Книга «Один день Ивана Денисовича»
“А конца срока в этом лагере ни у кого еще не было”.
Впервые рассказ Солженицына (с изъятием самых острых политических моментов) был напечатан в журнале “Новый мир” (№ 11, 1962), благодаря протекции Твардовского. На фоне произведений того времени “Один день Ивана Денисовича” сразу же привлёк к себе внимание читателей, прежде всего гражданской смелостью и новизной темы.
В наше время уже никого не удивишь откровениями о лагерях, пишут о них многие и по-разному. О тех временах, когда мог схлопотать 58-ю под общую гребёнку – не зная за собой никакой провинности. Особенно, если довелось побывать в немецком плену.
Так и с Шуховым случилось, за измену родине сел, вину свою признал.
И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал.
Дал показания, что сдался в плен и выполнял задание немецкой разведки. Просто задание, так как даже вместе со следователем не смогли придумать какое именно.
Солженицын не пытается вызвать жалость беспросветными условиями выживания, не рвёт читателю сердце суровыми картинами издевательств, не демонстрирует озлобление зэков. Всё это присутствует, так как оно было. А бывало всякое. Но учились люди выживать и в самых нечеловеческих условиях. Приходилось приноравливаться – где умом брать, где хитростью, смекалку применять.
Как не потерять капли похлёбки, не вылизывая миски (всегда нужно корочку хранить, ею и вытирать дно досуха), как объект утеплить и печурку быстро соорудить, где дерева раздобыть, к каждому начальнику над тобой подход найти, изучив его характер и привычки… Не сразу набираешься лагерной мудрости, но без неё не выжить.
“Это верно, кряхти да гнись. А упрешься – переломишься.
”
“Запасливый лучше богатого.”
“Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить -упарится, свалится.”
“Начальник и в рабочий-то час работягу не сдвинет, а бригадир и в перерыв сказал – работать, значит работать”.
“Отвечать – так вместе”.
По таким принципам выживали-выдюживали.
Солженицын в рассказе об одном дне Ивана Денисовича выбрал не обычный день – тяжёлый и безрадостный, а наоборот, изобразил самый счастливый. За восемь лет отсидки Шухов всяких порядков нагляделся, в каких только переделках не побывал – опыта лагерного набрался. Опыт да сноровка, руки работящие да житейская мудрость – главная помощь Ивану Денисовичу.
И вот этот день. Казалось бы, такой как всегда, но удача не оставляла главного героя. А какая же удача у лагерника? Читаешь и горько становится… Именно за этот приём я готова поставить произведению высший балл.
Изображая лагерное счастье (вроде бы положительный момент), автор даёт возможность заглянуть и оценить параметры обычного дня. Самое страшное пряча от читателей, разрешает додумать и представить самим.
Вот он, СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ!
На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Книгу слушала в исполнении самого автора. А кто может лучше расставить акценты и ударения в тексте, чем сам писатель? То, что выбор сделала правильно, удостоверилась, перечитывая отдельные куски глазами (например, чтобы добавить цитату).
Вдруг замечала, что теряю тот смысл, который услышала или воспринимаю чуть по-другому.
Благодарность играм Книжное путешествие, Русское лото и Собери их всех!
Источник: https://www.livelib.ru/book/1000581720/quotes-odin-den-ivana-denisovicha-a-i-solzhenitsyn
Анализ рассказа Александра Солженицына Один день Ивана Денисовича
Анализ рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 1959 г. Первоначальное название «Щ-854 (Один день одного зэка)»
Как родился замысел «Одного дня Ивана Денисовича» ? «Эта родилась у меня мысль в 52 -м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже… в 59 -м году, однажды я думаю: кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала так просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел – и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить» .
Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне все собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все» .
Почему автор определил жанр как рассказ? Чтобы подчеркнуть контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения.
Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович? «Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями» .
Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь? Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами» .
Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь? В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону» . Так и написали, просто «задание» . «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал» . И Шухов оказывается в советском лагере.
Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым» ? Иван Денисович из породы «природных» , «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. «Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь.
Какие «счастливые» события происходят с героем? В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку прикупил, не заболел – чего же еще?
Какое значение имеет описание обыденности происходящего? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.
Что помогает герою устоять, остаться человеком? Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном – только бы выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу. Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопроса: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет.
Что помогает герою устоять, остаться человеком? Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать» . Шухов в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе – достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд – это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.
О ком из зеков автор пишет с симпатией? Из тех, кто, как писал Солженицын, «принимают на себя удар» – Сенька Клевшин, латыш Кильдгидис, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря бросают, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин – для всех «отец» . От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои прива и получает «десять суток строгого» . Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься» .
Символический образ русского народа В лице «незлобливого» , терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.
Источник: https://present5.com/analiz-rasskaza-aleksandra-solzhenicyna-odin-den-ivana-denisovicha/
Анализ рассказа “Один день Ивана Денисовича” Солженицына А.И. (1 вариант)
“Один день Ивана Денисовича” (1962) и “Матренин двор” (1964) – два рассказа, прочно вошедшие в школьную программу и по сей день являющиеся визитной карточкой Солженицына.
Именно они сформировали читательскую аудиторию писателя и породили в обществе мощную волну свободо- и народомыслия. Оба рассказа написаны в 1959 году и являются художественным анализом традиционного национального характера, прошедшего через испытания новейшей русской истории.
В случае Ивана Денисовича Шухова это сталинские концлагеря, в случае Матрены – коллективизация и унизительная колхозная кабала.
Начнем анализ рассказа “Один день Ивана Денисовича” Солженицына с того, что в самом его названии сконцентрирована главная идея. Писатель задался целью показать все круги сталинского ада через один день, прожитый от подъема до отбоя обыкновенным, ничем не примечательным зэком.
Первоначально рассказ так и назывался: “Щ-854 (Один день одного зэка)”. Текст по объему занимает чуть больше ста страниц, но по охвату материала, по информативности и художественной завершенности он столь насыщен, что в нем, как в капле воды, отразился весь океан советского аппарата насилия.
В зародыше уже он содержал все темы и идеи трехтомного “Архипелага ГУЛАГа”, завершенного в 1968 году.
Два предложения, составляющие первый абзац, уже рассказали нам о многом: о времени подъема и примитивном тюремном гонге, о суровости климата и нехитром человеческом интересе безвестного замерзшего надзирателя, желающего не растерять тепло.
Обозначены и скупые детали лагерного быта: толстый слой инея на стеклах и говорящее название центрального и, надо полагать, самого уютного здания – штабной барак.
Задана здесь и эмоциональная доминанта всего текста: максимально объективная манера безличного повествователя, которая почти полностью заслоняется сознанием главного героя, Ивана Денисовича Шухова, бывшего колхозника и бывшего фронтовика, отбывающего восьмой год своего десятилетнего срока.
Редкий студент может ответить на вопрос, сколько лет Шухову. Обычно склоняются к тому, что около пятидесяти и более. Но в тексте дан точный возраст: “Шухов же сорок лет землю топчет”. Тем не менее нечто усталое, перебродившее есть в этом человеке.
И не потому, что у него нет половины зубов и плешь на голове, а потому, что тип его мышления по-стариковски приземлен и ограничен сугубо бытовыми проблемами: где раздобыть табачку, как “закосить” лишнюю порцию каши, каким образом “подработать” и т.д.
Восьмилетний лагерный опыт Шухова содержит в себе не только собственные открытия о способах выживания, но и житейские советы тюремных старожилов, главный из которых принадлежал его первому бригадиру Куземину: в лагере подыхает тот, кто “миски лижет”, “на санчасть надеется” и “к куму ходит стучать”.
Шухов вовсе не слепо доверяет этим советам, в основном рассчитывая на собственную смекалку, но своеобразный кодекс поведения у него весьма устойчив. Для него работа – как палка с двумя концами. Если делаешь для людей – нужно качество, для начальника – показуха. Нужно стараться, чтобы надзиратель не видел тебя в одиночку, а только в толпе и т.д.
Все эти постулаты служат одной цели – выживанию, но это не значит, что шкала выживания – единственный нравственный критерий героя. Другую, более устойчивую систему координат он демонстрирует в повседневном поведении. Известный новомировский критик В.
Лакшин считал, что эта глубинная этика людей труда, по которой все население лагеря интуитивно делится Шуховым на тружеников и тех, кто сознательно (как лагерное начальство) или бессознательно (как Цезарь Маркович) паразитирует на их труде.
В многогеройном сюжете рассказа достаточно и тех и других.
Обилие изломанных человеческих судеб позволяет внимательному читателю без труда восстановить всю историю репрессий за последние двадцать лет. Так, упомянутый бригадир Куземин “сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет”.
Эта же волна захватила и другого шуховского бригадира – Тюрина, репрессированного за кулацкое происхождение. Ко времени действия повествования (январь 1951 года) он сидит уже 19 лет, то есть с 1932 года.
Из его истории, рассказанной бригадникам “без жалости, как не о себе”, мы узнаем о судьбе одной из студенток, некогда укрывших его от ГПУ на багажной полке купе. Но всепожирающий молох безжалостен и к идейным пособникам репрессий.
Так, бдительные комполка и комиссар, засадившие Тюрина, “оба расстреляны в тридцать седьмом” – роковом году, когда начались чистки в партийной элите. Столь же широка и разнообразна география лагерей и пересылок: Усть-Ижма, Котлас, Беломорканал и др.
Да и элементарные цифры: номер Шухова (Щ-854), порядковый номер бригады – 104-й, целый алфавит, задействованный для “инвентаризации” зэков (старик Х-123) – все это говорит о масштабах карательной машины. Подробный анализ всех волн репрессий и островков архипелага ГУЛАГа Солженицын проделывает в одноименном “опыте художественного исследования”, но уже в первом рассказе содержатся штрихи к будущему гигантскому полотну.
Ивана Денисовича жизнь сталкивает со многими людьми, но тянет его к тем, кому можно доверять.
Одни вызывают у него уважение (мужественный, надежный бригадир Тюрин, расторопный помбригадира Павло, работящий Кильдигс); других он по-своему опекает (непрактичного, смиренного баптиста Алешку и еще не обтесанного лагерной машиной бунтаря – кавторанга Буйновского).
Все они – члены 104-й бригады, связанные общими нарами, пайком и объемом работ. Однако мир заключенных неоднороден. Лагерь ломает многих.
К таковым относятся бывший начальственный чиновник, а ныне “шакал” Фетюков, небрезгливо вылизывающий миски и подбирающий окурки, стукач Пантелеев, за свои услуги освобождаемый “опером” от работы, строительный десятник Дэр, некогда трудившийся в московском министерстве, а теперь “сволочь хорошая, своего брата-зэка хуже собак гоняет” и др.
Ежеминутная унизительная борьба за тепло, еду и элементарный отдых составляет сюжетный стержень рассказа “Один день Ивана Денисовича” Солженицына. Мы видим бесконечное количество ухищрений, придуманных заключенными для того, чтобы сводить концы с концами.
Когда надзиратель Татарин для острастки пообещал Ивану Денисовичу “трое суток кондея с выводом”, герой пытается возражать, “придавая своему голосу больше жалости, чем испытывал”. Это чтоб соблюсти правила игры: себя защитить и начальство не разозлить. Перед возвращением в лагерь каждый член бригады набирает щепочек, чтобы согреть барак.
Частично, но не до конца их отнимает конвой для себя. Можно заметить, что этими штрихами перенасыщено повествование, если провести анализ рассказа “Один день Ивана Денисовича” Солженицына. Постепенно из них создается здание абсурдного антимира, живущего по своей выморочной логике.
Но самое страшное заключается в том, что его заложниками оказываются вовсе не монстры, не закоренелые вредители и шпионы, как учила советская пропаганда, а простые люди, на рабском труде которых зиждется хваленое социалистическое благополучие.
Многие критики упрекали Ивана Денисовича за то, что он слишком зауряден, что не поднялся в годы репрессий до личного прозрения, не пытался бороться и т.д. Изучая и признавая все эти черты в своем герое, Солженицын тем не менее выделяет его из толпы. Чем-то он ему дорог и значим. Чем же?
Шухов добр, совестлив, сострадателен. Его сочувствие распространяется не только на “неумельца” Алешку, на вспыльчивого Буйновского, на собственную жену, которой он запретил высылать себе посылки.
По-своему жаль ему и вечно униженного Фетюкова (“Сорока ему не дожить”), и вынужденного делиться посылками “богатого” Цезаря, а иногда даже конвоиров и охранников, мерзнущих вместе с зэками. Исконно мужицкое терпение Ивана Денисовича иногда называют “притерпелостью” и противопоставляют его просветленному терпению Матрены.
Действительно, оно “лишено высокого морального ореола”, но ведь и зло, которому противостоит и которое претерпевает Щ-854, гораздо страшнее и циничнее колхозного. Поэтому герой терпелив, но не благостен.
Внутренняя крепость нового героя из народа имеет свои традиции.
Несмотря на десятилетия советской власти, коммунистических догм, государственного атеизма, в Шухове сильно христианское начало: сострадание к ближнему, уважение к труду, остатки веры.
Иронизирующий над Алешкиными проповедями “полухристианин, полуязычник” Иван Денисович неожиданно для себя может вдруг “остро, возносчиво” помолиться: “Господи! Спаси! Не дай мне карцера!”.
Завершая анализ рассказа “Один день Ивана Денисовича” Солженицына, вновь отметим, что изначально автор планировал изобразить крупным планом самого обычного, ничем не примечательного зэка.
И оказалось, что ядро личности у этого “среднего” зэка здоровое, жизнестойкое. Автор нигде не позволил себе с пафосом сказать, что на таких “Денисычах” и держится страна.
Он лишь подробно описал, через какие испытания приходится им проходить ежедневно.
Источник: Русская литература XX – начала XXI века в 2 т. Т. 2. 1950-2000-е гг. / под ред. Л.П. Кременцова. – М.: “Академия”, 2009
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/solzhenicyn_a_i/analiz_rasskaza_odin_den_ivana_denisovicha_solzhenicyna_a_i/18-1-0-145
Анализ повести «Один день Ивана Денисовича»
Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана в период времени, когда Солженицын был на лагерных работах. Описан день суровой жизни. В этой статье мы проведем анализ повести «Один день Ивана Денисовича», рассмотрим разные стороны произведения – историю создания, проблематику, композицию.
История создания повести и анализ ее проблематики
Произведение написано в 1959 году, в перерыве написания другого крупного романа, за сорок дней. Повесть вышла в свет по распоряжению самого Хрущева в журнале “Новый мир”. Произведение классическое для данного жанра, но к повести прилагается словарик жаргонных слов. Сам Солженицын называл это произведение рассказом.
Проводя анализ повести «Один день Ивана Денисовича» отметим, что основная идея — это проблема нравственности. В описании одного дня из жизни лагерного заключенного описаны эпизоды несправедливости.
В противовес тяжелым будням осужденных показана жизнь местной власти. Командиры наказывают за малейшую повинность. Их безбедная жизнь сравнивается с лагерными условиями.
Палачи уже исключили себя из общества, ведь живут не по законам Божьим.
Несмотря на все трудности, повесть носит оптимистичный характер. Ведь даже в таком месте можно оставаться человеком и быть богатым душой и нравственностью.
Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» будет неполный, если мы не отметим характер главного персонажа произведения. Главный герой – настоящий русский мужик. Он стал воплощением главной задумки автора – показать природную стойкость человека. Это был крестьянин, который оказался в ограниченном пространстве и не мог сидеть без дела.
Другие детали анализа повести «Один день Ивана Денисовича»
В повести Солженицын показал умение Шухова выживать в любой ситуации. Благодаря своей сноровке, он собирал проволоку и изготавливал ложки. Его манера достойно держаться в таком обществе поражает.
Лагерная тематика была запретной темой для русской литературы, но и данную повесть нельзя назвать лагерной литературой. Один день напоминает устрой всей страны со всеми проблемами.
История и мифы лагеря жестоки. Заключенных заставляли складывать хлеб в чемодан и подписывать свой кусок. Условия содержания в 27 градусов мороза закаляли и так сильных духом людей.
Но, не все герои были добропорядочными. Был Пантелеев, который принял решение остаться в лагере, чтобы продолжать сдавать своих сокамерников начальству. Фетюков, полностью потерявший хоть какое-то чувство достоинства, облизывал миски и докуривал сигаретные бычки.
Солженицын показал всю разноплановость персонажей и их методы выживания в лагере. Надеемся, что данный краткий анализ повести «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына будет вам полезен. Вы также можете прочитать краткое содержание повести.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-odin-den-ivana-denisovicha
Помогите пожалуйста!Вопросы к повести А.И.Солженицына«Один день Ивана
Денисовича» 1. – Школьные Знания.com
1)Повесть А.И.Солженицына ” Один день Ивана Денисовича” напечатана в 1962 году в журнале “Новый мир “.
2)Иван Денисович Шухов -простой колхозник,работяга.У него есть жена и двое детей. Ушёл на фронт,воевал,получил ранение и попал в плен. Сумел бежать из плена,еле выжил,но дошёл до своих,где его и обвинили в измене Родине.
3)
Расчет Шухова-признать измену,чтобы остаться в живых.Шухов жалеет,что рассказал про плен,так как судьбу миллионов людей,попавших в плен решал приказ Сталина,где “нет невиновных”,предателей ссылать в лагеря или расстреливать ,как нераскаявшихся.Невиновность человека никого не волновала,был приказ и его исполняли.Следователь так и не смог придумать,какое задание немцев выполнял Шухов,да этого и не требовалость.Признал измену Родине и пошёл в лагеря,стандартная процедура.
4)Смысл названия повести в одном прожитом дне в лагере,одном шаге навстречу свободе.
Срок на зоне-это не длительность заключения, срок -это память свободного человека,жившего нормальной жизнью,к которой приближает каждый прожитый день на зоне.День в лагере-это один шаг к свободе,в которую верят немногие.
5)Признав вину,Шухов подписался на жизнь на зоне,по законам зоны.
Волчьи законы зоны,выживает сильнейший,но и он всегда начеку,опасается и оберегает жизнь,которую легко могут отнять другие.
“Никому не верь,ничего не бойся и никогда не проси”-это закон выживания зоны.
6)
” Кто кого сможет,тот того и гложет”-страшный закон зоны.Нелюди становятся ещё страшнее,а многие люди теряют человеческий обличье,дишь бы выжить.Заключённые разделены на уголовников и политических,репрессированных за “измену Родине”.Отношение к политическим ужасное,”воры” живут,как дома,делая существование остальных невыносимым.Нечеловеческие условия выживания людей,лишённых прав,слова и даже образа мыслей.”Выжить любой ценой-значить потерять совесть”,многие теряют совесть,пытаясь выжить.
7)”И тут чья-то имеющая власть рука стянула с него телогрейку и одеяло”.Каждый в лагере пытается стать “начальником” и показать свою власть.Воруют многие,прикрывая друг друга,”блатные” не работают ,а получают больше других.Старший в бараке, надзиратели, дневальные, повара, доктор, начальник лагеря-все рвутся к власти,чтобы её показать и выместить на других.8)Иван Шухов не может понять никак: живут дома, а работают на стороне.Иван отвык думать,он давное в заключении ,он забыл,что значит кормить семью и просчитывать расходы.Шухову неприемлема работа на стороне,не по нему это,взяток не давал и в лагере,и на воле.Жена ему пишет,надеясь,что он выйдет и не пойдёт в колхоз работать за “бесплатно”,а Шухов уверен,что найдёт себе достойную работу и дома,в колхозе.
9)У Шухова есть товарищи в бригаде,уважающие его и понимающие.Бригадир Тюрин очень ценит Шухова как работника,а главное-как человека.
Сенька Клевшин полуглухой бедолага,трижды бежавший из плена,выживший и боровшийся в Бухенвальде,но осуждённый за измену,как и все.
Бывший капитан второго ранга Буйновский,осуждённый на 25-ть лет и ставший очень осмотрительным зеком.Офицер не может свыкнуться с лагерем,пытается отстаивать справедливость,но тщетно.
10)
Суровые природные условия,холод,голод,болезни,всё это люди должны переносить годами,спасали посылки и передачи от родных,это были праздники,когда их получали . Шухов просил жену не присылать ему передач и посылок,они сами голодали.В лагере посылки от родных были счастьем,вызывающем праздные воспоминания,а у Ивана не было таких воспоминаний,а только “трёпка от жизни”.
11)Уважают Шухова за умение работать,за качество работы и за его совесть перед другими.Чтобы выживать,необходимо работать.Работа-это смысл жизни,обогрев,способ не сойти с ума.Иван не потерял человеческое достоинство,он не выживал,а жил и работал,на совесть.Для зеков-он человек “чести”,таких не трогают,а в душе уважают.Для своих-он друг,опора и советчик,как выжить в таких условиях.Для начальства-он опасный человек,Иван не боится ничего,ему нечего терять,он не выслуживается и не просит ни о чём.
12)” Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить”-это говорится о Фетюкове,которого опять наказали,побили.Фетюков не сможет приспособиться к лагерной жизни,он не может ответить,постоять даже за себя.
“Пока в бараке живешь – молись от радости и не попадайся”-это говориться о попадании в карцер где проще умереть,чем выжить.В карцер попал Буйновский,он начал “качать права”,а это бессмысленно в лагере и из карцера ему не суждено выйти здоровым.
“Не попадайся”,а моряк попался злопамятному надзирателю Волоковому,забивающему людей плёткой и держащему в страхе всех,даже начальника лагеря.13)Нет,никто из заключённых не может получить ответа – кто же виноват в системе репрессий.Трагедия одного заключённого отражает в себе судьбу миллионов других зеков.
Человек-это винтик в огромной сталинской системе.Кого не закрутили,того сломали.Система ломала судьбы и уничтожала миллионы людей,цель системы-всех сделать маленькими винтиками,кто не может стать маленьким-должен погибнуть,в этом ужас системы.
Источник: https://znanija.com/task/6166890
Образ Ивана Шухова в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:
Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича
Главным героем повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века.
Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и честно воевал. Получил ранение, но недолечился, поспешив вернуться на свое место на фронт.
На долю Ивана Денисовича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в результате в советский лагерь.
Суровые условия страшного мира, огороженного колючей проволокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человеческий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистичный крестьянский характер.
Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня заключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых тощих, изнурительная работа, постоянные проверки, «шпионы», полное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей…
И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лишней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать честным трудом. Не желает Шухов и превратиться в доносчика ради улучшения собственной участи — сам он презирает таких людей.
Развитое чувство собственного достоинства не позволяет ему вылизывать тарелку или попрошайничать — суровые законы лагеря без- Жалостны к слабакам.
Вера в себя и нежелание жить за чужой счет заставляют Шухова отказаться даже от посылок, какие могла бы ему высылать жена. Он понимал, «чего те передачи стоят, и знал, что десять лет с семьи их не потянешь».
Доброта и милосердие — одно из основных качеств Ивана Денисовича. Он с пониманием относится к заключенным, которые не умеют или не хотят приспособиться к лагерным законам, в результате чего терпят лишние мучения или упускают выгоду.
Некоторых из этих людей Иван Денисович уважает, но больше — жалеет, стараясь при возможности помочь и облегчить их участь.
Совестливость и честность перед собой не дают Шухову симулировать болезнь, как делают многие заключенные, пытаясь избежать работы. Даже почувствовав серьезное недомогание и придя в санчасть, Шухов ощущает себя виноватым, будто обманывает кого-то.
Иван Денисович ценит и любит жизнь, но понимает, что он не в состоянии изменить порядки в лагере, несправедливость в мире.
Многовековая крестьянская мудрость учит Шухова: «Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься», — но, смиряясь, этот человек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими.
Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина.
За восемьлет лагерной жизни Шухов так и не отучился снимать шапку перед едой даже в самый лютый мороз.
А для того чтобы носить при себе оставленные «про запас» остатки пайки хлеба, заботливо завернутые в чистую тряпочку, Иван Денисович специально нашил на телогрейку потайной внутренний карманчик.
Любовь к труду наполняет кажущуюся однообразной жизнь Шухова особым смыслом, приносит радость, позволяет выжить.
Не уважая работы бестолковой и по принуждению, Иван Денисович в то же время готов взяться за любое дело, проявляя себя ловким и умелым каменщиком, сапожником, печником.
Ему под силу из обломка полотна ножовки выточить ножик, сшить тапочки или чехлы под рукавицы. Приработок честным трудом не только доставляет Шухову удовольствие, но и дает возможность заработать сигареты или добавку к пайке.
Даже во время работы на этапе, когда нужно было быстро сложить стену, Иван Денисович настолько вошел в азарт, что забыл о лютом холоде и о том, что работает по принуждению. Бережливый и хозяйственный, он не может допустить, чтобы пропал цемент или чтобы работа была брошена на середине.
Именно втруде герой обретает внутреннюю свободу и остается непокоренным страшными условиями лагеря и мрачной монотонностью убогого быта. Шухов даже способен чувствовать себя счастливым из-за того, что завершающийся день прошел удачно и не принес никаких неожиданных неприятностей.
Именно такие люди, по мнению писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности и духовности.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/obraz_ivana_shukhova_v_povesti_a_i_solzhenicyna_odin_den_ivana_denisovicha/4-1-0-156
Александр Исаевич Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
Александр Исаевич Солженицын
(1918–2008)
Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
История создания
Замысел этого рассказа (повести) зародился в один из обычных лагерных дней самого автора. Тяжёлый рабский труд не только истощал физически. Он превращал заключённого в человека без какой-либо внутренней жизни, лишал человеческих запросов, оставляя только инстинкты.
Это ужасное, нечеловеческое состояние определялось лагерным начальством как совершенно естественное для заключённых. Для большинства из них любой отмеренный срок считался пожизненным. Мало кто выходил на волю — всегда находили повод продлить заключение и задержать ещё на пять лет, потом ещё на пять, потом ещё…
Вот и появилась у Солженицына такая задумка: охватить эту жизнь, описать её как суровую данность, с которой можно только смириться. Лишь инстинкт выживания поддерживал, но человек не может жить одними лишь инстинктами.
Но чем же? Что помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях? Автор вспоминал: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём.
Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Это родилась у меня мысль в 52 году ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы».
Только в 1959 году Солженицын сумел вернуться к этому замыслу, который всё не отпускал его, всё держал: «…сел, и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней». Писатель передал рассказ в редакцию журнала «Новый мир», главным редактором которого в ту пору был поэт Александр Твардовский. Дебютный рассказ Солженицына был напечатан в 1962 году в журнале «Новый мир» и для «весомости» назван повестью.
Иван Денисович и его жизнь
Шухов — не безмолвный свидетель и не безмолвная жертва. Он трезво судит о том, что происходит вокруг. Все беды для него начались с установления колхозного строя.
Шухов в экономике наверняка не силён, он малообразованный человек, судит по-своему: «…С войны с са-
мой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, но уходят повально…
Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись — колхоза не признают…»
Нужна ли такая жизнь крестьянину? Да и в войну государство себя поначалу никак не проявило: «…На Северо-Западном окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было. И стрелять было нечем. И так их помалу немцы по лесам ловили и брали».
Взяли в плен и Шухова, да только он с товарищами оказался не робкого десятка: выждал момент и убежал. Прибежал к своим — и попал в лагерь из-за пребывания в плену.
Солженицын писал: «Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог взять никого другого, ибо только ему видны истинные соотношения лагеря (как только солдат пехоты может взвесить всю гирю войны…). Впрочем, Шухов не промах, и судит обо всех событиях в стране посмелей генерала».
Хоть и простой человек Шухов, а иногда скажет так, что навеки запомнится. Вот рассуждения его о каторжном Особом лагере: «Чем в каторжном лагере хорошо — свободы здесь от пуза. Кричи с верхних нар что хошь — стукачи того не доносят, оперы рукой махнули».
Если в каторжном лагере «свободы от пуза» — то где же тогда настоящая несвобода? Солженицын имел горькую возможность сравнивать.
Вроде бы мелочь, но не может Шухов «себя допустить» есть в шапке. Не позволяет себе Шухов клянчить окурки у других зэков, как бы ни хотелось ему курить. У него есть достоинство, есть жизненные правила, от которых он не хочет отступать даже в лагере.
Стиль произведения
«Один день Ивана Денисовича» построен как сказовое повествование: в нём совмещаются точки зрения главного героя Ивана Денисовича Шухова и рассказчика. Известно, что Солженицын много работал над языком, добивался, как он это называл, «языкового расширения».
Сказ позволяет передать и личный опыт Солженицына, который словно «просвечивает» в употреблении авторских неологизмов, особенных, возможно, специально придуманных слов: «Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз.
От быстрой захватчивой работы прошёл по ним сперва первый жарок, тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахами, мокреет. Но они ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок, тот, от которого пот высыхает.
В ноги их мороз не брал, это главное, а остальное ничто, ни ветерок лёгкий, потягивающий — не могли их мыслей отвлечь от кладки… Бригадир от поры до поры крикнет: „Раствору!« И Шухов своё: „Раство-ору!« Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится».
«…Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором нуждалось время, и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим языком», — утверждает критик Алла Латынина.
Время в рассказе
Мы часто размышляем над тем, как протекает время в романе или повести. Но можно ли так ставить вопрос, когда перед нами небольшой рассказ? Оказывается, можно. Время у Солженицына протекает необычайно интенсивно, захватывает различные события, выстраиваясь в длинную цепь со многими звеньями.
Час за часом мы можем проследить жизнь лагеря. Всё начинается в пять, когда пробьют подъём.
Первые утренние часы пройдут в бараке, затем Иван Денисович выйдет на зону, перейдёт с другими заключёнными по степи до строительного объекта, потом снова окажется на зоне… Несчастье страны в том, что этот день — типичный.
По этому расписанию живут тысячи лагерей, в которых томятся, теряя здоровье, разум, достоинство, а часто и жизнь миллионы заключённых.
Великое мастерство Солженицына проявилось в том, что он сумел показать всего лишь один заурядный, обычный, незаметный день обычного незаметного зэка, но за этим днём виден образ жизни всего великого Архипелага ГУЛАГ, виден жестокий оскал самого режима.
Закончится же рассказ новым указанием на время: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
Вот и кончился один день из жизни лагеря. Завтра начнётся новый. Нет просвета в жизни зэка, и всё же продолжается жизнь: надо дождаться лучших дней, лучших времён, лучшей жизни.
Известный писатель и политический деятель Милован Джилас был потрясён этим рассказом настолько, что написал в ответ эссе «Несокрушимая вера»:
«Я начал понимать — через Солженицына — судьбу людей, осуждённых на самое страшное прозябание, но вопреки всему сохранивших в себе человечность.
Читая „Ивана Денисовича41, я также понял, что Солженицын вышел из смертельных ужасов невредимым и бесстрашным и всё ещё олицетворяет тот целомудреннейший русский дух, который — я опасался — подвергся извращениям, застыл в догмах, был искалечен идеологией и онемел от насилия.
Дальнейшее поведение и гражданское мужество Солженицына подтвердили мою уверенность в неизменности и нерушимости этого духа. Присущие писателю глубоко русские качества поэта и прорицателя, наравне с его социальными и нравственными ценностями, и делают его творчество столь фундаментально важным как для его родной страны, так и для всего мира».
Как прожить день — это проблема не только Ивана Денисовича. Такая проблема встаёт перед всеми героями Солженицына. Из этих дней и складывается жизнь. Нет ни протеста, ни подвига. Просто жизнь с еле тлеющей надеждой на будущее. Но каждый такой день становится главным днём всей жизни, ибо в любой день она может оборваться по чьей-либо прихоти…
Неожиданно приглянувшаяся Хрущёву книга была выдвинута на Ленинскую премию. К.И. Чуковский записал в своём дневнике: «…встретил Катаева. Он возмущён повестью „Один день44, которая напечатана в „Новом мире44.
К моему изумлению, он сказал: повесть фальшивая: в ней не показан протест. — Какой протест? — Протест крестьянина, сидящего в лагере.
— Но ведь в этом же всяправда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости и под угрозой смерти не смеют и думать о том, что на свете есть совесть, честь, человечность.
Человек соглашается считать себя шпионом, чтобы следователи не били его. В этом вся суть замечательной повести, — а Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли
протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все.
Теперь я вижу, как невыгодна черносотенцам антисталинская кампания, проводимая Хрущёвым. Повесть эту прочитал Хр[ущёв] и разрешил печатать…» После этого последовал очень короткий период открытых публикаций Солженицына в советской печати: уже в 1967 году он был исключён из Союза писателей.
Принесшие автору всемирную славу романы «Раковый корпус» и «В круге первом» впервые были опубликованы уже за границей. Три произведения Солженицына «Случай на станции Кочетовка», «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор» можно представить как трилогию — жизнь репрессированного человека.
В первом произведении из-за злобной подозрительности молодого лейтенанта героя, безвинного, арестовывают; во втором описывается типичный лагерный день заключённого; в третьем рассказе (это произведение вы изучали в 9 классе) повествуется о жизни после лагеря. Конечно, люди вроде бы разные, но жизненный путь можно представить как единый.
Поразмышляйте, что общего между героями этих произведений. Вообразите, что перед вами один герой. Как изменил его лагерь? Сумел ли он сохранить в себе человеческое достоинство, благородство, интерес к жизни, сострадание и милосердие к людям?
Напишите небольшое сочинение на эту тему.
Решаем читательские задачи
Выберите свой вопрос.
1. Попробуйте составить условный план одного лагерного дня Ивана Денисовича.
-
Вспомните, почему Шухов оказался в лагере. Как вы считаете, заслужил ли он такое наказание?
-
Расскажите, как в лагере относились к Шухову. Например, Цезарь Маркович, который именно Шухову дал докурить свою сигарету, отдал свой ужин, хотя рядом были и другие заключённые.
-
В повести нет прямой характеристики главного героя, о герое рассказывают его слова и поступки. Например, у Ивана Денисовича есть присказка: «Правильно старики говорили…» О каких качествах Шухова она свидетельствует? Какими ещё качествами обладает Шухов? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
-
В повести автор достаточно много внимания уделяет описанию приёмов пищи в лагере, самой еде (например, подробно перечисляет, что получил в посылке Цезарь). Как вы думаете, почему? Найдите примеры таких описаний. Вспомните, как Шухов относился к еде, как вёл себя в столовой. Приведите другие примеры. Как вы понимаете слова Шухова: «Есть надо — чтоб думка была на одной еде»?
-
Солженицын рассказывает не только о жизни зэков, но и о том, как живёт деревня. Откуда мы это узнаём? Как реагирует Шухов на изменения в жизни крестьян?
-
Перечитайте фрагмент рассказа, когда Шухов разговаривает с Алёшкой-баптистом о цели молитвы. Понимает ли Шухов слова Алёшки, что «молиться не о том надо, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды», «молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…»? Свой ответ обоснуйте.
-
Как автор относится к Шухову? Почему вы так решили?
-
Солженицын приводит рассказы других зэков о своей жизни. Как вы думаете, с какой целью? Кто из других героев привлёк ваше внимание? Чем? Расскажите о нём.
-
Что помогало Шухову выживать в лагере? Удалось ли ему сохранить своё человеческое достоинство?
-
Найдите в тексте признаки сказа. С какой целью автор написал произведение в сказовой манере?
-
Согласны ли вы с такой оценкой одного дня Ивана Денисовича: «Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый»? Чем необычен этот день для главного героя?
-
Как вы думаете, почему автор заканчивает повесть уточнением количества «таких дней» в лагерной жизни Шухова?
-
Рассказ об одном дне начинается с полутора часов личного, «неказённого» времени главного героя. Как он их проводит?
-
Иван Денисович вынужден «где кому услужить, подмести или поднести что-нибудь». Какое впечатление складывается о нём с первых страниц? Шухов приносит обед Цезарю в контору. Разве это не унижает его? Почему он это делает?
-
Понимает ли Иван Денисович законы лагерной жизни? Как он формулирует их для себя — судя по его жизни в лагере? Вот один из них: «Закон — он выворотной, — говорит Шухов. — Один — для лагерного начальства, другой — для зэков», вот другой: «Для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху». Следует ли он этим законам?
-
Один из лагерных принципов гласит: «Кто кого может, тот того и гложет». Имеет ли этот принцип отношение к Ивану Денисовичу?
-
Шухов понимает: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Кто из персонажей рассказа нарушает эти запреты?
-
Сравните, как относятся к работе и как работают Шухов, Кавторанг и Кильдис. Чем выделяется Иван Денисович?
-
Почему даже подневольный труд доставляет Шухову удовольствие?
Давайте поспорим
Шухов — не самый яркий и впечатляющий персонаж этого рассказа. Почему же автор сделал главным героем именно его?
Обсудим вместе
-
При подготовке к публикации изменилось название рассказа. Поначалу он назывался «Щ-854 (Один день одного зэка)». Замена названия — всегда ответственное и порой радикальное редакторское решение. Как перемена названия отразилась на восприятии рассказа? Какие особенности рассказа были подчёркнуты?
-
Известно, что рассказ под названием «Щ-854 (Один день одного зэка)» в редакцию «Нового мира» Солженицын привёз не сам, а передал через Льва Копелёва, своего друга по «шарашке». «Ноги не тянулись, не предвидя успеха» — так объяснял это Солженицын. Как вы думаете, почему?
-
«Литературные корни Ивана Денисовича».
-
Чтобы разобраться в этой проблеме, нужно вспомнить, кого из известных литературных героев напоминает вам Шухов. Немало схожих с Иваном Денисовичем героев вы повстречали за время изучения литературы в школе.
Когда будете анализировать их особенности, обратите внимание на различия между обстоятельствами, в которых действовали эти герои и Иван Денисович.
Как Иван Денисович оказался в таких обстоятельствах? Кто окружает его? Какая цель стоит перед ним каждый день? Кому он симпатизирует в лагере и с кем враждует (да и враждует ли)? Есть ли у него цель в жизни? Чего он ждёт от сегодняшнего дня?
Виртуальная кладовочка
https://www.solzhenicyn.ru/modules/pages/Biografiya_Solzhenicyna.html — сайт об А.И. Солженицыне предлагает несколько вариантов биографии писателя, автобиографию, книгу «Александр Солженицын» Л. Сараскиной.
Вы сможете узнать больше о его семье, прочитать статьи о писателе и его произведениях, цитаты из его книг, статьи о диссидентах и ГУЛАГе и даже документы КГБ, имеющие отношение к писателю.
На форуме есть возможность поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях Солженицына, посмотреть фотографии.
https://solzhenitsyn.ru/main.php — интернет-портал «Александр Исаевич Солженицын», на котором представлены биография и произведения писателя, его статьи, интервью, фотографии и другие материалы.
Вы узнаете о жизни его произведений в искусстве, например о том, что написана опера «Один день Ивана Денисовича», сможете не только почитать его произведения, но и послушать, посмотреть видеоролики фильмов и телепередач об А.И.
Солженицыне, о литературной премии его имени.
https://noblit.rU/content/category/4/89/33/— сайт лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Здесь размещены биография, произведения, фотографии писателя, его Нобелевская лекция, статьи о нём.
https://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ — на этом сайте электронной библиотеки представлены произведения писателя, его интервью и другие материалы.
https://www.youtube.com/watch?v=YvTiHxNEL_I&feature=related — видеоролик представляет фрагмент интервью с А.И. Солженицыным в 1983 году в Вермонте.
http: //lib.rus. ее/Ь/79956— на этом сайте вы можете почитать отзывы читателей о произведении Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и поделиться своими впечатлениями.
https://otzovik.com/reviews/kniga_arhipelag_gulag-a_i_solzhenicin— здесь размещены отзывы об «Архипелаге ГУЛАГ». Вы можете оставить свой отзыв, посмотреть фотографии в фотогалерее.
Источник: https://multiurok.ru/files/alieksandr-isaievich-solzhienitsyn-rasskaz-odin-di.html
Один день Ивана Денисовича и другие рассказы, Александр Солженицын
- Эти книги могут быть Вам интересны
Пять недель в Южной Америке
Конец черных рыцарей
Вилла Эдит
Рейс туда и обратно
Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Один день Ивана Денисовича и другие рассказы» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
—
Самая популярная рецензия на книги писателя:
В лаконичной преамбуле своего грандиозного повествования Солженицын замечает: «В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не… Читать полностью →
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Один день Ивана Денисовича и другие рассказы» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Один день Ивана Денисовича и другие рассказы» пока нет. Добавьте цитату первым
—
Случайная цитата из произведений писателя:
«От человека к человеку,восполняя его куцее земное время,искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами,красками,соками, во плоти воссоздаёт опыт,пережитый другими,- и даёт усвоить как собственный.(Нобелевская лекция) » (Александр Солженицын) Книгу «Один день Ивана Денисовича и другие рассказы» Александр Солженицын можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 233 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (7)
- Хотят прочесть (0)
О каком бы времени ни писал автор – пишет он всегда о своём. И далёкие фантастические дали, и…
Президент России Владимир Путин подписал указ о присуждении премий 2018 года молодым деятелям…
… это я про годовщину нашей с Букмиксом совместной жизни) 8 лет нам стукнуло, и как во многих…
Немецкий писатель Патрик Зюскинд отмечает 70-летие. Его роман “Парфюмер” стал одним из…
0.42526388168335==(67)
– Персональные рекомендации; – Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; – Своя онлайн библиотека; – Обмен мнениями и тематические сообщества; – Личные блоги о книгах и не только; – Рейтинги и тематические подборки; – Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте
Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=276270