Богодул в повести “прощание с матерой” распутина: характеристика в цитатах

Прощание с Матёрой Анализ Распутин | Инфошкола

6 Декабрь 2012       админ      Главная страница » Критика      Просмотров:   6971

Очень важно название острова, где раскинулась деревня. Матёра — матерь — мать.

Материнское начало жизни, основа — всё это соединяется с названием той части земли-матушки, которая должна уйти под воду, потому  что строится гигантская плотина, разольётся великое рукотворное море.

Какая же здесь трагедия, всего-то деревню переселяют, и не в чистое поле, не в дикий лес — в заранее выстроенный, современный посёлок, где и вода горячая из крана, и газовая плита на кухне — ведь радоваться нужно! Почему же так тревожно на душе матёринцев, почему событие воспринимается трагически? Возникает образ очень конкретный (с деревушкой вот что случилось) и обобщенный, философский (с миром что-то случилось!). Матёра — это и реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом  и  непутёвым Петрухой, с бабами и детьми) но одновременно это образ  того многовекового уклада, который теперь уходит — навсегда? Но это и символ того исчезающего мира, где был остров Буян (недаром его вспоминает старуха Дарья), и тёмный лес, без которого русская жизнь невозможна, и болото с лягушками, да и сама Дарья не та ли Василиса Премудрая, постаревшая в тяготах жизни? Распутин явно готовит нас к чему- то очень важному, неспешно разворачивая историю Матёры. Так возникает очень важная для Распутина и традиционная ключевая в его творчестве тема вечного и естественного хода событий, течения жизни, той великой природной, исторической цепи, где каждый лишь одно из звеньев. А дальше — неожиданный слом естественного хода жизни, катастрофа для этого мира, причём Распутин ясно сознаёт трагичность происходящего: жизнь не остановилась, ГЭС строить надо, но продолжение новой жизни — гибель старой, воздвижение ГЭС — смерть Матёры. —

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в  душе человека, и для писателя становится  совершенно ясно, что если сегодня можно  топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Обратите внимание

Старуха Дарья знает, что её избу сjжгут — разбирать и перевозить ещё отцом  поставленную избу немыслимо, да и посёлок новый сложен из кирпича, но когда зашёл к ней поджогщик, он застал её с кистью, потому что с утра Дарья белила печь.

— Ты, бабка, в своём уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?

— Завтра и поджигай, поджигатель, — остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. — И завтри, слышишь, и завтри придёшь поджигать — чтоб в избу не заходил. Избу чтоб мне не поганил. И выйдет оторопевший мужик, услышав этот голос сверху.

Сверху, потому что на столе стоит Дарья, печь добеливая, но ещё потому, что неизмеримо выше она этого мужика, который вечное мужское — создавать, возводить, строить, совершать — сменил на разрушение, на уничтожение.

Это мать, Матёра, судит блудного сына, забывшего, для чего предназначен на земле человек. А сама Дарья вымоет полы, добелив печь, занавески новые повесит, а потом, заметив, как быстро сохнет побелка, подумает горько: «Чует, чё к чему, торопится. Ох, чует, чует, не иначе».

И в этот вечер она прощается с избой, с домом, как с живым существом, с родным.

В  сознании  детей Матёры ничто не дрогнет при мысли, что обречен родной уголок.

Рвётся связь с землёй, с Матёрой, но рвётся и связь с матерью, и особенно ярко это видим мы в образе Петрухи, деревенского лоботряса, который и имя-то своё — Никита — потерял, откликаясь на прозвище.

Сам этот Петруха сожжёт свою избу, чтобы получить страховку, и загорится материнский дом, а он матери отсчитает 15 рублей, чтобы пропить остальное.

Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи, и страшно, что и порубщики, и пожогщики — это дети Матёры, дети деревни, как внук Дарьи Андрей, уезжающий строить ту плотину, которая погубит и Матёру, и дом, где он родился. Так опять, как в повести «Последний срок», рождается в «Прощании с Матерой» тема распадающейся связи поколений.

Рвётся та вечная цепочка жизни, где каждый человек является звеном. Павел, сын Дарьи, жалеет мать, понимает её горе, но нет времени, нет сил что-то сделать. А Андрей, его сын, уже и понять не может чувств своей бабки. Автор использует приём параллелизма в раскрытии характеров и нравственных основ героев.

Вот Дарья убирает огород, собирает картошку, хотя Павел твердит ей, что не нужна «эта картоха». Бросить посаженное, посеянное, не довести начатое до конца для Дарьи невозможно. А Андрей, отправившись на покос, вешает косу на берёзу и бежит ягоду брать, а потом уедет, и с горечью отметит Дарья, что внук даже Матёру не обошёл, не попрощался, в дом родной не заглянул.

Важно

Порвалась великая цепь, и то, что было естественно для Дарьи, кажется глупостью, деревенской дичью для Андрея.

Переехала Матёра, осталась в бараке до утра Дарья, старухи и мальчик. Утром приедет катер. Финальная сцена явно становится символической: Матёра, окутанная туманом, уходит, исчезает. Если до этого мы видели контраст: твердь — хлябь, земля — вода, то теперь -всё сгинуло в кромешной тьме тумана».

Матёра окружена злом, и когда из этого тумана доносится голос Павла, сына Дарьи, потом голос Петрухи, на катере разыскивающих остров, не откликается ни мать, ни Матёра. «Кругом были только вода и туман. И ничего, кроме воды и тумана». 3ло затопило, захлестнуло добрый, тёплый мир Матёры, скрыло навсегда, как ушёл прежде от нашествия злых сил на дно святого озера Китеж-град.

И точно так же, как Китеж является душам светлым и чистым, Матёра живет в сердце.

Последние строчки повести не просто символичны, они рождают необычные ассоциации. « … Сильнее запестрило в окне, сильнее засвистел ветер, и откуда-то будто с под  низу донёсся слабый, едва различимый шум мотора».

Мотор там, внизу, значит Матёра не потонула, а вознеслась ? Или нет её больше на этой земле, которая забыла заветы предков, живёт лишь суетными заботами дня и о вечном не думает? Распутин создаёт финал- притчу, которая никогда не знает одного толкования, однозначного ответа, но ведёт прежде всего к осмыслению нравственных основ жизни.

Если жить принципом «после нас хоть потоп», то этот потоп обязательно наступит, причём он сначала смоет в душах что-то очень важное. Если дед  Егор ещё может сказать: «Я здесь хозяин. Я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед», — то покорителям при роды это ощущение корней, живой связи с миром просто неведомо.

Притчевая, символическая основа повести имеет философскую, мировоззренческую почву: рушатся естественные связи поколений, нарастает ощущение утраты вечных ценностей, уходят старики — носители тех традиций, которые воспринимались и как главные, и как бесконечные. Принять те новые принципы жизни, которые предлагает ход событий, герои Распутина не могут.

И не потому, что не хотят жить в кирпичном доме, мыться в ванне и покупать хлеб в магазине, а прежде всего потому, что за эти удобства от них требуют отдать Матёру.

Совет

Эти герои Распутина не могут словами сформулировать свои чувства, но мы ощущаем, что гибель Матёры — это разрушение не просто патриархального, старого уклада, а крушение некой  cсистемы, целого мироустройства, Старухе  Дарье просто некому передать всё то, что несёт она в душе.

Так возникает тема почвы и поросли, и она материализуется в образе вечного дерева — лиственницы, которую никто не называл так, но только «царь-дерево», «царский листвень». С каких пор жило поверье, что как раз им, царским лиственем, и крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра-. Строители сносят деревню, срубают кресты на кладбище, но жителям Матёры нечего им противопоставить, кроме вспышки бессильной злости. А дальше

пожогщики выйдут с топором на листвень.

Распутин  увидел трагедию, он очень убедителен, когда, художественно осмысливая происходящее, доказывает, что социалистическая идеология неминуемо ведёт к формированию в людях сознания архаровцев, чей принцип прост: делать всё, за что платят деньги и дают премии.

Для себя они давно сделали вывод: не нужны никакие глупые и бесполезные разговоры о почве, корнях, доме, нужно урвать и бежать дальше, страна большая, на наш век хватит, а после  нас … Что противостоит этой нехитрой и подлой, бесчеловечной идейке? Распутин выстраивает в ситуации исчезновения (или, по крайней мере, размывания) системы ценностей свой особый нравственный мир, противостоящий и начальству, задумывающему великие преобразования, и архаровцам, их осуществляющим. Лишившись нравственных корней своих предков, не принимая новые представления о жизни, старуха Дарья и другие герои Распутина создают в противовес, в противопоставление новой цивилизации языческую по своей сути систему мироздания и мировоззрения. Входят в душу древние, из сказок, из песен, преданий образы, мысли, идеи, и листвень становится символом деревни, он держит её. Больше Дарье опереться  не на что, поэтому этот мир обречён. Нет той идеи, которая объединит поколения, нет тех вечных ценностей, которые дадут нравственную силу и стойкость …

Источник: https://info-shkola.ru/proshhanie-s-matyoroj-analiz-a-rasputin/

Проблемы в повести «Прощание с Матерой» Распутина Помощь по литературе

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, расположенным между Иркутском и Братском, на реке Ангара. Распутину с малых лет была знакома и близка деревенская жизнь, благодаря чему все герои его произведений реалистичны, словно взяты из самой жизни. Не стала исключением и его одна из самых знаменитых повестей «Прощание с Матерой».

В повести автор затрагивает проблемы существования человека, жизнь которого тесно связана с малой родиной, с землей, на которой он родился и вырос.

Так же Распутин в своей повести рассматривает вечную проблему отцов и детей, так называемый конфликт поколений, которые в постоянном движении сменяют друг друга, иной раз, теряя родственные связи, и говорит о том, что эта связь ни в коем случае не должна быть утеряна.

«Прощание с Матерой»- это повесть, которая рассказывает нам о драме русского народа из глубинки, который пытается отстоять верность своему роду и не поддаться безжалостно нахлынувшему прогрессу. Действия данного произведения разворачиваются в деревне под названием Матера, которую должны затопить после внедрения новой гидроэлектростанции.

Молодые люди воспринимала с радостью новость о новой электростанции, они переселялись в города, не задумываясь о судьбе своей малой родине. Что говорит о проблеме потери связи нового поколения с малой родиной, на что Распутин делает особый уклон в своем произведении.

Молодежь стремится к новой жизни, уезжает из деревень учиться и не возвращается, это стремление нового как бы вычеркивает из сознания прежнюю жизнь и стирает из памяти историю своей деревни, своей семьи. Всех персонажей повести можно…

Читайте также:  Анализ повести "портрет" гоголя: суть и смысл, идея и главная мысль, темы и проблемы произведения

разделить на две категории, молодежь, которая воспринимала новость о потери своей деревеньки и те кто хотел и пытался бороться с данной ситуацией. Т. е можно условно разделить героев на «отцов» и «детей».

К разряду родителей относятся Богодула, Настасью, деда Егора, Симу и Катерину — люди, которые родились и выросли в этой небольшой деревеньке, и не воспринимавшие другую жизнь на новом месте.

Обратите внимание

Автор преднамеренно подчеркнул, что история деревеньки Матеры насчитывает около трехсот лет — сколько же поколений выросло за это время в своих избушках, где все до мелочи хранит в себе вековую историю.

Новому поколению все равно где и как жить, они с легкостью оставляют деревню и поселяются в городах. К ним можно отнести Клавку Стригунову, Петруху, Андрея, которые не понимали убеждений своих родственников. Старуха Дарья жительница деревни, является главной героиней повести.

Именно в этой героине мы видим настоящую преданность к малой родине, которая выражается в ее следующих словах: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Дарья представлена идеализированным человеком, автор не показал ни одного ее недостатка, все ее действия и мысли логичны и идеализированы.

Ее простая, незатейливая речь, но весьма мудрая западает в сердца каждого, заставляет задуматься о своих корнях, своей родине. Народ не хотел покидать родную землю, цеплялся за каждый холмик, за каждую веточку..

Распутин в своей повести старался в каждой строчке донести до нас, что без знания своих корней, своей истории человек не может и не должен существовать.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4506_problemy_v_povesti_171_proschanie_s_materoy_187_rasputina.htm

Сочинение «Способы раскрытия характеров в повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой”»

В повести перед читателем предстают, традиционно для Распутина, “старинные старухи”: Дарья Пинегина, Катерина Зотова, Наталья, Сима, а также герой-мужчина Богодул. У каждого из них в прошлом – тяжелая трудовая жизнь.

Сейчас же они живут как бы для продолжения семейного (человеческого) рода, считая это своей главной целью. Распутин делает их носителями народных нравственных ценностей и противопоставляет им “обсевков” – тех, кому не дорога Матера, кто без сожаления покидает родные стены.

Таков Андрей, внук Дарьи: земля предков и ее судьба не волнует его, его цель – большая стройка, и он спорит с отцом и бабушкой, отрицая их ценности.

Важно

Но, тем не менее, его Распутин не лишает полностью возможности “реабилитироваться” в глазах читателей (Андрей испытывает не понятное ему чувство, которое роднит его с Дарьей), тогда как, например, Клавка Стригунова, Петруха показаны автором иронично и зло.

Отказывает в уважении писатель и “туристу” Воронцову, цыгану Жуку, которые также лишены чувства родины. Они без зазрения совести способны разорить кладбище – святое место памяти жителей Матеры.

Разорение кладбища – лишь один из этапов уничтожения всей Матеры, чему и посвящено произведение.

Вообще композиция повести довольно расплывчата, она представлена как цепь событий, связанных, если так можно выразиться, лишь внутренним смыслом, хронологией.

Все происходящее непосредственно касается Матеры, факта ее неизбежного (как подчеркивает автор) исчезновения, отсюда и все переживания ее жителей.

Таким образом, композицию повести можно назвать внутренней, или смысловой: напряжение действительно нарастает, но проявляется это в постепенном осознании жителями того, что потеря Матеры неизбежна. Кульминацией является неожиданный финал, к тому же – открытый.

Такое построение повествования нужно было автору, чтобы максимально приблизить в сознании читателей сюжет и персонажей к реальной жизни. То есть Распутин добавлял этим еще один штрих к общей картине своих героев, подчеркивая их “невыдуманность”.

Все персонажи со значительной долей уверенности подчиняются системе противопоставления истинно деревенских жителей, с их кругом ценностей, и так называемых “обсевков”.

Совет

На этой основе можно рассматривать и средства, используемые автором для того, чтобы читатель понял, как он относится к тем или иным героям. Своим любимым героиням Распутин дает исконно русские, навевающие что-то деревенское, имена: Дарья Пинегина, Наталья Карпова, Катерина.

Такого колоритного персонажа, как Богодул, он наделяет чертами, схожими с героем русских сказок лешим.

В противовес им Распутин награждает уничижительными именами неприятных для него героев – Клавка Стригунова, Петруха (в прошлом – Никита Зотов, впоследствии же переименованный для пущей схожести с балаганным Петрушкой).

Прибавляет отрицательных черт таким персонажам и их речь – литературно бедная, с безграмотно построенными фразами, а если и правильно, то насыщенная штампами (”Понимать будем или что будем?”).

Та же резкость, что звучит в речи “обсевков”, видна и в их действиях, причем с известной долей жестокости: Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с материнцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища.

Примечательно, что в повести положительные герои – старухи и дети (маленький Коля). И те, и другие беспомощны, по сути, и вытесняет “молодое племя”.

С другой стороны, это может говорить о том, что современное поколение принадлежит к разряду “лишних людей”, оно потеряно, но в лице Коли мы уже сейчас видим надежду на возрождения нравственности. Тем не менее, даже среди молодых есть те, кого судьба Матеры волнует (пусть и неосознанно). Таков, как мы уже говорили, Андрей.

Распутин изображает его смутные чувства при разговоре с бабушкой, то, как он не находит нужных слов. По-видимому, писатель считал его не окончательно “потерянным”.

Обратите внимание

Но в то же время, характерная деталь – Андрей не обошел в последний раз Матеру, не простился с ней, тогда как прощание со своими домами Настасьи и Дарьи Распутин изобразил подробно. Кроме того, “старинные старухи”, в отличие от всех “официальных лиц” и молодого поколения, показаны как рефлектирующие герои, они нередко задумываются о смысле и цели своих жизней.

В подобных сценах важную роль играют пейзажные зарисовки. Природа располагает к таким размышлениям.

Но та же природа может выявлять и отрицательные черты, подчеркивать непривлекательность таких героев, как Воронцов и Жук (картина разоренного кладбища в значительной мере принижает их образы), работники, пытавшиеся спилить “листвень” (беспомощность зародившегося прогресса перед вековым, народным); Павел и Петруха, вместе с Воронцовым заблудившиеся в тумане и безнадежно зовущие Матеру.

Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир – единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее – в основном, жительниц) Матеры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.

Симпатия автора, безусловно, на стороне того древнего, исконно русского, что безвозвратно уходит из жизни. Сюжет повести связан с испытаниями, выбором, смертью. Остров затапливается для нужд ГЭС, старики и старухи проводят свои последние дни на родном месте. В этих условиях перед ними отчетливо встает вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о нравственности. Герои осознают свою слитность с миром, свой долг не только перед родом, но и перед всем человечеством. И этому Распутин противопоставляет тех, кто бессмысленно бежит за прогрессом, слепо верит в советскую действительность. И все-таки он видит духовные силы русского народа, потому, наверное, и некоторые из лишенных духовности людей нравственно “воскресают”.

Источник: http://litsochinenie.ru/sposobyi-raskryitiya-harakterov-v-povesti-valentina-rasputina-proshhanie-s-materoy.html

Рецензия на повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой 2

Автор: Распутин В.

(III вариант)

Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве — и таких тысячи, но вот он публикует “Деньги для Марии”, “Последний срок”, потом “Живи и помни”, “Прощание с Матерой” — и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже единственный в своем роде писатель и человек, всеми замеченный, прочитанный, обсужденный, переведенный на десятки языков мира.

Чтобы написать такую глубинную по содержанию книгу, как “Прощание с Матерой” , нужна, конечно, не только талантливость писателя, чуткость художника, упорная тщательность в работе, но и глубоко личная уязвленность тем конкретным сюжетом, которая ляжет в основу творческой работы писателя. Это последнее условие лежит у Распутина на поверхности. Деревня его детства Атамановка сама оказалась на дне Братского моря.

Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою родину, место, где ты родился. Любовь к “малой” родине — это все равно что любовь к матери. Мать воспитывает ребенка, а природа выращивает. Ведь именно матушка-земля кормит, поит. Красота ее лугов, полей, лесов воспитывает наилучшие качества души человеческой. Так разве можно оторвать сына от матери, тем более такой красивой? Конечно, это противоестественно.

Важно

Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес — больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания”.

Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта.

Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и необычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в повести “Прощание с Матерой”.

Распутинское “Прощание с Матерой” одновременно и идейный гребень и итог целого направления нашей литературы шестидесятых — семидесятых годов.

Повесть “Прощание с Матерой” не случайно начинается со слов: “И опять…” Это не просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд на то, что “бывало много раз”, внутри чего всегда находилась Матера: опять ледоход, зелень,' возвращение птиц, первые дожди, начало сева.

Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природного ландшафта. “От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера”.

Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой.

Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки.

Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары.

Читайте также:  Екатерина ii в романе "капитанская дочка" пушкина: образ, характеристика, описание

Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.

Совет

Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним: подступающим затоплением Матеры и скорым переездом.

Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному.

Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова так и говорила: “Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — средь воды… как лягушки”.

Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения.

Самая старая в деревне — старушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоящий “философ”, со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей.

Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того же нуля формирует жизнь, ты — сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внутреннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Поэтому переселение для нее смерти подобно.

Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с внуком Колей, который “смотрел на старух с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием”. Заходил и Богодул, “ступая медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда”. Старухи Богодула любили. Неизвестно, чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на порог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему встречать, привечать.

Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. “Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто — как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат”.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/recenziya-na-povest-v-g-rasputina-proschanie-s-materoy-1.html

Сочинение на тему: ТЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ В ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»

Целые поколения, преодолевая пласты времени, жили для того, чтобы ты появился на свет. Двое, а потом еще двое, и еще — именно те, единственные, — не разминулись во времени и пространстве, выжили друг для друга среди опасностей и болезней для того, чтобы на свет появился ты. «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..

», — спрашивает Валентин Распутин в повести «Прощание с Матерой», одном из значительных, быть может, даже итоговом произведении замечательного пласта отечественной словесности, условно называемого «деревенской литературой».

И писатель отвечает на этот вопрос удивительным, уникальным по своему драматическому психологизму и эмоциональной насыщенности образом главной героини произведения — старухи Дарьи.

«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название», — последняя потому, что пошли слухи, будто остров затопят, а жителей перевезут в строящийся за Ангарой новый поселок.

Слухи были верные, и их хватило для того, чтобы внести разлад в налаженную веками жизнь деревни: неухоженными стали огороды, опустели некоторые избы, покосились заборы. Эта деревня многое повидала на своем веку за три с лишним сотни лет. Но такое на ее веку было в первый и, видно, теперь уж в последний раз.

Обратите внимание

Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят, и прости-прощай. Все знали об этом. Но знать — одно, а поверить в такое — совсем другое, не каждый и сможет. Особенно если вся жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом связано что-то памятное.

Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с бабкой. Вроде бы, давно уж и нет их на свете, но как же без них-то совсем, когда все в воду уйдет? Это — как без памяти.

Мы постепенно знакомимся с Матерой и ее историей, что позволяет не только привыкнуть ко времени и месту действия, но и сродниться с ними. Вначале автор знакомит нас с островом и деревней. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета, некий общий пока портрет.

Потом мы знакомимся с главной героиней произведения, «самой старой из старух» Дарьей, с прочими обитателями острова. Знакомимся не поверхностно, а сразу погружаемся в их быт, заботы, судьбы, начинаем догадываться, как они жили, видим, каковы они и что для них ценно.

Здесь начинается в повествовании то теснейшее переплетение человеческих жизней и судьбы Матеры, которое будет прослеживаться, углубляться и исследоваться на протяжении всего произведения.

С первых страниц повести автор уделяет большое внимание Дарье, этой цельной сильной личности. Ее образ и есть тот философский эпицентр, от которого в немалой степени зависит происходящее. Влияние Дарьи на односельчан велико и обоснованно.

О том, какова она, мы можем составить представление из первых же штрихов к ее портрету: «Старуха Дарья, высокая и поджарая…»; у нее «строгое бескровное лицо с провалившимися щеками»; «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству ».

Все в ее хозяйстве прочно и слажено, прибрано и ухожено — и затевалось надолго, и продолжается без сучка и задоринки, по заведенному порядку.

Матера приучила людей к неторопливой деловитости, к труду, связывающему прошлое и будущее в узел настоящего. Но прежде сами люди возделали эту землю, обжили ее, обиходили.

Важно

Жители Матеры давно уже стали одним целым, и потому особенно остро воспринимается начинающееся несоответствие настроя материнцев и природы, которая еще не знает о предстоящей беде, а если и догадывается, то единственное, чем может ответить, — своею невозмутимостью: «…кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень, еще более приподнявшаяся, возвысившая над водой остров, с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара, и так все казалось прочным, веч- ным, что ни во что не верилось — ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание». Старухи словно принимают на себя боль природы, давая ей возможность последние месяцы остаться естественной. Перед нами предстает еще один важный герой, со странным именем Богодул. Это старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны — его и так научились понимать, потому что живет он на острове одному Богу известно сколько. Не из-за экзоти ческой чудаковатости, а благодаря внутреннему благород ству, словно компенсирующему внешнюю безобразность, этот герой воспринимается не иначе, как своеобразный дух Матеры, наиболее явно демонстрирующий связь природы с человеком. И именно он, а не кто-то другой приносит весть, побудившую героев перейти от пассивного состояния к активным действиям, — весть, с которой начинается одно из основных событий сюжета. Войдя к пьющим чай старухам, он возвестил: «Мертвых грабют!». С этого начинается тот этический, философский конфликт, который приобретает затем форму противостояния памяти и беспамятства, времени и временности, ценности и цены. Многое могли бы старухи снести молча, безропотно, многое, но не это: «Мертвых грабют!» — что в их сознании оценивается однозначно: совершают надругательство. Именно этот конфликт демонстрирует разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других буднично, что для одних вечно, то для других бренно. Так, для работников санэпидемстанции все это — чужое, абстрактное, к чему они не имеют отношения: приказали — выполняют. Для Да351 рьи и других материнцев кладбище — нечто святое, быть может, крепче всего связывающее их с жизнью. Не зря даже сдержанная Дарья ударила одного из мужиков палкой, со справедливым гневом вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?!».

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности », — говорил Пушкин. И в этом смысле материнцы являют собою как раз образец людей высочайшей нравственности. Они чувствуют и свою вину, что не смогли, не успели противостоять, упредить содеянное.

Их готовность защищать кладбище буквально с оружием в руках — это естественная потребность нравственного человека отстаивать честь своего рода, тех, кто дал ему жизнь и кто уже не в состоянии постоять за себя, но кто уходил в мир иной в уверенности, что это сделают потомки — не дадут в обиду.

Иначе, зачем они? Как мы относимся к предкам — далеким ли, близким ли, — так и к нам будут относиться наши потомки, беря пример с нас.

Случай на кладбище — это действительно глубокая рана, психологическая травма, тем более усугубленная пошлым и кощунственным «объяснением »: мол, по будущему морю по едут интуристы, а тут плавают вымытые водой кресты, — как будто это и есть самое важное.

Такие моральные качества и чувства, как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в отвлеченном виде — они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, дела, а не слова и благие намерения доказывают, каков человек и каковы его принципы. Поэтому человеческая память — как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений — играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным недочеловеком.

Изображая несколько поколений одной семьи, писатель достато чно прозрачно высказывает мысль о том, что чем ближе к настоящему, тем связь поколений все слабее. Вот старуха Дарья, пятидесятилетний Павел и его сын, Дарьин внук Андрей.

Дарья до слова помнит завет своего отца: «Живи, на то тебе жить выпало… живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были». И она свято чтит память об ушедших и тем самым достигает внутреннего ощущения исполненности долга перед ними.

Сын ее, Павел, настроен уже менее решительно, он понимает мать, но то, что ее волнует, — для него не самое главное: пообещав выполнить ее просьбу, он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чем речь, всерьез ли бабка заводит столь странный разговор.

Совет

Для него не представляет сложности принять решение пойти строить именно ту плотину, из-за которой и будет затоплен остров. Его влекут и вдохновляют достижения научно-технической революции, прогресс, по сравнению с которым Матера — лишь частный случай, песчинка.

Читайте также:  Мораль басни "крестьянин и змея" ("когда почтен быть хочешь...") крылова: анализ, суть, смысл

Их поистине философский спор с бабкой, видимо, оставляет какие-то следы в его сознании, но переубедить его Дарье уже не удается. Дело ведь не в том, что прогресс плох, — нет, он необходим. Вопрос в том, насколько он нравственно обеспечен, насколько учтена им душа человека и сам человек не как придаток прогресса, а как потребитель его достижений.

Повесть, появившаяся за несколько лет до начала обсуждения проекта поворота рек, воспринимается как предупреждение. По страдают не только десятки и сотни подобных островов и деревень, пострадают тысячи человек, тем более что далеко не все они похожи на Дарью.

Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая, и когда задумаются, будет уже поздно: сожженные дотла избы не восстанавливаются, надорванные сердца не излечиваются. Рушится Матера со всех сторон. Но среди начинающихся пожаров, среди вырубок и надругательств сохраняется все же нечто стержневое, прочное, что и держит в уверенности: нет, Матера не погибнет до конца, такое не может исчезнуть бесследно. Это нечто — не только отвоеванное кладбище, но и тот устойчивый миропорядок, расставание с которым хочет предотвратить старшее поколение.

Дарья — как «царский листвень», которому в повести отведена целая глава. До него тоже добрались чужие руки, которым приказано очистить, оголить остров. Они рубили листвень топором — но топор отскакивал обратно, пытались пилить — не брала его ствол пила, поджигали — но огонь не приставал.

Эта притча напрямую связана с образом Дарьи, с ее внутренней крепостью, глубокими корнями, нежеланием и неумением поступаться вечным во имя временного, бренного.

Кажется, что не мимо Матеры, а мимо нее прошли века, и из каждого века она брала только плодоносное, жизнетворное, что теперь оберегала в надежде если и не передать по наследству, то хотя бы сохранить, коли уж наследникам эта ноша не по плечу.

Земля и человек на ней, природа и люди — это единство, которое со времен сотворения мира было незыблемым и которое рушится теперь с затоплением острова. И это единство Дарья продолжает сохранять в себе.

Обратите внимание

Повесть так композиционно построена, что, несмотря на разорения и пожары, несмотря на внешнее подчинение грубой силе, Матера не теряет высоты своего духа: мы видим так и не покорившийся листвень, видим уважительнейшее, благоговейное отношение Дарьи к родовому гнезду.

Затем, словно болевая вспышка, возникает пугающая старух перспектива переезда в новый поселок, где уже умер от тоски Егор. И, наконец, в последней главе сама природа словно прячет на время остров от недобрых людей в густом тумане — то ли заблудилась Матера в торопящемся веке, то ли надо ее любой ценою сохранить для будущего.

В этих завершающих главах обряжение Дарьей избы — глава особая, она как прощальный речитатив, реквием. Превозмогая усталость, старуха белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол и окна. И «чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее. Казалось, они должны были изойти враз, только того Дарье и хотелось».

Но судьба распорядилась иначе: долго еще, всю ночь, оплакивала Дарья избу сухими слезами, и изба словно понимала, что с нею делают. И, видно, кому-то это было нужно: этот поступок Дарьи даже у одного из поджигателей вызвал уважение — дом они собирались сжечь завтра.

Сама Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда, — до вечера старухи не могли ее найти. А рядом все время бежал невиданный ранее зверек и смотрел ей в глаза.

В повести «Прощание с Матерой», как ни в каком другом произведении Распутина, равноправным действующим лицом становится природа, играющая огромную роль с первой главы (обещание весны) по заключительную (туман, прячущий остров). Природа и символико-фантастический ряд позволяют воспринимать Матеру как самостоятельную часть вселенной, модель мира, призванного жить, но приговоренного к уничтожению теми, кому сам этот мир дал право первого вздоха и готов принять вздох последний. Словно в другом уже мире — непривычном, ирреальном — находятся последние обитатели острова: и разговор их странен, и самих их в темноте можно различить лишь на ощупь. Есть ли они, нет ли их? Есть ли Матера, была ли она? Или, по словам Дарьи, «и о Матере люди, которые останутся, будут вспоминать не больше, чем о прошлогоднем снеге? Если даже о родных своих забывают так скоро?». …Во время одного из споров с внуком Дарья уверенно сказала: «Думаешь, люди не понимают, что не надо Матеру топить? Понимают оне. А все ж таки топют.— Значит, нельзя по-другому…— А нельзя, дак вы возьмите и срежьте Матеру… Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком. Господь когды землю отпускал, он ни одной сажени никому лишней не дал. А вам она лишняя стала. Отведите и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут.— Нету, бабушка, таких машин. Таких не придумали.— Думали б, дак придумали бы».

…Много еще таких островов на реках, и плотин, наверное, немало еще будет построено. А машин подобных и по сей день не придумано. А может, не только о машинах думать нам надо? Может, и к рассуждениям старухи Дарьи о душе стоит прислушаться? Она все-таки немало на свете пожила. Зла не делала, а виноватой себя чувствовала. Чью же вину на себя принимала? Не нашу ли?

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-tema-russkoy-derevni-v-povesti-v-rasputina-proshtanie-s-materoy

Реферат: В. Распутин “Прощание с Матерой”

Привязчив человек,

 имевший свой дом и родину,

 ох как привязчив!

В.Распутин “Прощание с Матерой”

В Сибири, где реки
петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие “Матера”. Так
называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина
Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость. Автор
показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством
народа.

Матера, сросшаяся своим
именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном
грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно.
А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни
деревни обнажились.

Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл.

Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последней правды,
потому что “истинный человек, – как пишет Распутин, – высказывается едва ли не
только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните”.

Важно

А в повести не один человек,
здесь целая жизнь деревни и ее жителей. Она оборвалась бы неслышно, если бы не
памятливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина.

Такие как она, в каждом селе
объединяют строгих и справедливых, под защиту которых “стягиваются слабые и
страдательные”.

Пинигина из “ранешных” людей, которые “совесть сильно
различали” и считали, что “жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей
подавай. Однуе бы только Матеру?!”

Другая жительница
деревеньки – Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее
и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете – это
лишить его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево
пересаживает?!”

Символична та весть,
которая побудила героев активно действовать. Ее принес Богодул. Этот герой
воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры. Живет он на острове,
одному богу известно сколько лет. Выйдя к сидящим за самоваром старухам, он
сказал: “Мертвых грабют”.

Наверное многое старухи могли бы снести молча,
безропотно, но не это.

Когда добрались старики до
расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали
свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградни и кресты, чтобы сжечь их одним
огнем”.

Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище –
нечто святое.

Не зря даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от страха и ярости,
закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно
вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не
было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У каждого человека духа
хватит””. Ее поддерживает вся деревня.

Совет

Эта сцена в повести дает
повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим
уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут
относится потомки, беря пример с нас.

“Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности”, – писал еще Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья. Об этом,
подхватывая ее правду, не устает говорить автор.

Всей уходящей деревенской жизнью
Распутин напоминает нам, что мы – только звено в цепи существования.
Вселенского мира.

Размышляя об этом, автор
показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи
становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее,
Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук
Андрей и вовсе не понимает о чем речь.

Для него не представляет сложности
принять решение устроится на строительство плотины, из-за которой и будет
затоплен остров. И вообще, он уверен, что память – это плохо, без нее лучше.
Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут
созидать, разрушая.

А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет
уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. Что ему придется ответить
когда-нибудь своим предкам? Об этом думает Дарья. Она переживает за своего
внука и жалеет его.

Еще хуже с совестью у
таких как Петруха.

Он поджег собственный дом, для того, чтобы получить денежную
компенсацию. Его устраивает то, что за разрушения платят деньги.

Новый поселок, куда должны
перебраться сельчане, сработан красиво: домик к домику. Но поставлен он как-то
несуразно, не по-людски. Наверное, и прощаться, в случае надобности с этим
поселком будет куда проще, чем с Матерой.

Да, Дарья видит, что уход
деревни неизбежен. Но старуху тревожит, как легко прощаются с Матерой люди, как
бесцеремонны с могилами, за которыми вековая жизнь и память. Академик Дмитрий
Лихачев писал на полях “Прощания”: “Во все века и во всех странах сознание
собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по
себе оставим”.

Обратите внимание

Всю повесть, все
оставшиеся до затопления дни Дарья собирает материнскую историю. Старуха
торопится обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила
по-человечески, не уронив себя.

Дарья хочет, чтобы весь опыт Матеры не канул
без внимания: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

  Знает
это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера –
это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/49/referatmix_46274.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector