Русские типы Петра Михайловича Боклевского
В этот день 200 лет назад появился на свет русский художник, график, политический карикатурист, автор гротескных портретов и один из лучших иллюстраторов классических произведений русской литературы своего времени Пётр Михайлович Боклевский.
Сын отставного подпоручика, участника штурма Измаила Михаила Фёдоровича Боклевского и дочери небогатого помещика Марии Даниловны, урожденной Сазоновой, увлекавшейся акварельной живописью, сызмальства проявлял интерес к рисованию. В седьмом классе За отличные успехи в рисовальном искусстве он был даже награжден памятным подарком.
Пётр Михайлович Боклевский.
Автопортрет
Однако учиться Боклевский поступил на юридический факультет Московского университета, который не закончил из-за конфликта с руководством по поводу его критических взглядов на систему крепостного права в России. Вернувшись на родину, поработал заведующим хлебными магазинами и параллельно совершенствовал своё мастерство в рисовании.
Уехав в Петербург в 1845 году, Пётр Михайлович стал вольнослушателем Петербургской Императорской Академии художеств в мастерской Карла Брюллова, но и здесь он на долго не задержался, показав свой непростой характер.
Ученик со скандалом покинул мастера, отказавшись переделывать картину Тайная Вечеря, на которой он изобразил Иисуса Христа и апостолов на крыше здания, сидящими на восточный манер, а не согласно классическим канонам.
Боклевский перешёл в мастерскую Петра Клодта, работавшего в то время над своей знаменитой конной группой для Аничкова моста, где рисовал для скульптора эскизы.
Женский портрет Крестьянская бабаЗа один из созданных портретов Боклевский получил звание художника портретной и акварельной живописи и право на двухлетнюю заграничную командировку по Европе, которую использовал для совершенствования своих живописных навыков.
Художник стажировался в школе Латура и Видаля в Париже, работал на пленэре в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции. А после возвращения на родину Пётр Михайлович начал работать как профессиональный художник, получая и частные заказы и работая для популярных иллюстрированных изданий.
Боклевский прославился как политический карикатурист, создав в 1855 году альбом На нынешнюю войну, с карикатурами на англичан времен Крымской войны. К сожалению, найти что-то приличное по качеству из этого альбома мне не удалось.
Карикатуры на английского премьер-министра ПальмерстонаЭтот альбом имел огромный успех, особенно рисунок, изображавший Пальмерстона под сапогом русского солдата. По нему было изготовлено много пепельниц из фарфора и бронзы. Их и сейчас можно встретить в старинных домах и в лавках антикваров.
Карикатуры эти очень понравились только что вступившему на престол императору Александру II, который наградил Боклевского бриллиантовым перстнем (Художник-иллюстратор П.М. Боклевский, его жизнь и творчество К.
Кузьминский, 1910)
Пётр Боклевский, автопортретСвои людиМужской портрет, акварельПортрет молодого человека, акварельОнегин
Евгений Базаров Иллюстрация к роману Тургенева Отцы и дети
Герасим Муму
Высшим достижением Боклевского считаются ироничные, яркие, характерные портреты и иллюстрации к произведениям русских литераторов – Пушкина, Грибоедова, Островского, Тургенева, Достоевского, Мельникова-Печерского и особенно Гоголя. К сожалению, во время пожара, случившегося в имении жены художника, в огне погибли многие его работы, в том числе цикл рисунков к Запискам охотника Тургенева. Семья художника оказалась почти без средств к существованию и для того, чтобы дать детям возможность получить образование, Боклевский вынужден был уехать в Москву и заняться адвокатской практикой.Здесь художник сблизился с литературным миром Москвы, подружился с многими писателями и создал циклы-альбомы литографий и рисунков к их сочинениям. Вот ими я и предлагаю вам полюбоваться…
Иллюстрации к пьесам Александра Островского. Пётр Михайлович проиллюстрировал пять пьес драматурга.
Свои люди – сочтемся, действие III, явление 4
Свои люди – сочтемся
Бедная невеста. Действие I, явление 2
Бедная невеста. Действие II, явление 5
Бедность не порок. Действие III, явление 1
Бедность не порок. Любим Торцов
Не в свои сани не садись. Действие I, явление 8
Не в свои сани не садись. Действие II, явление 9
Не так живи, как хочется
Иллюстрации к гоголевскому Ревизору
ХлестаковОсип…к нам едет ревизорСцена из РевизораГородничийАммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Городничий, Артемий Филиппович ЗемляникаАнна Андреевна и Мария Антоновна Полиция. Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя Ревизор, 1856 год
Иллюстрация к комедии Н. В.
Гоголя РевизорХлестаковПётр Михайлович Боклевский так проникался в образы героев пьес, выразительно подчеркивая их жизненность и реалистичность, что многие актёры нередко вплоть до Михаила Чехова, игравшего Хлестакова, специально гримировались под Боклевского.
Несколько иллюстраций к другим произведениям Николая Васильевича Гоголя:
Иллюстрация к повести Старосветские помещики, 1887 год
Пульхерия Ивановна была несколько сурьёзна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было лучшего, что вы верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица
Акакий Акакиевич Башмачкин Шинель
Иллюстрация к пьесе Н.В.Гоголя Тяжбаа
Но вершиной творчества Петра Боклевского стали альбомы иллюстраций в поэме Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души. Он работал над гоголевскими типами постоянно, вплоть до самой смерти, не боялся изображать в истинном свете чиновников, бюрократию и сильных мира сего, наверное, поэтому его галерея стала самой выразительной и любимой.
Иллюстрации Петра Боклевского к поэме Мёртвые души Н.В. ГоголяЧиновники города NN, 1866 годЧичиковЧичиковПетрушка и СелифанЛакей Петрушка и учитель ЧичиковаЧичиков, Петр Боклевский, 1895 год
Коробочка и Кувшинное рылоГоголь, КоробочкаСобакевичСобакевичСобакевичНоздрёвНоздрёвПлюшкинМанилов МаниловКоробочка и ПетухПородистая стройная девка ТентетниковаЕщё один альбом Гоголевских типов, располагаю иллюстрации в таком порядке, в каком они даны в книге.
ЧичиковСелифанПетрушкаУчитель ЧичиковаМаниловПриказчик МаниловаКоробочкаИван Петрович правитель канцелярииФетинья горничная КоробочкиНоздрёвМижуев, зять НоздрёваСобакевичПлюшкин
Иван Антонович Кувшинное рылоПредседатель палатыПолицмейстерГубернаторДочь губернатораДама, приятная во всех отношенияхПочмейстерКапитан КопейкинВельможаПрокурорПрестарелый повытчикАндрей Иванович ТентетниковПриказчик, Перфильевна, ключница и буфетчик ТентетниковаОнуфрий Иванович ТентетниковОтставной полковник ВышнепокромовЛысый Пимен, целовальникГенерал БетрищевПетухАвтопортретБоклевский пытался выйти за рамки сатиры, иллюстрируя роман П.И. Мельникова-Печерского В лесах, а в 1880-е годы работал над Типами из Достоевского, однако этот цикл остался незавершенным и не был издан в виде альбома.
Чапурин, Игуменья и Стуколов Мельников-Печерский В лесах Иллюстрации к произведениям Фёдора Михайловмча Достоевского:
Варенька Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрация к повести Бедные люди
Горшков. Иллюстрация к повести Бедные люди
Какой-то чиновник без места, без службы лет семь тому исключённый за что-то. Фамилья его Горшков, такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истёртом платье, что больно смотреть…Алёна Ивановна, процентщица и Родион РаскольниковРодион РаскольниковРаскольниковСонечка МармеладоваРодион РаскольниковДуня и РазумихинСкончался Пётр Михайлович Боклевский в Москве, но похоронен был на родине, в Скопинском уезде Рязанской губернии в ограде Свято-Духова монастыря.
Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/242402.html
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” в живописи
Слайд 1
Герои р омана И.С. Тургенева «Отцы и дети » в живописи. я
Слайд 2
Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября 1818 года в городе Орел.
Семья его принадлежала к дворянскому классу. Первое образование было получено в имении Спасском-Лутовинове . Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета.
Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
К самым известным произведениям писателя можно отнести: «Записки охотника» (1852), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862), романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Слайд 3
История создания романа Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре , в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей »…» «… В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача.
(Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.
Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений.
Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей ».
Слайд 4
Работа над романом была продолжена в Париже. В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С.
Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
Иван Сергеевич Тургенев ( 1818 — 1883)
Слайд 5
Иллюстрации К. И. Рудакова к роману Константин Иванович Рудаков (26 марта 1891, Санкт-Петербург — 1949, Ленинград) — русский советский художник-график и педагог, член Ленинградского Союза художников, «Мира искусства», «Общины художников». Родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в семье художника-декоратора Мариинского театра. Был учеником П. Чистякова, В. Савинского и Б.
Кустодиева . Известность и признание получил как иллюстратор произведений русской и европейской классики: «Евгений Онегин» А. Пушкина (1934), «Милый друг» Г. де Мопассана (1935–1937), «Щелкунчик» А. Гофмана (1937), «Анна Каренина» (1942–1945) и «Война и мир» (1941–1948) Л. Толстого и других.
Произведения художника находятся в многочисленных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Слайд 6
Евгений Базаров (1946) Аркадий Кирсанов (1947)
Слайд 7
Арина Власьевна Базарова (1947) Василий Иванович Базаров (1946 – 1947)
Слайд 8
Николай Петрович Кирсанов (1947) Павел Петрович Кирсанов (1946 – 1947)
Слайд 9
Фенечка с ребенком Василий Иванович Базаров (1946 – 1947)
Слайд 10
Иллюстрации Д. Л. Боровского к роману Давид Львович Боровский (2 июля 1934, Одесса, СССР — 6 апреля 2006, Богота, Колумбия) — советский, российский театральный художник. Родился 2 июля 1934 года в Одессе.
С 1947 по 1950 год учился в киевской художественной школе. С 15 лет начал работать в театрах Киева. Оформлял многие спектакли, такие как «Мать», «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева, «Борис Годунов» А. С.
Пушкина, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и другие.
Слайд 11
Евгений Базаров Анна Сергеевна Одинцова
Слайд 12
Аркадий и Катя
Слайд 13
Иллюстрации П. М.Боклевского к роману Боклевский Пётр Михайлович (1816—1897) — один из крупнейших русских художников-иллюстраторов. Родился в селе Елшино (Рязанская губерния) 12 июня 1816 в семье военного. Учился в Московском университете (1834—1840).
Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Среди наиболее известных циклов работ — альбомы литографий и рисунков к сочинениям А. Н. Островского, а также композиции к Н. В. Гоголю. Также работал над иллюстрациями к П. И. Мельникову-Печерскому, И. С. Тургеневу (1869), Ф. М.
Достоевскому (1881) и др.
Слайд 14
Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов
Слайд 15
Евгений Базаров Евдоксия Кукшина
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/05/18/geroi-romana-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti-v-zhivopisi
К урокам тургенева и.с
Тургенев и Виардо: история любви
Их отношения длились 40 лет – с 1843 по 1883 годы.
Вероятно, это самая продолжительная история любви.
В 1878 г. Русский писатель И.C.Тургенев написал
стихотворение в прозе: «Когда меня не будет,
когда все, что было мною, рассыплется прахом, – о ты, мой единственный друг, о
ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь
меня, – не ходи на мою могилу… Тебе там делатьнечего». Это произведение посвящено Полине Виардо, женщине
романтическую любовь к которой, Тургенев пронес через многие годы своей жизни,
до самого последнего вздоха.
Тургенев познакомился с певицей Виардо в
1843 году, когда Виардо находилась на гастролях в Петербурге. Ее полное имя –
Мишель Фердинанда Полина Гарсиа (в замужестве Виардо). Родилась Полина Гарсиа в
Париже в знаменитой испанской артистической семье Гарсиа.
Ее мать, Хоакина
Сичес, одно время блистала на сценах Мадрида. Отец – Мануэль Гарсиа – тенор парижского
итальянского театра, как композитор сочинял оперы. Старшая сестра Полины –
Мария Фелисита Милибран успешно выступала в оперных партиях на сценах Европы и
Америки.
Полина росла музыкально одаренным ребенком. Обладая необыкновенным
лингвистическими способностями, она в 4 года свободно говорила на четырех
языках: французском, испанском, итальянском и английском. Позднее выучила
русский и немецкий языки, занималась греческим и латынью.
У нее был прекрасный
голос – меццо-сопрано.
Первое публичное выступление Полины
состоялось в театре «Ренессанс» в Париже в 1836 году. Она исполняла арии из
опер и музыкальные пьесы. Публика встретила ее тепло. Затем последовали
гастроли в Лондоне. Ее талант получает признание. Известный писатель и критик
Т. Готье пишет похвальную рецензию.
Композитор Г. Берлиоз восхищается ее
вокальным мастерством. В 1840 году Полина знакомится с известной французской
писательницей Жордж Санд, у которой был в это время бурный роман с композитором
Ф. Шопеном. Знакомство переросло в глубокую дружбу. Ж.
Санд изобразила Полину
Гарсиа в главном образе романа «Консуэла». И, когда Полине делает предложение
писатель и поэт Альфред де Мюссе, то по совету Ж. Санд Полина отказывает ему.
Вскоре, опять по совету Ж.
Санд Полина принимает предложение Луи Виардо,
литератора и журналиста, человека старше ее на 20 лет. В начале брачного союза
Полина была сильно увлечена мужем, но по прошествии некоторого времени,
призналась Ж. Санд, что ее сердце устало от изъявлений любви мужа.
Человек
весьма достойный во всех отношениях, Луи был полной противоположностью
талантливой и темпераментной Полине. И даже, расположенная к нему Ж. Санд
находила его унылым, как ночной колпак.
Любовь
проклятой цыганки
Медовый месяц супруги Виардо провели в
Италии, где на вечере в их честь пению П. Виардо аккомпанировал молодой Ш.
Гуно. Гастроли по Европе приносили успех, но французская пресса неоднозначно
оценивала талант Виардо.
Некоторые восторгались ее пением, а некоторые
подвергали ее дарование уничтожающей критике, ставя ей в вину: голос,
некрасивую внешность. Настоящее признание своего таланта Виардо получила в
Петербурге, куда она прибыла в 1843 году. До ее появления в Петербурге в России
о ней почти ничего не было известно.
Дебют Виардо в опере Севильский цирюльник
имел обещанный успех. На одном из представлений оперы певицу впервые увидел и
услышал молодой поэт И.С. Тургенев, служивший в должности коллежского асессора
в Министерстве иностранных дел.
Популярность Полины Виардо дала ей возможность
познакомиться со многими представителями высшего света и творческой
интеллигенции России. Меломаны, музыканты писатели собирались в семье Виардо.
Горячие поклонники музыки братья Михаил и Матвей Виельгорские приглашают Виардо
на свои музыкальные вечера.
Она участвует в музыкальных вечерах в Зимнем
дворце. Тургенев – постоянный участник подобных вечеров и встреч. Он влюблен в Полину
Виардо, влюблен с первого взгляда. Они впервые встретились в доме поэта и преподавателя
литературы майора А. Комарова. Сама же Виардо никак не выделила Тургенева из
многих других.
Позднее она писала: «Мне его представили со словами: «Это
молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». В это время Тургеневу
исполнилось 25 лет.
Виардо – 22 года. С этого момента Полина – владычица его сердца. Возникает союз
двух ярких талантливых личностей.
По мере их сближения Виардо становится
невольным исповедником Ивана Сергеевича. Он откровенен с ней. Доверяет ей все
свои тайны. Она – первая читает его произведения в рукописи. Она вдохновляет
его творчество. Нельзя говорить о Тургеневе, не упоминая Виардо. Нельзя
говорить о Виардо вне связи с Тургеневым. С мужем Полины – Луи – Тургенев
сильно сдружился. Оба были страстные охотники.
В 1844 году Виардо едет в Вену, в 1845
году она – снова в России, стране, давшей ей настоящую славу, стране, которую
она называла своей Родиной. Весной Виардо, Полина и Луи, приезжают в Москву. Их
встречает Тургенев.
Он сопровождает супругов при осмотре Кремля. Мать Ивана
Сергеевича В.П.
Тургенева, преодолев ревность и неприязнь к Полине, поехала
слушать ее пение и находить в себе мужество сказать: «Хорошо поет,
проклятая цыганка!»
В мае 1845 года супруги Виардо едут в
Париж, куда вскоре приезжает Тургенев. Лето они живут в Куртавнеле, своем
имении под Парижем. Тургенев для свидания с Виардо также приезжает туда. В 1846
году Виардо приезжает в Россию. Супруги привезли с собой маленькую дочь –
Луизетту.
Случилось так, что дочь заболела коклюшем. Ухаживая за ней, сильно
заболела сама Полина. Злокачественная форма коклюша могла привести к потере
голоса. Все концерты отменились и супруги уезжают на Родину, где лечение
гомеопатией и более мягкий климат помогли справиться с болезнью.
Динамику развития отношений между
отношениями Виардо и Тургеневым можно наблюдать лишь по письмам Ивана
Сергеевича. Письма Виардо к Тургеневу – не сохранились. Виардо изъяла их из
архива писателя после его смерти.
Но даже читая письма только одной стороны,
письма Тургенева, можно почувствовать силу и глубину его любви к этой женщине.
Первое письмо Тургенев пишет сразу же после отъезда Виардо из России в 1844
году. Переписка налаживалась не сразу.
Видимо, Виардо отвечала не аккуратно и
не давала свободы выражения Тургеневу. Но она не оттолкнула его, она приняла
любовь писателя и позволила ему любить себя, не скрывая и своего чувства.
Письма наполнены обожанием Виардо. Тургенев начинает жить ее жизнью, ее
талантом.
Он разбирает недостатки в ее творчестве. Советует изучать ей
классические литературные сюжеты, дает советы и по совершенствованию немецкого
языка.
В течение трех лет (1847-1850) Тургенев
жил во Франции, находясь в тесном общении с семейством Виардо и лично с
Полиной. В имении Куртавнеле в это время поселился композитор Ш. Гуно, с которым
Тургенев подружился. В Куртавнеле были задуманы и написаны основные рассказы
«Записок охотника».
Некоторые называли Куртавнеле
«колыбелью” литературной известности Ивана Сергеевича. Природа этого
местечка была необыкновенна. Перед главным входом в замок – зеленая лужайка с
цветами. На ней же располагались роскошные тополя и каштаны, прогуливались под
яблонями.
Впоследствии Тургенев вспоминал платье Виардо с коричневыми
разводами, ее серую шляпку и ее гитару. На зиму семья Виардо выезжала в Париж.
Туда же ехал Тургенев, снимая квартиру. Виардо также часто выезжала на
гастроли.
Все современники отмечают, что будучи внешне некрасивой, а, может
быть, даже безобразной, на сцене она преображалась. После начала пения по залу
будто пробегала электрическая искра, зрителями овладевал восторг и никто не
помнил о ее внешности – она всем казалась прекрасной.
Великие композиторы –
Берлиоз, Вагнер, Глинка, Рубиншнейтн, Чайковские и многие другие восхищались ее
умом и талантом.
В середине 1850 года Тургенев вынужден был
уехать в Россию. Мать писателя сильно ревновала сына к «проклятой цыганке» (по
некоторым сведениям отец Виардо происходил из цыганской семьи), требовала
разрыва с Виардо и возвращения сына домой. Позднее Тургенев использует
материнские черты для изображения жесткой помещицы-крепостницы в рассказе
«Муму».
Сама В.П.Тургенева ни в грош ни ставила литературные занятия сына.
Кончилось тем, что она перестала высылать сыну деньги, необходимые для жизни за
границей. В имении Спасское Тургенев имел очень тяжелое объяснение с матерью. В
результате ему удалось забрать у нее свою внебрачную дочь Полину, родившуюся от
связи писателя с крепостной белошвейкой А.И.
Ивановой и отправить 8-летнюю
девочку на воспитание в семью Виардо. В ноябре 1950 года мать Тургенева умирает.
Иван Сергеевич тяжело переживает эту смерть.
Ознакомившись с дневником матери,
Тургенев в письме к Виардо восхищается матерью и одновременно пишет: «…мать моя
в последние минуты не думала ни о чем, как (стыдно сказать) о разорении меня и
брата».
Каблуком
на шею и носом в грязь
Письма Тургенева к Виардо были переведены
с французского языка и опубликованы еще при жизни Виардо. Выборку писем для
публикации сделала сама Полина. Купюры также сделаны ею.
В результате из писем
почти исчезла любовь, письма сохранили лишь настроение теплых дружеских
отношений двух, хорошо знающий друг друга людей. Полностью и без купюр письма
публикуются сразу же после смерти Виардо. Во многих из них имеются вставки на
немецком языке.
Есть основания предполагать, что Луи – муж Полины, читал письма
Тургенева к жене и Тургенев знал об этом, но в то же время Луи совсем не знал
немецкого языка.
Тургенев пишет: «прошу, позвольте мне, в знак прощения,
пламенно поцеловать эти дорогие ноги, которым принадлежит вся моя душа… У ваших
милых ног хочу я вечно жить и умереть. Целую вас целыми часами и остаюсь навек
вашим другом».
Пока Тургенев жил в Спасском, улаживая
свои дела и гуляя по тенистому парку имения, в 1851 году у него завязывается
реальный земной роман с крепостной девушкой Феоктистой.
В письмах этого времени
к Виардо, Тургенев много пишет о делах, о смерти Гоголя, об изучении русского
народа, но нет ни слова о связи с крепостной девушкой. Можно ли это
рассматривать как лицемерие и неискренность писателя по отношению к любимой
женщине? Скорее всего, нельзя.
Просто в душе Тургенева существовали
противоречия, происходило столкновение высших и низших стихий. А связь с
Феоктистой была не любовью, а всего лишь барской податливостью чувственному
влечению к крепостной девушке, полностью зависящей от своего барина.
Эти
отношения никак не могли повлиять на романтическую любовь к Виардо. Видимо, сам
писатель не придавал этой связи никакого значения и поэтому эпизод не нашел
места в переписке.
В 1852-1853 годах Виардо приезжает петь в
Россию. Она выступает успешно на сцене Петербурга. Тургенев трепещет от надежды
на встречу, очень беспокоится об ее здоровье. Сам же он не может приехать в
Петербург, т.к.
правительство подвергло его ссылке в родовое имение за резкую
статью по поводу смерти Н.В.Гоголя в «Русских ведомостях». Тургенев приглашает
Виардо в Спасское, но, видимо, музыкальные обязательства не дают ей такой
возможности. Весной 1853 года Виардо выступает в Москве.
Тургенев по чужому
паспорту выезжает в Москву, где проводит 10 дней, встречаясь с Виардо.
1854-1855 годы странный перерыв в письмах
Тургенева к Виардо. Скорее всего причина в том, что Иван Сергеевич пытается
устроить свою личную жизнь. Тургенев увлекается своей дальней родственницей
Ольгой Александровной Тургеневой. Тургенев часто бывал в доме ее отца. Это была
кроткая и привлекательная девушка, крестница В. Жуковского, музыкантша. В 1854
году ей исполнилось 18 лет.
Они очень сблизились. Иван Сергеевич думал о том,
чтобы сделать Тургеневой предложение. Но, как вспоминал друг Тургенева
П.В.Анненков, эта связь длилась недолго и мирно затухла. Но для Ольги
Александровны разрыв оказался тяжелым ударом – она заболела и долго не могла
оправиться от потрясения. Затем она вышла замуж за С.Н.Сомова и умерла, оставив
несколько детей.
Тургенев очень горевал об ее кончине.
В 1856 году Тургенев снова едет за
границу. Шла Крымская война, и было непросто получить заграничный паспорт.
Проезд во Францию, с которой Россия воевала, был для русского закрыт… Тургенев
едет в Париж через Германию.
Он снова встречается с Виардо и проводит конец
лета и часть осени в Куртавнеле – союз дружбы и любви восстановлен. Вероятно,
этот период был тяжелым испытанием для любви Тургенева и Виардо. В Куртавнеле
Тургенева посещает поэт А.
Фет, которому Тургенев дает откровенно признание,
вырвавшееся у него в момент отчаяния: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она
заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую,
когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».
Друживший с Тургеневым поэт Я.П. Полонский
вспоминал, что Тургенев по своему характеру не смог бы любить долго простую
невинную женщину, хотя бы и с достоинствами. Что ему нужна была такая женщина,
которая заставила бы его сомневаться, колебаться, ревновать, унывать – одним
словом мучиться.
Тургенев любил Виардо бескорыстно, всеми силами души, кладя к
ее ногам всю свою жизнь. Полина, женщина властного темперамента и непомерной
гордости, обладающая трезвым практическим умом, хотя и отвечала на чувства
писателя, но практически держала его на расстоянии, часто доставляя Тургеневу
непомерные страдания.
Это была, несомненно, любовь высшего типа, когда сущность
не в обладании телом, а в объединении жизней, в объединении душ. Эти два
противоположных характера то сходились, то отталкивались друг от друга, но
многие годы оставались вместе.
Источник: https://filologstefa77777.blogspot.com/p/19_19.html
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» – презентация
1 Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
2 Таблица: « Сравнительная характеристика героев романа»
3 Базаров и П.П. Кирсанов в иллюстрациях художников Иллюстрация к роману. Павел Петрович. Художник Боклевский П.М. Иллюстрация к роману. Евгений Базаров. Художник Е. Рудаков.
4 Евгений Базаров Что общего во внешности актеров, сыгравших роль Базарова? Что можно рассказать о характере героя?
5 Павел Петрович Кирсанов Какие черты характера героя отражены во внешности актеров, сыгравших роль Павла Петровича?
6 Внешность Павла Петровича Кирсанова: “…человек среднего роста…” “…его коротко остриженные седые волосы…” “…Он с детства отличался замечательною красотой…” “…он прекрасно одевался…” “…уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman»…» “…немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться…» “…Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство…» “…к тому же он был самоуверен…»
7 Внешность Евгения Базарова: “…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…” “…я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, – прибавил Базаров с усмешкой…” “…Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…” “…Тонкие губы Базарова…” “…Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа…”
8 Ссылки на толковые словари: Толковый словарь С.И. Ожеговасловарь Толковый словарь живого русского языка В.И. Далясловарь Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушаковасловарь
9 1. Что послужило поводом для дуэли? 2. Ощущается ли трагизм в эпизоде с дуэлью? 3. Как ведут себя Базаров и Павел Петрович после дуэли? 4. Как вы думаете на чьей стороне автор? Вопросы к тексту романа:
10 Сцена дуэли П.П. Кирсанова и Евгения Базарова из фильма «Отцы и дети» режиссера Вячеслава Никифорова, 1983
11 Сцена дуэли П.П. Кирсанова и Евгения Базарова из фильма «Ошибка Базарова» режиссера Авдотьи Смирновой, 2008 год
12 Сравните фрагменты фильма с романом. Старался ли режиссер следовать тексту романа? Сумел ли он реализовать авторский замысел? Что порадовало в постановке, а что огорчило? Такими ли вы представляли себе героев? Кто больше понравился и почему? Вопросы после просмотра экранизаций романа:
13 Как вы думаете, способствует ли просмотр экранизированных произведений их прочтению?
14 Домашнее задание: 1. Доделать таблицу «Сравнительная характеристика героев романа». 2. Посмотреть фрагмент экранизации романа «Отцы и дети» 1958 года, режиссера Адольфа Бергункера и письменно ответить на вопросы слайда 12.
15 Отрывок из фильма «Отцы и дети» режиссёра Адольфа Бергункера, 1958 год
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1350362/