Композиция романа “евгений онегин” пушкина, фабула и особенности произведения

Евгений Онегин – Анализ. Особенности композиции – Сочинение

«Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции

«Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой.

Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит.

Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от нее в пользу романа — жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.

Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого — фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.

Жанр «Евгения Онегина» — роман в стихах — предполагает наличие двух художественных начал — лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев.

Обратите внимание

В прозаическом романе главное — герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень — сама стихотворная форма и образ автора. В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы (деформация звучания ролью значения) и поэзии (деформация значения ролью звучания).

Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы — онегинская строфа — был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой.

В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором — парная, а в третьем — опоясывающая.

Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными — мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов).

Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента.

Во- первых, она симметрична (центр ее — сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет).

В романе две сюжетные линии — линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.

Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.

Здесь искали:

  • особенности героев пушкина в евгении онегине

Источник: http://Sochineniye.ru/evgenij-onegin-analiz-osobennosti-kompozitsii/

Сюжет и композиция романа Пушкина “Евгений Онегин”

Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, знакомство с героями, завязка сюжета, его кульминация и развязка.

В соответствии со строгими литературными канонами написан и роман в стихах «Евгений Онегин». В романе 8 глав. Глава первая намечает экспозицию. Начинается она размышлениями главного героя – Евгения Онегина, который находится в пути к деревне своего дяди.

Дорога долгая, и автор позволяет себе лирические отступления, помогающие читателю понять, в какое время происходят события данного романа. Таким образом, намечается время и место действия.

Одновременно Пушкин знакомит нас со своим героем, рассказывает о его воспитании, интересах, характере.

Важно

Вторая глава продолжает экспозицию, она знакомит читателей с другими героями описанной Пушкиным истории – семейством Лариных, Владимиром Ленским, которым предстоит стать главными действующими лицами сего произведения.

В 3-й главе происходит завязка сюжета. Онегин, успевший подружиться с молодым помещиком и завидным женихом — Владимиром Ленским, сначала напрашивается, а потом и приезжает в гости к Лариным. Здесь его замечает старшая дочь Лариных, Татьяна, которая влюбляется в него. В этой же, третьей главе она пишет Онегину письмо. Сюжет начинает развиваться.

В четвертой главе происходит объяснение Онегина с Татьяной, в котором Евгений, по сути, отверг нежные чувства провинциальной девочки. Татьяна предается грусти, Владимир Ленский, напротив, счастлив с Ольгой.

Так наступает зима, подходят святки. Приближается кульминация романа – ее самый напряженный момент. Предваряет кульминацию сон Татьяны. Он как бы готовит читателя к предстоящим в романе событиям: празднику именин, ссоре Ленского с Онегиным и дуэли, на которой Ленский был убит.

Онегин понимал, что все можно было исправить, что он был неправ в отношении  Ленскому. Пусть Ленский проявляет горячность, он молод, и ему простительно. Но он, Онегин ведь старше и мудрее.

Все можно было бы исправить, но…

в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

И вот это самое общественно мнение не позволило Онегину сделать шаг к примирению.

Онегин выстрелил первым. Казалось, что он даже не целился. Или оказался более опытным стрелком? Как бы там ни было, Ленский погиб, не успев сделать своего выстрела.

За кульминацией следует развязка сюжета. И надо заметить, что развязка весьма напряженная, особенно последние стихи, где описана встреча Онегина и Татьяны наедине. Впрочем, мы забегаем вперед.

Глава седьмая рассказывает о сестрах Лариных, о том, что стало с ними после гибели Ленского. Ольга вскоре вышла замуж за улана и уехала с ним к месту его службы. Татьяна осталась одна.

Совет

Она несколько раз посещала имение Онегина, где с разрешения ключницы пользовалась его библиотекой, читала книги с его пометками.

И это времяпрепровождение в усадьбе Онегина позволило ей понять душу любимого ею человека.

Тем временем родственники и соседи были озабочены тем, что Татьяна засиделась в девушках, а ей пора было выходить замуж. На семейном совете решили везти ее в Москву на ярмарку невест.

Последняя 8-я глава повествует о встрече Татьяны, ставшей супругой пожилого князя, приближенного ко двору, генерала царской армии, и Онегина. В этой же главе рассказывается о любви Онегина к Татьяне. Роман заканчивается разговором Татьяны с Онегиным, во время которого молодая светская дама преподнесла Онегину урок.

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Роман заканчивается звоном шпор вернувшегося князя. В этом звоне слышится готовность хозяина дома в любой момент защитить честь своего имени, и любимой супруги.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/syuzhet-i-kompozitsiya-romana-evgenij-onegin.html

Композиция романа Евгений Онегин

В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали. 

Основная особенность композиции

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа.

Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций.

И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но она отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению. 

Обратите внимание

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями столичный франт, который может часами собираться на бал, светские вечера и в театр.

Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.

Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой. 

Перемены отображаются и в Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Задумчивость, мечтательность и книги – ее главные спутники.

В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, строя произведение на контрастах.

 

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. 

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Встречается пейзаж всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны. 

Открытая концовка

Поэт оставляет незавершенным роман, приводя читателя к загадкам и рассуждениям: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

Источник: https://evgenij-onegin.ru/issledovaniya-romana/kompozitsiya-romana-evgenij-onegin/

Композиция романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

| Печать |

Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об отсутствии цельности в романе. Но Пушкин и сам говорил об особенностях своего произведения:

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Автор уже в первой главе признается, что писал ее без плана и найденные в ней противоречия исправить не желает. Но, с другой стороны, роман является целостным произведением, отличающимся своей стройностью, четкостью и законченностью.

Сюжет “Евгения Онегина” необыкновенно прост, если не сказать банален. В романе представлены всего две сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский, то есть любовная и личная. В романе отсутствует традиционная развязка – герой не приведен автором ни к смерти, ни к свадьбе, он покинут в злую для него минуту.

Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для него важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. Известный критик В. Г.

Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться. Д. Благой же понимал значение открытого финала как один из законов поэзии Пушкина.

Он видел в нем значимое умолчание – один из приемов поэта, при котором пустота, наделена большим смыслом и не имеет слов для выражения. Как бы то ни было, мы понимаем, что открытый финал использовался Пушкиным специально, и это не недостаток, а подтверждение таланта поэта.

Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе.

Важно

Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”.

Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги.

При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Прием кольцевой композиции раскрывает перед читателем кризис души Онегина. Он смотрит на жизнь глазами Татьяны – “смиренной девочки”. Ее переживания, которые тогда казались ему смешными, теперь являлись предметом его жизни. Эти переклички показывают изменения, происходящие в характере Онегина.

Читайте также:  Цитаты из повести "прощание с матерой" распутина

В первой главе Евгений впервые появляется в свете, затем покидает его и образовавшееся свободное время не занимает ни сочинительством, ни чтением. В последней главе читатель вновь замечает Онегина в высшем свете. Но свое затворничество он способен с большим толком разнообразить чтением и творчеством.

Евгений научился читать “духовными глазами” “меж печатными строками”, “чуть не сделался поэтом”.

Также возвращение в прошлое позволяет нам сопоставить два образа Татьяны: как деревенской девушки и как светской дамы. Читатель наблюдает внутреннюю эволюцию жизненных позиций героини, ее взросление, способность контролировать свои эмоции, быть сдержаннее. Но в то же время это обличает несостоятельность ее образа. Татьяна, как и прежде, оказывается не в силах понять Онегина.

В прошлом она измеряла возлюбленного по рамкам сентиментального героя, затем героя романов Байрона, пытаясь воспринимать Онегина через литературные стандарты. Но он не Чайльд Гарольд, и не он являлся ей во снах. Онегин не подходил ни на одну из этих ролей.

Совет

Так и сейчас Татьяна не способна поверить в искренность его чувств, осознать их значимость как попытки установиться и реализоваться в этом мире.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим. Эти внесюжетные разговоры автора с читателем и его размышления на различные темы довлеют над сюжетом и даже иногда обуславливают его дальнейшее развитие.

Таким образом, очень часто мы имеем дело не столько с сюжетом, сколько с его обыгрыванием.

Роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании, что становится одной из важнейших тем, затрагиваемых в произведении.

Также лирические отступления делают возможным использование в романе инверсии. Автору важно был изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения.

Становится ясно, что в построении композиции романа “Евгений

Источник: https://www.school-essays.info/kompoziciya-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Презентация на тему: Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Презентация на тему: Композиция романа А.С.

Пушкина «Евгений Онегин»

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

МОУ «Оранжерейнинская СОШ» Композиция романа А.С.Пушкина«Евгений Онегин» Презентация была выполнена учителем Русского и Литературы Михайловой Ольгой Евгеньевной

№ слайда 2

Описание слайда:

Жанр произведения Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».

№ слайда 3

Описание слайда:

Сюжетные линии романа 1 сюжетная линия Онегин – Татьяна:Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла – она влюбилась)Разговор с няней – письмо ОнегинуЧерез два дня объяснение в садуСон Татьяны.

Обратите внимание

ИмениныТатьяна приходит в дом ОнегинаОтъезд в МосквуВечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…)Письмо к Татьяне.

Объяснение 2 сюжетная линия Онегин – Ленский:Знакомство в деревнеРазговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт)Именины ТатьяныДуэль

№ слайда 4

Описание слайда:

Композиция Глава 1 – развернутая экспозицияГлава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии)Глава 8 – развязка I сюжетной линии

№ слайда 5

Описание слайда:

Открытость романа – важная композиционная особенность Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел Развязка I линии: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.

№ слайда 6

Описание слайда:

Принцип организации романа Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах:встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

№ слайда 7

Описание слайда:

Параллелизм романа Цельность Татьяны противопоставляется натуре ОнегинаОнегин – Но я не создан для блаженства, – Пред вами в муках замирать Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство! Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я…ТатьянаЯ вас люблю (к чему лукавить?)…

№ слайда 8

Описание слайда:

2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)

№ слайда 9

Описание слайда:

Антитеза частей романа Глава 1 – Петербург – жизнь ОнегинаГлава 2 – Деревня – жизнь Татьяны

№ слайда 10

Описание слайда:

Важно

Основная композиционная единица романа – глава Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.

№ слайда 11

Описание слайда:

Композиционная роль лирических отступлений Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых , неподкупных, Непостижимых для ума…2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).

№ слайда 12

Описание слайда:

Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы: Иди же к невским берегам Новорожденное творенье.

И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…

№ слайда 13

Описание слайда:

Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.Перед объяснением с Онегиным;Перед сном Татьяны;Перед дуэлью.Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я.

№ слайда 14

Описание слайда:

Композиционная роль пейзажа Показывает ход времени в романе.Характеризует духовный мир героев.Часто сопутствует образу Татьяны.

№ слайда 15

Описание слайда:

Роль вставных элементов Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей.

Совет

Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны.

Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: – песня девушек – перед объяснением с Онегиным; – сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.

№ слайда 16

Описание слайда:

Композиционная роль внутреннего времени романа Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.

В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.

№ слайда 17

Описание слайда:

Композиционная роль предметно-бытовой детали Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа

№ слайда 18

Описание слайда:

Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

№ слайда 19

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/kompozicija-romana-aspushkina-evgenijj-onegin.html

Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” – первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому.

“Евгений Онегин” – лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”. В романе выделяются две сюжетные линии.

Первая – это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая – это взаимоотношения Онегина и Ленского.

Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем – “молодым повесой” Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице.

Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии -знакомство Онегина с Ленским:

Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились, потом Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Обратите внимание

Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина: Пора пришла, она влюбилась…

Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени:

Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она “по-русски знала плохо”.

Герой “тронут был” признанием юной девушки, но “жизнь семейным кругом” ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее “учиться властвовать собой”. Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии.

Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая “страстью нежной”, видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события – смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии.

Именно на именинах Татьяны Онегин “поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить”. Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга и решил:

Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его.

Соответственно, главу шестую мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии. Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала.

Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, “законодательница зал”, занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо.

Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

Однако следует отметить важную композиционную особенность романа – это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности.

Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:

Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел…

Важно

Онегина же автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной:

И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда.

Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации – это симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение. При этом Татьяна и Онегин меняются местами.

В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором — на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, – говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”. Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”…

Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны.

Читайте также:  Иван игнатьич в романе "капитанская дочка" пушкина: образ, характеристика, описание

Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава – это описание петербургской жизни, а вторая – показ жизни поместного дворянства. Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.

Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума…

Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны непосредственно с образом автора в романе:

Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к твоим ногам.

Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью.
Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Совет

Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Итак, несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней с легкой небрежностью. Поэт оставляет незавершенным роман, главы, строфы, строчки.

Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” – уникальное произведение в русской литературе.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/pushkin-a-s/osobennosti-kompozicii-romana-a-s-pushki.html

“Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа

Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание “Евгения Онегина” вышло в 1833 году.

По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века “Евгений Онегин” – явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени. Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

В “Евгении Онегине” с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому “свету”, а Татьяна – к патриархальному дворянству.

Ленский занимает промежуточное положение между “светским денди” и “уездной барышней”: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды.

Судьба героев романа – гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с “постылой жизни мишурой”, – свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье:

…француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил, И в Летний сад гулять водил… о моде в высшем свете для молодых людей:

Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет… о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина…

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что “украшало кабинет философа в осьмнадцать лет”, чем и с кем торговала Россия той эпохи.

Рисуя высший свет Петербурга с “необходимыми” глупцами, клеветниками, чопорными “бальными диктаторами”, Пушкин не забывает “о соли светской злости”, о “накрахмаленных нахалах”, о характерах и нравах высшего света.

Обратите внимание

Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных “бессвязный пошлый вздор”, “ярмарку невест”, Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России:

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их “патриархальная” строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам.

Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой – “свежие мечтанья” истлевают, “как листья осенью гнилой”.

Широкое и правдивое изображен”? этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод:

“Евгений Онегин” – уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе.

Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, “в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением”. Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое – это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор – лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор – лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Важно

Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований (Болдинская осень). В романе-дневнике отражено пережитое, в нем “холодные наблюдения ума”, и “горестные заметы сердца”, и раздумья о времени и о себе.

В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями.

В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета.

Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман “поэтической биографией” Пушкина.

“Роман героев” существует внутри “романа автора”. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы “Евгения Онегина”.

В романе слились два начала – лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

В них автор, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию.

В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея “он безмятежно расцветал” и к нему стала “являться Муза”, о вынужденном изгнании – “придет ли час моей свободы?”

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда “трещат морозы”, весна.

Совет

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

“Евгений Онегин” А. С. Пушкина: автор и герои; фабула, сюжет, жанровое своеобразие; человек и среда, особенности реализма романа

Другие сочинения по теме:

  1. Композиция и сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин” Мы не знаем, как следует ни первоначального плана “Евгения Онегина”, ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что…
  2. Евгений Онегин Евгений Онегин – главный герой романа, молодой Евгений Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нем…
  3. История создания романа Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее…
  4. Охарактеризуйте произведение “Евгений Онегин” Александра Пушкина как социально-психологический роман в стихах Немало литературоведов старались определить жанр романа “Евгений Онегин”. Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже “энциклопедией” русской жизни….
  5. Сюжет романа “Евгений Онегин” – Часть вторая На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек,…
  6. Время и действие романа Пушкина “Евгений Онегин” В какое время живут и действуют персонажи пушкинского романа? Рассчитать нетрудно: Онегин не участвовал в Отечественной войне 1812 года. Она…
  7. Общий смысл романа “Евгений Онегин” Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу…
  8. Сюжет романа “Евгений Онегин” – Часть первая Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцатичетырехлетний Евгений…
  9. Собственные размышления о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период…
  10. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет…
  11. “Евгений Онегин” – “Поэзия действительности” Это одна из важнейших особенностей романа. С ней связано определение этого романа самим Пушкиным как “свободного”, а кроме того своеобразие…
  12. Сюжетная линия Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух…
  13. Замысел романа “Евгений Онегин” Белинский справедливо назвал “Онегина” “самым задушевным произведением Пушкина”, в котором с наибольшей полнотой отразились “вся жизнь, вся душа, вся любовь”…
  14. “Евгений Онегин” самое задушевное произведение Пушкина У Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа,…
  15. Историзм и реализм романа “Евгений Онегин” В книге о романе “Евгений Онегин” Н. Л. Бродский обстоятельно раскрывает поистине энциклопедическую насыщенность пушкинского романа всевозможными намеками, реминисценциями и…
  16. Дайте характеристику образа Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина “Евгений Онегин” Образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин” изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной –…
  17. “Евгений Онегин” величайшее творение Пушкина Первые строфы “Евгения Онегина” возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском….
  18. Своеобразие характера Татьяны в романе “Евгений Онегин” …что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте… в том, что она…любит без искусства, Послушная влеченью…
  19. Татьяна и Онегин в романе Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна…
  20. Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на…

Источник: https://ege-russian.ru/evgenij-onegin-a-s-pushkina-avtor-i-geroi-fabula-syuzhet-zhanrovoe-svoeobrazie-chelovek-i-sreda-osobennosti-realizma-romana/

Сюжетно-композиционные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Одной из замечательных особенностей пушкинского гения яв­ляется гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определен­ность, стройность и соразмерность — основные композицион­ные свойства пушкинских творений.

Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина «ко­нец гармонирует с началом». Действительно, одним из из­любленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда оно нача­лось.

Образцом подобной композиции является роман «Капи­танская дочка», где действие начинается и завершается в по­местье Гриневых.

Кольцевая композиция характерна и для романа «Евгений Онегин», в котором действие начинается и завершается в Петербурге.

Вообще, роман этот отличается довольно сложной компо­зицией. Во-первых, стоит отметить симметричность ее, о чем писал еще Д. Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в ро­мане как будто отражены в зеркале. Попробуем проследить это, проанализировав текст.

Читайте также:  Иллюстрации к "повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" салтыкова-щедрина (картинки, рисунки)

В «Евгении Онегине» два главных героя, которые постав­лены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его — экспозицией, завязкой, развитием дей­ствия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом ан­титетичны по своему смыслу и содержанию.

Так, экспозиция в сюжетной линии Татьяны — рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни. Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:

Обратите внимание

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод…

Здесь же поэт раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Она никогда не любила шумных детских игр, ветреных проказ, занятий рукоделием, предпочитая мечтать в одиночестве или же читать романы.

Картины детства и воспитания Онегина представляют со­бой экспозицию в сюжетной линии героя. Все «атрибуты» детства Онегина явно противопоставлены тому, что составля­ет воспоминания детства Татьяны. Его воспитывает француз- гувернер, ее — «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка.

Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре — девочка же неосознанно тя­нется к культуре русской, которая началась для нее с рус­ских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера. Его во­дят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся «бескрайние просторы деревенской природы — поля, холмы и рощи.

Да и сам ритм петербургской жизни противо­стоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружаю­щих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность.

Он обычный светский повеса, ловкий и любез­ный молодой человек, живущий в полной гармонии с окру­жающими.

И лишь в финале «онегинской экспозиции» поэт выделяет в нем индивидуальные черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум».

Завязка в сюжете Татьяны — ее знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Важно

Появление «столичного гостя» в тихой, провинциальной жизни окружено здесь неким ореолом, как всегда Онегина со­провождает помпезность, вокруг имени его поднимается шум.

Завязкой сюжетной линии Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, — думает Евгений, —

Ужель она? Но точно…Нет…

Как! из глуши степных селений…»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил

Смутно Ему забытые черты.

Если появление Онегина в деревне сопровождалось некой помпой, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых дога­док, «все тихо, просто было в ней».

Развитие действия в сюжетной линии Татьяны — даль­нейшее развитие ее чувства.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, од­нако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллекту­альных интересов: «Воображаясь героиней своих возлюблен­ных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете — развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого): «Сомненья нет: увы! Евгений В Татья­ну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он».

В линии Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины. Там была на­дежда, здесь — безнадежность (о которой догадывается чита­тель). В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному» (В. Г.

Белинский), во втором любовь уже свободна от литера­турного влияния.

Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо — «души доверчивой призна­нья». Это кульминация первого сюжета. В этом письме рас­крывается мировосприятие героини — ее вера в Провидение, в промысел Божий. И одновременно здесь звучит мотив по­корности судьбе:

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное…

Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма — он сам. Если в письме Татьяны основ­ной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминируют собственные переживания. Он пишет о себе, о своих чувствах.

Как и в письме Татьяны, здесь возника­ет мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя, да еще, наверное, в сознании его: «Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе».

Совет

В действиях же Онеги­на все то же неуважение к настоящему положению- вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.

Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассмат­ривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость смиренной девочки любовь». За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.

Развязка второго сюжета — объяснение героев в Петербур­ге. Онегин встречается с Татьяной и выслушивает ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж — судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, поражен­ный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается расте­рянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа).

Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Д.

Благой, «в последней главе „Евгения Онегина” заклю­чается как бы два слитых воедино конца: конец всего произ­ведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе…».

Водоразделом между любовными историями героев в ро­мане является дуэль, которая заканчивается смертью Ленско­го. Смерть Ленского — переломный момент в содержании ро­мана, в духовном развитии Онегина. Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность лю­бовных сюжетов.

С. Г. Бочаров отмечал, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и на­лево от основной сюжетно-композиционной оси. Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Оне­гин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Стоит отметить также параллелизм неудачных любовных историй героев. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, затем счастье героев невозможно. Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги — юный поэт погибает на дуэли, и легкомысленная барышня вскоре выходит замуж за улана.

Обратите внимание

Исследователи также неоднократно отмечали противопо­ставленность образов в романе. Противоположны по своему душевному складу разочарованный скептик Онегин и востор­женный романтик Ленский. Духовно богатая, самоуглублен­ная натура Татьяны противопоставлена легкомысленному, ветреному характеру Ольги.

Характерно, что в романе есть еще один персонаж — сам автор. Как точно заметил С. Г. Бочаров, «единство романа „Евгений Онегин” — это единство автора; это „роман автора”, внутри которого заключен „роман героев”».

Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в труд­ную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом.

В авторских отступлениях Пушкин рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о при­хотливости желаний.

Лирические отступления в романе «ис­полнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любя­щею, такою гуманною» (В. Г. Белинский). Именно образ ав­тора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жиз­ни», во многом определяет энциклопедизм романа.

Композиционно роман осложнен сном Татьяны, который подчеркивает «русскую душу» героини, ее связь с фолькло­ром, народными обрядами. Ей снится медведь, избушка, раз­личные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком», «полужуравль и полукот», которые сидят за сто­лом, «как на больших похоронах».

Кроме того, сон Татьяны является пророческим: медведь, увиденный во сне, по народным верованиям, предвещает же­нитьбу или замужество (Ю. М. Лотман). Предчувствует она и будущее Онегина, его дуэль с Ленским:

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский…

Описание чудовищ во сне Татьяны перекликается с описа­нием поместных дворян, приехавших на именины к Лари­ным. Таким образом, сон героини подчеркивает ее одиноче­ство в окружающей поместной среде, в родной семье.

Важно

Анализируя композицию романа, мы должны отметить такие элементы ее, как пейзаж, портрет, интерьер. В романе множество пейзажей. Стиль их различен — от картин приро­ды в духе французского сентиментализма до русских реали­стических пейзажей. Картины природы нередко символичны, связаны с чувствами героев, с их судьбами.

Портреты в романе статичны, они соответствуют пушкин­скому стилю, с его тонкостью, лаконичностью, психологиз­мом, и вместе с тем связаны с самим развертыванием сюжета. Так, первый портрет Онегина достаточно схематичен, в нем подчеркнута типичность героя. Онегин предстает перед нами как обычный светский молодой человек, щеголь, «франт», озабоченный поддержанием собственной красоты:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет…

По такой же схеме построен и второй портрет героя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил…

Портрет Татьяны уже более подробный, это портрет-очерк, где раскрываются привычки героини, ее манеры, пове­дение, характер. Само же описание внешности героини дано в контрастном сопоставлении с портретом Ольги:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Ни привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Портрет Ленского также представляет собой портрет-очерк. Здесь мы узнаем и жизненную историю героя, и его взгляды, и внешность, и характер. Ленский — «красавец, в полном цвете лет», который привез из Германии «вольнолю­бивые мечты», «всегда восторженную речь» и «кудри черные до плеч».

Характерно, что в этих двух портретах Пушкин, в первую очередь, подчеркивает внутреннюю сущность героев, их внут­ренний мир, характер. В портрете же Онегина были подчерк­нуты его манеры и привычки, нечто привнесенное извне. Автор как будто намекает, что герой не имеет ничего собст­венно-личностного, находясь во власти условно-светских представлений, западных культурных ассоциаций.

Характерен в романе портрет Ольги. Здесь поэт лишь мельком упоминает о чертах характера, делая основной ак­цент на внешности. Чтобы подчеркнуть посредственность, за­урядность героини, Пушкин использует нарочито затертые формулы и сравнения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете верно Ее портрет…

Наиболее подробное описание обстановки в романе — пе­тербургский кабинет Онегина и его кабинет в деревенском до­ме.

Интерьер здесь призван обозначить черты характера героя («фарфор и бронза на столе», «духи в граненом хрустале», «гребенки, пилочки стальные») и раскрыть его внутренний мир, его «философию» (книги, статуя Наполеона, портрет Байрона).

Совет

Мелкими штрихами зарисовывает поэт обстановку дома Лариных: тесная передняя, гостиная, длинная зала, ка­мин, стол, приборы, стулья. В этих описаниях Пушкин под­черкивает простоту образа жизни поместных дворян, их госте­приимство.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы совре­менного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества… великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.

Благой Д. Д. Пушкин-зодчий. — В кн: От Кантемира до наших дней. Т. 2. М., 1973. С. 168.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 412.

Непомнящий В. Книга, обращенная к вам. «Евгений Онегин» как «проблемный роман». — Москва. 1999. № 6. С. 167.

Бочаров С. Г. Форма плана. — Вопросы литературы. 1967. № 12. С. 118.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­

ментарий. — В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Т. 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 395.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

Источник: http://5litra.ru/soch/646-syuzhetno-kompozicionnye-osobennosti-romana-a-s-pushkina-evgeniy-onegin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector