Иллюстрации к роману “война и мир” толстого: кадры из фильма “война и мир” 1965-1967 гг.

Иллюстрации к роману Толстого «Война и мир» Алексея Николаева

Иллюстрации к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир» художника Алексея Николаева 

Аннотация

Художник, иллюстрирующий всемирно известное произведение литературы, должен быть готов умереть в писателе.

Когда художник этот добивается высшей правды, вы перестаете замечать упругость его рисунка, продуманность композиции, красоту цвета — все это исчезает; взяв в руки иллюстрацию, вы попросту восклицаете внутренне: «Господи, Наташа!» «А, это князь Андрей под Аустерлицем!..» «Ну, конечно, старик Болконский!..

» Путь к этому естественному узнаванию как раз и лежит через логику портретной интерпретации, через знание деталей, через точность композиции — рисунка — колорита.

Если не будет иллюстрация глубоко самостоятельным произведением изобразительного искусства, вы просто не сможете ее смотреть, вам все будет мешать в ней: каждое цветовое пятно, каждая фигура. Надо уметь умереть в писателе… а точнее говоря, чтобы умереть в писателе, художник, иллюстрирующий книгу, должен прежде всего родиться как лицо совершенно самостоятельное.

Обратите внимание

Андрей Николаев — один из лучших современных иллюстраторов Л. Н. Толстого. Он — автор серии графических рисунков к «Войне и миру», выполненных в виртуозной и строгой манере, близкой Бенуа и русским графикам начала века. Работая над цветными иллюстрациями к великому роману, Николаев испробовал и путь яркой цветовой экспрессии. Испробовал — чтобы отбросить.

Перед нами новая серия его работ — «Война и мир» в цвете. Том первый. Рисунок прост и реалистичен, композиции естественны и логичны, колористическая гамма строга.

Это тот самый стиль, при котором вы не должны замечать живопись, не должны задерживаться на поверхности картины, взглянув, вы сразу же уходите в глубину великой книги: в аллеи Отрадного, в сырой снег Шенграбена.

Однако тем интереснее проследить, как чисто живописная логика художника позволяет ему дать самостоятельное и последовательное прочтение книги.

Предлагаю вам небольшое путешествие по этому вернисажу в открытках. Давайте возьмем только один угол зрения — цвет. Не рисунок, не композицию, не точность деталировки, но тот решающий в цветной иллюстрации компонент, который можно было бы назвать колористической логикой.

Серия открывается работой «Салон Анны Павловны Шерер». Какой холод! Жемчужно-серые тона платьев, стен, зеркал — свет мертвенный, застывший.

Голубизна кресел, зелень теней — во всем этом есть ощущение какой-то болотной холодности: перед нами бал мертвецов, встреча привидений.

И в глубине этого уравновешенного царства — по контрасту — как вспышка жизненной энергии, как удар крови — красный воротник князя Андрея, отбитый белизной мундира, — капелька огня в этом болоте.

Важно

Этот колористический контраст развит, разработан, укрупнен в «Портрете князя Андрея».

Ледяное, в серых тонах выписанное лицо, тонкий силуэт на свинцовом фоне зеркала — князь вкован в великосветский мир, его тонкие губы сжаты, на лице нельзя прочесть ничего, но… какой бурный взрыв ярко-алого на белом! Алый воротник и отвороты белого кавалерийского мундира князя — цвет жизни, страсти, риска, полное отрицание болотной мертвенности. И в этом цветовом контрасте уже воспринимаешь излом бровей, огромные, словно внутрь устремленные, глаза. Какие страсти загнаны внутрь! Какая трагедия затаилась.

И вот эта горячая красная точка расцвечивается всеми цветами жизни в картине «Дети Ростовых»: вихрь солнца, наивная радость — тепло-розовый яркий колорит, и только черные мундиры Николая и Бориса отдаленно предсказывают войну и смерть в этом легком вихре жизни.

«Бал у Ростовых» — полный контраст «Салону Шерер». Там вечер при свечах, и тут вечер при свечах, но тут совсем иной воздух: теплота, языческое жизнелюбие, смех, естественность. Там — болотная серость, тут — густая сочность красок. Но и там и тут — иллюзорность жизни: война еще не пронизала ее своим напряжением, печать наива или призрачности лежит на людях, еще не разбуженных 1812 годом.

Поразительно ощущение летаргического сна в портрете «Старого князя Болконского»: яркое буйство листвы отрезано от нас холодно блестящим стеклом, холодна голубизна стен, холоден серо-голубой цвет шубки, в которую одет отставленный от дел надменный аристократ, холодны скользкие блики на лакированном полу — все, как под стеклом аквариума: холод, пустота, тишина.

Нет, еще не проснулась Россия…

Но испытание близится. Горяча гамма картины «Прощание князя Андрея с сестрой»: горит красный воротник, мечутся блики свечей перед иконами, трепещет белый султан на шляпе — возбужденный, взбудораженный колорит, — Андрей уходит туда, где все горит и бушует, туда, где смерть и жизнь спорят и где уже начинается драма России.

Теперь вспомните обложку серии: на «широком экране» — страдающее лицо Кутузова, а там, за ним, сзади, в сером и сыром австрийском декабрьском сумраке,— русские солдаты у слабых костров. Они оторваны от родины, они втянуты в войну, которая еще не стала для них Отечественной…

И вот они на марше: сверкают белые зубы в улыбке, сверкают белые штыки, и словно стянуты извне солдаты одним белым ремнем портупей, и уже воцарился во всем новый цвет — дымный цвет войны, и в этой колористической гамме решены все батальные сцены: просверкивает белое, красное, огневое, зеленое, желтое — сквозь этот заволакивающий все, рваный, бесформенный дым. Война трактуется как тяжкий труд, как работа. В этом ключе решена тема «Батарея Тушина», и «Атака под Аустерлицем», и «Отступление под Шенграбеном»…

И уже по-иному в этом цветовом сопровождении еще раз возникают мирные сюжеты: их гамма чуть переменилась. Вот мягкий, неуверенный, рассеянный колорит в сцене «Наташа и Соня». А вот обострившаяся обманчивость предательского, желтого цвета лжи в сцене «Пьер и Элен».

Совет

Жизнерадостные и наивные потеряли уверенность, уверенные в себе потеряли опору, дым войны словно снял дерзость красок с этих сюжетов… Решается дело — не здесь, решается — там, где, задыхаясь, бежит в гору князь Андрей с бело-зеленым знаменем в руках, там, где сквозь серую пелену проступают распавшиеся белые кресты солдатских портупей, где люди страдают и умирают и где в дыму сражений начинает вставать во весь рост судьба России.

И вот из этого густого клочковатого калейдоскопа разорванных и спутанных, перевитых дымом цветовых пятен,— жизни, крови, смерти, веры, отчаяния — выделяется, как звук трубы, «монолиния» цвета: пронзительная и чистая, давящая холодная синева. «Раненый князь Андрей на Праценских высотах».

Вглядитесь, как рождается эта чистота из еще не развеянного дыма: что-то определилось в этом вихре, что-то ясно стало. Разбиты иллюзии, и человек возвращается к самому себе и видит небо над собой.

Вопреки многолетней традиции иллюстраторов «Войны и мира» Николаев отказывается рисовать это Аустерлицкое небо — он не хочет, чтобы законченность рисунка замкнула эту бесконечность, и он обрезает рисунок сверху, давая нам возможность самим продолжить эту открывшуюся синеву, эту разверзшуюся бесконечность, этот путь в дальнейшее; путь героев Толстого — к Бородинской битве… к истине… к Родине.

Салон Анны Павловны Шерер

Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели.

Бал у Ростовых

…Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты.

Духовная служба

Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно-торжественно служили.

Старый князь Болконский

Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse*, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne**.

* Прусский король
** Мамзель Бурьен

Прощание князя Андрея с сестрой

Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
— Пожалуйста, Andre, для меня…

Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным.

Источник: https://topspiski.com/illyustracii-k-romanu-tolstogo-vojna-i-mir-alekseya-nikolaeva/

«Война и мир». Иллюстрации к произведению

  • Апсит (Апситис) Александр Петрович (1888—1944)Старый князь Болконский и княжна Марья. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1911 г.Карандаш, тушь, перо
  • Апсит (Апситис) Александр Петрович (1888—1944)Лаврушка и Наполеон. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1911 г.Бумага, тушь, гуашь, белила
  • Архипов Иван Дмитриевич (род.  1926)Именины у Ростовых. Иллюстрации к роману «Война и мир». 1945 г.Бумага, акварель
  • Башилов Михаил Сергеевич (1821—1870)Князь Василий Курагин. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, карандаш
  • Башилов Михаил Сергеевич (1821—1870)Княгиня Болконская. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, карандаш
  • Башилов Михаил Сергеевич (1821—1870)Княгиня Друбецкая и князь Василий. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, карандаш
  • Башилов Михаил Сергеевич (1821—1870)Наташа Ростова и Борис Друбецкой в цветочной. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, карандаш
  • Башилов Михаил Сергеевич (1821—1870)Бал у Ростовых. Танец Данилы Купора. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, карандаш
  • Башилов Михаил Сергеевич (1821—1870)Пьер Безухов. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, карандаш
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Наташа у окна. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1959 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Возвращение князя Андрея из Отрадного. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1960 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Салон Анны Павловны Шерер. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969—1970 гг.Бумага, гуашь, белила
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Князь Андрей Болконский. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1959 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Кутузов после совета в Филях. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1960 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Пьер Безухов. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1959 г.Бумага на картоне, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Батарея капитана Тушина. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1981 г.Бумага на картоне, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Гусары в походе. Иллюстрация к роману «Война и мир». Начало 1960-х гг.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Наташа и Соня. Иллюстрация к роману «Война и мир». Начало 1960-х гг.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Кутузов перед Бородино. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1968—1969 гг.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Кутузов под Красным. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, тростник
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Атака под Островно. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г. (левая сторона разворота)Бумага, тушь, перо, тростник
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Пьер в Можайске. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, тростник
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Кутузов на Совете в Филях. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, тростник
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Встреча Пьера и Наташи у Сухаревой башни. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, тростник
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Николенька Болконский. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, кисть
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Аустерлицкое сражение. Князь Андрей со знаменем в руках. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1967 г.Бумага, тушь, перо
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Отступление из Москвы. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага на картоне, тушь, перо
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Первый бал Наташи Ростовой. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1968 г.Бумага, тушь, перо
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Раненый князь Андрей на Аустерлицком поле. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1967 г.Бумага на картоне, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Наполеон на Бородинском поле. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Кутузов получает известие о выходе французских войск из Москвы. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1960 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Князь Андрей перед Бородинским боем. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, кисть
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Смерть князя Андрея Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969 г.Бумага, тушь, перо, кисть
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Тарутинское сражение. Атака конного отряда графа Орлова-Денисова. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, тушь, перо, кисть
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Николай и Соня. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1968 г.Бумага, тушь, перо, кисть
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Петя Ростов. Эскиз. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1958 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Пьер Безухов с солдатами после Бородинского сражения. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1961 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Капитан Тушин. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Атака. Князь Андрей со знаменем. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Соня. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1964 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Васька Денисов. Эскизный портрет. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1956 г.Бумага, графитный карандаш
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Наташа Ростова (фас). Эскизный портрет. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1956 г.Бумага, графитный карандаш
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Кутузов. Эскизный портрет. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1956 г.Бумага, графитный карандаш
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Анатоль Куракин. Эскизный портрет. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1956 г.Бумага, графитный карандаш
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Николай Ростов в Тильзите. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1964 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Ипполит. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1959 г.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Княгиня Лиза Болконская. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Наташа и Николенька. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1959—1961, 1963 гг.Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Девочки Ростовы. Первый бал. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Дети Ростовы. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, гуашь
  • Николаев Андрей Владимирович (1922—2013)Васька Денисов. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1964 г.Бумага, гуашь
  • Пастернак Леонид Осипович (1862—1945)Наполеон и Лаврушка. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1893 г.Бумага на картоне, акварель
  • Пастернак Леонид Осипович (1862—1945)Наташа и раненный князь Андрей в Мытищах. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1893 г.Бумага, акварель
  • Пастернак Леонид Осипович (1862—1945)Наташа на балу. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1893 г.Бумага, акварель
  • Рудаков Константин Иванович (1891—1949)Пьер Безухов. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1948  г.Бумага, акварель
  • Рудаков Константин Иванович (1891—1949)Наташа Ростова. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1949 г.Бумага, акварель, белила
  • Рудаков Константин Иванович (1891—1949)Николай Ростов. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, акварель, карандаш
  • Рудаков Константин Иванович (1891—1949)Андрей Болконский. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, акварель
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Наташа Ростова на балу у Эллен. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1966 г.Бумага, черн. чернила, перо, пастель, кисть
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Наташа утешает маму. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1968 г.Цветная бумага, чернила, перо
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Наташа и Соня. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, цветной фломастер, пастель
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Наташа и Соня после возвращения Николая. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1965 г.Бумага, тушь, перо
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Детский праздник в доме Ростовых. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1966 г.Бумага, тушь, перо, акварель
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Кончина князя Андрея. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1967 г.Бумага, перо, черные чернила
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Элен в салоне. Иллюстрация к роману «Война и мир».Цветная бумага, накл. на бум., тушь, перо, акварель
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Наташа и князь Андрей. Иллюстрация к роману «Война и мир».Цветная бумага, фломастер, пастель
  • Рушева Надежда Николаевна (1952—1969)Наташа на окне. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1966 г.Бумага, накл. на бум., тушь, перо, кисть
  • Серов Владимир Александрович (1910—1968)Военный совет в Филях. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1952 г.Бумага, темпера
  • Серов Владимир Александрович (1910—1968)Партизаны. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1952 г. (?)Бумага, темпера
  • Серов Владимир Александрович (1910—1968)Отступление французской армии. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1952 г.Бумага, темпера
  • Шмаринов Дементий Алексеевич (1907—1999)Наташа Ростова после смерти князя Андрея. Иллюстрация к роману «Война и мир».Бумага, уголь
  • Шмаринов Дементий Алексеевич (1907—1999)Именины Наташи Ростовой. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1951—1957 гг.Бумага, уголь
  • Шмаринов Дементий Алексеевич (1907—1999)Багратион в бою под Шенграбеном. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1951—1957 гг.Бумага, уголь
  • Шмаринов Дементий Алексеевич (1907—1999)Дуэль Пьера с Долоховым. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1950—1991 гг.Бумага, уголь
  • Кардовский Дмитрий Николаевич (1866—1943)Наташа и Николай Ростовы у дядюшки. Иллюстрации к роману «Война и мир». 1909 г.Бумага, акварель, белила
Читайте также:  Критика о рассказе "ионыч" чехова: отзывы современников

Источник: http://tolstoy.ru/creativity/fiction/1071/pictures/

По следам лектория «Лев Толстой и кинематограф»

Родительские страницы:

  1. Главная
  2. Новости
  3. По следам лектория «Лев Толстой и кинематограф»

02.06.2016 Государственный музей Толстого, Пречистенка, 11/8

Первый бал Наташи Ростовой. Рабочий момент фильма «Война и мир». В роли Элен Безуховой – И.К.Скобцева. 1965-1967 г. Фотография.

Не так давно в музее закончился кинематографический лекторий, на котором посетители могли познакомиться с нашумевшими и полюбившимися экранизациями бессмертных произведений Л.Н. Толстого. Одна из лекций была посвящена творческой подготовке к съемкам фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука и его команды в фондах музея Л.Н. Толстого

На лекции можно было увидеть много материалов, которые хранятся в фондах музея и недоступны публике в обычные дни: эскизы художника-постановщика фильма Семена Валюшка, раскадровки.

Интересны и фотографии со съемочного процесса: Наташа Ростова (Людмила Савельева) в перерыве между съемками, Пьер Безухов (Сергей Бондарчук), перевоплотившийся из директора кинокартины в дворянина XIX века.

Первый бал Наташи Ростовой. Рабочий момент. В роли Наташи Ростовой – Людмила Савельева. 1965-1967 гг. Фотография.

Также музей хранит интересный экспонат – сценарий с личным автографом Сергея Бондарчука. В документе он благодарит сотрудников музея за помощь, оказанную ему в ходе работы над историческими материалами. Вот такое интересное свидетельство о том, что талантливый режиссер не раз посещал фонды музея, когда готовился к съемкам фильма.

Чтобы лучше понять, как выглядели старый граф Ростов, Наташа, Пьер Безухов, Андрей Болконский и другие герои романа, Бондарчук, вероятно, рассматривал старинные иллюстрации к «Войне и миру».

Башилов Михаил Сергеевич (1821-1870) 

Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Пьер Безухов. Эскиз. 1866 г.
Бумага, карандаш. Среди материалов музея, хранящихся в фонде живописи и графики, есть первые иллюстрации к роману М.С. Башилова. Художник с 1866 г. работал над рисунками совместно с самим Толстым. Иллюстрации, присланные им Льву Николаевичу, получили высокую оценку писателя: «Пересмотрел ещё все рисунки и не мог оторваться от них. Они необыкновенно хороши, ожидал от Вас большого, но то, что Вы сделали, превзошло все мои ожидания». Уникальны эти рисунки тем, что сам писатель давал указания, как, на его взгляд, должны выглядеть герои: «Пожалуйста, присылайте мне свои рисунки в самом черном виде, я чувствую, что могу быть полезен Вам своими замечаниями. Я все-таки всех их знаю ближе Вас, и иногда пустое замечание наведет Вас на мысль», – писал ему Толстой. Поскольку сам писатель одобрил рисунки художника, для Сергея Фёдоровича Бондарчука они стали настоящим подспорьем, и в кадрах фильма можно заметить сходство с иллюстрациями Башилова. Вот, например, сцена танца «Данила Купор»: актеры фильма, играющие старого графа Ростова и московскую барыню Ахросимову (Виктор Станицын и Елена Тяпкина), внешностью, пластикой почти в точности повторяют рисунок художника тех лет.
Башилов Михаил Сергеевич (1821-1870) 
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Бал у Ростовых. Танец «Данила Купор». 1867 г.
Бумага, карандаш.

Также Бондарчук наверняка был знаком с работами художника Л.О. Пастернака, создавшего цветные иллюстрации, о которых Лев Николаевич высказался так: «А ведь когда-то, когда я писал «Войну и мир», я мечтал о таких иллюстрациях». В фильме волшебство первого бала Наташи Ростовой было передано розовой дымкой, в которую будто бы превратились вальсирующие пары. Этот праздничный колорит перенесен с рисунка Пастернака «Бал. Князь Андрей Болконский приглашает Наташу Ростову на вальс» 1898 г. работы Леонида Пастернака.
Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). 
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Бал. Князь Андрей Болконский приглашает Наташу Ростову на вальс. 1898 г.
Бумага на картоне, карандаш, акварель.


Кропотливо работая над воссозданием ушедшей эпохи, режиссер следовал методам автора романа. Чтобы воспроизвести реалии начала XIX века, Л.Н. Толстой тщательно готовился и проводил по многу дней в библиотеке: «Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица. И пуговицу непременно нужно изобразить». Толстой изучал портреты Наполеона, Александра I, Кутузова, гравюры c изображением сцен сражений. Писатель даже побывал на месте Бородинской битвы, чтобы достоверно описать события. Так и режиссеру Сергею Бондарчуку удалось передать атмосферу того времени благодаря кропотливому творческому труду и, не в последнюю очередь, уникальным экспонатам нашего музея.

Рабочий момент съёмок фильма «Война и мир». С.Ф. Бондарчук дает указания актерам. 1964-1965 гг. Фотография.

Фильм полюбился многим и почти разу стал оказывать влияние на художников своего времени. Удивительна судьба иллюстраций художника А.В. Николаева, современника С.Ф. Бондарчука, хорошо всем знакомых по советским изданиям «Войны и мира». Есть графическое изображение Андрея Болконского, датированное 1956 годом, в котором мы узнаем черты актера Вячеслава Тихонова. Интересно, что даже проекта экранизации тогда еще не было, и никто не знал, что именно этот актер будет играть князя Андрея. Есть и более поздние рисунки, появившиеся уже после выхода фильма, в них чувствуется динамика кинокартины, а черты персонажей имеют сходство с экранными.
Николаев Андрей Владимирович (1922-2013) 
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Князь Андрей Болконский. Эскизный портрет. 1956 г.
Бумага, графитный карандаш. Экранизация «Войны и мира» С.Ф. Бондарчука благодаря тщательной подготовке, следованию тексту романа, а также творческому диалогу с работами иллюстраторов прежних лет стала для многих поколений зрителей самой любимой.

Ксения Семенова, хранитель научно-вспомогательного фонда 

  • Сцена дуэли из фильма «Война и мир». В роли Пьера Безухова – С.Ф. Бондарчук, в роли Долохова – О.Н. Ефремов, в роли Денисова – Н.Н. Рыбников. 1965-1967 гг. Фотография.
  • Шенграбенское сражение. Сцена из фильма «Война и мир». В роли князя Андрея – В.В. Тихонов. 1965-1967 гг. Фотография.
  • Батарея Тушина, сцена из фильма «Война и мир». Фотография. 1965-1967 гг.
  • 1812 г. Эвакуация жителей из Москвы, сцена из фильма «Война и мир». 1965-1967 гг. Фотография.
  • Первый бал Наташи Ростовой, сцена из фильма «Война и мир». В роли Элен Безуховой – И.К. Скобцева. 1965-1967 гг. Фотография.
  • Рабочий момент съемок фильма «Война и мир». В роли Пьера Безухова – С.Ф. Бондарчук. 1965-1967 гг. Фотография.
  • В кабинете Пьера Безухова. Сцена из фильма «Война и мир». В роли Пьера – С.Ф. Бондарчук. В роли Андрея Болконского – В.В. Тихонов. 1965-1967 гг. Фотография.
  • Макет Московского кремля недалеко от Никитского монастыря в Переславле-Залесском. Съемки фильма «Война и мир». 1964-1965 гг. Фотография А.П. Соколовой.
  • Рабочий момент съемок сцены «Батарея Тушина». 1966 г. Фотография С.И. Уварова.
  • Рабочий момент съемки фильма «Война и мир». На первом плане С.Ф. Бондарчук. 1966 г. Фотография С.И. Уварова.
  • Декорация к фильму «Война и мир», дом Ростовых. 1966 г. Фотография С.И. Уварова.
  • Рабочий момент съёмки батальной сцены из фильма «Война и мир». 1966 г. Фотография С.И. Уварова.
  • Декорация к фильму «Война и мир» «Дом Ростовых в Москве». 1966 г. Фотография С.И. Уварова.
  • Раскадровка сцены из фильма «Война и мир». 1960-е гг. Рисунок. Бумага, ручка, фломастер.
  • Сцена из фильма «Война и мир». В роли Наташи Ростовой – Людмила Савельева. На фотографии есть автограф актрисы: «Музею Л.Н.Толстого на станции Лев Толстой! Людмила Савельева». 1965-1967 гг. Тиражируемая фотография.
  • Раскадровка для фильма «Война и мир». Сцена вторжения французских войск в Москву. 1960-е гг. Художник С.Д. Меняльщиков (1936-2000). Картон, бумага, пастель. На лист наклеены пять рисунков.
  • Раскадровка для фильма «Война и мир». Сцена «Наташа Ростова у дядюшки». 1960-е гг. Художник М.С. Богданов (1914-1995) Бумага, фломастер. Два рисунка.
  • Раскадровка для фильма «Война и мир». Сцена «Наташа Ростова у дядюшки». 1960-е гг. Художник М.С. Богданов (1914-1995). Бумага, фломастер. Два рисунка.
  • Раскадровка для фильма «Война и мир». Сцена вторжения французских войск в Москву. 1960-е гг. Художник С.Д. Меняльщиков (1936-2000). На лист наклеены три рисунка на плотной бумаге.
  • Валюшок Семен Алексеевич (р. 1930 г.). Эскиз к кинофильму «Война и мир» (Реж. С.Ф. Бондарчук). Батарея капитана Тушина. 1960-е гг. Бумага, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Отступление французской армии по смоленской дороге. 1960 г. Бумага, гуашь.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов со спасенной девочкой в горящей Москве. 1969 г. Бумага на картоне, тушь, перо, кисть.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013) Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Охота. 1968 г. Бумага на картоне, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Дети Ростовых. 1967 г. Бумага на картоне, тушь, перо, кисть.
  • Апсит (Апситис) Александр Петрович (1888-1940). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Старый князь Болконский и княжна Марья. 1911г. Картон, карандаш, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013) Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. 1968г. Бумага, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Объяснение князя Андрея с Наташей. 1968 г. Бумага на картоне, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Свидание Наташи и князя Андрея в Мытищах. 1969 г. Бумага, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей в резерве у деревни Семеновская в день Бородинского сражения. 1969 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Наполеон на Бородинском поле. 1969 г. Бумага, тушь, перо.
  • Николаев Андрей Владимирович (1922-2013). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа в горе. 1969 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
  • Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа и раненый князь Андрей в Мытищах. 1893 г. Бумага на картоне, акварель, белила.
Читайте также:  Образ и характеристика василия егоровича князева в рассказе "чудик" шукшина

Возврат к списку

Март 2019

26 Март 2019

ЛЕВ ТОЛСТОЙ – СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК 2019 — Год театра в России Противодействие коррупции

  • ЛНТ
  • Ясная поляна
  • ГМТ

Тел./факс (499) 766-93-28 (Государственный музей Л.Н. Толстого (ГМТ). Литературная экспозиция на Пречистенке. 119034, г. Москва, Пречистенка, 11/8, м. «Кропоткинская»). Тел./факс (499) 246-94-44 (Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках (ГМТ). Ул. Льва Толстого, 21, м. «Парк культуры»)
Тел.

/факс (495) 951-58-08 (Толстовский центр на Пятницкой-12 (ГМТ). Ул. Пятницкая, 12, м. «Новокузнецкая»)
Тел/факс: 8 (47464) 2-17-37 (Мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого «Астапово» (филиал ГМТ). 399870, Липецкая область, Лев-Толстовский р-н, п. г. т. Лев Толстой, ул. Центральная, д. 8)
Культурный центр имени Л.Н. Толстого (филиал ГМТ).

Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Ленина, 7

Политика обработки персональных данных.

© 2013 Государственный музей Л. Н. Толстого. Все права защищены.
Использование любых, находящихся на сайте материалов, без официального разрешения запрещено.

Программирование — Elcos

Источник: http://tolstoymuseum.ru/news/1787/

«Война и мир» (1965) — смотреть фильм онлайн без регистрации

Большой кинороман в четырех частях снимался шесть лет — это самая большая работа Бондарчука за всю историю его творчества.

Фильм по-своему новаторский, в картине впервые были использованы масштабные панорамные съемки, да и батальные сцены стали настоящей кинематографической находкой.

И это одна из первых советских картин, которая в 1969 году получила премию «Оскар» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке».

В этой картине Сергей Бондарчук выступил и в роли режиссера, и в роли сценариста (совместно с Василием Соловьевым); он даже снялся в одной из главных ролей, сыграв Пьера Безухова.

Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, была отобрана Бондарчуком, по воспоминаниям, «за ее распахнутые глаза и естественность каждого движения». На роль претендовали такие уже известные и любимые зрителями актрисы, как Анастасия Вертинская и Людмила Гурченко. Но в результате выбор был сделан в пользу никому не известной юной балерины.

Сама Людмила Савельева утверждала, что «себя она Наташей Ростовой не ощущала». Но так или иначе ей удалось создать неповторимый образ юной Наташи. На роль же Болконского был утвержден актер Вячеслав Тихонов, который на тот момент уже был одним из самых известных актеров отечественного кинематографа.

А природные холодность и аристократизм делали его наиболее подходящей кандидатурой на роль князя.

Обратите внимание

Изначально фильм планировали снять к 150-летию Бородинской битвы. Во многом творческую группу подстегивал тот факт, что на экраны уже вышел американский фильм «Война и мир» режиссера Кинга Видора с Одри Хепбёрн в главной роли. И не только вышел, но и был очень тепло принят зрителями. А вот своей экранизации великого романа Толстого в СССР так и не было.

Тогда и поступил госзаказ на съемку эпопеи. Борьба развернулась между маститым режиссером Иваном Пырьевым и тогда еще мало известным Сергеем Бондарчуком. Спор разрешился неожиданно — Пырьев сам отказался снимать киноэпопею. Но смертельно обиделся на Бондарчука и до конца дней с ним даже не здоровался.

Музыку к фильму написал малоизвестный тогда композитор Вячеслав Овчинников, хотя Бондарчук принимал решение долго.

В картине изначально планировалось использовать музыку Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова.

Но только работа Овчинникова позволяла в музыкальную канву киноромана включать исторические песни и марши, что по задумке режиссера должно было добавить картине реалистичности.

Роман, а позже и сценарий требовал масштабных батальных сцен и сложнейших декораций. Впечатляет даже сам перечень реквизита: так, для съемок фильма были использованы коллекции 58 музеев страны, свыше 40 предприятий производили вооружение и экипировку — от табакерок до телег.

География съемок была невероятна широка, съемки проходили практически по всему пути Наполеоновской армии, они начинались в Москве и закончились под Смоленском. А для павильонных съемок было построено более 50 объектов декораций.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Война и мир»

Лекторы: режиссер Владимир Хотиненко, профессор Борис Любимов и оператор Анатолий Петрицкий.

Источник: https://www.culture.ru/movies/467/voina-i-mir

Война и мир (фильм 1965 – 1966): актеры и роли

Если вы в детстве смотрели легендарный «Война и мир» (фильм 1965), актеры вам вспомнятся с особой теплотой. Есть небольшая путаница в датах выхода киноленты, — иногда указывают 1966 год, потому что всего в эпопее 4 эпизода, а на съемки потрачено в общей сложности 6 лет.

Вопрос выбора актеров на их роли был не всегда очевидным и простым. По сюжету задействовано 300 персонажей и для каждого нужно было подобрать подходящего артиста. Как вспоминает сам Сергей Бондарчук, съемочная группа искала только «одержимых» людей, преданных делу.

Вячеслав Тихонов — Андрей Болконский

На роль Болконского сначала выбирали актера, подходящего внешне – по лицу и возрасту. Выбор пал на Юрия Соломина, Эдуарда Марцевича, Олега Стриженова и на Иннокентия Смоктуновского, но все они по той или иной причине отказались. Например, Смоктуновский предпочел сыграть Гамлета. И тогда выбрали Тихонова.

Важно

Но последнему роль так просто не далась. Являясь большим поклонником романов Толстого, актер прошел через многоступенчатые и мучительные пробы – режиссер был категорически против. Дошло до того, что артиста продвигало Министерство культуры в лице Екатерины Фурцевой, лишь бы убедить Бондарчука взять Тихонова, уже известного на тот момент.

Актер посвятил себя всего этой роли – за годы съемок он больше нигде не снимался, а подобное даже в те времена не каждый мог себе позволить. Однако Бондарчук даже при такой отдаче не давал спуску Тихонову. Некоторые эпизоды снимались по 20 – 30 раз.

Сергей Бондарчук – Пьер Безухов

Сергей Бондарчук выступил режиссером фильма и не собирался играть Пьера. Однако никого подходящего на эту роль так и не нашли – никто не потянул, поэтому режиссер решил пробоваться сам.

Он признается, что ему хотелось сыграть роль, но он понимал все веские аргументы «против». Например, Бондарчуку уже было под 40 лет, а персонаж был значительно моложе. К тому же совмещение двух работ было трудно осуществимо. Тем не менее, все получилось как нельзя лучше – кино стало оскароносной классикой, на которую равнялись следующие экранизации.

Кстати, Бондарчук специально для роли набрал лишних 10 кг.

Людмила Савельева — Наташа Ростова

Актриса не понимала, почему Бондарчук захотел ее на эту роль – ее смущало, что внешне она совсем не походила на свою героиню (из-за цвета волос, цвета глаз и пр.), но режиссер настоял.

Ей особенно понравилось, что для образа дали полную свободу, чтобы сохранить ее девичью непосредственность и актерскую неопытность.

Изначально на эту роль актрису искали очень долго и никому не известная на тот момент Савельева казалась настолько невзрачной, что даже фотографий претендентки не делали. Однако режиссер действительно почувствовал, что в ней что-то есть и дал роль без промедлений, а ведь просмотрели тогда больше 300 девушек.

Виктор Станицын — граф Илья Андреевич Ростов
Кира Головко — графиня Ростова
Олег Табаков — Николай Ростов Анатолий Кторов — князь Николай Андреевич Болконский

Съемочная группа считала, что Кторов – это настоящая находка и удача для проекта. Будучи звездой немого кино, Кторов уже давно не снимался, отдав всего себя театру.

Совет

И все же для фильма «Война и мир» он отступил от своего же правила. Для него даже проб не проводили – взяли так, потому что были уверенны в его таланте и не прогадали.

Многие соглашались, что актер передал настоящий толстовский характер.

Антонина Шуранова — княжна Марья Болконская
Анастасия Вертинская — княгиня Лиза Болконская
Борис Смирнов — князь Василий
Ирина Скобцева — Элен Курагина

С ролью Элен произошел казус. Сначала ассистенты режиссера пригласили Вию Артмане – известную латышскую актрису. Но прямо накануне съемок Бондарчук позвонил Артмане и извинился со словами, что роль достается его жене. Уже много лет после латышская артистка узнала правду – Бондарчук отдал роль супруге, так как персонажа, по его мнению, некому было играть.

Василий Лановой — Анатоль Курагин

Актер Лановой очень хотел сыграть князя Андрея и сделал все возможное, чтобы попробоваться на роль, но в результате ему достался Анатоль.

Эдуард Марцевич — Борис Друбецкой
Борис Захава — Михаил Илларионович Кутузов
Николай Трофимов — капитан Тушин
Гиули Чохонелидзе — Багратион
Николай Рыбников — Василий Денисов
Виктор Мурганов — Александр I
Владислав Стржельчик — Наполеон

Безусловно, в киноэпопее «Война и мир» (фильм 1965) актеры на этом не заканчиваются. В списке еще много достойных и известных артистов, но перечисленные выше самые важные и яркие. Делитесь в комментариях, кто вам больше всего понравился в фильме.

Источник: http://v-mire-filmov.ru/vojna-i-mir-film-1966-aktery-i-roli

«ВОЙНА И МИР»: самый масштабный кинопроект ХХ века

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать». Но кино с самого своего рождения с проблемами такого рода не считалось.

«Войну и мир» отважно переносили на экран пионеры русского кино Петр Чардынин в 1913-м и Яков Протазанов в 1915 году. Но самый масштабный проект советского кинематографа осуществил Сергей Бондарчук.

На начало съемок в 1961-м это был черноволосый энергичный режиссер, заканчивал картину в 1967-м полностью седовласый, переживший клиническую смерть, мудрый человек.

Читайте также:  Илья обломов и агафья пшеницына: любовь, отношения, взаимоотношения герое

Удалось ли воплотить на экране национальную литературную гордость и создать мировое эпическое полотно? Действительно ли это было самое дорогое кино ХХ века? Какую роль сыграли министерства обороны и культуры? Сама история создания этого грандиозного четырехсерийного фильма, получившего главный приз Московского международного фестиваля в 1965 г . (1 серия, «Андрей Волконский») и «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке в 1969 г., – это настоящая драма.

В 1959 году в советский прокат вышла итало-американская «Война и мир» (1956) режиссера Кинга Видора с очаровательной Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Наивная, мелодраматическая картина не вызвала особого отклика ни у американской, ни у европейской публики, зато, как ни странно, пришлась по душе нашим зрителям. Они, как и многие в то время, попали под обаяние Одри. 

Мастера же отечественного кино реагировали крайне ревниво – «а мы чем хуже?» Советский кинематограф в ту пору вполне созрел для амбициозной, масштабной постановки. После «тощих лет» сталинского малокартинья пришли «тучные годы» стремительного роста фильмопроизводства.

К тому же экранизация «Войны и мира» стала вопросом национального престижа.

Появившееся в прессе открытое письмо группы кинематографистов и генералов Советской армии к Министерству культуры и правительству СССР о необходимости создания такого фильма, было немедленно поддержано ЦК партии.

Но решение о съемках фильма по роману «Война и мир» не был исключительно госзаказом, спущенным сверху: на «Мосфильм» в эти годы хлынули письма от потомков участников войны 1812 года, делившихся семейными преданиями; от добровольных консультантов, объяснявших, как должна выглядеть соответствующие эпохе военная форма, какими должны быть Наполеон и Кутузов и кому доверить исполнение главных героев романа. Общественность требовала исторической патриотической эпопеи.

Первым на постановку претендовал Иван Пырьев, но быстро передумал. Рассматривалась кандидатура Сергея Герасимова, удачно экранизировавшего эпопею Шолохова «Тихий Дон».

Обратите внимание

Но выбор остановили на Сергее Бондарчуке – за него ратовал армейский генералитет, высоко оценивший его режиссерский дебют «Судьба человека» (1959).

Генералы почуяли в Бондарчуке своего – человека с характером полководца, способного разработать диспозицию, управиться с пехотной дивизией и сотнями кавалеристов.

Без поддержки армии, которая могла предоставить для съемок эти самые дивизии и мобилизовать для постройки редутов и укреплений строительные батальоны, фильм «Война и мир» был просто немыслим.

Забегая вперед, заметим, что толки о 150-тысячной массовке, якобы задействованной в батальных сценах, преувеличивают реальное положение дел. Более достоверные цифры: от 12 до 15 тысяч человек.

Что само по себе впечатляет! А вот то, что специально для картины отобрали несколько сотен лошадей и создали кавалерийский полк, в дальнейшем прикрепленный к «Мосфильму» – истинная правда.

Итак, в 1961 году, доверив литературный сценарий Владимиру Соловьеву, Бондарчук занялся режиссерской разработкой. Это – тысячи рисунков покадрового плана будущей картины с подробными указаниями для оператора, пиротехников, звукорежиссера.

По образцу американской 70-миллиметровой кинокамеры на заводе Москинап специально для съемок «Войны и мира» создали аналогичную камеру «Россия». Она позволяла снимать широкоформатное кино с высоким уровнем разрешения. Шестиканальная запись звука обеспечивала стереоэффект. Ошеломляющий своим размахом подготовительный период занял больше года.

Помимо расходов, взятых на себя Министерством обороны, бюджет фильма составлял неслыханную по тем временам сумму – 8 миллионов 165 тысяч 200 рублей.

Важно

Около 50 предприятий работали на «Войну и мир»: ткали сукно, шили 6 тысяч военных и 2 тысяч штатских костюмов; изготовлялись лафеты для пушек, сотни телег и повозок; стекольный завод в Гусь-Хрустальном делал бокалы и вазы, фарфоровый Ломоносовский завод взялся изготовить по образцам 18 века сервиз на сто персон.

Аутентичность предметной среды соблюдалась неукоснительно. Десятки музеев по всей стране консультировали художников, работавших над фильмом, вынимали из запасников ценные экспонаты и готовы были предоставить для съемок свои интерьеры. Управление дипломатического корпуса поделилось антикварной мебелью.

Параллельно с гигантской производственной подготовкой шли такие же масштабные кинопробы: необходимо было выбрать актеров для 300 персонажей, из которых 40 –главные.

Это при том, что многие персонажи романа в экранизации не появлялись, а сюжетные линии других были беспощадно сокращены. В максимально возможной неприкосновенности остались только линии главных героев.

Их именами назывались три из четырех серий фильма: «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «Пьер Безухов».

Выбор актеров на эти роли – отдельный исполненный драматизма сюжет. К примеру, министр культуры Екатерина Фурцева лично уговаривала Олега Стриженова сыграть Болконского, актер вежливо, но решительно отказался.

Иннокентий Смоктуновский долго метался между принцем датским и князем Андреем, и в результате выбрал «Гамлета». На Пьера пробовались режиссер Андрей Кончаловский и тяжелоатлет Юрий Власов с мощной фигурой штангиста и лицом интеллигентного «очкарика».

На роль Наташи Ростовой прошли пробы 300 претенденток, среди которых Анастасия Вертинская (она сыграла Лизу Болконскую), Людмила Гурченко, Натальи Фатеева, Наталья Кустинская.

Совет

Утверждение на роль 19-летней дебютантки, юной балерины Людмилы Савельевой состоялось после многих репетиций и проб. Этот выбор бесспорен в одном: Савельева была свежим, новым на экране лицом и стала актерским открытием фильма.

День съемок пилотного эпизода картины (расстрел поджигателей у Новодевичьего монастыря) совпал с 150-летием Бородинской битвы: 7 сентября 1962 года. В этом эпизоде Бондарчук сыграл Пьера Безухова, закрыв вопрос о выборе исполнителя самой объемной роли в фильме.

Тем самым, он взвалил на себя двойную нагрузку – актерской и режиссерской работы. Не говоря уже о гигантском тексте от автора, который читал за кадром.

Очевидцы утверждают, что к картине Бондарчук приступал со сплошь черными волосами, а через шесть лет работы над ней стал почти полностью седым.

Съемки «Войны и мира» шли во всю, когда волевым решением Минкульта на Андрея Болконского был утвержден Вячеслав Тихонов. Отношения актера и режиссера складывались трудно.

Бондарчук давил, добиваясь от опытного артиста «новых красок» – словом, чтобы Тихонов чудесным образом превратился в молодого изящного аристократа. Актер из-за этого пребывал в постоянной неуверенности, и всерьез подумывал уйти из профессии.

Многие сцены давались ему лишь после десятков дублей, когда доведенный до отчаяния он «выдавал» нужную эмоцию – гнева, возмущения, страдания. Болконский в итоге получился холодновато статичным.

Надо признать, что Сергею Федоровичу так и не удалось передать сложную внутреннюю жизнь героев, мастерски прописанную у Толстого «диалектику души». По-настоящему Бондарчука интересовало нечто более крупное – это, конечно же, «мысль народная». Эта идея романа особенно воодушевляла режиссера.

Обратите внимание

Как только фильм касался массовых форм жизни, того, что Толстой называл «роем», некоего общего движения – на войне ли, в сценах оставления Москвы или войскового похода – режиссура Бондарчука становилась раскованной. Экран оживал, эмоционально вовлекая зрителей.

Мастеру вполне удалось выразить суть войны, с абсолютной бесчеловечностью ее природы с одной стороны, и нравственной силой, явленной русскими воинами – с другой. Неудивительно, что абсолютной удачей фильма стала именно третья серия – «1812 год».

В особенности те его пять частей (50 минут), которые посвящены Бородинскому сражению.

Прологом к нему стал большой и эпизод молебна у Смоленской иконы. Как режиссер провел эту сцену через цензурные препоны, остается загадкой. Ни до ни после церковные сцены такой эмоциональной силы не снимались. А Бондарчуку сделал это гениально, потому что и в этом фрагменте главное – «мысль народная».

Бородинская битва снималась под Дорогобужем в течение двух месяцев: с 26 августа до конца октября 1963 года. Перед съемками статисты прошли двухмесячную подготовку, обучаясь приемам боя и репетируя все сцены битвы.

Со складов Геншатаба были доставлены стоваттные репродукторы, оставшиеся со времен Великой Отечественной. Через них Бондарчук и его ассистенты командовали 15-тысячной массовкой солдат-срочников, изображавших русскую и французскую пехоту, а также 950-ю кавалеристами.

Главный пиротехник Владимир Лихачев руководил отрядом взрывников: в ходе съемок использовали 10 тонн пороха, 17 тысяч дымовых шашек и гранат, 40 тонн керосина.

Камера оператора Анатолия Петрицкого взмывала над полем сражения на вертолете, поднималась на операторском кране, летала по специально построенной подвесной дороге (позже часть ее будет использована в мосфильмовском павильоне N1, где снималась знаменитая сцена бала с полутысячной массовкой).

Важно

Один из наиболее впечатляющих моментов Бородинской битвы – 300-метровый панорамный план, снятый одним непрерывным кадром.

Петрицкий с камерой ехал на операторской тележке по специально проложенным мосткам, запечатлевая панораму сражения – стреляющие пушки, рукопашный бой, бегущих и падающих солдат, горящие избы, людей, несущихся сквозь пламя.

Самую масштабную в истории мирового кино батальную сцену завершала серия стоп-кадров с крупными планами участников битвы – батарейцев и пехотинцев, солдат и офицеров. А за кадром звучали величественные слова Толстого о «победе нравственной, одержанной русскими под Бородином».

Тем не менее, съемочная группа «Войны и мира» была сильно «измотана в боях» пятилетнего непрерывного марафона. Год за годом и день за днем: съемки в павильонах «Мосфильма» и в реальных интерьерах. Натурные объекты были разбросаны по всей стране – от Ясной Поляны, изображавшей имение Болконских, до Ленинграда, где снимались петербургские эпизоды, от Молдавии до Подмосковья. 

В селе Теряево под Волоколамском, недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря, снимался один из самых трудных эпизодов – пожар Москвы. Для него построили декорацию из 11 зданий и 30-метровую копию Сухаревой башни. Среди полыхающего огня оператор и ассистенты работали в асбестовых костюмах, на кинокамеры надевались огнеупорные чехлы.  

Открытым огню оставался лишь Бондарчук, одетый по роли в крестьянский кафтан. В какой-то момент раздался истошный крик: «Режиссер горит!» Пиротехники не растерялись, накинули лассо на окутанного дымом Бондарчука и вытащили его из огненного кольца. Завернувшись в мокрые полотенца, режиссер продолжил съемку.

В мае 1965-го две серии «Войны и мира» затребовали на Московский международный кинофестиваль. Это означало аврал: работу, занимавшую обычно три месяца, пришлось провернуть за один.

Бондарчук справился, но его организм не выдержал перегрузки: результатом ее стала клиническая смерть. Врачи «скорой помощи» три часа боролись за жизнь режиссера.

Совет

Когда жену Ирину Скобцеву допустили к нему в больницу, режиссер ей сообщил: «Теперь знаю, как надо снимать смерть князя Андрея – он должен уходить не во тьму, а в свет».

Большой приз Московского кинофестиваля стал единственной наградой, полученной картиной «Война и мир» на родине. Зато призы зарубежных МКФ следовали один за другим. «Оскара» (1969) – за лучший фильм на иностранном языке – в Лос-Анжелосе получал кто-то из чиновников. Бондарчуку и актерам статуэтку дали подержать, после чего золоченая фигурка отправилась в музей «Мосфильма».

В Советском Союзе фильм посмотрели 135 миллионов человек.

«Войну и мир» горячо обсуждали повсюду: хвалили режиссера и музыку Вячеслава Овчинникова, до хрипоты спорили об актерах, превозносили до небес и беспощадно критиковали.

Но в Анатолии Кторове (старый князь Болконский), Антонине Шурановой (княжна Марья), Николае Трофимове (капитан Тушин), Борисе Захаве (Кутузов) все единодушно признали настоящих героев толстовского романа.

Между тем «Война и мир» победно шагала по планете, актерам воздавали царские почести. Самый большой успех выпал на долю Людмилы Савельевой: Япония провела год ее имени, во Франции новорожденных девочек называли Наташами.

В 1969-м актриса снималась в советско-итальянской ленте «Подсолнухи» вместе с Софи Лорен и Марчело Мастроянни, а Сергей Бондарчук, признанный лучшим в мире мастером батальных сцен, работал над амбициозным международным проектом «Ватерлоо».

Но в истории кино он останется как автор фильма «Война и мир». Самого масштабного и дорогостоящего. Но разве в этом дело? Главное, что в этом проекте все настоящее, все ручной работы. И никакие технологии не смогут заменить его русский дух.

Источник: http://lhistory.ru/statyi/vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector