Характеристики главных героев произведения Фотография, на которой меня нет, Астафьев. Их образы и описание
Характеристики главных героев произведения Фотография, на которой меня нет, Астафьев
Бабушка Екатерина Петровна
Одна из главных персонажей рассказа, простая, крестьянская бабушка, имеет деревенский говор. Очень любит своего внука Витю, ради него готова на всё. Вместе с дедом она воспитывает его, даёт ему всю свою любовь, заботится о нём, пытается заменить ему мать. Подробнее>>>
Витя
Главный герой рассказа, деревенский мальчик, ученик местной школы. Именно от него, уже взрослого, ведётся рассказ. Живёт он вместе с бабушкой и дедушкой, его мама умерла, а о судьбе папы ничего неизвестно, но можно предположить, что он пострадал, как сын кулаков – Витин прадед и дед были с семьями раскулачены. Подробнее>>>
Учитель Евгений Николаевич
Один из главных героев рассказа, очень уважаемый человек. Имеет ребёнка и жену, тоже учительницу. Его уважают за то, что у него можно спросить совет в любое время, за то, что здоровается со всеми, не пьёт. Вместе со своей женой они устраивают танцы в клубе, ставят пьесы. Подробнее>>>
Санька
Один из главных героев рассказа, деревенский мальчик, ученик местной школы. Лучший друг главного героя Вити. Однажды, они с ним долго катались на санках с горки, после чего Витя застудил ноги и не смог пойти в школу сделать общую фотографию. Санька решил проявить солидарность и также не пошёл фотографироваться в школу, хотя очень этого хотел.
Дедушка
Витин дедушка, промышляет продажей дров, занимается хозяйством.
Тетка Авдотья
Худая, добрая и сварливая женщина. Живёт по соседству, имеет мужа Терентия, который приезжает к ней только раз в несколько лет.
Учительница Евгения Николаевна
Жена учителя, как и он, тоже очень уважаемый человек.
Дядя Левонтий
Деревенский бунтарь и пьяница, полностью исправился после разговора с учителем.
Илья Иванович Чехов
Происходил из ссыльных, у него был размещён на ночевку фотограф.
Дед Павел
Витин дед, бывший владелец нынешнего здания школы, был раскулачен и выгнан из дома вместе с семьёй.
Катька Болтухина
Активистка и пьяница. Её семья занималась выселением зажиточных крестьян. После выселения, любили жить в этих домах. После разорения дома, переезжали в другую избу. Катька любила продавать хозяйские вещи, в том числе самим хозяевам.
Кирила
Местный житель, не выдержав картины, как выселяют соседскую семью с детишками, он убил управляющего, после был арестован.
см. также:
Краткое содержание Фотография, на которой меня нет, Астафьев
Краткая биография Виктора Астафьева
Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
Источник: https://sdamna5.ru/fotografiya_harakteristiki
Сочинения на Getsoch.ru
Герои рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Каждый из героев пронзительно-трогательного рассказа «Фотография, на которой меня нет» – яркий персонаж со своим характером. В произведении затрагивается достаточно много событий — прошлое и будущее деревенского мальчишки Витьки здесь тесно переплетены в одном дне и жизни школы.
Сам Витя — мальчик-сирота, он живет с бабушкой и дедушкой. Повествование идет от его имени, и читатель имеет возможность познакомиться с этим персонажем, увидеть не только внешние поступки, но и его мысли, переживания, мотивы действий. Рассказ автобиографичен, мальчик Витя — это и есть сам писатель.
Он рассказывает о своем детстве, о тех моментах, что затронули его душу. В те годы Витька — простодушный мальчуган, не избалованный ласками и жалостью, достаточно сообразительный и совсем не глупый. Про себя и своего друга Саньку автор пишет «мы не удивляли мир прилежанием и поведением».
Эта детская разудалость дает о себе знать — перед важным событием мальчишки идут на увал кататься на санках, после чего у Вити заболели ноги. Так и случилось, что нет мальчика на первой школьной фотографии.
И так это его обидело, так задело детскую душу, что спустя долгие годы автор делится этим воспоминанием с читателями.
Другой яркий персонаж истории — учитель. Его имя упоминается в самом конце произведения, сам автор его забыл и вновь узнал, только будучи взрослым… Для местных ребятишек учитель — авторитет, его уважает вся деревня.
Вежливость, искренняя забота о чужих детях, отказ от спиртного, грамотность и полная отдача своей работе — вот что выделяет интеллигентного Евгения Николаевича среди всех жителей деревни. Он приносит Вите ту самую фотографию, и – пусть мальчика нет на ней — память осталась надолго.
Учитель старается поддержать ребенка, понимая, насколько ему было обидно пропустить фотосъемку.
Удивительным кажется и поступок друга Саньки. Ведь именно он сманил мальчика на увал, но затем навестил больного друга, всячески уговаривая его пойти в школу и сфотографироваться.
А когда понял, что не может Витька даже шагу ступить, так ноги болят, – сам отказался из солидарности, и нет Саньки тоже на первой фотографии.
Но зато есть друг, готовый поддержать и пожертвовать своими желаниями.
Герои рассказа — обычные деревенские люди. О них с особым трепетом вспоминает автор, воспроизводя в своих рассказах события той далекой и удивительной поры — детства.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/403-geroi-rasskaza-fotografiya-na-kotoroj-menya-net.html
Фотография, на которой меня нет
Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы».
Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя».
Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.
Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки».
По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением».
Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.
Продолжение после рекламы:
Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро.
Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе.
Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.
В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно.
Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить.
Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.
Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.
Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей.
Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы.
За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.
В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу.
Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки.
Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».
Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».
Источник: https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
В.П. Астафьев. Рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Образы героев
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›В.П. Астафьев. Рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Образы героев.
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924-2001)
2 слайд Описание слайда:
Самостоятельно изучите биографию В.П. Астафьева по учебнику (стр. 188-189). Продолжите фразы.
Виктор Петрович считал, что характер человека развивается под влиянием… Герои произведений Астафьева – это… Повесть «Кража» считается автобиографичной, потому что… «Последний поклон» – повесть, главами которой являются рассказы…
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд Описание слайда:
Перечислите героев рассказа.
7 слайд Описание слайда:
Перечислите героев рассказа. Кто, на ваш взгляд, является главным героем и почему?
8 слайд Описание слайда:
Перечислите героев рассказа. Кто, на ваш взгляд, является главным героем и почему? Расскажите, что вам известно про Витьку и его друга Саньку.
Перечислите героев рассказа. Кто, на ваш взгляд, является главным героем и почему? Расскажите, что вам известно про Витьку и его друга Саньку.
Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни?
11 слайд Описание слайда:
Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду?
12 слайд Описание слайда:
Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки?
13 слайд Описание слайда:
Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки? Как мальчик отнёсся к тому, что ему не удастся попасть в кадр?
Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки? Как мальчик отнёсся к тому, что ему не удастся попасть в кадр? Как его поддерживали окружающие?
15 слайд Описание слайда:
Почему приезд фотографа стал важнейшим событием в жизни деревни? Как жители деревни готовились к его приезду? Что произошло накануне фотосъемки? Как мальчик отнёсся к тому, что ему не удастся попасть в кадр? Как его поддерживали окружающие? Что вызвало визит учителя в дом Витьки?
16 слайд Описание слайда:
Как вели себя бабушка и мальчик во время визита учителя?
17 слайд Описание слайда:
Почему деревенский учитель считался почётным жителем деревни?
18 слайд
19 слайд
20 слайд Описание слайда:
С И Н К В Е Й Н 1 вариант Витька 2 вариант Учитель
21 слайд
Бесплатно
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/vp-astafev-rasskaz-fotografiya-na-kotoroy-menya-net-obrazi-geroev-1843035.html
Краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьева
Посреди глухой зимы в сибирской деревне прошла волнующая новость: из города приезжает фотограф, чтобы сделать снимок местных школьников. Вите и его другу Саньке придётся сесть сзади, ведь они всегда учились плохо. От досады ребята пошли кататься на санках с крутого обрыва и вернулись домой промокшие и в снегу.
Ночью у Вити заболели ноги. Бабушка принялась лечить его от «рематизни»: натирала ноги спиртом, укутывала шалью его покойной мамы, носила в баню.
Но всё это не помогло, и на утро, когда пришёл Санька, мальчик не смог встать с печи.
Бабушка ругала Саньку за то, что он уговорил её внука кататься, и мальчик принял серьёзное решение: раз его друг не может фотографироваться, то и он не пойдёт. Таким образом Вити и Саньки не оказалось на снимке.
Во время болезни Витя внимательно изучал окна в избах деревни. Каждое из них было уникальным, по окну можно было судить о хозяйке и самой избе.
Например, его бабушка вставляла между рам розетки рябины, вату, бруснику, всё было просто, но красиво. У тётки Авдотьи навалено калины, мху, разноцветных цветов, а главным украшением служит безногая кукла.
У Левонтия, «лиходея из лиходеев», изучать нечего: между рам ничего не лежит, не все стёкла целы.
Вскоре в гости зашёл учитель. Он принёс фотографию, на которой не было Вити. Мальчик стал рассматривать знакомые лица, здесь были все, кроме него и Саньки. Учитель с учительницей, муж с женой, слегка улыбались.
Они были уважаемыми людьми в деревне, и все старались им помочь: кто крынку молока под дверью оставит, кто дрова отгрузит и уйдёт. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу.
Дом, в котором она помещалась, до раскулачивания принадлежал прадеду Вити. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его.
Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей.
Много лет автор хранит старую фотографию, ведь на ней изображены дорогие ему люди и его «родовое гнездо». В произведении очень много примет времени, диалектных и разговорных слов. Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Подарки феи Перро
Женщина жила с двумя дочками. Старшая дочь внешне и характером была похожа на мать. Они были настолько грубые, злые и заносчивые, что люди избегали общения с ними. - Краткое содержание О. Генри Последний лист
Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью - Краткое содержание Диккенс Домби и сын
У мистера Домби хорошо развивающаяся компания, одна из самых авторитетных и успешных в городе, у него есть маленькая дочь Флоренс и прекрасная жена. Но одно обстоятельство огорчало его, – отсутствие сына. - Краткое содержание Толстой Севастополь в декабре месяце
Начало рассказа Льва Толстого «Севастополь в декабре», как и все повествование, выполнено хмурыми красками. С бухты под Сапун-горою тянет холодом, туманом, море чернеет, слышен неумолкаемый гул. - Краткое содержание Тынянов Восковая персона
В книге описываются действия во времена царя Петра. Петр любил пить и вести неправильный образ жизни. На сегодняшний день он был сильно болен и умирал. Из – за болезни царя строительство Петербурга не было закончено до конца
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
Краткое содержание Астафьев Фотография, на которой меня нет для читательского дневника
В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.
Главная мысль
Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.
Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет Астафьев
Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».
В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.
В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников.
Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно.
Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.
Все ребята с нетерпением ждали приезда фотографа и думали, кто где будет сидеть на фотографии. Договорились, что самые лучшие ученики сядут впереди, средние — во втором ряду, а троечники и двоечники — сзади.
Однако не все были довольны таким решением, например, герой-рассказчик и его друг Санька, потому что они как раз были одними из худших учеников.
Попытавшись добиться хорошего места кулаками и потерпев неудачу, мальчики убежали на увал и до ночи катались на санках с крутой горки и валялись в снегу.
Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.
Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага.
Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно.
Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.
Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:
мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.
И вот однажды к ним пришел учитель и принес фотографию. Витя очень обрадовался. Учителя и учительницу в деревне очень уважали все жители. Учитель попил чай с бабушкой и пожелал мальчику поскорее поправляться. Рассказчик с благоговением вспоминает этот приход учителя в их дом.
Учитель знал очень много, был вежлив со всеми жителями, всегда здоровался. Учитель смог так поговорить с пьяницей дядей Левонтием, что тот стал меньше пить. А однажды весной учитель пошел в лес с учениками и рассказывал им все, что знал. Вдруг они увидели змею, она страшно шипела.
Учитель схватил палку и забил змею до смерти. Он хотел защитить детей. Все жители деревни старались отблагодарить учителя и приносили ему то лукошко ягод, то еще какие-нибудь гостинцы, а зимой завозили дрова на двор.
Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.
Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.
Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
Сочинение по рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Книга Астафьева «Фотография, на которой меня нет» знакомит читателя с деревенской жизнью людей, которым пришлось жить в далекие для нас тридцатые годы. Здесь мы видим отражение военного времени в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Данная работа отображает быт людей, которые не знают роскоши, где все живут, чем могут и как могут, но при этом сельчане не теряют своей человечности, вся деревня живет, как одно целое, как сплоченная семья: крепкая, огромная, а главное, дружная.
Да, здесь также бывают ссоры, здесь встречаются и пьяницы, но большая часть населения – это замечательные люди, пусть и необразованные, пусть и неграмотные, но зато душевные, добрые, отзывчивые, дружные, преданные.
Рассказ Астафьева Фотография, на которой меня нет краткое содержание
Рассказ Астафьева «Фотография» и его краткое содержание знакомит нас с одной из глав произведения автора «Последний поклон», где Астафьев делится с читателем своими воспоминаниями и описывает жизнь бедных людей, что проживают в сибирской деревне. Там произошел настоящий фурор, неслыханное событие – приезд фотографа, о котором жители могли только слышать и мечтать.
Но, благодаря учителю, который самоотверженно трудился на благо глухой деревни, который добился, чтобы в школе появились учебники, парты, стулья, тетрадки, карандаши, в село приехал и фотограф, что запечатлел на фотографии учащихся овсянской школы.
Правда, Витьке и его другу не посчастливилось оказаться на фото, так как в день, когда делали фотографию, мальчику нездоровилось.
Из-за своего ревматизма, который дал о себе знать после длительного катания на санках, он больше недели пробыл дома и пропустил важный момент в своей жизни.
Но фотография у него осталась на память, а принес ее Вите тот самый учитель, который всегда помогал жителям сельского поселения и который запечатлен в памяти героя произведения, как человек, что всегда защитит своих подопечных, как в случае со змеей.
Астафьев Фотография, на которой меня нет герои
В рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет» героем произведения является Витька, тот самый мальчик, которому не удалось сфотографироваться из-за проблем с ногами. Он живет без родителей, с бабушкой, которая хоть и ругает своего внука, но всегда позаботиться о нем.
Кроме того, в рассказе не последнюю роль играет учитель, который также является героем произведения Астафьева, Санька — друг Вити, бабушка Вити, дядя Левонтий и жители деревни.
«Фотография, на которой меня нет» Астафьева – замечательное произведение, что показало нам быт и отношения людей в далекие времена тридцатых годов.
- сочинения „ уроки жизни в рассказах в астафьева“ „ фотография на которой меня нет“„конь с розовой гривой“
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-astafeva-fotografiya-na-kotoroj-menya-net.html
В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Николаевич.
Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил огромное уважение к учителям, понимание значения их благородного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.
В словарях – Толковом словаре русского языка, в Этимологическом словаре русского языка находим значение слова «учитель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова – «учитель», «педагог» говорит об огромной роли учителя в жизни человека.
Профессия учителя, педагога – одна из древнейших профессий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей — трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины.
Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все это обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, подготовки его к жизни.
Первые учителя появились тогда, когда начался процесс совершенствования орудий труда; это были самые мудрые и уважаемые люди.
Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греч. «ггейдагогос» («пейда» – ребенок, «гогос» – вести) и обозначало «деговодитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.
Слово «учитель» появилось ноше, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, т. е. обучение.
Учитель – это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди.
В Древнем Вавилоне, Сирии, Египте это были жрецы, в Древней Греции – наиболее талантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: это были люди, хорошо знающие науки, много путешествующие, а потому знающие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать мудрейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, занимающееся вопросами просвещения народа).
В России роль учителя была велика с самого начала; в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя. Учителей в Древней Руси называли мастерами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения.
Такое традиционно – уважительное отношение к учителю было в нашей стране и в те далекие годы, о которых повествует В. Астафьев в своем рассказе.
В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», используя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице.
Он описывает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет.
Писатель не дает гголного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминались глаза — «немного печальные и отлог о необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки» – обыкновенный молодой человек – оказывается, и лет ему было совсем немного – двадцать пять.
Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».
И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские бабы приносят им молоко, творог, сметану (у них – маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.
; бабушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посетил учитель…
И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».
Почему же односельчане с таким уважением и любовью относились к Евгению Николаевичу и ею семье? В.Г.
Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе…»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.
Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу.
Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как таковая практически отсутствовала — вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей.
Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» нее необходимое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договариваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, чтобы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утильсырье.
он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам много интересного и полезного. Учитель же договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на намять.
Впио особенно привлекают такие личностные качества учителя Евгения Николаевича, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам – слушал учеников внимательно, «хвалил, блат одарил даже за го.
что рассказывали многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учеников; подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» – восклицает Витя. А еще его подкупала трус тая и ласковая улыбка учителя.
Полому и Витя, и остальные ученики Ягнения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т.
из блюдца чай», когда учитель навестил сто, больною; ребята отыскали в камнях кепку учителя, когда был закончен бой со змеей, и корили себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшею змею и потому не знающего, как се убить, а он – их).
В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «…
фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-6-klass/4572-obraz-uchitelya-v-rasskaze-v-p-astafeva-fotografiya-na-kotoroj-menya-net