Тест с ответами: М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
1. Откуда был взят эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) древнерусских летописей
Б) Библии+
В) былин
Г) стихотворения Горация
2. Какова суть эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога+
Б) раскаяние, безнадежное смирение
В) защита права человека на свободу
3. К какому литературному направлению можно отнести поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) сентиментализм
Б) реализм
В) романтизм+
Г) классицизм
4. Обозначьте, в чем заключается роль описаний природы в поэме «Мцыри»
А) Природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) Природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
5. Какой прием использует М.Ю. Лермонотов в данном произведении?
А) Сравнение
Б) Контраст+
В) Описание
Г) Гипербола
6. Какие рифмы автор использовал в произведении?
А) Женские рифмы+
Б) Мужские рифмы
В) Женские и мужские рифмы
7. Символ свободы в поэме это:
А) степь
Б) Кавказ+
В) барса+
Г) девушку-грузинку
8. Какие черты романтизма есть в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
А) бурная, неистовая природа+
Б) гибель героя
В) герой одинок и не понят миром+
Г) введение сна героя в сюжет поэмы
Д) мотив борьбы, мятежа+
9. Какое природное явление было близко Мцыри?
А) С природой, объединяющей человека с внешним миром
Б) С грозой, как выражение порыва, воли, буйства+
В) С солнечным днём, как символ счастливой жизни
Г) С ночью, как выражением умиротворения
10. Какой стихотворный размер использовал М.Ю.Лермонтов в данном произведении?
А) анапест
Б) дактиль
В) амфибрахий
Г) ямб+
11. По какой причине все действия поэмы происходят на Кавказе?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя+
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы
12. Кульминация:
А) побег из монастыря
Б) встречу с грузинкой
В) бой с барсом+
Г) гибель Мцыри
13. Что за мысль овладела Мцыри?
А) Вырваться на свободу+
Б) Вернуться на родину
В) Не стать монахом
14.Что звучит в исповеди Мцыри?
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты+
Д) призыв отказаться от бесплодной борьбы
15. Какова основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воле
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти+
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
16. Уточните, какими из данных вариантов подтверждается основная идея поэмы «Мцыри»
А) Схватка с барсом+
Б) Смерть Мцыри
17. Отметить, каким стихотворным размером написана поэмы «Мцыри»
А) Четырехстопным ямбом+
Б) Четырехстопным хореем
В) Белым стихом
18. Сопоставьте эпизоды поэмы «Мцыри» со временем нахождения героя на свободе.
1. Схватка с барсом
2. Плутание по лесу
3. Гроза
4. Встреча с грузинкой
А) Первая ночь
Б) Первый день
В) Вторая ночь
Г) Второй день
Ответ: 1- В ; 2 — Г ; 3-А; 4- Б
Источник: https://shooltest.ru/literatura/test-s-otvetami-m-yu-lermontov-mcyri.html
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”
8 класс. Тест на знание текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Вариант 1
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет______
а) пяти б) шести в) семи
-
________! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас….
а) отец б) чернец в) старик
-
Кругом меня цвёл ___________сад
а) чудный б) милый в) Божий
-
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
________, спутанный плющом…
а) терновник б) кустарник в) шиповник
Пройти в __________страну
Имел в душе, – и превозмог
Страданье голода, как мог.
а) любимую б) родимую в) хорошую
На _________! она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов…
а) Россию б) Грузию в) Армению
Грозой оторванный _______
Я вырос в сумрачных стенах….
а) цветок б) росток в) листок
-
____________все поиски по нем
Напрасны были…
а) два дня б) три дня в) четыре дня
-
И я был страшен в этот миг;
Как _____ пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он…
а) волк б) тигр в) барс
-
И я, как жил, в земле ________
Умру рабом и сиротой.
а) сырой б) родной в) чужой
8 класс. Тест на знание текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Вариант 2
-
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был _______________
а) дом б) монастырь в) храм
-
Ты хочешь знать,что видел я
На воле? – __________поля…..
а) чудные б) пышные в) шумные
-
Я сам, как _________, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
а) зверь б) тигр в) барс
-
Однажды _________ генерал
Из гор к Тифлису проезжал…
а) прусский б) русский в) польский
-
Я мало жил, и жил в ___________
а) аду б) плену в) тюрьме
От ________душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв…
а) комнат б) келий в) залов
-
…………….и жизнь моя
Без этих ______ блаженных дней
Была б печальней и мрачней….
а) трёх б) двух в) четырёх
-
Держа кувшин над головой,
________ узкою тропой
Сходила к берегу.
а) армянка б) осетинка в) грузинка
-
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
_______, незыблемый Кавказ.
а) родной б) седой в) большой
_________ слов «отец» и «мать».
а) понятных б) священных в) любимых
Ответы.
Вариант 1
Вариант 2
Источник: https://infourok.ru/test-po-poeme-myu-lermontova-mciri-1349226.html
Online Test Pad
Работа предназначена для подготовки к Всероссийской Проверочной Работе по математике за курс 6 класса.
ВПР по математике-6 обычно включает в себя 13 заданий на проверку знаний, умений и навыков по темам “Действия с обыкновенными и десятичными дробями”, “Действия с положительными и отрицательными числами”, “Задачи на нахождение части от числа и числа по его части”, “Сравнение дробей и смешанных чисел”, “Текстовые задачи на проценты”, “Модуль числа”, “Выражения со скобками”, “Задачи на анализ таблиц и диаграмм”, “Оценка размеров реальных объектов”, “Геометрические построения”, “Решение логических задач”.Пройти тест
Ce text contient le questions qui consernent le sujet “Le présent' et la conjugaison des verbes au présent de l'indicatif.
Пройти тест
Тест из 22-х вопросов по теме «Философия Средних веков». По окончании теста вы увидите правильные ответы.
Пройти тестДанный тест предназначен для самопроверки, а также контрольной проверки знаний по теме “METAR: общие вопросы, расшифровка”. Средний уровень сложности.
Тест составлен на основе Инструктивного материала по кодам METAR, SPECI, TAF, утвержденного приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 05.03.2015 № 115 во исполнение требований Федеральных авиационных правил «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 03.03.2014 №60.
***
Особые слова благодарности Xtasy, VTD590|SunDey, ZP_Sergey, GenJL/VTD858 за обкатку теста.
Пройти тест
Тест для подготовки к ЕГЭ по истории России. Все основные события и даты по Российской истории.
В народе говорят, что свадьба – это начало новой жизни. Вместе радуясь счастью и совместно преодолевая трудности, семья закаляется, становится на ноги, появляются дети, внуки, правнуки… И на этом нелегком жизненном пути весьма кстати будут маленькие «остановки», напоминающие о том, как все начиналось.
Потому, наверное, и повелось в народе каждый год, а в некоторые годы и дважды, отмечать годовщины свадьбы.
При составлении теста “Годовщины свадьбы” была использована литература:
– Малозенова, Т. Свадьба от А до Я. – Ростов-на-Дону : изд-во “Феникс”, 1999.
– Свадьба по всем правилам и на любой вкус.
– Москва : АСТ, Минск : Харвест, 2008.
Пройти тест
Тест содержит 10 вопросов. Максимальная оценка 10 баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл). Задания для тестирования составлены на основе школьной программы по трудовому обучению.
Пройти тест
Сегодня вы пройдёте тест на знание Куликовской битвы(4 класс). Вас ждут очень трудные задания. Надеюсь вы заранее готовились!
В данном тесте дано небольшое колличество вопросов по темам русского языка с первого по четвертый класс. Пройти тест
Добры ли Вы, и внимательны ли к окружающим? Способны ли Вы отдать последнюю рубашку тому, кому она нужнее? На эти вопросы вам поможет ответить наш тест.
Пройти тест
Вариант теста по окружающему миру для 4-го класса по программе УМК “Школа России”.
Пройти тест
Раздел “Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Длина волны де Бройля движущейся частицы. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов на кристаллах” является частью раздел “КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ”, относится к 21 вопросу КИМ по физике.
Пройти тест
Тест поможет учащимся 5 класса при подготовке к ВПР по истории, вопрос 3 (знание исторических источников)
Пройти тест
10 тестов по заданию 15 в ЕГЭ по химии.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену.
►Теорию к заданию бесплатно можно найти у нас на сайте:
CHEM-MIND.com
►Таблица Менделеева и таблица растворимости как в ЕГЭ:
Пройти тест
Тест позволяет ответить на вопрос какова ваша предрасположенность к риску
Пройти тест
Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.
Пройти тестTaka taka taka taka taka taka ta
Taka taka taka taka taka taka ta
Taka taka taka taka taka taka ta
Пройти тест
Тест предназначен для промежуточного контроля за уровнем подготовки к выполнению задания 6 ЕГЭ по русскому языку «Морфологические нормы (образование форм слова)».
Пройти тест
Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/28016-test-po-poeme-myulermontova-mcyri
Тест по литературе (8 класс) по теме: Тесты по поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри” ( 8 класс)
Контрольный тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»(8 класс)
1 Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин В) древнерусских летописей
Б) Библии Г) стихотворения Горация
2 В чём заключается смысл эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога
Б) раскаяние, бесконечное смирение
В) защита прав человека на свободу
3 Определите жанр произведения.
А) баллада В) поэма-исповедь
Б) элегия Г) притча
4. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь В) барса
Б) Кавказ Г) девушку-грузинку
5. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
6. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
А) анапест В) амфибрахий
Б) дактиль Г) ямб
7 Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
А) побег из монастыря В) бой с барсом
Б) встреча с грузинкой Г) гибель Мцыри
8 В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование Г) утверждение своей правоты
Б) смирение, покаяние В) грусть, размышления
9 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы
10 В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воле
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
11 Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри
б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы
в) бой с барсом
г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
12 Какова форма поэмы «Мцыри»
а) рассказ героя
б) исповедь героя
в) рассказ автора о Мцыри
г) рассказ монаха о Мцыри
13 Зачем в поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой?
а) чтобы показать, что Мцыри чужд любви
б) для создания любовного сюжета
в) чтобы показать, что три дня на воле равнозначны всей жизни героя
г) чтобы показать, что свобода для героя важнее любви
14 На что направлена композиция произведения?
А) раскрытие характера героя
Б) раскрытие внутреннего мира героя
В) создание портретной характеристики героя
15. К какому жанру относится поэма Лермонтова?
А) психологическая поэма
Б) героическая поэма
В) романтическая поэма
Г) эпическая поэма
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/30/testy-po-poeme-myulermontova-mtsyri-8-klass
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Cлайд 1
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Учитель русского языка и литературы МОУ Измайловская СОШ Сергеев Н.П 2013г..
Cлайд 2
1. Определите жанр произведения «Мцыри»: 1) поэма 2) рассказ 3) баллада 4) стихотворение
Cлайд 3
2. К какому литературному направлению можно отнести произведение «Мцыри»? 1) реалистическое 2) символистическое 3) историческое 4) романтическое
Cлайд 4
3. Эпиграф к произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из: 1) былин 2) Библии 3) древнерусских летописей 4) народных песен
Cлайд 5
4. В чем заключается смысл эпиграфа? восстание против судьбы 2) безнадежное смирение 3) защита права человека на свободу 4) раскаяние героя в своих поступках
Cлайд 6
5.Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму: монолога-исповеди героя 2) рассказа о герое свидетеля его жизни 3) диалога между Мцыри и монахом 4) монолога-проповеди героя
Cлайд 7
6. Когда Мцыри совершил побег из монастыря? 1) во время грозы 2) ночью, когда все спали 3) во время богослужения 4) днём
Cлайд 8
7. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что: 1) поэт любуется красотой Кавказа 2) могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри 3) природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри 4) показана связь с историей России
Cлайд 9
8. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении? Степь 2) Кавказ 3) Барса 4) девушку-грузинку
Cлайд 10
9. В исповеди Мцыри звучит: 1) гнев, негодование 2) смирение, покаяние 3) грусть, размышления 4) утверждение своей правоты
Cлайд 11
10. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»? 1. природа противопоставлена монастырю как свобода неволе 2) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу 3) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю 4) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
Cлайд 12
11. Выделите черты романтизма в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри» бурная, неистовая природа 2. гибель героя 3) герой одинок и не понят миром 4) введение сна героя в сюжет поэмы
Cлайд 13
12. Какое событие НЕ изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? 1) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри 2) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы 3) бой с барсом 4) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
Cлайд 14
13. Кульминацией произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является: 1) схватка Мцыри с барсом 2) побег из монастыря 3) предсмертная просьба Мцыри 4) встреча Мцыри с девушкой
Cлайд 15
14. Укажите тему произведения: 1) показать прошлое Грузии 2) рассказать о жизни в монастыре 3) показать красоту человека, готового умереть за свободу 4) рассказать о жизни молодого человека
Cлайд 16
15. В чем заключается основная идея произведения? 1) отрицание религиозной морали смирения 2) тоска по воле 3) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти 4) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
Cлайд 17
Ответы. 1 – 1 8 – 3 15 – 3 2 – 4 9 – 4 3 – 2 10 – 4 4 – 1 11 – 1 5 – 1 12 – 1 6 – 1 13 – 1 7 – 2 14 – 3
Источник: https://bigslide.ru/russkiy-yazik/20995-test-po-poeme-myu-lermontova-mciri.html
Система заданий к урокам изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «МЦЫРИ» – EduNeo
Учебник «Русская литература: периоды и стили» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ предлагает для текстуального изучения поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Авторы учебника дают достаточно обширный материал, повествующий об истории создания произведения и дающий исчерпывающую характеристику главного героя как романтической личности, стремящейся к свободе, воле.
Наша цель заключается в другом: правильно выстроить систему заданий, чтобы в условиях дефицита времени, отведенного на изучение поэмы, глубоко и всесторонне погрузиться в художественный мир, созданный автором, вдуматься в текст и понять, чем так необычен Мцыри.
Вопросы и задания разделены на две группы:
- первая – называется «Вопросы и задания»;
- вторая – «Самостоятельные и творческие задания».
Сначала учащиеся выполняют задания обязательного уровня, который еще называют минимальным. Поэтому их должны выполнить абсолютно все учащиеся.
- Определите тему и идею поэмы «Мцыри».
- Как части поэмы взаимосвязаны между собой? Составьте план поэмы.
- Расскажите о трех днях жизни Мцыри на воле. Как сам герой оценивает свои поступки?
- Докажите конкретными примерами, что Мцыри не смирился с жизнью в монастыре. Какие качества души и характера в нем проявляются?
- Используя выразительные средства языка, расскажите о битве с барсом.
- Каково завещание Мцыри? Соответствует ли оно правилам изображения романтического героя и действительности?
- Выучите понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть.
В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем.
Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам.
Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.
Самостоятельные и творческие задания
Задания повышенного уровня:
При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?
Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?
Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.
Приведем пример викторины:
- Где расположен монастырь?
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь».
- Откуда взят эпиграф к поэме?
- Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?«Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной»
- В каком возрасте мальчик попал в монастырь?«Он был, казалось, лет шести…»
- Что является символом свободы в поэме?
- Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
- Почему Мцыри оставляют в монастыре?
- Кого после своего побега вспоминает Мцыри?
Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся.
Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.
Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.
Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.
Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:
Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках.
Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.
Кругом меня цвел божий сад;Растений радужный нарядХранил следы небесных слез,И кудри виноградных лозВились, красуясь меж деревПрозрачной зеленью листов;И грозды полные на них,Серег подобье дорогих,Висели пышно, и порой
К ним птиц слетал пугливый рой.
Источник: https://www.eduneo.ru/sistema-zadanij-k-poeme-m-yu-lermontova-mcyri/
Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Лермонтов Михаил Юрьевич – Контрольные вопросы к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?
В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.
Кто такой Мцыри и как он появился в монастыре?
Как вел себя Мцыри в монастыре и что побудило его к побегу?
О чем поведал юноша посетившему его старому монаху?
Мцыри рассказал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, горные хребты и «в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ». Он вспоминает отцовский дом, родной аул, своих молодых сестер, звуки их песен и речей.
Юноша рассказал, как спустившись к потоку, увидел молодую, стройную, как тополь, грузинку, и думы его «смутились».
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? — спрашивает Мцыри монаха и отвечает: — Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей».
Почему для Мцыри три дня побега были такими счастливыми?
В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри — его мужество и неудержимое стремление к воле?
Как был найден беглец?
После сражения с барсом, победив его, Мцыри вышел из леса обессиленным. Он чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Он находился близ монастыря, видел его сверкающие зубчатые стены. Таким, больным и слабым, его и нашли монахи.
Каково было последнее желание юноши?
Мцыри просил перенести его в сад, откуда были видны горы Кавказа, чтобы он мог попрощаться с ними и получить прощальный привет с родной стороны.
kontrolnye-voprosy-k-poeme-m.-yu.-lermontova-mcyriконтрольные вопросы с выборочными ответами к поэме м. ю. лермонтова «мцыри»
Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?
В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.
Кто такой Мцыри и как он появился в монастыре?
Как вел себя Мцыри в монастыре и что побудило его к побегу?
О чем поведал юноша посетившему его старому монаху?
Мцыри рассказал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, горные хребты и «в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ». Он вспоминает отцовский дом, родной аул, своих молодых сестер, звуки их песен и речей.
Юноша рассказал, как спустившись к потоку, увидел молодую, стройную, как тополь, грузинку, и думы его «смутились».
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? — спрашивает Мцыри монаха и отвечает: — Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей».
Почему для Мцыри три дня побега были такими счастливыми?
В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри — его мужество и неудержимое стремление к воле?
Как был найден беглец?
После сражения с барсом, победив его, Мцыри вышел из леса обессиленным. Он чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Он находился близ монастыря, видел его сверкающие зубчатые стены. Таким, больным и слабым, его и нашли монахи.
Каково было последнее желание юноши?
Мцыри просил перенести его в сад, откуда были видны горы Кавказа, чтобы он мог попрощаться с ними и получить прощальный привет с родной стороны.
Источник: https://www.school-essays.info/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-poeme-m-yu-lermontova-mcyri/
Скачать материал
Урок 31 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ» 25.01.2013
38286 2275
Урок 31 КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Цели урока:
проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова; закрепить
литературоведческие понятия: «романтическая поэма», «романтический герой»;
учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение.
Ход
урока
I. Организационный
момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III.
Дискуссия по поэме Лермонтова.
Слово учителя.
В одной из
школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова
«Мцыри»? И вот что они написали (проецируется на экран):
«Непонятно, почему Мцыри
бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к
побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил
напропалую».
«Почему Мцыри не пошел за
грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»
«Непонятно, почему Мцыри
сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за
этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей
родины».
– А как бы вы ответили на
эти недоуменные вопросы?
– Все ли вам понятно в
этой поэме? Нет ли своих вопросов?
IV.
Контрольная работа по карточкам-вариантам.
Вариант
1.
1. Что
называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?
(Поэма – крупное
стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к
лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя
картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства,
переживания.)
2. В
романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой
действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
Перечитайте отрывок из VI главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал
романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов?
(Этот пейзаж, конечно,
можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна,
экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по
берегам горного потока – «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в
облаках.
Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. В
основе метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская
народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»).
Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака
сравниваются с караваном белых птиц. пейзаж
показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина
(разделенные потоком берега) – одиночество, отчаяние.
Заключительная картина
(облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) – непреодолимое стремление на
родину).
3. Каким размером, с помощью
каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?
(Поэма
написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать
взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того,
придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)
4. Вспомните
сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему
юноша победил могучего зверя?
(Эта сцена прекрасно
характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным:
ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить
хищного зверя.
Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную
битву.
Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней
мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует
себя своим (как зверь степной).
Вариант 2.
1. Вспомните
эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?
(Эпиграф Лермонтовым
взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея – лучше три
дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где
человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в
монастыре.)
2. Поэма М. Ю.
Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он
отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками
из исповеди Мцыри.
(Мцыри признается
старику-монаху:
Я знал одной лишь думы
власть,
Одну, – но пламенную
страсть:
Она, как червь, во мне
жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и
битв…
Главная страсть героя –
стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой
любимой родине.)
3. Пейзаж в поэме играет
существенную роль, тем более, что он дан в восприятии героя, значит, становится
средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из XI главы. Что особенного
вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
(Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне
привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра
начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет
его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли».
Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть
«ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри
сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение
приобретает еще более мятежный, бунтарский характер.
Мцыри готов грядущие после
смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.)
4. Какими художественными средствами пользуется
автор, рисуя своего героя? Приведите примеры.
(В
поэме мы находим гиперболы:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы
рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…
Сравнения:
Я сам, как зверь, был
чужд людей
И полз и прятался, как
змей.
Эпитеты:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не
страшна!)
V.
Подведение итогов урока.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
поурочные планы, 8 класс, русская литература
Источник: https://tak-to-ENT.net/load/225-1-0-3643