Земфира – характеристика героя. “Цыганы” Пушкин А.С
Категория: Характеристика героев Actionteaser.ru – тизерная реклама
Земфира — молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3. принципиально отличается от всех остальных героинь «байронических» поэм Пушкина.
В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама — и не меняет своего избранника, «русского европейца». Какой читатель встречает 3. в начале поэмы — вольной, страстной, беспечной, — такой провожает в могилу (когда, наскучив двухлетней связью с Алеко, она открыто предпочитает ему цыгана — и гибнет от кинжала русского ревнивца). 3.
призвана олицетворять неизменное беззаконие, изменчивую беспечность «дикой» свободы — и только.
Ее сюжетное предназначение состоит не в том, чтобы (подобно черкешенке из «Кавказского пленника») выйти за пределы первобытной естественности; не в том, чтобы (подобно Марии в «Бахчисарайском фонтане») осенить магометанскую душу влюбленного в нее героя христианским крестом.
Но исключительно в том, чтобы спровоцировать Алеко (как-никак преследуемого законом) на вынесение «приговора» и ценой своей гибели обнаружить невозможность последовательного отказа от «цивилизации», немыслимость для европейца обрести счастье в естественном мире.
Пьесы А. Н.
Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни — о любви, смысле человеческого существования, счастья. Наиболее привлекательны в его пьесах женские образы, героини с «горячим сердцем». Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из пьесы «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить». Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Светел и поэтичен образ главной героини драмы Катерины. Это личность неординарная и неодноплановая. Трагический конфликт живого чу
Счастливцев — центральный персонаж комедии А.Н. Островского «Лес» (1870). Провинциальный актер, комик С.— «парный» персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса — к Дон Кихоту.
Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его «земным» персонажем, контрастным по отношению к «возвышенному» Несчастливцеву. Прирожденный актер, С.
уверенно и артистично театрализует свое жизненное поведение в рамках своего комического амплуа. Мастер ф
Я листаю страницы романа, который только что прочитала, и снова в своем воображении вижу Ребекку. Она привлекала внимание каждого, кто смотрел на нее и навсегда запомнел ее блестящие глаза, белые, будто жемчуга, зубы, смуглявый оттенок лица, тонкие брови что выгибались горделивой дугой, густые волні волос – все это не оставляло мужчин равнодушными. Она была дочерью Исаака с Йорка, девушка из народа, к которой относятся пренебрежительно, так как народ ее – евреи, и Ребекка не могла быть женой ни
Источник: https://referat567.info/kharakteristiki/17506-zemfira-kharakteristika-geroya-tsygany-pushkin-a-s.html
Земфира и Алеко в поэме Пушкина «Цыгане»
По мере обострения противоречий в самой действительности Пушкин все более отчетливо осознавал бесплодность протеста, возникающего на индивидуалистической, а подчас и прямо эгоистической основе.
Жизнь развенчивала романтические иллюзии, поскольку они не совпадали с фактическим развитием истории. Эта новая, реалистическая оценка романтического отрицания сказалась в последней поэме южного цикла «Цыганы».
Пушкин сочувственно относится к Алеко, его критике пороков дворянско-буржуазной цивилизации, в то же время он не принимает индивидуализма героя. Алеко проклял свет, цивилизацию, бежал от нее.
Но он не ушел от собственных пороков — следствия развращающего влияния того мира, где властвует эгоизм. Когда Земфира, олицетворяющая (правда, в элементарной форме) идею свободного человека, полюбила молодого цыгана, Алеко убивает ее. Тем самым он поднял руку на право свободного выбора, т. е. поступил безнравственно, как собственник.
«Ты для себя лишь хочешь воли»,— говорит ему старый цыган. И это так. Алеко готов навязать «неволю» другим во имя утверждения своего личного счастья. Такой «протест» против общества опасен. Он оборачивается своеволием, диктатом личности, что и приводит к кровавой развязке. Индивидуализму, своекорыстию Алеко противопоставлены в поэме мудрость и великодушие старого цыгана.
Потеряв дочь, он не мстит убийце, а карает его судом чести. «Оставь нас, гордый человек!»— говорит он Алеко (в данном случае «гордый»— замкнутый в себе человек, не способный к вольной жизни, которая основана на уважении прав других). Так Пушкин приходит к выводу о том, что подлинная свобода несовместима с произволом личности, с отрицанием общественной морали.
Личность ответственна перед обществом и вне его благополучия не может обрести счастья.
Пушкин преодолевает романтическую односторонность в решении еще одного важного вопроса. В отличие от Руссо и Байрона он считает, что уход от цивилизации, возвращение к первобытному состоянию не приблизит человечество к счастью, свободе.
- Но счастья нет и между вами,
- Природы бедные сыны!..
— заключает поэт характеристику патриархального быта кочующих цыган. Их жизнь, как и жизнь цивилизованных народов в буржуазную эпоху, лишена гармонии .
«И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»— это суждение реалиста, отказавшегося от иллюзорных надежд на выгоды «природного» состояния человека.
Категорическое признание победы «судьбы» над человеком заключало в себе элементы пессимизма, в целом не свойственного Пушкину, но необходимо учитывать время (1824) и условия завершения поэмы «Цыганы».
К 1823 г. реакционному «Священному союзу» удалось подавить революционные выступления в Западной Европе. В самой России также оставалась незыблемой твердыня деспотизма и реакции. Пушкин начинал осознавать противоречие между революционными порывами дворянской прогрессивной молодежи и ее оторванностью от народа.
Наметившийся перелом в пользу реакции («все пало — под ярмом склонились все главы») Пушкин во многом связывал с пассивностью общества и народа. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» он высказывает пессимистическую мысль о том, что «рано» начал «рукою чистой и безвинной» бросать «живительное семя» в «порабощенные бразды».
Народы, как кажется поэту, еще не готовы к подлинному пробуждению. Отсюда вывод:
- К чему стадам дары свободы?
- Их должно резать или стричь.
- Наследство их из рода в роды
- Ярмо с гремушками да бич.
Эти настроения, навеянные спадом революционной волны в Европе, удалось преодолеть поэту только в Михайловском, куда он был переведен из Одессы после очередного столкновения с генерал-губернатором и полномочным наместником в Бессарабии М. С. Воронцовым.
В село Михайловское (Псковская губерния) Пушкин прибыл в августе 1824 г. Через местного священника за ним был установлен тайный надзор. Ссылка затягивалась, удручала разлука с друзьями («19 октября» и др.).
Поэт ведет уединенный образ жизни. Он много трудится: пишет, читает, размышляет о характере своей поэзии и русской литературы в целом. Важным моментом в творческом созревании поэта было общение с местными крестьянами.
Пушкин изучает нравы и обычаи народа, постигает его дух. «…Вечером слушаю сказки,— писал он брату,— и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».
Пушкин убеждается в том, что с народом связаны надежды на будущие преобразования в России.
Источник: https://www.testsoch.info/zemfira-i-aleko-v-poeme-pushkina-cygane/
Народнопоэтическая основа образа Земфиры в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
Народнопоэтическая основа образа Земфиры в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
В 1824 году Пушкин пишет поэму «Цыганы», в которой стремится создать обобщенный характер молодого человека XIX века. В основе поэмы лежит противоречие между цивилизацией и первобытнообщинным цыганским обществом, между «европейским просвещенным человеком» и «дикими». Простыми людьми. Пушкин, который сам путешествовал с табором цыган, отдает предпочтение их вольному миру.
В жизни цыган поэт отмечает две главные особенности: вольность и бедность. Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди.
Реалистические картины жизни цыган в сочетании с общим романтическим пафосом и стилем поэмы делают ее неповторимой, своеобразной и прекрасной.
Главная героиня поэмы – молодая красивая цыганка Земфира .Она является частицей степного приволья, которое ее окружает:
Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой…
В поэме поэт говорит о женской красоте, но мы практически не найдем описания внешности Земфиры. Об этом можно только догадывается:
С ним черноокая Земфира…
Поэт останавливает свое внимание на одежде цыганок:
Лохмотьев ярких пестрота…
В Цыганах А. Пушкин нам показал необычный женский образ. Например, обязанности женщины. Многие женские заботы здесь перекладываются на мужские плечи или выполняются совместно:
Семья кругом готовит ужин…
Настанет ночь; они все трое
Варят нежатое пшено;
Старик уснул и все в покое,
В шатре и тихо и темно…
Песня является неотъемлемой частью цыганской жизни. Ее любили в России, ее страстно любил Пушкин. И нет ничего удивительного, что поэт включил в поэму цыганскую песню, которую поет Земфира. В основу этой песни положена цыганская хора – плясовая, хороводная песня, которая была записана Пушкиным во время южной ссылке на молдавском языке:
Старый муж. Грозный муж.
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа. Ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя:Я другого люблю,Умираю любя.Режь меня, жги меня ;Не скажу ничего;Старый муж, грозный муж Не узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине !
Песня Земфиры – это сама Земфира. В ней полностью раскрывается столь же дикий, неистово страстный, ни перед чем не останавливающийся, непримиримо смелый, вольный, как ветер, характер цыганки.
Земфира проста, как дитя, капризна, как дитя. безжалостна, как иногда бывают, не осознавая этого, дети. Многозначительно ее сравнение с луной: сияющая. «вольная» луна, которая пышно озаряет облака. И старик говорит о Земфире, сравнивая ее с ночной красавицей:
Кто место в небе ей укажет…
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись…
Надо отметить и принятую цыганами свободную любовь, которую не понимают цивилизованные люди. Так не понимает ее Алеко. Старик говорит нам о своей бывшей жене Мариуле, которая оставила ради новой любви и мужа. И маленькую дочь. Эта история подтверждает, что “непостоянство” Земфиры не исключение, что это не является особенностью чисто её характера . Свобода любви- закон племени.
Материал поэмы “Цыганы “основан на предании, меньше наблюдается сказочных элементов. Пребывание на юге Пушкина способствовало развитию его интересов к песенному фольклору. В поэме образ женщины сопровождается песней. Заметно обращение поэта к широким и правдивым картинам быта народа ,этнографическим данным . Всем этим богат и интересен материал поэмы Пушкина.
Источник: https://infourok.ru/narodnopoeticheskaya-osnova-obraza-zemfiri-v-poeme-as-pushkina-cigani-889489.html
Образы героев в поэме Пушкина “Цыгане” | Инфошкола
Земфира представляет замечательное художественное воплощение цельной, непосредственной натуры. Она выдержана поэтом с первого слова до последнего своего восклицания. Поэтической прелести и грации исполнена её коротенькая песенка, которую она поет, качая ребёнка. Страстная, порывистая натура цыганки выразилась всецело в её словах:
Старый муж, грозный муж, Ненавижу тебя,
Режь меня, жги меня: Презираю тебя;
Я тверда, не боюсь Я другого люблю,
Ни ножа, ни огня. Умираю любя.
Вся пылкая любовь Земфиры и жажда к безграничной свободе выразилась в этих словах. Она потому так энергично и вызывающе ведёт себя по отношению к Алеко, что отстаивает самое дорогое и заветное, что у нее есть: свободу чувства.
Ведь у простой дикой цыганки ничего больше и нет, в чем бы она могла проявить свою личность, кроме свободного и искреннего чувства. Отнять у нее это значило бы лишить её духовного облика; она это инстинктивно понимает, а потому и говорит: «Умираю любя».
Без этого чувства Земфира становится живым трупом, и тогда она предпочитает уже и смерть физическую. С этим восклицанием она умирает, сохраняя сознание своего человеческого достоинства, так как по мнению дикой цыганки любить значит жить, а без свободной и искренней любви нет жизни. Возлюбленный её убит, предмет свободной страсти погиб, а следовательно, нет смысла и жить.
Старик-цыган, отец Земфиры, прямо противоположен Алеко по своему характеру; зто спокойный человек, просто и благодушно относящийся к жизни. Его устами поэт осуждает эгоизм и жестокость Алеко:
Старик — представитель людей простых и близких к природе. Он добр и кроток, незлобив и великодушен. Он отрекается от злобного гордеца Алеко, но в сердце его нет злобы даже против убийцы дочери.
Он говорит ему: «Прости! да будет мир с тобою». Пушкин явно более сочувствует старику-цыгану, чем Алеко. В этом сказалась русская природа поэта, выразились его стремления к народным началам. Но народные начала он ещё не совсем ясно понимает.
Он заставил, например, старика оправдать измену Земфиры, рассуждая, что любовь является и исчезает по прихоти сердца и её нельзя остановить, как нельзя луне указать место на небе, при казать ей озарять то, а не другое облако.
По народному понятию, напротив, любовь должна быть вечною. Но, сознательно заставляя старика высказывать несхожие с его характером идеи, поэт бессознательно рисует его верно: старик до смерти своей не разлюбил и не позабыл изменившую ему жену.
Старый цыган — полная противоположность Алеко. Это человек не только любящий свою свободу, но умеющий ценить и уважать свободу других. Его жена Мариула когда-то ушла с цыганом из соседнего табора, покинув мужа и оставив маленькую дочь. Старик не погнался за ней, чтобы отомстить, так как он считал, что никто не «в силах удержать любовь».
Не мстит он и Алеко за то, что тот отнял у него последнюю радость в жизни — дочь. Образ старого цыгана явно романтичен. Но такая трактовка его нужна быпа Пушкину для того, чтобы ярче оттенить эгоизм Алеко. Земфира тоже противоположна Алеко в том отношении, что она не раздумывает над своей жизнью, она покорна чувствам.
В противовес Алеко в поэме даются образы цыган: вольная, следующая велениям своих непосредственных чувств Земфира, её простой и бесхитростный отец. Нравственные понятия цыган, романтически представленные Пушкиным, целиком выражены в приговоре, который вынес старый цыган убийце его дочери:
«Оставь нас, гордый человек! Мы не терзаем, не казним,
Мы дики, нет у нас законов. Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим».
Провозглашение человечности, добра — вот внутренний смысл последней романтической поэмы Пушкина. Однако поэт не склонен признать своим идеалом жизнь цыган: полного воплощения человеческих чаяний он не видит и в ней. Пушкин понимает, что «нагота», бедность, примитивные воззрения не составляют человеческого счастья, хотя и выгодно отличаются от «блистательного позора» светской жизни.
Самая «правда» следования своим чувствам и желаниям у цыган не поднимается на высоту гуманистического сознания. Да, у них не терзают и не казнят, но все же во имя своего счастья разбивают счастье других. Страдает Алеко, которому изменила Земфира, и старается в кровавой мести заглушить своё страдание.
Старый цыган, оставленный Мариулой, знает: «что было, то не будет вновь», «чредою всем лается радость», — и успокаивается, и будто примиряется. Но и его сердце холодно и грустно, но одиночество и его томит и жжет. Как живо перелает эти чувства рассказ старого цыгана:
Я молод был; моя душа
В то время радостно кипела;
И ни одна в кудрях моих
Еще сединка не белела, —
Между красавиц молодых
Одна была… и долго ею,
Как солнцем, любовался я,
И наконец назвал моею…
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Но ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те, свои шатры
Разбив близ наших у горы,
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, —
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула.
Я мирно спал; заря блеснула;
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову — пропал и след.
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал — с этих пор
Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил.
Поэтому мрачным финальным аккордом заканчивается поэма. Поэтому не находит счастья Пушкин и у «бедных сынов природы».
Реалистически показывая отношения людей, сложившиеся в «неволе душных городов» того времени, рисуя «роковые страсти», проникающие и в «кочевые сени», Пушкин в светлом романтическом устремлении мечтает о счастливой, свободной, гуманной человеческой жизни.
Ему грезится такой мир, в котором счастье каждого человека не будет находиться в противоречии со счастьем других людей, — такой мир, в котором свобода будет иметь своим основанием высокую, содержательную, творческую жизнь.
Полную противоположность характеру Алеко представляет цыган. Его речи, все миросозерцание — просты и спокойны.
Говорил ли он об измене своей Мариулы, или рассказывал предание об Овидии, или изгонял убийцу дочери, тон речей старого цыгана — одинаково объективный, чуждый порывистости И страсти. Не то чтобы он относился к людям безразлично.
С теплым чувством рассказывает он о «святом старце» Овидии, сосланном римским императором на берег Дуная, любви и внимании к нему местных жителей, его чудных рассказах, его тоске по родной земле.
Он не может забыть своей любви к Мариуле. Но с годами, с опытом жизни у старика сложилось спокойное философское отношение к людям и жизни. Его ничем нельзя возмутить. Алеко жалуется на то, что Земфира не любит, старик говорит, что это в порядке вещей: женское сердце любит шутя. Алеко изменила Мариула — старик рассуждает:
Кто в силах удержать любовь?
Уредою всем дается радость;
Чю бьию, то не будет вновь.
Алеко убил его дочь. Старик не мстит. Зачем? Ведь ее не воскресить. Он только изгоняет убийцу, потому что Алеко не рожден для дикой воли. Старик даже не желает ему зла: «Прости! да будет мир с тобой» — таковы последние слова цыгана.
С точки зрения художественной правды образ этого философствующего цыгана вызывает возражения. Встречаются ли такие люди? Несомненно, это образ идеализированный; но характеры поэмы — это всегда исключительные характеры, так что некоторая изысканность поэтической характеристики цыгана уместна.
Какими чертами наделил поэт старика-цыгана и какова идейно-композиционная роль его образа?
В. Белинский так говорит о старике-цыгане: «Это одно из таких лиц, созданием которых может гордиться всякая литература. Есть в этом цыгане что-то патриархальное. у него нет мыслей: он мыслит чувствами, — и как истинны, глубоки, человечны его чувства! Язык его исполнен поэзии».
Старый цыган наделен простым и спокойно-мудрым отношением к жизни; он добр, гостеприимен и терпим. В речах его слышится опыт прожитых долгих лет.
Его роль в поэме, как указывает Белинский, — та роль, какую в древнегреческой трагедии играл хор, объяснявший действия персонажей трагедии, изрекавший приговор над ними.
Понятно, что такую роль поэт отводит лицу, по своим нравственным качествам стоящему над другими действующими лицами поэмы.
В речах старика мы слышим голос народного преданья, недаром он и произносит это слово, начиная рассказ об Овидии. Слушая пенье Земфиры, старик замечает: «Так, помню, помню: песня эта / Во время наше сложена», то есть говорит о песне Земфиры как о народной песне.
Самый рассказ его о Мариуле, «повесть о самом себе», похож на грустную народную песню о любви, измене, разлуке.
Между красавиц молодых Ах, быстро молодость моя
Одна была … и долго ею, Звездой падучею мелькнула!
Как солнцем, любовался я Но ты, пора любви, минула
И наконец назвал моею. Ещё быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Читая эти прекрасные стихи, мы чувствуем в них жизнь и движение образов, сравнений, эпитетов, свойственных народной поэзии. Белинский совершенно верно заметил, что старый цыган противопоставлен трагическому герою поэмы, стоит выше Алеко.
Однако, по словам Белинского, «несмотря на всю возвышенность чувствований старого цыгана, он не выясняет идеал человека: этот идеал может реализоваться только в существе сознательно разумном, а не в непосредственно разумном, не вышедшем из-под опеки у природы и обычая». Глубоко верное замечание, предостерегающее от того, чтобы назвать старого цыгана идеальным героем поэмы.
В изображении старика-цыгана и Земфиры, как и цыганского табора в целом, исполненном уважения и любви автора к своим героям, проявляется важная сторона его творчества. Оно лишено каких бы то ни было следов национальной исключительности, будучи в то же время совершенно русским по духу.
Люди разных рас и наций, и больших и малых, пользуются в произведениях поэта полным равноправием, несмотря на то, что в те времена для многих лиц даже из среды образованного общества характерным было пренебрежительное отношение к людям малых, «диких» народов.
Контрастно образу Алеко дан в поэме образ старого цыгана — воплощение народной мудрости, той народной психологии и морали, которые развиваются у простых людей, живущих на лоне природы, вне влияния городской цивилизации. Старик-цыган не только любит свою свободу, но уважает и свободу других.
Он не мстил ни покинувшей его Мариуле, ни её возлюбленному; не мстит он и Алеко за убитую дочь. Старик — натура цельная, его чувства глубоки. Покинутый Мариулой, он уже никого больше не полюбил. Он радушен и гостеприимен, добр душою. Все его чувства естественны и не искажены.
В образе Земфиры поставлена вторая тема поэмы, правда, тесно связанная с первой: защита права женщины на свободу чувства, на личное счастье, права самостоятельно решать вопрос о своей жизни. Земфира — тоже цельная натура, живущая по законам чувства. Полюбив молодого цыгана, она смело заявляет Алеко:
Нет, полно, не боюсь тебя! —
Твои угрозы презираю,
Твое убийство проклинаю.
Источник: https://info-shkola.ru/obrazy-geroev-v-poeme-pushkina-cygane/
Народнопоэтическая основа образа Земфиры в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
Народнопоэтическая основа образа Земфиры в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»
В 1824 году Пушкин пишет поэму «Цыганы», в которой стремится создать обобщенный характер молодого человека XIX века. В основе поэмы лежит противоречие между цивилизацией и первобытнообщинным цыганским обществом, между «европейским просвещенным человеком» и «дикими». Простыми людьми. Пушкин, который сам путешествовал с табором цыган, отдает предпочтение их вольному миру.
В жизни цыган поэт отмечает две главные особенности: вольность и бедность. Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди.
Реалистические картины жизни цыган в сочетании с общим романтическим пафосом и стилем поэмы делают ее неповторимой, своеобразной и прекрасной.
Главная героиня поэмы – молодая красивая цыганка Земфира .Она является частицей степного приволья, которое ее окружает:
Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой…
В поэме поэт говорит о женской красоте, но мы практически не найдем описания внешности Земфиры. Об этом можно только догадывается:
С ним черноокая Земфира…
Поэт останавливает свое внимание на одежде цыганок:
Лохмотьев ярких пестрота…
В Цыганах А. Пушкин нам показал необычный женский образ. Например, обязанности женщины. Многие женские заботы здесь перекладываются на мужские плечи или выполняются совместно:
Семья кругом готовит ужин…
Настанет ночь; они все трое
Варят нежатое пшено;
Старик уснул и все в покое,
В шатре и тихо и темно…
Песня является неотъемлемой частью цыганской жизни. Ее любили в России, ее страстно любил Пушкин. И нет ничего удивительного, что поэт включил в поэму цыганскую песню, которую поет Земфира. В основу этой песни положена цыганская хора – плясовая, хороводная песня, которая была записана Пушкиным во время южной ссылке на молдавском языке:
Старый муж. Грозный муж.
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа. Ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя: Я другого люблю, Умираю любя. Режь меня, жги меня ; Не скажу ничего; Старый муж, грозный муж Не узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине !
Песня Земфиры – это сама Земфира. В ней полностью раскрывается столь же дикий, неистово страстный, ни перед чем не останавливающийся, непримиримо смелый, вольный, как ветер, характер цыганки.
Земфира проста, как дитя, капризна, как дитя. безжалостна, как иногда бывают, не осознавая этого, дети. Многозначительно ее сравнение с луной: сияющая. «вольная» луна, которая пышно озаряет облака. И старик говорит о Земфире, сравнивая ее с ночной красавицей:
Кто место в небе ей укажет…
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись…
Надо отметить и принятую цыганами свободную любовь, которую не понимают цивилизованные люди. Так не понимает ее Алеко. Старик говорит нам о своей бывшей жене Мариуле, которая оставила ради новой любви и мужа. И маленькую дочь. Эта история подтверждает, что “непостоянство” Земфиры не исключение, что это не является особенностью чисто её характера . Свобода любви- закон племени.
Материал поэмы “Цыганы “основан на предании, меньше наблюдается сказочных элементов. Пребывание на юге Пушкина способствовало развитию его интересов к песенному фольклору. В поэме образ женщины сопровождается песней. Заметно обращение поэта к широким и правдивым картинам быта народа ,этнографическим данным . Всем этим богат и интересен материал поэмы Пушкина.
Источник: https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-kuckry5.html
Образ земфиры как предельное выражение степной цыганской свободы в поэме пушкина “цыганы”
Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже в конце третьей главки намечается трагическая антиномия в характере Алеко, которая и ляжет в основу всей поэмы. Рвущийся из “оков просвещенья”, из “неволи душных городов”, пламенный и решительный вольнолюбец, не признающий власти “судьбы”, идущий ей наперекор, Алеко оказывается “послушным” рабом и мучеником “страстей”: “Но боже! как играли страсти его послушною душой!”
Пока мы еще не знаем, что это за страсти; однако по ходу поэмы раскрывается глубоко эгоистическая, “злая” природа этих страстей, порожденная тем самым собственническим строем, на который Алеко так яростно ополчается. Со всей наглядностью это проявляется в отношениях Алеко и Земфиры. Земфира – предельное выражение степной, цыганской свободы. Эту свободу она вносит и в свое чувство.
Мгновенно и своенравно увлеклась она Алеко, с которым сошлась без всяких обрядов, без обязательств. Два года была она ему “подругой”, но затем его любовь ей прискучила: “Его любовь постыла мне, мне скучно; сердце воли просит”. Когда сердце самого Алеко просило воли, он безоглядно бросил все и начал совершенно новую жизнь. Превращать себя – убежденного и горячего проповедника свободы – в тюремщика другого сердца, которое в свою очередь просит воли, казалось бы, никак ему не пристало. Но тут-то и пробуждаются злые “страсти” в душе Алеко, все те инстинкты, которые вскормлены его прошлым, его общественной средой.
Требующий для себя безграничной свободы, Алеко ни в какой мере не склонен уважать свободу других. Вольнолюбец становится насильником. Проповедник вольности оказывается беспредельным эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рабовладельцем в душе, рассматривающим как неотъемлемо принадлежащую ему, неотчуждаемую вещь жизнь и судьбу другого человека. Так вскрываются в поэме злобные, античеловечные “страсти” – сокровенная суть, изнанка души и характера героя, совершающего под влиянием их страшное преступление – двойное убийство. Здесь-то и проходит грань, отделяющая Алеко от героев подлинных. Они добиваются воли для других – для народа. Алеко жаждет воли “лишь для себя”.
Причем к такому пониманию и раскрытию характера героя поэмы поэт приходит отнюдь не в порядке бессознательного “непосредственно-творческого” процесса (“думал сказать не то, что сказал в самом деле”), как считал это Белинский. Еще до начала работы над “Цыганами” Пушкин ясно понял подлинную сущность романтического героя-индивидуалиста. Мы знаем, что уже в стихотворении 1821 г., посвященном характернейшему “герою времени”, Наполеону, Пушкин писал о нем как о великом честолюбце и эгоисте, как о человеке, проникнутом стремлением к “самовластью”, беспредельной жаждой личного возвеличения. Во второй главе Пушкин прямо устанавливает связь между героем века и бесчисленными маленькими наполеонами, возникавшими в таком изобилии в эту пору и в жизни, и в литературе:
Все предрассудки истребя,
Мы все глядим в Наполеоны;
Мы почитаем всех нулями.
Двуногих тварей миллионы
А единицами – себя.
Для нас орудие одно.
“Гордый человек” – это не только Алеко, это “байронический” герой вообще, это тот представитель “молодежи 19-го века”, тот “современный человек” – детище современного общества,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом,
Развернутую характеристику которого Пушкин даст в седьмой главе того же романа. И, как об этом свидетельствует предварительно составленный Пушкиным план “Цыган”, поэт с самого начала хотел сказать об Алеко именно то, что он о нем сказал.
Вторым, и не меньшим, чем обрисовка и раскрытие образа “современного человека”, замечательным достижением Пушкина является изображение им народной среды – цыган. Пушкин, правда, умалчивает о том, что молдавские цыгане находились в крепостной зависимости; явно идеализирован образ Старика. Тем не менее, поэт имел право сказать о своей “повести”, что жизнь цыган описана в ней “довольно верно”. Причем в этом отношении “Цыганы” – также шаг вперед от “Кавказского пленника”, где черкесская вольница была показана только с ее поэтической, “красивой” стороны (“красота коней”, “красота одежды бранной и простой” и т. д.). В описаниях цыганского кочевья, тоже непосредственно связанных с молдавскими впечатлениями Пушкина (есть свидетельство, что он сам несколько дней кочевал с цыганским табором; герой и назван его именем), при всей их романтической живописности встречаются такие “прозаические” детали, как пестрые “лохмотья” одежд, “изодранные шатры”, “убогий ковер”, “скрип телег” и т. п.
В поэме о цыганах, которая в значительной степени вырастает на материале народно-песенного творчества, Пушкин гораздо глубже проникает в существо изображаемого им национального характера.
Источник: https://allpoetry.ru/sochinenie/1551/pushkin-a-s
Земфира
Поэма «Цыганы» сыграла уникальную роль.
Во-первых, благодаря ей возникли устойчивые симпатии к «кочевому племени». После Пушкина возникла традиция изображать цыган положительными персонажами.
Целых два столетия российская культура развивалась по этому пути. Подчеркнём, что эта ситуация уникальна. В других странах на цыган смотрят с опаской, подчёркивают криминальность и так далее. Только у нас два столетия подряд выдерживался положительный баланс.
А пошла эта мода с Александра Сергеевича.
Во-вторых, под влиянием поэмы «Цыганы» Проспер Мериме создал образ Кармен. Со всеми вытекающими последствиями.
При всей внешней простоте сюжета, поэма «Цыганы» затрагивает глубокие философские вопросы. Мало того. Сама история её создания таит немало загадок.
Всем известно, что во время южной ссылки молодой поэт провёл две недели в цыганском таборе. Часто писали, что у него действительно был роман с дочкой вожака Земфирой. Всё это подавалось в романтическом ключе и обросло легендами. Но как только мы начинаем вникать в детали, наши стереотипы рушатся.
В реальности Земфира была крепостной цыганкой. И весь её «вольный» табор находился в крепостной неволе. Пушкин даже хотел объяснить это в предисловии, но потом решил, что это помешает воспринимать основную идею поэмы.
Если кому-то интересно, какие мы имеем исторические источники (а также ознакомиться с реконструкцией загадочной «творческой командировки»), предлагаем к вниманию статью на сайте «Цыгане России».
Глава из «Истории цыган» посвящена не просто поэме «Цыганы». Созданный Пушкиным миф о вольной цыганке давно живёт отдельной жизнью.
В этой рубрике мы обращаем особое внимание на костюм главной героини. Показываем, как Земфира выглядит в книжной иллюстрации, театре и кино.
Если хотите знать мнение автора этой рубрики, то я считаю, что художники со своей задачей (пусть и с натяжками) справились. Да, они не создали шедевров. Но хотя бы не проявили той творческой беспомощности, которую мы наблюдаем в кино и на сцене. В театре и кинематографе пушкинскому сюжету крупно не повезло. Образ Земфиры художники по костюмам трактовали превратно.
Никто не давал себе труда ознакомиться с реальным костюмом бессарабских цыган. А в области искусства за халтуру неизбежна расплата. Не случаен тот факт, что две экранизации прочно и заслуженно забыты российской публикой. Даже цыгане (за редчайшими исключениями) не подозревают, что были сняты эти фильмы. Такой результат и следовало ожидать.
Что касается театральных версий — то и они никогда не становились крупными событиями нашей культуры. О мировой славе там более говорить не приходится.
Давайте сравним:
Эсмеральду и Кармен любит весь мир.
Фильм «Табор уходит в небо», посвящённый красавице Радде, с триумфом обошёл экраны большинства стран.
А Земфира — персонаж, известный только русским. И любят её лишь на страницах гениальной поэмы.
Любят, находясь под обаянием чудесных стихов. Но ни в коей мере не за зрительный образ.
Чтобы понять причину провала, не надо иметь семь пядей во лбу. Надо просто посмотреть, какие черты «цыганства» есть в Эсмеральде, Радде и Кармен.
А потом задать себе вопрос – что упустили «творцы», работавшие над Земфирой?
Не буду томить. Не надо было, коллеги, идти против первоисточника. Если Пушкин создал образ «вольности в лохмотьях», то в этой эстетике и надо было работать. А вы с упорством идиотов обували кочевых цыганок.
Вас кто-то просил рядить нищий бессарабский табор в аккуратные чистенькие эстрадные костюмы? Вы думали, цыган будут больше любить, если они припудрены и напомажены?
Такие вещи публика не прощает.
Итак, образ Земфиры, это урок на будущее.
Это предметная демонстрация того, что даже гениальный сюжет можно загнать в «культурное гетто», если упорно игнорировать подспудные ожидания зрителей.
Отрицательный результат — это тоже результат. Снобистский эксперимент провалился? Делайте из этого выводы.
И равняйтесь по тем, кто сумел добиться мирового успеха.
Источник: https://www.svenko.net/clothes/lit_zemfira.htm