Герои рассказа “легкое дыхание” бунина: краткая характеристика в таблице (список)

Женские образы в рассказе И. А. Бунина Легкое дыхание

Женские образы в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”

Автор: Бунин И.А.

Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина “Лёгкое дыхание”. Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской – главной героини рассказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла. Не правда ли, странное соседство: смерть и ощущение легкости, невесомости?

Оля любила жизнь, принимая её такой, какая она есть. Да это в общем-то и понятно: у молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разочарований. К тому же ей, действительно, повезло: она была хорошенькой, из богатой семьи.

И всё же Оля выделялась из беспечной и веселой толпы девочек своего возраста. “Она ничего не боялась” и поэтому всегда была открыта, естественна, легка, привлекая к себе внимание окружающих жизнелюбием, блеском ясных глаз, изяществом движений.

Обратите внимание

Рано развившись физически, превратившись в очаровательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стремилась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у неё есть не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому, верная себе, она все хотела испробовать самостоятельно.

Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалерами, получая бесконечное удовольствие от осознания собственной женственности.

Да, она очень рано почувствовала себя женщиной, но разве это плохо? Любить и быть любимой, находить счастье и силу во внутреннем ощущении принадлежности к слабому полу – разве не нужно многих учить этому специально даже сегодня? Однако, не умея еще вовремя останавливаться в своих экспериментах, Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала и физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: “Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..” Мне кажется, что случившееся было для Ольги первым тяжелым ударом в ее жизни, вызвавшим жестокую душевную драму. Не умея делать вполсилы, отдаваясь мыслям и чувствам полностью, без остатка, Оля, вероятно, возненавидела себя за неосознанный проступок. Ведь нельзя же поверить в случайность того,что она показала страшные страницы дневника влюбленному в нее офицеру, который, потеряв от ревности и оскорбленного самолюбия голову, выстрелил в нее?!.

Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое “рассеялось в мире”, в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала.

И каким контрастным кажется образ ее классной дамы, “немолодой девушки”, чьего имени мы даже не знаем. Она давно жила “какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь”.

Теперь ее мечтой, предметом ее неотступных дум и чувств стала Оля, чью могилу она посещает так часто.

Два женских образа, таких похожих, стоят у меня перед глазами после прочтения короткого рассказа: рано развившаяся женщина и седая “немолодая девушка”, жизнь и мечта о жизни, половодье чувств и придуманный, иллюзорный мир собственных ощущений. Легкое дыхание и кислородная маска.

Источник: https://MirZnanii.com/a/361489/zhenskie-obrazy-v-rasskaze-i-a-bunina-legkoe-dykhanie

Краткое содержание Бунин Легкое дыхание для читательского дневника

В начале рассказа описывается могила главной героини – Оли Мещерской.

Эта девочка была из богатой семьи и считала себя счастливым человеком.

Оля была настоящей красавицей и обладательницей стройных ног и осиной талии. Она не прилагала усилий, в отличие от своих подруг, все ей давалось просто. В танцах Оля была лучше всех.

Много поклонников крутилось около нее. Поговаривали, что в нее безумно влюблен парень из гимназии Шеншин. Говорили, что Оля тоже его любит.

Но из-за того, что девушка была слишком ветрена, парень даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Важно

В свою последнюю зиму слишком веселым и беззаботным было поведение Оли. Начальница гимназии вызывала ее к себе и упрекнула за дорогие наряды и красивые прически. Она считала, что Оля еще не женщина, а всего лишь гимназистка и должна вести себя прилично и выглядеть скромнее. На ее слова девочка вежливо ответила, что она женщина. И что виновен в этом папин друг и брат начальницы Малютин.

Прошел месяц и девушку застрелил офицер. Следователю, офицер сказал, что Оля клялась быть его женой. А в день, когда он убил ее, она заявила, что просто издевалась над ним и дала прочитать дневник, в котором было написано о Малютине.

В дневнике подробно описывался день, в который Оля сблизилась с Малютиным.

Этот немолодой мужчина приехал к ним в дом, Оля была одна. Они гуляли по саду, затем зашли в дом. Девочка прилегла, делая вид что не здорова, Малютин подошел к ней и стал целовать ее. Оля написала, что почувствовала отвращение после случившегося к этому мужчине и ей будет тяжело это пережить.

В конце рассказа классная дама Оли Мещерской сидит около ее могилы и вспоминает моменты из Олиной жизни. Она припомнила, как Оля рассказывала своей подруге о том, что красота женщины заключается в легком дыхании. Оля была уверена, что у нее легкое дыхание.

Из рассказа можно сделать вывод, что не стоит быть слишком легкомысленными, следует считаться с чувствами окружающих людей.

Читать подробное краткое содержание рассказа Легкое дыхание Бунина

Первые строки произведения – описание могилы молодой девушки. Ясно, что появилась на кладбище она совсем недавно. Каждое последующее слово это подтверждает.

Девушку, что теперь покоится в этом гробу, звали Оля. Она была не только из благополучной семьи. Мещерская (такая фамилия у Оли) являлась самой обсуждаемой особой гимназии, в которой училась.

Она имела все качества милой и идеальной девушки  – красивую внешность, аккуратную прическу, была изящна и обладала движениями, что были свойственны лишь ей.

Всегда в ней преобладала нарядность, сочетающаяся с ярким блеском глаз.

Совет

Все эти качества отличали Олю Мещерскую от своих сверстниц, она выглядела в разы старше и казалась статной даже тогда, когда не прилагала для этого усилий. Вместе с тем, со временем девушка приобрела ветреность, она начала позволять себе то, чего не стоило бы.

Оля не слушала классную даму, носила дорогие гребни и туфельки, обретала всё больше поклонников. Со временем такое неприемлемое поведение привело к тому, что Мещерская часто бывала в кабинете начальницы гимназии.

Как-то раз на очередное замечание директрисы о том, что Оля ведет себя не как девушка, а как женщина, она ответила, что действительно женщина, а виной всему – брат директрисы.

Этот разговор произошел в последнюю прожитую Олей зиму. В то время многие отмечали, что она переменилась и стала в разы веселей, чем была прежде. Она чувствовала себя самой счастливой, самой беззаботной в момент, когда ласковое зимнее солнце озаряло улицу, а она каталась на катке.

К директору Олю пригласили в момент, когда та веселилась с первоклассницами во время большой перемены.

Мещерская умерла через месяц после беседы. Её убил тот самый брат директрисы – Алексей Михайлович, не вынеся её действия. Девушка, провожая его, допустила ошибку, добровольно позволив ему прочитать её дневник.

С первых строк, даже не дочитав до конца, злость захватила разум Алексея и он позволил себе выстрелить в Олю. Девушка погибла.

Алексей не переставал заверять: Мещерская обещалась стать его женой, любить и жить с ним. Но то, что она дала ему прочесть, полностью меняло представление о ней в глазах его.

Обратите внимание

Дневниковая запись гимназистки потрясли и разочаровали мужчину. Кроме того, в тот день на вокзале Оля напрямую заявила, что нет чувств любви к некрасивому офицеру-казаку.

А страница содержала полное описание ненавистного отношения Мещерской к Алексею Михайловичу.

Дневниковая запись – день из жизни Оли, когда она осталась одна дома. В тот день девушка почувствовала себя живой: гуляла по полю, бывала в лесу, заснула в кабинете отца. Свободе, заполнившей её сердце, не было предела.

В тот день приехал друг её отца – Алексей Михайлович. Не застав главы семейства дома, он долго клялся в любви молодой девушке.

Запись заканчивается словами о том, как Алексей несколько раз поцеловал её и прерывается на сожалеющих словах и словах ненависти.

Возвращаясь к могиле, основным действующим лицом становится моложавая женщина с сединой. Она, изящно одетая, приходит на могилу к Оле и подолгу сидит, смотря на крест. Она смотрит на фотографию мертвой девушки и ей кажется, что столько желания жить плещется в них. Так, в неподвижных раздумьях, сидит женщина до тех пор, пока не озябнут ноги.

Это классная дама Мещерской. Женщина, которая часто вдохновлялась одной только идеей. Сейчас в её голове крутился момент, который ей удалось подслушать из разговора Оли с подругой. В том разговоре Оля описывает важные качества женщины и называет её идеал – легкое дыхание. Оля четко произносит: «Не правда ли, есть во мне легкое дыхание?».

Когда ноги замерзнут или начинает смеркаться, дама, вздохнув, уходит с кладбища.

Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bunin/legkoe-dyhanie

Лёгкое дыхание

Легкое дыхание

образ Оли Мещёрской в рассказе И. Бунина Лёгкое дыхание

Легкое дыхание и Оля Мещерская

Легкое дыхание я прочитал летом 2004 г. В то время творчество Ивана Бунина чрезвычайно интересовало меня, так как его произведения я считал эталоном изящной словесности и тонкого психологизма.

 Легкое дыхание – одна из лучших его работ. Николай Гумилев говорил, что самый верный критерий качества стихотворения – это желание быть его автором.

Закончив Легкое дыхание, я действительно ощутил сожаление, что рассказ написан не мной.

Важно

Главными персонажами рассказа является легкое дыхание, символ духовной чистоты, и гимназистка Оля Мещерская – красавица-гимназистка, им наделенная. С точки зрения формы рассказ интересен тем, что смысл его названия раскрывается читателю лишь в самом конце, уже после смерти Мещерской.

Оля Мещерская – красавица-гимназистка, жизнерадостная и… легкая. Поведение ее настолько непринужденно, что заслуживат любых синонимов слова “легкий”. В начале рассказа легкое дыхание можно объяснить как самоощущение, не зависящее от мнения окружающего мира. Оле Мещерской все равно, что о ней подумают – для нее значение имеет лишь то, чего она хочет.

Поэтому она не обращает внимание ни на чернильные пятна на пальцах, ни на беспорядок в одежде, ни на другие мелочи, которые поглощают посторонних. Начальница гимназии, авторитетные замечания которой Мещерской приходится выслушивать с завидным постоянством, одна из них.

Однако, в силу собственной косности, интуитивно презираемой Мещерской, она не может смутить строптивую воспитанницу и заставить ее изменить вере в себя.

Именно внутренняя независимость порождает легкость Мещерской. Причины популярности Оли как подруги и как девушки в ее естественности. Но Оля еще молода и не понимает исключительности своей натуры, наивно ожидая от других тех же самых намерений, которые преследует сама.

Легкое дыхание: Оля Мещерская, перелом

Встреча Оли Мещерской с Малютиным – переломный момент ее жизни, когда наступает болезненное прозрение. В своем дневнике, описывая произошедшее, Мещерская повторяет слово “я” семнадцать раз.

“Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!” (Иван Бунин. Легкое Дыхание.

) Близость с мужчиной превратила Олю в женщину в прямом смысле, дав ей новое ощущение самой себя.

Вечер с Малютиным, не изменил в Мещерского лишь одного – того, что и приведет к ее смерти, этой легковерной убежденности, что вся жизнь – это игра. Так было раньше – с младшими классами, которые так ее любили, с подругами по гимназии, которые любили ее еще больше, – так будет и сейчас.

Но теперь игра в любовь превратится в театр потеряв всю легеость.

 Вскружить голову неблагородному мужчине и обмануть его, в самый последний момент, уже на вокзальном перроне – что в это плохого? Кто не влюбляется и не дает клятв в семнадцать лет? Но офицер убивает Олю, одним выстрелом обрывая легкое дыхание ее жизни.

Совет

 Его поступок – бунт, и в чем-то равносилен самоубийству. Дело не в том, что он плебейского вида и некрасивый. Мещерская сыграла со всей его жизнью, подарив ему надежду на счастье, о котором он вряд ли смел и мечтать, и жестоко лишив его этой надежды – а вместе с ней и любого выносимого будущего.

Финал оставляет тяжелое впечатление. Мещерская, воплощавшая легкое дыхание, умирает; само дыхание оказывается развеянным, и неясно, когда оно воплотится снова. Смерть Оли несправедлива: она поплатилась за наитие,в которой не было злого умысла: только испорченный.

Увы, Мещерская не успевает понять, что такое легкое дыхание, что становится очевидно в кульминационном диалоге с Субботиной. Ее смерть – это огромная потеря, и потому тяжелый и гладкий дубовый крест на ее могиле выглядит особенно символично.

А сколько осталось в мире людей, полностью подчиненных внешнему миру и начисто лишенных внутренней легкости и искренности? Та же классная дама.

Стань Оля Мещерская ее выдумкой при жизни, эта немолодая особа наверняка смогла бы изменить свою жизнь, и быть может даже стать счастливой, взращивая в душе капельку легкого дыхания, подаренного ей Олей.

На таких людях, как Мещерская, держится мир, хотя это и звучит пафосно. Легкое дыхание дает силы не только им, а поддерживает всю жизнь вокруг, заставляя других людей равняться на новый эталон. Однако легкое дыхание беззащитно, и если его наитие себя погубит, от него не останется ничего, кроме могильного креста и трагического порыва холодного ветра.

Данил Рудой – 2005

Источник: https://www.danilrudoy.com/legkoe-duhanie_legkoe-duhanie/

Истолкование рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»

Подробности Категория: Статьи Автор: Андрей Георгиевич Нарушевич Опубликовано: 23 августа 2016

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа.

Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием.

Обратите внимание

Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий.

Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения.

Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек.

Читайте также:  Образ и характеристика анны в повести "гранатовый браслет": портрет, описание внешности и характера

В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..

» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет.

Важно

Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа – простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Создание целостного облика героини – дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина… Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.).

Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне…

Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли.

Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская…

Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Совет

Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход…

После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование.

Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя.

Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.

Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей.

Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Обратите внимание

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство.

Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина.

Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный.

Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек.

Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы.

Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги.

Важно

Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина “Легкое дыхание // “Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.

Источник: https://slovesnik.org/kopilka/stati/istolkovanie-rasskaza-i-a-bunina-legkoe-dykhanie.html

Образ Оли Мещерской в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание»

Главная героиня рассказа Бунина «Легкоедыхание» — милая пятнадцатилетняя девушка по имени Ольга Мещерская. Писатель показывает ее как весьма раскованную девушку, очень красивую и параллельно относящуюся к мнению окружающих, что в то время считалось непозволительным.

Она была слишком свободна, независима, как будто парила над всем этим суетным миром. Она считала, что жить нужно свободно, подчиняясь своим желанием, и совсем забыть о страхе. Ее взгляды, а также манеру слишком по-взрослому одеваться очень многие осуждали, но ей было все равно на их мнение.

Она жила, так как хотела. Выбирала себе наряды, в которых чувствовала себя свободной и парящей. Читала книги, не те, которые нужно было обязательно прочесть, а те, которые именно для нее были интересными и познавательными.

Так однажды, прочитав в книге о том, какой красотой должна обладать по-настоящему красивая женщина, она рассказывала подруге, что обязательно темные волосы, темные глаза и «легкое дыхание», да именно это выражение пленило её юношескую душу, и она хотела, чтобы ее дыхание было именно таким.

Но эта легкая и воздушная девушка пережила в своем юном возрасте насилие со стороны пожилого друга ее отца, который силой принудил ее к интимной связи, она кричала, сопротивлялась, боролась, но, к сожалению, ничего не смогла сделать. И с этим грузом ей приходилось жить. Она всей своей девичьей душой ненавидела своего обидчика, но что-либо изменить уже было невозможно. И она пыталась жить с этими ужасными воспоминаниями.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Она даже описала этот случай в дневнике. Она обладала необыкновенным умением радоваться жизни, она ловила и наслаждалась каждым мгновением, быть может, предчувствуя свою скорую гибель.

Совет

Главная героиня рассказа была очень уверенной в себе, она могла четко и даже дерзко отвечать на придирки и претензии своей воспитательнице, которая считала ее слишком легкомысленной, ветреной и чересчур взрослой как в манере одеваться, так и в манере себя вести в обществе.

Ольга была достаточно целостной личностью, может поэтому, она призналась своему ухажеру, любящему ее и желавшему на ней жениться, о том какой страшный случай с ней произошел.

Она разрешила ему, прочесть ее дневник на той странице, где она описывала, как ее изнасиловал друг отца, даже не подозревая, что это приведет ее к столь скорой гибели от пули из револьвера этого ухажера.

Она столь юная, покидая этот свет, была так же счастлива, и ее последнее дыхание было «легким», как у самых красивых женщин.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/02/obraz-oli-meshherskoj.html

Лёгкое дыхание

Экспозиция рассказа — описание могилы главной героини. Далее следует изложение её истории. Оля Мещерская — благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы.

В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках.

Ходили слухи, что один из влюблённых в неё гимназистов покушался на самоубийство из-за её ветрености.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья».

Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув её, среди прочего, в том, что она одевается и ведёт себя не как девочка, но как женщина.

На этом месте Мещерская её перебивает спокойным сообщением, что она — женщина и повинен в этом друг и сосед её отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин.

Продолжение после рекламы:

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа. Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, как её совратил Малютин.

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются её попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой.

Обратите внимание

После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы.

Дальше Мещерская написала, что после того, что случилось потом, она чувствует к Малютину такое отвращение, что не в силах это пережить.

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность.

Предметом предыдущих её фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей. После гибели брата его место в её сознании занимает Оля Мещерская.

Она ходит на её могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге.

Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, — чёрные глаза, чёрные ресницы, длиннее обычного руки, но главное — лёгкое дыхание, и ведь у неё (у Оли) оно есть: «…ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда есть?»

Источник: https://briefly.ru/bunin/legkoe_dyhanie/

Краткое содержание Легкое дыхание Бунина

В самом начале рассказа перед нами предстает могила главного персонажа.

Что же случилось с героиней произведения?  А дело было в следующем: пятнадцатилетняя гимназистка Оля Мещерская, веселая и беспечная девушка, практически никогда не слушала советов старшей  наставницы. Ей больше всего нравилось кататься на коньках и танцевать.

И хотя особо она не прихорашивалась, как ее подруги, вокруг нее всегда было много молодых людей ,которым она симпатизировала. Поговаривали, что даже один из юношей из-за девушки хотел покончить жизнь самоубийством.

Перед печальными событиями Оля проводила свое время очень весело. Классная дама сделала ей замечание, что ее поведение не достойно добропорядочной девушки, а скорее взрослой женщины.

Важно

Однако, Мещерская сказала ей, что в этом виновен приятель и сосед родного отца,  мужчина  Алексей Малютин, благодаря которому она и стала женщиной. Через два месяца после этого разговора Оля погибла от рук одного офицера.

Это произошло днем среди людей на вокзале.

При допросе мужчина заявил, что застрелил гимназистку из-за того, что находясь в близких отношениях с девушкой,  был,   отвергнут без причины. Офицер даже предложил ей руку и сердце, но Ольга сказала, что просто играла его чувствами. Вот тогда-то он и решился на такой шаг.

Прочитав записи, которые делала Мещерская в своем дневнике, классная дама была ошарашена. Девушка писала, что когда  ее родные уехали в город, то проводила досуг с огромным удовольствием. Но, она  и не подозревала о том, что долговременное пребывание Милютина, не напрасно.

В один из вечеров, мужчина стал домогаться Ольги. И как она ни старалась отбиться от него, ничего у нее не вышло. Так, она и потеряла свою невинность.

Боясь рассказать всю правду, она с каждым днем все больше ненавидела Алексея Михайловича, и решила мстить всем лицам мужского пола, отвергая их любовь к ней.

Классная дама приходила на могилу этой чудной девушки еженедельно в выходные дни. Женщина очень сожалела о том, что Оля так нелепо погибла.

Как-то,    она случайно   услышала  беседу  Мещерской со своей подругой.

Она говорила, что в одной из книг отца она прочитала о красоте женщины, где говорилось о том, что главное в ней не изящная талия и стройные ноги, красивые глаза, а легкое дыхание,  и оно у нее  есть.

Произведение учит нас беречь и уважать каждую индивидуальность на этой земле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Храбрые беглецы
    В пансионе для сирот на соседних кроватях проживают три мальчика Нельгин, Аминов и Юрьев. У всех разные характеры. Юрьев – болезненный и слабый мальчик. Он иногда плачет и не умеет драться.
  • Краткое содержание Крапивин Та сторона, где ветер
    Мальчик по имени Генка, все никак не мог сдать английский. Это грозило ему тем, что он мог остаться на второй год. Отец пообещал его серьезно наказать, если тот не исправится.
  • Краткое содержание 12 подвигов Геракла
    Молодой Эврисфей после смерти своего отца Сфенела получил огромную власть в качестве царя всей Арголиды. Не имея ни ума, ни храбрости, он пренебрежительно относился к Гераклу, которого боги наделили невиданной силой.
  • Краткое содержание Осеева Сыновья
    Встретились как-то три подруги, живущие по соседству, у колодца и зашел у них разговор об их сыновьях. У каждой из них было по одному сыну, и им было что обсудить. Не очень далеко сидел пожилой мужчина и стал невольным слушателем их разговора.
  • Краткое содержание Гоголь Вечер накануне Ивана Купала
    Жуткую быль поведал дед Фомы Григорьевича. А ему все рассказала родная тетка. История эта столетней давности. В ту пору села еще не было, был нищий хутор.
Читайте также:  Дружба и отношения штольца и обломова в романе "обломов" гончарова

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bunin/legkoe-dyhanie-pereskaz

“Легкое дыхание”: анализ рассказа Бунина, особенности композиции

“Легкое дыхание”, как справедливо полагают исследователи, один из самых чарующих и загадочных рассказов Бунина. Его блистательный анализ был предложен известным психологом, занимающимся проблемами художественного творчества, Л. С. Выготским.

Анализ рассказа исследователь начал с названия, которое, по его мнению, и является своеобразной доминантой повествования и “определяет собой все построение рассказа”.

Как отмечает исследователь, «это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе».

Эти мысли были высказаны Л. Выготским в 1965 году в книге “Психология искусства”. Даже сейчас, спустя почти полвека, они вызывают нешуточные споры. Во-первых, исследователи во многом не соглашаются с такой однозначной трактовкой названия рассказа, справедливо полагая, что в тексте «легкое дыхание» служит обозначением одного из слагаемых женской красоты («Я…

Совет

прочла, какая красота должна быть у женщины».) Безусловно, даже принятие такого кодекса красоты говорит о душевной ущербности героини. Однако в рассказе нет никакого нравственного суда над Олей Мещерской: страстное жизнелюбие главной героини очень по душе повествователю.

Ему по душе также и та гармония, которая воцаряется в душе героини, когда она ощущает свое единство с миром, с природой, с собственной душой.

“Быть предельно живым — значит быть предельно обреченным, — заметил однажды современный литературовед С. Вайман. — Такова ужасающая истина бунинского мироощущения”. Как видно, приведенные выше комментарии лишь развивают отдельные положения, выдвинутые Л. С. Выготским.

Собственно расхождения между ним и современными исследователями начинаются тогда, когда речь заходит о причинах несостоявшейся жизни Оли Мещерской.

Оппоненты Выготского склонны видеть их в бездуховности существования, в отсутствии нравственно-этических норм и приводят в доказательство разговор в кабинете начальницы, историю с казачьим офицером, а самое глазное — историю классной дамы, которая сначала хотела посвятить себя брату, «ничем не замечательному прапорщику», потом вообразила себя “идейной труженицей” и, наконец, нашла себя в исступленном служении памяти своей воспитанницы. 

Особенности композиции рассказа “Легкое дыхание”

Один из исследователей справедливо заметил, что оригинальность композиции «Легкого дыхания» состоит в том, что она исключает всякий интерес к сюжету как таковому. Действительно, повествование начинается с финала жизни Оли Мещерской, с описания ее могилы и заканчивается, по существу, тем же.

Автор-повествователь переносит действие рассказа из прошлого в настоящее, смешивая два плана повествования, вводя в ткань художественного текста отрывки из дневника Оли Мещерской, строя отдельные фрагменты текста по контрасту: настоящее — прошлое, веселое — грустное, живое — мертвое.

Начинается рассказ как эпитафия, «эпитафия девичьей красоте», по меткому выражению К. Г. Паустовского.

Перед глазами читателей мелькают, как кадры хроники, безрадостные картины убогой провинциальной жизни, появляются и исчезают немногочисленные герои, и постепенно на страницах произведения встает иной мир, мир, враждебный красоте, и возникает «рассказ совсем о другом: об обреченности красоты и молодости на гибель» (Ю. Мальцев).

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/legkoe_dykhanie_analiz_rasskaza_bunina_osobennosti_kompozicii/23-1-0-602

Легкое дыхание

Легкое дыхание

Экспозиция рассказа — описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская — благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках.

Ходили слухи, что один из влюбленных в нее гимназистов покушался на самоубийство из-за ее ветрености.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья». Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув ее, среди прочего, в том, что она одевается и ведет себя не как девочка, но как женщина.

Обратите внимание

На этом месте Мещерская ее перебивает спокойным сообщением, что она — женщина и повинец в этом друг и сосед ее отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин. 

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа.

Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, как ее совратил Малютин.

 

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются ее попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой.

После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы. После того, что случилось потом, Мещерская чувствовала к Малютину такое отвращение, что была не в силах это пережить.

 

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит ее классная дама. Она живет в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность. Предметом предыдущих ее фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей.

После гибели брата его место в ее сознании занимает Оля Мещерская. Она ходит на ее могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, — черные глаза, черные ресницы, длиннее обыкновенного руки, но главное — легкое дыхание, и ведь у нее (у Оли) оно есть: «…ты послушай, как я вздыхаю,— ведь правда есть?»

Источник: https://litra-krat.ucoz.ru/publ/13-1-0-102

Характеристика героев, композиция и жанр, смысл рассказа «Легкое дыхание»

  1. Главный и наиболее раскрытый персонаж новеллы – Оля Мещерская. Автор большое внимание уделяет ее внешности: девушка очень красива, грациозна, изящна. Но о внутреннем мире говорится немного, акцент лишь на ветрености и откровенности.

    Прочитав в книге о том, что основа женского очарования – легкое дыхание, она начала активно его вырабатывать и внешне, и внутренне. Не только вздыхает она неглубоко, но и мыслит, порхая по жизни, как мотылек. Мотыльки, кружась вокруг огня, неизменно опаляют крылья, так и героиня погибла во цвете лет.

  2. Казачий офицер – роковой и загадочный герой, о нем неизвестно ничего, кроме резкого отличия от Оли. Как они познакомились, мотивы убийства, течение их отношений – обо всем этом можно только догадываться.

    Скорее всего, офицер – натура страстная и увлекающаяся, он сильно полюбил (или считал, что полюбил), но его явно не удовлетворяла легкомысленность Оли. Герой хотел, чтоб девушка принадлежала только ему, поэтому готов был даже отнять ее жизнь.

  3. Классная дама неожиданно появляется в финале, как элемент контраста.

    Она наслаждениями никогда не жила, ставит перед собой цели, живя в выдуманном мире. Она и Оля – две крайности проблемы баланса между долгом и желанием.

Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.

Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой.

Важно

Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах.

Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.

Смысл названия

«Легкое дыхание» — самый первый компонент женского очарования, как считают создатели книг, которые есть у Олиного отца. Легкости, переходящей в легкомысленность, хотела научиться девушка.  И она достигла цели, хотя и поплатилась, но «это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Также легкость связана со стилем новеллы: автор старательно обходит острые углы, хотя говорит о монументальных вещах: истинная и надуманная любовь, честь и бесчестие, иллюзорная и реальная жизнь. Но это произведение, по мнению писательницы Е.Колтонской, оставляет впечатление «светлой благодарности Творцу за то, что в мире есть такая красота».

Можно по-разному относиться к Бунину, но его стиль полон образности, красоты изложения и смелости – это факт. Он говорит обо всем, даже запретном, но умеет не перейти за грань пошлости. Вот почему этот талантливый писатель любим и поныне.

Источник: https://rulit.online/articles/harakteristika-geroev-kompozitsiya-i-zhanr-smysl-rasskaza-legkoe-dyhanie/

И. Бунин “Лёгкое дыхание”: анализ, характеристика героев и интересные факты :

Когда заходит речь о рассказах о любви, первым, кого вспоминают, – Ивана Алексеевича Бунина. Только он мог так трепетно, тонко описывать прекрасное чувство, так точно передавать все оттенки, которые есть в любви. Его рассказ “Легкое дыхание”, анализ которого представлен ниже, является одной из жемчужин его творчества.

Герои повествования

Анализ “Легкого дыхания” нужно начать с краткого описания действующих лиц. Главной героиней является Оля Мещерская, гимназистка. Непосредственная, беззаботная девушка. Она выделялась среди других гимназисток своей красотой и изяществом, уже в юном возрасте у нее было много поклонников.

Алексей Михайлович Малютин, пятидесятилетний офицер, друг отца Ольги и брат начальницы гимназии. Холостой, приятной наружности мужчина. Соблазнил Олю, думал, что он ей нравится. Самолюбив, поэтому, узнав, что девушка испытывает к нему отвращение, выстрелил в нее.

Начальница гимназии, сестра Малютина. Седоволосая, но еще моложавая женщина. Строгая, неэмоциональная. Ее раздражала живость и непосредственность Оленьки Мещерской.

Классная дама героини. Немолодая женщина, которой мечты заменили реальность. Придумывала возвышенные цели и со всею страстью отдавалась размышлениям о них. Именно такой мечтой и стала у нее Ольга Мещерская, ассоциировшаяся с молодостью, легкостью и счастьем.

Краткое содержание

Анализ “Легкого дыхания” нужно продолжить кратким содержанием рассказа. Повествование начинается с описания кладбища, где похоронена гимназистка Оля Мещерская. Сразу дается описание выражения глаз девушки – радостное, поразительно живые. Читатель понимает, что рассказ будет про Олю, которая была веселой и счастливой гимназисткой.

Далее говорится о том, что до 14 лет Мещерская ничем не отличалась от других гимназисток. Она была хорошенькой, шаловливой девочкой, как и многие ее ровесницы. Но после того, как ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали настоящей красавицей.

Девушка отличалась от своих сверстниц тем, что ее не беспокоил внешний вид, не волновало, что от бега краснело ее лицо, а прическа становилась растрепанной. На балах никто не танцевал с такой легкостью и изяществом, как Мещерская. Ни за кем так не ухаживали, как за ней, и никого так первоклассницы не любили, как ее.

Совет

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии.

Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька ничуть не смущаясь, делает шокирующее признание о том, что она стала женщиной.

И виноват в этом брат начальницы, друг ее отца, Алексей Михайлович Малютин.

А спустя месяц после этого откровенного разговора, он застрелил Олю. На суде Малютин оправдался тем, что во всем виновата сама Мещерская. Что она его соблазнила, обещала выйти за него замуж, а потом сказала, что испытывает к нему отвращение и дала прочитать свой дневник, где она писала об этом.

На могилу к Оленьке каждый праздник приходит ее классная дама. И часами размышляет о том, как несправедлива бывает жизнь. Ей вспоминается разговор, который она однажды услышала. Оля Мещерская говорила своей любимой подруге о том, что в одной папиной книге прочитала о том, что в красоте женщины важнее всего легкое дыхание.

Особенности композиции

Следующий пункт анализа “Легкого дыхания” – это особенности композиции. Данный рассказ отличается сложностью выбранного построения сюжета. В самом начале писатель уже показывает читателю конец печальной истории.

Затем он возвращается назад, быстро пробегая детство девушки и возвращаясь к периоду расцвета ее красоты. Все действия быстро сменяют друг друга. Об этом говорит и описание девушки: она становится прекраснее “не по дням, а по часам”. Балы, катки, беготня – все это подчеркивает живую и непосредственную натуру героини.

В рассказе имеются и резкие переходы – вот, Оленька делает смелое признание, а через месяц в нее стреляет офицер. А потом уже наступил апрель. Такая быстрая смена времени действия подчеркивает, что в жизни Оли все происходило быстро. Что она совершала действия, совсем не думая о последствиях. Она жила настоящим, не задумываясь о будущем.

А приведенный в конце разговор между подругами, открывает читателю самую главную тайну Оли. Это то, что у нее было легкое дыхание.

Образ героини

В анализе рассказа “Легкое дыхание” важно рассказать об образе Оли Мещерской – юной прелестной девушки. Она отличалась от других гимназисток своим отношением к жизни, взглядом на мир. Ей все казалось простым и понятным, каждый новый день она встречала с радостью.

Возможно, именно поэтому она была всегда легка и грациозна – ее жизнь не сковывали никакие правила. Оля делала то, что хотела, не задумываясь над тем, как это будет принято в обществе. Для нее все люди были такими же искренними, хорошими, поэтому она так легко призналась Малютину в том, что не испытывает к нему симпатии.

И то, что произошло между ними, было любопытством со стороны девушки, которая хотела стать взрослой. Но потом она осознает, что это было неправильно и старается избегать Малютина. Оля считала его таким же светлым, какой была сама.

Обратите внимание

Девушка не думала, что он может быть настолько жесток, самолюбив, что выстрелит в нее. Таким людям, как Оля, непросто жить в обществе, где люди скрывают свои чувства, не радуются каждому дню и не стремятся найти в людях хорошее.

Сравнение с другими

В анализе рассказа “Легкое дыхание” Бунина неслучайно упоминается о начальнице и классной даме Оли. Эти героини – полные противоположности девушки. Они прожили жизнь, ни к кому не привязываясь, ставя во главе всего правила и мечты.

Они не жили той настоящей яркой жизнью, которой жила Оленька. Именно поэтому у них к ней особое отношение. Начальницу раздражает внутренняя свобода девушки, ее смелость и готовность противостоять обществу. Классная дама восхищалась ее беззаботностью, счастьем и красотой.

В чем смысл названия

В анализе произведения “Легкое дыхание” нужно рассмотреть и смысл его названия. Что подразумевалось под легким дыханием? Имелось в виду не само дыхание, а именно беззаботность, непосредственность в выражении чувств, что было присуще Оле Мещерской. Искренность всегда восхищала людей.

Это был краткий анализ “Легкого дыхания” Бунина, рассказа о легком дыхании – о девушке, которая любила жизнь, познала чувственность и силу искреннего выражения чувств.

Источник: https://www.syl.ru/article/356019/i-bunin-l-gkoe-dyihanie-analiz-harakteristika-geroev-i-interesnyie-faktyi

Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»

Интегрированное занятие по рассказу И.А Бунина «Легкое дыхание»

Урок по рассказу И.А.Бунина « Легкое дыхание» (Учитель Стеблева Р.И).

   Тема: Ответственность человека за то, как складывается его жизнь ( по рассказу И.А.Бунина  «Легкое дыхание»).

Рассказом И. А.Бунина « Легкое дыхание» завершаем изучение творчества писателя. Героиня – ровесница одиннадцатиклассников, поэтому судьба ее им очень интересна.

Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость.

Бунину помогли осознать свои чувства, сформулировать свои жизненные принципы, взгляды на мир, людей философские сентенции римского стоика Марка Аврелия.

Наиболее важной представлялась идея круговорота бытия, внутри которого рождение и смерть оказывались равноправными.

  Индивидуальное домашнее задание.

1группа – выразительное чтение и анализ стихотворения Бунина «Эпитафия». 2группа – « Портрет».

Ученик и делятся впечатлениями об услышанных стихах.

  Индивидуальное  задание.  Краткое сообщение об истории создания рассказа.

Работа с текстом.

– Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа? Поразило место действия – кладбище. Тягостное впечатление оставляет  «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий». Увидели, что не случайно и время действия, когда « дни серые». Отметили, что использование автором контраста (живые глаза и дубовый крест на могиле) сильно воздействует на чувства.

– Сформулируйте и запишите вопросы, которые хотелось бы обсудить. (Такое задание было дано заранее.)

  Цель: выявление проблем, волнующих учащихся, готовности вступить в диалог с художественным текстом.

Важно

Видим, что вопросы, поставленные одиннадцатиклассниками, находились в центре внимания самого автора и обсуждение их в классе вполне естественно.

– Запись  на доске этих проблемных вопросов:

1.Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»

2.Что хотел сказать автор читателям своим рассказом?

3.Как относится Бунин к героине рассказа – Оле Мещерской.

4.Что в ней главное: безмятежность и чистота юности или бездумность и легкомыслие?

На первом этапе урока обращаемся к эпиграфам (записаны на доске) :

« Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…» ( И.Бунин.)

«Все из века равно самому себе, пребывая в круговороте…» ( М.Аврелий.)

-Прокомментируйте эпиграфы, выделите в каждом из них ключевые слова.

-Обратимся к словосочетанию « легкое дыхание». Назовите слова-ассоциации, слова-ощущения. Цель: погружение в подсознание, выявление личностно значимых слов, которые « станут симптомами смысла».В результате коллективных  творческих усилий появляется запись: «Легкое дыхание- это чистота, свежесть, беззаботность, недумание, беспечность.»

-Стихотворение  А..Фета « Бабочка» расширит смысл словосочетания «легкое дыхание. »

Вопросы к стихотворению.

1.Чем мила бабочка? В чем ее особенность?

2.Что символизирует бабочка в системе эстетических ценностей А.Фета? (Символ красоты, легкости,  беззаботности, скоротечности и мимолетности жизни.)

   На втором этапе урока идет погружение в словесную ткань произведения

Класс делится на группы.

1 группа выписывает из текста слова и словосочетания, определяющие характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: « что общего между героиней рассказа и бабочкой А.

Фета?» («Беспечна к наставлениям», «сошла с ума от веселья», « ничего не боялась», « самая беззаботная», «никогда не думала любить его»,» все разговоры о браке – одно издевательство», « я не понимаю, как это могло случиться».)

2 группа отвечает на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя философская проблема жизни и смерти?», выявляя эпизоды, в которых звучат эти мотивы.

3 группа обдумывает вопросы о роли образа классной дамы  и холодного весеннего ветра в рассказе.

Такой методический прием, как ассоциативный, способствует развитию читательского восприятия, языкового чутья, ассоциативного мышления, совершенствованию аналитических способностей  учащихся.

  На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы, отвечают на вопросы.

-Оля Мещерская беспечна, кокетлива, изящна, грациозна. Как бабочка , выпархивает из норм поведения, из возраста, из жизни. Она не слушает наставлений начальницы, преждевременно превращается из девочки в девушку, из девушки в женщину и умирает преждевременно. Во всех ее мыслях, чувствах, действиях  легкость легкокрылого существа, пришедшего в этот мир на мгновение.

-Какова логика поведения  героини?  (Это странная логика.  Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. О ней говорят: «она совсем сошла с ума». «Я совсем сошла с ума»,- говорит  героиня.

-Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? ( Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)

-Какие чувства испытывает героиня к Малютину? ( Страшно то, что никаких, То, что нравилось ей в нем, было малозначительно.)  Работа с текстом.

-Замечает ли героиня свое беззаботное  легкомысленное поведение, может, раскаивается?  ( На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не  думала, что я такая!»  Боль раскаяния не была продолжительной.  Героиня стремится заглушить ее буйным весельем.

-Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? ( Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)

Совет

Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.

-Каковы же причины этой трагедии?

-Где Оля Мещерская познакомилась с  « кодексом женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание»? ( Оля познакомились при чтении книг отца.)   Они-то и оказали отрицательное воздействие на неокрепшую душу. ( Работа с текстом.)

-В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего – о духовности, нравственных качествах.

– Как  Бунин показывает отсутствие такой черты у героини, как душевная тонкость? ( Все, что она сообщила о  женской красоте, подчеркивало некрасивость подруги ее, Субботиной.)

Семнадцатилетняя гимназистка не могла не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого. Эти произведения были включены в гимназическую программу по литературе. К сожалению, не они оставили след в ее душе. Как подсказывает автор, в семейных книжных шкафах было место лишь для бульварной беллетристики.

-Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской.

Это – бездуховность.  Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, – о любви, о своей будущности.

-Каждый эпизод –  этап в жизни героини , ее взросление, нравственное падение и гибель..

-Каково же отношение Бунина к героине рассказа? ( Бунин испытывает двойственное чувство: восторженное и горестное.)

-Какой композиционный принцип рассказа является основным? ( Контраст.) Почему?  ( С его помощью создается образ главной героини, выражается авторская позиция. )

Грустные строки начала рассказа предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией ускользающей красоте, безвременно оборвавшейся жизни.

-Какие понятия могли бы стать символами судьбы Оли Мещерской? ((Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы ее судьбы.)

-Образ легкого дыхания. Это не просто образ, это образ-символ в рассказе. Какие ассоциации он вызывает у вас? ( Множество ассоциаций: радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность. )

-«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.

– Для Бунина слова «легкое дыхание» олицетворяют юность, буйство жизненных сил, но и в то же время легкомыслие и бездумье: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», недумание».

-Как вы воспринимаете рассказчика? ( Чувствуем глубокое сожаление человека, сказавшего свое слово о неразвернувшихся возможностях девушки.)

          Высказывания учащихся.

– Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Оля действительно обладала легким, естественным дыханием – жаждой жизни, какой-то особенной, неповторимой судьбы. Об этой ее заветной мечты сказано лишь под конец.  Автор раскрывает нам не только красоту девушки,( конечно, не ее опыт) , а лишь не развившиеся прекрасные возможности.

-Какова  роль образа классной дамы в рассказе? ( С образами классной дамы и холодного весеннего ветра связано возвращение легкого дыхания Оли Мещерской миру, людям.  По мнению автора, не может  исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.)

-Чем явился для вас этот рассказ?

Если бы не бездумное порхание по жизни героини,  не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.

Рассказ  звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.

        Итоги урока.

Жизнь и смерть, разлука и любовь, красота – вечные темы в литературе.

Но  есть в рассказе и другой глубинный смысл. Взрослый мир может быть чужд и враждебен красоте, а еще он может ломать судьбы и губить неокрепшие души. Человек ответственен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы.

Заполнение Листа обратной связи.

Психологический тренинг (педагог-психолог)

«Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой (Сократ)»

(по рассказу И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»)

Цели урока:

  • Рассмотреть мотивы, которые движут поступками героев: классной дамы и Оленьки.
  • Сопоставить внутренний мир героев с внешними проявлениями.
    Задачи:
  • Дать понятие о защитных механизмах личности.

         Ход занятия

          Вводная часть

Как уже было сказано, легкое дыхание — символ беспечной радости, жизни без рефлексии и сомнений.

—        Что такое рефлексия?

Рефлексия (от лат. гейехо — «обращение назад») — самопознание внутренних психических актов, чувств, ощущений, а также анализ своих поступков.

  • Нужны ли нам в жизни сомнения и анализ своих действий, чувств?
  • Что дает человеку жизнь без сомнений? (Дискуссия.)
  • Это отсутствие ответственности за свои действия.
  • Это детскость, наивность, так же беспечно живут дети. Они непосредственны. Любое ихчувство имеет место только в это самое мгновение. Дети полны жизни и радости. Каждый

    день для них — открытие нового.

  • Это легкое отношение к жизни, ничего не принимаешь близко к сердцу.
  • А что есть легкость жизни для Бунина? (Жить настоящим моментом, во имя чувств и
    ощущений.)
  • Откуда у Оли Мещерской такое отношение к жизни? (С детства беспечна, беззаботна, —Бунин неоднократно это подчеркивает – счастлива, любила придуманный ею образ, который

    вычитала в книге…)

  • Чем детство отличается от других периодов жизни? (Дискуссия о роли детства в
    формировании личности.)

Основная часть.

«Классная дама — немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительность».

  • Какую роль играют фантазии в жизни человека? Какие это могут быть фантазии, в чем
    они выражаются?
  • Что заставляет человека уйти в выдуманный виртуальный мир? Как этот уход
    отражается на реальной жизни, реальных отношениях с людьми?
  • Осознает ли человек, живущий в ирреальности, что он не живет настоящей жизнью?
    Или это защитная реакция психики? А ему нужно это осознавание? (Рассказ о защитныхмеханизмах психики: отрицание, проекция, рационализация, компенсация, обращение к

    собственному опыту учащихся.)

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни подавляют свои склонности, отрицая их существование. Другие «забывают» о травмирующем их событии. Третьи ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим слабостям.

А четвертые стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это так искренне: искренне «не видят» проблему, искренне «забывают» о причинах…

Но к какому бы способу ни прибегали люди, защищая свою психику от болезненного напряжения, помогают им в этом защитные механизмы.

Что же такое защитные механизмы?

Обратите внимание

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе психоаналитика 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы эго против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты.

Так, например, Лиса из известной басни, которая не могла достать виноград, объявила его незрелым, потому что не хотела признаться (даже себе) в своей несостоятельности — неспособности его достать.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимума негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке.

Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности. Защитных механизмов много. Я расскажу лишь о некоторых из них:

Отрицание—это попытка не принимать за реальные нежелательные для себя события. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Важно

Проекция— подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Этому механизму соответствует поговорка: «В чужом глазу соринку замечаешь, в своем — и бревна не заметишь».

Рационализация— это построение разумных объяснений причин для тревожащих человека неприемлемых желаний, мыслей, поступков или ситуаций, с которыми человек не справился. Развернутое самооправдание.

Естественно, что эти «оправдательные» объяснения своих мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы.

Таким образом, рационализация направлена на сохранение статус-кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации. Классический пример — «Лиса и виноград».

Компенсация— это механизм, который помогает преодолеть чувство неполноценности.

Человек под воздействием этого защитного механизма склонен идентифицировать себя с конкретным или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение.

Он реализует комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе и богатстве. Испытывает сверкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности.

  • Что есть эта «страшная мечта» для классной дамы? Чего она
    страшится?(Нереализованности себя как женщины.)
  • А какой защитный механизм ей в этом помогает? Нужно ли «разоблачать» классную
    даму?

Заключительная часть

Инсценировка двух сценок (спонтанно, без подготовки), максимально опираясь на текст:

  1. Разговор классной дамы с Оленькой Мещерской.
  2. Разговор подруг о легком дыхании (а классная дама слушает его случайно).

После каждой сценки психолог задает вопросы о чувствах героев. Учащиеся, которые играют, отвечают от имени персонажей, не выходя из роли. Потом продолжается разговор с ними же об их ощущениях (изменились ли они по отношению к герою, которого они играли), после выхода из роли.

Задание . Разделиться на 2 группы. 3 минуты подготовки. Одна группа выступит с тезисами в защиту «легкого порхания по жизни», другая — против этого.

Зачитываются ответы. Организация дискуссии. Обратная связь

«Поделитесь своими впечатлениями о том, что происходило на уроке. «Что забираете с собой?»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/03/integrirovannoe-zanyatie-po-rasskazu-ia-bunina-legkoe-dykhanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]