Введение
А.С.Пушкин (1799-1837) величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Пушкин автор многочисленных произведений ставших классикой русской и мировой литературы. Один из самых известных русских писателей и поэтов в России и за рубежом.
Многообразие разработанных жанров и стилей, лёгкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), “просвещённый гуманизм”, универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в русской словесности; Пушкин поднял её на уровень мировой.
Вольнолюбивые настроения молодого поэта не остаются без внимания властей, и под видом служебной необходимости, Пушкина отправляют на юг. Во время пребывания на Кавказе и в Крыму Пушкин пишет «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». В 1820 г. увидела свет его поэма «Руслан и Людмила».
Поэма «Руслан и Людмила» имела и до сих пор имеет огромный успех у читателей. Как появилась поэма? Почему ее так полюбили? Это я хотела бы раскрыть в своей работе, а также, как изучается поэма в школе.
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др. К одному виду таких поэм относится и известная поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Благодаря своей няне, Арине Родионовне, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм. Бурсов Б.А. Судьба Пушкина. — Советский писатель. Ленингр. отдел, 1986 г., с. 60
Одна из самых известных — «Руслан и Людмила», в которой князь Руслан отправляется в дальний путь, чтобы отыскать свою жену Людмилу, похищенную злым колдуном Черномором. Преодолев много препятствий, Руслан освобождает любимую. Поэма заканчивается торжеством Добра над Злом.
А начинается она знаменитым вступлением «У лукоморья дуб зеленый…» Это картина различных сказочных мотивов и образов, дающая ключ к пониманию жанра произведения.
Когда читаешь эти поэтические строки, вспоминаются русские народные сказки -«Царевна-лягушка», «Марья-царевна», «Баба-яга», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Кощей Бессмертный»…
«Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки соединяются с признаками романтической поэмы. 2
Сюжет поэмы — сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем, печальное — не печально, а страшное — не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.
Торжество правды над коварством, злобой и насилием — вот суть поэмы. А.С.Пушкин работал над своей поэмой 3 года. Он начал ее писать до окончания Царскосельского лицея в 1817 г.
и закончил в марте 1820 г.
Поэма «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820, после выхода поэта из Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы.
Ведь после выхода из Лицея, ведя в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней. Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 г.
в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия» (А. Ф.
Воейков, начавший было журнальную публикацию нейтрально-доброжелательного разбора поэмы, в последней части отзыва под влиянием И. И. Дмитриева раскритиковал её). Особую позицию занял П. А.
Катенин, упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина. Слонимский А.И. Мастерство Пушкина. — Москва: Гос. изд. худ. лит-ры, 1963 г, с. 187 – 216
Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. — Москва: «Наука», 1982 г., с. 35 – 39
Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый так называемый «пролог» — формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления.
В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 г., ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными. В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна».
Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании).
Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша Попович» Николая Радищева).
Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который стал, начиная с «Руслана и Людмилы», решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой)[1], употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»).
Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».
Источник: https://studbooks.net/1939717/pedagogika/vvedenie
Руслан и Людмила
Посвящение
Песнь первая
Песнь вторая
Песнь третья
Песнь четвёртая
Песнь пятая
Песнь шестая
Эпилог
«Руслан и Людмила» – первая поэма Александра Пушкина, написана в 1817—1820 гг. Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы.
Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто.
Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками: лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина, «Альоша Попович» Николая Радищева.
Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства Российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех трёх соперников Руслана (Рогдай, Ратмир и Фарлаф).
Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой, употребляет простонародную лексику.
Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер. Известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».
Поэма начала печаться в «Сыне отечества» весной 1820 г. в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия». Особую позицию занял П. А.
Катенин, упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно.
Считается, что с появления «Руслана и Людмила» началась всероссийская слава Пушкина.
Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый так называемый «пролог» — формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления.
В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 г., ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными. В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна».
Следует отметить, что поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который стал начиная с «Руслана» решительно господствующей формой романтической поэмы.
Поэма
поразила современников и сейчас восхищает читателей богатством и
разнообразием содержания (хотя и не очень глубокого), удивительной живостью
и яркостью картин, даже самых фантастических, блеском и поэтичностью языка.
Не считая многочисленных и всегда неожиданных и остроумных
шутливо-эротических эпизодов в “Руслане и Людмиле”, мы встречаем то живые,
почти “реалистически” увиденные поэтом образы фантастического содержания
(например, описание гигантской живой головы во второй песне), то в
нескольких стихах показанную исторически верную картину древнерусского быта
(свадебный пир у князя Владимира в начале поэмы), хотя вся поэма совершенно
не претендует на воспроизведение исторического колорита; иногда мрачные,
даже трагические описания (сон Руслана и убийство его, смерть живой головы);
наконец, описание боя киевлян о печенегами в последней песне, по мастерству
мало чем уступающее знаменитому “полтавскому бою” в поэме “Полтава”. В языке
своей первой поэмы, используя все достижения предшественников – точность и
изящество рассказа в стихах Дмитриева, поэтическую насыщенность и певучесть
интонаций, “пленительную сладость стихов” Жуковского, пластическую красоту
образов Батюшкова, – Пушкин идет дальше их. Он вводит в свой текст слова,
выражения и образы народного просторечия, решительно избегавшиеся светской,
салонной поэзией его предшественников и считавшиеся грубыми, непоэтическими.
Источник: https://pushkinpoetry.ru/ruslan.htm
К истории создания поэмы пушкина “руслан и людмила”
– 216 –
Л. Н. НАЗАРОВА
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ ПУШКИНА
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
В. Г. Белинский, имея в виду четвертую песнь первой поэмы Пушкина, справедливо отмечал, что в ней содержится пародия на «Двенадцать спящих дев» Жуковского.
1 Повод к такого рода заключению дал Белинскому сам Пушкин в стихах 17—53 четвертой песни «Руслана и Людмилы», обращенных к Жуковскому («Поэзии чудесный гений…»). Позже исследователи также неоднократно сопоставляли «Руслана и Людмилу» с «Двенадцатью спящими девами». Так, например, А. И.
Незеленов считал, что первая поэма Пушкина является «переделкой» «Двенадцати спящих дев», и ошибочно утверждал, что «если сравнить содержание обеих поэм, то окажется, что они почти тождественны».2 Против утверждения Незеленова выступил П. В.
Владимиров, отрицавший решающее значение для Пушкина «Двенадцати спящих дев» в период работы над «Русланом и Людмилой».3 Однако несколько позже, в 1902 году, к мнению А. И. Незеленова присоединился (хотя и с некоторыми оговорками) П. Н.
Шеффер, находивший, что в «Руслане и Людмиле» «могут быть указаны несомненные… реминисценции из поэмы Жуковского».4 Отметим, что и по мнению советского исследователя Д. Д. Благого «поэма Пушкина тесно и непосредственно связана со „старинной повестью“ Жуковского „Двенадцать спящих дев“».5
Сопоставляя «Руслана и Людмилу» с «Двенадцатью спящими девами», исследователи обходили молчанием вопрос о возможных связях между первой поэмой Пушкина и одним из неосуществленных замыслов Жуковского. Так, А. Л. Слонимский и Д. Д.
Благой6 лишь вскользь упоминают в своих исследованиях о намерении Жуковского написать поэму о Владимире.6 Некоторые сопоставления «Руслана и Людмилы» с планом Жуковского сделаны А. Н. Соколовым.
7 Между тем именно в связи с этим задуманным, но не написанным произведением (сохранились только планы
– 217 –
поэмы «Владимир») надо рассматривать, по нашему мнению, знаменитую надпись Жуковского на портрете, который он подарил Пушкину:8 «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила. 1820 марта 26 великая пятница».9
В конце XVIII—начале XIX века героическая эпопея классицизма уже отмирала. Поэмы Хераскова перестали удовлетворять читателей. Знаменитая «Россиада» подверглась в 1815 году резкой критике в статье П. М. Строева.
10 Правда, автор судил «Россиаду» с позиций классицизма, отдавая предпочтение другим эпическим поэмам — далеким предшественницам поэмы Хераскова, но характерен уже самый факт: критика показывала, что жанр классической или героической эпопеи является жанром вырождающимся.
Многочисленные героические поэмы эпигонов Хераскова, подобные «Сувориаде» И. Завалишина (1796), «Петру Великому» Р. Сладковского (1803), «Петриаде» А. Грузинцова (1812), не имели значения. К. Н.
Батюшков в двух своих эпиграммах, направленных против Шихматова, осмеял его попытку вернуться к героической поэме о Петре Великом.
Сказочно-богатырские поэмы11 авторы задумывали с разных идейных позиций,12 но эти поэмы уже не могли претендовать на ту роль, которую играла раньше героическая поэма, а поэты-карамзинисты были заняты преимущественно разработкой малых жанров — элегий, посланий, баллад.
Необходимость поэмы нового типа, по своему значению не уступающей героической поэме, осознавалась ясно как ведущими поэтами-карамзинистами (Жуковский, Батюшков), так и второстепенными литераторами карамзинистского лагеря.
Как известно, особенные надежды возлагались в этом отношении на Жуковского, от которого ожидали народного произведения в русском духе.13
Мы знаем, что в 1810 году у Жуковского возникает замысел поэмы «Владимир». В большом письме к А. И. Тургеневу от 12 сентября этого года он пишет:
– 218 –
«На твое мнение предпочесть Владимиру Святослава теперь не отвечаю ничего, ибо мой план, как я уже сказал выше, есть только одно семя; но Владимир есть наш Карл Великий, а богатыри его те рыцари, которые были при дворе Карла; сказки и предания приучили нас окружать Владимира каким-то баснословным блеском, который может заменить самое историческое вероятие…».14
Упомянув далее, что Владимир будет в его поэме не главным действующим лицом, но «точкою соединения всех посторонних действий, для сохранения единства», Жуковский подчеркивает: «Поэма же будет не героическая, а то, что называют немцы romantisches Heldengedicht; следовательно, я позволю себе смесь всякого рода вымыслов, но наряду с баснею постараюсь вести истину историческую, а с вымыслами постараюсь соединить и верное изображение нравов, характера времени, мнений, позволяя однако себе нравы и мнения времен до Владимира перенести в его время…».15
Из этого письма (а также в особенности из плана «Владимира») видно, что Жуковский собирался написать волшебно-рыцарскую поэму, которая русскими теоретиками литературы того времени могла бы быть отнесена к поэмам «романтическим» или «романическим». Так, например, Н. И. Греч указывал, что «в романтических поэмах господствует чудесное, т. е. содействие духов, волшебников, фей, исполинов, гномов… Поэма сия занимает средину между героическою и комическою».16
В 1815 году, когда Карамзиным были окончены первые восемь томов «Истории Государства Российского», Жуковский провел несколько времени в его обществе.17 Отчасти в связи с этим, по мнению П.
Загарина, поэт снова возвращается к замыслу поэмы о Владимире, память о котором, по словам Карамзина, «хранилась и в сказках народных о великолепии пиров его, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новгородском.., Илье Муромце, сильном Рахдае…
и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях».18
О содержании задуманной поэмы можно иметь некоторое представление на основании послания Жуковского «К Воейкову» (1814), в котором поэтом упоминается «Владимир князь с богатырями» в Киеве, осажденном «бусурманами».
Замысел Жуковского остался неосуществленным. В бумагах его сохранились лишь наброски плана «Владимира» и два наброска «Мыслей для поэмы».
– 219 –
Наброски плана относятся, судя по почерку и бумаге, к 1809 или 1810 году.19 По ним можно проследить, в основных чертах, содержание поэмы, задуманной Жуковским, сюжет которой, очевидно, был бы довольно фантастическим и запутанным.20
Отметим еще, что в одной из тетрадей стихотворений Жуковского 1819— 1820 годов есть пять зачеркнутых строк, может быть, относящихся к какому-то эпизоду поэмы: «Лодомир и Милороза. Лодомир в беседах с Владимиром…».21
Несмотря на большую подготовительную работу, проведенную Жуковским (сбор материалов, составление планов и пр.), его желание создать произведение большого жанра — поэму на материале русской старины осталось неосуществленным.
Знал ли Пушкин о том, что Жуковский в течение ряда лет собирал материалы для поэмы «Владимир»?22 Был ли ему известен план этого произведения? Думается, что на эти вопросы можно ответить утвердительно.
Обратимся сначала к биографическим фактам. В сентябре 1815 года Жуковский, побывав в Царском Селе, познакомился там с Пушкиным и в письме к П. А.
Вяземскому сообщал: Пушкин «написал ко мне послание, которое отдал мне из рук в руки — прекрасное! Это лучшее его произведение! Но и во всех других виден талант необыкновенный!»23 (Речь идет о послании, до сих пор неизвестном, утрата которого представляется «почти невероятной»).24
В том же году Жуковский снова посетил Пушкина и читал ему свои стихотворения.
Очевидно, уже тогда он высоко ценил мнение молодого поэта, так как уничтожал или переделывал те свои стихи, которые его младший товарищ в следующие свидания не мог вспомнить.
25 В 1816 году Пушкин встречался с Жуковским в Петербурге, куда приезжал на рождественские каникулы (25—31 декабря), причем пообещал доставить ему собрание своих лицейских стихотворений.26 В марте 1817 года Жуковский прислал Пушкину
– 220 –
свое стихотворение «Певец на Кремле» с надписью: «Поэту товарищу Ал. Серг. Пушкину от сочинителя».27 Тогда же, т. е. в первой половине 1817 года, Пушкин начал работу над «Русланом и Людмилой». Он писал стихи поэмы на стенах комнаты, куда был посажен в наказание, как в карцер.28
Таким образом, несомненным является факт довольно близкого и притом творческого общения двух поэтов в годы 1815—1817, т. е. тогда, когда старший из них — Жуковский — еще не отказался от мысли написать поэму о Владимире, а младший — Пушкин — уже приступил к созданию «Руслана и Людмилы».29
Сопоставление некоторых эпизодов и деталей «Руслана и Людмилы» с планом «Владимира», по нашему мнению, свидетельствует, что Пушкин не просто знал о замысле Жуковского, но и читал план его поэмы.
Отметим, что действие поэмы «Руслан и Людмила» начинается и оканчивается в Киеве, как и в плане неосуществленной поэмы Жуковского. В обоих произведениях героями являются князь Владимир и его богатыри, среди которых находится Рогдай (имя его взято и Пушкиным и Жуковским, очевидно, из «Истории Государства Российского» Карамзина30).
Первая песнь поэмы Пушкина начинается с изображения пира князя Владимира по случаю брака его дочери Людмилы с Русланом. «Владимир» должен был начинаться с описания приготовлений к торжеству — женитьбе Владимира на Милолике, новгородской княжне.
Осада Киева печенегами (эпизод, сведения о котором Пушкин почерпнул из «Истории» Карамзина), описанная в шестой песни «Руслана и Людмилы», — событие, вокруг которого Жуковский предполагал развернуть, как это видно из плана, всё действие поэмы «Владимир».
Певец Баян на пиру князя Владимира является действующим лицом и у Пушкина и у Жуковского (образ Баяна, знакомый обоим поэтам по «Слову о полку Игореве», был, впрочем, почти традиционным в сказочно-богатырских поэмах).
Имя похитителя Людмилы — Черномора, взятое Пушкиным, вероятно, из поэмы «Илья Муромец» Карамзина, упоминается и в плане «Владимира».
Роль, которую играет Фин в «Руслане и Людмиле», аналогична роли святого Антония у Жуковского, а Наина напоминает о «влюбленной чародейке» (Велледе) из плана «Владимира».
Наконец, из отдельных мелких деталей отметим шапку-невидимку, играющую значительную роль в третьей песни «Руслана и Людмилы» и упоминаемую Жуковским в «Мыслях для поэмы».
– 221 –
Наличие подобного рода отдельных совпадений не помешало, однако, молодому поэту совершенно самостоятельно разработать композицию и сюжет «Руслана и Людмилы». Совершенно прав был Белинский, когда отмечал впоследствии, что «в этой поэме всё было ново: и стих, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами».31
Первая поэма Пушкина вытеснила со сцены героическую эпопею классицизма. Она была тем произведением большого жанра, о котором мечтали арзамасцы, которого они тщетно ждали от Жуковского.
Выше мы указывали, что на основании плана «Владимира» можно предположить, что Жуковский задумал написать так называемую «романическую» или «романтическую» поэму (по определению теоретиков литературы того времени).32 В связи с этим отметим, что Н. Ф.
Остолопов, перечислив ряд характерных жанровых признаков такого рода поэмы, указывал: «На русском языке в романическом вкусе мы имеем написанную г. Пушкиным поэму Людмила и Руслан».33 С ним был согласен и Н. И.
Греч, который находил, что «важнейшее его сочинение есть романтическая поэма „Руслан и Людмила“…».34
Произведение Пушкина было первым этапом его на пути к народности, первой попыткой молодого поэта создать национальную поэму.
35 Принципиальное значение имело обращение Пушкина в ряде случаев к русским источникам (например, народным сказкам), интерес его к русской старине (отнесение действия поэмы к временам княжения Владимира в Киеве), исторический элемент в поэме (осада Киева печенегами, а не татарами, как это изображалось, вопреки истории, в былинах) и, наконец, язык поэмы, приближающийся порой к разговорной народной речи.
————
Источник: https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is1/is1-216-.htm?cmd=p
«А.С.Пушкин. История создания, жанровое своеобразие, роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»
Практическая деятельность учащихся.
«могу»
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Этап включения изученного в систему знаний
Открытие нового знания
Словарная работа по прологу
Музыкальная пауза под мелодию передачи «В гостях у сказки»
Устное словесное рисование
Закрепление учебного материала.
(Осмысленное, выразительное чтение пролога – Игра «Озвучьте фрагмент».)
Итог урока.
– Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? (дети называют « У лукоморья …», но не все знают название поэмы, «Руслан и Людмила»).
– « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?
(Дети говорят, что это вступление, может прозвучать версия, что это пролог)
– Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».
– Что же такое пролог? (Это вступление…)
Для чего он нужен в произведении? Что помогаетнам понять (…о чём будет произведение)
-Давайте сформулируем и запишем в тетради тему и наш главный вопрос урока (Дети предлагают версии.)
Роль пролога в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
-Какие же умения нам могут понадобиться, чтобы ответить на главный вопрос о роли пролога в поэме?
(ответы уч-ся)
-Чему же мы должны научиться к концу урока, как вы думаете?
(читать, анализировать, высказывать мнение, работать в паре, определять роль пролога, что такое поэма…)
– Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствовали в видеосюжете прологе?
( леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей)
– А как вы думаете, откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор?
(няня Арина Родионовна приобщила поэта к УНТ)
-Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд презентации с портретом няни и отрывком из её сказки)
– Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, – говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»
– Чтобы поближе познакомиться с творчеством Пушкина и ответить как можно точнее на главный вопрос урока о роли пролога, послушаем сообщения наших ребят из истории создания поэмы.
(сообщения из слайдов презентации)
1 Уч-к
История создания поэмы.
Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин – лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила».
2 Уч-к
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех.
Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820,». (слайд презентации с портретом Жуковского и надписью).
– А как вы думаете, «Руслан и Людмила» это сказка или все-таки поэма? Почему?
(предположения уч-ся)
Жанровое своеобразие.
-Каждый из вас прав по своему, даже критики-литературоведы по-разному определяли жанр поэмы, послушайте еще одно сообщение, чтобы самим ответить на вопрос о жанре и сделать важный вывод.
3 Уч-к
Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина.
Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.
Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.
– Вспомните, что такое сказка?
– Теперь выясним, что такое поэма
(слайд презентации с определением поэмы)
– А вы как считаете, кто из критиков прав?
( учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и поэмы)
– А что мы увидели в прологе?
(сказочных персонажей)
– Несмотря на наш спор, окончательный вывод о жанровом своеобразии «Руслана и Людмилы» мы с вами сможем сделать, как вы думаете когда?
(только после прочтения поэмы)
-Чтобы ответить на главный вопрос урока о роли пролога, нам нужно что?
(вернуться к прологу, прочитать его…)
-Конечно, осмыслить, все, что происходило в прологе.
– Были в тексте пролога непонятные вам слова? Что нам нужно с ними сделать?
(ответы уч-ся)
-Найдите в тексте пролога неизвестные и непонятные вам слова, чтобы понять смысл, мы должны понять их значение.
(поиск слов детьми в парах, предположения об их значении, работа со сносками)
Словарная работа по прологу
Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;
ученый – выученный, наученный чему-нибудь;
неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный;
видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;
витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;
чредой – по очереди;
пленяет – берет в плен;
чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
– Теперь, когда мы хорошо поработали и знаем значение и содержание пролога, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Закройте глаза, перенеситесь на берег сказочного Лукоморья, представьте чудесный мир, местность, где вы оказались, героев, которых вы там увидели..
(2 минуты музыки)
– А теперь, попробуйте описать словами картину, какая вам представилась.
-Какие герои пролога были в сказочной стране вместе с вами?
-Есть ли там место автору, самому Пушкину? Почему?
Очень много ребят откликнулись и с удовольствием рассказывали о сказочной стране, где они побывали.
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что сначала нарисуют, кого увидели в сказочном тумане, кто сопровождал их в путешествии.)
– Предлагаю вам вернуться к тексту пролога. И не просто вернуться, а попробовать самим стать Пушкиным-рассказчиком или просто актерами, которые озвучивают для нас с вами мультфильмы.
-Будьте внимательны, я включаю вам видео
« У лукоморья дуб зелёный…»
https://youtu.be/m1Y1gjosWJcчастями.
-Ваша задача озвучить мультфильм по частям!
(Пятиклассники с удовольствием, выразительно прочитали пролог еще несколько раз).
– Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока, о роли пролога в произведении?
-Подведем итог, к какому выводу каждый из вас пришел?
-Для чего же Пушкин написал пролог перед произведением?
-Как вы пришли к такому выводу?
(ответы уч-ся)
-Получилось у нас решить главную задачу урока о роли пролог?
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/aspushkin_istoriya_sozdaniya_zhanrovoe_svoeobrazi_125200.html
Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. История создания; пролог
Конспект урока по литературе
Тема. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог.
5 класс. Программа литературного образования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1).
Задачи:
Обучающая: показать связь пролога с УНТ.
Развивающая: развивать речь и воображение учащихся.
Воспитательная: любовь к Родине, любовь к поэзии Пушкина.
Тип урока – комбинированный.
Сетка времени
Организационный момент – 2 минуты
Проблемный вопрос – 1 минута
Формулировка темы – 2 минута
Выступление заранее подготовленных учеников – 9 минут
Физминутка – 2 минуты
Знакомство с прологом к поэме «Руслан и Людмила» – 23 минут
Рефлексия – 3 минуты
Подведение итогов, домашнее задание – 3 минуты.
Оборудование: альбом «А.С. Пушкин», репродукция картины Н. Рамазанова «Пушкин у Лукоморья», презентация.
Ход урока
Организационный момент: запись числа.
Проблемный вопрос: на экране – портрет А.С. Пушкина. Вопрос для учащихся: кого они видят на экране? Что учащиеся знают о нем?
Формулировка темы: А.С. Пушкин (о нем).
Задача: подробнее (больше) узнать о жизни Пушкина
Выступление заранее подготовленных учеников (презентация, сопроводительный текст к слайдам). Класс делает краткие записи важных или интересных событий из жизни А.С.
Пушкина, на которые обращает внимание или докладчик, или учитель помогает верно расставить акценты докладчику, также следит за своевременной записью в тетрадях учащихся.
Примерное содержание презентации, приведенное ниже, было заранее обговорено с учащимися.
А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала.
Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).
Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).
Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения:
…в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Чтение еще одного отрывка:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Вопросы к классу: Какие слова непонятны? О чем стихотворение?
Словарная работа: шушун – женская верхняя короткополая одежда или кофта. (На экране, ребята записывают в тетрадь).
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Вопросы к классу: Какие слова непонятны? О чем стихотворение? Названия каких жанров УНТ прозвучали в первом прочитанном стихотворении? Как отзывается о них поэт? Какая еще задача стоит перед нами? (Ребята формулируют еще одну задачу – показать любовь к УНТ А.С. Пушкина; выявить связь УНТ и пролога поэмы «Руслан и Людмила»).
Слово учителя. Событием, предопределившим жизненный путь будущего гения, стало зачисление в Царскосельский императорский Лицей.
Здесь Пушкин изучал разнообразные науки, здесь сформировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и на общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей – А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера.
И именно здесь, в Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Эта поэма-сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1920 году.
Физминутка.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
А) Выступление с сообщением заранее подготовленного ученика. Примерный текст сообщения: Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех.
Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
В 1828году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане».
Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к пушкинским сказкам.
Эта пушкинская сказка – «Пролог» – совершила большое дело: открыла народной поэзии доступ в литературу, внесла в литературу новую живую струю, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Записи в тетрадях учеников: цитата Жуковского; большое дело «Пролога»: открыл народной поэзии доступ в литературу, внес в литературу новую живую струю, сблизил литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Б) Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения пролога актером.
Словарная работа (в тетради):
Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
В) Беседа (+ устное словесное рисование):
Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко.
Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно.
Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…».
Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.
А почему кот «ученый»?
Варианты ответов могут быть разными: мудрый, образованный, дрессированный, кот, который знает песни и сказки. Здесь нужно уточнить ответы детей и вспомнить кота Баюна.
Пространство картины заполняется изображениями сказочных героев и фрагментами сказочных сюжетов. Мы хорошо представляем себе героев, как их нарисовать, потому что они пришли к нам из народных сказок.
А из каких? (вопрос учащимся; также можно вспомнить, чем народная сказка отличается от литературной).
«Пролог» Пушкина называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора. А почему? (Учащиеся, отвечая на этот вопрос, во многом опираются на предыдущий: заимствование ключевых сюжетов и мотивов из народных сказок, и здесь же – возврат к теме и к задачам, которые были сформулированы).
Выразительное чтение пролога учащимися (2-3 ученика).
В завершении работы по устному словесному рисованию (если останется время) можно сравнить свои впечатления с репродукцией картины «Пушкин у Лукоморья» (1843 год) Н. Рамазанова.
Рефлексия: тест по биографии Пушкина, стихотворениям, которые были озвучены на уроке, и по вопросам беседы. Выполняется в тетради, оценку ребенок выставляет себе самостоятельно в виде смайла (веселый – 5, легкое недоумение – 4, досада – 3).
Критерии: все верно – 5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3.
Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание: Выразительно чтение наизусть «Пролога». Нарисовать чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. На следующем уроке (в начале или в конце) можно устроить конкурс рисунков.
Список использованной литературы
Пушкин, А.С. Руслан и Людмила (Электронный ресурс) https://lib.rus.ec/b/107145
Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.
Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.
Филимонов, В.П. Автор в поэме «Руслан и Людмила». V класс (Текст)// «Литература в школе», 1999, №4. – с. 63.
Кортаева, И.Ю. Коллективное чтение. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. V класс (Текст)// «Уроки литературы», 2000, №4. – с. 12.
Благой, Д.Д. Пушкин А.С. (Текст)
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-as-pushkin-ruslan-i-lyudmila-istoriya-sozdaniya-prolog-2440167.html
Тема. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила история создания; пролог
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Заказать написание работы
Кошковой Анастасии, ФР-501
Конспект урока.
Тема. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог.
5 класс. Программа литературного образования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1).
Задачи:
- Обучающая: показать связь пролога с УНТ.
- Развивающая: развивать речь и воображение учащихся.
- Воспитательная: любовь к Родине, любовь к поэзии Пушкина.
Тип урока – комбинированный.
Сетка времени
- Организационный момент – 2 минуты
- Вступительное слово учителя – 10 минут
- Знакомство с прологом к поэме «Руслан и Людмила» – 30 минут
- Подведение итогов, домашнее задание – 3 минуты.
Оборудование: альбом «А.С. Пушкин», репродукция картины Н. Рамазанова «Пушкин у Лукоморья».
Ход урока
Организационный момент: запись числа и темы в тетрадь.
- Вступительное слово учителя.
А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала.
Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).
Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).
Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.
Учитель наизусть читает отрывок из стихотворения Пушкина:
…в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Чтение еще одного отрывка:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Словарная работа: шушун – женская верхняя короткополая одежда или кофта.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Событием, предопределившим жизненный путь будущего гения, стало зачисление в Царскосельский императорский Лицей.
Здесь Пушкин изучал разнообразные науки, здесь сформировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и на общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих лучших друзей – А. Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера.
И именно здесь, в Лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Эта поэма-сказка будет закончена и напечатана в Петербурге в 1920 году.
Записи в тетради учеников: краткие сведения о семье, о няне. Словарная работа – тоже в тетрадь.
- Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
А) Слово учителя:
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Поэма имела большой успех. Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
В 1828году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане».
Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый».
По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к пушкинским сказкам. Эта пушкинская сказка – «Пролог» – совершила большое дело: открыла народной поэзии доступ в литературу, внесла в литературу новую живую струю, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Записи в тетрадях учеников: цитата Жуковского; большое дело «Пролога»: открыл народной поэзии доступ в литературу, внес в литературу новую живую струю, сблизил литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
Б) Выразительное чтение пролога учителем.
Словарная работа (в тетради):
Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
В) Беседа (+ устное словесное рисование):
- Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?
- Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.
- Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? (Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).
Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.
Варианты ответов могут быть разными: мудрый, образованный, дрессированный, кот, который знает песни и сказки. Здесь нужно уточнить ответы детей и вспомнить кота Баюна.
Пространство картины заполняется изображениями сказочных героев и фрагментами сказочных сюжетов. Мы хорошо представляем себе героев, как их нарисовать, потому что они пришли к нам из народных сказок.
А из каких? (вопрос учащимся; также можно вспомнить, чем народная сказка отличается от литературной).
- «Пролог» Пушкина называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора. А почему? (Учащиеся, отвечая на этот вопрос, во многом опираются на предыдущий: заимствование ключевых сюжетов и мотивов из народных сказок).
Выразительное чтение пролога учащимися (2-3 ученика).
В завершении работы по устному словесному рисованию (если останется время) можно сравнить свои впечатления с репродукцией картины «Пушкин у Лукоморья» (1843 год) Н. Рамазанова.
Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание:
- Выразительно чтение наизусть «Пролога».
- Нарисовать чудесный мир, описанный в пушкинском прологе. На следующем уроке (в начале или в конце) можно устроить конкурс рисунков.
Список использованной литературы
- Пушкин, А.С. Руслан и Людмила (Электронный ресурс) https://lib.rus.ec/b/107145
- Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.
- Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.
- Филимонов, В.П. Автор в поэме «Руслан и Людмила». V класс (Текст)// «Литература в школе», 1999, №4. – с. 63.
- Кортаева, И.Ю. Коллективное чтение. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. V класс (Текст)// «Уроки литературы», 2000, №4. – с. 12.
- Благой, Д.Д. Пушкин А.С. (Текст)
- Кортаева, И.Ю. Коллективное чтение. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. V класс (Текст)// «Уроки литературы», 2000, №4. – с. 12.
- Филимонов, В.П. Автор в поэме «Руслан и Людмила». V класс (Текст)// «Литература в школе», 1999, №4. – с. 63.
- Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.
- Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.
Источник: https://samzan.ru/78516