Вера Николаевна, «Гранатовый браслет»: портрет, описание, характеристика
Александр Куприн написал повесть «Гранатовый браслет» в 1910 году. История безответной любви, изложенная в этом литературном произведении, основана на реальных событиях.
Куприн придал ей черты романтизма, наполнив мистикой и загадочными символами.
Образ княгини занимает центральное место в этом произведении, поэтому на характеристике Веры Николаевны Шеиной следует остановиться подробнее.
Краткое содержание
Княгиня Вера Николаевна Шеина, молодая замужняя женщина, празднует именины. В этот день она получает от тайного поклонника гранатовый браслет в подарок. Оставаясь для нее незнакомцем, он в течение восьми лет пишет ей письма, рассказывая о своей любви к ней.
Вечером Вера Николаевна рассказала о подарке мужу. На следующий день муж и ее брат Николай нашли тайного поклонника. Им оказался молодой чиновник Желтков. Он признается князю, что увидел Веру за два года до замужества и с тех пор не может ее забыть.
Николай уговаривает его не писать сестре, пуская в ход угрозы. Желтков просит разрешения позвонить Вере Николаевне. В разговоре с ним она сообщает ему, что, если бы его не было, она бы жила спокойнее.
В ответ Желтков попросил ее послушать вторую сонату Бетховена.
После разговора с возлюбленной Желтков заперся в своей комнате и застрелился.
О смерти своего поклонника княгиня узнала из газет. С разрешения мужа она поехала на квартиру Желткова. По возвращении домой она слушает сонату Бетховена и плачет, понимая, что мимо нее прошла настоящая любовь.
Портрет главной героини
Княгиня Вера Николаевна – молодая красивая женщина. Ее отец – татарский князь, мать – британка необыкновенной красоты. Старшая дочь Вера выросла очень похожей на мать.
У нее была бледная кожа, темные волосы, лицо с тонкими чертами, высокий рост, стройная гибкая фигура. Вера одевается в манере, свойственной аристократам.
До замужества она получала образование в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц.
Она не ведет ни с кем дружеские беседы, демонстрирует свой независимый нрав. Княгиня разговаривает властным тоном. Внешне она всегда выглядит высокомерно и снисходительно. Со всеми любезна, царственно спокойна и холодна. Ничто не трогает героиню глубоко.
Все эмоции и чувства Веры Николаевны находятся в состоянии покоя. Создается впечатление, что в ней погас огонь жизни. Уже в начале произведения, когда автор описывает увядающий осенний пейзаж, подсознательно читатель проводит параллель с увядающим душевным состоянием героини. Вся ее жизнь размеренна и предсказуема.
Она основывается на привычных занятиях и обязанностях.
По теме: Правильное хранение игрушек в ванной: выбор лучшей системы
Анна и Николай
У Веры есть младшая сестра Анна. Это полная ее противоположность. Анна не так красива, как старшая сестра. Она замужем за человеком, которого не любит. Но в ней живы чувства и эмоции, она способна воспринимать жизнь яркой.
Брат княгини Николай — чопорный и серьезный молодой человек. Он работает заместителем прокурора, имеет хорошие связи. С людьми он учтив, сух и вежлив.
Увлечения княгини
Вера Николаевна любит музыку. Особенно ей близки сонаты Бетховена. Она часто ходит на концерты.
Княгиня достаточно азартна. Ее страстью стала игра в покер с сестрой Анной в послеобеденное время.
Вера не любит читать газеты. Ей не нравится стиль написания газетных заметок, а также ей неприятна типографская краска, которой можно испачкать руки.
Отношение Веры Николаевны к детям
Несмотря на годы замужества, героиня не имеет своих собственных детей. Она очень переживает по этому поводу. Однако нерастраченные материнские чувства княгиня переносит на племянников – детей своей младшей сестры Анны. Она с удовольствием помогает сестре их растить и воспитывать.
Семейные трудности княгини
Семья Шеиных занимает высокое положение в обществе. Однако их благосостояние оставляет желать лучшего: они находятся на грани разорения. Ведь и имение, и наследство перешли к князю в состоянии упадка.
Тем не менее супруги вынуждены соблюдать все внешние приличия, которые подтверждали статус и соответствовали их положению: вести приемы, заниматься благотворительностью, содержать лошадей, одеваться дорого, по моде, при этом находясь на грани банкротства.
Княгиня изо всех сил старается помочь мужу предотвратить полное разорение. Она, насколько это возможно, экономит на домашнем хозяйстве, во многом отказывает себе. Однако мужу об этом не говорит, не желая расстраивать его.
Давая кратко характеристику Вере Николаевне Шеиной, можно говорить о ней как о чутком человеке, стремящемся всегда прийти на помощь, сострадательном к своим близким.
Неожиданный подарок
Развязка этой драматической истории началась с подарка. Именинница получает пакет от тайного поклонника. В него был вложен для Веры Николаевны гранатовый браслет. Послания от этого поклонника она получала на протяжении восьми лет. Подарок же был получен впервые. Героиня в смятении. Ее раздражают эти знаки внимания и назойливость поклонника.
Подарок, сделанный незнакомым мужчиной, ставит княгиню в неловкое положение перед мужем. Это противоречит ее понятиям о чести и достоинстве замужней женщины. Княгиня считает своего поклонника безумцем и одержимым. Она желает от него только одного – прекратить преследование и оставить ее в покое.
Поэтому Вера Николаевна гранатовый браслет возвращает своему поклоннику через мужа и брата.
По теме: Правительство Великобритании опубликовало почти все файлы об НЛО
Отношение близких к поклоннику княгини
Близкие Веры Николаевны относятся к тайному поклоннику княгини несерьезно. Ее муж, князь Шеин, ради развлечения придумывает для гостей рассказ о княгине Вере и телеграфисте. Это очень их забавляет.
При встрече с Желтковым князь Шеин и Николай возвращают гранатовый браслет, который, как оказалось, был семейной реликвией семьи Желтковых и достался ему в наследство от бабушки. Когда смущенный молодой человек рассказывал о своей давней любви к княгине, о своих тщетных надеждах и недостижимой мечте, мужу Веры даже становится жаль его.
Брат Николай, узнав о преследованиях сестры, приходит в бешенство и требует от Желткова прекратить это безумство.
Тайный поклонник
Желтков — бледный молодой человек лет тридцати — тридцати пяти. Это мелкий чиновник, небогатый. У него нет собственного жилья, поэтому он живет с хозяйкой в бедном доме, снимая у нее комнату. Он приятный в общении, тактичный и необычайно скромный.
Вначале Желтков надеялся на то, что его возлюбленная ответит на его письма. Однако, по прошествии времени, герой понял, что ответа он никогда не получит, и перестал надеяться на взаимность.
Он стал реже писать, напоминая о себе Вере Николаевне лишь в праздники и дни ее рождения. Княгиня и не подозревает о том, что он постоянно находится рядом с ней, преследуя ее. Вещи, принадлежавшие возлюбленной и случайно оказавшиеся у него, он хранит и оберегает как реликвию.
При этом он не считает свое душевное состояние маниакальным, объясняя свои действия сильным чувством к ней.
Желтков – человек с тонкой душевной организацией. Ему невыносимо равнодушие возлюбленной. Но герой готов на все ради нее, он любит ее настоящей, самоотверженной любовью.
Именно поэтому он заканчивает свою жизнь самоубийством: ведь она попросила оставить ее в покое, а это для него было возможно только в случае своей смерти.
Ее ответ в их единственном роковом разговоре, который стал последним, убивает его.
Любовь в жизни героини
В характеристике Веры Николаевны особую, определяющую роль играют отношения с мужем. Сама княгиня считает, что брак ее сложился достаточно удачно. Она знает его с детства, но никогда не испытывала к нему настоящей любви. Ей были незнакомы любовные волнения и горячая страсть. Супружескую пару Шеиных связывают теплые дружеские отношения, взаимное уважение и привычка.
По теме: Когда отмечается Международный день светофора?
Для Веры Николаевны любовь – абстрактное понятие. Не имея в своей жизни любви, княгиня не видит ее и в своем окружении. Младшая сестра Анна совсем не любит своего мужа, она его просто терпит.
Брат Николай вообще не женат и в ближайшем будущем женитьбы не планирует. Сестра мужа Людмила – вдова.
Старинный друг семьи Шеиных генерал Аносов в разговоре о любви лишь подтверждает факт ее отсутствия в их окружении.
Привычный покой героини нарушает лишь один Желтков. Только после знаков его внимания, оказанных им, душа Веры как будто бы открывается для чего-то нового, неизведанного. С развитием событий внутреннее напряжение героини растет.
Кульминацией их несостоявшихся отношений можно считать сцену прощания княгини с умершим Желтковым. Именно тогда она понимает, какое глубокое, настоящее чувство было совсем рядом. Чувство, о котором мечтает каждая женщина.
Вера побоялась быть счастливой, поэтому любовь и счастье прошли мимо нее.
Музыка второй сонаты Бетховена, которую она слушает в конце произведения, стала еще одним откровением для героини. Она звучала для нее как признание Желткова в любви. И, прослушав ее, она говорит о его прощении и успокаивается.
Главная героиня в экранизации
Впервые экранизация этой удивительной истории состоялась в 1915 году. Этот немой черно-белый фильм длился четыре часа. Он состоял из четырех актов. Роль Веры Николаевны Шеиной была исполнена актрисой Ольгой Преображенской. Эта кинолента не сохранилась до нашего времени.
В 1964 году на экраны вышел фильм «Гранатовый браслет».
Эту мелодраму снял режиссер Абрам Роом. Роль Веры Шеиной сыграла Ариадна Шенгелая, а роль самого Куприна – Григорий Гай.
- Атермальная пленка
- Если вы используете этот сайт, то должны изменить свой пароль
- Какие тайны скрывают картины знаменитых художников?
- Как начать свой бизнес? Интернет-магазин для бизнес-леди: 3 простых шага
- Процессорное решение Intel Core i3 – 4340. Характеристики, параметры и отзывы
- Как сделать листовку? Макет рекламной листовки
- Как подключить «Ноль без границ» от МТС. Преимущества и подводные камни
- Салон “Кадиллака-Эскалейд”, обзор, тюнинг. Полноразмерный внедорожник Cadillac Escalade
- Значение слова “экономика”. Хозяйственная деятельность, задачи и цели экономики
- Российский экономический университет имени Плеханова Г. В.
- Внедорожник для охоты и рыбалки: лучшие марки, обзор, отзывы
- Лыжный спорт – это… Определение, виды, классификация, характеристики и особенности
Источник: https://textman.ru/sovety/2018/11/16/115174/
Невербальный портрет главной героини повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Создавая произведение, А.И. придает Куприн огромное значение невербальной характеристике героини и дает большую часть информации о ней именно через внеязыковые особенности.
В работе было выделено и проанализировано 170 невербальных единиц, которые являются значимыми при описании автором характеров главных персонажей повести.
Как показал анализ художественного текста, наиболее частотными в контекстах являются невербальные коммуникативные единицы из таких разделов невербальной семиотики как паралингвистика, проксемика и гаптика.
При раскрытии образа княгини Веры Николаевны Шеиной с точки зрения невербальной семиотики преобладающими являются паралингвистические единицы.
Данная группа представлена автором наиболее интересно и разнообразно, поскольку голос – совершенный инструмент человека для выражения своей индивидуальности и эмоционального состояния. Говоря о значимости голоса в человеческой жизни, Г.Е.
Крейдлин отмечает: «Человеческая жизнь начинается с голоса; голосом фиксируется само появление человека на свет: «Жизнь начинается с крика, смерть — с молчания» (О. Савич)» [15, с. 212].
Для невербальной характеристики персонажа очень важна следующая цитата исследователя: «По звучанию голоса мы можем также описать физическое и психическое состояние человека и часто даем незнакомому или малознакомому человеку характеристику или оценку» [15, с. 216].
Таким образом, ученый говорит о том, что характеристика голоса героя неразрывно связана с его физическим и психологическим состоянием. «Им можно выразить самые разные чувства и отношения — нежность и ласку, сострадание и покорность, презрение и ненависть, в голосе можно услышать иронию и насмешку, радость и жалость, восторг и злорадство, восхищение и боль» [15, с. 218].
Голос героини всегда выражает ее психическое или эмоциональное состояние: мечтательность, радость, жизнерадостность, нежность, любовь, тревогу и т.д.
Именно благодаря использованию паралингвистических единиц, как нам кажется, А.И. Куприн тонко описывает характер героини. Образ княгини динамичен, он постепенно раскрывается для читателей с разных сторон.
В начале произведения автор так описывает Веру: Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах [17, с. 149].
Героиня представляется нам как холодная, сдержанная, спокойная, несколько высокомерная красавица. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна [17, с. 149].
С развитием сюжета автор, описывая невербальное поведение Веры, передает нам изменения, которые происходят в душе женщины, ее образ раскрывается для нас в новых красках. Проявляется задумчивость и мечтательность: Обе на минутку задумались.
Глубоко-глубоко под ними покоилось море [17, с. 151]; Я тебя понимаю,- задумчиво сказала старшая сестра,- но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает.
Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… [17, с. 152 ]; – Как странно,- сказала Вера с задумчивой улыбкой.
– Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты…[17, с. 153 ].
Беззаботность и жизнерадостность: – Благодарю за сравнение,- засмеялась Вера,- нет, я только думаю, что нам, северянам, никогда не понять прелести моря [17, с. 152]. Вера очень эмоциональна – Ох, какой ужас! – воскликнула Вера [17, с. 178].
Особо нужно выделить отношение княгини к любви: – Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. – Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка? – тихо спросила Вера.
– Нет,- ответил старик решительно [17, с. 177]. Крейдлин пишет, что «…в частной молитве человек общается с Богом тихим голосом. Частная молитва — это тихая, часто даже внутренняя речь при внутреннем безмолвии» [15, 215].
Вера настолько трепетно относится к любви, что даже ее голос стал тихим, настолько сакрально для нее это чувство.
Благодаря различным оттенкам голоса и тона писатель показывает отношения Веры с другими персонажами.
На протяжении всего произведения мы не наблюдаем каких-либо изменений в отношениях Веры с сестрой, мужем, генералом Аносовым и прислугой (либо людьми, которые ниже ее по социальному статусу).
Такие отношения можно назвать стабильными, поэтому автор всегда в таких случаях употребляет схожие эпитеты.
Княгиня с неизменной любовью и нежностью относится к своей младшей сестре Анне: – Знаешь, чем пахнет морская вода во время прибоя? Представь себе – резедой.
Вера ласково усмехнулась: – Ты фантазерка [17, с. 150]. И снисходительно относится к ее легкомыслию: В углу на кушетке Анна отчаянно кокетничала с гусаром.
Вера подошла и с улыбкой прислушалась [17, с. 166].
У княгини Веры очень теплые, дружественные отношения с мужем: Перед тем как уходить, Вера подошла к мужу и сказала ему тихо: – Поди посмотри… там у меня в столе, в ящичке, лежит красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его [17, с. 174]. Вера доверяет ему и не хочет от него ничего скрывать.
Она относится к нему с глубоким уважением, во всем соглашается с ним и поддерживает его решения: – Я тоже так думаю,- согласилась Вера,- и как можно скорее. Но как это сделать? Ведь мы не знаем ни имени, ни фамилии, ни адреса [17, с. 183].
Несмотря на то, что они уже долго в браке, Вера всегда нежна и ласкова с мужем: – Вот что, Васенька,- перебила его Вера Николаевна,- тебе не будет больно, если я поеду в город и погляжу на него? [17, с. 193].
Особо нужно выделить отношения сестер с генералом Аносовым, которого они ласково называют «дедушка».
Они относятся к нему как к отцу, всегда уважительно и ласково: – Дедушка, миленький, дорогой! – говорила Вера тоном легкого упрека. Каждый день вас ждем, а вы хоть бы глаза показал [17, с.
156]; – Ну как же это так, дедушка? – мягко возразила Вера, пожимая слегка его руку. – Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит, все-таки любили? [17, с. 175].
Однако благодаря своему высокому статусу Вера всегда строго обращается с прислугой, наиболее значимым является глагол «приказать»: – Делай, как знаешь. Ступай! – приказала княгиня [17, с.
155]; – Расскажите мне что-нибудь о браслете,- приказала Вера Николаевна [17, с. 194]. В тоне княгини автор отмечает неудовольствие: – Что такое, Даша? – с неудовольствием спросила княгиня Вера, проходя в свой маленький кабинет, рядом со спальней.
– Что у вас за глупый вид? И что такое вы вертите в руках? [17, с. 162].
Наиболее интересно представлено автором отношение героини и ее давнего поклонника Желткова. На протяжении произведения мы можем увидеть, как изменяется отношение Веры к мужчине.
В начале произведения и до разворачивания сюжета Вера с неприязнью думает об этом человеке: “Ах, это – тот!” – с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо… [17, с. 164].
Постепенно ее отношение смягчается, ей становится «жаль этого несчастного», то есть неприязнь переходит в жалость: – Мне почему-то стало жалко этого несчастного,- нерешительно сказала Вера [17, с. 184].
Здесь же автор выделил нерешительность тона героини, что свидетельствует о боязни Веры признать это изменение перед самой собой и тем более перед мужем.
Кульминация развития отношений выразительно представлена автором с помощью окулесических единиц: Жении Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах [17, с. 197]; – Покажите, – сказала Вера Николаевна и вдруг заплакала.
– Извините меня, это впечатление смерти так тяжело, что я не могу удержаться [17, с. 195]. Для передачи накала эмоций героини А.И. Куприн использует окулесические единицы в комплексе другими невербальными единицами: Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось [17, с. 197]; Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила: – Нет, нет,- он меня простил теперь. Все хорошо [17, с. 197].
Не менее значимым в невербальном портрете героини является такой раздел невербальной семиотики как гаптика. Поскольку Вера очень эмоциональный, тонкий и мягкий человек, она отдает свое тепло другим людям. Частотным является использование различных форм глагола «целовать»: Сестры радостно поцеловались.
Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой [17, с. 149]; – Какая прекрасная вещь! Прелесть! – сказала Вера и поцеловала сестру. – Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище? [17, с. 153].
Также для того, чтобы показать привязанность сестер друг к другу автор использует глагол «обнимать»: Она [ Вера ] обняла старшую сестру и прижалась к ней, щека к щеке. И вдруг спохватилась [17, с. 152]. Употребляются глаголы движения: Вера ласково погладила прекрасный переплет. – Какая глубокая старина!..
Сколько может быть этой книжке? – спросила она [17, с. 153]. Благодаря невербальным единицам мы не только можем анализировать отношения главной героини с другими персонажами, но их отношение к ней.
Ярким примером этого является невербальная характеристика генерала Аносова, где также частотен глагол «целовать», выражающий отцовскую любовь и заботу: Генерал, обнажив свою величественную голову, целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку [17, с. 156]; – Ну, прощай, Верочка. Теперь я буду часто приезжать,- говорил он, целуя у Веры лоб и руки [17, с. 181].
Детально и разнопланово А.И. Куприн описывает невербальные единицы, связанные с проксемикой.
В начале произведения Вера совершенно спокойна и занимается домашними делами, что выражается глаголом «ходила», который не является эмоционально окрашенным: Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид [Куприн, с. 148].
Второй раз этот глагол мы встречаем в конце произведения, но в сочетании с наречием «беспокойно» он заключает в себе совершенно другое значение. Вера беспокойно ходила по саду целый день от волнения, переживаний и предчувствия трагедии: Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду.
Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же [17, с. 191].
После эмоционального подъема наступает эмоциональный спад: Тут же в передней был стул, и Вера опустилась на него. – Я друг вашего покойного квартиранта, – сказала она, подбирая каждое слово к слову. – Расскажите мне что-нибудь о последних минутах его жизни, о том, что он делал и что говорил [17, с. 194].
В лексикографических источниках в одном из значений глагол «опуститься» интерпретируется как «перен.: о невозможности делать что-либо из-за отсутствия надежды, энергии» [22, с. 457]. Веру настолько потрясли происходящие вокруг нее событии, что у нее нет сил действовать и быть активной, поскольку она осознает, что «большая любовь» прошла мимо нее.
С помощью проксемических единиц А.И. Куприн характеризует пространственное поведение сестер.
Вера с Анной определенный промежуток времени не виделись, и как только карета с младшей сестрой приезжает, Вера спешит ей навстречу: Тонкий слух не обманул Веру. Она пошла навстречу.
Через несколько минут у дачных ворот круто остановился изящный автомобиль-карета, и шофер, ловко спрыгнув с сиденья, распахнул дверцу [17, с. 149].
Описание быстрой и энергичной походки Анны помогает читателю ярко представить ее портрет, а уточнение о том, что она идет рядом с Варей подчеркивает, что сестры очень дружны: Боже мой, как у вас здесь хорошо! Как хорошо! – говорила Анна, идя быстрыми и мелкими шагами рядом с сестрой по дорожке. – Если можно, посидим немного на скамеечке над обрывом [17, с. 150]. Интересно, что несмотря на любовь к сестре, Анна предпочитает ей мужскую компанию: Анна с Бахтинским шли впереди, а сзади их, шагов на двадцать, комендант под руку с Верой… [17, с. 174].
В моменты сильного эмоционального напряжения автор комбинирует несколько невербальных компонентов.
Доминирующими являются проксемические единицы в комплексе с кинесическими: Обе сестры, издали узнавшие его, подбежали к коляске как раз вовремя, чтобы полушутя, полусерьезно поддержать его с обеих сторон под руки [17, с. 156].
Также используются проксемические единицы в комплексе с паралингвистическими: Зато ее дожидалась пианистка Женни Рейтер, и, взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала: – Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что-нибудь,- и сейчас же вышла из комнаты в цветник и села на скамейку [17, с. 196]. Глагольный ряд «подбежала», «кинулась» говорит о том, что героиня динамична, поэтому пространственные предлоги используются реже, чем глаголы движения.
В произведении автор 2 раза использовал окулесические единицы. Первый раз А.И. Куприн делает акцент на глазах героини в начале произведения: Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов [17, с. 165].
Он показывает заинтересованность героини, ее взгляд прикован к браслету, благодаря чему мы понимаем, что этот подарок и появление Желткова в сюжете не случайность, а очень значимое событие для Веры. Именно с этого подарка начинается завязка сюжета произведения. Следующий раз А.И.
Куприн обращается к окулесике для того, чтобы показать эмоциональное напряжение и взволнованность героини: Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми губами и, показав письмо, сказала: – Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное [17, с. 193].
Примеры таких разделов невербальной семиотики, как гастика и аускультация являются единичными: – Ну что ж, не так уж дурно. Ты не тревожься. Впрочем, между нами, у тебя у самой есть слабость вкусно поесть [17, с. 154]; Тонкий слух не обманул Веру [17, с. 149].
Использование количественного метода позволило нам определить доминирующие группы, представляющие портрет главной героини (см. график 1).
График № 1
Как показал анализ художественного текста, образ главной героини повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» глубоко и полно передается с помощью невербальных единиц. Так, при создании портрета В.
Шеиной автор наиболее активно использовал такие разделы невербальной семиотики, как паралингвистика, гаптика, кинесика, окулесика и проксемика.
Примеры таких разделов как аускультация и гастика являются единичными.
Источник: https://studbooks.net/2105868/literatura/neverbalnyy_portret_glavnoy_geroini_povesti_kuprina_granatovyy_braslet
Портретная характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Любовь… Что она. Где она. Есть ли она. Реален ли образ Желткова. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Ответить на эти вопросы очень трудно, практически невозможно, потому что любые возможные ответы на них правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное.
И бесполезно говорить о неповторимости этого чувства человеку легкомысленному. Но я все же хочу высказать свое мнение о любви Желткова, показать мое видение этого чувства.
«Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам», так начал свое письмо Желтков. Любовь счастье… Да, громадное счастье, но в определенных обстоятельствах.
И главное из них взаимность, без взаимности громадное счастье превращается в великое горе.
Счастлив ли человек, которого «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей для меня вся жизнь заключается только в Вас»Я считаю, что нет. Я думаю, нельзя жить так, нельзя только страдать и мечтать о любимой, но недоступной.
Жизнь игра, и каждый из нас обязан отыграть свою роль, успеть это сделать за такой короткий промежуток времени, успеть стать положительным или отрицательным героем, но ни в коем случае не остаться безразличным ко всему, кроме нее, единственной, прекрасной.
Желтков думает, что это его судьба любить безумно, но безответно, что от судьбы невозможно убежать. Если бы не это последнее, то он, несомненно, пытался бы что-то делать, бежать от обреченного на смерть чувства.
Вот слова, которые показывают, что Желтков осознавал свою обреченность страдать и мучиться от несчастной любви: «Подумайте, что мне нужно было делать. Убежать в другой город.
Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом».
Рекомендуем почитать ►
Сочинение (биография) – Александр Степанович Попов
Да, я считаю, что нужно было бежать. Бежать без оглядки. Поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу по преодолению препятствий на пути к этой цели. Нужно было заставить себя забыть свою безумную любовь. Необходимо было хотя бы попытаться избежать ее трагического исхода.
Однако, несмотря на печальную развязку, герой Куприна счастлив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь это подлинно прекрасное чувство. И я уже не знаю, так ли наивна и безрассудна эта любовь. И, может быть, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни.
Ведь она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».
Нельзя без слез читать эти строки. И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткову (ведь жизнь могла бы быть прекрасной и для него), то ли восхищение великолепием огромного чувства маленького человека.
Тема любви одна из центральных тем в творчестве Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучение и даже умереть. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должныее касаться.
«Молчать и гибнуть» вот девиз героев Куприна. Не знаю, правилен он или ошибочен, но знаю, что еще не раз предстоит мне вернуться к страницам произведений Куприна, встретиться с его замечательными героями.
Ведь в наше непростое время так приятно окунуться в мир любящих и бескорыстных людей.
Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И. А. Куприна Гранатовый браслет)
Рекомендуем почитать ►
Сочинение по рассказу Чехова «Студент»
Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе.
Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности.
И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым сделав его шире и светлее. тем самым сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают.
Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения.
А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным – даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе Гранатовый браслет.
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер.
Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем начинает давить своей плоской пустотой…. Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру.
Она не была от природы романтиком. И, увидев что то из ряда вон выходящее, какую то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки.
Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.
И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль точно кровь, и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено.
Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова несчастным, она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение счастливый несчастный человек.
Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни.
В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов.
За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их.
Источник: https://www.getsoch.net/portretnaya-xarakteristika-zheltkova-v-povesti-a-i-kuprina-granatovyj-braslet/