Создавая яркие политические сказки, Щедрин не загромождает их обилием персонажей и проблем, строит ее сюжет обычно на одном остром эпизоде. Само действие в сказках Щедрина развертывается быстро и динамично.
Каждая сказка представляет собой небольшой рассказ-повествование с использованием диалога, реплик и рассказов персонажей, авторских отступлений-характеристик, пародий, вставных эпизодов (например, снов), традиционных фольклорных приемов и описаний. Повествование в сказках ведется почти всегда от лица автора.
Так, в основе сюжета уже рассмотренной сказки о двух генералах лежит борьба двух генералов с мужиком. Из вступления читатель узнает, что генералы служили в регистратуре. Но вот генералы «по щучьему велению» оказались на необитаемом острове. Они вынуждены искать мужика.
Первая встреча генералов с мужиком является завязкой сюжета сказки. Далее действие развивается стремительно и динамично. Мужик за короткое время обеспечил генералов всем необходимым. Кульминацией сказки является приказ генералов мужику: свить для себя веревочку.
Отсюда вытекает идея сказки: довольно труженикам мужикам, создателям всех материальных благ на земле, терпеть унижение и рабство. Развязка сказки наступает, когда мужик отправляет генералов в Петербург, на Подьяческую улицу. Он получил за свой нелегкий труд жалкую подачку — пятак.
В сказке есть резко очерченные детали внешнего облика генералов: веселые, рыхлые, сытые, белые, в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. В этом описании проявляется юмор, переходящий в сатиру. Важным композиционным приемом в сказке являются сны генералов, а также описание природы.
Широко используется Щедриным и прием художественной антитезы. Так, генералы, попав на необитаемый остров, несмотря на изобилие еды, беспомощны и едва не умирают с голоду. Зато мужик, хотя и ест мякинный хлеб, почти ничего не имеет, кроме «кислой овчины», создает на острове все необходимые для жизни условия и даже строит «корабль».
В сказках сатирик часто прибегает к иносказаниям: в образах Льва и Орла-мецената он обличал царей; в образах гиен, медведей, волков, щук — представителей царской администрации; в образах зайцев, карасей и пескарей — трусливых обывателей; в образах мужиков, Коняги — обездоленный народ.
Характерной чертой сатиры Щедрина является прием сатирической гиперболы — преувеличение некоторых поступков персонажей, доводящий их до карикатуры, до нарушения внешнего правдоподобия. Так, в сказке о двух генералах гипербола полнее раскрывает неприспособленность царских чиновников к жизни.
Таким образом, можно сказать, что умелое использование автором художественных приемов помогло сделать его сказки одними из лучших сатирических произведений мировой литературы.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Особенности сатирических сказок м. е. салтыкова-щедрина. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/osobennosti-satiricheskix-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/