Кухарка в повести “черная курица, или подземные жители” а. погорельского

Статья по литературе (5 класс) по теме: Антоний Погорельский и его сказка “Черная курица, или Подземные жители”. Часть 1

Антоний Погорельский и его сказка “Черная курица, или Подземные жители”. Часть 1

Антоний Погорельский –  замечательный русский писатель начала ХIХ века. Его знаменитое произведение «Черная курица, или Подземные жители» является одной из первых литературных сказок в русской прозе. Сам он называл её волшебной повестью.

Сказка стала любимым чтением для детей и вошла в золотой фонд детской литературы. Однако, как и многие другие произведения, предназначенные для детей («Приключения Алисы» Л. Кэрролла, «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «Синяя птица» М. Метерлинка и др.

), оно мерцает многими смыслами, и за простым сюжетом с наивной моралью угадывается иное, более сложное повествование.

«Чёрную курицу» Погорельский писал в 1825-1826 годах, а опубликована она была в 1829 году и действительно стала одной из первых в русской литературе книг во многих смыслах – и одной из первых литературных сказок, и одним из первых мистико-фантастических произведений, и первым авторским произведением литературы для детей. Приемы введения фантастического, сочетание фантастического и реального в произведении, обыгрывание мотива сна, исторический принцип в основе повести – все эти находки Погорельского позже будут использованы и другими русскими писателями.

Антоний Погорельский, как известно, псевдоним писателя, настоящее имя которого – Алексей Алексеевич Перовский. Отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был известным государственным деятелем при дворе Екатерины II, а мать –   Мария Михайловна Соболевская (впоследствии по мужу – Денисьева) – простой мещанкой. Богатый вельможа, А.К.

Обратите внимание

Разумовский добился дворянского звания для своих внебрачных детей и оставил им наследство.

Семья была исключительно литературной. Сам А.К.Разумовский послужил одним из прототипов старого графа Безухова в романе Л.Толстого «Война и мир». Он состоял в переписке с И.А. Поздеевым, с которого Толстой писал в своем романе образ масона Баздеева.

На основании воспоминаний В.Перовского, родного брата Алексея  Перовского, о его приключениях в захваченной французами Москве и встрече с генералом Даву написана часть романа Л. Толстого о похождениях Пьера в сожженной Москве. Кроме того, В.

Перовский, бывший в 1833 году оренбургским военным губернатором, встречался с Пушкиным, когда тот, собирая материалы к «Истории пугачевского бунта», посетил Оренбург.

Племянник Погорельского, которого он очень любил и воспитанием которого занимался, – Алексей Константинович Толстой – стал выдающимся русским поэтом, писателем и драматургом. Три других племянника, сыновья сестры Ольги – Жемчужниковы – оставили в литературе яркий след, создав пародийный образ Козьмы Пруткова.

«Черная курица» была сочинена Перовским для его племянника Алеши Толстого, который стал своеобразным двойником дяди – носил то же самое имя и находился в том же возрасте, что и герой произведения, в котором угадываются черты самого автора.

На создание сказки повлияло творчество Гофмана, произведения которого Перовский прочитал, скорее всего, в Германии, куда был переведен по службе в 1814 году. Здесь он и познакомился с первыми сборниками рассказов Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814), «Ночные рассказы» (1816).

В сказке ощущается влияние и других немецких романтиков, в частности Тика, а также знаменитого английского писателя-сатирика Свифта.

С самых первых абзацев произведения проявляются два основных принципа творчества писателя, которые актуализируются в сказке, – сочетание фантастического с реальным и принцип историзма.

Важно

Сказочное «жил-был» в начале сказки сопровождается точным адресом и описанием Петербурга, причем автор создает два образа города – один в историческом ракурсе – это Петербург конца восемнадцатого века – и второй – современный рассказчику.

Он пишет о том, как похорошел город, как изменился его облик: «В  то  время  Петербург наш  уже  славился  в целой  Европе  своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь.

Тогда  на проспектах Васильевского  Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из  гнилых  досок сколоченные,  заступали  место  нынешних  прекрасных тротуаров.

 Исаакиевский  мост,  узкий  в то время и  неровный,  совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была  Петербург тогдашний  не  то был, что теперешний».

В этих словах чувствуется и любовь к Петербургу, и гордость за столицу, которая за сравнительно недолгий срок (всего сорок лет) преобразилась и стала одним из красивейших городов мира.

Говоря о Петербурге в историческом смысле, Погорельский, кроме прошлого и настоящего (которое для читающего сказку является уже историческим прошлым) имплицитно создает и третью проекцию – города будущего (который для читающего является настоящим), продолжающую мотив совершенства и могущества Петербурга.

В любви к родному городу, который одновременно является и столицей могучей империи, проявляется патриотическое чувство, которое в полной мере было присуще Погорельскому.

С началом войны 1812 года Перовский, как и многие другие молодые дворяне, охвачен общим патриотическим порывом и вступает в армию: его зачисляют в 3-й Украинский казачий полк.

Отец категорически запретил Перовскому принимать участие в военных действиях, угрожая, в случае неповиновения, лишить сына материальной поддержки и имения.

Перовский отвечал отцу хоть и в лучших романтических традициях того времени, но,  тем не менее, очень искренне: «Можете ли Вы думать, граф, что сердце моё столь низко, чувства столь подлы, что я решусь оставить своё намерение не от опасения потерять Вашу любовь, а от боязни лишиться имения? Никогда слова сии не изгладятся из моей мысли… »

Совет

Подобное поведение и настрой чувств говорят не только о патриотизме писателя, который храбро сражался против французов и в рядах регулярной армии, и в отрядах партизан – Погорельский находился в армии вплоть до 1816 года, –  но и об особенном благородстве и чистоте помыслов этого человека. Участие в исторических событиях, безусловно, дало писателю ощущение причастности к большой истории, выработало в нем философское отношение к жизни. Философские ноты звучат уже в самом начале сказки: «…настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…».

Исторические вехи в повести обозначены несколькими периодами – времена Петра I, которого знали и с которым даже беседовали старушки голландки, конец восемнадцатого века, когда происходили описанные в сказке события;  время, соответствующее моменту повествования (30-тые годы ХIХ века), и, наконец, условное будущее, когда и «наши следы сотрутся с лица земного». Подобная временная композиция помогает протянуть нити от прошлого к будущему, показать их единство и взаимосвязь, включенность каждого персонажа в исторический процесс. Кроме того, она является одним из способов введения фантастики в реальность: столетние старушки, родившиеся в конце семнадцатого века, являются частью прошлого, которое становится легендарным и в какой-то степени фантастическим – недаром именно через их комнату надо пройти, чтобы попасть в сказочный мир. Голландские старушки связаны с темой масонского посвящения: как известно, Петр I был принят в масонскую ложу во время путешествия по Голландии. Сам Погорельский тоже был масоном, вступившим в Дрездене в ложу Трех мечей. Он неоднократно делал попытки вступить в масонство и раньше, но его отец, сам видный и влиятельный масон, препятствовал этому. Как бы то ни было, но в Дрездене во время заграничного похода Погорельский осуществил свою мечту.

Масонские мотивы занимают существенное место в «Черной курице». Один из героев сказки – министр подземного королевства. Однако в дневной земной жизни он предстает почему-то в виде курочки. Правда, курочка эта не обычная: по словам кухарки, она не несет яйца и не высиживает цыплят.

Читайте также:  Критика о творчестве горького, отзывы современников

Почему же министр является в виде курицы, а не, скажем, в виде петуха, что было бы логичнее с точки зрения здравого смысла? А дело в том, что символика курицы закладывает нужные писателю смыслы, которые концепт петуха мог бы исказить, да и само название сказки сразу же напоминает посвященным о другой знаковой книге.

«Чёрная курочка» — гримуар, содержащий в себе сведения о создании талисманов и волшебных колец. Используя эти предметы, люди якобы могли достигнуть неслыханной силы. Но главная тайна, которую раскрывает книга, — это создание некоей «Черной курочки», также известной как «курица, несущая золотые яйца». Такая курица могла принести владельцу огромные богатства.

Символика курицы амбивалентна. С одной стороны, она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Она является символом родительской любви: боязливая по натуре, курица, становится героиней, защищая своё потомство – она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам.

В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой.

Курица — воплощение всепрощающей любви, символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей: « О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто собирать твоих детей вместе, как наседка собирает своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь!» ( Из словаря символов)

Старательная курочка в аллегорическом изображении “семи свободных искусств” символизирует грамматику, которая связана с усидчивым и кропотливым трудом (в сказке эта символика связана с мотивом учения).

Обычная курица, считающаяся недалекой птицей,  в сказках может снести золотое яйцо, которое является аллегорией связанного с высшими силами сокровища (в том числе и подземного богатства – Алеша попадает к подземным жителям).

Обратите внимание

Понятие «сокровище» имеет также и переносный смысл – имеется в виду духовное богатство человека: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20)

С другой стороны, в символических словарях Черная курица –  слуга дьявола или даже одно из его проявлений.

https://www.youtube.com/watch?v=CrvFxjD2iAk

Черная курица недаром является именно Алеше. Это восприимчивый, чувствительный мальчик с тонкой и нежной душой, обладающий богатым воображением. Он остро чувствует свое одиночество, которое развивает в нем мечтательность, желание увидеть волшебный мир. Он ждет встречи с чудесным.

В самых обыденных явлениях и реалиях окружающего мира он ощущает веяние таинственного: дырочки в заборе кажутся ему нарочно сделанными волшебницей, а переулок – сказочным пространством, в котором должны случаться необыкновенные происшествия. Фантазии его связаны также с любовью к чтению. Алеша читает немецкие волшебные повести и рыцарские романы.

Один из основных циклов немецкого рыцарского романа – цикл о Парцифале и священном Граале. Он напрямую связан с некоторыми идеями масонов о совершенстве духа.

Погорельский показывает чувствительную душу мальчика, которая как бы вибрирует, ощущая дыхание двух миров – реального и вымышленного.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/12/antoniy-pogorelskiy-i-ego-skazka-chernaya-kuritsa-ili-podzemnye

Читать

Антоний Погорельский

Чёрная курица, или Подземные жители

Лет сорок тому назад, [1]в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2]жил-был содержатель мужского пансиона, [3]который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.

В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров.

Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была.

Важно

Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] – одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний.

Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

Дом, которого вы теперь – как уже вам сказывал – не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу.

Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы.

Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали.

В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Совет

Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5]сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими.

Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме.

Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах.

Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6]как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, – когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, – юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7]Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство.

Читайте также:  История создания повести "олеся" куприна: прототипы героев, история публикации

Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было – подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор.

Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.

Обратите внимание

Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8]или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе.

Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою.

Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, – день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах.

Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье.

Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9]учителя.

Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10]и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11]разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников.

Важно

По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12]и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=22088&p=1

Антоний Погорельский и его сказочная повесть “Чёрная курица, или Подземные жители”

Антоний Погорельский

и его сказочная повесть

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Антоний Погорельский

(1787 – 1836)

Погорельский – это псевдоним 

Алексея Алексеевича Перовского ,

русского писателя,

члена Российской академии (1829)

Псевдоним – это придуманное литературное имя,

которым писатель подписывает свои произведения  

«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»

«Изидор и Анюта»

«Монастырка»

«Посетитель магика»

«Путешествие в дилижансе»

«Чёрная курица, или Подземные жители»

Факты биографии

  • Был внебрачным сыном Алексея Разумовского – русского государственного деятеля, действительного камергера, тайного советника, сенатора, министра народного просвещения.
  • Детство провел в имении Разумовского на Украине.
  • Получил хорошее домашнее образование.
  • Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в

действующую армию.

  • После отставки поселился в Петербурге.
  • Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого.
  • После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине.
  • В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский

(от названия имения)

  • Окончательно выйдя в отставку в 1830 г., Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии.
  • Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
  • Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы

Сказка для племянника Алёши

В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о детстве.

Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Сказка для племянника Алёши

Алексей Толстой

Алексей Перовский

Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки.

А. Шаров

Признаки литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устное коллективное творчество

народа

Принадлежит конкретному автору

Используются традиционные образы-персонажи, герои положительные и отрицательные

Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя не прослеживается

Чётко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Перечитаем начало сказки

Где происходит действие повести

«Чёрная курица, или Подземные жители»?

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются

в начале повести Антония Погорельского?

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Вид на Исаакиевский собор

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Васильевский остров

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Памятник Петру Первому

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Адмиралтейство

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Конногвардейский манеж

Перечитаем начало сказки

«Дом, которого теперь – как вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах…».

Викторина «Внимательный читатель»

  • Сколько лет было Алёше?
  • Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  • Какие книги в основном читал Алёша?
  • Какое у него было любимое занятие у забора?
  • О чём думал Алёша, когда смотрел на дырочки в заборе?

Викторина «Внимательный читатель»

  • Как звали кухарку, которая должна была погубить Чернушку ?
  • Почему Чернушку решили отправить на кухню? Сколько яиц снесла Чернушка?
  • Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  • Сколько рыцарей напало на Чернушку в первую ночь?

Викторина «Внимательный читатель»

  • Кем была Чернушка в подземном королевстве?
  • Что попросил Алеша у короля в награду за спасение Чернушки?
  • Каким мальчиком был Алёша до встречи с Чернушкой?
  • Как изменился его характер после того, как он получил волшебный подарок?
  • Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?
Читайте также:  Образ и характеристика натальи савишны в повести "детство" толстого: описание внешности и характера героини

Проверка знания текста

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки.

Приведите их в порядок, используя нумерацию

1. Алёша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить любое его желание.

3. Алёша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

6. Предательство.

7. Жизнь Алёши в пансионе.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий:

7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8

Главный герой сказки

До получения семечка

После получения семечка

ДОБРЫЙ

ЛАСКОВЫЙ

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ЗАСТЕНЧИВЫЙ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ЖЕСТОКИЙ

УПРЯМЫЙ

НЕПОСЛУШНЫЙ

САМОЛЮБИВЫЙ

ГОРДЫЙ

ДЕРЗКИЙ

Главный герой сказки

При каких обстоятельствах Алёша проявляет

Алёша выдаёт тайну

подземного царства

Алёша спасает Чернушку

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Оценочная лексика в сказке

Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое?

ПОРОКИ

Назовите слово, противоположное по значению.

ДОБРОДЕТЕЛИ

Познакомьтесь с определением значения этого слова

(словарь В. И. Даля)

Добродетель – всякое похвальное качество души,

деятельное стремление к добру, к избежанию зла

Оценочная лексика в сказке

Найдите в тексте слова, с помощью которых можно оценить качества героя и его поступки

ПОРОК

ДОБРОДЕТЕЛЬ

СКРОМНОСТЬ

ПОСЛУШАНИЕ

СОСТРАДАНИЕ

РАСКАЯНИЕ

СОВЕСТЬ

ДОБРОТА

ПРИЛЕЖАНИЕ

НЕСКРОМНОСТЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ

САМОЛЮБИЕ

ГОРДОСТЬ

САМОНАДЕЯННОСТЬ

ПРАЗДНОСТЬ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«…Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

2.Слушать внутренний голос совести.

3.Быть требовательным к себе.

4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Запомни афоризмы

Антония Погорельского

Афори́зм (греч. αφορισμός) — оригинальная законченная мысль (краткое изречение) определенного автора

  • «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку».
  • «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
  • «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
  • «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
  • «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
  • «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».

5

Как вы оцениваете свои знания?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/antonii-poghoriel-skii-i-iegho-skazochnaia-poviest-chiornaia-kuritsa-ili-podziemnyie-zhitieli

Черная курица или Подземные жители

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, жил-был содержатель мужского пансиона. В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более 9 или 10 лет.

Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд.

Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

Совет

Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал своё одиночество. Алеша кормил курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других.

Однажды к празднику кухарка ловила курицу, и Алеша, бросившись ей на шею, не дал убить Чернушку. Отдал кухарке за это империал — золотую монету, подарок бабушки.

После праздника лёг спать, почти уснул, но услышал, как кто-то его зовёт. К нему пришла чернушка и сказала человеческим голосом: поди за мною, я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее! И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю.

— Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась.

Потом, прошед через сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал. Курочка опять хлопнула крыльями, и дверь в старушкины покои отворилась. Прошли во вторую комнату, и Алеша увидел в золотой клетке серого попугая. Чернушка сказала ничего не трогать.

Проходя мимо кошки, Алеша попросил у неё лапки… Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: «Дуррак! дуррак!» Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…

Вдруг вошли они в залу. По обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь.

Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом.

Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок.

На следующую ночь опять пришла Чернушка. Опять пошли, но в этот раз Алеша уже ничего не трогал.

Обратите внимание

Вошли они в другую залу. Чернушка ушла. Тут вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Они не замечали Алеши. Затем вошёл король. За то, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, не уча. Король ему дал конопляную семечку. И просили ничего никому про них не рассказывать.

Начались классы, и Алеша знал любой урок. Чернушка не приходила. Алеша сначала стыдился, а потом привык.

Притом Алеша сделался страшным шалуном. Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.

Но Алеша в этот день нарочно шалил более обыкновенного. На следующий день не мог выговорить ни слова, потому что не было семечки. Его отвели в спальню и сказали выучить урок. Но к обеду Алеша ещё не знал урок. Его опять там оставили.

К ночи появилась Чернушка и вернула ему зерно, но просила исправиться.

На следующий день ответил урок. Учитель спросил, когда Алеша выучил урок. Алеша растерялся, велели принести розги. Учитель сказал, что не будет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок. И Алеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю и его министру. Учитель не поверил, и Алешу высекли.

Пришла Чернушка попрощаться. Она была закована цепью. Сказала, что народу теперь придётся переселиться далеко. Попросила Алешу ещё раз исправиться.

Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать. На другой день поутру у Алеши была горячка. Недель через шесть Алеша выздоровел и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.

Надеемся, вам понравилось краткое содержание повести Черная курица или Подземные жители. Будем рады, если вам удастся прочесть повесть целиком.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector