Сочинение – Анализ Оды «Вольность» – Сочинение
Ода «Вольность».
Восприятие, толкование, оценка
Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году. Она получила распространение в списках и явилась главной причиной ссылки поэта на юг.
Исторический сюжет был навеян местом написания: Пушкин писал эту оду в квартире братьев Тургеневых на набережной Фонтанки в Петербурге, откуда был хорошо виден Михайловский замок.
Впервые ода была опубликована А.И. Герценом в «Полярной звезде» в 1856 году в Лондоне.
Произведение относится к гражданской лирике. Основная идея его — просветительская. Если Радищев в своей оде «Вольность» отстаивает интересы народа и провозглашает власть народа, то А.С. Пушкин в своей оде провозглашает власть Закона, перед которым едины народ и правитель. Только подчиняясь власти Закона, можно достичь главной цели — вольности и покоя народов.
В стихотворении можно выделить три части. Первая часть открывается своеобразным вступлением, в котором обозначается авторская задача: «Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок». Далее начинает разворачиваться основная мысль стихотворения: закон выше венца и трона, беззаконие же ведет к страданиям народа и злодействам.
Во второй части мысли.поэта иллюстрируются примерами из французской (Людовик и Наполеон) и русской (Павел I) истории. Рассказ о судьбе Павла I представляет собой уже реалистическую зарисовку: «мрачная Нева», сверкающие звезды, часовой, «мост подъемный».
Третья часть оды — своеобразный вывод и одновременно призыв к царям склониться «под сень надежную закона»:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.
Ода написана четырехстопным ямбом.
Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («изнеженную лиру», «гибельный позор», «немощные слезы»), метафору («неволи немощные слезы», «молчит закон», «Читают на твоем челе Печать проклятия народы…»), анафору («Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!), риторическое обращение («Тираны мира! трепещите!») и риторический вопрос: («Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?»).
Таким образом, ода А.С. Пушкина утверждает идеалы свободомыслия, гуманности. Это было оценено А.И. Герценом, писавшим: «Песнь Пушкина продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос отдаленному будущему».
Источник: https://Sochineniye.ru/sochinenie-analiz-ody-volnost/
Анализ оды Пушкина “Вольность”
Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость.
Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-экономического развития страны. Но задача прогрессивных деятелей была шире – раскрепощение личности, утверждение идеала духовной свободы человека.
Победа русского народа над претендовавшим на мировое господство Наполеоном породила и надежды на социальные реформы. Многие призывали царя к решительным действиям.
Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:
Свободой Рим возрос, а рабством погублен…
Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение “Лицинию”. Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; Во мне не дремлет дух великого народа.
В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы – “К Чаадаеву”. В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что “Россия вспрянет ото сна”. И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек.
Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому “пробуждению” – “гнет власти роковой”.
Ощущая в себе порывы “нетерпеливой души”, Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Тема вольности звучит и в оде Пушкина “Вольность”, и в стихотворениях “Во глубине сибирских руд…”, “Арион”, “Анчар” и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни. В стихотворении великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
В оде “Вольность “, написанной в 1817 году, Пушкин утверждает идеал общественного устройства, который заключается в создании и неуклонном соблюдении прогрессивных законов:
Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье…
Пушкин призывает властителей : Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Поэт приводит исторические примеры, предостерегающие царей от проявлений тирании, злоупотреблений властью, и вдохновляет народ на отстаивание своего права на свободу и достоинство:
Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Вскоре поэт разочаровывается в своих идеалистических представлениях о стремлении монарха сделать все возможное для улучшения жизни подданных: Александр Первый не решался на радикальные реформы, ликвидирующие крепостное право. Россия продолжала оставаться феодальной страной.
Прогрессивно мыслящие дворяне, к числу которых принадлежали и друзья Пушкина, создавали революционные общества с целью насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права.
Пушкин формально не состоял в таком обществе, однако родственный образ мыслей привел его к осознанию невозможности либеральных преобразований в России.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Анализ оды Пушкина “Вольность”
Другие сочинения по теме:
- Самое прославленное стихотворение Пушкина – ода “Вольность” Первые два года пребывания Пушкина в Петербурге, сравнительно с более поздними годами, не слишком заполнены творчеством. Белинский был отчасти прав,…
- “Вольные стихи” и гражданская “вольность” в поэзии Пушкина Все чаще и настойчивее в стихах Пушкина в одном ряду со словами Вакх, Амур, Венера появляется и слово свобода. Причем…
- Анализ стихотворения Пушкина “Клеветникам России” Стихотворение это чрезвычайно важно для понимания развития пушкинской народности. Но традиционно оно рассматривается (и то бегло) в плане “утверждения идеи…
- Анализ стихотворения Пушкина “Когда за городом, задумчив, я брожу…” Стихотворение “Когда за городом, задумчив, я брожу…” удалось опубликовать П. В. Анненкову лишь в 1857 году в VII дополнительном томе…
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэту” Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие…
- Анализ стихотворения Пушкина “Наполеон” Портретно-исторический тип элегии представляет собой стихотворение “Наполеон” (1821). Ее содержание – раздумье над историческим значением и исторической судьбой великой и…
- Политическое мировоззрение А. С. Пушкина Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей….
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К морю” Школьное сочинение по литературе. Рекомендовано для 9 класса. Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен…
- Анализ поэмы Пушкина “Цыгане” Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это…
- Анализ стихотворения Пушкина “Анджело” Для Пушкина единственным – на всю жизнь – действительным пристанищем, оплотом было его творчество. В творчестве все было для него…
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может…” Сочинение по русскому языку 9 класс. Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в…
- Анализ “Стансов” Пушкина и “Столетье с лишним – не вчера” Пастернака Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта…
- Тема “вольности” в лирике А. С. Пушкина Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им…
- Анализ стихотворения Пушкина “Воспоминание” Примером философской лирики Пушкина последекабрьского периода были лирические пьесы-признания, одним из лучших образцов которых явилось стихотворение 1828 г. “Воспоминание”. Это…
- Анализ элегии А. С. Пушкина “На холмах Грузии” Объектом предлагаемого исследования будет звуковой строй знаменитой элегии-ноктюрна А. С. Пушкина “На холмах Грузии”, точнее, система ассонансов в ее семантической…
- Анализ баллады А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” О чем рассказывает А. С. Пушкин в балладе. Да, я возвращаюсь в далекое прошлое, и меня сопровождает туда А. С….
- Анализ послания Пушкина “К вельможе” Наиболее ярко проявилось неприятие царизма в послании а “К вельможе” (1830). Н. Б. Юсупов (1750-1831), видный сановник, член Государственного Совета,…
- Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина Сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина ”Я помню чудное мгновенье… ” и Ф. И. Тютчева ”Я встретил Вас и все…
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны…” Сочинение по литературе 9 класс. Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны…” написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни…
- Анализ стихотворения Пушкина “Пророк” В стихотворении есть “событийный” сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного “глаголом жечь сердца людей”;…
Источник: https://ege-russian.ru/analiz-ody-pushkina-volnost/
Ода
Искусство и развлечения 13 февраля 2015
Буржуазная революция во Франции обусловила крушение западноевропейского феодализма, борьбу угнетенных народов за свободу и рост их национального самосознания.
В России того времени лучшие представители дворянства осознавали, что отмена крепостного права политически необходима, поскольку оно служило преградой для экономического и социального развития государства. Но задача деятелей прогресса была еще шире – они ставили перед собой цели раскрепощения личности, ее духовной свободы.
Победа России над Наполеоном, посягавшим на мировое господство, породила надежды на то, что в стране, наконец, произойдут социальные реформы. Многие деятели того времени призывали царя к скорым, решительным действиям.
Тема вольности в творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Через все творчество Александра Сергеевича проходит идея свободной России. Уже в ранних произведениях он выступал против деспотизма и несправедливости современного общественного строя, обличал тиранию, губительную для народа.
Так, еще в возрасте 16 лет им было написано стихотворение “Лицинию”, а в 1818 году – одна из самых пылких песен, посвященных свободе, – “К Чаадаеву”, в которой слышится вера в то, что страна “вспрянет ото сна”.
Тема вольности звучит и в стихотворениях “Арион”, “Во глубине сибирских руд”, “Анчар” и др.
Создание оды “Вольность”
Однако взгляды Пушкина наиболее четко и полно выразились в его знаменитой оде “Вольность”, написанной в 1817 году, вскоре после выхода его из лицея. Она была создана в квартире братьев Тургеневых. Ее окна выходили на то место, где был убит Павел I, – Михайловский замок.
Видео по теме
Влияние оды Радищева на пушкинскую
Само название говорит о том, что Александр Сергеевич взял за образец стихотворение другого русского поэта с тем же названием. Ода “Вольность” (Радищев), краткое содержание которой схоже с одноименным творением Александра Сергеевича, все же немного отличается от пушкинской. Попытаемся ответить, чем же именно.
Пушкин подчеркивает, что его произведение связано с радищевским и вариантом одной строки из стихотворения “Памятник”. Как и его предшественник, Александр Сергеевич прославляет политическую свободу, вольность.
Оба поэта указывают на примеры торжества вольности в истории (Радищев – на произошедшую в 17-м веке английскую революцию, а Пушкин – на революцию во Франции 1789 года).
Александр Сергеевич вслед за Александром Николаевичем считает, что закон, единый для всех, – залог существования в стране политической свободы.
Ода “Вольность” Радищева – это призыв народа к революции, к ниспровержению власти царя вообще, а у Александра Сергеевича она направлена лишь против ставящих себя выше любого закона “тиранов”.
Именно об этом пишет Пушкин (“Вольность”).
Анализ произведения позволяет сказать о том, что он в своем творении выражал взгляды ранних декабристов, которым сочувствовал и под влиянием которых находился.
Особенности пушкинской оды
Сила стиха Александра Сергеевича, его художественное мастерство придавали более революционное значение этому произведению. Как призыв к открытому выступлению воспринималась передовой молодежью ода “Вольность”, анализ которой предложен в данной статье.
Например, Пирогов, известный русский хирург того времени, вспоминая о своих молодых годах, рассказывает следующий факт.
Заговорив о политических взглядах Александра Сергеевича, отразившихся в произведении “Вольность”, один из его товарищей, в то время еще студент, сказал, что революция по-нашему – так революция, “с гильотиной”, как французская.
Революционно звучали, в частности, строки, завершающие вторую строфу: “Тираны мира! Трепещите!…”
Ода “Вольность”: краткое содержание
Пушкин свое стихотворение, следуя примеру Радищева, написал в форме оды. Начинается она с обращения к музе – грозной для царей певице свободы. Здесь же намечается тема – автор пишет, что хочет “воспеть свободу миру” и поразить порок на тронах.
После этого идет изложение главного положения: для народного блага необходимо сочетать с вольностью святой мощные законы. Оно иллюстрируется примерами из истории (Павел I, Людовик XVI).
Изображая исторические события (казнь Людовика во время французской революции, убийство Павла I в Михайловском дворце руками наемников), поэт относится с неприязнью не только к тирании, но и к тем, кто уничтожает поработителей, поскольку удары этих людей бесславны: они противозаконны и вероломны.
Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов законным путем – именно на это указывает проведенный Пушкиным исторический анализ. Вольность следует попытаться добыть, избежав при этом кровопролития. Другой способ губителен как для тиранов, так и для самого русского народа.
Ода “Вольность”, анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю с призывом извлечь урок из вышесказанного.
Композиционная стройность помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Словесные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода “Вольность”, краткое содержание которой представлено выше, – образец высокого художественного совершенства.
Особенности поэтики
Поэтическая речь (взволнованная, приподнятая) отражает разнообразные чувства, владевшие автором: страстное желание свободы (в первой строфе), негодование против угнетателей и тиранов (вторая строфа), скорбь гражданина государства при виде творящегося беззакония (третья строфа) и т. д.
Поэту удалось найти точные и одновременно образные слова для того, чтобы передать владевшие им чувства и мысли. Например, именует “свободы гордою певицей”, “грозой царей” музу политической оды Пушкин. “Вольность”, анализ которой предлагается вам в данной статье, – это произведение, вдохновленное свыше.
Именно муза внушает поэту “гимны смелые”.
Революционизирующее значение оды
Ода “Вольность” (анализ см. выше) оказала значительное революционизирующее влияние на современников Александра Сергеевича Пушкина, использовалась в революционной агитации декабристами.
Вскоре поэт разочаровывается в своих прежних идеалистических представлениях о том, что монарх стремится сделать все что может для улучшения жизни своего народа, ведь Александр Первый не мог решиться на радикальные реформы, которые положили бы конец крепостному праву. Россия все еще оставалась феодальным государством. Дворяне, мыслящие прогрессивно, в том числе друзья Александра Сергеевича, создавали с целью насильственно свергнуть самодержавие и таким образом ликвидировать крепостное право различные революционные общества.
Пушкин не принадлежал формально ни к одному из них, однако родственный революционерам образ мыслей привел к тому, что он осознал невозможность в России либеральных преобразований “сверху”. Эту мысль он и отразил в своих дальнейших произведениях. Ода “Вольность”, анализ которой дает ее лучше понять, также призывала к свержению тиранической власти “снизу” путем революции.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/128941/
Глубокий смысл оды «Вольность» А. С. Пушкина
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Окончив в 1817г. лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселился в Петербурге. После шестилетнего лицейского «заточенья» он активно включается в литературную и общественную жизнь столицы.
Он посещает заседания «Арзамаса», членом которого практически становится, вступает в литературно – дружеское объединение «Зеленая лампа». Одно из любимых, и, пожалуй, самых главных его увлечений – театр. Пушкин был признанным ценителем актеров, поклонником актрис: Е.С.Семеновой, А.И.Колосовой, Е.И.
Истоминой. В тайное общество, о котором Пушкин догадывался, он не был принят. Его пылкий нрав и сближение «с людьми ненадежными» пугали членов тайного общества. Пушкин находился в большом свете, но он настойчиво рвался оттуда.
Александр Сергеевич задыхался в атмосфере придворного ханжества, мракобесия, самодурства, низкопоклонства, лести.
Однако светский шум и театральные увлечения были лишь внешней стороной его бурной и сложной жизни, он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником. В 1817 году Пушкин написал многие политические, свободолюбивые стихотворения. Юный поэт вступал в русскую литературу как певец передовых революционно настроенных кругов общества:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Пушкин как поэт мыслил глубже многих декабристов, он был их политическим вождем. К этому времени в стране нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола.
Пушкин, испытав влияние ранних декабристских взглядов, проникся ими. В его стихотворениях были черты русского гражданского вольнолюбия – надежда на закон, протест против крепостного рабства:
Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Все чаще в стихах Пушкина проявлялось слово «свобода». Причем в устах поэта это слово становилось многозначным, начинало светиться и отливать различными смыслами. свобода – это не только личная независимость, но и свободный образ жизни – гражданская вольность, свобода порабощенного народа.
Пушкин становился певцом высоких идеалов. Он говорил, что являлся продолжателем идей Радищева. Это действительно так, потому что в своих стихотворениях «Вольность» и «Деревня» поэт поднимает основные темы Радищева – против самодержавия и крепостничества. Но пути у них были разные: Радищев хотел прийти к свободе через народную революцию, а у Пушкина были надежды на закон:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Поэт, бурно выступавший за ограничение власти царя законами, не исключал насилия над императорами, если бы они не склонялись перед законом, поэтому некоторые строки оды звучат как призывы:
…Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте падшие рабы!
Но Пушкин все– таки призывал царей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
В своей оде Пушкин осуждает казнь народом французского короля Людовика XVI:
… О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик…
Молчит закон – народ молчит,
Падет преступная секира…
Также осуждает убийство дворянами Павла I, но одновременно выступает за ограничение самодержавия конституцией.
Большой популярностей пользовались острополитические «крылатые словечки», которые Пушкин произносил в театре, в других публичных местах. Именно в них, в этих возникавших эпиграммах, сказывалась настроенность Пушкина и в то же время проявлялось его меткое и беспощадное остроумие – умение в нескольких строках «пригвоздить противника к позорному столбу».
Оду «Вольность» декабристы восприняли горячо, так как видели в ней отражение своих мыслей. Пушкинская поэзия являлась возбудителем революционной энергии, недовольства политикой царского правления.
«Вольные стихи» Пушкина расходились по Петербургу с невероятной скоростью: на сходках молодежи, на заседаниях «Зеленой лампы». Их заучивали, переписывали в альбомы.
Такая популярность «вольных стихов» и эпиграмм Пушкина объясняется тем, что он поэтически формулировал мысли, чувства и настроения кругов русского общества. Молодой вольнодумец почти три года, не зная осторожности, сочинял и распространял в Петербурге свои свободолюбивые стихи, не мог не остаться безнаказанным.
Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает», – злобно говорил Александр I. Император хотел сослать Пушкина в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но за него заступились друзья, и царь смягчил наказание: Пушкина выслали на юг России.
6 мая 1820 года он выехал из Петербурга. Дельвиг и Яковлев проводили его до Царского села. Они расстались, и Пушкин оправился один – в свой долгий и нелегкий путь изгнанника.
«Вольные стихи» Пушкина «Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность» начинают в русской литературе поэзию декабристов. Ода «Вольность» отражает наиболее общественно-политические вопросы того времени. Это стихотворение как оружие в борьбе за прогресс, демократию, свободу и счастье человечества.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/glubokij-smysl-ody-volnost-a-s-pushkina/
Ода Вольность – каковы ее основные идеи?
Сочинения › Пушкин А.С. › Стихотворения 1814-1822
Готовые Домашние Задания
Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина.
Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция).
Тема оды – протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств:
«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле »
Главная мысль — протест против абсолютизма.
В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия.
Окраска лексики – высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др. Ода написана в форме лирического монолога. Рифма – женская, рифмовка – смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта.
В этом произведении очень много различных художественных средств. Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее.
Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи:
«Беги, сокройся от очей…
Разбей изнеженную лиру…
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!»
Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию.
В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства. Он желает свободу для народа:
«Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок
Негодует из-за тиранов и беззакония:
«Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!»
«Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть»
Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них.
Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе:
«Хочу воспеть свободу миру,
на тронах поразить порок».
Далее автор выражает свои взгляды, недовольство властью, которая существовала в то время:
«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле »
Заканчивается она обращением к царю:
«И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой»
Мне очень понравилось это произведение! Интересным для меня показалось то, что А. С. Пушкин не побоялся, открыто выразить свои мысли, взгляды и собственную точку зрения. Также мне понравился стиль написания оды: с одной стороны высокая, книжная лексика, а с другой стиль написания понятный и интересный для любого человека.
Сочинения по теме:
- Аспекты жизни и эпохи, показанные в стихотворении Пирующие студенты сочинение
- Как Пушкин использует антитезу в стихотворении Деревня сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/stihotvoreniya-1814-1822/oda-volnost-kakovy-ee-osnovnye-idei
Анализ оды Вольность
Анализ оды “Вольность”
Автор: Пушкин А.С.
Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.
Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева.
В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева.
Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев — на английскую революцию XVII века, Пушкин – на французскую революцию 1789 года).
Вслед за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон — залог обеспечения политической свободы в стране.
Но ода Радищева — призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона.
Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.
Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавали оде более революционное значение. Передовой молодёжью она воспринималась как призыв к революции.
Так, например, знаменитый русский хирург Пирогов, вспоминая о днях своей юности, рассказывает следующий факт. Один из его товарищей-студентов, как-то заговорив о политических взглядах Пушкина, отразившихся в оде «Вольность», сказал: «По-нашему не так; революция так революция, как французская,— с гильотиной».
Тогда другой гневно воскликнул: «Кто так из вас смеет говорить о Пушкине? Слушайте!» — и прочитал стихи:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на земле.
Не менее революционно звучали для читателей и заключительные строки второй строфы:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Своё стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облёк в форму оды.
Начинается ода с обращения к грозной для царей музе — гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I).
Заканчивается ода, как обычно, обращением к царю извлечь урок из сказанного.
Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.
Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование против тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные и вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает.
Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.
Источник: https://botanim.ru/content/analiz-odyi-volnost-952.html
Идеи гражданской свободы в оде Пушкина «Вольность»
«Вольность» не только заглавие первого самого значительного стихотворения Пушкина, написанного после Лицея. Это как бы оглавление и всех послелицейских его стихов. Главной идеей времени была вольность. С нее, с «Вольности», и начал только-только сам вырвавшийся на волю из школы, из Лицея, из монастыря, юноша Пушкин.
Собственное личное ощущение столь желанной и наконец обретенной свободы эмоционально насыщало общую идею «Вольности».
«Вольность» Пушкина часто сопоставляют с радищевской «Вольностью» и справедливо указывают на определенность, категоричность и, так сказать, четкую политическую программность «взрослого» радищевского произведения сравнительно с «юной» пушкинской «Вольностью».
Сам Пушкин в конце жизни отметит эту связь («вслед Радищеву») в черновом варианте «Памятника», но откажется от него, может быть, не только из-за цензуры. Он восславил свободу «вслед Радищеву», но не так, как Радищев. Хотя «не так» еще не означает, что восславил слабее или меньше.
Он восславил свободу уже по-пушкински, то есть в известном смысле больше и сильнее. Не случайно ключевое место в пушкинской оде в отличие от радищевской занял образ поэта, истинное значение которого, в свою очередь, раскрывается в соотнесенности с образом «возвышенного галла» – носителя подлинного, лишенного односторонности духа свободы.
Но может быть, лучше всего комментирует это стихотворение, именно потому, что хорошо объясняет принцип свободы вообще, то, что говорил когда-то Гете о свободе Шиллера: «Через все творения Шиллера проходит идея свободы, и эта идея всякий раз принив1ала иные формы, по мере того как Шиллер менялся сам, продвигаясь вперед по пути культуры.
В юности его волновала физическая свобода, и он ратовал за нее в своих сочинениях, в более зрелом возрасте – свобода идеальная.
Странная это штука со свободой,- ее не трудно достигнуть тому, кто знает себя и умеет себя ограничивать… Свободными нас делает не то, что мы ничего не считаем выше себя, а, напротив, то, что мы чтим все, что над нами.
Ибо такое почитание возвышает нас самих, им мы доказываем, что и в нас заложено нечто высшее, а это и позволяет нам смотреть на себя как на ровню. Во времена моих странствий мне доводилось сталкиваться с северонемецкими купцами; бесцеремонно подсаживаясь к моему столу, они считали себя равными мне.
Но это было не так,- чтобы со мной сравняться, им следовало ценить меня и должным образом со мной обходиться».
Пушкин умеет обходиться со свободой должным образом. И в оде «Вольность», как и в любом из так называемых вольнолюбивых стихотворений, свобода – потому-то она и пушкинская – никогда не довлеет себе. Здесь, например, над всем парит дух Закона, образ его.
Как и любой пушкинский образ, образ Закона вырастает в контексте времени и, как любой пушкинский образ, немедленно это время перерастает, приобретая всеобщую значимость.
Конечно, образ Закона вместил у Пушкина и представление об естественном праве, вынесенное им, скажем, из лицейских лекций профессора Куницына, и надежды на осуществление какого-то позитивного правового устройства, допустим, в духе одного из идеологов декабризма Николая Тургенева, по английскому образцу.
Но все это лишь комментирует, и даже не стихотворение, а обстановку и время создания его. Начало свободы всегда сопровождено у Пушкина ограничителем, предохранителем. Таков Закон в «Вольности». Но Закон у Пушкина отнюдь не просто принцип конституционности, как часто пишут исследователи и комментаторы.
«Свободною душой закон боготворить»,- скажет Пушкин в стихотворении «Деревня». Не парламентарную же монархию призывал боготворить поэт своею свободною душой, находя в истине блаженство.
Пушкин постоянно сочетает два понятия: «вольность» и «закон». Вольность не своеволие. Пушкин вообще отвергает самовластье, в том числе и самовластье вольности. Потому и явлена у него вольность в ореоле святости:
- «Где крепко с Вольностью святой
- Законов мощных сочетанье» («Вольность»)
- «Мы ждем с томленьем упованья
- Минуты вольности святой» («К Чаадаеву»)
Эпитет несет ограничение, но потому-то и возводит понятие свободы и вольно&ти в высшую степень. Именно в «Вольности» Пушкин обозначил для себя целый новый этап жизни и поэзии, пресек одну традицию, обозначил другую и провозгласил наступление иного – в мыслях, в настроениях, в стихах.
Топливо в сразу сильно занявшееся пламя подбрасывалось со всех сторон. Есть свидетельства, что ода писалась на квартире известных общественных деятелей братьев Александра и Николая Тургеневых, на Фонтанке против Михайловского замка, тогда, после убийства своего хозяина, императора Павла I, заброшенного.
Есть и свидетельства, что поводом послужил разговор с гусарским офицером, членом декабристского «Союза благоденствия» П. П. Кавериным, с которым поэт мимо Михайловского замка, возможно, к тем же Тургеневым. Все это характерно для обстановки, в которой ода «Вольность» создавалась.
Она отвечала многими своими сторонами настроениям многих – и тогда, и потом. Но создавалась она не по подсказкам; да и вообще Пушкин никогда и ничего не мог писать и не писал по подсказкам.
И стала «Вольность» выдающимся явлением нашей поэзия именно потому, что выразила состояние Пушкина той поры, а просто идеи Николая Тургенева или лозунги ранних декабристских организаций, Пушкиным удачно зарифмованные.
Другое дело, что возникали совпадения: действительные или кажущиеся.
Дело не в том, что либеральные братья Тургеневы, более умеренный Александр и более радикальный Николай, влияли на Пушкина, а он подыгрывал их либерализму (третий Тургенев, Сергей, служил в это время в русской армии, находившейся во Франции).
Недаром в более раннем послании Александру Ивановичу Тургеневу Пушкин называет своего наставника – ведь это он устраивал Пушкина в Лицей – гонителем своей поэзии «изнеженных звуков». Таковой она и была, пока не пришла другая пора. Скорее Тургеневы подыграли поэту, когда он сам отверг «изнеженную лиру», захотел
- «воспеть свободу миру,
- На тронах поразить норок»
– поэту, в юном упоении, в юном негодовании и в юном максимализме этого упоения и негодования выходящему на борьбу с целым миром и поражающему порок на всех тронах,- между прочим, и на русском.
Источник: https://www.school-essays.info/idei-grazhdanskoj-svobody-v-ode-pushkina-volnost/
Смысл и форма оды «Вольность» и стихотворении «Арион»
Вольнолюбивыми идеями проникнуты уже ранние произведения поэта, созданные в петербургский период: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Ода «Вольность», написанная в декабре 1817 года, обозначила собой важный этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению.
Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы организационно подготовляемого тогда «Союза благоденствия».
В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической («изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии:
- Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.
По смыслу и форме ода «Вольность» – первое последовательное декабристское произведение, художественная декларация и прокламация. Следуя во многом за Радищевым, Пушкин направил ее против венценосных деспотов.
Но если Радищев в своей оде «Вольность» руководствовался идеей народного суверенитета, святости народной власти, определяющей истинные законы, то Пушкин исходил из абстрактной законности, стоящей выше царей и народа.
Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвовавшей в России, ода вошла в круг самых замечательных произведений революционной подпольной литературы.
Расходившаяся в огромном количестве списков, она мобилизовала лучшую часть молодежи на вступление в тайные декабристские союзы и общества на борьбу против царского режима. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.
К 1818 году относится стихотворение «К Чаадаеву», в котором идея свободы сливается с идеей патриотизма, любви к родине. Пушкин выражает разочарование в надеждах на «тихую славу», то есть на мирное достижение свободы, и в стихотворении звучат революционные мотивы.
«Пушкин не знал конфликта между личным чувством и общественным долгом…, для него не было выбора между личным и общественным, революционным. Об этом ясно говорит то смелое сравнение, которым он выразил силу и непосредственность своей мечты о свободе отчизны» (9, с.
20):
- Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.
Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластья, в том, что «Россия вспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается в стихотворении с возвышенно-патриотическим. Летом 1819 года в селе Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Деревня».
В «Деревне» отразились антикрепостнические настроения передовой молодежи и шире – настроения всего русского народа. В декабристской среде составлялось немало записок царю относительно вреда рабства в России, вроде записки Н. И. Тургенева «Нечто о крепостном состоянии в России».
Своего рода поэтической запиской о крепостном праве является и стихотворение Пушкина «Деревня».
Оно начинается идиллическим изображением деревенской природы в духе сентиментальной литературы. Поэт мечтает на лоне природы погрузиться в изучение трудов великих мыслителей, но дух его не может быть спокоен при виде страданий человека.
Друг человечества, преданный закону (здесь «Деревня» перекликается с одой «Вольность»), поэт возмущен тем, что на лоне прекрасной природы свирепствует «барство дикое», присваивая «и труд, и собственность, и время земледельца». «Деревня» как бы отвергает идеал сентименталистов – сельскую идиллию.
Начавшись созерцательно-элегическим размышлением, постепенно приобретая негодующие интонации, стихотворение заканчивается как гражданско-патетическая речь общественного трибуна – «друга человечества»:
- Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Поражение декабристов на Сенатской площади отозвалось и на судьбе Пушкина. В процессе следствия над декабристами обнаружилось огромное влияние его вольнолюбивой поэзии на молодежь. 12 апреля 1826 года Жуковский уведомлял поэта, находившегося в ссылке в Михайловском: «Ты ни в чем не замешан – это правда.
Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои… не просись в Петербург. Еще не время». Николай I, признавая талант и влияние Пушкина на читателей, замыслил обезоружить его. Он решил превратить михайловского изгнанника в придворного поэта.
Пушкин срочно вызывается в Москву, где происходила коронация.
8 сентября 1826 года поэт прибыл туда и в тот же день «самым любезным образом» был принят Николаем I.
Царь сказал ему: «Ты меня ненавидишь за то, что я раздавил ту партию, к которой ты принадлежал, но верь мне, я также люблю Россию, я не враг русскому народу, я ему желаю свободы, но ему нужно сперва укрепиться».
На вопрос самодержца: «Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?» – поэт не колеблясь ответил: «Стал бы в ряды мятежников». Пушкин оставался верным вольномыслию.
Поражение декабристов укрепило его разочарование в их методе борьбы за свободу, но не подорвало преданности самой свободе. Пушкин оценивал свою революционную поэзию как важный вклад в дело освободительной борьбы русского народа. В стихотворении «Арион» (1827) он говорит о себе как об одном из пловцов на корабле декабристов, воодушевляющем их в их опасном плаванье:
- …Иные парус напрягали, Другие дружно напрягали В глубь мощны веслы… …А я – беспечной веры полн, – Пловцам я пел… Он признается в верности свободомыслию: «Я гимны прежние пою». Поэт открыто и смело сочувствует рыцарям 14 декабря и после их поражения. Его послание, направленное в 1827 году в «каторжные норы» Сибири, исполнено веры в торжество свободы: Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье. Понимание сущности и назначения поэта Пушкин связывал с идеями свободы. 13 июля 1826 года казнили руководителей декабристского восстания, а 24 июля он замыслил стихотворную декларацию «Пророк».
В этом стихотворении Пушкин «в образной, аллегорической форме рассказал, как после мучительного кризиса новое устремление, новая задача его поэзии, мобилизация новых скрытых в нем поэтических сил спасла его и воскресила его душу» (9, с.142).
В стихотворении «Пророк» Пушкин обращается к образам библейской мифологии: вместо поэта – пророк, вместо музы – посланник бога, шестикрылый серафим.
В торжественном стиле библейского сказания выдержано все стихотворение «Пророк» В первых строках Пушкин говорит о той душевной опустошенности, которая так мучила его в годы «кризиса»:
- Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился.
Далее рассказывается о чудесном преображении всех чувств и способностей пророка, которое совершает посланец бога – шестикрылый серафим, и о новой задаче, новой миссии преображенного, обновленного душой и телом пророка.
- И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой…
«Жало мудрыя змеи» – этот образ понадобился Пушкину для того, чтобы показать каким тонким, необычайно гибким, умным должен быть язык поэта, желающего превратить в человеческое слово те тончайшие оттенки жизненных явлений, которые он наблюдает, подмечает, те глубокие, мудрые обобщения, которые он создает на основе этих наблюдений» (9, с.145).
- И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
Без громадной интенсивности чувств, «жара сердца» невозможна подлинная поэзия. Поэту-реалисту это особенно необходимо. Только очень высокий накал чувства может переплавить обыденную, «прозаическую жизнь» в чистое поэтическое золото…
Преображение пророка совершено. Теперь он все видит, все слышит, его язык стал мудрым и утонченным, вместо трепетного сердца в груди его уголь, пылающий огнем. Кажется, что сейчас и начнется выполнение его новой миссии.
Но у Пушкина мы читаем в следующей строке:
Как труп в пустыне я лежал. Почему «как труп»? Чего не хватало поэту, уже одаренному таким совершенным аппаратом восприятия и выражения? «Пушкин знал, что одной острой наблюдательности и уменья поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего, большого искусства.
Это мертвое фотографирование, натурализм, а не реализм. Нужно какое-то активное отношение к наблюдаемому, уменье оценивать его с определенной точки зрения, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта… Эту-то большую идею, подлинную душу поэта, свою «божественную волю» вкладывает в пророка-поэта Бог.
Так завершается его преображение. Поэт готов для своей миссии» (9, с. 146).
- Как труп в пустыне я лежал. И бога глас ко мне воззвал: «Восстань пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей»
«Поэт, провозглашает Пушкин, – избранник, учитель и провидец, призванный на гражданское служение. Его задача – просветительская, вещим, мудрым словом зажигать сердца людей, поднимать их на борьбу за правду и свободу» (11, с. 234). В конце 20-х – начале 30-х годов определился разлад Пушкина с литературной критикой.
Многие из современников продолжали смотреть на Пушкина как на романтического поэта. Простота пушкинского стиля казалась им падением таланта поэта. Гений Пушкина перерос его время.
Пушкин был раздражен несправедливостью большинства своих критиков, не понимавших задач развития русской литературы, и не желал идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.
В стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830) Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.
Источник: https://www.testsoch.info/smysl-i-forma-ody-volnost-i-stixotvorenii-arion/
Анализ оды Пушкина «Вольность»
Общественно-политическая обстановка в стране, вызванная насильственным введением военных поселений, была достаточно накалена.
При проезде из Петербурга в Москву великого князя (будущего императора) Николая Павловича в конце сентября 1817 года сотни крестьян, стоя на коленях близ Бронниц, умоляли освободить их от введения военных поселений. Через несколько дней то же самое повторилось при проезде императрицы Марии Федоровны.
В октябре 1817 года в Москве на совещаниях членов Союза Спасения, проходивших у М. А. Фонвизина и А. Н. Муравьева, обсуждаются события, вызванные жестокими правительственными мерами при введении военных поселений, и вопрос об убийстве царя .
Такова была идейная атмосфера в период написания Пушкиным оды «Вольность» (декабрь 1817 года)4. Современники сохранили свидетельство, что однажды, в ноябре этого года, проезжая с Пушкиным мимо Михайловского замка, П. П.
Каверин обратил его внимание на это мрачное здание5.
Ода была начата Пушкиным в декабре на квартире Тургеневых, из окон которой хорошо виден находящийся напротив «забвенью брошенный дворец», и закончена ночью того же дня у себя дома.
Поэтика «Вольности» соответствовала тому заданию, какое Пушкин ставил перед собой в этой оде, подчеркивающей всем своим строем решительный отход от тех поэтических позиций, которые еще недавно казались ему единственно возможными и для его дарования, и для поэзии вообще.
Так, если в недавнем послании к А. И.
Тургеневу (ноябрь 1817 года) Пушкин определял свой еще недавний элегический стиль формулой «изнеженные звуки», то в «Вольности» содержится уже решительный отказ от этих «изнеженных звуков», которые печаталась, во распространялась во множестве рукописных списков под разнообразными заглавиями:
«Ода свободе», «Ода на свободу», «Ода на вольность»; «Ода Вольность», «Ода Вольности», «Свобода», «На Свободу», «На Вольность», «Песнь к свободе».
Можно передавать лишь «муку любви», но которые совершенно недостаточны для воспевания высокого гражданского идеала:
Беги, сокройся от очей, Цигеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру, . .
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
В соответствии с этим вся словесная структура нового произведения строится на иных принципах.
На смену «изнеженным звукам» недавних элегий («Глас уединенный», «Забвения фиал», «Неверный сон»,-«Хладный взор», «Наперсница души больной!», «Глас ночной певца любви», «Унылое сердце», «Горести несчастливой любви», «Горькое наслаждение», «Мученье любви» и пр.
) приходит суровая поэтика гражданских олицетворений, усиленная патетикой ораторской речи (^Неправедная Власть», «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «Кровавая плаха Вероломства», «Преступная секира», «Злодейская порфира», «Сень надежная Закона» и пр.). Широко вводится со-ответствующая высокой теме словесная архаика («Падшие рабы»,
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает,
И беазабогну Ео главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.
Именно эта ода, вполне соответствовавшая по своему пафосу общественно-политическим устремлениям первых декабристских организаций, более чем какое-либо другое пушкинское произведение этого времени, свидетельствовала о том, насколько прав был И. И. Пущин, говоря, что Пушкин уже в то время «по-своему
проповедовал в нашем смысле» ', Однако эмоциональная сила пушкинской оды несравненно глубже, чем ее политические выводы, выдержанные в дуле конституционализма начала XIX века. Конец «Вольности», обращенный к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой (
не только находится в резком противоречии, но и полностью аннулируется поистине разрушительной силой антимонархического протеста, заключенного в строках:
Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы. Упрек ты богу на земле. (II, 47)
К кому бы ни обращались эти строка, они неизбежно должны были восприниматься в аспекте полного и решительного отрицания монархической власти в целом, как античеловечности и не соответствующей идеалу высокой справедливости.
Источник: https://www.rlspace.com/analiz-ody-pushkina-volnost/