Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся”
/ Сочинения / Куприн А.И. / Олеся / Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся”
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Александр Иванович Куприн – писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая их окружает через неуловимые, на первый взгляд, детали. Это и речь героя, и его портрет, и в меру подробное описание пейзажа.
Повесть «Олеся», несмотря на реалистичность, пронизана мягким лиризмом и задушевностью. Повествование идет от лица молодого человека, которого «судьба забросила на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья». Имя главного героя читатель узнает не сразу, как и большую часть информации о нем.
С первых страниц можно понять, что Иван Тимофеевич – человек очень интеллигентный, он любит узнавать что-то новое: о жизни, о людях, о науках. Приехав в глухую деревню, он, за неимением впечатлений, читает книги, охотится и даже пробует лечить людей. Иван Тимофеевич – человек мягкий, ему не чуждо чувство сострадания.
С неприязнью он относится к «омерзительной привычке, привитой веками рабства и насилия» местных жителей – целованию рук. К слуге своему, Ярмоле – «самому бедному и самому ленивому мужику во всем Переброде» – Иван Тимофеевич относится с и искренней добротой, и даже жалостью. Герой-рассказчик – человек в меру эмоциональный и хорошо знающий психологию людей.
В зависимости от того, с кем он говорит и при каких обстоятельствах, он выбирает интонацию, чаще всего, для своей выгоды. Начиная разговор с Олесей, Иван Тимофеевич пытает понять, как с ней нужно говорить, чтобы не спугнуть эту легкую и чуткую девушку: «Должно быть, на нее подействовал мягкий, просительный тон, который я придал этим словам».
В разговоре со старухой Мануйлихой, герой сначала использует простонародное, довольно грубое обращение «Здравствуй, бабка!». Видя ее недружелюбный настрой, герой меняет поведение, возвышая голос и мягко спрашивая: «Бабушка, а воды-то у вас, по крайней мере, можно напиться?». В разговоре с урядником, стараясь угодить ему, Иван Тимофеевич заискивающ и вежлив.
На приказчика, рассказывающего о происшествии церкви, Иван Тимофеевич крайне зол и не скрывает этого, без стеснения повышая голос. И все это выходит у него очень естественно, что говорит об умении общаться с людьми.
Внешний и психологический портрет Ивана Тимофеевича практически отсутствует.
Многое читатель узнает о нем из гадания Олеси: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а так же до нашей сестры больно охочи..Деньгами не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете».
Правдивы эти слова, или нет – читатель не узнает, ведь весь рассказ – субъективен, Иван Тимофеевич рассказывает его от своего лица. Но слова Олеси о слабости его натуры и слова, скорее, всего, справедливы. Ведь то, как складывается судьба Олеси и Ивана Тимофеевича, подтверждает не только эти слова, но и говорит о том, что герою не хватает чуткости и внимания к тому, кого он любит.
Добавил: polinamay
29485 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению “Олеся”:
- Краткое содержание
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00860111322057411601
Анализ повести А.И. Куприна “Олеся”
Повесть «Олеся» была написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году.
1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением.
Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества.
Здесь был задуман цикл так называемых «Полесских рассказов», в который впоследствии вошли рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя — повесть «Олеся».
Повесть эта — воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.
История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой.
Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке глухой деревни.
Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.
Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны — особая притягательная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгновение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.
В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей полнотой раскрываются характеры героев повести.
Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие — все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире».
Естественная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.
Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.
Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправдывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.
К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес — не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпадают потому, что люди эти (Олеся — всегда, ее возлюбленный — лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.
В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.
Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности.
По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной».
Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.
Константин Паустовский, прекрасный писатель, истинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».
Куприн не может умереть в памяти людей — как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/434-povest-ai-kuprina-olesya.html
Проблематика повести А.И. Куприн «Олеся». В чем смысл противопоставления Олеси и Ивана Тимофеевича. Почему их любовь обречена
Александр Иванович Куприн — замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь — это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой.
Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя.
Люди гармоничные, живущие в ладу с собой и природой, являются идеалом писателя, именно такую героиню он выводит в повести “Олеся”.
Простая полесская девушка живет в окружении природы. Она слушает звуки и шорохи, “понимает” голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Она самодостаточна. Ей хватает того круга общения, который у нее есть. Окружающий ее лес Олеся знает и понимает, она читает природу как загадочную и интересную книгу.
“Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. — Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные… голодные совсем.
А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было”.
А вот столкновение с миром людей несет Олесе, похоже, одни невзгоды и переживания. Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями. Они готовы обвинить во всех бедах этих бедных женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:
— Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…
Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся по-своему умна и прозорлива. Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, “панычем Иваном”. Любовь — прекрасное и возвышенное чувство — оборачивается гибелью для этой “дочери природы”. Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.
Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их безотчетный страх перед “ведьмами”, коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними.
Приход Олеси в церковь — это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: — Хорошо же!..
Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!
Теперь примирения быть не может. Правота оказалась на стороне сильных. Олеся — хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире.
В повести “Олеся” Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.
Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый».
Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу.Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга.
Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина.
Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически.
А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь.
Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви.
Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича – это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды.
Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей.
И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.
Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения —все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
Источник: https://infopedia.su/16x111f9.html
История создания повести А. Куприна
История создания повести А.Куприна «Олеся»
Повесть «Олеся» – это раннее произведение Александра Ивановича Куприна.
1897 году Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением.
Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, яркие впечатления от встречи с природой дали Куприну богатый материал для творчества.
Здесь был задуман цикл «Полесских рассказов», в который впоследствии вошли рассказы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений Куприна «Олеся».
Повесть эта – воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Мечта эта всегда воодушевляла Куприна, помогала преодолевать горести и лишения, выпавшие на его долю.
Рано потеряв отца, Куприн познал все тяготы сиротской жизни, безрадостного существования во вдовьем доме, куда мать его из бедности должна была определиться, затем в кадетском корпусе.
Но чем меньше дарила жизнь радости, тем более крепла в Куприне жажда красоты и гармонии.
За два года до «Олеси» была повесть «Молох», в основе которой детальное изучение писателем жизни больших промышленных предприятий в Донецкой бассейне.
Молох – древнее божество, которому приносились человеческие жертвы, – таков кровавый символ капиталистического мира, где нет места простому, честному человеку, где процветает бессердечный делец, где невозможны красота и счастье.
Глубокая неприязнь к капиталистической цивилизации пронизывает эту повесть создана, как и многие другие сочинения Куприна.
Не случайно вдали от города, где люди живут « в маленьких конурках, что и воздуха не хватает, – не здесь, а среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит Куприн героиню своей самой поэтичной повести.
История недолгой, но прекрасной по своей искренности и полноте, любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофеевича в непривычной обстановке глухой деревни. Глушь, леса и болота, поющий на разные голоса ветер.
Старый помещичий дом, старинная мебель, портреты ХУ111 столетия. Мы готовы к рассказу о событиях исключительных, далеких от спокойного течения жизни. И уже как прямое предвестье близящегося необычайного события звучат слова Ярмолы о живущей неподалеку колдунье.
Иван Тимофеевич находит затерявшуюся в болотах «сказочную избушку «на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.
Куприн окружает свою героиню ореолом тайны. Никто не знает и никогда не узнает, откуда пришла ведьма Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они на век исчезли.
Что было в прошлом у этих необычных женщин и какова их судьба за пределами повествования. Ответа нет. И в этой неразгаданности тайны – особая притягательная сила купринской поэмы в прозе.
Жизнь на мгновение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.
В любви, бескорыстной и чистой, с наибольшей полнотой раскрываются характеры героев повести.
Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие – все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире».
Возвышенная любовь Ол6еси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое. И потому так горько потерять ему Олесю.
Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует неизбежность трагического конца короткого своего счастья. И пусть не пошла бы она в церковь, пусть не выпал бы этой ночью град, возможно ли было счастье героев там, в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич.
Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Но в этом не отречение писателя от своей любви, от сочувствия к простому люду. Он говорит горькую правду о загубленном веками рабства человеческих душах.
Источник: https://gagago.ru/istoriya-sozdaniya-povesti-a-kuprina.html
Анализ повести «Олеся» Куприна
Александр Куприн написал повесть «Олеся» под впечатлением от поездки по Полесью, услышанных там рассказов, легенд, преданий.
В повести использованы черты этнографического очерка: описание местных нравов, фольклорные элементы, диалектная лексика.
Давайте проведем краткий анализ повести «Олеся», и посмотрим на некоторые особенности произведения. На нашем сайте вы также можете прочесть краткое содержание «Олеся» Куприна.
Сюжет повести «Олеся»
Повесть «Олеся», анализ которой мы проводим, посвящена истории любви Ивана Тимофеевича и полесской «колдуньи». Взаимоотношения героев раскрывают характеры каждого из них.
Повествование ведётся в прошедшем времени, рассказчик Иван Тимофеевич вспоминает события, произошедшие с ним во время поездки в одну из полесских деревень. Там он охотился, лечил крестьян, изучал нравы.
Его заинтересовал рассказ о ведьме Мануйлихе, жившей в этих местах.
Однажды во время охоты Иван Тимофеевич забрёл в её избушку. Там рассказчик познакомился с Олесей, внучкой Мануйлихи. Девушка была настолько необычна, что Иван Тимофеевич влюбился в неё, «прекрасная сказка любви» изображается в окружении таинственного леса. Они задумывались о венчании.
Ради любви Олеся решилась пойти в церковь на Троицу, но деревенские бабы выгнали её и избили, так как считали ведьмой. Олеся в сердцах крикнула, что они пожалеют об этом. На следующий день разразилась гроза с градом. Олесе с бабушкой пришлось бежать, иначе их ждала расправа местных жителей. На память о себе она оставила Ивану Тимофеевичу нитку коралловых бус.
Хотя это описание не назвать кратким содержанием, без него, все-таки, трудно себе представить анализ повести «Олеся».
Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна
Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального.
Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек.
Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.
Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев.
В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.
Образ главной героини
Первое появление Олеси в повести необычно. Вначале Иван Тимофеевич, сидя в избе у Мануйлихи, слышит песню, которую напевает Олеся, только потом появляется девушка. «Свежий, сильный и звонкий голос» показывает молодость и красоту Олеси, выросшей в лесу.
Куприн рисует образ Олеси с помощью психологического портрета: оригинальная красота, «неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», блестящие, тёмные глаза, своевольный изгиб губ. Всё это показывает решительный, сильный характер Олеси, в то же время её детскость и доброту.
Неслучайно впервые Олеся появляется, неся в руках птенцов, которые «увязались» за ней. Эта мысль очень важна, когда мы проводим анализ повести «Олеся».
Девушка считает себя настоящей колдуньей. Она умеет гадать на картах, понимает язык птиц, заговаривает и останавливает кровь, показывает ещё много «фокусов» (как называет их Иван Тимофеевич).
Любовь Олеси так же прекрасна, как вечерние и утренние зори, неслучайно спустя много лет для рассказчика образ возлюбленной остаётся неразрывно связанным с июньской свежестью природы. Он отмечает тонкую деликатность и чуткость девушки. Она готова на многое ради любви.
Одним из испытаний стал для «ведьмы» поход в церковь. Она знала, чем это может обернуться для неё, ведь местные жители ненавидели колдуний. Но даже после того как Олеся поплатилась за этот поступок, она ни разу не упрекнула Ивана Тимофеевича.
Анализ повести «Олеся» Куприна показывает, что девушка оказывается смелее и выше мужчины, который никак не может решиться, как ему поступить. Он любит Олесю, но не может представить, что она окажется его женой, хозяйкой светских вечеров.
Колебания героя приводят к тому, что Олеся с бабушкой уезжают, а он всю жизнь вспоминает возлюбленную и упущенное счастье.
Надеемся, что данная статья, в которой был представлен краткий анализ повести «Олеся», поможет вам лучше понять смысл произведения и замысел Куприна. Посетите наш литературный блог – там сотни статей на подобную тематику. Вас также может заинтересовать по теме:
- Краткое содержание повести «Олеся»
- Биография Александра Куприна
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-olesya-kuprina
Олеся Анализ повести Куприна | Инфошкола
13 Декабрь 2012 админ Главная страница » Критика Просмотров: 34787
Повесть Олеся Куприна
Анализ повести «Олеся» Куприна.
Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся».
В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.
Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом реальном мире, устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».
Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?
В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.
И всё же есть ли в повести что- то необычное?
Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».
Почему?
Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».
Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви.
Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся.
Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.
Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь.
Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.
Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?
Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой.
Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? ..
Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку.
Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »
Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?
Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека.
Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.
Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?
Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку.
Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение.
Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.
Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?
Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.
Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?
Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях.
Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему.
— Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.
Почему Олеся решила пойти в церковь?
Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.
Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?
Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.
Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.
Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.
Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?
Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи.
Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере.
Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,
Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу.
— С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе».
И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »
Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения.
Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик».
Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.
Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?
Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду.
Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь».
Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.
Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?
Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.
Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.
Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе.
Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств.
И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …
Источник: https://info-shkola.ru/olesya-analiz-povesti-kuprina/
“Олеся” Куприна: анализ рассказа
В ранней прозе Куприна особое место занимает рассказ «Олеся», который первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье.
За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника.
Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями.
В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.
«Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком…» Все это было так привлекательно для начинающего писателя, но оказалось, что в деревне, кроме охоты, заняться просто нечем.
Местная «интеллигенция» в лице ксендза, урядника и конторщика ничем не привлекает Ивана Тимофеевича, так зовут главного героя рассказа. Не находит «городской паныч» общего языка и с крестьянами. Скука жизни, беспробудное пьянство и дремучее невежество, царящие вокруг, угнетают молодого человека.
Кажется, только он один выгодно отличается от окружающих: добр, сердечен, мягок, отзывчив, искренен. Однако всем этим человеческим качествам предстоит выдержать испытание любовью, любовью к Олесе.
Впервые это имя на страницах рассказа возникает, когда, решив развеять ставшую уже привычной скуку, герой решает посетить дом загадочной Мануйлихи, «настоящей, живой, полесской ведьмы».
И на страницах рассказа словно оживает Баба Яга, такая, какой ее рисуют народные сказки. Однако встреча с нечистой силой обернулась знакомством с удивительно красивой девушкой.
Олеся привлекла Ивана Тимофеевича не только “оригинальной красотой”, но и своим характером, в котором сочетались нежность и властность, детская наивность и вековая мудрость.
Любовь двух молодых людей началась вроде бы совершенно неожиданно и развивалась довольно счастливо.
Постепенно перед Иваном Тимофеевичем начинает раскрываться характер его избранницы, он узнает о незаурядных способностях Олеси: девушка могла определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страху, лечить обыкновенной водой болезни, даже свалить человека с ног, только посмотрев на него.
Она никогда не пользовалась своим даром во вред людям, как не пользовалась и старая Мануйлиха, ее бабка. Только трагическое стечение обстоятельств заставило этих двух незаурядных женщин, старую и молодую, жить вдали от людей, сторониться их. Но даже здесь нет им покоя: жадного урядника не могут удовлетворить их жалкие дары, и он готов их выселить.
Иван Тимофеевич всячески стремится оградить и предостеречь свою возлюбленную и ее бабку от всевозможных бед. Но однажды он услышит от Олеси: “…Вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. Действительно, в характере Ивана Тимофеевича отсутствует цельность и глубина чувств, он может причинить боль окружающим.
Олеся же оказывается неспособной обидеть никогда и никого: ни зябликов, выпавших из гнезда, ни бабушку своим уходом из дома с любимым, ни Ивана Тимофеевича, когда тот просит ее сходить в церковь. И хотя эта просьба будет сопровождаться «внезапным ужасом предчувствия» и герою захочется бежать за Олесей и «просить, умолять, даже требовать…
чтобы она не шла в церковь», он сдержит свой порыв.
Этот эпизод и приоткроет тайну «ленивого» сердца: ведь не родился же герой с этим пороком? Жизнь научила его контролировать душевные порывы, заставила отбросить то, что заложено в человеке природой.
По контрасту с героем изображена Олеся, лишь она одна, “сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности” (Л. Смирнова). Так на страницах рассказа создается образ положительного героя Куприна — «естественного человека», чья душа, образ жизни, характер не испорчены цивилизацией.
Внутренне гармоничный, такой человек несет гармонию и в окружающий его мир. Именно под воздействием любви Олеси на миг проснулась “усталая” душа героя, однако ненадолго. «Зачем же я не послушался тогда смутного влечения сердца…?» На этот вопрос герой и автор отвечают по-разному.
Первый, защищаясь от голоса совести общими рассуждениями о том, что «в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя», отмахнулся от возникшего призрака вины перед Олесей и ее бабкой, второй — настойчиво донес до читателя свою сокровенную мысль о том, что “человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности” (Л. Смирнова).
Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/kuprin_a_i/olesja_kuprina_analiz_rasskaza/22-1-0-603