«Горе от ума» А.С.Грибоедова: классицизм, романтизм, реализм?
Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.
Признаки классицизма в комедии Грибоедова
В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.
Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.
Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.
Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.
Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.
Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.
Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.
Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.
Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.
Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям
(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).
Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.
В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:
Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,
князь Тугоуховский действительно плохо слышит,
Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.
Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.
Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.
Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.
Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»
В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.
Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.
Гончаров).
Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.
Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:
«Чацкий сломлен количеством силы старой».
Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок
(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).
С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя
(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).
Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»
(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).
Финал комедии трагичен, а не смешон.
Наша презентация темы
Реализм в комедии Грибоедова
И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:
«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.
В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.
Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора.
Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.
В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.
А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/gore-ot-uma-a-s-griboedova-klassitsizm-romantizm-realizm
Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума» – 7 Декабря 2013 – Литература
Черты
классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в
1820—1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в
литературе уже появился реализм и активно развивался романтизм. Поэтому в
комедии присутствуют как черты классицизма, так и черты романтизма,
а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим
произведением.
В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими
принципами классицизма, творчески изменяя их. Так, в основном соблюдается
принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова
и укладывается в сутки: события начинают
развиваться рано утром и заканчиваются
поздно вечером, когда гости разъезжаются
после бала.
Однако единство действия нарушается:
помимо сюжетной линии Софья — Молчалин — Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладывается в рамки любовного сюжета. Количество действующих лиц также не соответствует классицистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати.
Кроме того, для типизации введены
внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так
как нарушается единство действия.
Грибоедов
сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовного треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не
догадывающийся об увлечении собственной
дочери. Однако есть и отступления от традиции.
Чацкий не совсем герой-любовник, так
как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовника, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным
героем и изображен с негативной авторской
оценкой.
Выходят за рамки традиционных характеров и второстепенные персонажи в
этой любовной интриге. Лиза не только
субретка, но и своеобразный второй
резонер. Она дает меткие
характеристики действующим лицам: в экспозиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*.
Также Лиза метко подмечает, что
Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Таким
образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.
В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий»,
среди которых можно выделить несколько
типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указывают на одну важную черту героя. Например, фамилия
Фамусов, возможно, происходит от латинского слова «Гата» — молва.
Следовательно, обладатель этого имени
— человек, преклоняющийся перед
общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на которое
указывает эта фамилия. Ю. Тынянов предположил,
что «Фамусов» имеет отношение к английскому
*^апкшзэ — известный.
И действительно,
Павел Афанасьевич достаточно известный
в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на
физический порок персонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия
Репетилов происходит от французского слова «гере^ега — повторять.
И на самом деле этот
герой не имеет собственных мыслей, а повторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный
смысл услышанного, Молча-лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от
других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.
Второй тип — фамилии оценивающие, К ним можно
отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное
отношение автора к их носителям.
Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаадаева, философа и
общественного деятеля. Другой возможный
смысл его фамилии— то, что он в чаду.
Однако ни одна фамилия не раскрывает полностью
характера героя, так как характер часто неоднозначен и не исчерпывается одной чертой.
Композиция комедии в основном соответствует классицистическим
канонам. В комедии четыре действия: в
первом— экспозиция и завязка, во
втором — развитие сюжетной линии, в третьем — кульминация, а в четвертом — развязка. Действие комедии
начинают второстепенные персонажи: Лиза и
Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.
Также в комедии присутствуют и черты реализма.
По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как
случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и
нравы», что указывает на типичность характеров и обстоятельств, показанных в
произведении. Кроме того, писатель точен в подборе деталей.
Можно еще отметить, что герои этого произведения
не только типы, но и индивидуальности.
Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами
и убеждениями, а кроме того — любящий отец и легкомысленный барин, заигрывающий
с горничной своей дочери.
А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость.
Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии
Чацкого.
Таким образом, в произведении, помимо героев,
изображенных с преимущественно отрицательной или положительной оценкой, есть
герои, пафос изображения которых неоднозначен, В отличие от классицистических
пьес в комедии Грибоедова порок не наказан, а добродетель не торжествует.
Молчалин скрывается в своей комнате до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий
же вынужден бежать из Москвы, «искать по свету, где оскорбленному есть чувству
уголок».
Можно отметить, что характер конфликта в произведении
отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит
целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют
два лагеря; с одной стороны, лагерь Фамусовых и всей партии «отцов и старших*,
с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».
Чацкий единственный из сценических
персонажей противостоит всему обществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен количеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночества и мотив путешествия, характерные для романтизма.
Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого,
в надежде избавиться от «мильона терзаний *.
Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют
элементы трех направлений — классицизма, романтизма и реализма. Сложность
творческого метода, которым была написана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объясняется
эпохой, когда в литературе одновременно существовало несколько направлений.
Источник: https://vsedli.ucoz.ru/news/cherty_klassicizma_realizma_i_romantizma_v_komedii_a_s_griboedova_gore_ot_uma/2013-12-07-35
Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинения по литературе: Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”.
Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.
Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров. Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии.
В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая.
В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари…
” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери). Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды.
Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох.
Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы: …Во-первых, не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное — поди-тка, послужи… Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек – змея” – это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей).
Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе. В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком.
В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “…он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием.
Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования. По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание.
Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент.
В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии.
Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень); Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры).
В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов). Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны.
Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Чацкий еще более неоднозначный герой.
Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии.
В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.
Источник: https://historylib.net/cherty-klassicizma-i-realizma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/
Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.
От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого.
«Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает).
В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить.
Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.
Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».
В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).
Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи.
Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия).
Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.
Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.
Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах).
Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии).
Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами.
В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти.
Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство.
Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14)
Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».
В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик.
Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному.
Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами.
Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.
В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву.
А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы.
Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.
В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.
Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин».
При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы.
Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина).
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/cherty-realizma-i-klassicizma-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-a-s/
Сочинение на тему Черты реализма и классицизма в комедии
Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание.
Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого.
«Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает).
В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить.
Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.
Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».
В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза). Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д. Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века. Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п. Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу: Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ; Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; Там выучилась ты любовников сводить, Постой же, я тебя исправлю: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14) Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего». В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка. В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин. В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения. Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина). В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан. Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.
Сочинение на тему Черты реализма и классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
Грибоедов А.С.
Стр. 1
Сочинение на тему Черты реализма и классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
Грибоедов А.С.
Стр. 2
Сочинение на тему Черты реализма и классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.
Грибоедов А.С.
Стр. 3
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171cherty-realizma-i-klassicizma-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-as187
Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Черты классицизма.
Близок классицизму конфликт между умным героем и “нищетой рассудка”. От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.
А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы: действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.
Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера.
Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправдано.
Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день прожить успеет,
Подышит воздухом одним,
� в нем рассудок уцелеет.
Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт.
Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватизмом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и конфликтом. Особняк Фамусова является в комедии символом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все московские, ваш батюшка таков…», «На всех московских есть особый отпечаток…» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. �менно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произведении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжетными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требований не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х. Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, торжества добродетели и наказания порока, могут считаться новаторством Грибоедова.
Автор использует говорящие фамилии: Фамусов (от латинского “fama“ — молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от “repeter“ – повторять).
Однако функция их иная, чем в классицизме.
Почти все фамилии соотнесены по значению со словами “говорить”, “слышать”, “повторять”, “молчать”, что подводит к важнейшей теме пьесы – мотиву глухоты и сплетни.
В фамилиях задан определенный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань.
�мена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к пониманию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.
Не отказался автор от традиционных амплуа: обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха.
Рти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц.
Грибоедов нарушает этот канон, создавая “многолюдную” пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей.
Внесценические персонажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характеристики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.
Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, наполняя их социально-психологическим содержанием. Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отношению к привычному стилю изображения – классицизму.
Черты романтизма.
Монологи Чацкого — это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии.
Р’СЃСЏ его критика РІ адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ консервативной помещичьей среды, эти монологи РјРѕРіСѓС‚ быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду СЃ гражданской лирикой. Рто критика современного общества, РІ монологах соединяются Рё черты элегий, Рё РѕРґ, Рё сатир. Так или иначе, это тексты, которые РјРѕРіСѓС‚ выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Рти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.
Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе — типичная для романтизма.
Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого.
Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи – «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин.
Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим».
Век нынешний отличается РѕС‚ века Екатерины тем, что РІ этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые РЅРµ гонятся Р·Р° чинами, Р° предпочитают занятия науками Рё искусствами, свободные РѕС‚ карьеристских выступлений, свободные РѕС‚ меркантилизма. Рти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом РѕР± РїРѕР», лишь Р±С‹ шли ему чины Рё деньги. РўРѕ есть появляются люди СЃ РЅРѕРІРѕР№ позицией. Рти Рё отличается век Александра РѕС‚ века Екатерины. Фамусов Рё Максим Петрович остаются РІ прошлом. Нет напрямую конфликта СЃ веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, Р° РЅРµ между веками. Конфликт между героями СЃ разными мировоззрениями. Место действия – «барская Москва». РњРѕСЃРєРІР° — это еще Рё консервативный РіРѕСЂРѕРґ, РІ те РіРѕРґС‹ более консервативный, чем Петербург. Фамусовская РњРѕСЃРєРІР° — квинтэссенция консерватизма. Человек СЃ РЅРѕРІРѕР№ позицией Рё новыми предпочтениями является РІ РњРѕСЃРєРІСѓ Рё осмеивает ее, смеет критически взглянуть РЅР° то, что было абсолютным. Ртот новый РїРѕРґС…РѕРґ Рё отличает этого героя, Рё РѕРЅ может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой СЃ гражданско-романтическими настроениями Рё чертами, РѕРґРёРЅРѕРєРёР№, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется Рё РІ отказе РѕС‚ классицистических требований, Рё РІ синтезе жанровых элементах.
Черты реализма.
Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом.
Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей.
При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов – не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.
Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.
Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии – вольный ямб от одностопного до шестистопного.
Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 275 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге:
�.А. Крылов – баснописец и его место в истории басни. Поэтика крыловской басни. Статья Жуковского «О басне и баснях г. Крылова». | Лирика В.А. Жуковского. Жанровые предпочтения: элегия, отрывок. Романтическое понимание смысла жизни и искусства в его лирике. | Звезды» пушкинской «Плеяды»: А. А. Дельвиг, Д. В. Веневитинов. Круг их творческих интересов. Жанровый состав, мотивы, образный строй лирики этих поэтов. | Звезды» пушкинской «Плеяды»: П. А. Вяземский, Н. М. Языков. Особенности творческой эволюции этих писателей. Жанровый состав, мотивы, образный строй лирики этих поэтов. | Е.А. Баратынский как «поэт мысли». Его место в пушкинской «Плеяде». | Общая характеристика творческого пути А.С. Пушкина. Ранняя лирика Пушкина (лицейский и петербургский периоды): ведущие мотивы, освоение разных жанров и стилей. | Общая характеристика творческого пути А.С. Пушкина. Лирика Пушкина периода Южной ссылки. Особенности романтического героя. | Творческие искания А.С. Пушкина периода ссылки в Михайловское: темы, образы, жанры. | Актуальное и вечное в лирике Пушкина 2-ой половины 1820-х годов (после ссылки в Михайловское) и Болдинской осени 1830 г. | Лирика Пушкина 1831 – 1836 годов. Черты историзма в миросозерцании поэта |
mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/2-5823.html