Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве»
План
Введение
1. Сюжет «Слова о полку Игореве»
2. Особенности композиции «Слова о полку Игореве».
3. Проблема перестановок в тексте памятника
Использованная литература
Введение
«Слово о полку Игореве» — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список «Слова» был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря.
Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н.Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин.
По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году «Слово» было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника.
Рукопись «Слова» вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.
1. Сюжет «Слова о полку Игореве»
Сюжет «Слова о полку Игореве» связан с реальными историческими событиями — походом Новгород-Северского кн. Игоря Святославича на половцев в 1185 (об этом походе сообщает и летопись).
Однако под пером неизвестного, но удивительно талантливого автора, простой рассказ о воинском походе, занимающий в летописи всего несколько строк, превращается в мифопоэтическое и историко-политическое полотно, яркость и образность которого продолжают поражать и сегодня.
Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев.
Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу.
Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, «не сдержав юности», двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами «поискать» старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу «Гореславичу».
Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.
Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года.
Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: «Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти».
В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.
На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали.
Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен.
Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: «Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую».
Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь.
Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи «обломила» его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.
Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и легли в основу сюжета «Слова о полку Игореве».
В «Слове» нет точных этнографических описаний, хотя отдельные детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические понятия сосредоточиваются в сознании автора «Слова» вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской земли — и представлены как два враждебных мира, два противоположных полюса — «земля Русская» и «земля Половецкая».
2. Особенности композиции «Слова о полку Игореве».
«Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, размышляет, какого принципа изложения придерживаться. Автор высказывает здесь решимость начать свою песнь «по былинам сего времени», «старыми словами скорбных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича», т. е. следуя за летописными повестями о походе Игоря, а «не по замышлению Бояна».
19 Автор «Слова» характеризует далее Бояна как песнетворца, способного, подобно шаману, путешествовать по мировому древу, как хранителя поэтической традиции, как песнетворца, чьи вещие персты князьям славу рокотали, когда он возлагал их на живые (проворные, быстрые) струны. Но при этом остается непонятным, почему автор отказывается петь «по замышлению Бояна».
Автор объяснит это далее, в авторском отступлении, посвященном Бояну.
Повествование о походе Игоря начинается экспозицией, или прологом. Автор определяет здесь границы своего повествования (от «старого Владимира до нынешнего Игоря») и сообщает о том, что Игорь, отточив свой ум, как оттачивают перед сражением меч, повел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.
Таким образом, сообщение о подготовке Игоря к походу и выступлении в поход дано одной фразой: отточил свой ум и повел свои полки на землю Половецкую.
Третий фрагмент представляет собой завязку действия.
Автор говорит здесь о солнечном затмении и приводит речь Игоря, обращенную к дружине: понимая зловещий смысл предзнаменования, Игорь выбирает «меньшее» из зол: «уж лучше убитым быть, нежели полоненным быть!». Страстное рыцарское желание сразиться с врагом овладело Игорем, и эта страсть «заслонила» зловещее предзнаменование.
Игорь, словно забыв о предзнаменовании, говорит о своем желании испытать Дон великий, копье преломить в краю поля половецкого, о своей готовности либо голову сложить, либо испить шеломом Дону, т. е. одержать победу. Он призывает воинов сесть на коней и продолжить поход на Дон. Выбор Игоря в решающую минуту и определяет дальнейший ход событий.
Таким образом, повествование о походе Игоря начинается с картины солнечного затмения, заставшего Игоря в пути, перед переправой через Донец. Это не случайно: солнечное затмение в начале повествования об истории Игоря и сияющее солнце в конце — это кольцевой композиционный мотив произведения.
Определив хронологический диапазон своего повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону».
Он как бы «примеряет» к своей теме поэтическую манеру Бояна («Не буря соколы занесе чресъ поля широкая — галици стады бежать къ Дону Великому» или: «Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыеве»).
В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода, восторженно характеризует удалых «кметей» (воинов) курян.
Тем резче контраст с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход: это и солнечное затмение, и необычные зловещие звуки в ночной тишине («нощь стонущи ему грозою птичь убуди»), и тревожное поведение зверей, и «клик» Дива.
И хотя далее описывается первая победа, принесшая русским князьям богатые трофеи, автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ…»).
Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением — воспоминанием о временах Олега Святославича.
Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор «Слова» — тему губительных междоусобиц, из-за которых гибнет благоденствие всех русичей («Даждьбожа внука»). Но те кровавые битвы прошлых времен не могут сравниться с битвой Игоря против окруживших его половецких полков: «съ зараниа до вечера, съ вечера до света летятъ стрелы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы…
». И хотя битва происходит в далекой половецкой степи — «в поле незнаемом», но последствия поражения Игоря скажутся на Руси — «тугою (горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря: «ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось».
И снова, оставив на время рассказ об Игоре, автор «Слова» повествует о бедах всей Русской земли, говорит о том, что в них повинны сами русские князья, которые начали на себя «крамолу ковати».
Только в объединении всех русских сил против кочевников — залог победы, и пример тому — поражение, которое нанес половцам Святослав Киевский, когда половецкий хан Кобяк был взят в плен и «пал» «въ гриднице Святъславли».
Далее в «Слове» повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть.
Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, «два солнца померкоста» — Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным»; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «непособие».
Автор «Слова», как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей, прославляет их доблесть и могущество, призывает вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Но время славных побед для многих их них уже в прошлом, и причина тому — междоусобные войны, «крамолы».
«Склоните свои знамена (или иначе: не вздымайте стягов, готовясь в поход), спрячьте свои притупленные мечи, так как вы уже лишились славы своих дедов», — этим призывом завершаются обращения к русским князьям. И как раньше автор вспоминал о временах Олега Святославича, теперь он обращается к времени другого столь же воинственного князя — Всеслава Полоцкого.
Он также не добился победы, несмотря на временные успехи («дотчеся» злата стола киевского, «отвори врата Новуграду», «разшибе славу Ярославу») и даже на какие-то сверхъестественные качества (он способен к быстрому передвижению, у него «веща душа»).
Затем «Слово» вновь обращается к судьбе Игоря. В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена.
Характерно, что и в этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, звучат свойственные всему памятнику общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка. Плач Ярославны тесно связан с последующим рассказом о побеге Игоря из плена.
Природа помогает Игорю: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождения беглецов, указывают им путь дятлы, радуют песнями соловьи.
Спор ханов Кончака и Гзы о том, как поступить им с плененным сыном Игоря Владимиром, продолжает этот насыщенный символами, взятыми из мира живой природы, рассказ о бегстве князя: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича».
Примечательно, что здесь, как и в других местах памятника, сочетаются два типа метафор — воинских символов («сокол» — удалой воин) и символов фольклорных, в данном случае — восходящих к символике свадебных песен, где жених — «сокол», а невеста — «красная девушка», «лебедушка» .
Автор «Слова» беспрестанно «свивает славы обаполы сего времени», т. е.
, говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии. Он вспоминает то Владимира Мономаха, то Олега Святославича, то Всеслава Полоцкого.
В этом же ряду находится, видимо, и фраза, смысл которой до сих пор вызывает разногласия: «Рекъ Боянъ и Ходына Святъславля, песнотворца стараго времени Ярославля: «Ольгова коганя хоти! Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы», — Рускои земли безъ Игоря».
Исследователи изменили написание первого издания, где читалось: «Рек Боян и ходы на Святъславля пестворца стараго времени Ярославля…», полагая, что здесь названы два певца — Боян и Ходына. Тогда фразу эту можно перевести так: «Сказал Боян и Ходына Святославовы, песнотворцы старого времени Ярославова: «Жена Олега когана!..
» Грамматическое обоснование этой конъектуры (впервые предложенной еще в XIX в. И. Забелиным) получило недавно и косвенное подтверждение историко-культурного характера. Есть все основания считать, что Боян был певцом скальдического типа (речь идет не о его национальности, а о художественной манере; присутствие при дворе Ярослава норвежских скальдов (певцов-поэтов) — исторический факт).
А для певцов скальдического типа было характерно исполнение песен или саг вдвоем: один певец доканчивает фразу, начатую другим. Если приведенное выше толкование фразы верно и здесь перед нами два певца — Боян и Ходына, то это еще один пример, когда автор «Слова» ищет аналогии в прошлом, вспоминая какую-то «припевку» Бояна и Ходыны, обращенную (как думали В. Н. Перетц и А. В.
Соловьев) к жене князя Олега Святославича.
Эпилог «Слова» праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; «страны рады, гради весели». Здравицей в честь князя и заканчивается «Слово».
Определим теперь композиционные принципы, в соответствии с которыми создавалось «Слово».
Как известно, любому литературному направлению, течению свойственны определенные принципы композиции. Например, плутовской роман эпохи Возрождения строится по принципу «нитки с бусами», т. е. композиционно распадается на серию новелл, связанных с историей одного героя. Принцип, использованный автором «Слова о полку Игореве», можно назвать принципом трехуровневой композиции.
В «Слове» три уровня композиционного членения текста: внешний, средний и внутренний. В связи с этим принцип трехуровневой композиции можно назвать также принципом «матрешки». Первый (внешний) уровень — это деление текста «Слова» на 3 части: вступление (Запев), основную часть (Повествование) и заключение (Концовку). Второй уровень — это деление основной части (Повествования) на вступление (пролог), основную часть (состоящую из трех разделов) и заключение (эпилог). Третий (внутренний) уровень — это деление каждого из трех разделов Повествования на 5 подразделов, первый из которых во всех трех случаях является вводным, а пятый — заключительным (резюме). Иначе говоря, каждый из трех разделов Повествования тоже имеет три части: вводную, основную (состоящую из трех подразделов) и заключительную (резюме). Таким образом, наряду с принципом трехуровневой композиции можно говорить о принципе трехчленности каждого уровня композиции «Слова»: вступление, основная часть, заключение. При этом основная часть на втором и третьем уровнях тоже трехчленна.
Итак, в «Слове» мы видим сложную организацию входящих в него элементов, расположенных в определенной системе, по определенному плану, в основе которого лежит всеохватывающий, универсальный принцип трехчленности.
Несмотря на относительную самостоятельность трех основных разделов Повествования и отдельных фрагментов, обусловленную правилами господствующего стиля эпохи XI—XIII вв., текст «Слова» представляет собой единое художественное целое, написанное одним автором и единовременно. Все фрагменты в «Слове» органичны, все подчинены одному художественному заданию, все занимают строго определенное место в композиции памятника.
Источник: https://magref.ru/syuzhet-i-kompozitsiya-slovo-o-polku-igoreve/
Слово о полку Игореве»: композиция, сюжет, время создания, особенности
Непрост вопрос об истории создания и авторе величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве». Его полное название — «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова». Созданное, как установлено исследователями, не ранее 1185—1187 гг. и не позднее начала XIII века, «Слово…
» дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В конце 1780-х — начале 1790-х годов этот памятник был обнаружен известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у монахов сборнике рукописей. В 1795-1796 гг.
была сделана копия с рукописи «Слова…» для императрицы Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована. После гибели подлинника «Слова…
», сгоревшего вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина во время пожара Москвы 1812 года, именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике. Уже в XVIII веке были сделаны и другие переводы «Слова…
», постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста (сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова и строки). Выдвигались различные версии по поводу авторства «Слова…».
Среди предполагаемых авторов назывались киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович и даже сам князь Игорь. Подвергалась сомнению и подлинность «Слова…». Лучший ответ скептикам прошлого и нынешнего времени дал Пушкин: «Подлинность самой песни доказывается духом древности, под которого невозможно подделаться».
Тематика и проблематика. Тему «Слова…» составляют подлинные исторические события, положенные в основу сюжета: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.
За год до этого победу над половцами одержали объединенные под руководством киевского князя Святослава русские войска, но тогда князь Игорь не принимал участия в сражении. Руководствуясь эгоистическими интересами, он, не посоветовавшись со Святославом, задумал сам выступить руководителем нового похода.
Вместе с ним в походе приняли участие только его родственники: сын Владимир, брат Всеволод и племянник князь Святослав Ольгович из Рыльска. Поход был плохо подготовлен и закончился поражением русских войск: большинство воинов героически погибло, а сам князь Игорь был взят в плен, из которого ему удалось бежать.
Здесь – осмысление основных проблем Руси той эпохи: осуждение распрей между русскими князьями, повлекшие за собой раздробление и ослабление Руси, с этой точки зрения рассмотреть причины и последствия поражения похода князя Игоря, а вместе с тем призвать Русь к единению.
Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» — пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь; о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя; ставит проблему воинской доблести и чести, любви и верности, судьбы и свободы воли.
Сюжет и композиция. «Слово о полку Игореве» — произведение сложно организованное, в котором описание событий чередуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические страницы сменяются широким эпическим описанием. Композиция «Слова…
» четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Открывает «Слово…
» вступление, в котором автор определяет свою задачу: в отличие от легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна он не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по былинам сего времени», то есть следуя исторической правде, рассказать о подлинных событиях недавнего прошлого. Основная часть включает в себя три внутренне взаимосвязанных раздела.
В первом повествуется о сборах Игоря и других князей в поход и зловещих предзнаменованиях, сопровождающих продвижение войска по половецкой степи («Солнце ему тьмою путь заступало»). Далее показан первый успешный бой с половцами передового отряда и сокрушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель и пленение дружинников и князей.
Центральный эпизод второго раздела — вещий сон о поражении войска Игоря, который видит киевский князь Святослав, и его «золотое слово», содержащее важнейшие для автора мысли о необходимости объединения русских земель. Третий, самый небольшой по объему, раздел включает два основных эпизода.
Это плач Ярославны, удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках; и описание побега Игоря из плена. Заключительная часть «Слова…» — своеобразный эпилог, в котором рассказывается о возвращении князя Игоря, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю.
Значительное место в «Слове о полку Игореве» занимают образы князей и воинов. Отношение автора к русским князьям двойственное. С одной стороны, он им сочувствует, гордясь их успехами и сокрушаясь о неудачах. С другой стороны, он осуждает их раздоры, эгоистические интересы, узость политических взглядов. Все это относится к одному из самых ярких из них — образу князя Игоря.
Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Это собирательный образ русского воина, защитника отечества. Всенародное горе символически обобщает плач Ярославны — юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины.
Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя.
Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны. Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря.
В финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли Русской.
Художественное своеобразие. «Слово о полку Игореве» — сложное, оригинальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически организована, наполнена тончайшей звукописью и тем самым похожа на стихи — недаром существует множество стихотворных переложений этого произведения.
«Слово о полку Игореве» соединяет в себе черты нескольких традиционных жанров — воинской повести, героической песни и ораторской прозы. Кроме того, оно наследует черты, присущие устному народному творчеству, в частности жанрам плача (оплакивание печальных событий) и славы (прославление князей).
А сочетание лирического и эпического начал создает поистине неповторимый художественный сплав, делающий «Слово…» уникальным памятником древнерусской и в целом мировой художественной литературы. Широко в «Слове…
» используется фольклорный прием одушевления и олицетворения сил природы, что отражает идущее от времен язычества представление о единстве природного и человеческого мира. Природа здесь не фон исторических событий, а действующее лицо.
Исторический факт — затмение солнца — в летописи интерпретируется как знак Божьего гнева, а в «Слове…» солнце само активно действует против князя Игоря и его войска.
Ярославна вместо христианской молитвы обращается к природным силам, разговаривая с ними как с живыми существами, принимающими активное участие в судьбе ее мужа. Все это свидетельствует о том, что ко времени создания «Слова…» древнерусская литература накопила большой творческий опыт и достигла художественной зрелости.
Значение произведения. «Слово о полку Игореве» по праву признается памятником мирового значения и стоит в ряду шедевров мировой средневековой литературы. Многие исследователи отмечают, какое большое влияние имело «Слово…
» на развитие не только русской литературы, но и искусства в целом. Увлечение «Словом…» отразилось и в творчестве Гоголя, Пушкина и др. На сюжет «Слова…» созданы замечательные картины русских художников, таких, как Васнецов.
8. «Задонщина» и «Слово о полку…», споры о взаимоотношении произведений.
8 сентября 1380 г. на Куликовом поле произошла битва коалиции русских князей, возглавляемой великим князем московским Дмитрием Ивановичем, с монголо-татарским войском, усиленным наемными отрядами, под водительством ордынского правителя Мамая. Это было первое большое сражение русских с поработителями после установления монголо-татарского ига (1237 г.
), окончившееся полным разгромом монголо-татар. «Задонщина» повествует о Куликовской битве, победе Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Андреевича над войсками Мамая. Автор рязанский священник Софоний, написал повесть в начале 15в. Дошла до нас в пяти списках 15, 16 и 17 вв., из которых три, в том числе древнейший, полностью не сохранились.
Произведение проникнуто чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью. «З» – эмоциональный, лирический отклик на события Куликовской битвы. Основная идея – величие Куликовской битвы.
В основе произведения лежат реальные события Куликовской битвы, но это не последовательный исторический рассказ о подготовке к сражению, о самом сражении, о возвращении победителей с поля брани, а эмоциональное преломление всех этих событий в авторском восприятии. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом.
Сам автор охарактеризовал свое произведение как “жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичу и брату его, князю Владимиру Ондреевичу”. “Жалость” – это плач по погибшим, по трудной доле Русской земли. “Похвала” – слава мужеству и воинской доблести русских воинов и их предводителей.
О многих событиях, о которых подробно повествует “Сказание о Мамаевом побоище”, в 3. сказано одной-двумя фразами, полунамеком.
Автор поэмы вдохновляется образами “Слова о полку Игореве” и народной поэзии, часто использует самый текст “Слова”. Автор 3. обратился к “Слову” как к образцу с целью сопоставь и противопоставить политическую обстановку на Руси времени “Слова (80-е гг. XII в.) с 80-ми гг. XIV в.
Основной идейный смысл “Слова” заключался в призыве автора к русским князьям забыть междоусобные распри и объединить свои силы для борьбы с внешними врагами Руси. Автор 3.
в победе, одержанной над ордынцами, увидел реальное воплощение призыва своего гениального предшественника: объединенные силы русских князей смогли разгромить монголо-татар, считавшихся до этого непобедимыми.
СВЯЗЬ: 1. Рассказ о сборе русский войск; 2. Упоминание Бояна и его песен; 3. Выступление русского войска в поход – ободряющая речь князя; 4. Зловещие природные явления (знамения) – автор рисует картины грозы, ветер, тучи, крик птиц и зверей, кровавые зори – в отличие от Слова, зловещие знамения природы предвещают поражение войску Мамая. 5.
Горе распространяется не по русской земле, а в татарском войске. 3.Плач жен: княгинь и боярынь. Их плачи построены, подобно плачу Ярославны, на обращении к ветру, Дону, Москве-реке. 4. В «С» сначала победа, потом поражение, в «З» сначала поражение, затем победа.
Общность идеи «С» и «З» – гражданская идея национальной свободы, патриотизм, стремление к единству.
З. не стала подражанием, во всем следующим за текстом образца, это самостоятельное художественное произведение, которое испытало несомненное влияние еще двух традиций — фольклорной и традиции летописных воинских повестей. Существенным отличием композиции З. от композиции С. является меньшее количество лирических фрагментов.
Они представлены авторскими отступлениями, чаще всего навеянными текстом более раннего памятника, и плачами русских жен, которые созданы в подражание плачу Ярославны, но занимают иное композиционное место. В основном в З. сохраняется хронологический принцип повествования, свойственный воинской повести, в то время как в “Слове…
” одной из важнейших черт композиции могут считаться исторические отступления, соотнесенные с судьбами главных героев и авторской идеей. З. свойственны документальные элементы, отсутствующие в произведении XII в. и выражающиеся в широком использовании цифровых данных, использованы молитвы, одна из которых лишь упомянута, а другая приведена в тексте.
Обе произнесены Дмитрием Ивановичем перед битвой.
Источник: https://cyberpedia.su/3x78f8.html
Краткое содержание «Слово о полку Игореве» | Литерагуру
Фольклор из древнейшего литературного источника наших предков очень сложен для понимания, ведь язык очень изменился с тех пор, а переводчики старались добавить в свой текст побольше архаичных слов, дабы погрузить публику в подходящую атмосферу. Именно поэтому так важно взять на вооружение краткий пересказ «Слова о полку Игореве». Он поможет сориентироваться в сложном и насыщенном повествовании. А чтобы понять его смысл, читайте анализ «Слова о полку Игореве» от Литерагуру.
Вступление
Автор «Слова» собирается рассказать историю о битвах Игоря. Как всё было на самом деле, а не «по вымыслам Бояновым». Сравнивая себя с многоречивым рассказчиком, он намекает, что постарается кратко и правдиво описать поход князя на половцев – кочевников, с которыми ранее был заключен мир.
Но Игорь (вот его характеристика), повинуясь желанию доказать свою силу, отправил полки к половцам. Знаком, предвещающим беду, было солнечное затмение. Но князь хотел «увидеть Дон», покорить его, поэтому боевые товарищи продолжали путь. Он же осознает, как рискует:
Хочу положить свою голову
Или выпить шеломом из Дона!
Дорога до Дона
С Игорем отправился родной брат – Всеволод. Его воины под Курском уже были готовы. Автор сравнивает войско с серыми волками, выражая неодобрение плану. Князья рискуют своими людьми только ради славы.
В пути плохие знамения встречались князю: солнце дорогу тьмой закрывало, проснулась гроза, все звери боялись и прятались, предрекая недоброе. Волки воют, орлы зовут зверей на кости. Несмотря на предостережения, Игорь Святославович продолжает идти.
Первый бой
Прибыли они в степи, потоптали половецкие полки, забрали красивых девушек, золото и драгоценности, роскошные наряды. После ратных подвигов был пир, и войско уснуло в поле.
Дружина Игоря Святославовича сладко дремала, а к Дону серым волком приближались половецкие ханы, Гзак и Кончак. Утром войско увидело страшное зрелище: кровавые зори и чёрные тучи с синими молниями. Словно это был третий знак о том, что прекращать надо путь, но Игорь упрямо шёл к цели.
Второй бой
Половцы шли на русские полки со всех сторон. Был бой. Рассказчик гордиться храбростью Всеволода. В битве он не жалел себя. Забыл о чести, богатстве, Черниговском престоле и любимой супруге Глебовне.
Вспоминает автор истории о веках Трояновых и битвах Олега Святославовича. Он был очень известным и отважным, потому что участвовал в беспощадных боях. Страшное время, ведь тогда сын шёл против отца, начались междоусобицы. Корень зла, дед Игоря – Олег, поэтому сказитель называет его «Гориславовичем».
Однако даже в то время люди не представляли себе такую страшную битву, в которой участвовал Игорь. Долго и беспощадно билось войско с половцами, вся земля была залита кровью. Спустя три дня армия князя потерпела поражение.
Больше русские не бились с кочевниками, но те активно брали дань с земли Русской, набегами изнуряя княжества.
Тут автор рассказывает предысторию сражения: отец Игоря и Всеволода когда-то заключил мир с половцами, прекратил междоусобные бои между князьями, обеспечив мир. Но его сыновья нарушили условия, и теперь он, князь Киевский, вновь вынужден вмешаться.
Сон и Золотое слово Святослава
Отец князей видел сон. Одежда на нём была чёрная. Для него черпали вино с горечью, сыпали жемчуг с нечистых раковин на грудь. Ещё приснился дом на крыше, где вороны беспрерывно каркали. Растолковали товарищи так, будто несчастье ум затмило из-за того, что сыновья в плену.
Святослав переживает, упрекает своих детей, ведь они рано пошли с войском на половцев. Без чести проливали кровь людей. Этим поступком опозорили отца.
Великий князь не хочет раздора и войны, поэтому призывает всех родственников объединиться и дать отпор врагу. Он советует всем забыть об эгоистических интересах и действовать сообща, иначе русская земля погибнет под натиском половцев.
Он горько сетует на то, что Игорь и его брат в плену, и теперь они не могут выполнить свой настоящий долг – защитить родную землю!
Рассказчик от имени князя просит всех бить Кончака и отомстить за раны Игоря Святославовича. К сожалению, армию Игоря не вернуть, но есть еще надежда отстоять его беззащитный город.
Святослав упомянает, что Ингар, Всеволод Ольговичи и три сына Мстиславовича разделили города и незаслуженно добыли себе имущество. Только Изяслав честно бился за владения с литовцами и погиб.
Но братья не участвовали в том сражении.
Ярослав и Всеслав допустили врагов на Русь. Рассказчик говорил, что ночью Всеслав превратился в жестокого зверя. Волком проносился в разные города, а днём «суд правил». Мужчина слышал колокольней звон Полоцкой Софии, мучилась беспомощная его душа.
Сказитель сильно тоскует по временам старого Владимира. И он предрекает Руси скорбь, если князья (вот характеристика всех князей) не послушаются Святослава и не объединятся.
Плач Ярославны
В Путивле Ярославна (тут ее образ) плачет по супругу Игорю. Она хочет помочь ему: полететь кукушкой и омыть его раны. Несчастная и безутешная девушка упрекает ветер, который мчит стрелы на мужа, и умоляет реку Днепр принести лодки супруга.
Она обращается к солнцу: сначала упрекала его, а потом просила, чтобы оно заступилось за нее.
Побег Игоря
Господь не оставляет сына Святослава, указывает ему путь к родному дому. Сама природа благоволит ему, послушав плач Ярославны. Ему удалось сбежать из плена, когда враги спали. Игорю помог добрый сердцем Овлур – достал коня.
Князь в дороге разговаривает с речкой Донец, которая хорошо относилась к нему. Он сравнивает её и безжалостную Стугну, где умер князь Ростислав. Даже сороки помогали пленнику: они оповестили, что за ним погоня.
Враги кинулись за Игорем. Гзак предложил Кончаку расстрелять врага, но Кончак хотел обмануть Игоря красивой девушкой. Гзак против, ведь в таком случае князь и девица сбегут вместе. Тогда русские воины убьют их в Половецком поле.
Игорь Святославович благополучно возвращается на родную землю. Весь народ радуется, поёт славу ему и дружине.
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-slovo-o-polku-igoreve/
Слово о полку Игореве – краткое содержание
Поэма начинается со вступления, в котором обращение к Вещему Бояну – великому древнему певцу.
Повествование автора “Слова о полку Игореве” затрагивает времена от старого Владимира (Мономаха), до нынешнего Игоря, решившего практически в одиночку отвоевать для Руси землю половецкую вплоть до Черного моря.
Начало похода Игоря было ознаменовано солнечным затмение, однако князь не остановился перед этим плохим знамением. Он произнес небольшую напутственную речь для своей дружины, и они двинулись в поход.
Все предупреждало дальние земли о том, что Игорь с дружиной идут на них с походом: солнечное затмение, ночь с грозой, рев зверей, предупреждение бога Дива с вершин деревьев.
Пятничным утром дружина Игоря разбила половцев и захватила хорошую добычу – золото, паволоки, аксамиты, а также половецких девушек. Однако на следующее утро неожиданно появились основные половецкие силы во главе с ханами Гзаком и Кончаком. Они окружили русское войско, и завязалась одна из самых кровавых битв, ранее невиданных. Битва продолжалась целых два дня, по прошествии которых войско Игоря было разбито, а он сам попал в плен.
Большая печаль охватила всю землю русскую, а половцы пошли по дворам и стали брать дань.
Тем временем киевский князь по имени Святослав видел странный сон, как будто накрывали его черным покрывалом, пили синее вино, перемешанное с горем. Всю ночь черные вороны каркали и летали к синему морю. Вскоре бояре поведали Святославу о поражении войска Игоря.
И решил тогда Святослав кинуть клич всем князьям русской земли: Всеволоду Большому Гнезду, Рюрику и Давыду Ростиславовичам, Ярославу Осмомыслу, а также всем волынским и полоцким князьям. Попросил он их отомстить за русскую землю, за князя Игоря и Святославича.
Затем князь Святослав просит прекратить вражду между потомками Вячеслава Полочкого и Ярослава Мудрого. Далее следует повествование о Всеславе, который был князем-колдуном и как он за ночь проскакал от Белгорода до Новгорода и от Полоцка до Киева.
Тем временем, жена князя Игоря Ярослава рыдает на городской стене в Пулвиле, ее рыдания доносятся до Дуная. Она слезно просит Днепра-Славутича, чтобы он вернул ей ее любимого.
И послушал ее Днепр-Славутич, указал Игорю путь из плена на земли русские. Половчанин Олвур помог Игорю преодолеть расстояние, обратился в волка, а Игорь соколом летел под облаками. Затем Игорь повстречался с Донцом, где они немного побеседовали о русских землях.
В погоню за Игорем отправились Кончак и Гзак, только никто не показывал им дорогу. Тогда Гзак предложил Кончаку расстрелять Владимира – сына Игоря. Кончак предложил опутть Владимира девицей, на что Гзак не согласился и сказал, что тогда их бить начнут в поле Половецком.
С рассветом солнца князь Игорь был уже на русской земле, все города и люди рады, поют песни и восславляют Игоря, Владимира Игоревича, Бую-Туру Всеволоду и дружину. Аминь.
Источник: https://szhato.ru/epos/154-slovo-o-polku-igoreve.html
Краткое содержание “Слова о полку Игореве”
За основу пересказа взят дословный перевод Д. С. Лихачева.
Сказитель начинает “старыми словами” печальную повесть о походе князя Игоря Святославича. Он собирается рассказать все как было, не беря пример с “вещего Бояна”, который “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками” и начинал каждую свою песнь с давних времен, возлагая свои “вещие персты на живые струны”.
Сказитель начинает повесть с киевского князя Владимира (Красно Солнышко) и заканчивает князем Игорем, который исполнился ратного духа и повел свои полки на половцев.
Поход начался с мрачного предзнаменования – солнечного затмения. Но ум князя был охвачен страстным желанием отведать воды из Дона Великого.
Несмотря на плохую примету, он велел своей верной дружине садиться на боевых коней, дабы посмотреть на синий Дон.
В землю половецкую Игорь отправился не один, а со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем. Воины Всеволода, “с конца копья вскормленные”, уже ждали под Курском начала похода.
На всем пути в половецкие степи Игоря сопровождали плохие знамения. От тьмы посреди дня поднялся “свист звериный”, на вершине дерева пробудился злой дух Див, ночи грозами полыхают, а Игорь идет вперед.
Уже беду его подстерегают птицы По дубравам, Волки грозу накликают По оврагам, Орлы клекотом зверей на кости зовут, Лисицы брешут на червленые щиты.
О Русская земля! Уже ты за холмом!
Прибыв на место “спозаранок в пятницу”, русичи перегородили “великие поля червлеными щитами” и потоптали “поганые полки половецкие”. После взяли богатую добычу – золото, драгоценные камни, “красных девушек половецких”, и стали мостить болотные топи тканями, мехами и нарядами половцев.
Пока храброе войско Игоря дремало в поле, к Дону поспешали половецкие ханы Гзак и Кончак. На следующий день взошли “кровавые зори”, наползли с моря черные тучи с синими молниями, “хотят прикрыть четыре солнца” – четырех русских князей. Это с Дону Великого идет гром великий, дождь со стрелами.
Как ветры, внуки Стрибога, пришли половцы, “дети бесовы”, и окружили русские полки у реки Каялы. Начался бой. Сказитель воспевает храбрость “ярого тура” Всеволода, который гремел о шлемы половецкие мечами булатными и поливал врагов дождем из стрел. В пылу битвы он забыл о чести, богатстве, Черниговском отчем престоле, жене своей, красавице Глебовне, и не чувствовал боли от ран.
Сказитель с горечью вспоминает походы князя Олега Святославича, деда Игоря, который “мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял”. Описываются начатые Олегом княжеские межусобицы, во время которых сын шел против отца и “сокращались жизнь людские”.
При Олеге, которого сказитель называет “Гориславичем”, на Русской земле не “пахари покрикивали”, а “вороны граяли, трупы меж собой деля”, но даже в те времена не слыхали “о такой рати”, как битва Игорева. Долго бились русские полки с половцами, гремели сабли о шлемы, трещали копья, земля пол лошадиными копытами “костьми была посеена и кровью полита”.
На третий день битвы “пали стяги Игоревы”.
Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; Тут кровавого вина недостало; Тут пир закончили храбрые русичи: Сватов напоили,
А сами полегли за землю Русскую.
После этого поражения пришла обида на землю Русскую и “прогнала времена обилия”. Князья перестали сражаться с половцами и начали блюсти свои интересы, принимать малое за великое и “крамолу ковать”, а поганые тем временем “приходили с победами на землю Русскую” и дань брали.
Грозный и великий киевский князь Святослав усыпил смуту “грозою своей, прибил своими сильными полками”, притоптал землю Половецкую, и пленил хана Кобяка, но его сыновья, Игорь и Всеволод, снова “коварство пробудили раздором”. Иностранцы сочувствуют Святославу и обвиняют князя Игоря в том, что он потопил русское богатство в реке Каяле, а сам в плен попал.
Святославу в Киеве приснился “смутный сон”, будто обряжали его в черный саван, черпали “синее вино, с горем смешанное”, и сыпали на грудь крупный жемчуг. Снился ему терем без князька на крыше и карканье серых воронов. Бояре объяснили этот сон тем, что у князя “горе ум полонило” из-за пленения двух его сыновей.
Тогда Святослав со слезами на глазах “изронил слово золотое”. С упреком он говорил, что слишком рано его сыновья взялись искать славу в земле Половецкой.
Без чести они пролили поганую кровь и принесли горе на серебряные седины отца.
Святослав оплакивает гибель своего сильного и богатого брата Ярослава и сочувствует Владимиру Глебовичу, который страдает в Римове от ран, нанесенных половецкими мечами.
Сказитель призывает князей “прилететь издалека отчий престол поблюсти”.
Он зовет великого князя Всеволода, который может “Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать”; буйных Рюрика и Давыда, храбрая дружина которых “рыкает, как туры”; Галицкого Осмомысла Ярослава, подпершего “горы Венгерские своими железными полками”; храбрых Романа и Мстислава, от чьих воинов “дрогнула земля и многие страны”. Всех этих князей сказитель призывает бить Кончака “за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича”.
Но храброго войска Игоря не воскресить. Ингвар и Всеволод Ольговичи да три Мстиславича уже успели поделить города на берегах Роси и Сулы – “не по праву побед добыли себе владения”.
Только “Изяслав, сын Васильков” поддержал славу своего деда Всеслава, “позвенел своими острыми мечами о шлемы литовские” и погиб во время сечи.
Не было в той битве его братьев, Брячислава и Всеволода, в одиночестве изронил Изяслав “жемчужную душу из храброго тела”.
Лишились внуки Ярослава и Всеслава “славы дедов” – из-за своих усобиц допустили поганых на землю Русскую. Сказитель описывает Всеслава, как чародея и оборотня, превращающегося по ночам в “лютого зверя”.
Волком он скакал от Киева, где “коснулся древком золотого престола”, до Новгорода; от Дудуток до кровавых берегов Немиги, засеянных “костьми русских сынов”, а в Тмуторокани перебегал дорогу великому хану Хорсу. Днем же князь Всеслав “суд правил”.
Сидя в Киеве, он слышал звон колоколов Полоцкой Софии. Часто стонала от бед вещая душа Всеслава.
Сказитель с тоской вспоминает давние времена и первых могучих князей, старого Владимира. Нынче же стяги Рюриковы и Давыдовы врозь развиваются, и копья их врозь поют.
В Путивле, на забрале стены плачет Ярославна по своему мужу Игорю, хочет полететь кукушкой, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекает ветер, который мчит стрелы на воинов мужа, солнце, скрутившее Игоревы полки жаждой в поле безводном, и просит Днепр принести к ней лодки Игоря.
Тем временем бог указывает Игорю путь из земли Половецкой к отчему престолу. Ночью, когда половцы спали, князь сбежал из плена с помощью верного человека Овлура, который достал Игорю коня.
А Игорь князь поскакал Горностаем к тростнику И белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня И соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца,
И полетел соколом под облаками…
По дороге Игорь говорит с Донцом, который лелеял князя на волнах, одевал теплыми туманами. Он сравнивает добрый Донец и жестокой рекой Стугной, в которой много лет назад утонул юный князь Ростислав.
Гзак и Кончак отправились в погоню по следу Игоря. Кзак предлагает расстрелять князя-соколенка золочеными стрелами, Кончак хочет опутать его красною девицей. Кзак не соглашается: если опутать соколенка девицей, то не будет у них ни князя, ни девицы, и станут их русские воины бить в поле Половецком.
И вот князь Игорь уже в Русской земле. Рады этому села и города. Поют они славу “Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду” и их дружине, которая борется за христиан “против нашествий поганых”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Краткое содержание “Слова о полку Игореве”
Другие сочинения по теме:
- Раскрытие основной идеи “Слова о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
- “Слово о полку Игореве”; Создатель “Слова о полку “Слово о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
- “Композиция и жанр “Слова о полку Игореве” “Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет,…
- Кто же он, создатель “Слова о полку Игореве”? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси “слово о полку Игореве”. Загадка его личности…
- Композиция “Слова о полку Игореве” Часть первая: поход Игорева войска – Вы прочитали дома первую часть “Слова о полку Игореве”. Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части?…
- Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
- Поэтика “Слова о полку Игореве” Поэтика “Слова” настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что “Слово”…
- Нравственно-символическое значение “Слова о полку Игореве” За последнее время понимание слова “дивъ” в “Слове о полку Игореве” как будто определилось: большинство исследователей сошлись на том, что…
- Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” 1. “Слово о полку…
- Как написать сочинение по “Слову о полку Игореве” Я думаю, вы мечтаете побывать в походе, а возможно, уже и бывали. Но сейчас мы с вами отправимся не в…
- История открытия и изучения “Слова о полку Игореве” Перед учителем стоит сложная задача: важно не просто дать ученикам информацию об этом памятнике древнерусской письменности, приблизив это произведение к…
- Образ Родины в “Слове о полку Игореве” Восемь веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве” – гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней…
- Идейное содержание “Слова о полку Игоревом” Автор “Слова” превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно…
- Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный поступок? (По “Слову о полку Игореве”) Поход Игоря Святославовича – героический или необдуманный…
- Образ Ярославны в эпосе “Слово о полку Игореве” Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать…
- Природа и ее роль в “Слове о полку Игореве” Поэма “Слово о полку Игореве” небольшая по объему, но в этом произведении смешивается столько мыслей, столько тем, так тонко воспроизведено…
- Полемика о времени написания “Слова о полку Игореве” “Слова о полку Игореве” было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого…
- Сочинение на тему произведения “Слово о полку Игоревом” “Слово о полку Игоревом” – величайшая памятка древнерусской литературы. Из “Слова…” мы узнаем о жизни нашего народа в седую давность,…
- Описание сюжета произведения “Слово о полку Игореве” Композиция “Слова” необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях…
- “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством “Слово…” выросло на плодородной почве русской культуры XII века. “Слово…” глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением….
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-slova-o-polku-igoreve/