Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол (Крылов И. А.)
“Собака, Человек, Кошка и Сокол”- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга.
Налицо вся бутафория дружбы – полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? (Крылов делом всегда проверяет слово: это определяет устойчивость структуры многих его басен.) На деле все оказалось иначе.
При первой опасности “Сокол на воздух, Кошка в лес”, и Человек, на которого напал медведь, был спасен только Собакой. Но своего верного пса он-то и бросил в беде.
Несколько выводов делает поэт из своего рассказа.
Первый – то, что не всякий из нас может сравниться с собакой в верности, как замечает Крылов. Второй вывод – то, что друга можно узнать только в нужде. Третий вывод, обычный для поэта, возводящий басенный “случай” в абсолют, показывающий “масштаб” басенного рассказа, то есть степень распространенности данного явления в мире действительности:
Как редки таковы друзья!
Редки “прямые”,
настоящие друзья. Иными словами, наиболее распространено противоположное, о чем и считает нужным сказать Крылов. Иван Андреевич замечает, что ему приходилось часто видеть
Что так, как в басне сей был верный Пес оставлен.
Но и этого мало. Слишком хорошо поэт знал современного ему человека, чтобы остановиться на очевидном выводе из рассказа. И он добавляет:
Так тот,
Кто из хлопот
Был другом выручен, избавлен,
Его же покидал в беде,-
И далее существенное дополнение:
Его же и ругал везде.
Последнее не вытекает из басни. Она оказалась бессильной, чтобы измерить всю глубину людского падения.
И здесь мораль несет в себе нечто новое: она не только поучение, применение, даже не только вывод, а существенное дополнение к рассказу, взятое не из мира подобия и уподобления, а прямо из жизни. Резкость басенного рассказа бледнела перед миром действительности.
И он, этот мир, проецируясь в басню, подсказывал поэту весьма оригинальные “сюжетные решения”, как сказал бы критик нашего времени. Вот одно из решений все той же вечной темы в творчестве писателей и поэтов – темы дружбы.
(Пока оценок нет)
Loading…
Бережно сам потрясенный и удивленный сочинение 15.2.
Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол (Крылов И. А.)
Categories: Школьные сочинения
Источник: https://ege-essay.ru/moral-basni-sobaka-chelovek-koshka-i-sokol-krylov-i-a/
Мораль басни “Слон и Моська” Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы
В России великим басенником был Иван Андреевич Крылов. В собрании сочинений И. А. Крылова третий том посвящен именно этому жанру литературы. Среди произведений есть и известная басня «Слон и Моська», которая была написана где-то в июне 1808 года и впервые издана в журнале «Драматический вестник».
Сюжет басни
Однажды в один неизвестный город привезли слона, чтобы показать людям этакого диковинного экзотического зверя.
Когда его, большого и важного, вели по шумным улицам, вдруг, откуда ни возьмись, на встречу к нему выбежала маленькая собачонка — дворняжка Моська, которая стала истерично лаять, метаться и буквально лезть в драку со слоном.
Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным.
Суть басни «Слон и Моська»
Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное.
При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает.
Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»
Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.
Басня «Слон и Моська». Анализ
Итак, в басне два главных героя. Это Слон и Моська. Но все же главное действующее лицо — Моська. Если немного подумать, то станет ясно, что это типажи и образы двух абсолютно разных по нравственному и по социальному восприятию людей.
Понятное дело, что Слон здесь выступает как воспитанный и благоразумный человек со статусом, который четко знает свои цели и задачи и определенно следует за ними, несмотря на козни врагов, которых он просто старается не замечать.
И зная все это, на публике появляется наша «уважаемая» дворняжка Моська – человек, который умеет искусно использовать различные ситуации себе на пользу, но за счет другого – сильного и благоразумного человека, который в силу своего авторитета не захочет с ней связываться.
Басня «Слон и Моська» обладает довольно интересным и неоднозначным смыслом. На самом деле Моська затеяла это все для того, чтобы воспользоваться случаем и обратить на себя внимание других собак, показать свое бесстрашие и смелость.
Кстати, такие приемы люди очень часто используют в своих корыстных целях, дабы таким образом выслужиться перед другими. Они специально идут на такие уловки, считая, что раз им не ответили, значит, они превосходят того, на кого «лают».
Басня «Слон и Моська» с особой остротой сумела показать, насколько нелепы и тщетны усилия маленькой собачки Моськи и еще более смешно и глупо ее собачье окружение, которое воспринимает все ее действия за чистую монету.
Из истории
Появились басни довольно давно. Древние греки читали Эзопа, французы — Лафонтена. В России его басни пересказал и изложил собственным языком Крылов, который стал самым известным русским баснописцем.
Любимая басня Крылова
«Слон и Моська» — одно из наиболее известных произведений, написанных в данном жанре. В этой басне имеется два основных персонажа. Пассивный — это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська.
Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед. Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед.
Басня Крылова «Слон и Моська» показывает, что по-настоящему великому человеку все равно, какое мнение сложилось о нем у ничего не значащих для него людей. Хула либо виляние хвостом — ему нет никакого дела до них. Однако поведение Моськи заметила ее соседка Шавка. Она предлагает своей знакомой перестать срамиться, ведь ее действия ни к чему не привели.
На это Моська отвечает, что та совсем не поняла ее замысла. Она вовсе и не собирается вступать в открытый конфликт со Слоном. Напротив, ей нравится, что не участвуя в драке, она сможет создать о себе мнение как о большой забияке.
И.А. Крылов. «Слон и Моська». Анализ морали
В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали. Одни считают Моську отрицательным персонажем, который рекламирует себя, не имея на то никаких оснований. Разговаривая со своей соседкой Шавкой, она объясняет, что хотя она и пристает к Слону, но вовсе не его мнение ей важно.
Он — лишь способ показать свою силу и храбрость. Именно к таким выводам должны прийти окружающие, наблюдающие эту сцену. Моська ведет себя как стратег, умеющий достичь поставленных целей хитростью и обходными путями.
Другие считают, что басня Крылова «Слон и Моська»
указывает, насколько жалко и нелепо выглядят усилия маленькой собачки, пытающейся привлечь к себе внимание важного и великого зверя.
В то же время насколько глупо ее окружение, если они принимают хитрость Моськи за храбрость и смелость! Другие люди полагают, что в басне нет скрытого смысла, и маленькая Моська, лающая на самого Слона, действительно сильна. Ее действия оценят те, для которых важнее, как они выглядят со стороны, чем то, каковы они на самом деле.
Басня «Слон и Моська», текст которой весьма двусмысленный, стала еще и цитируемым произведением. Последние строчки превратились в поговорку. Так часто говорят о мелких политиках, громогласно критикующих великих, зная, что те не станут с ними связываться.
Анализ басни Слон и Моська
Басня о том, как по городу водили Слона на которого ни с того ни с сего накинулась крошечная собака. Здесь можно видеть о взаимодействии двоих миров — высшего и низшего.
Лая на Слона Моська надеялась на то, что ее заметят другие собаки и начнут ее возвышать. Стоило бы прислушаться к словам собаки, которая советует ей не позорится, но авторитет важнее.
Нужно заметить, что в этой байке присутствует 3 участника:
- Моська(главный герой);
- Слон(которому не давали имени, что бы отвести его на второй план);
- Шавка(еще одна собака).
Моська олицетворяет очень слабого человека, который жаждет внимания и хочет добиться его любым способом. Такой человек знает кого выбрать себе в напарники, в нашем случае им стал Слон. Не зря Крылов выбрал именно это животное, так как это одно из самых больших, важных и величайших зверей на планете.
Умные люди, достигшие в этой жизни чего-либо, не будут обращать внимания на каких-то мелких дворняг, что Моськам идет на руку. Только бесхарактерные зарабатывают дешевый авторитет на таких людях как Слон.
Шавка же играет роль советчика, которая хочет чтобы Моська прислушалась к ее советам, но та стоит на своем и не хочет упускать шанс подрать горло на великана.
Мораль басни Слон и Моська
Сколько людей — столько и мнений по поводу этого рассказа. Некоторые ищут смысл в последних словах: ”знать, она сильна, что лает на Слона”. Другие любят искать смысл поглубже.
Какой бы не был спектакль, умная публика поймет, что все эти пустые звуки только ради бессмысленной славы и мнимого уважения. Огорчает то, что многие пользуются этим положением, тем самым привлекая к себе внимания таких же как они.
оит только показать свое бесстрашие и толпа поклонников бежит тебе навстречу. Был бы это не Слон, а любой другой персонаж, который в силе дать отпор, то Моська сбежала бы с позором поджав хвост.
Со стороны разумного человека это выглядит настолько смешно и низко, что самому становится стыдно за поступки такой особы. В двух словах можно сказать, что мораль этой басни такова: достаточно чтобы люди думали что ты ничего не боишься, хотя в душе ты трусливый заяц.
К сожалению, в нашем мире много кто живет таким правилом и этим способом завоевывает авторитет. И очень сильно хочется что бы в нашем окружении было поменьше подобных Мосек, а побольше желания добиваться каких либо успехов без лишнего шума.
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/dosug/moral-basni-slon-i-moska-krylova-analiz-sut-smysl-literaturus-mir-russkoj-literatury.html
Анализ и мораль басни Слон и Моська Крылова
В басне Ивана Андреевича Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого вывели на улицы города для развлечения жителей, и о Моське, маленькой дворовой собачке. На вполне себе мирно шествующего слона внезапно начинает лаять, визжать, скулить Моська.
Другая собака по кличке Шавка удивленно спрашивает Моську, зачем же она это делает, ведь слон никогда не начнет с ней драку. Та отвечает, что ей только это и нужно.
Благодаря этому, другие псы, более большие и сильные, начнут уважать Моську за ее храбрость и силу, ведь невозможно же набрасываться на врага, если не быть сильнее, чем он?
На мой взгляд, в басне есть четыре взгляда на происходящее. Первый взгляд – слона, не обращающего внимание на пустую болтовню.
Второй – главной героини Моськи, добивающейся своей цели любыми способами и всеми возможностями. Третий – остальных псов, что увидели лишь поверхность действий Моськи и не вникли в их суть.
Четвертый – собаки Шавки, удивленно смотрящей на весь этот балаган и непонимающей его.
Мораль
Я считаю, что моралей этой басни несколько, как и взглядов основных действующих лиц. Первая состоит в том, что иногда достаточно лишь казаться кем-то, а не быть им, для достижения своих целей.
Вторая – не надо обращать внимания на людей, что могут лишь говорить и говорить, быть невозмутимыми и спокойными.
Третья – не стоит верить личностям, стремящимся прославиться нападками на добрых и честных людей.
Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году для журнала «Драматический вестник».
Вдохновение для её написания он взял из притчи Александра Петровича Сумарокова, русского поэта и драматурга, которая называлась «Мышь и слон».
После ознакомления с нею, выяснилось, что из общего в обеих баснях лишь наличие слона и стремление главных героев, Моськи и мыши, выделиться за счет других.
Мне кажется, что великий талант Крылова, состоящий именно в способности преподать всем известные истины в такой смешной и всем понятной форме, в полной мере проявился в этой басне. Не зря же ее последняя строчка – «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона» – стала фразеологизмом, означающим насмешку над всеми людьми, что лишь кажутся великими и могучими.
Вариант 2
Произведение является по жанровой направленности ироническим рассказом, выполненным в стихотворной форме, именуемым басней, которая представляет собой иносказательный вид повествования с использованием в образе героев животных и птиц с целью раскрытия насущных общественных проблем.
Сюжетная линия произведения рассказывает о встрече на городской улице маленькой собачонки по кличке Моська и диковинного, огромного зверя, слона, выступающих в роли двух основных персонажей басни.
В образе Моськи автор представляет небольшую собачку, мечтающую обрести определенную значимость в глазах окружающих путем привлечения их внимания громким и яростным лаем на большое животное. Слон же изображается в басне в качестве спокойного, большого, безразличного, невозмутимого зверя, не замечающего мелочности окружающего мира, тем более визгливого лая мелкой Моськи.
Моська символизируется поэтом с пустыми, никчемными людьми, желающими достичь авторитета и уважения за счет нападок на порядочных людей.
Тем самым в соответствии с авторским замыслом достигается понимание действий собачонки, которую не интересует реакция слона на ее лай, поскольку ее стремление нацеливается на мнение окружающих.
По небольшому разумению Моськи в глазах других она должна казаться сильной, смелой, бесстрашной зверюшкой, не испугавшейся слона, символизирующего сильных мира сего.
Языковая стилистика произведения позволяет автору остро и точно изобразить нелепость смешной ситуации, в которую собачонка загоняет себя по собственной воле, не понимая своей глупости и недальновидности.
При рассмотрении вопроса о морали в басне читательская аудитория выдвигает два противоположных мнения, одно из которых придерживается прямой позиции о реальной храбрости Моськи, не побоявшейся вступить в ссору с великим животным, а вторая часть читателей и критиков высказывает точку зрения о наличии в басне скрытого смысла, подразумевающего нарочито показное поведение собаки, пытающуюся при помощи хвастовства, глупой запальчивости и бесстыдного самохвальства обрести определенную популярность в лице общественного мнения и, соответственно, какие-либо жизненные блага и удовольствия в будущем.
Произведение, вышедшее в свет в начале XIX века и имеющее в основе незатейливый сюжет, является актуальным и востребованным не только в период жизни автора басни, но и в настоящее время.
← Анализ и мораль басни Волк и ягненок
← Анализ и мораль басни Демьянова уха↑ КрыловАнализ и мораль басни Лягушки просящие царя →
Анализ и мораль басни Обоз →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-basni-slon-i-moska
Исследовательский проект Частотность образов животных в баснях И.А.Крылова
МОУ «СОШ с.Преображенка
Пугачевского района
Саратовской области»
Исследовательский проект
Частотность образов животных
в баснях И.А.Крылова.
Выполнила учащаяся 6 класса
Шляпникова Эльвира.
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Куркутова Е.А.
2012 – 2013 уч.г.
Оглавление.
- Введение. Стр. 3
- Основная часть. Стр.3 – 8
- Заключение. Стр.9
- Список литературы. Стр.10
Введение.
Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не .забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский
На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.
Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовалась таким вопросом: какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типическими? Целью моего исследовательского проекта был анализ известных басен И.А.Крылова с данной позиции. Основополагающий вопрос звучал так: какова частотность образов животных в баснях И.
А.Крылова? После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришла к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.
Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это “краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл”. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов.
По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. И.А.
Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк.
Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности и т. д.
В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитала 118 басен и посчитала, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен.
Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овца – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.
Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.
«Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.
«Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »
В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошел без ужина домой.
В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.
… на мысли Волку вспало,
Что Лев, конечно не силен,
Коль так смирен:
И лапу протянул к ягненку также он.
Ан вышло с Волком худо:
Он сам ко Льву попал на блюдо.
Лев растерзал его…
На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.
Вторым по частотности образом является Лисица. Ее характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты , лесть, желание поживиться за чужой счет.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Чтоб этому была причастна я греху?»
В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
«Послушайте меня: докажем, что в лесах
Есть добрые сердца и что…» При сих словах
Малютки бедные все трое…
Попадали к Лисе, на низ.
Что ж кумушка? – Тотчас их съела
И поученья не допела.
В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.
Щепотки волосков Лиса не пожалей –
Остался б хвост у ней.
Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда не без пользы для самой себя.
Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть и подобострастие.
А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте.
Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, лягнуть, как в басне «Лисица и Осел»:
«Пропал к нему весь прежний страх,
И поплатился он старинными долгами!
Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
По – своему:
Кто зубом, кто рогами…»
Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?
В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят.
В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.
В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…»
В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.
«Чем служишь? Вот прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу, –
На задних лапках я хожу».
В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
«И можно ли тебе равняться в чем со мною?
Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
Днем стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу», –
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь:
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».
Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.
Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, безаппеляционность суждений, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».
Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице(исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?»). Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.
Среди тех, кто встречается в пяти баснях(Обезьяна, Кот, Медведь, Змея), наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь.
Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга(услуга, повлёкшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана). В басне «Пустынник и Медведь» И.А.
Крылов пишет:
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
«Что изо всех зверей мне только одному
Никто не сделает упрека,
Чтоб мертвого я тронул человека».
На что получает ответ:
«Так лучше бы ты мертвых ел
И оставлял живых в покое».
Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела(в четырех баснях), Щука, Кукушка(в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь(в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.
Заключение.
Итак, я пришла к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип.
Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.
Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять.
Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова
Используемые ресурсы.
- Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., «Московский рабочий», 1974.
- Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М., «Kнигa», 1985.
- Крылов И.А.. Избранные произведения. Грибоедов А.С. Горе от ума. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. Москва. Детская литература 1981. 718 стр.
- Коровин В. Поэт и мудрец. М., «Терра» – «Terra», 1996.
- ru.wikipedia.org›wiki/
- Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М., «Художественная литература», 1969.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/12/03/issledovatelskiy-proekt-chastotnost-obrazov-zhivotnykh-v
Басня Крылова Слон и Моська
Слон и Моська рисунок
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ.Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться;Ну так и лезет в драку с ним.
“Соседка, перестань срамиться, -Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идетВпередИ лаю твоего совсем не примечает. -“Эх, эх! – ей Моська отвечает, -Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:”Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
Мораль басни Слон и Моська
Пытаясь выяснить мораль басни, у многих мнения расходятся. Одни смотрят на басню прямо, а другие находят в ней скрытый смысл. С одной стороны можно посмотреть и сказать, что Моська действительно храбрая, что своими действиями пытается напугать слона.
Если же смотреть с другой стороны, то можно увидеть, что делается все это напоказ. Сделав какие – то действия или поступки, можно о себе создать любое мнение людей, в данном случае собак. Каждый видит ту мораль, которую хочет видеть. Кто – то смотрит прямо, а тот, кто поступает также как и Моська, то видит здесь скрытый смысл.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Слон и Моська
Иногда достаточно только казаться смелым и сильным, а не быть.
Анализ басни Слон и Моська
В басне Крылова «Слон и Моська» повествуется о слоне, которого ведут по городу и о собаке, которая его облаивает. Другая собака говорит ей, что слон никак не реагирует на ее лай, Моська отвечает, что таким образом ее авторитет возрастает в глазах других собак, ведь лая на него она выглядит бесстрашной.
Моська – это главный персонаж данной басни, так как только у нее есть кличка. Она символизирует людей, постоянно рекламирующих себя перед кем – то напоказ. Старания напугать слона обращены вовсе не к нему.
Вся эта игра больше предназначена для окружающих собак, которые стали бы ее уважать, посмотрев на то, что она лает на большого слона. Для нее достаточно просто произвести впечатление храброй и сильной собаки.
У слона не будет на нее никакой реакции, но таким способом она добьется цели. Ведь после такого она будет в авторитете у других собак.
Часто так бывает и у людей. Делая что – то напоказ, порой они реально добиваются своих целей. Крылов с одной стороны смог показать насколько нелепы ее усилия напугать слона, но с другой же стороны он показал насколько глупы окружающие ее собаки. Они принимают ее хитрые действия завоевать их уважение за способ просто напугать слона.
Главные герои басни (персонажи) Ивана Крылова
Моська
Лебедь рвется в небо, непонимая, что он один не сможет поднять телегу.
Слон
Большой и сильный, совсем не замечает мелкую Моську
Шавка
Говорит мнение со стороны.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Слон и Моська
- Знать, она сильна, что лает на Слона
Слушать Басню Крылова Слон и Моська
Мультфильм по басне И.А.Крылова “Слон и Моська”
4 класс
Несколько интересных Басен
Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-slon-i-moska
Басня Крылова Слон и Моська
Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ.Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться;Ну так и лезет в драку с ним.
“Соседка, перестань срамиться, -Ей Шавка говорит, – тебе ли со Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идетВпередИ лаю твоего совсем не примечает. -“Эх, эх! – ей Моська отвечает, -Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:”Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия.
Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.
Моська – персонаж, на первый взгляд – отрицательный, символизирующий людей, умеющих себя рекламировать на пустом месте. Разговаривая с простой Шавкой, она выдает забавную истину, что хоть и лает на Слона, но не к нему обращены все её старания.
Вся игра, на самом деле, устроена для других собак. Не нужно драк или опасностей, достаточно всего лишь произвести впечатление бесстрашия, возможности нападения на Слона, сильного мира сего.
Он даже не обратит на маленькую собачку внимания, а Моська добьется цели: покажет свою смелость и силу простым собакам. Удивительно, но, как и в жизни, такими уловками действительно можно достичь поставленной цели.
Крылов же с присущей ему остротой сумел показать, насколько смешны и нелепы усилия маленькой Моськи и в то же время, насколько глупы окружающие её собаки, принимающие хитрость за чистую монету.
- Знать, она сильна, что лает на Слона
Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/slon-i-moska/
Анализ творчества Крылова
Анализ творчества Крылова
Крылов писал не для детей – это ясно из политического характера его творчества. Однако благодаря ясному, превосходному языку и высокохудожественной образности басни его хорошо воспринимаются и запоминаются детьми, обогащая их речь и поэтическое сознание. Само по себе это, конечно, превосходно.
Точно так же Крылов отнюдь не «поэт золотой середины», нельзя к этому свести все его басенное творчество. Из того, что мы о нем до сих пор писали, можно сделать как раз противоположный вывод – он, писатель радищевского образа мыслей, – представитель социально «крайних» мыслей.
Но что, собственно, подразумевается под выражением «поэт золотой середины»? В.
Вот в духе этого изречения философом, призывавшим избегать социальных крайностей, социальной борьбы, и старались представить Крылова.
Особенно легко поддавались такому истолкованию несколько его басен, таких как «Водолазы», «Тень и Человек», «Госпожа и Две служанки», «Подагра и Паук», «Фортуна и Нищий», «Фортуна в гостях», «Алкид», «Булыжник И Алмаз», «Ворона», написанные до 1826 года. В них явно звучит призыв автора к умеренности действий, к примирению с различной жизненной судьбой.
Однако даже эти басни не имеют того «охранительного» смысла, который им приписывали сторонники правительственного, дворянского лагеря.
Рассуждая об «аптикняжнинской» комедии Крылова «Сочинитель в прихожей», мы писали о двойном раскрытии аллегорического образа, менее успешном в пьесах Крылова, более удачном в баснях.
В пьесе недостаточно конкретное описание явления – художественная слабость, а при обстоятельном и достаточно конкретном становится затруднительным второе его истолкование, ведь для него нужна своя, другая конкретность и обстоятельность. Иное дело в басне.
ссылки на одну и ту же басню повторяются в разных тематических разделах книги. Значит, следует решать, какое или какие из этих раскрытий более соответствуют замыслу автора.
Обычно Крылов сам подводит читателя к верному решению. Но иногда он этого не делает или делает недостаточно ясно. В этих случаях вопрос следует решать на основании общего представления о его творчестве.
Но ясно, что в этих случаях ложное истолкование особенно возможно.
«золотой середины», на первый взгляд убедительно, присоединяли и те, в которых не было крайней социальной остроты. Таких же басен у Крылова много. Па этом статистическом, так сказать, основании считали утверждение его «поэтом золотой середины» особенно справедливым.
к труду. Несправедливо пренебрегать проявлением народного ума и народной мудрости в баснях Крылова, пусть и лишенных особенно острого политического смысла, хотя бы к ним в прошлом и применялись неоправданно уничижительные наименования.
К тому же раскрытие исторического истолкования басни может в корне изменить осмысление ее содержания. Но мы не знаем исторического «комментария» к множеству басен Крылова. А между тем еще Гоголь писал, что «всякая басня его имеет… историческое происхождение».
К тому же те басни Крылова, которые можно причислить к «басням золотой середины», писались и публиковались Крыловым неравномерно.
Можно предположить такую закономерность: проведя в печать или готовясь провести особенно рискованную в цензурном отношении басню, он предварял и окружал ее произведениями более «благонамеренными», успокаивая встревоженных цензоров и официальную критику. Вот как это видно в его последней, девятой «книге».
Здесь такие острейшие его басни, как «Вельможа» и «Волки и Овцы». О первой мы еще будем говорить,, а вторая показывает полное бесправие народа при «Правительстве зверей» и лицемерие его законов. Остальные басни, собранные в этом разделе, такие, которые вполне могут считаться произведениями «золотой середины».
Обратившись к ним, для того чтобы убедиться, что они могут быть отнесены именно сюда, мы заодно убедимся и в том, что они отнюдь не лишены интереса и небесполезны читателям. В басне «Пастух» говорится о том, как страдают от своего Пастуха те, о которых он должен заботиться. У него пропадали овцы. Он жаловался на «страшного волка».
Друзья! – кончает басню Крылов, –
А ест овец-то – Савва.
«Белка» – о зверьке, который бегает в колесе на удивление народа и говорит Дрозду о том, как «трудится весь день». Мораль Крылова:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все;
Да только все вперед не подается,
«Мыши» Крылов осуждает пустые толки, переходящие в клевету:
«Сестрица! знаешь ли, беда! –
На корабле Мышь Мыши говорила, –
Ведь оказалась течь: внизу у нас вода
Чуть не хватила
Или с похмелья, или пьян.
Что ко дну наш корабль идет…»
Ничтожество выдумывающих небылицы сплетниц подчеркнуто тем, что они изображены в виде мышей. Это, конечно, не случайно, хотя бы потому, что на кораблях водятся обычно не мыши, а крысы. Но крысы не выглядели бы такими ничтожествами. В басне, например, «Щука и Кот» они Щуке «отъели хвост».
Житейские уроки, даваемые Крыловым, совсем не бесполезны. Не бесполезен и урок басни «Лиса», в которой рассказывается, как невыгодна бывает. жадность, нежелание поступиться ничем из «своего». Поучение дается таким примером:
Лиса у проруби пила в большой мороз
Но кончик хвостика Лисица замочила,
И ко льду он примерз.
«Да как испортить хвост?… Нет, лучше подождать». Хвост же примерзал все больше и больше. Настал день, стали слышны голоса подходящих людей. Но оторваться от проруби Лиса уже не смогла. Помог пробегавший Волк. Он попросту отгрыз Лисе весь хвост. Крылов заключает:
Мне кажется, что смысл не темен басни сей.
«Крестьянин и Собака» Крылов предостерегает тех, которые за все берутся, хотя все уметь им. не дано, как собаке не дано печь хлебы и поливать рассаду на огороде, вместо того чтобы стеречь дом. В «Двух Мальчиках» автор учит разбираться в друзьях.
В «Разбойнике и Извозчике» пишет о том, что грабеж нередко бывает не выгоден самому грабителю. Разбойник напал на Извозчика и, поплатившись несколькими зубами, выбитым глазом и перешибленной рукой, отнял у него воз, как оказалось…
с пузырями! В басне «Лев и Мышь» Крылов развивает тему народной поговорки, ее и приведя в морали:
Воды напиться.
«Кукушка и Петух» Крылов показывает, как неблаговидно и смешно людям хвалить друг друга, подобно этим птицам:
За что же, не боясь греха,
Известен и частный повод, вызвавший создание басни.
Еще при жизни Крылова басня, напечатанная в одном сборнике, была сопровождена иллюстрацией, на которой в карикатурном виде были изображены Булгарин и его приятель и соратник по низкопробной литературе Греч, до неприличия хвалившие друг друга в печати, на чем для их посрамления и заострил внимание баснописец.
Мы рассмотрели все басни девятой книги для того, чтобы подтвердить мысль, высказанную в начале этого разбора, и чтобы показать не бесполезность для читателей во времена Крылова, да и в наши дни, тех его произведений, которые назывались баснями «золотой середины».
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/12/11307.htm
Басни: Эзоп
Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни.
Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа.
Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,
«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».
Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —
Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.
В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.
Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.
Эзоп
(VII—VI вв. до н.э.)
Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности.
И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком.
По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.
Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?
Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.
В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.
Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский2. Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.
В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.
Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.
1 Жрец — служитель религиозного культа.
2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.
Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.
Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.
Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.
Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.
Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.
Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.
Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.
Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.
Экспозиция |
Замысел |
Повествование |
Неожиданный результат |
Реплика-мораль |
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. |
Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте! |
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. |
Они легко переломали прутья поодиночке. |
Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит. |
Ворон и лисица
Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был».
Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём».
(Перевод Л. Толстого)
Волк и ягнёнок
Волк увидал — Ягнёнок пьёт у реки.
Захотелось Волку съесть Ягнёнка, и стал он к нему придираться. «Ты, — говорит, — мне воду мутишь и пить не даёшь».
Ягнёнок говорит: «Ах, Волк, как я могу тебе воду мутить? Ведь я ниже по воде стою, да и то кончиками губ пью».
А Волк говорит: «Ну, так зачем ты прошлым летом моего отца ругал?»
Ягнёнок говорит: «Да я, Волк, и не родился ещё прошлым летом». Волк рассердился и говорит: «Тебя не переговоришь. Так я натощак, за то и съем тебя».
(Перевод Л. Толстого)
Вопросы и задания
1. Когда возник жанр басни? Что способствовало его возникновению?
2. Что вы знаете о жизни Эзопа?
3. Почему не все произведения из сборника «Эзоповы басни» принадлежат именно Эзопу?
4. Изображение положения действующих лиц, обстоятельства и обстановки, в которой они находятся до начала действия, — это
А мораль Б сюжет В экспозиция
5. Прочитайте ещё несколько басен Эзопа. Проверьте, все ли они соответствуют схеме: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.
6. Почему в басне «Волк и Ягнёнок» Волк придирается к Ягнёнку?
7. Выберите правильный вариант ответа.
Басня — это
А короткий рассказ, который отличается иносказательным сюжетом и высмеивает человеческие пороки или недостатки общества
Б стихотворение о животных, их повадках и привычках В притча о выдающихся людях
Время жизни древнегреческого баснописца Эзопа
А VII—VI вв. до н. э.
Б IV—III вв. до н. э.
В III в. н. э.
8. Установите соответствие в терминах.
1 экспозиция А меткий вывод в басне
2 мораль Б намерение персонажа чего-то достичь
3 замысел В изображение до начала действия
9. Называет ли автор басен какие-либо качества характера своих пер
сонажей? Каким образом мы узнаём об их характерах? Что мы можем сказать о том, какими качествами наделены персонажи басен «Ворон и Лисица», «Волк и Ягнёнок»?
10. Определите, есть ли чётко обозначенная мораль в басне Эзопа «Волк и Ягнёнок». Подтвердите свои соображения текстом из басни.
11. Что общего у басни и сказки о животных и чем они отличаются? (Для примера возьмите понравившуюся вам басню с персонажами-жи-вотными и вспомните любую сказку, которую вы изучали ранее.)
12. Рассмотрите иллюстрации Л. Пэйн и М. Винтера к басням Эзопа. Удалось ли художникам выразить черты характера персонажей басен? Свой отвеї обоснуйте.
Иван Крылов
(1769-1844)
Иван Андреевич Крылов родился в г. Москве. Родители видели одарённость сына, но из-за бедности не могли отдать его учиться. Некоторое время мальчик занимался вместе с детьми богатых покровителей. Однако после смерти отца он был вынужден устраиваться на работу.
Переехав в Петербург в 1782 г., юноша поступает на должность канцеляриста, пробует писать для театра, занимается журналистикой. Он очень много читает, изучает иностранные языки.
С 1797 г. И. Крылов жил в Украине в имении князя С. Голицына и выполнял обязанности личного секретаря и домашнего учителя. Там И. Крылов написал пьесу «Триумф, или Иодщипа», комедию «Пирог», басню «Свинья под Дубом». Однако его творчество оставалось тайной для окружающих. Многие даже и не догадывались, что перед ними тала!ггл и вы й 11исател ь.
Начиная с 1806 г. И. Крылов пишет басни. Первые опубликованные произведения — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое Молодых» — показали огромный дар автора.
В баснях он говорит о событиях в России и недостатках её граждан: о неумении выбирать занятие по своим способностям {«Квартет»), бессилии слабого перед сильным {«Волк и Ягнёнок»).
Его басенные герои стали одновременно носителями таких человеческих пороков, как лесть («Ворона и Лисица»), зависть, лень, угодничество. Крылов наделяет своих героев вполне человеческими мыслями и поступками.
Ясностью, красотой и плавностью изложения язык басен И. Крылова напоминает произведения устного народного творчества. Многие выражения воспринимаются как пословицы и поговорки, употребляются как крылатые слова и выражения: тришкин кафтан, демьянова уха; «А ларчик просто открывался» «А Васька слушает да ест».
Сейчас читать басни И. Крылова так же интересно, как и при жизни их автора.
Аллегория — изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (например, лиса — аллегория хитрости, заяц — трусости). Синонимом термина аллегория может быть иносказание.
Ирбния — это отрицательная оценка предмета через его осмеяние: истинный смысл события маскируется автором, и, иронизируя, мы высказываем прямо противоположное тому, что подразумеваем.
В 1855 г. к г. Санкт-Петербурге в Летнем саду был установлен первый в России памятник Ивану Крылову. Его создал известный скульптор Пётр Клодт (1805-1867). Художник запечатлел в нём ещё живые воспоминания петербуржцев: как баснописец гулял в этом парке, а иногда, присев на скамейку, что-то сочинял.
Скульптор поместил на барельефе памятника басенных героев. Прочитайте басни писателя и вы сможете увидеть, как верно Г1. Клодт выразил их характеры.
Украинский поэт Евгений Гребинка (1812-1848) написал в 1838 г. стихотворение «Лавровый венок». В основе этого произведения — впечатления от праздника, устроенного русской интеллигенцией в честь 50-летия литературного творчества И. Крылова Выражая восхищение поэзией И.
Крылова, присутствующие увенчали его лавровым венком по античной традиции. Во все времена такой награды удостаивались только всенародно любимые поэты. Когда вечер подходил к концу, И. Крылов снял венок и подарил каждому гостю по лавровому листику. Символический дар получил и Е.
Гребинка, уже известный к тому времени автор басен.
Вопросы и задания
1. Какой литературный жанр прославил И. Крылов? Какие у него были предшественники в этом жанре?
2. Объясните смысл крылатых выражений из басен И. Крылова.
3. Рассмотрите внимательно изображение фрагмента памятника И. Крылову в Летнем саду. Каких персонажей изобразил скульптор, какие пороки они воплощают?
Выпишите в тетрадь два крылатых выражения из басен И. Крылова.
Ворона и лисица
(читать онлайн)
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:”Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!”Вещуньина с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
1808 г.
Вопросы и задания
1. Какие народные сказки о лисе вы помните? Какой она изображена в этих сказках?
2. Определите тему басни. Какие персонажи в ней изображены? Что мы узнаём об их характерах? Как И. Крылов показывает хитрость Лисицы и доверчивость Вороны?
3. Как автор выражает характер персонажей с помощью их речи?
4. В каких словах выражена мораль басни? Как вы понимаете её смысл?
Подготовьтесь к выразительному чтению басни «Ворона и Лисица» в лицах.
Волк и ягнёнок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву”. –
“Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу”. –
“Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!” –
“Помилуй, мне еще и отроду нет году”, –
Ягненок говорит. “Так это был твой брат”. –
“Нет братьев у меня”. — “Tak это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. –
“Ах, я чем виноват?” — “Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. –
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
1808 г.
Вопросы и задания
1. Вспомните, какими чертами характера наделены герои басни в народных сказках о животных.
2. Как изображает И. Крылов встречу Ягнёнка с Волком? Почему он называет её «бедой»?
3. Почему для изображения Ягнёнка употреблено слово добыча? Объясните его смысл.
4. Как в тексте басни показано, что все нападки Волка на Ягнёнка совершенно несправедливы?
5. Объясните смысл морали этой басни.
6. Рассмотрите иллюстрации к басне И. Крылова «Волк и Ягнёнок». Как удалось художникам Е. Рачёву и А. Лаптеву выразить черты характера персонажей басни? На какой иллюстрации аллегория басни прочитывается выразительнее?
Выучите наизусть басню «Волк и Ягнёнок».
Сюжет о вороне и лисице встречается уже в баснях Эзопа. Только у древнегреческого сочинителя басен лиса выманивала не сыр, а мясо. Интересную басню на эту тему написал французский поэт Жан де Лафонтен (1621-1695). Прочитайте её и сравните с басней И. Крылова.
Жан де Лафонтен (1621-1695).
Ворон и лисица
Дядюшка Ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка Лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как каши перья, –
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотелось ему блеснуть и голосом.
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущённый ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
Источник: https://narodna-osvita.com.ua/1792-basni-ezop-vorona-i-lisica-volk-i-yagnenok-i-krylov-vorona-i-lisica-volk-i-yagnenok-zhan-de-lafonten-voron-i-lisica-chitat-onlayn-analiz-kritika.html