Характеристика Васьки Пепла из пьесы «На дне» с цитатами
Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача.
«Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки…»
Он – потомственный вор и мошенник. Он занимает в ночлежке привилегированное положение — отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Васька считает, что путь его был предопределен и не верит в возможность измениться.
«Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…»
И все же он мечтает вырваться и жить честной жизнью с возлюбленной Наташей. Поэтому предлагает ей сбежать с ним.
«Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все – гнилое… все – не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она…
не жадная до денег была – я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может…
А ты – как молодая елочка – и колешься, а сдержишь…»
Василиса уговаривает Пепла устроить убийство её мужа, хозяина ночлежки. При этом она якобы отпустит его вместе со своей сестрой.
«Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь…
и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно… злоблюсь я на нее за тебя… и сдержаться не могу… мучаю девку, бью ее… так – бью…
что сама плачу от жалости к ней… А – бью. И – буду бить!»
Но Пепел не верит коварной и жадной Василисе, отказывает ей. История Васьки заканчивается печально. Из мести Василиса обварила Наташу кипятком, а в драке убивают Костылева, и Василиса обвиняет в его убийстве Пепла.
Самое страшное, что Наташа подумала о сговоре между Пеплом и сестрой.
«Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция – слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите…
Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»
Итог становится понятен. Пепла ждет каторга в Сибири.
Характеристика Василисы из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Анализ повести «Мои университеты» М. Горького, сюжет, тема, идея, план
Характеристика Насти из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Характеристика Сатина из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=52
Образ пепла в пьесе м. горького «на дне»
Санкт-Петербург
10 марта 2016г.
Расфокусированная в сюжетно-композиционном отношении пьеса М. Горького «На дне» (1902) позволяет легко вводить персонажей, ранее не задействованных в спорах-полилогах сценического действа.
В этом смысле выделенная, с отдельным входом-дверью коморка, находящая (согласно ремарке автора) на противоположной от
«грязной» кухни стороне, до-экспозиционно допускает кооптирование нового — альтернативного «низшим» (торговке Квашне, проститутке Насте и др.) — героя-типажа, близкого и знакомого по ранней прозе Горького.
Васька Пепел обнаруживает сходство с романтическим образом Челкаша — «заядлым пьяницей и ловким, смелым вором», который «несмотря на свой вид жулика», пользуется «известностью и доверием» [3, с. 21].
Индивидуалистические черты, составляющие характер романтизированного рассказового Челкаша, смягчены Горьким в образе сценического Пепла.
Если Челкашу около сорока, он «старый травленый волк» с еще черными, но уже «с проседью» волосами, то Пепел молод, ему двадцать восемь. Более того, он юношески влюблен — и предпочитает не роковую страсть к красавице Василисе, а нежную заботу о мягкой и чистой Наташе. В пьесе «На дне» в связи с образом Пепла Сатин изрекает: «Нет на свете людей лучше воров!» [2, с. 941].
Сигналом к сближению образов Пепла и Челкаша становится сон, который видит герой «На дне»:
«…будто ловлю я рыбу, и попал мне — огромаднейший лещ! Такой лещ, — только во сне эдакие и бывают… И вот я его вожу на удочке и боюсь, — леса оборвется! И приготовил сачок… вот, думаю, сейчас…» [2, с. 912].
Именно как рыбную ловлю описывал Челкаш поплечнику Гавриле в раннем рассказе «Челкаш» особенность предстоящей работы: «— Какой [работы]? Челкаш ответил: — Рыбу ловить поедем. Грести будешь…» [3, с. 27].
Коннотации образа хищного и бесстрашного, красивого и отчаянного Челкаша наследуются Пеплом, a priori эксплицируя характерные черты образа горьковского «гордого человека», ставшего центральным типом как ранних рассказов, так и ранней драматургии Горького.
За самым поверхностным, собственно горьковским уровнем автоцитации прочитываются иные — сакральные — смыслы сна, виденного героем.
Символика рыбы вбирает в себя множество разнообразных и порой полярно противоположных значений. Со времен глубокой древности рыба ассоциировалась с образом Учителя, мирового Спасителя, прародителя, и в более широком неперсонифицированном смысле — с мудростью. К символике рыбы, несомненно, имеют непосредственное отношение христианский Иисус.
В раннем христианстве рыба воплощала символ Христа, знак рыбы был первой монограммой Сына Божьего. Именно рыбаки стали первыми учениками Иисуса, заверив его, что будут «ловцами человеков». В этом мифопоэтическом контексте сон Пепла обретает размах идеологемы-символа, знака-сигнала о грядущей «рыбной ловле», об уловлении души искомого Горьким Человека.
Сон Пепла со всей открытостью и откровенностью обнажает установочную писательскую тенденцию, ориентированную на поиск «величественного образа Человека» (поэма
«Человек»).
Между тем философский смысл сна в пьесе «На дне» Горький уводит в подтекст, выдвигая на первый план толкование его непросвещенными ночлежниками как завоевание Пеплом любовницы («Это не лещ, а Василиса была…» [2, с. 913]). Глубинный смысл притчи вуалируется, понимание философемы сводится к уровню обывательского прочтения.
Любовный мотив «нивелирует» образ Пепла в сравнении с образом Челкаша, снижая его символический потенциал, но усиливая его реалистическую трактовку. Т.е. в тексте «На дне» образ Пепла звучит не так «гордо», как было манифестировано в образе босяка с хищно-ястребиной внешностью в раннем рассказе, его реплики о правде и лжи в пьесе слышны, но «мелки», преимущественно касаются любовной темы.
Только однажды герой затрагивает принципиальный аспект философской горьковской альтернативы «правда — ложь», коснувшись вопроса о Боге, вслед за Лукой и одновременно с ним заговаривая об уважении к человеку:
«Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» [2, с. 937].
Поддерживает мысль о «несостоявшемся» в Пепле Челкаше и имя героя.
Прозвище Пепел может означать испепеленность в нем «бывшего человека», но, может быть, и таящиеся, еще не угасшие в нем искры человечности. Ср. в поэме «Человек»: «Ведь искры — это матери пожаров! Я — в будущем — пожар во тьме вселенной!.. чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни…» [4, с. 47].
Однако в философском контексте платоновских идей, характерных для «базового уровня» смыслового контента пьесы «На дне», в имени Пепла могут быть символизированы и остатки, гарь, зола прошлого — как звучит в поэме
«Человек», «обломки старых истин», «пепел старых правд» [4, с. 47].
Семантически значимым оказывается и имя героя — Василий, от греч. базилеус, т.е. «царь, царский».
Неслучайно Сатин обращается к Пеплу: «Ты, Сарданапал!» [2, с. 901] — по имени героя древнегреческой мифологии, мифического царя Ассирии.
Пепел оказывается участником спора о правде. Бывшему «царю» дозволено бросить Бубнову: «Врешь ты!..» — в попытке отстоять искренность чувств к Наташе.
Однако прозвище-фамилия Пепел разрушает царственную семантику имени собственного, актуализируя «бывшесть» и «прошлость» судьбы персонажа.
Образ Васьки Пепла низведен Горьким с высоты положения царственной особы или романтизированного образа Челкаша, чтобы пошагово обозначить эволюцию человечности («вочеловечения») в пьесе, полнее и детальнее проиллюстрировать вариативность платоновских (недо)человеков и процессуальность философии и самого акта вызревания Человека (= Гордого Человека).
Пепел, с детства однозначно и прямолинейно принявший начертанный ему путь («Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…» [2, с. 903]), по наблюдениям Бубнова, — «человек-щепка»: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» [2, с. 939].
И в этом мотиве (отчасти) эксплицируется правда угасших истин Пепла, героя-царя, низвергнутого с его царственно-романтичных высот.
Привычно думать, что хозяина ночлежки в драке случайно убил Пепел. Однако относительно убийства Костылева ремарки автора содержат некие тайные и нераскрытые детали.
Так, в ходе драки, кроме Пепла, злодея Костылева бьют и Кривой Зоб («Эх и дал я ему разочек!»), и Сатин («Я тоже раза три ударил старика…»). После сильного удара прибежавшего на пустырь Пепла хозяин ночлежки падает. Но Горький с какой-то целью сообщает в ремарке: «Костылев падает так, что из-за угла видна только верхняя половина его тела» [2, с.
936], делая его практически невидимым для участников событий на пустыре. Ремарка автора выглядит весьма загадочно.
Согласно сценической расстановке персонажей рядом с упавшим Костылевым остается только Василиса, которая, по словам Луки, не только желала, но была решима «сжить со свету» мужа. Причем василисин крик о смерти Костылева — «Убили…» — раздается не сразу.
До него Горький вводит в сцену диалог между Пеплом, бросившимся на помощь к Наташе, Квашней и Татарином, где у каждого персонажа есть своя реплика. Т.е. Горький «тянет время», на какой-то момент оставляет Василису одну — тем самым порождая гипотетическую вероятность, что «дьяволица» Василиса сама «ловко» (= умно) расправилась с мужем.
Неслучайно в ответ на обвинения Наташи, Василиса почти (по Фрейду) «проговаривается»: «Врешь! Врет она… я… Он, Васька, убил!» (выд. мною. — О. Б.).
Между тем на фоне предшествующего дерзкого и решительного поведения Луки рождается и иное предположение — Костылева мог убить беглый каторжник, скрывающийся от полиции, беспаспортный Лука (Сибирь, отсутствие документов, «таинственность» Луки сквозным мотивом проходили через всю пьесу).
«Стечение обстоятельств» — объявленный уход, невидимый никем упавший старик Костылев, ощущение безнаказанности убийства («Вовремя уйти всегда лучше…» [2, с. 930]) — дают основание предполагать, что роль убийцы мог взять на себя и Лука.
Можно считать, что Горький сознательно сохраняет тайну смерти старика-кровопийцы, с одной стороны — сюжетно, таинственными и трагичными обстоятельствами объясняя стремительное исчезновение беспаспортного старика-странника, с другой — затекстово внося «оправдательные» аргументы в пользу невиновности Пепла и упрека в сторону современной «прогнившей» государственной системы, которая вряд ли справедливо рассудит героя и выявит его истинную роль в трагических событиях.
В течение более десяти лет — начиная с ранних романтических рассказов и вплоть до создания пьесы «На дне» — Горький неизменно возвращался к рефлексии на одну и ту же — онтологическую — тему о Человеке, неизменно питался принципами романтической парадигмы, стремясь внедриться в жизнь, но проповедуя идеалы беспредметно-абстрактного философского теоретизирования. В этом смысле героем, который бы идеологически мотивированно провозгласил горьковскую идеологию в последнем монологе пьесы «На дне», мог стать именно Пепел, родственный по жизненным установкам романтическому босяку Челкашу. Неслучайно, еще в момент появления пьесы (1903) критик С. А. Адрианов писал: «Пепел должен был быть истинным героем пьесы» [1, с. 640]. В этом смысле, подобно тому как линию Луки поддерживал и отчасти формировал образ Актера, так идейную мощь сатинских (горьковских) прославлений Человека мог бы поддержать Пепел.
Но обстоятельства сюжетного и идейного плана (арест Васьки и желание сохранить тайну интриги с таинственной смертью Костылева) помешали драматургу сделать Пепла глашатаем новой (по сути «старой» для самого Горького) философской абстракции. Между тем «оправдательный» приговор относительно Пепла, (вероятно, действительно) не виновного в смерти Костылева, позволяет говорить об «охранительных» тенденциях в отношении любимого писателем типа героя. Сам драматург понимал, что «речь Сатина о человеке- правде бледна», чувствовал, что она «чуждо звучит его языку», однако считал, что «кроме Сатина ее некому сказать» (письмо К. П. Пятницкому, 14 или 15/27 или 28 июля 1902 г.). Появление в финале пьесы некой (несостоявшейся в итоге) художественной версии образа Челкаша (или др. горьковского босяка) могло бы придать большую последовательность, мотивированность и логическую предсказуемость как пьесе, так и философии Гордого Человека.
Список литературы
1. Адрианов С. А. «На дне» Максима Горького // Максим Горький: pro et contra: антология / вст. ст., сост. и прим. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 630–642.
2. Горький М. На дне // Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. С. 890–951.
3. Горький М. Челкаш // Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. С. 20–130.
4. Горький М. Человек // Максим Горький: pro et contra: антология / вст. ст., сост. и прим. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 43–48.
Источник: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-sovremennykh-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-/sektsiya-10-russkaya-literatura-spetsialnost-10-01-01/obraz-pepla-v-pese-m-gorkogo-na-dne/
Образ Васьки Пепла | Инфошкола
Васька Пепел, 28 лет. — Василий (греч. «царь, царский, царственный»), обращает на себя внимание тот факт, что в списке действующих лиц этот персонаж фигурирует не под полной, а под краткой формой имени — Васька. В словаре В.И.
Даля можно найти нарицательное существительное васька со значением «мальчик, служка», которое М.Горький вряд ли имел в виду. Более вероятным кажется соотнесение имени персонажа с распространенной кличкой для кота.
По крайней мере, с этим толкованием можно соотнести два аспекта: усы, которые носит Пепел, и его функцию неразборчивого любовника.
Нельзя исключать и чисто пародийного мотива: Пепел жалуется, что его с малолетства иначе никто не называл, как «вор Васька, воров сын Васька», что не может не напомнить знаменитое крыловское: «Кот Васька вор … » Кроме того, в сознании писателя имя Василий могло ассоциироваться с обобщенным наименованием человека «мужского пола» — точно так же, как имя Марья — женского.
Чрезвычайно интересно и значимо прозвище Пепел. В.И.Даль толкует лексическое значение этого слова как «изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах». Думается, здесь кроется один из ключей к образу Васьки Пепла.
Легко заметить, что с образом грязи/тени/пепла/сгоревшего — чего-то темного, неясного, потерявшего форму — в сознании писателя прочно ассоциирована тема прошлого/былого, а кроме того — печали, отчаяния, скорби. Таким образом, Пепел можно соотнести с прозвищами типа Объедок». И все же нельзя забывать и о том, что пепел — продукт горения. И это во многом меняет суть дела.
Хорошо известно, что одним из ведущих в творчестве М.Горького является образ горящего сердца, «душевной искры» (например, финал «Песни о Соколе»: « … капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!», легенду о Данко и др.
), который всегда соотнесен с мотивами свободы, подвига любви, красоты и человечности.
Есть и еще один возможный источник прозвища Васьки — Священное Писание. Вообще в христианском искусстве пепел символизировал бренность человеческой жизни, а также покаяние», однако мотив покаяния, звучащий в сцене объяснения Васьки с Наташей в акте 3, трудно соотнести с христианской традицией вообще и православной в частности.
«В совесть я не верю», — утверждает Васька. Другое дело, если обратиться к Книге премудрости Соломоновой: «Сердце его — пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи; ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни.
Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла» . В этом месте Священного Писания речь идет об изготовителях языческих кумиров — «суетных тружениках», делающих «суетных богов».
Не беремся утверждать справедливости этой догадки, но нельзя не заметить, что очень многое из процитированного текста находит четкие соответствия в образе Васьки Пепла: «жизнь его презреннее грязи» («вор, воров сын»), он не только «не познал Сотворившего его и < … > вдохнувшего в него дух жизни», но даже не знает, существует ли Он.
Наконец, Васька извлекает «прибыль из зла» — живет воровством … В конце концов Васька постоянно «творит» кумиров: вначале в качестве такого «суетного бога» его выступают Костылев и Василиса «Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой!»), затем — Сатин (и даже Барон), на мнения которого ссылается «воров сын, потом — Лука, которому Васька не просто готов повиноваться, но уже повинуется … «И надежда его ничтожнее земли» … «Дно» оказывается сильнее — может, потому, что так никто и не назвал его иначе, как «вор, воров сын». Но даже в этом трагически страшном признании — « … Я, может быть, со зла вор-то … оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня … » — на первом, решающем месте оказываются именно те, кто называли вором. Те, кому, ненавидя и презирая, Васька все-таки поклоняется …
Образ Васьки Пепла на протяжении всей пьесы связан с темой совести.
«А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести … Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть … » — констатирует он в акте 1, лениво споря с Клещом «В совесть я не верю … » — заявляет в 3 и продолжает: «Но — Я одно чувствую: надо жить иначе! Лучше надо жить! Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать …
Источник: https://info-shkola.ru/obraz-vaski-pepla/
Васька Пепел – характеристика героя. “На дне” Горький М
Роман «История одного города» – вершина сатирической прозы Салтыкова-Щедрина. Для описания русской истории в разрезе взаимоотношений народа с властью писатель использует такие приемы, как фантастику, гиперболу, гротеск.
Так, с помощью приема гротеска – «суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм» – Салтыков-Щедрин описывает быт жителей города Глупова, подразумевая под ним всю Россию.
Уже в первой главе – «О корени прои
План. I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский) II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин) 1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина. 2.
Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова. III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн) Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы.
Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В
Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма “Бесприданница”. Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актеры столичных театров — М. Ермолова, М.
Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же так пленила их эта героиня?Героиня Островского отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера.
В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из “Г
В сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской. Тарас Бульба недаром говорит о «лучших русских витязях на Украине».
В знаменитой речи о товариществе Тарас снова возвращается к этой мысли: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
«Русскую землю» славят и Мосий Шило («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»), и Балабан, и Степан Гу
Здоровый образ жизни — это залог счастливой семьи. Люди, которые ведут здоровый образ жизни, живут дольше, ведь значительно реже болеют. Но некоторые не торопятся выполнять элементарные правила, забывают, что вредных привычек надо избегать.
Употребление алкоголя — это вредная привычка, которая может убить почти семь тысяч клеток головного мозга. Алкоголь, как и наркотики, постепенно убивает человека. Весь ужас употребления алкоголя даже не в физическом вреде для организма.
Самое страшное — мораль
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников,борьба нового мировоззрения со старым.
Эту борьбу идей “века нынешнего”и”века минувшего”Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени,близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии- А.А.Чацкий.
В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей
Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма.
Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравствен
Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века.
Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени.
Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.И эт
Больше всего на свете я люблю играть с друзьями. Играем мы в самые разные игры. Во дворе это прятки и футбол. В прятках мне при вится то, что любой может стать победителем, но чаще выигрываем мы с Петькой. Петька — это мой сосед снизу.
Александр ГринБегущая по волнамВечером у Стерса играли в карты.
Среди собравшихся был Томас Гарвей, молодой человек, застрявший в Лиссе из-за тяжелой болезни. Во время игры Гарвей услышал женский голос, отчетливо произнесший: «Бегущая по волнам». Причем остальные игроки ничего не услышали.
Днем раньше из окна харчевни Гарвей наблюдал, как с парохода сошла девушка, державшаяся так, будто была одарена тайной подчинять себе обстоятельства и людей. Наутро Томас отправился выяснять, где остановилась п
Источник: https://referat567.info/kharakteristiki/17253-vaska-pepel-kharakteristika-geroya-na-dne-gorkij-m.html
Другая сторона человеческой жизни в пьесе М.Горького “На дне”
Сочинения › Горький М. › На дне
Готовые Домашние Задания
На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость — все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи — люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди “дна”. Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”.
Почему обитатели ночлежки оказались на “дне” жизни, что привело их сюда?
Актера погубило пристрастие к алкоголю: “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот…
кончено, брат! Все кончено для меня!” Васька Пепел был выходцем из “воровской династии” и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: “Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…
Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…”. Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником: “…только мастерская-то на жену была…
и остался я — как видишь!” Барон, разорившись, пошел служить в “казенную палату”, где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Почти все обитатели “дна” склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь.
Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: “Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…” По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности.
В качестве примера можно привести слова Актера: “Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему — погиб? Веры у меня не было… Кончен я…”.
Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни.
А между тем, Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях “дна”. Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались.
Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем, люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры.
Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть…
Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки.
Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают “ночлежный” образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со “дна” на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: “Я —рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди”, умрет жена…
” Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки.
Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта —уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя.
Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: “Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть…
можно!” Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: “Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!”
Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью.
Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: “Надо уважать человека! Не жалеть”, не унижать его жалостью, уважать надо!” Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: “Человек!.. Это звучит …гордо!”
Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со “дна” и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что “вот умрет жена”, и все волшебным образом изменится к лучшему.
Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: “Я и так не убегу”. И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки.
Каковы же пути спасения людей “дна” и существуют ли они вообще? Лет десять-пятнадцать назад школьники писали, что единственный выход — это социалистическое переустройство жизни, уничтожение существующего строя. По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде.
Люди смогут подняться со “дна” лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького — это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.
Сочинения по теме:
- Разное отношение героев к человеческой жизни в драме М. Горького “На дне” сочинение
- Роль человека в обсуждении героев драмы М. Горького “На дне” сочинение
- Проблема изгоев общества в произведениях М. Горького сочинение
- Факторы, определяющие падение человеческой личности, в произведениях русских классиков XIX-XX в.в. (пьеса М.Горького “На дне”) сочинение
Источник: https://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/drugaya-storona-chelovecheskoy-jizni-v-pese-m-gorkogo-na-dne
Челкаш и Васька Пепел (сравнительная характеристика героев рассказа «Челкаш» и пьесы «На дне»)
В 90 х годах М. Горький обращается к теме босячества, пишет реалистические рассказы, в которых выводит ряд образов босяков, людей, выброшенных из жизни самой жизнью.
В тысяча девятьсот втором году Горький пишет пьесу «На дне», явившуюся обличительным актом против капиталистического строя, безжалостно калечащего людей. Всю жизнь всем своим творчеством Горький борется за человека с большой буквы.
В рассказе «Челкаш» и в пьесе «На дне» мы встречаемся с такой категорией людей, как воры. Ловкий, смелый вор Гришка Челкаш и потомственный вор Васька Пепел. Почему они попали на «дно»?
Ваське Пеплу с детства твердили, что он «воров сын и сам вор». И действительно, никакой другой дороги в жизни для него не осталось, потому что общество, где человек человеку волк, никогда не протянет руку помощи.
Почему ворует Гришка Челкаш? Из протеста против капиталистической действительности, против общества, где одни вынуждены гнуть спину, а другие ничего не делают.
Ведь Гришка не грабит дома, он говорит: «на наш век добра хватит», имея в виду «хозяев жизни».
трудом, но где найти работу в этом страшном мире?
Челкаш больше всего на свете ценит свободу, хочет чувствовать себя свободным человеком, хочет противопоставить себя миру рабов и хозяев. Пепел же в душе мечтает начать новую жизнь, но выхода из существующей действительности не видит. И свобода представляется Пеплу как нечто невозможное, нереальное.
И Пепел, и Челкаш считают, что хозяева жизни – сами воры. «Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?» – говорит Челкаш сторожу. Костылев, представляющий «большой» буржуазный мир, извлекает «копейку» даже из нищих и бродяг, он живет воровством Пепла. Пепел ненавидит Костылева, готов его убить. Гришка тоже всей своей жизнью протестует против действительной жизни.
Несмотря на выражаемый босяками протест, Горький показывает непригодность таких людей, как Пепел, Челкаш, к общественному переустройству России. Протест Челкаша анархичен, а Васька Пепел и вовсе лишен социального бунтарства.
«дно» жизни отверженные в нравственном отношении выше хозяев жизни. Они обладают прекрасными человеческими качествами. Васька добр. Сатин отмечает: «Нет на свете людей лучше воров».
Он хочет жениться на Наталии, начать новую жизнь, жить честным трудом: «Брошу воровство! Буду работать!» Как и всякий человек, он нуждается в любви, в ласке. «Ты пожалей меня!» – говорит он Наташе.
Лука подтверждает: «Он – парень ничего, хороший! Только почаще напоминай ему, что он хороший!»
А Челкаш бескорыстен, он ненавидит Гаврилу за его жадность, грубость, преклонение перед сильным. Сам он никогда не будет таким жадным, низким. Он с презрением отдал Гавриле все вырученные деньги и почувствовал себя героем.
Он действительно был выше и Гаврилы, и безропотно несущих свой «крест» грузчиков, и боявшегося его начальства. Он никогда не унизился бы из за денег. Сохраняя свое человеческое достоинство, он чувствовал себя свободным.
Пепел же говорил: «Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать».
развернутую портретную характеристику Челкаша, речевую характеристику Васьки Пепла.
В рассказе «Челкаш» перед нами встает «длинная, костлявая, немного сутулая» фигура заядлого пьяницы, ловкого и смелого вора: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом». Это сильная натура, человек, умеющий постоять за себя и, если надо, за других.
Таким образом, мы видим, что Васька Пепел и Гришка Челкаш – натуры незаурядные, достойные лучшей участи. Так почему же они на «дне»? Очевидно, что в этом виноват только существующий строй. В других условиях Пепел и Челкаш не стали бы ворами. Значит, нужно свергнуть изживший себя капитализм. Именно этой идее подчинено все творчество Горького, его реалистические рассказы и пьесы.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/8/7480.htm
Описание персонажей: Наташа и Васька Пепел
Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее – в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.
Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, – Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано.
Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.
В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.
В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей – следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей – пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой.
Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного – помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии – не для настоящего человека.
Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое “дно” жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим.
Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончае мый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы – смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели.
И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками.
Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее.
Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.
Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя.
Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-'него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного – не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло.
Это одно из самых твердых убеждений Горького.
Для Горького сила – в стремлении вперед, “к свободе, к свету”. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды – искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.
Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки.
Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, все ясно!..
» Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни».
Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.
В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни.
Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться.
Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение.
Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек – Лука, странствующий беспаспортный старик.
Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Спокой и – больше ничего!.
.» Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь.
В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки – это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь.
Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие -прикрываются ею…
А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны – он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы.
Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы.
Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы.
Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков – ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!»
Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу – показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся «на дне», все возможные проявления их характеров.
Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением.
И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки. Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/opisanie-personazhej-natasha-i-vaska-pepel/