Именины Татьяны (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
Сцена именин Татьяны непосредственно предшествует центральному сюжетному узлу романа: дуэли между Онегиным и Ленским, которая приводит к смерти юного поэта. Потрясение Онегина, вызванное убийством Ленского, кардинально меняет героя.
Судьба Татьяны тоже во многом определяется тем, что произошло на ее именинах и последующими событиями. Наконец, для Ольги история, произошедшая на именинах сестры, имела решающие последствия: она потеряла жениха, и, выйдя замуж за улана, уехала из родных мест.
Всем этим определяется значение данной сцены в романе.
Она подготовлена предшествующими событиями: признанием Татьяны в любви к Онегину в ее письме и его отповедью в саду; описанием взаимоотношений Ленского и Ольги, которые вскоре должны были завершиться женитьбой; рассказом о взаимной неприязни между Онегиным и его соседями. Тревожное настроение, связанное с описанием страшного сна Татьяны, непосредственно предшествующем сцене именин, соответствует финалу этой сцены и последующим за ней трагическим событиям.
На именины к Татьяне Онегин попадает случайно: он скучает, а Ленский зазывает его к соседям, обещая, что никого другого там не будет. На самом же деле к Лариным съезжается весь деревенский бомонд. Пушкин с юмором и легкой иронией изображает помещиков, с раннего утра приехавших в гости целыми семьями.
Это так непохоже на чопорное столичное общество, где все подчинено строгому ритуалу. Забавна толкотня гостей Лариных в передней, бурная радость девушек, узнавших, что «музыка будет полковая», а значит и танцы.
Одной-двумя чертами нарисованы колоритные портреты соседей: толстого Пустякова, многодетных Скотининых, «уездного франтика Петушкова» и других. В такой компании простенький куплет, переделанный предприимчивым «мосье Трике» специально для именин Татьяны, звучит как вершина галантности.
Можно представить, с каким презрением должен был отнестись к этой пестрой деревенской публике столичный франт и светский лев Онегин! Пушкин психологически точно мотивирует всем этим последующее поведение героя.
В то же время сам автор не склонен к столь же беспощадной оценке: ведь для него, тоже человека светского, важнее все же не форма, а содержание. А здесь, среди «доброй семьи» соседей, «нецеремонных друзей», господствует простота и естественность проявления чувств, утраченная в холодном петербургском свете.
Может быть, и Пушкина забавляет жирный пирог, «к несчастию, пересоленный», молча жующие гости, последующие за обильной едой простодушные «приветы, поздравленья», чинное чаепитие (из блюдечек!), а потом веселые танцы. Как непохож деревенский бал на бал петербургский! Но недаром так музыкально звучит описание вальса, «однообразного и безумного», резко перебиваемого ритмом энергичной мазурки, от которой «паркет трещал под каблуком».
На этом веселом музыкальном фоне и разворачиваются события, приведшие к столь печальным последствиям. Раздраженный Онегин решает отомстить Ленскому и начинает ухаживать за Ольгой.
Легкомысленная девушка весело соглашается потанцевать с Онегиным, а пылкий Ленский, не разобравшись ни в чем, уже придумал страшную историю о коварном обольстителе и ветреной кокетке.
Бедную Татьяну бросает от слез («из очей хотят уж капать») к оживляющей сердце надежде внезапная холодность и столь же внезапная нежность Онегина, а его ухаживания за сестрой вконец запутывают несчастную девушку.
Но что для Онегина чувства всех этих людей! Ведь он один из тех, кто «почитает всех нулями, а единицами — себя». Сцена именин окончательно убеждает нас в этом, а последующие за ней трагические события показывают, что нельзя безнаказанно играть чувствами других людей: расплата за это может быть страшной и непредсказуемой.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/imeniny-tatyany-po-romanu-pushkina-evgenij-onegin.html
Именины Татьяны Лариной (Анализ эпизода из 5-й главы романа А. Пушкина «Евгений Онегин»)
Именины Татьяны Лариной. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека — Евгения Онегина.
Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания.
Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — хандру. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью Своего времени.
Даже искреннее чувство — любовь — не способно воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины.
Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость пароду.
Очень знаменателен сон Татьяны перед праздником дня ее рождения.
Но вот в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало…
Как видите, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну. «Он сердце Тани оживил», а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.
Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины», характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы.
И тогда она обращалась К книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни.
Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.
Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным.
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры Татьяна выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества.
Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный.
Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем».
Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.
Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины.
В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: «друзья и дружба надоели».
Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона.
Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единица- ми — себя. Мы все глядим в Наполеоны…». Разве это в некоторой степени не об Онегине?
Одна из причин того, что Онегину надоела дружба, — его хандра.
Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, — нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.
И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья».
Это так и было: им обоим действительно было нечего делать — Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности, он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней.
И автор, и Онегин были старше Ленского, неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью — он был своему приятелю наставником, покровителем.
Любовь Ленского к Ольге также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга… Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел… безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт…».
Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентиментальных книг).
А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить.
Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.
Как видите, именины Татьяны — это своеобразный нервный узел произведения, где сон — мистическое предостереже- ыие, поведение скучающего Онегина — завязка дуэли, а сомнения Татьяны — предтеча любви.
Источник: https://www.prepodka.net/imeniny-tat-yany-larinoj-analiz-e-pizoda-iz-5-j-glavy-romana-a-pushkina-evgenij-onegin/
Сочинение на тему: “Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» (“Евгений Онегин”)” скачать бесплатно на Alllessons.ru
Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» («Евгений Онегин»)
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
А. С. Пушкин
Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».
Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков.
Мой брат двоюродный, Буянов…
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.
Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит… Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило… //Несчастной жертвой Ленский пал…» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.
Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах… Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.
Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.
Источник: https://www.alllessons.ru/literature/sochinenie-na-temu-analiz-epizoda-imeniny-tatyany-larinoj-evgenij-onegin.html
Анализ СЌРїРёР·РѕРґР° В«Р�менины Татьяны Лариной» (“Евгений Онегин”)
Анализ
СЌРїРёР·РѕРґР° В«Р�менины Татьяны Лариной» (“Евгений Онегин”)
Но вот багряною
СЂСѓРєРѕСЋ
Заря от
утренних долин
Выводит с
солнцем за собою
Веселый
праздник именин.
А. С. Пушкин
Анализируя
роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г.
Белинский писал: «Онегин есть самое
задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно
указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с
такой полнотою, светло Рё СЏСЃРЅРѕ, как отразилась РІ “Онегине” личность
Пушкина».
Роман пленяет
своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170
лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе
героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается
вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и
правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках
автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.
С утра дом
Лариных гостями
Весь полон;
целыми семьями
Соседи
съехались в возках.
С своей
СЃСѓРїСЂСѓРіРѕСЋ РґРѕСЂРѕРґРЅРѕР№
Приехал толстый
Пустяков;
Гвоздин, хозяин
превосходный,
Владелец нищих
мужиков;
Скотинины, чета
седая,
С детьми всех
возрастов, считая
От тридцати до
РґРІСѓС… РіРѕРґРѕРІ;
Уездный франтик
Петушков.
Мой брат
двоюродный, Буянов…
� отставной
советник Флянов,
Тяжелый
сплетник, старый плут,
Обжора,
взяточник и шут.
Теперь
становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не
понимает». Рти персонажи, достойные комедии, Р° тут разыгрывается драма,
переходящая в трагедию.
Попав в этот
«зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих
чувствах и переживаниях. �, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается
отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что
Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и
досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.
Чудак, попав на
пир огромный,
Уж был
сердит… Надулся РѕРЅ Рё, негодуя,
Поклялся
Ленского взбесить
Р� СѓР¶ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј
отомстить.
В поведении
Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела,
что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он
привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных
Ольги Рё Ленского, РЅРё РґРѕ тоскующей Татьяны. РРіРѕРёР·Рј Онегина, проявленный именно
здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта
забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от
Татьяны окончательно. «Еще РѕРґРЅРѕ нас разлучило… //Несчастной жертвой Ленский
пал…В» Пушкину нужен был этот СЌРїРёР·РѕРґ, чтобы логично подтвердить невозможность
счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.
Автор
постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон
Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших
похоронах… Р�менины ассоциируются Рё Сѓ читателя СЃ поминками. Героиня
«похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту
незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.
Для нее ничто
не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого
«подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том
числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда
признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя.
Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. �
Пушкину блестяще удалось это показать. РРїРёР·РѕРґ «именины Татьяны» играет большую
роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах
героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт
и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.
РЎРїРёСЃРѕРє
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта ссылка скрыта
Источник: https://geum.ru/referat/ref-54355_1-1.php
Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» (“Евгений Онегин”)
Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» (“Евгений Онегин”)
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
А. С. Пушкин
Анализируя роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою светло и ясно как отразилась в “Онегине” личность Пушкина».
«именины Татьяны» — это завязка трагедии хотя начинается вполне мирно даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин хозяин превосходный
Владелец нищих мужиков;
С детьми всех возрастов считая
От тридцати до двух годов;
Мой брат двоюродный Буянов…
Тяжелый сплетник старый плут
«жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи достойные комедии а тут разыгрывается драма переходящая в трагедию.
Попав в этот «зверинец» Онегин естественно недоволен он привык думать лишь о себе своих чувствах и переживаниях. И оказавшись среди чуждых ему людей пытается отыграться на Ленском определив его виновником зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается скорее не задумывается.
Чудак попав на пир огромный
Поклялся Ленского взбесить
В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского ни до тоскующей Татьяны.
Эгоизм Онегина проявленный именно здесь ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта забава» не кончится и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило… //Несчастной жертвой Ленский пал…
» Пушкину нужен был этот эпизод чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.
Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны которой уже привиделись «крики и звон стакана // Как на больших похоронах… Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье отныне она начинает взрослеть перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.
Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело горько обидно она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя.
Если Онегину скучно то и другим пусть пет плохо таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев их дальнейших судьбах.
Кроме того показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/267/266602.htm
Пушкин А. С. Евгений Онегин, Именины Татьяны Лариной. (Анализ эпизода из пятой главы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)
Пушкин А. С.
Сочинение по произведению на тему: Именины Татьяны Лариной. (Анализ эпизода из пятой главы романа А. С.Пушкина “Евгений Онегин”)
В. Г.Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей.
Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь Пе тербурга убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — “хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь, не способно воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины.
Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку и подчеркивал отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекатель; Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
На именины в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало.
Следовательно, кошмары сна начинают сбываться сразу же.
Онегин с нежностью смотрит на Татьяну, “он сердце Тани оживил”, а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.
Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”, характер ее формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “.Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” положительным образом русской женщины. В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: “друзья и дружба надоели”. Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, чуть позже мы узнаём о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин говорит: “Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны.” Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин того, что Онегину надоела дружба — его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, — нет? Они оба умны, честны, оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.
И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) “от делать нечего друзьями”.
Это так и есть — им обо им действительно было нечего делать: Онегину — из-за его скуки и хандры, а Ленскому — из-за его неопытности и наивности. Он не знал настоящей жизни, не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин — старше Ленского, и неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре.
Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью — он был своему приятелю наставником, покровителем.
Любовь Ленского к Ольге — также плод его романтического воображения. Нет, он не любит Ольгу, он любит образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга. Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору “надоел. безмерно”. Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: “Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт.” Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую “другую”, и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена – не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин? Он уверен, что “не создан для блаженства”, но это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.
Следовательно, именины Татьяны — это своеобразный нервный узел произведения, где сон — мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина — завязка дуэли, а сомнения Татьяны — предтеча любви.
pushkin/evgenijonegin38
Источник: https://www.school-essays.info/pushkin-a-s-evgenij-onegin-imeniny-tatyany-larinoj-analiz-epizoda-iz-pyatoj-glavy-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/