Презентация на тему: А. С. Пушкин Капитанская дочка
Презентация на тему: А. С. Пушкин Капитанская дочка
Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию № слайда 1
Описание слайда:
А. С. Пушкин . « Капитанская дочка »
№ слайда 2
Описание слайда:
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Александр Пушкин
№ слайда 3
Описание слайда:
Отношение Пушкина к истории История – неотъемлемая часть творчества поэта. Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения; историческая роль личности ( в т.ч. – царей); трагизм столкновения государственного и личного; историческая судьба России.
Его привлекали переломные моменты истории, яркие исторические личности и события. Герои его исторических произведений: Петр Первый, Борис Годунов, гетман Мазепа, Емельян Пугачёв и др.
Источники его исторических взглядов: исторические документы; устные исторические предания; труды профессиональных историков; труды философов (в т.ч. античности и Древнего Рима)
№ слайда 4
Описание слайда:
Апрель 1833 года – начинает работу над «Историей Пугачёвского бунта», за 5 недель завершает работу. Сентябрь 1833 года. Поездка по местам Пугачевского бунта. Встречи со стариками, запись их рассказов, преданий, работа в провинциальных архивах. Октябрь 1833 года. Болдино.
Приводит в порядок бумаги, пишет предисловие к «Истории Пугачёва». Петербург. Передает рукопись царю, который её прочитал, внес 23 поправки и предложил другое название – «История Пугачевского бунта». Кроме того, разрешил печатать и оплатил расходы. Декабрь 1834 года. «История Пугачевского бунта» Вышла в свет.
Пушкин вернул русской истории имя Емельяна Пугачева, преданного забвению.
№ слайда 5
Описание слайда:
19 октября 1836 года А.С.Пушкин завершил роман «Капитанская дочка»
№ слайда 6
Описание слайда:
План содержания романа
№ слайда 7
Описание слайда:
Глава 1. Сержант гвардии Как сказались характеры отца и матери в их отношении к Петру Гриневу? 2. С каким чувством Гринев описывает успехи своего образования в родительском доме? 3. Почему Савельич невзлюбил Бопре? Прав ли он? 4.
Что представляется Петру Гриневу «верхом благополучия человеческого» и почему он уезжает из Родительского дома, «обливаясь слезами»? 5. Какое отношение вызывает Зурин у героя и у читателя? 6. Почему, несмотря на чувство стыда и слёзы Савельича, Гринев настаивает на необходимости отдать долг Зурину? Прав ли он? 7.
Какой урок из случившегося в Симбирске извлек Гринев? 8. В чем ирония названия главы и о каких двух путях жизни идет речь в эпиграфе?
№ слайда 8
Описание слайда:
Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня .
№ слайда 9
Описание слайда:
Глава 2. Вожатый. Почему Гринев хочет помириться с Савельичем? О чем предупреждает эпиграф? Как Пушкин описывает буран? Чем вожатый отличается от заблудившихся в буране путников? 5.
Почему свой сон Гринев называет пророческим? 6. Как запечатлен облик вожатого? 7. Почему Гринев, несмотря на сопротивление Савельича, подарил вожатому заячий тулупчик? 8.
Чем смешна сцена представления Гринева генералу?
№ слайда 10
Описание слайда:
Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьём; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. Солдатская песня Старинные люди, мой батюшка. «Недоросль» Глава III. Крепость. Как отличаются ожидания Гринева от вида крепости? 2.
Какие чувства испытывает герой в первые дни службы? 3. Какую роль играет рассказ о причинах появления здесь Швабрина? 4. Какое впечатление произво- дит Швабрин при первом знакомстве? 5. Чем смешон смотр, произве- денный Иваном Кузьмичем? 6.
Почему Маша «с первого взгляда не очень понрави – лась» Гриневу?
№ слайда 11
Описание слайда:
План анализа эпизода 1. Установить границы эпизода. 2. Определить основную мысль и дать название эпизода. 3. Указать, через какие образы выражена основная мысль. 4. Проследить смену настроений и чувств. 5.
Выяснить авторскую позицию. 6. Выявить изобразительно – выразительные средства, художественные приёмы, которые использует автор, и сформулировать цель их использования. 7.
Какова роль эпизода и «законы его сцепления» с другими элементами.
№ слайда 12
Описание слайда:
Глава VI. Поединок Ин изволь, и стань же позитуру. Посмотришь, приколю как я твою фигуру! Княжнин Позитура – поза, положение, принимаемое при дуэли на Шпагах.
Описание слайда:
…Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. А. Пушкин. Капитанская дочка. Глава IV.
№ слайда 14
№ слайда 15
Описание слайда:
Две дуэли. На основе анализа эпизодов. Вопросы для сравнения эпизодов: Что предшествует дуэли? Какие чувства испытывает Гринев накануне поединка? 3. Как ведут себя герои во время дуэли? 4. Что следует после дуэли? !!! Считаете ли вы повторную дуэль между Швабриным и Гриневым неизбежной? !!! Какую роль играют эти эпизоды в раскрытии замысла Пушкина?
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
№ слайда 19
Описание слайда:
Своеобразие композиции смысловая наполненность заглавия произведения особая роль эпиграфов (выделяют главное событие) портрет как способ авторской характеристики героев пейзаж как фон и воплощение авторской позиции образ рассказчика – очевидца создает эффект достоверности использование внесюжетных элементов ( сон Гринева, письмо отца Гринева, калмыцкая сказка) принцип антитезы в системе образов ( пары: Гринев – Швабрин, Пугачев – Екатерина II , «генералы» Пугачева – оренбургские генералы) использование фольклорных элементов.
№ слайда 20
Описание слайда:
Маша Миронова – дочь погибшего русского офицера, воплощение высокой нравственности и чести, способная на поступок, на самопожертвование.
№ слайда 21
Описание слайда:
Способы выражения авторской позиции: выбор героев отношение других героев портреты пейзаж вставные элементы (сон, сказка) эпиграфы пословицы поговорки и т.д. символические образы ( путь, дорога, буря, буран, кинжал, виселица, орел, ворон)
Описание слайда:
Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!… Петр Андреевич Гринев
№ слайда 23
Описание слайда:
П р о б л е м а т и к а р о м а н а « Капитанская дочка» 1. Проблема чести, долга и милосердия. 2. Проблема личности в истории. 3. Проблема роли народа в истории. 4. Проблема власти. 5. Проблема семейных ценностей. 6. Проблема нравственного выбора.
№ слайда 24
Описание слайда:
Темы сочинений. 1. Гринев и Швабрин. 2. Волк или человек? Образ Пугачева в романе. 3. Семья Гринёвых и Пугачёвых. 4. Почему роман называется «Капитанская дочка»? 5. Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
№ слайда 25
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013). Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/a-s-pushkin-kapitanskaja-dochka.html
История создания произведения «Капитанская дочка»
Презентацию на тему История создания произведения «Капитанская дочка» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.
Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайдов.
Слайд 1
История создания произведения «Капитанская дочка»
Презентацию подготовила Ольга Балобаева и Неволина Елена 8-Т класс
Слайд 2
С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.
В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.
Слайд 3
Вручение письма Екатерине II”, на сюжет повести “Капитанская дочка
Слайд 4
В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань.
«Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября.
Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.
Слайд 5
«Капитанская дочка». Художник М.Нестеров.
Слайд 6
Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император.
Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся.
Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть.
Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.
Слайд 7
Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 8
По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти».
Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону.
Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.
В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.
Слайд 9
Иллюстрация к «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. 1919
Слайд 10
Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.
Слайд 11
Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1945
Слайд 12
Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…».
Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом.
И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.
Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/43284-istoriya-sozdaniya-proizvedeniya-kapitanskaya-dochka.html
Анатолий Иткин и его многочисленные амплуа
Художник-перфекционист
Переделать весь рисунок, потому что на заднем плане крохотный кораблик не подплывает, а уплывает. Тридцать лет работать над иллюстрациями к одной книге.
Объездить все пушкинские места, чтобы проникнуться атмосферой и создать лучшие серии работ о Пушкине, его героях, друзьях и времени.
На все это способен лишь перфекционист – человек, предельно ответственно относящийся ко всему, что он делает. И это – Анатолий Зиновьевич Иткин.
Художник-путешественник
Иткина можно смело назвать заядлым путешественником, потому что многочисленные портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сценки и даже интерьеры он рисовал во время длительных путешествий по стране. Возьмем, например, иллюстрации к «Герою нашего времени».
Художник лично побывал на Северном Кавказе, в тех местах, что фигурируют в книге, и сделал множество эскизов с натуры. Рады сообщить, что книга «Герой нашего времени» с иллюстрациями Иткина выходит в нашем издательстве в октябре, к юбилею Лермонтова.
Иллюстрации к книге “Герой нашего времени”:
Остается только удивляться – как при таком насыщенном графике и ритме жизни он успевал создавать такое количество акварелей, литографий, рисунков и гравюр? Анатолий Зиновьевич и сегодня работает в полную силу, несмотря на то, что не так давно отметил восьмидесятилетний юбилей.
Художник-классик
Анатолий Иткин проиллюстрировал множество классических произведений.
Судите сами – каких только имен тут нет! Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Некрасов, Иван Гончаров, Александр Блок, Николай Карамзин, а также Оноре де Бальзак, Жюль Верн, Шарль Перро, Вальтер Скотт и многие, многие другие… Как ни крути – иллюстрации Анатолия Иткина еще в детстве видел, наверное, каждый образованный человек. Да что там говорить – мы все на них выросли! Еще во время учебы в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова он начал работать художником-иллюстратором в московских журналах, среди которых были: «Детская литература», «Малыш» и «Советская Россия». И на сегодняшний день на счету мастера более двухсот иллюстраций к детским книгам.
Иллюстрации к книге “Три мушкетера”:
Иллюстрации к книге “Айвенго”:
Художник-пушкинист
Стала известной фраза Анатолия Иткина: «У меня глаза на затылке». Так художник отшутился, в очередной раз слушая восторги по поводу достоверности его работ на пушкинскую тему. И действительно, Александр Сергеевич у него такой, словно лично позировал художнику.
Анатолий Иткин написал серию работ по мотивам повести Тынянова «Пушкин», серию литографий «Поэты Пушкинского окружения», проиллюстрировал повесть Рубинштейна «В садах лицея» и «Лирику» Пушкина.
А также создал множество отдельных работ, посвященных личности и творчеству поэта.
Иллюстрации к книге “Капитанская дочка”:
Где посмотреть?
Работы Иткина можно увидеть, прежде всего, в многочисленных книгах, а также в главных музеях страны – Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Музее-заповеднике «Абрамцево».
И, конечно же, не можем не обратить ваше внимание на книги с иллюстрациями Анатолия Иткина, уже изданные в «Нигме» – «Айвенго», «Таинственный остров» и «Двадцать тысяч лье под водой». В этом году выйдут: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», сборник рассказов Чехова, «Человек-невидимка» и два тома «Трех мушкетеров».
Иллюстрации к книге “Таинственный остров”:
Иллюстрации к книге “Двадцать тысяч лье под водой”:
Иллюстрации к рассказам Чехова:
Источник: https://id-nigma.livejournal.com/22548.html
Пушкин, Пугачев и Оренбуржье – часть 5: иллюстрации
Это даже не продолжение, а скорее послесловие к теме о Пушкине и пугачевском бунте (начало: часть 1 часть 2, часть 3, часть 4).
Итак, напомню: выставка в Музее А. С.Пушкина приурочена к 180-летию выхода в свет повести «Капитанская дочка».
Повесть эта написана уже после того, как вышел незапланированный автором исторический труд — «История пугачевского бунта».
И более того — после того, как Пушкин отказался от первоначального замысла написать о реальном персонаже — Михаиле Шванвиче, дворянине, примкнувшем из малодушия к Пугачеву и наказанном впоследствии ссылкой в Сибирь.
Шв-абрин — так звучит имя отрицательного персонажа «Капитанской дочки». Не вдаваясь в подробности биографии, Пушкин все же дает здесь некое созвучие с именем прототипа — одновременно приземляя его, заставляя звучать по-бытовому.
Тут нет исследования психологии — персонажи «Дочки» либо положительны, либо отрицательны от начала и до конца. Структурно книга действительно напоминает романы уже модного тогда и в России Вальтера Скотта — при гораздо меньшем объеме и большей динамике. И в отличие от несколько суховатого для широкой публики изложения хронологии реальных событий в «Истории» беллетристика имеет успех.
В экспозиции в порядке оживляжа есть не только архивные документы, но и книжная иллюстрация, и даже кино- и театральный реквизит.
Вот из иллюстративной части я и хочу показать пару любопытных эпизодов.
Во-первых, здесь показаны иллюстрации художника Никиты Фаворского к «Капитанской дочке» — исполненные автором в качестве дипломной работы в Полиграфе в конце 30-х годов.
Никита Фаворский, сын знаменитого графика Владимира Фаворского, прожил жизнь недолгую — в 1941-м ушел добровольцем (в армию его по состоянию здоровья не брали) в ополчение и погиб под Москвой. Его иллюстрации к пушкинской повести так и не были изданы в СССР — хотя выходили за границей, на других языках.
Показать из этих работ я смогу, к сожалению, меньше, чем хотелось бы (фотографировать на выставке графику, да еще застекленную — дело гиблое). Вот то немногое, что существует в открытом доступе.
На выставке показаны и немногие сохранившиеся гравировальные доски Никиты Фаворского.
А еще все-таки вышел альбом с его иллюстрациями.
А вот в другой части экспозиции — рисунки довольно неумелые. Что бы это значило?
Разгадка — тут же рядом, в витрине. Дневник великого князя Константина Николаевича (сына Николая I): «23 сентября 1842 года. Мы начали читать за русским уроком капитанскую дочь Пушкина».
Еще рисунок того же Константина Николаевич — Петруша Гринев прощается с родителями.
А вот и зимняя дорога в исполнении цесаревича Александра Николаевича — по мотивам все той же «Капитанской дочки».
Ну, а завершить я позволю себе фрагментами другой — совершенно прелестной — выставки, прошедшей все в том же музее А. С.Пушкина на Пречистенке. Это наивные художники Оренбургского края — и оказалось, что тема Пушкина в Оренбуржье весьма популярна.
И вот вам «Путешествие Пушкина из Петербурга в Оренбург».
Путешествие поэта, правда, имело место летом — но неважно, метель эффектнее.
«Даль и Пушкин у Георгиевской церкви в Оренбурге» (Владимир Даль служил в это время чиновником по особым поручениям при военном губернаторе в Оренбурге и действительно сопровождал Пушкина в его поездках по губернии).
И «Пушкин посещает пугачевские места» (с указанием конкретных станиц).
А это, вероятно, уже по возвращении — «Пушкин с Натальей Николаевной на балу».
Вот такие музейные впечатления. 🙂
Источник: https://diletant.media/blogs/67288/32537660/
«Капитанская дочка» в иллюстрациях русских художников
Page 2
Биография
Островский Александр Николаевич – знаменитый русский драматург. Потомственный дворянин во втором поколении, Островский окончил московскую губернскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Бросив учёбу на втором курсе в связи с разногласиями с профессурой, Островский поступил на службу в судебную канцелярию.
В 1849 была написана комедия “Свои люди – сочтемся!”. Произведение принесло автору успех и вдохновленный успехом и признанием он начинает писать примерно по одной пьессе в год, создавая “театр Островского” который включает в себя 47 пьес. После первой же театральная постановки Островский отправляется в путешествие по Волге, где он собирает материал для своих “волжских пьес”.
С этих пор и до конца своей жизни пишет каждый год минимум по одной пьесе.
«Свои люди — сочтёмся» (1849) «Неожиданный случай» (1850) «Утро молодого человека» (1850) «Бедная невеста» (1851) «Не в свои сани не садись» (1852) «Бедность не порок» (1853) «Не так живи, как хочется» (1854) «В чужом пиру похмелье» (1856)
«Доходное место» (1856)
«Праздничный сон до обеда» (1857) «Не сошлись характерами» (1858) «Воспитанница» (1859) «Гроза» (1859) «Старый друг лучше новых двух» (1860) «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) «Женитьба Бальзаминова» (1861) «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866) «Тяжёлые дни» (1863) «Грех да беда на кого не живёт» (1863) «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885) «Шутники» (1864) «На бойком месте» (1865) «Пучина» (1866) «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) «Тушино» (1866) «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Горячее сердце» (1869) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Не всё коту масленица» (1871) «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) «Комик XVII столетия» (1873) «Снегурочка» (1873) «Поздняя любовь» (1874) «Трудовой хлеб» (1874) «Волки и овцы» (1875) «Богатые невесты» (1876) «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым «Последняя жертва» (1878) «Бесприданница» (1878) «Добрый барин» (1879)
«Сердце не камень» (1880) «Невольницы» (1881) «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым.
«Без вины виноватые» (1881—1883) «Таланты и поклонники» (1882) «Красавец-мужчина» (1883)
«Не от мира сего» (1885)
1. Театральная площадь в Москве 2. Аполлон Григорьев и А.Н. Островский 3. Замоскворечье
3-а. Только на CD. Дом Островского в Замоскворечье в Голиковском переулке
4. Купечество 5. Московский университет 6. Журнал «Москвитянин» и первая публикация 7. Персонажи комедии «Свои люди — сочтемся!» 8. Первая постановка на сцене 9. Европеизированный тип купца 10. Героини Островского11. «Бедность — не порок» 12. «Доходное место» 13. «Гроза»
13-а. Только на CD. Б. Кустодиев. Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». 1918
14. П.А. Стрепетова в роли Катерины
14-а. Только на CD. П.А. Стрепетова в роли Катерины
15. «Снегурочка» 16. Щелыково
16-а. Только на CD. В. Васнецов. Проект теремка. 1898
17. Исторические пьесы 18. Островский — создатель русского театра 19. «Лес» 20. Малый театр в Москве
Музей-заповедник А.Н.Островского “Шелыково”
Увеличить
Радиоспектакли
«БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ» А.Н.Островского. Полная запись спектакля, 1949 г.
Действие первое (10,2 Мб)
Действие второе (14,9 Мб)
Действие третье (15 Мб)
Действие четвертое (11,6 Мб)
Действие пятое (12,6 Мб)
Островский А – Бешеные деньги (спектакль МТ СССР 1940) | Островский А – Бедность не порок (Малый театр. В ролях В.Рыжова, Н.Шамин (Запись 1948г.
Островский А – Картины из жизни Замоскворечья
Предлагаемые фрагменты звукозаписи взяты из телевизионной версии спектакля, поставленного в 1974 году Борисом Андреевичем Бабочкиным. Роли исполняют:
Катерина – Людмила Щербинина
Кабанова – Ольга Хорькова
Тихон – Сергей Еремеев
Варвара – Тамара Торчинская
Кудряш – Борис Клюев
Борис Григорьевич – Владимир Сафронов
Кулигин – Аркадий Смирнов
Полусумасшедшая барыня – Елена Гоголева
Сцена из 1 акта. Катерина, Варвара, Полусумасшедшая барыня. (6,3 Мб)
Сцена из 2 акта. Варвара, Катерина, Кабанова, Тихон. (10,5 Мб)
Сцена из 3 акта. Борис Григорьевич, Катерина, Варвара, Кудряш. (6,1 Мб)
Сцена из 4 акта. Варвара, Борис Григорьевич, Катерина, Кабанова, Кулигин, Полусумасшедшая барыня. (4,9 Мб)
Сцена из 5 акта. Катерина, Борис Григорьевич, Кабанов, Кабанова, Кулигин. (10,2 Мб)
Презентация. Пьеса “Гроза” Н.Островского
Презентация. Русские песни и пьесы Островского
Биография Островского
Биография Н.Островского.
Автор ролика: Перова И.Н.
Из множества иллюстраций к сказочной пьесе А.Н.Островского “Снегурочка” наиболее интересными являются эскизы декораций и костюмов, созданные художником В.М.Васнецовым. Вначале Васнецов оформил спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка.
Неожиданно для художника “Снегурочка” стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова “Снегурочка”. Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М. Васнецовым.
Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище.
В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
Берендейки. Эскиз костюмов к опере “Снегурочка”, 1885 | Брусила и берендеи ребята. Эскиз костюмов к опере, 1885 | ||
|
|||
Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации, 1885 | Палаты царя Берендея, Эскиз декорации, 1885 |
Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
Этот образ и стремился раскрыть в своих декорациях Васнецов. Творческое воображение художника питали разные источники: помимо материала пьесы – собственные впечатления от бытовавших еще в России патриархальных нравов, народных типов, окружающей природы. Чудесно оживлены и тонко охарактеризованы в рисунках главные герои пьесы: хрупкая, застенчивая Снегурочка, кудрявый быстроглазый Лель, страстная Купава. Они представляют собой колоритные народные типы, так же как и персонажи эпизодические (бирючи, бобыль Бакула и Бобылиха). Даже берендеи и берендейки трактованы не как безликие статисты. Представлены в эскизах и мизансцены бытового характера: ссора берендеевых “робят”, подгулявший Бакула, которого тянет домой Бобылиха.
Васнецов использует накопленный им во время сооружения Абрамцевской церкви опыт творческой переработки элементов национального искусства и создания на этой основе целостного стилистического и образного решения. В декорациях В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы, затейливая самобытность народного творчества: поэтичность фольклорных образов, земных при всей своей сказочной фантастике, забавных и жизнерадостных. Художник уловил национальную самобытность “Снегурочки”, и это прочно связало его зрительные образы с народно-песенными ладами. Варьируя формы древнерусского зодчества, художник воссоздает просторные сени сказочных хором. Вдали, на заднике декорации, – церкви, башни, тяжелая рубленая стена. Глядя на эскиз декорации В. Васнецова “Палаты царя Берендея”, мы вспоминаем объяснение царем Берендеем “палатного письма” скоморохам:
Палатное письмо имеет смысл.
Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие; в простенках узких пишут,
Утеху глаз, лазоревы цветы
Меж травами зелеными; а турьи
Могучие и жилистые ноги
На притолках дверных, припечных турах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжелых матиц груз.
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков… (Действие II, явл. I) В “Заречной слободке Берендеевке” соседствуют резное богатое крыльцо и покосившаяся избушка в одно оконце, а посреди улицы вырос подсолнечник – все это было одновременно реально и фантастично, все рождало впечатление праздничности.
Когда “Снегурочку” ставили на домашней сцене в Абрамцеве, взрослые и дети с увлечением сами готовили костюмы; их работой руководила Е.Д.Поленова – тонкий знаток и ревностный собиратель крестьянского искусства. Роли исполняли тоже собственными силами. В частности, В.Васнецов замечательно сыграл Деда Мороза, а И.Репин – боярина Бермяту.
В зимний день 1881 года после целого дня работы над картиной “Аленушка” Васнецов поднимался по широкой лестнице мамонтовского дома. Он торопился. В этот вечер назначено было читать по ролям пьесу Александра Николаевича Островского “Снегурочка”, которую Савва Иванович давно мечтал поставить на домашней сцене.
Роль Деда-Мороза досталось читать Васнецову, боярина Бермяты – Репину, а Мамонтов читал роль царя Берендея.
Когда в последнем действии прозвучали заключительные слова веселой песенки Леля: Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше, – все долго молчали, очарованные этой весенней, светлой и в то же время грустной пьесой-сказкой с ее русскими песнями, хороводами, плясками. Потом заговорили все сразу, решили ставить поскорей – к Новому году.
Времени до спектакля оставалось мало. Надо было спешно разучивать роли, шить костюмы, готовить реквизит. Всем нашлась работа. Васнецову поручено было писать декорации, сделать рисунки костюмов. Сначала он даже оробел – никогда в жизни не был он художником театра. А тут еще и выступать в роли Деда-Мороза! “С непривычки было трудновато…
– рассказывал Виктор Михайлович. – Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет. Собственными руками написал я четыре декорации – Пролог, Берендеев посад, Берендееву палату и Ярилину долину… До часу или до двух ночи, бывало, пишешь широкой малярной кистью по холсту, разостланному на полу, и сам не знаешь, что выйдет.
Поднимешь холст, а Савва Иванович уже тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро, одушевленно: “А хорошо!” Посмотришь – и впрямь как будто хорошо. И как это удавалось – не поймешь”.
А какие великолепные костюмы сделал Васнецов для Снегурочки, Леля, царя Берендея и для всех действующих лиц пьесы! Когда его спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так: “…
От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел и у себя на родине и которыми еще была переполнена Москва восьмидесятых годов!”
Наступил вечер спектакля.
Тихо раздвинулся занавес, и зрители сразу попали в сказочную страну берендеев. Лунная зимняя ночь; чуть мерцают звезды; темный лес, березки, сосны, домики-теремки с заснеженными крышами и самый настоящий Леший на сухом пне: Конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший Отсторожил, – ныряй в дупло и спи! И дальше, в следующих действиях, зрители видят и Берендееву слободу с огромным желтым подсолнухом около избы Бобыля, и палаты царя Берендея, расписанные дивными цветами и птицами со звездами, луной и солнцем – со всей “красотой поднебесной”, и Ярилину долину, где шумят, веселятся беззаботные берендеи и берендейки.
Репин играл боярина Бермяту, Мамонтов – царя Берендея, а Васнецов – Деда-Мороза. В белой рубахе, кое-где прошитой серебром, в рукавицах, с пышной копной белых волос, с большой белой бородой, со своим вятским говорком на «о», он создал, как вспоминал позднее сын Мамонтова, “незабываемый образ хозяина русской зимы”. А сам Виктор Михайлович, по всегдашней своей скромности, говорил так: “Никогда ни на какой сцене я не игрывал, – декорации и костюмы еще куда бы ни шло. Отнекиваться не полагалось. Да как-то и стыдно было. Ну, и играл 1-го января 1882 г. Деда-Мороза, и играл не один раз. После Мороза-то, с тех пор, конечно, на сцену ни ногой. Потом, помню, намарал я по этому поводу четыре строки: Да, я писал стихи, То стихи были, не проза! Ах грехи, мои грехи –
Деда я играл Мороза!..”
Через несколько лет, уже не на домашней сцене, а в настоящем театре, организованном Саввой Ивановичем Мамонтовым, снова была поставлена “Снегурочка”. На этот раз это была опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, либретто которой написал сам композитор по пьесе Островского.
А Васнецов, пересмотрев все свои старые эскизы декораций и костюмов, многое сделал еще заново. “Нельзя, мне кажется, представить себе что-нибудь более совершенное, художественное и талантливое для иллюстрирования этой чудной оперы”, – писал Стасов, когда увидел эти васнецовские эскизы. Спектакль имел огромный успех.
На первом представлении оперы был художник В.И.Суриков. Он “был вне себя от восторга.
Когда вышли бобыль и бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром”.
Пролог. Эскиз декорации. Васнецов В.М. | Ярилина долина. Эскиз декорации. Васнецов В.М. |
Источник: https://filologstefa77777.blogspot.com/2012/05/blog-post_03.html
Рисунки А.С.Пушкина
Рисунки А.С.Пушкина
Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев.
Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений.
Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: “…
Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях”.
“…некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек.
Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках”. (Дуганов Р.
Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: “Советская Россия”, 1988)
Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена…
А.С.Пушкин “Альбом Онегина” *
Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики.
Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.
1. Большой автопортрет из Ушаковского альбома. 1829 г.
Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо.
Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим (“потомок негров безобразный”, “мой арапский профиль… его освищет Мефистофель”). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. “Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.
Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым”.
2. Два автопортрета. Сентябрь – начало октября 1826 г.
Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. “…
Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям”, – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ.
За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей.
Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.
3. Последний автопортрет. Февраль 1836 г.
Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. “Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного.
Пусть такой графический финал – случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни…”
4. Портрет Е.К.Воронцовой. Ушаковский альбом.
Сентябрь – октябрь 1829 г.
Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении “К морю”:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным.
Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.
5. Портрет Н.Н.Пушкиной.
Октябрь 1833 г. Болдино.
Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый.
Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи.
Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.
6. Титульный лист поэмы “Кавказский пленник”.
Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов.
Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. “Кавказский пленник”. Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии (“Кавказ” – название поэмы в первой редакции).
7. Титульный лист “Сказки о золотом петушке”.
Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.
8. Черновик стихотворения “Странник”.
В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти “иллюстрации” интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения “Странник”, сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций.
Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:
Тогда: “Не видишь ли, скажи, чего-нибудь”,- Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым…
– поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.
9. Рисунок к трагедии “Каменный гость”.
Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция “Каменного гостя”. Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы “Усы плащом закрыв, а брови шляпой…”, войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей.
Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании “Каменного гостя”.
Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.
*Об “Альбоме Онегина” на feb-web: Иезуитова Р.В.
“Альбом Онегина” (Материалы к творческой ист.)
Источник: https://literatura5.narod.ru/pushkin1.html
Капитанская дочка с русско-немецким акцентом
Страница 1 из 2 |
From: annwein2012-09-04 05:08 pm | (Link) |
ой, мамочка!
From: luddik2012-09-05 09:58 am | (Link) |
Вот так-то, мать!
From: overtext2012-09-04 05:12 pm | (Link) |
Balalayka )))
(без темы) – overtext Развернуть
From: tambov2012-09-04 05:32 pm | (Link) |
дурацкие иллюстрации
From: luddik2012-09-05 09:59 am | (Link) |
Всякие бывают…)))
From: edvoskina2012-09-04 05:48 pm | (Link) |
А мне нравится
По композиции очень узнаваемо…
From: nastashdmaa2012-09-04 06:02 pm | (Link) |
Прикольно!Клюковка,конечно, но довольно симпатичная и тактичная 🙂
Особенно улыбнул Пушкин 🙂 Зорро 🙂
From: luddik2012-09-05 10:00 am | (Link) |
))))))))
From: goldy_trf2012-09-04 06:03 pm | (Link) |
Жжжжжжесть! ))
From: luddik2012-09-05 10:00 am | (Link) |
Хе,хе …)))
From: vbb20072012-09-04 06:08 pm | (Link) |
Отлично!
From: luddik2012-09-05 10:00 am | (Link) |
Чмок!
From: triam_time2012-09-04 06:11 pm | (Link) |
Да, самую чччччуточку кровожадно)))
А я представила, как это бы сделала ты, Людик…
(без темы) – stroke_edge Развернуть
(без темы) – luddik Развернуть
From: luddik2012-09-05 10:03 am | (Link) |
Ха,хпа,ха!!! ))) Меня дочка попросила сохранить ссылку.
Я на втором просмотре смирилась.)))
From: luddik2012-09-05 10:03 am | (Link) |
Именно что!
From: luddik2012-09-05 10:04 am | (Link) |
Абязательно.
From: mamubi2012-09-04 07:56 pm | (Link) |
Капитанская дочка родила сыночка))) Пиф-паф…вот такие картинки(((
а повесть гениальная и вне времени…
From: luddik2012-09-05 10:41 am | (Link) |
)))) А я вот знаешь что подумала: Вот Пушкин, тот который сукин сын, как бы он отреагировал на эти картинки?
(Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) – mamubi Развернуть
(без темы) – luddik Развернуть
From: arenstein2012-09-04 08:01 pm | (Link) |
Нормальные жесткие стильные иллюстрации. Профессионально, остроумно, цепляет любого. Просто “Капитанская дочка” у каждого – своя.
From: luddik2012-09-05 10:43 am | (Link) |
Обязательно своя. И по времени прочтения, и по возрасту, и по стилистике самих иллюстраций.
Аннушка, здравствуй! Как тебя не хватает!
(Удалённый комментарий)
Страница 1 из 2 |
Источник: https://luddik.livejournal.com/333849.html
Проза Пушкина в иллюстрациях Д. Шмаринова
Классику трудно, но необходимо читать. Всякий раз взгляд читателя отыскивает полюбившихся героев в книжных иллюстрациях. Талантливый иллюстратор должен великолепно чувствовать психологию персонажа художественного произведения. Он драматург и режиссёр, оператор и актёр в одном лице.
Для него важно глубокое прочтение книги, владение рисунком, основательное изучение тематики книги, подготовительная работа, умение лаконично и ясно говорить с читателем языком цвета и полутонов.
Иллюстрированная книга — это не просто текст с вклеенными в него картинками. Подлинно великое литературное произведение неисчерпаемо. Перед художником стоит множество самых различных проблем.
Необходимо найти правильное соотношение между иллюстрациями и текстом, гармонично и последовательно скомпоновать все элементы и ясно выразить основную идею литературного произведения.
Для этого нужно научиться фиксировать жизнь в набросках, этюдах с натуры, рисовать по памяти, по воображению.
Рассматривая рисунки художника Дементия Шмаринова (1907—1999) из «Преступления и наказания» Достоевского, читатель навсегда запоминает сутулую фигуру студента Раскольникова, поднимающегося по тёмной лестнице, подозрительную старуху процентщицу, которая едва лишь приоткрывает дверь в свою квартиру, не может не узнать в окружении толпы испуганную Сонечку. Иллюстрации к роману художник подготовил в 1936 году, но они были напечатаны только через двадцать лет, в 1956 году. Так сложно в то время воспринималось творчество Фёдора Михайловича Достоевского.
Как художник идёт к внешности героя? Он ищет человека, напоминающего героя, или мысленно создаёт его, опираясь на детальное описание в книге?
Когда Шмаринова об этом спросили, он ответил, что «самое главное — ясно представить конструктивные особенности внешности героя… если герой книги брюнет, пусть он будет в иллюстрациях один брюнет.
Пусть он даже цветом волос отличается от других персонажей, чтоб зритель сразу отметил его».
В ответе на вопрос прозвучала позиция художника, мастерски владеющего рисунком, умеющего обобщать свои наблюдения в формулу внешности героя книги.
Иллюстратору приходится много рисовать с натуры. Постоянно. Неутомимо. Увлечённо. Большое количество рабочих рисунков помогают художнику легко выполнить оригинал и в целом формируют цикл или серию иллюстраций.
Глубина постижения творчества Пушкина у талантливого мастера иллюстраций предельно индивидуальна. Ограничиваться разовым обращением к Пушкину Шмаринов не стал. Он назвал свой рассказ о работе над пушкинской прозой, как Валерий Брюсов и Марина Цветаева, — «Мой Пушкин».
Перед работой художник изучал материальную среду XIX века: мебель, посуду, интерьеры, костюмы. Накопленный материал и наброски помогли передать в иллюстрациях атмосферу пушкинского времени.
Среди иллюстраций к «Дубровскому» есть рисунок, передающий огромную печаль и нежность, пронзительное переживание похорон отца Дубровского. Лучшей своей работой Шмаринов называл серию рисунков к «Пиковой даме».
На одном из них изображена обворожительная московская Венера, живущая в богатстве и роскоши, ни в чём не знающая отказа.
Дементий Шмаринов
Мой Пушкин
В сердце каждого русского человека особое место занимает Пушкин. С ним я впервые встретился в моем киевском детстве. Мама старалась наполнить нашу жизнь разнообразными впечатлениями: мы ходили на выставки, в театры, которые в то время были замечательные.
Шла гражданская война, и многие петербургские артисты устремились на юг, подальше от революционных бурь. В киевских театрах собрались блестящие артистические силы, особенно в оперном.
Увиденные тогда пушкинские оперы — «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и особенно «Борис Годунов» — насытили меня не только музыкальными, но, как теперь говорится, «визуальными» впечатлениями. К «Борису Годунову» я сделал даже несколько рисунков.
С детства я любил книги, и в 10 лет прочитал «Евгения Онегина». Полагаю, что неравнодушие к поэзии, прошедшее через всю жизнь, возникло благодаря Пушкину.
У меня в мастерской — целая полка стихов любимых поэтов, которые время от времени перечитываю.
Позже, когда я стал художником, мысль об иллюстрировании его произведений иногда закрадывалась в душу, но всегда ощущал какую-то внутреннюю преграду, которую не смел переступить.
И только в 1936 году впервые встретился с Пушкиным как художник. Издательство «Acаdеmiа» заказало мне иллюстрации к «Метели» для шеститомного собрания сочинений Пушкина. Я оказался в весьма лестном для меня обществе Б. Кустодиева, В. Конашевича, В. Шухаева и других, чьи иллюстрации были помещены в том же томе.
После этой работы я осмелел и год спустя взялся за иллюстрирование «Повестей Белкина». Затем последовал «Дубровский» (1949) и ряд иллюстраций к отдельным пушкинским стихотворениям — «Деревня», «Вновь я посетил», «Осень», «Зимняя дорога», «Песнь о вещем Олеге».
Пушкин, его стихи сопровождали меня всю жизнь. Но иллюстрировать я любил прозу Пушкина. Она поражает драгоценной отобранностью и скупостью языка. В нескольких словах и фразах — огромное содержание. Я отдыхал на Пушкине после Достоевского. И пластические решения для их произведений требовались разные.
У Достоевского — мрак, все неразрешимо, только один освещенный луч. Тут нужен поистине рембрандтовский приём. У Пушкина очень простые, музыкально построенные мизансцены. Нет взрыва страстей, они сдержанны, ограничены рамками, которые он себе поставил.
Здесь я не погружался в глубокий тон, остановился на чисто пластических решениях.
Перед любой работой всегда изучал материальную среду того времени — делал наброски мебели, посуды, интерьеров, не говоря уже о костюмах.
Накопленный в блокнотах материал помог передать в иллюстрациях атмосферу пушкинского времени. Лучше всего, на мой взгляд, удалась «Пиковая дама». Она получилась цельнее всего.
А вот иллюстраций к «Евгению Онегину» я так и не сделал, хотя накопил большой материал. Предоставлю это другим…
В 1973 году мне захотелось как-то объединить иллюстрированные мною отдельные пушкинские произведения. Я предложил издательству «Детская литература» издание художественной прозы Пушкина в 4 небольших томиках, заключенных в один футляр.
Лето 1973 года прошло в работе над рисунками к «Повестям Белкина» и «Дубровскому» — книгам, которые я уже иллюстрировал — одну тридцать пять, другую почти двадцать пять лет тому назад.
Что же побудило меня ещё раз к ним обратиться? Среди пяти изящных, чуть иронических «Повестей Белкина» — то подчеркнуто романтических («Выстрел», «Метель»), то пасторально-буколических («Барышня-крестьянка»), то гротескно-фантастических («Гробовщик»), — «Станционный смотритель» занимает особое место.
В нем впервые в русской литературе с глубоким сочувствием показана трагедия маленького человека, побежденного в неравной борьбе за дочь.
В моих старых иллюстрациях к «Повестям Белкина» трактовка «Станционного смотрителя» ничем не отличалась от трактовки других произведений этого цикла. Я выполнил заново все рисунки к «Станционному смотрителю», попытавшись сделать более разнообразным психологическое состояние Вырина в различных сценах, подчеркнув человеческое достоинство несчастного отца.
Иллюстрации к «Дубровскому» 1949 года были неровными по качеству и не слишком точными по трактовке произведения. В новых рисунках я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей — старика Дубровского и барина Троекурова. Добавил рисунки, посвященные истории сватовства и насильственного брака дочери Троекурова Маши с князем Верейским.
Во фронтисписе изобразил Дубровского не только как романтического разбойника — мстителя за смерть отца и попранную любовь, но и как предводителя крестьян, восставших против барского гнета.
Сделал заново сцену на псарне и исправил допущенные мною ошибки в иллюстрации «Троекуров на охоте», на которые мне указал опытный кинолог Николай Павлович Пахомов — тогдашний директор музея-усадьбы «Абрамцево», литературовед и искусствовед.
В первом варианте у меня гончие собаки были на сворах, а борзые изображены в свободном поиске — должно же быть как раз наоборот. Постарался сделать более динамичной и заключительную сцену нападения отряда Дубровского на свадебный поезд князя Верейского.
Но самым главным в работе над двумя первыми пушкинскими книгами было желание совместить старые иллюстрации с новыми так, чтобы не было видно «швов», чтобы сохранить цельность пластической концепции и единый характер рисунка.
1974 год был отдан «Капитанской дочке», книге, уже имевшей своих иллюстраторов — А. Бенуа, С. Герасимова, Н. Фаворского, А. Пластова.
Это произведение Пушкина — широкое социальное полотно, возникшее на громадном документальном историческом материале, на том самостоятельном поиске, который Пушкин совершил, путешествуя по местам, где происходили эти события, встречаясь с людьми, хранящими память о пугачевском восстании.
«История Пугачёвского бунта», «Капитанская дочка» — историческое исследование и художественное повествование — стали итогом пристального внимания Пушкина к глубинным процессам народной жизни, к той трагической кульминации, которой стало пугачевское восстание.
В своих иллюстрациях я опирался на оба этих произведения. Пугачёвское восстание, сам Пугачёв и его соратники, все драматические события повести показаны через переживания юного Гринёва. Эти события представляются ему лишь жестокими испытаниями его первой любви.
Этот ракурс позволил мне показать Пугачёва не только как грозного вождя народного восстания, но и как человека, чья терпимость, великодушие и широта ума помогли дворянскому недорослю сохранить не только жизнь, но и свою любовь.
Я переместил в иллюстрациях акцент с трогательной истории любви Гринёва и Маши на исторические народные события, на Пугачева и его соратников. Поэтому на двухстраничном фронтисписе показано торжественное вступление Пугачёва в Белогорскую крепость.
Поэтому на втором развороте явилась ещё одна кульминация повести — застолье Пугачёва с соратниками, поющими его любимую, полную мрачных предчувствий песню, кончающуюся словами: «Я за то тебя, детинушка, пожалую среди поли хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной». Пугачёв фигурирует ещё в пяти иллюстрациях.
Естественно, что все перипетии любви Гринёва и Маши также нашли свое отражение в иллюстрациях. Остался неосуществленным только эскиз на сюжет встречи Маши с Екатериной II в Царском Селе; вместо этого в книгу вошло изображение казни Пугачёва на Болоте в Москве.
Эпический строй выдержан Пушкиным в четырнадцати эпиграфах к каждой главе повести, в большинстве своем заимствованных из народных песен и пословиц. Я сделал соответствующие изобразительные эпиграфы, выведя их на отдельные страницы, перед спусковой полосой. Содержание.
литературная форма и глубокий исторический материал, лежащий в основе «Капитанской дочки», весьма отличны от изящных, камерных «Повестей Белкина», от романтического «Дубровского».
Жизненная правда русской истории, составляющая содержание этой повести, пропитывая каждую ее строчку, требует от художника нахождения соответствующего изобразительного пространства, динамичного и реалистически правдивого, непредвзятого композиционного решения.
И в то же время «Капитанская дочка» — великая в своей кристальной чистоте и содержательности пушкинская проза — должна была остаться в рамках единого художественного решения задуманного мною четырехтомника. Таковы были задачи, которые я поставил перед собой в работе над этой книгой.
К следующей книге — «Пиковой даме» — готовился около двух лет (1975-1976). Основная трудность возникла задолго до того, как я сел за письменный стол. Она состояла в том, что «Пиковая дама» была наиболее иллюстрируемым произведением Пушкина, среди её иллюстраторов были такие мастера, как А. Бенуа, В. Шухаев, Н. Тырса, Г. Епифанов и другие.
Стройная литературная композиция этого небольшого произведения, состоящего всего из шести глав, каждой из которых предшествует краткий эпиграф, подсказывает художнику-иллюстратору необходимость следования авторской композиции. Это подтверждают и столь различные по своей трактовке иллюстрации Бенуа и Епифанова, при всём своём художественном своеобразии точно воспроизводящие литературный строй книги.
«Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого», Наполеон на поле карточной битвы, маньяк, обуреваемый мечтой о власти денег над людьми и их чувствами. Таков Германн, далекий предшественник Раскольникова.
Я искал пластическую и психологическую характеристику Германна в самом силуэте его фигуры, в замкнутом характере движений рук, скрещенных на груди, то плотно к ней прижатых, как бы оберегающих от постороннего глаза глубоко спрятанную внутри себя тайну.
Пиковую даму — обворожительную московскую Венеру, чаровницу галантного XVIII века — я вывел из текста и поместил на фронтисписе рядом с титулом, напоминающим игральную карту — туз пик. Пушкинские эпиграфы, совмещенные с изобразительными, вынесены на отдельные страницы.
Кстати сказать, размещение изобразительных эпиграфов в каждой из четырех книг отлично друг от друга.
Вся работа — макет издания, переплет, форзац, титулы и шмуцтитулы, страничные иллюстрации и многочисленные текстовые изобразительные элементы — была закончена в 1976 году.
По моему замыслу, цвет переплёта каждой книги должен был быть разным и соответствовать в какой-то мере характеру произведения.
Так, «Повести Белкина» начинающиеся с «Метели», получили серебристо-белый переплет, «Дубровский» по прямой ассоциации с дубравой — зелёный, «Капитанская дочка» — красный, цвет кафтана Пугачёва, а «Пиковая дама» — цвет своей масти, то есть чёрный.
Четыре разноцветные книги с однотипным шрифтовым решением переплётов объединялись одним светлым футляром. Книжные корешки, выступающие из футляра, должны были, по моему замыслу, придать достаточную декоративность этому маленькому собранию пушкинской прозы.
Литература
Шмаринов Д. Мой Пушкин / Юный художник. – 1996. – №10. – С.10-13.
Источник: https://sesony.ru/9-glavnaya/60-proza-pushkina-v-illyustratsiyakh-d-shmarinova