Художественные особенности трагедии Борис Годунов
Художественные особенности трагедии «Борис Годунов»
Автор: Пушкин А.С.
Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии «Борис Годунов» определили её художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка.
Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма.
Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия — не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами.
Основное столкновение в трагедии — это борьба за престол Бориса и Самозванца, борьба, в которую втянуты различные общественные силы.
Сам Пушкин говорит об этом так: «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги, но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Димитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер».
Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события.
В трагедии — широкий охват жизни изображаемой эпохи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около шестидесяти), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, казаки, люди разных национальностей: русские, поляки, немцы, французы.
Вместо обычного деления на действия (по правилам классицизма—пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), всё время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по контрасту.
Так, например, в первых трёх сценах даны разговоры о Борисе: в первой — двух бояр во дворце, во второй — народа на Красной площади, в третьей — «всей Москвы» на Девичьем поле.
Четвёртая же сцена — контраст и в то же время как бы итог предшествующим: избранный народом Борис обращается с торжественной речью к патриарху и боярам, и затем краткий разговор Шуйского с Воротынским снова возвращает нас к их беседе в первой сцене и выразительно характеризует их обоих и Бориса.
Новизной в построении, обусловленной идейным содержанием, является введение в качестве основного действующего лица народа.
Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца, казалось бы, главных действующих лиц.
Следует отметить, что, верный правде жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило классицизма — чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены.
По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения человеческого характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев.
Источник: https://MirZnanii.com/a/360050/khudozhestvennye-osobennosti-tragedii-boris-godunov
Материал по литературе по теме: Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Интерес Пушкина к драматургии пробуждается в детские годы. В 8 лет он сочиняет комедии.
Влечение к драматической форме проявляется в эпических и лироэпических произведениях («Разговор кинопродавца с поэтом», «Цыганы»). Пушкин осваивает опыт русской и мировой драматургии.
Он хочет в то же время преобразовать современную ему драматургию, опираясь не на предворные вкусы, а на запросы широкого зрителя, на требования народа.
А.С. Пушкин мечтал о драматургии освободительных идей, острых конфликтов, больших страстей, крупных национальных характеров.
Свои раздумия он воплотил впервые в трагедии «Борис Годунов».
Трагедия начата Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Начата в декабре 1824 года и окончена в ноябре 1825 года. Николай I не разрешил печатать трагедию. Постановка «Бориса Годунова» на сцене состоялась лишь в 180году.
Борьба Димитрия Самозванца с царем Борисом, полная тайн, потрясшая целое государство, издавна привлекала не только русских писателей, но и западноевропейских (Лопе де Вега, Шиллер).
Пушкин замыслил трагедию как попытку новаторского преобразования отечественной драматургии на ее путях от классицизма к реализму. События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории государства Российского» Карамзина и летописей.
Впервые в русской литературе сюжетом трагедии стали события отечественной истории в строгой хронологической последовательности. Цель всех основных персонажей – борьба за укрепление государственной власти, а народа – за «хорошего царя».
Новаторская направленность трагедии заключается прежде всего в утверждении народа определяющей силой истории. Цари властвуют лишь пользуясь обманом, поллитической несознательностью народа, события истории решаются в конечном счете отношением к ним народа, его мнением – таков основной идейный пафос этой социально-политической трагедии.
Мощь народа чувствуют и понимают самодержцы, их пособники и слуги. Борис – царь, но боится народа. Обещая Басманову покончить с мистичеством боярства, он говорит:
«День этот недалек,
Лишь дай сперва смятение народа
Мне усмирить».
Бояре Шуйский и Воротынский видят осуществление своих честолюбивых замыслов в споре на народ. Шуйский предлагает:
«Давай Народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова».
Но Воротынский сомневается в успехе интриги:
«Народ отвык в нас видеть древню отрасле».
Гаврила убеждает Басманова оставить Бориса, видя, что его группа сильна «мнением народным».
Новаторство трагедии в защите мысли о враждебности интересов царя и народа. Борис убежден, что «Живая власть для черни ненавистна».
По словам Гуковского «трагедия самого Бориса неотделимая от трагедии его государственной деятельности. Он не может понять, почему же его ненавидит народ».
Ненависть народа он видит в двух направлениях: народ – злобная стихия. Враждебная всякой власти, небесное правосудие, карающие за преступление. Это мнение не Пушкина, а Бориса.
Пушкин считает что Борис виноват лишь в том, что он – царь.
Народу враждебны и бояре. Они ненавидят народ, боятся его. Шуйский говорит:
«… бессмысленная чернь изменчива, мятежна….»
Пушкин, изображая борьбу Бориса Годунова с Самозванцем за власть, срывает с них личину справедливости. Оба они тираны, презирающие народ, добивающиеся царской власти преступлениями.
В содержании трагедии Пушкина входит не только борьба за власть, но и социальная борьба. Общественные отношения, народ и власть. Здесь показана и справедливость, доброта, великодушие, совесть простого народа. В ненависти к Борису народ выкрикивает:
«Вязать! Топить!
Да здравствует Димитрий
Да гибнет род Бориса Годунова».
Но увидя его детей под стражей, народ проникается к ним сочувствием, узнав, что сын и жена Бориса убиты боярами, «народ в ужасе молчит».
По мнению Пушкина основная причина крушения Бориса в разобщении с народом, в недовольстве народных масс злоупотреблением власти.
Благой считает, что вся трагедия развертывается как «мирской», а не «божий» суд над царем Борисом, как «суд истории».
Возмущение народа вызывает и уничтожение Юрьева Дня. Самозванец подкупил народ, обещая свободу от закрепощения. Но народ, потрясенный злодеяниями самозванца. На призывы Мосальского: «Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» – «безмолвствует».
Декабристы недооценивали роль народа в истории. Пушкин сознает, что в отрыве от народа социально-политическая борьба обречена на неудачу. В трагедии дан не только обобщающий образ народа, но и ряд индивидуальных лиц. Совесть народа воплощена в юродивом.
«Руководствуясь реалистическими принципами, Пушкин противопоставил однолинейным абстрактным образам классицизма и исключительным героям романтизма конкретно – исторические типы в свойственной им многосторонности, в естественной смене душевных движений причиняемых всегда определенной обстановкой. Борис Годунов раскрывается как дальновидный государственный деятель, тонкий политик. С искренним стремлением принести народу благо, внести в страну начало просвещения, покончить с местничеством бояр, но при этом властолюбец, кровавый злодей, мстительный тиран.
Василий Шуйский – лукавый и честолюбивый царедворец, смелый, хитрый, расчетливый…
Самозванец – авантюрист, изменник своей родине, дерзкий и храбрый воин.»
Сложная драматическая личность Пимен. Он – обличитель Бориса. Новаторство Пушкина ощутимо и в языке трагедии. Герои трагедии не декламируют, а рассуждают или запросто беседуют. В их речи много разговорных оборотов. Здесь и церковно-славянская речь, и устно-поэтическая речь, и архаическая.
Действующие лица «Бориса Годунова» разговаривают на том литературном языке, который создавался в пору Пушкина. Хотя, этот язык резко отличался от языка эпохи «смутного времени». Но Пушкин вводит слова и обороты, свойственные говору русских людей 16-18 века.
Воротынский говорит: «Наряжены мы вместе город ведать».
Каждый персонаж трагедии изъясняется фразеологией своей среды. Шуйский говорит литературным языком. Патриарх оснащает свою речь церковно-славянскими словами. Речь летописца Пимена интеллектуальна, образна, величественна.
Речь действующих лиц в трагедии зависит от обстоятельств, настроения. С игуменом царь говорит непосредственно, просто, благодушно: «пострел окаянный», «уж эти мне грамотеи!», а в царской думе – пышно велеречиво «сведано, яко прах».
После избрания на царство, Борис с детьми беседует ласково, неторопливо, с боярами, приподнято, торжественно, с Шуйским и Семеном Годуновым – властно.
Духовное развитие Димитрия Самозванца Пушкин отразил и в языке. Григорию свойственны просторечные слова: «отселе», «далече».
Но в роли Димитрия он говорит уже литературным языком, не чуждым патетики. «Родился я под небом полуношным», аллегории и символики «Стократ священ союз меча и лиры». Прибегает Димитрий и к латинскому языку. Маржерет у Пушкина говорит по-французски, Розен – по-немецки. Этим поэт подчеркивает их чуждость русским солдатам, которыми они командуют.
Пушкин смело обращается к разговорно – просторечным оборотам «Уж, тяжело!», «Черт с ними». Богатство и образность языка трагедии ярко раскрывается в обилии лестных слов и выражений. Некоторые из них превратились в поговорки: «ох, тяжела ты, шапка Мономаха!», «Описывай, не мудрствуя лукаво».
В композиции трагедии тоже сказывается новаторство Пушкина. Он ниспровергает полностью единство действия, единство места и единство времени. Здесь два основных персонажа: Борис и Самозванец. Но действие пьесы начинается и заканчивается без них.
Борис умирает, а трагедия продолжается. Самозванец так же появляется не в начале трагедии, как полагается герою.
Пушкин как бы подчеркивает, что основным и единственным положительным героем является народ, а подлинным содержанием – социально-политическая борьба.
В развитие действия трагедии входит и любовный мотив, страсть Григория к Марине. Но впервые в русской трагедии любовный мотив стоит на втором месте. В композиции трагедии громко звучат лирические мотивы. Наибольшее количество монологов принадлежит Борису и самозванцу.
Монологи Бориса выражают тревогу совести. Монологи самозванца – патетические, показывают его головокружительную карьеру.
Основные события трагедии развертываются постепенно и последовательно. Например, появлению Самозванца предшествуют тревожные слухи, недовольство народа Борисом. В пьесе множество героев. Это поистине эпохально – народная трагедия. Здесь все слои основного населения того времени. Действие длится с 1598 года по 1605 год.
«Сохраняя внешнюю хроникальность, трагедия отличается динамизмом развития. Уже в её экспозиции, во враждебном Борису диалоге Шуйского и Воротынского, в безучастных репликах народа создается ощущение тревожности и начала будущей смуты».
Решение Григория выдать себя за Димитрия – завязка трагедии. Конфликт между Борисом и Самозванцем, осложненный вмешательством народа, движет пьесу. Этот конфликт усугубляется мотивом нечистой совести Бориса, повинного в убийстве царевича Димитрия.
Здесь, в этой трагедии Пушкин анализирует и изображает историческую ситуацию, похожую на ситуацию царствования Александра I. Образ царя, пришедшего к власти при помощи преступления, пленял Пушкина (царь Александр I причастен к убийству отца). Но Борис не Александр.
Пушкин решает вопрос взаимоотношения монархии и народа на материале истории, но решение прилагает к современности. Пушкин понимал, что прошлое не ровно современности, но современность обусловлена прошлым. Кульминации пьеса достигает в сцене на площади перед собором в Москве, в которой Юродивой называет Бориса убийцей. Это приговор народа.
После этого действие идет к развязке. Дурылин считает, что «каждая сцена «Годунова» – динамический итог целого разлива действия, волнующегося за сценой», то есть в жизни.
Приближая трагедию к жизни, Пушкин вносит в нее бытовые мотивы («Девичье поле», «Корьчьма на литовской границе»). В сцене «Девичье поле» народ воет и плачет по приказу начальства.
Пушкин тяжело переживает отсталость народа. Картина вымученных слез – негодование Пушкина. Народ завоевал страну. Но не знает, что делать со своей властью. Он не догадывается, что можно жить и без царя и без бояр.
В трагедии личность подчинена объективному закону истории. Все действующие лица определены чертами национальной культуры. В трагедии сопоставлены два типа культуры: Русь и Польша.
Русь – допетровская, Польша – с ее культурой позднего Возрождения. Характерен пьесе и принцип контраста. Вслед за сценой, которая завершается монологом Борисом.
Дается сцена комическая: «корчма на литовской границе».
Пушкин вместо традиционного александрийского стиха (шестистопного ямба) использует пятистопный без рифменный ямб. Богатству интонаций служат и многочисленные переносы («Москва пуста; во след за патриархом к монастырю пошел и весь народ»), инверсии («давай народ искусно волновать»).
В польских сценах применяется рифмованный стих. В трагедии есть и прозаические вставки («дом Шуйского, царские палаты»).
Трагедия «Борис Годунов» – первая русская трагедия – реалистическая. «Борис Годунов» для Пушкина был целым переворотом и итогом глубоких размышлений, воплощением нового и зрелого этапа его социально-политического и эстетического развития. К своей трагедии Пушкин относился с особой привязанностью. Он исследует проблему самодержавия, политического строя России.
В своих заметках о драме Пушкин писал, что «Человек и народ, судьба человеческая, судьба народная» развиваются в трагедии. В военных сценах показано поражение русского народа.
Можно уничтожить войско повстанцев, но уничтожить русский народ нельзя! Пушкин отвечает Басманову:
«Не знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскую подмогой,
А мнением: да! Мнением народным!»
У Пушкина народ – не только неограниченная стихия восстания, но и стихия добродушия и правды. Даже два голоса в заключительной сцене сопоставляются в параллельных репликах:
Один из народа: «брат да сестра! Бедные дети, что пташки в клетке».
Другой: «Есть о ком жалеть. Проклятое племя».
Первый: « Отец был злодей, а детки невинны».
Другой: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Первый голос – добродушия, второй – ненависть к царям.
«Борис Годунов» – трагедия, в которой Пушкин определяет свое отношение к проблемам политики, истории и литературного творчества одновременно. Пушкин совершил подлинный переворот в русской драматургии, повернув ее в сторону сближения с действительностью.
Список литературы:
- Пушкин А.С. «Борис Годунов»
- Благой Д.Д. «Мастерство Пушкина» М.1955 г. Гл.3.
- Благой Д.Д. «Творческий путь Пушкина» (1813-1826) М. 1950 г.
- Гуговский Г.А. «Пушкин и проблемы реалистического стиля» М. 1957г.
- Ревякин А.И. «История русской литературы XIX века» М. «Просвещение» 1981г.
- Дурылин С.М. «Пушкин на сцене» М. 1951
- Петров С.М. «История русской литературы XIX века» М. «Посвящение» 1970г.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/01/15/svoeobrazie-kompozitsii-tragedii-as-pushkina-boris-godunov
Школьные сочинения
Замечательно композиционное построение трагедии Пушкина.
Ртого РЅРµ поняло большинство современных поэту критиков, некоторые РёР· РЅРёС… даже отказывались признавать ее произведением драматического искусства.
«Борис Годунов» – «не драма отнюдь, Р° РєСѓСЃРѕРє истории, разбитый РЅР° мелкие РєСѓСЃРєРё РІ разговорах»,- писал РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС….
На самом деле построение пушкинской трагедии как в отношении отбора необходимого исторического материала, так и его расположения отличается глубочайшей продуманностью и исключительным художественным мастерством.
Почти каждая РёР· сцен «Бориса Годунова» разработана как стройное, самостоятельное, замкнутое РІ себе целое. РќРѕ каждая РёР· РЅРёС… – Рё необходимое звено РІ общей цепи развертывающегося действия всей трагедии.
Причем все эти многочисленные звенья соединены между собой, следуют друг за другом в порядке не только внешней хронологической последовательности, айв глубокой и органической взаимосвязи.
В то же время вся эта гибкая, подвижная и вместе с тем необыкновенно крепкая  композиционная  структура отличается столь свойственной Пушкину не только внутренней, но и внешней гармоничностью, соразмерностью частей, поражающей симметрией.
Стройностью, гармонической уравновешенностью отличаются и отдельные сцены трагедии.
Так, совершенно симметрично построен монолог Пимена, начинающийся и заканчивающийся одной и той же фразой: «Еще одно последнее сказанье». � это тоже не внешний прием.
Симметричность построения монолога, как и его глубоко эпический тон, вполне соответствует душевной уравновешенности, высокой умудренности старца-летописца.
- «Что развивается РІ трагедии? Какая цель ее?- спрашивал Пушкин Рё отвечал:-Человек Рё народ – РЎСѓРґСЊР±Р° человеческая, СЃСѓРґСЊР±Р° народная. Р’РѕС‚ почему Расин велик, несмотря РЅР° СѓР·РєСѓСЋ форму своей трагедии. Р’РѕС‚ почему Шекспир велик, несмотря РЅР° неравенство, небрежность, уродливость отделки». Р’ «Борисе Годунове» Пушкина перед нами – единственный РІ своем СЂРѕРґРµ синтез сильных сторон обеих противостоящих РІ этом отношении РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ драматургических систем.
Впервые сообщая одному из своих друзей, поэту и критику П. А. Вяземскому, о «Борисе Годунове», Пушкин назвал его «романтической трагедией».
В дальнейших своих упоминаниях о трагедии он уточняет это определение, подчеркивая, что дает здесь образец «истинного романтизма».
В позднейшем наброске предисловия к «Борису Годунову» Пушкин раскрывает и то, что понимает он под истинным романтизмом: «Отказавшись добровольно от выгод, мне представляемых системою искусства, оправданной опытами, утвержденной привычкою, я старался заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий,- словом, написал трагедию истинно романтическую».
�так, «истинный романтизм» заключается в верности изображения лиц и времени, в правдивом и осмысленном «развитии исторических характеров и событий»; другими словами, «истинный романтизм» заключается, по Пушкину, в правдивом, художественно обобщенном изображении исторической эпохи. Легко заметить, что понятие «истинный романтизм» Пушкин употребляет в том значении, в каком мы употребляем понятие «реализм» (термина «реализм» в то время вообще еще не существовало, почему Пушкин и не мог употребить его). � «Борис Годунов» действительно представляет собой подлинное чудо реалистического искусства, наряду с «Евгением Онегиным»,- одну из величайших вершин пушкинского реализма. В последующем развитии пушкинского творчества «Борис Годунов» сыграл исключительно важную, во многом определяющую роль. «Борис Годунов» был первым в ряду многочисленных художественно-исторических созданий Пушкина, таких, как «Полтава», как «Арап Петра Великого», «Рославлев», «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Сцены из рыцарских времен». В некоторых из этих произведений историзм Пушкина, достигнутый им в «Борисе Годунове», поднимается на еще более высокую ступень, но своим прямым и непосредственным родоначальником все они имеют пушкинскую народную трагедию. Равным образом в «Борисе Годунове», в таких его сценах, как «Корчма на Литовской границе», мы присутствуем при зарождении художественной прозы Пушкина.
В то же время «Борис Годунов» явился первым подлинно реалистическим историко-художественным произведением как русской, так и всей мировой литературы.
Пушкин сумел РЅРµ только дать РІ нем необыкновенно полную Рё правдивую картину прошлого, РЅРѕ Рё так глубоко, как никто РёР· его предшественников Рё современников, проникнуть «мыслью историка» РІ общественные отношения изображенной РёРј СЌРїРѕС…Рё, РІ Р±РѕСЂСЊР±Сѓ социальных СЃРёР». Равным образом Рё РїРѕ своему РґСѓС…Сѓ Рё РїРѕ своей форме «Борис Годунов» – трагедия народная, произведение глубоко демократическое.
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Композиция трагедии Пушкина «Борис Годунов» . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-730.htm
Особенности жанра трагедии «Борис Годунов»
Пушкина издавна и неоднократно размышлял над теорией драматургии. В упор поставил он перед собой эти вопросы во время работы над «Борисом Годуновим».
Первый российский в самом деле национальный поэт, который должен был сказать новое слово, сделать шаг вперед в художественном развитии человечества, Пушкина продумал и творчески освоил опыт всего предыдущего ему литературного развития, особенно оценивши творчество Шекспира, противопоставляя «народные законы драмы Шекспирового» «придворному обычаем трагедии Расина» .
Если Пушкина абсолютно не удовлетворяла традиционная система классицизма, то не удовлетворяла его и современная ему новая романтическая драматургия, ярким образцом которой он считал пьесы революционного романтика – Байрона
Драматургия Байрона не столько рисовала образа других людей такими, как они есть на самом деле, сколько отображала личность самого автора. Байрон, как справедливо делал замечание Пушкина, «распределил между своими героями отдельные черты собственного характера; одному он предоставил свою гордость, другому – свою ненависть, третьего-своя грусть и т.д.
, и таким путем с одного целостного характера, пасмурного, энергичного, создал несколько незначительных ».
Односторонним и однообразной, субъективно-романтической манере Байрона Пушкина противопоставляет широкое и правдивое изображение жизнь, глубокую и разносторонюю разработку человеческих характеров в драматургии Шекспира, метод которого будут позднейших настойчиво ставить в пример своему соотечественнику Лассалю Маркс и Енгельс.
Задачам создания в самом деле исторического произведения, которое дало бы правдивое воспроизведение целой исторической эпохи, менее за все могли отвечать традиционные формы драматургии классицизма. Широкий и бурный поток исторического жизни, непосредственный доступ которому Пушкина хотел открыть на театральные подмостки, не вмещали рамки всякого рода «правил» и условностей.
И Пушкина начисто ломает эти окостеневшие формы и традиции, решительно вступает на путь коренного «преобразование драматической нашей системы», « устаревших форм театра» – путь творческого дерзания и новаторства. Перечень качеств, необходимых драматургу, Пушкина заканчивал выразительно им подчеркнутым словом «свобода».
Во имя изображения жизни и истории руководящим и единственно визначальнимпринципом.
Прежде всего, он решительно отстранил пресловутые «три единства» классицизма.
Если действие «классической» трагедии непременно имело, согласно раз навсегда установленным теоретическим правилами, составляться в промежуток времени, которое не превышает двадцати четверых часов, действие «Бориса Годунова» охватывает период в семь с крюком лет ( с 1598 по 1605).
Вместо того одного-единого места, где должны были происходить все пять актов, из которых обязанная была составляться трагедия ( чаще всего таким местом были царский пылать), действие «Бориса Годунова» переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи к корчмы, из палат патриарха на поля битв, более того, даже переносится с одной страны в другую – из России в Польшу. Согласно этому вместо пяти актов Пушкина делит свою пьесу на двадцать три сцены, которая позволяет ему показать российскую историческую жизнь того времени из самых разных сторон, в разнообразнейших ее проявлениях
Фабула в трагедии классицизма строилась на непременной любовную интригу, развитие которой и образовывало третьего единство – «единство действия».
Пушкин строит свою трагедию почти без любви и, во всяком случае, без центральной любовной интриги: страстное увлечение самозванца Мариной Мнишек составляет один из боковых эпизодов пьесы и, в сущности, играет в ней почти служебную роль. «Меня привлекала мысль о трагедии без любовной интриги, – писал сам Пушкин.
Но, не говоря уже о том, что любовь очень подходит к романическому и страстному характером моего авантюриста, я заставил Димитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше видтинити ее необыкновенный характер ».
Традиционное единство действия, о котором самом Пушкине пишет, что «навряд сохранил» его, постоянно возбуждается и тем, что пушкинская трагедия не только местом своего действия, а и по сути неустанно выходит из дворца – из царских палат, разворачивается как бы одновременно и параллельно в нескольких социальных планах. То, что происходит в дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади
В непосредственной связи со всем этим и вообще стремясь по возможности шире охватить изображаемую им историческую эпоху, Пушкина далеко выходит и за крайне суженный в залоговому, да и просто в количественном отношении круг действующих лиц трагедии классицизма.
В ней по обыкновению действовало не больше десяти, а чаще всего и значительно меньше персонажей, которые принадлежали в основном к придворной верхушке.
В Борисе Годунови» перед нами проходит огромное количество – около шестидесяти – действующих лиц, в числе которых мы находим представителей всех слоев тогдашнего общества: от царя, патриарха, бояр, дворян, воинов, иностранных наемников, казачий, горожан, переводных, купцов к хозяйке корчмы, к бродягам-монахов, к простой бабе на девичьему поле, утихомиривает не своевременно расплакался ребенка, к мятежному мужику на амвоне, призывает народ оторваться в царские палаты
Этой широте охвата отвечает и то, что в трагедии Пушкина, вновь-таки вопреки всем издавна постоянным традициям, ни главного «героя», главного действующего лица.
Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не заканчивается его смертью (обстоятельство, которое привело в крайнее удивление большинство современных Пушкину критиков), но и фигурирует он всего лишь в шести сценах с двадцати трех.
В Борисе Годунови» перед нами – вся историческая действительность того времени, вся пестрая и многоликая Русь той эпохи, которая проходит в живой и двигается, шумящей, волнистой, « как море-океан», полной событий панораме
Чудесно композиционное построение трагедии Пушкина. Этого не понятно большинство современных поетови критиков, некоторые из них даже отказывались признавать ее произведением драматического искусства.
«Борис Годунов» – «не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах», – писал один из них.
На самом деле построение пушкинской трагедии как относительно отбора необходимого исторического материала, так и его расположение отличается глубочайшей продуманностью и исключительным художниммайстернистю.
Почти каждая со сцен «Бориса Годунова» разработанная как стройное, самостоятельное, замкнутый в себе целое. Но каждая из них – и необходимое звено в общей цепи разворачивается действия всей трагедии.
Причем все эти многочисленные звенья соединенные между собой, следуют один за одним в порядке не только внешней хронологической последовательности, айв глубокой и органической взаимосвязи.
В то же время вся эта гибкая, подвижная и вместе с тем необычно крепкая композиционная структура отличается настолько присущий Пушкину не только внутренний, но и внешней гармоничностью, соразмерностью частей, которая поражает симметрией
Стройностью, гармонической уравновешенностью отличаются и отдельные сцены трагедии.
Так, абсолютно симметрично построенный монолог Пимена, что начинается и заканчивается одной и той же фразой: «Еще одно последнее сказанье». И это тоже не внешний прием.
Симметричность построения монолога, как и его глубоко эпический тон, целиком отвечает душевной уравновешенности, высокой мудрости старца-летописца
«Что развивается в трагедии? Какая цель ее? – Спрашивал Пушкина и отвечал:-Человек и народ – Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Расин большой, несмотря на узкую форму своей трагедии.
Вот почему Шекспир большой, несмотря на неровность, небрежность, уродливость обработки ».
В Борисе Годунови» Пушкина перед нами – единый в своем роде синтез сильных сторон обеих противоборствующих в этом отношении друг другу драматургичнихсистем.
Впервые сообщая одному со своих друзей, поэту и критику П. А. Вяземському, об «Борисе Годунови», Пушкина назвал его «романтической трагедией». В дальнейших своих упоминаниях о трагедии он уточняет это определение, подчеркивая, что дает здесь образец « истинного романтизма».
В более позднем наброске предисловия к «Борису Годунова» Пушкина раскрывает и то, что понимает он под истинным романтизмом: «Отказавшись добровольно от вигод, мне представляются системой искусства, оправданной опытами, утвержденной привычкой, я старался заменить этот чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий, – словом, написал трагедию истинно романтическую
Итак, «истинный романтизм» состоит в верности изображения лиц и времени, в правдивом и осмысленному «развитие исторических характеров и событий»; другими словами, «истинный романтизм» состоит, по Пушкину, в правдивом, художественно обобщенном изображении исторической эпохи.
Легко заметить, что понятие «истинный романтизм» Пушкина употребляет в том значении, в котором мы употребляем понятие «реализм» (термина «реализм» в то время вообще еще не существовало, почему Пушкина и не мог потребить его).
И «Борис Годунов» действительно есть истинное чудо реалистического искусства, рядом с «Евгений Онегин», – одну из самых больших вершин пушкинского реализма. В следующем развитии пушкинского творчества «Борис Годунов» играл исключительно важную, во многом определяющую роль.
«Борис Годунов» был первым в ряде многочисленных художественно-исторических созданий Пушкина, таких, как «Полтава», как «Арап Петра Большого», «Рославлев», «Медный всадник», «Капитанская дочь», « Сцены из рыцарских времен».
В некоторых из этих произведений историзм Пушкина, достигнутый им в «Борисе Годунови», поднимается на еще высшую ступень, но своим прямым и непосредственным родоначальником все они имеют пушкинскую народную трагедию. Так же в «Борисе Годунови», в таких его сценах, как «Корчма на Литовской границе», мы присутствующие при зарождении художественной прозы Пушкина
В то же время «Борис Годунов»появился первым в самом деле реалистическому историко-художественному произведением как российской, так и всей мировой литературы.
Пушкин сумел не только дать в нем необычно полную и правдивую картину прошлого, но и так глубоко, как никто из него предшественников и современников, проникнуть «мыслью историка» в общественное отношение изображенной им эпохи, в борьбу социальных сил.
Так же и за своим духом и по своей форме «Борис Годунов» – трагедия народная, произведение глубоко демократическое
Прочитал статью?Голосуй!!!
Источник: https://yug-front.info/osobennosti-zhanra-tragedii-boris-godunov/
Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.
В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы — отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в.
Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.
Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных.
Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его».
Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.
Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.
Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.
Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).
Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.
Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге.
Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона.
Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.
Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича».
Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ».
Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.
Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. Основная проблема — взаимоотношения царя и народа.
Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского). Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий).
Проблема чистой совести (Борис, Басманов). Проблема бремени историка и летописца (Пимен). Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).
Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности, такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен. Третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.
В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа, которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.
Своеобразна композиция поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова — от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса.
Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу.
Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.
Жанр «Бориса Годунова» — историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.
Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.
Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.
Источник: https://rus-poetry.ru/boris-godunov-analiz-tragedii-aleks/
Особенности жанра трагедии «Борис Годунов»
Пушкин издавна и неоднократно размышлял над теорией драматургии. В упор поставил он перед собой эти вопросы во время работы над «Борисом Годуновым».
Первый русский подлинно национальный поэт, которому предстояло сказать новое слово, сделать шаг вперед в художественном развитии человечества, Пушкин продумал и творчески освоил опыт всего предшествовавшего ему литературного развития, особенно оценив творчество Шекспира, противопоставляя «народные законы драмы шекспировой» «придворному обычаю трагедии Расина».
Если Пушкина совершенно не удовлетворяла традиционная система классицизма, то не удовлетворяла его и современная ему новая романтическая драматургия, ярким образцом которой он считал пьесы революционного романтика – Байрона.
Драматургия Байрона не столько рисовала образы других людей такими, как они есть в действительности, сколько отражала личность самого автора. Байрон, как справедливо замечал Пушкин, «распределил между своими героями отдельные черты собственного характера; одному он придал свою гордость, другому – свою ненависть, третьему- свою тоску и т. д.
, и таким путем из одного цельного характера, мрачного, энергичного, создал несколько ничтожных».
Односторонней и однообразной, субъективно-романтической манере Байрона Пушкин противопоставляет широкое и правдивое изображение жизни, глубокую и разностороннюю разработку человеческих характеров в драматургии Шекспира, метод которого будут позднее настойчиво ставить в пример своему соотечественнику Лассалю Маркс и Энгельс.
Задачам создания подлинно исторического произведения, которое дало бы правдивое воспроизведение целой исторической эпохи, менее всего могли отвечать традиционные формы драматургии классицизма.
Широкий и бурный поток исторической жизни, непосредственный доступ которому Пушкин хотел открыть на театральные подмостки, не вмещали рамки всякого рода «правил» и условностей.
И Пушкин начисто ломает эти окостеневшие формы и традиции, решительно вступает на путь коренного «преобразования драматической нашей системы», «устарелых форм театра» – путь творческого дерзания и новаторства.
Перечень качеств, необходимых драматургу, Пушкин заканчивал выразительно им подчеркнутым словом «свобода». Во имя правдивого изображения жизни и истории руководящим и единственно определяющим принципом.
Прежде всего, он решительно устранил пресловутые «три единства» классицизма.
Если действие «классической» трагедии непременно должно было, согласно раз навсегда установленным теоретическим правилам, укладываться в промежуток времени, не превышающий двадцати четырех часов, действие «Бориса Годунова» охватывает период в семь с лишним лет (с 1598 по 1605 год).
Взамен одного-единственного места, где должны были происходить все пять актов, из которых обязана была состоять трагедия (чаще всего таким местом были царские чертоги), действие «Бориса Годунова» переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из палат патриарха на поля сражений; больше того, даже переносится из одной страны в другую – из России в Польшу. В соответствии с этим вместо пяти актов Пушкин делит свою пьесу на двадцать три сцены, что позволяет ему показать русскую историческую жизнь того времени с самых различных сторон, в самых разнообразных ее проявлениях.
Фабула в трагедии классицизма строилась на непременной любовной интриге, развитие которой и образовывало третье единство – «единство действия».
Пушкин строит свою трагедию почти без любви и, во всяком случае, без центральной любовной интриги: страстное увлечение самозванца Мариной Мнишек составляет один из боковых эпизодов пьесы и, в сущности, играет в ней почти служебную роль. «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги,- писал сам Пушкин.
Но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит к романическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Димитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить ее необычный характер».
Традиционное единство действия, о котором сам Пушкин пишет, что «едва сохранил» его, постоянно нарушается и тем, что пушкинская трагедия не только местом своего действия, но и по существу непрестанно выходит из дворца – из царских палат, развертывается как бы одновременно и параллельно в нескольких социальных планах. То, что совершается во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее обусловлено тем, что творится на площади.
В непосредственной связи со всем этим и вообще стремясь как можно шире охватить изображаемую им историческую эпоху, Пушкин далеко выходит и за крайне суженный в сословном, да и просто в количественном отношении круг действующих лиц трагедии классицизма.
В ней обычно действовало не более десяти, а чаще всего и значительно меньше персонажей, принадлежавших в основном к придворной верхушке.
В «Борисе Годунове» перед нами проходит огромное количество – около шестидесяти – действующих лиц, в числе которых мы находим представителей всех слоев тогдашнего общества: от царя, патриарха, бояр, дворян, воинов, иностранных наемников, казаков, горожан, приказных, купцов до хозяйки корчмы, до бродяг-чернецов, до простой бабы на Девичьем поле, утихомиривающей не вовремя расплакавшегося ребенка, до мятежного мужика на амвоне, призывающего народ ворваться в царские палаты.
Этой широте охвата соответствует и то, что в трагедии Пушкина, опять-таки вопреки всем издавна установившимся традициям, нет главного «героя», главного действующего лица.
Трагедия называется именем царя Бориса, но она не только не кончается его смертью (обстоятельство, которое привело в крайнее недоумение большинство современных Пушкину критиков), но и фигурирует он всего лишь в шести сценах из двадцати трех.
В «Борисе Годунове» перед нами – вся историческая действительность того времени, вся пестрая и многоликая Русь той эпохи, проходящая в живой и движущейся, шумящей, волнующейся, «как море-океан», полной событий панораме.
Если Вам понравилось сочинение на тему: Особенности жанра трагедии «Борис Годунов», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится
Источник: https://soshinenie.ru/osobennosti-zhanra-tragedii-boris-godunov/
Готовые школьные сочинения
Авг
10 2010
Идейный и литературный замысел трагедии «Борис Годунов»
Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии «Борис Годунов» определили художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка. Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма.
Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия – не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, по и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами.
Основное столкновение в трагедии – это борьба за престол Бориса и Самозванца, борьба, в которую втянуты различные общественные силы.
Сам Пушкин говорит об этом так: «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги, но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Димитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер». Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события.
В трагедии – широкий охват жизни изображаемой эпохи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около шестидесяти), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, казаки, люди разных национальностей: русские, поляки, немцы, французы.
Вместо обычного деления на действия (по правилам классицизма- пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), всё время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по контрасту.
Так, например, в первых трёх сценах даны разговоры о Борисе: в первой – двух бояр во дворце, во второй – народа на Красной площади, в третьей- «всей Москвы на Девичьем поле.
Четвёртая же сцена – контраст и в то же время как бы итог предшествующим: избранный народом Борис обращается с речью к патриарху и боярам, и затем краткий разговор Шуйского с Воротынским снова возвращает нас к их беседе в первой сцене и выразительно характеризует их обоих и Бориса.
Новизной в построении, обусловленной идейным содержанием, является введение в качестве основного действующего лица народа.
Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса н Самозванца, казалось бы, главных действующих лиц.
Следует отметить, что, верный правде жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило классицизма – чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены.
По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения человеческого характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев.
От Пушкина, в частности от его «Бориса Годунова», ведёт своё начало характерная для русской драматургии широта охвата жизни, внимание к общественно-политическим вопросам, стремление отразить в самом построении пьесы характер изображаемой жизни. Например, ослабление роли сюжетной интриги, пренебрежение сценическими эффектами (характерные черты пушкинской трагедии) типичны для пьес Островского, Тургенева, Чехова.
«Борис Годунов» Пушкина, по справедливому утверждению Белинского,- первая подлинно русская трагедия. Вот в этом-то и величие «Бориса Годунова». Своим творчеством, в частности своей реалистической народной трагедией, Пушкин, как сказал Л. Н. Островский, «дал смелость русскому писателю быть русским».
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Идейный и литературный замысел трагедии «Борис Годунов» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/idejnyj-i-literaturnyj-zamysel-tragedii-boris-godunov/