Описание поместья Манилова
Гоголь даёт описание поместья Манилова в начале второй главы, предварительно рассказав о том, как Чичиков блуждает в поисках Маниловки. Само название имения – Маниловка, которое автор чередует с Заманиловкой, намекает на то, что попав в гости к помещику, он будет разочарован, обманут.
Как оказалось, хозяин немного приукрасил рассказ о местоположении своего имения, оно находилось намного дальше, чем было сказано. На подъезде к деревне Чичиков замечает большой каменный дом, который расположен на возвышении, клумбы с сиренью на английский манер.
“Украшают” картину две бабы, которые бродят по воде и вылавливают сетью из господского пруда рыбу и раков, при этом ругаясь и сквернословя. Гостя удивляет то, что в деревне практически нет никакой растительности (ни деревца, ни кустика), а только деревянные избы.
До безумия гостеприимный хозяин встречает гостя прямо у крыльца со сладкой улыбкой и такими же речами.
Ещё до того момента, как Чичиков попал в дом к Манилову он замечает объект, который ярко характеризует натуру хозяина – это зелёная беседка с надписью “Храм уединённого размышления”.
“Храм” зарос, немного обветшал, но является гордостью хозяина, подчёркивая, как он думает, его тонкий душевный склад. Пруд – тоже деталь, характеризующая хозяина – он завёл его по веянию моды, в нём нет практической пользы.
Такие пруды, по замечанию автора, не редкость в имениях того времени. Всё, как у всех – это скрытый девиз Манилова.
Единственным отличием от общепринятого порядка у семейства Маниловых было то, что они утопая в мечтах и забавах, не умели оформить свой быт надлежащим образом. Необходимая мебель не была закуплена, рассуждения о том, что пора заказать её продолжались годами.
Мебель в гостиной была красива, но несколько кресел обтянутых рогожей, годами ждали, когда про них вспомнят и доделают начатую работу. Незаконченность была заметна во всём интерьере.
Обстановка говорила о том, что хозяева имеют очень хороший доход, но совершенно не приспособлены к жизни, не практичны, и, скорее всего, ленивы.
Красивые дорогие предметы в доме соседствовали с дешёвыми неприглядными (автор приводит в пример восхитительный “античный подсвечник” и “медный засаленный инвалид” – они оба украшали стол за трапезой, и это не смущало хозяев). Такой подход говорит не о высоком вкусе, а о том, что Маниловы слишком тонки и возвышенны, чтобы обращать внимание на бытовые мелочи.
Достаточно иронично описывает автор кабинет Манилова. Следует упомянуть тот факт, что помещик не занимался управлением имением (всё шло как-то само собой), не писал, не имел бумаг и документов. По сути, наличие кабинета – дань тому же девизу “всё как у всех”.
Как и всё в доме, интерьер кабинета был “не лишён приятности”. Стены были покрашены каким-то голубым цветом, напоминающим серенький, были четыре стула и кресло. Именно в него хозяин заставил присесть гостя.
Возможно, это единственный случай, когда помещику понадобился кабинет для рабочих моментов. В остальное время он просиживал там в раздумьях, практически непрерывно куря трубку.
Об этом говорило то, что табак был разложен по разным местам комнаты, а на окнах причудливым узором выложены горки пепла из курительной трубки. Это подчёркивало, что хозяин проводит здесь много времени в приятных размышлениях.
Описание усадьбы Манилова в “Мёртвых душах” раскрывает образ самого помещика и ярко характеризует жизненный уклад людей такого же сорта – пустых, бездеятельных, мечтательных и ленивых. Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/opisanie-pomestya-manilova.html
«Мертвые души» – описание усадьбы Манилова – Русская историческая библиотека
(Гоголь «Мёртвые души», глава 2. См. также статьи Образ Манилова, Описание Манилова, Обед у Манилова.)
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.
На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.
Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.
У подошвы этого возвышения, и частью по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.
Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались.
Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням.
Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдерганными, как старые рогожки. Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
Манилов. Художник А. Лаптев
– Павел Иванович! – вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. – Насилу вы таки нас вспомнили!
Оба приятеля очень крепко поцеловались…
Источник: https://rushist.com/index.php/rus-literature/6031-mjortvye-dushi-opisanie-usadby-manilova
Описание деревни Манилова в поэме “Мертвые души”
Всем доброго времени суток, уважаемые читатели и читательницы! Сегодня я хочу подробно остановиться на замечательном произведении Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души”.
Как вам известно существует два тома поэмы, третий был написан писателем и им же сожжен. Описание помещика Манилова и его деревни находится в первом томе.
Но прежде, чем непосредственно перейти к характеристике его усадьбы, давайте вспомним сюжет этого произведения.
В одну из губернских усадеб, в город N, приезжает бричка, читателя при описании этого транспорта естественно, больше интересует её пассажир. Она останавливается возле гостиницы. Итак, наш герой Павел Иванович Чичиков – колежский советник. Его наружность не особо привлекает, лицо плоское и странно бледное, имеются морщины, но в принципе оно не отталкивает.
Фигура Средняя не тонкий, и не толстый. Стоит особо отметить одежду Чичикова, видно, что он любит следить за собой :все идеально выглажено и вычищено. Однако при описании гостиницы возникает огромный контраст, комната просто убога, везде пыль и грязь. Обои старые,как и сама мебель, кое – где паутина.
Но Павла это не заботит, ведь он приехал сюда не для отдыха, он имеет определённую цель. После он пошёл в трактир, в котором очень аккуратно и подолгу рассматривал меню, он не испытывал доверие к этому заведению. Все же он заказал себе обед и плотно поел, дальше он начал расспрашивать слуг о всех помещиках, которые проживают здесь и имеют крестьян.
В этом же трактире он знакомиться с Собакевичем и Маниловым. Вот и появился наш герой. В этой главе автор не останавливается на описании героя, а только даёт первое впечатление. Итак, вместе они посидели, поиграли в какую – то застольную игру и расспросили своего собеседника о его намерениях.
Чичиков поразил гостей своими манерами, действительно он умело угождал каждому и не пропустил не одну деталь. По своему поведению за карточным столом помещики подумали, что он настоящий аристократ и поспешили позвать его к себе в имения.
Дальше автор подробно останавливается на описании крестьянских людей Павла Ивановича Чичикова, он имел всего двое слуг :кучер Селифан и петрушка. Петрушка все время ходил в одной одежде, его лицо было крупное. В свободное время предпочитал читать книги, однако прочитанное его не слишком занимало.
Не любил мыться, игнорировал просьбу своего барина о том, чтобы сходить в баню. Селифан был очень молчалив единственно, что мы про него узнаем так это то, что он принадлежит к низкому сословию. Чичиков на протяжении недели посещал достойных жителей губернии и отдавал им свое почтение .
После всех пиров и балов, он отправился в деревню Маниловку, в которую и был приглашен в трактире. Однако по поводу расстояние Манилов немного приукрасил действительность вместо названных пятнадцать верст Чичиков проехал ровно вдвое больше, тридцать.
По этому поступку можно выделить первую черту героя:если он чего то хочет, то он может соврать ради получения желаемого. Когда Павел Иванович только начил заезжать в деревню он удивился её распущенности. Все крестьяне занимались чем угодно, только не работой, само состояние изб и домов было не самое лучшее.
Нигде не было аккуратно посаженных деревьев, амбаров, цехов, даже лес был какой-то косой. Советник только надеялся на то, что господский дом будет получше. Но не тут было. Дом был расположен на верхнем участке горы, его не прикрывали никакие постройки или деревья, поэтому любой ветер может с лёгкостью хлестать имение. Возможно от этого он имеет потрепанное состояние.
Местность вокруг дома имеет беседку на которой написано “храм уединненого размышления”, как попало были расположены клумбы с акциями, которые обычно не садят рядом с усадьбой. При описании имения Манилова у читателя невольно возникает мысль, о том что её хозяин либо ленивый, либо безответственный и имеет плохой вкус, а может все вместе.
Гостя встретил сам хозяин и начал с большим удовольствием показывать свой барский дом. Его комнаты были оставлены всякими дешевыми статуэтками, мебель была далеко не везде, где-то не было покрывало, где-то не хватало стульев, вообщем все имело вид незаконченного. Это хозяин объяснил тем, что работы ещё ведутся, что там вот не хватило ткани, там обоев.
Однако автор использует иронию, именно поэтому читатель понимает, что такая обстановка в Маниловке уже довольно давно и никто не собирается ничего менять. Когда они разговаривали, Чичиков бросил свой взгляд на стол, где лежала книга с закладкой.
На это хозяин ответил, что уже не первый год собирается её дочитать, однако у него нет времени, он даже помнит что остановился на четырнадцатой странице. Манилов – это семейный человек, любящий муж и отец. По тому как он обращается со своей женой и с детьми можно судить о их тёплых взаимоотношениях.
Его жена, Елизавета, приятная женщина, в браке они целых восемь лет, но это никак не повлияло на их отношения, в которых до сих пор царит нежность и согласие. Она образованная, но совершенно нехозяйсвенная, это её не интересует, впрочем как и других членов семейства.
Хозяйка была рада гостю, видно в их имение царит полная скукота, ведь действительно там ничего не происходит. Манилов уже не первый год мечтает о обновлениях не только своего дома, но и деревни в целом. Крестьяне постоянно приходят к нему с просьбой, что неплохо было бы установить то-то или поставить то-то. На что барин отвечает “недурно” и не принимает никаких решений.
Елизавета очень заботливая, она с большим вниманием относилась к гостю, постоянно спрашивала его о том, почему он так мало кушает, не нужно ли ему что-то ещё. Супруги имеют двое сыновей, отец которых назвал их очень странными и редкими именами. Старший носит имя Фемистоклюс, а младший Алкид. О своём выборе хозяин говорит, что хотел выделить своих детей, каждому из них он пророчил блестящую карьеру и способности. Однако как манилов не старался их расхвалить мы видим, что перед обычные ничем не выдающиеся дети. Фемистоклюсу семь лет, а Алкиду шесть. У них есть учитель, который всегда находится рядом с ними. После того, как они вместе пообедали герой остался с помещиком наедине и заговорил о мёртвых душах. Барин сначала был удивлён предложением купить крестьян которые числятся по налогам. Но позже он проявил к этому интерес, когда он понял какую выгоду получит, то даже согласился отдать их бесплатно. Стоит отметить, что любимое занятие владельца Маниловки это мечтать. Именно поэтому стоит беседка с странным названием, он подолгу проводит время за этим занятием.
Я думаю, что те кто читали произведение Ивана Гончарова невольно задумывались о сходстве главного персонажа с нашим помещиком. Оба они ленивы и имеют свой укромный уголок. У Обломова это диван, а у Манилова – его кабинет и беседка. Все ведение хозяйство отдано слугам, сами они не проявляют никаких усилий. Любят летать в своих грезах и фантазиях,которые не собираются претворять в жизнь. Вообщем, эти герои действительно похожи друг на друга правда судьбы их конечно отличаются.
Надеюсь мой отзыв оставил хорошие впечатления и был полезен вам!
Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-opisanie-derevni-manilova-v-poeme-mertvye-dushi-261426.html
Помещики в поэме Мёртвые души. Манилов и Коробочка
Образы помещиков в поэме «Мёртвые души». Манилов и Коробочка
Сюжет поэмы «Мёртвые души» позволяет обстоятельно и последовательно раскрыть разнообразные типичные характеры.
К чему сводится сюжет? Главный герой поэмы – Чичиков – поставил перед собой цель скупить как можно больше мёртвых душ. Он собирается их в дальнейшем заложить в Опекунский совет как живые и получить за то крупную сумму денег.
Чтобы совершить эту аферу, Чичиков знакомится с помещиками, а затем навещает их в их имениях. Чичиков совершает путешествие по русской земле, по дворянским усадьбам.
Это путешествие героя и позволяет автору поэмы представить читателю помещиков, чиновников, людей иных сословий, позволяет обрисовать их, воссоздать целую галерею типов современной действительности.
Один из первых в галерее гоголевских типов помещиков-крепостников – Манилов. Его раньше других посетил Чичиков в своём путешествии по дворянским усадьбам. Сначала вместе с Чичиковым мы знакомимся с имением Манилова.
Знакомство с имением подсказывает нам заранее некоторые свойства его хозяина: «…пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.
Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления», пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков».
Описание сада Манилова иронично, но авторская ирония, конечно, направлена не на сад, а на его владельца – Манилова. Ту же роль играет описание интерьера – комнат, вещей, окружающих героя.
«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-ой странице… В доме его чего-нибудь вечно недоставало; в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковой материей… но на два кресла её недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею…»
После описания имения и дома Гоголь представляет читателю самого героя. Обстановка его жизни, его вещи уже как бы предуведомили нас: уже по ним мы догадались, каким должен быть герой.
Каков же он? Он мил, обходителен, вежлив. Но он слишком, до крайности вежлив и обходителен. Он ни в чем не знает чувства меры.
В человеке это может быть очень неприятным. У Манилова это оттого, что в нём нет внутренней основы, нет стержня. В нём, как говорит Гоголь, не только нет характера, но нет даже простого задора.
«Есть род людей, – замечает Гоголь по поводу Манилова, – известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Манилов живёт как будто бы вне жизни. Он постоянно витает в мечтах, заоблачных высях. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. За его словами, за делами, за мечтаниями – пустота. Очень приятный и очень обходительный на первый взгляд человек оказывается на поверку пустым человеком, живущим пустой жизнью.
Это особенно опасно потому, что Манилов – помещик, он владелец живых душ, владелец крестьян.
После Манилова, заблудившись в пути, Чичиков попадает в глухую деревню, которая принадлежит помещице Коробочке.
Коробочка – ещё один человеческий и социальный тип, порождённый русской крепостнической действительностью.
Знакомство с Коробочкой начинается с того, что мы слышим вместе с Чичиковым лай собак. И не просто лай, а целый собачий концерт, который Гоголь описывает во всех деталях. В темноте этот собачий концерт даёт первое и достаточно живое представление о деревне Коробочки.
А заодно и о ней самой: «Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная».
Позднее это первое представление о деревне и её владелице дополняется картиной, которая открывается из окна дома Коробочки: «узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью.
Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не замечая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком».
У Коробочки обильное хозяйство, видно, она много занимается им, в этом отношении она совсем не похожа на Манилова. Посмотрим, однако, далее на то, что показывает нам Гоголь.
Вот комната Коробочки: «Окинувши взглядом комнату, он (Чичиков) теперь заметил, что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче…»
Очевидно, что по части живности Коробочка понимает больше, чем в тех делах, которые требуют культуры и вкуса.
Особенное внимание в доме Коробочки Гоголь обращает на стенные часы: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить.
За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево».
Гоголь потому и останавливается так долго на этой детали (а потом снова к ней возвращается и напоминает о ней читателю), что деталь оказывается ёмкой и значимой. Это охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома, дают ощущение опустелости дома, ощущение глухой удалённости от живой жизни. Без этого ощущения трудно понять характер Коробочки.
По мере того как Гоголь развёртывает картину, она становится всё грустнее. Хозяйственность Коробочки оказывается единственной её добродетелью.
Мир Коробочки оказывается крайне ограниченным. Само имя Коробочки говорит нам о закрытости человека для всего живого и разумного. Её недаром прозывают «дубиноголовой». Она туга на мысль и понимание.
В ней начисто отсутствуют какие-либо духовные запросы. Если она и способна сомневаться, то только в том, не продешевила ли она с мертвыми душами.
Перед нами типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных.
В одном отношении Коробочка очень похожа на Манилова: она, как и Манилов, заставляет читателя горько подумать о человеке и о том общественном порядке, в котором возможно бывают Маниловы и Коробочки.
Источник: https://infourok.ru/pomeschiki-v-poeme-myortvie-dushi-manilov-i-korobochka-3083138.html
Описание деревни Манилова в поэме “Мертвые души”
К работе над своим главным произведением – поэмой «Мертвые души» – Н.В. Гоголь приступил в 1835 году и не прекращал ее до самой смерти. Он ставил перед собой задачу – показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостками.
Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране. Описание деревни Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина позволяет понять, насколько различны, но в то же время типичны, бедны духовно были люди, являвшиеся главной опорой власти.
Это при том, что каждый из представленных помещиков считал себя лучшим среди остальных.
Роль интерьера
Пять глав первого тома, посвященных помещикам, Гоголь строит по одному принципу. Он характеризует каждого хозяина через описание его внешности, манеру вести себя с гостем – Чичиковым – и родными.
Автор рассказывает о том, как была устроена жизнь в поместье, что проявляется через отношение к крестьянам, всему имению и собственному дому.
В результате возникает обобщенная картина того, как жили «лучшие» представители крепостной России в первой половине XIX века.
Первым дается описание деревни Манилова – весьма милого и доброжелательного, на первый взгляд, помещика.
Долгая дорога
Не очень приятное впечатление оставляет уже путь в имение. При встрече в городе помещик, пригласивший Чичикова в гости, отмечал, что он живет верстах в пятнадцати отсюда. Однако проехали уже все шестнадцать и даже больше, а дороге, казалось, не будет конца.
Два встретившихся мужика указали, что через версту будет поворот, а там и Маниловка. Но и это мало походило на истину, и Чичиков сделал для себя вывод, что хозяин, как это часто водилось, в разговоре сократил расстояние вдвое.
Возможно, для того, чтобы заманить – вспомним фамилию помещика.
Наконец, впереди все же показалось имение.
Необычное расположение
Первым бросился в глаза двухэтажный господский дом, который был построен на возвышении – «на юру», как указывает автор. Именно с него стоит начать описание деревни Манилова в поэме «Мертвые души».
Казалось, что одиноко стоявший дом со всех сторон обдувают ветра, какие только случались в этих местах. Склон холма, на котором стояло здание, покрывал подстриженный дерн.
Нелепое расположение дома дополняли клумбы с кустами желтой акации и сирени, разбитые в английском стиле. Рядом росли чахлые березы – не больше пяти или шести – и стояла беседка со смешным для этих мест названием «Храм уединенного размышления». Малоприглядную картину довершал небольшой пруд, который, впрочем, не был редкостью в имениях помещиков, увлекавшихся английским стилем.
Нелепость и непрактичность – таково первое впечатление от увиденного хозяйства помещика.
Описание деревни Манилова
«Мертвые души» продолжает рассказ о череде убогих, серых крестьянских изб – Чичиков насчитал их не меньше двухсот. Они располагались вдоль и поперек у подножия холма и состояли из одних бревен. Между избами гость не увидел ни деревца, ни прочей зелени, что делало деревушку и вовсе не привлекательной. Вдалеке как-то скучно темнел сосновый лес. Таково описание деревни Манилова.
«Мертвые души» содержат субъективную оценку увиденного Чичиковым. У Манилова ему все показалось каким-то серым и непонятным, даже «день был не то ясный, не то мрачный». Лишь две ругавшиеся бабы, тянувшие по пруду бредень с раками и плотвой, да петух с ободранными крыльями, кричавший во все горло, несколько оживляли представшую картину.
Встреча с хозяином
Описание деревни Манилова из «Мертвых душ» будет неполным без знакомства с самим хозяином. Он стоял на крыльце и, узнав гостя, тут же расплылся в самой веселой улыбке. Еще при первой встрече в городе Манилов поразил Чичикова тем, что в его внешности, казалось, было много сахара. Теперь же первое впечатление только усилилось.
В действительности помещик сначала представал человеком очень добрым и приятным, однако спустя минуту это впечатление совершенно менялось, и вот уже возникала мысль: «Черт знает что такое!».
Дальнейшее поведение Манилова, чрезмерно заискивающее и построенное на желании угодить, это полностью подтверждает. Хозяин расцеловался с гостем, словно они были приятелями целый век.
Затем пригласил в дом, всячески пытаясь выказать уважение к нему тем, что никак не хотел входить в дверь раньше Чичикова.
Внутренняя обстановка
Описание деревни Манилова из поэмы «Мертвые души» вызывает ощущение нелепости во всем, включая убранство господского дома. Начнем с того, что рядом с дорогой и даже изящной мебелью, стоявшей в гостиной, располагались пара кресел, на обшивку которых в свое время не хватило ткани.
И вот уже несколько лет хозяин всякий раз предупреждал гостя, что они еще не готовы. В иной комнате мебели не было вовсе вот уже восьмой год – с момента женитьбы Манилова. Точно так же за ужином на стол могли поставить рядом роскошный бронзовый подсвечник, выполненный в античном стиле, и какого-нибудь «инвалида» из меди, всего в сале.
Но никто из домашних на это не обращал внимания.
Так же смешно выглядел и кабинет хозяина. Он был, опять-таки, непонятного серо-голубого цвета – что-то подобное тому, что автор уже упоминал, давая общее описание деревни Манилова в начале главы.
На столе года два лежала книга с закладкой на одной и той же странице – ее никто никогда не читал. Зато по всей комнате был разложен табак, а на подоконниках предстали ряды горок, выложенных из золы, остававшейся в трубке.
Вообще, мечтать и курить – это были главные и притом любимые занятия помещика, совершенно не интересовавшегося своими владениями.
Знакомство с семьей
Жена Манилова подобна ему самому. Восемь лет совместной жизни мало изменили отношения между супругами: они все также угощали друг друга кусочком яблока или прерывали занятия, чтобы запечатлеть поцелуй.
Манилова получила хорошее воспитание, научившее всему, что было необходимо для счастливой семейной жизни: говорить по-французски, играть на фортепьяно и вышивать бисером какой-нибудь необычный чехольчик, чтобы сделать сюрприз мужу.
И все равно, что на кухне готовили плохо, в кладовых не было запаса, ключница много воровала, а слуги все больше спали. Гордостью супругов были их сыновья, названные странными греческими именами и обещавшие в будущем показать большие способности.
Описание деревни Манилова: положение крестьян
Из всего сказанного выше уже напрашивается один вывод: все в имении шло как-то так, своим чередом и без какого бы то ни было вмешательства хозяина. Эта мысль подтверждается, когда Чичиков заводит разговор о крестьянах. Оказывается, Манилов даже не представляет, сколько душ у него умерло за последнее время.
Не может дать ответ и его приказчик. Он лишь отмечает, что очень много, с чем помещик тут же соглашается. Впрочем, слово «много» не удивляет читателя: описание деревни Манилова и те условия, в каких жили его крепостные, дают понять, что для имения, в котором помещик совсем не заботится о крестьянах, это обычное дело.
В результате вырисовывается малопривлекательный образ главного героя главы. Бесхозяйственному мечтателю не приходило в голову выехать на поля, узнать, в чем нуждаются зависящие от него люди, или хотя бы попросту пересчитать, сколько их у него.
Причем автор добавляет, что мужик запросто мог обмануть Манилова. Он отпрашивался якобы подработать, но сам спокойно шел пьянствовать, и до этого никому не было дела.
К тому же все слуги, включая приказчика и ключницу, были нечисты на руку, что вовсе не беспокоило ни Манилова, ни его супругу.
Выводы
Довершают описание деревни Манилова цитаты: «есть род людей … ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан… к ним следует примкнуть и Манилова». Таким образом, это помещик, от которого, на первый взгляд нет никому вреда. Он всех любит – даже самый отпетый мошенник у него превосходнейший человек.
Иногда мечтает о том, как бы устроить лавки для крестьян, но эти «прожекты» очень далеки от реальности и никогда не будут воплощены на деле. Отсюда общее понимание «маниловщины» как социального явления – склонность к псевдофилософии, отсутствие всякой пользы от существования.
А с этого и начинается деградация, а затем и крах человеческой личности, на что обращает внимание Гоголь, давая описание деревни Манилова.
«Мертвые души», таким образом, становятся приговором обществу, в котором лучшие представители поместного дворянства подобны Манилову. Ведь остальные окажутся еще хуже.
Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/opisanie-derevni-manilova-v-poeme-mertvie-dushi