Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»
В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но подобно остальным основным персонажам произведения, образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова весьма неоднозначен.
Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.
Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец.
«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.
По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.
Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.
Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала.
Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову.
Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.
Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.
В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.
Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина.
Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры.
Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.
Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной.
Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным.
Таким образом, суть характеристики Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в его всесильности и безграничности возможностей.
Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей.
Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам.
С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.
За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира.
Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.
Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.
Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем.
Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского.
Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.
Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы.
Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью.
Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/obraz-volanda-v-romane.html
Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс
Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа.
Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо.
Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.
Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?
Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «…, рот кривой.., правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен.
Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия.
Многие после этого вразумляются.
Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен.
Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный.
Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.
Сочинение Образ Воланда
Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.
Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.
Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.
Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще.
Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними.
Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».
Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы.
Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.
Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед.
Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам.
Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.
В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое.
Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита».
Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.
Вариант 3
Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…
В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.
Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить.
У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем.
Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.
Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».
Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.
Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.
Сочинение 4
Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа.
Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.
На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира.
Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни.
Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.
Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми.
Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей.
Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.
Внешность Воланда представляется довольно скупо.
Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования.
Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.
Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы.
На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям.
Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.
Для 11 класса
← Шариковщина, что такое шариковщина
← Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце↑ БулгаковХарактеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита →
Харакеристика и образ Иешуа в романе Мастер и Маргарита →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/harakteristika-i-obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita
Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение 11 класс
Роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет интересное композиционное построение. Сюжет произведения затейливо переплетается из двух, на первый взгляд, разных и не касающихся друг друга историй. Часть событий, описываемых в романе, происходит в стенах древнего города Ершалаим. Другая часть событий происходит в Москве, в начале двадцатого века.
Реальные события, происходящие в жизни, в сюжете перемежаются со сценами, наполненными волшебством и мистицизмом. Этаким проводником и связующим звеном между реальной жизнью и сверхъестественными явлениями является Воланд.
Этот мистический персонаж, который, ни во что не вмешиваясь, тем не менее, влияет на события, происходящие вокруг. Для того, чтобы случилось что-то из ряда вон происходящее, герою не нужно ничего делать. Для этого у него есть безотказные подручные – Кот Бегемот и Азазелло. Им достаточно только спровоцировать людей своим появлением в их жизни, а дальше герои романа сами всё сделают.
Образ Воланда можно принимать за образ Сатаны, описанный иносказательно. Он, своим появлением способствовал тому, что некоторые жители Москвы, не зная, как понять мистические явления, просто сходили с ума.
Но при всём этом этого героя нельзя категорично записать в отрицательные персонажи. Иногда он совершенно справедливо наказывает порочных людей.
Это видно на примере с директором варьете Лиходеевым и алкоголиком Никаноровым.
Обладая сверхъестественными способностями, Воланд видит всё, что происходит в обществе людей. Иногда он вмешивается в ход событий и наказывает по своему усмотрению людей нечестных и порочных. Некоторые люди и их поступки вызывают у него смех. Не все люди вызывают у него злую усмешку. Мастер и Маргарита вызвали у него симпатию. Он проникся их страданиями и готов подарить им свободу.
За три дня, которые Воланд провёл вместе со своими подручными в Москве, произошло немало всяких событий. Происходящее нельзя было бы назвать обыденными явлениями.
Таким образом, наблюдая за обществом людей, Воланд испытывает их в разных неординарных жизненных ситуациях. Реакция людей на происходящее с ними была самая разнообразная.
Одно только было неизменным – Воланд давал им возможность самостоятельно сделать свой выбор между силами Тьмы и Света.
Вариант 2
Действие в романе “Мастер и Маргарита” происходит на территории Москвы советского периода и Древнего Иерусалима. Композиционная уникальность состоит в том, что идёт включение одного произведения в другое. Фантастический персонаж Воланд появляется в каждом из них.
Воланда автор представляет таинственным незнакомцем лет сорока, который пребывает в столицу. Одет он в дорогой костюм, в цвет которого подобраны туфли.
Обществу герой представляется в роли профессора, фокусника, повелителя тьмы. Воланд не несёт своим поведением абсолютного зла, он поступками доказывает справедливость.
Прибыв в Москву Воланд хотел увидеть народную массу и узнать произошли ли какие-либо изменения в сознании народа. Выяснилось, что все по-прежнему, преобладает большая любовь к наживе и легкомыслие. Но самое главное – квартирный вопрос, который всех портит.
Воланд введён автором в качестве силы, которая засчет своей всесильности способна оценивать ситуацию и принимать кардинальные решения.
Поступки сатаны и его слуг сами по себе не несут никакой опасности. Каждое несчастье случившееся с человеком является результатом его поведения. При помощи Воланда прорисовывается портрет современного автору испорченного общества.
За то время, которое Воланд пробыл в Москве, удалось найти целую группу тех, кто в будущем попадёт в тёмное царство зла. Это лживые представители искусства, которые беспокоятся лишь о наживе, работники сферы питания разворовывающие продукты и торгующие просрочкой. Обогатившаяся администрация и родственники, которые за наследство готовы радоваться смерти родного человека.
Алчность, предательство, фальшь, продажность понесли наказание жестокое, но справедливое. Тем, кто сохранил сердечную и душевную чистоту, Воланд послал прощение, а некоторым и награду. Так Мастер и Маргарита навсегда уходят из земного мира, в котором кругом царит страдание и несправедливость.
Значение Воланда в романе первостепенно, он указывает людям на проделанные ими грехи. Но положительным не является тот герой, который не чувствует разницы между добрыми поступками и злыми. Возможно ли объективность Воланда считать добротой? Нет, ведь он только указывал людям на незамеченные ошибки.
Его появление в Москве можно расценивать, как зеркальный механизм, который способен проецировать негативное поведение людей в обратную сторону.
Сочинение про Воланда
Воланд – мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.
Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем».
Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором.
Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд (по договору с Иешуа).
Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи (в книгах, в фильмах) всегда ярче, больше запоминаются.
Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.
Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы.
Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно.
Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.
Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.
И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.
В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный. Без него роман потерял бы очень много… Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.
11 класс
- Сочинение по рассказу Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии. - История создания повести Пиковая дама Пушкина
Вообще, «Пиковая дама» одно из известнейших произведений А.С Пушкина, стоит она в одном ряду с «Онегиным», «Русланом и Людмилой» и другими замечательными его произведениями. - Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое
С раннего детства родители формируют мировоззрение своего ребенка. Каким оно будет, зависит от их воспитания, от поведения в семье. Нельзя выделить, кто главнее в вопросе воспитания: папа или мама. Так или иначе, именно от них зависит, какими мы вырастем. - Анализ рассказа Чудик Шукшина 6, 11 класс
Центральной темой произведения является раскрытие конфликтного противостояния города и деревни, представленный в рассказе на примере образов основных персонажей в качестве деревенского жителя Василия Егоровича Князева, прозванного Чудиком - Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе Капитанская дочка
Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/master-i-margarita/obraz-i-harakteristika-volanda-v-romane-master-i-margarita-11-klass
Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами
Может ли добро принести вред? Может ли зло быть началом добра? Сколь много философских вопросов возникает при прочтении романа М. А.
Булгакова, способных не только заставить сомневаться в устоявшихся принципах и убеждениях, но и перевернуть привычную картину мира? Каждый герой данного романа наполнен определенной идеей и безграничным смыслом. Одной из важнейших фигур является Воланд – властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу для размышлений.
Несмотря на само естество дьявола, кое предполагает собой обман, зло, гордыню, жадность и множество других пороков, Воланд несет с собой разоблачение обмана и, сопутствующее этому, справедливое наказание.
Уже в первом своем появлении Воланд описывается как существо парадоксальное и неоднозначное: сводки не могут дать конкретное описание этого “человека”:
“Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу.
Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было”, тогда как перед редактором Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным он является в образе, не подходящим ни под одно описание, при этом совмещающим некоторые черты каждой из сводок:
“Ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые”.
Также и отношение у двух персонажей к нему подчеркнуто противоположное:
“На поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился”
Может ли случиться так, что столь абстрактный отрицательный персонаж станет справедливым судьей и даже посредником Бога, словом которого будут измеряться судьбы людей и вершиться правосудие?
Начиная с трагического происшествия на Патриарших прудах и заканчивая обретением желанных для Мастера и Маргариты покоя и умиротворения – всем воздается по их заслугам.
Воланд всему знает цену, и хоть ему неподвластно все, что противопоставляется “тьме”, он акцентирует внимание на том, что добро и зло неразделимы, и как не может существовать дерево без тени, так и эти две ипостаси неразрывно связаны друг с другом и следуют одно за другим.
Неспроста М. А. Булгаков использовал в своем произведении отрывок из трагедии “Фауст” И. В. Гете:
“…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”
– так лаконично описывает автор зло, представшее в его романе в образе Воланда.
Свершив правосудие, дьявол исчезает, оставляя в воображении читателя все такой же неразгаданный таинственный образ, а в мировой литературе – образ зла, которого еще не было.
Сочинение Воланд
В силу того, что роман М.Булгакова, был дописан уже без его прямого участия, трудно с достоверностью сказать, насколько образ Воланда соответствует изначальной задумке. Чтобы проанализировать образ Воланда, можно обратиться к исторической линии жизни писателя.
Критики считают, что Булгаков писал «Мастер и Маргариту», как открытое письмо к Иосифу Сталину. Он изначально относился к писателю по-особенному. Нет, он не называл в честь писателя больших городов, не переименовывал институты.
Но он позволил Булгакову пройти в свет и начать работать на самой крупнейшей сцене Советского Союза. Конечно же, это похоже на отношение Воланда к персонажам. Он выдаёт плохим людишкам сюрпризы, которые ведут их в бездну.
А главным героям даёт шанс уйти в настоящую жизнь.
Воланд, он же дьявол, не является тем существом, который воплощает людские грехи. Он более запутанный для человеческого понимания. Персонаж сочетает в себе самые интересные эстетические качества театрального демона.
Персонаж не является особенным по привычным оценочным качествам. Он любит играть с человеческими жизнями, подставляя их в самые необычные ситуации, где ещё больше обличаются их пороки. Он выступает в роли Бога, который в сатирической форме любит подыгрывать, ежели, чем Сатана.
Персонаж очень таинственен, несмотря на всю простоту образа, поэтому трудно предугадать, к чему приведут его действия. Свита своими действиями помогает справляться с работой на «ура». Они такие же непонятные, такие же загадочные, как и их начальство.
Зло восстаёт в главенстве работы, оно наказывает всех людей, которые своими пороками пытаются затмить образ человеческий. Все персонажи из романа очень гармонично вписываются в страницы, и за их злодеяниями смотреть куда приятнее, чем за главными героями.
Жаль, что уже не удастся узнать, откуда взялись такие чудесные персонажи, поэтому остаётся, только догадываться был ли взять образ Воланда с характера Иосифа Сталина, как появились в истории кот Бегемот и Азазело.
Из-за незаконченности работы, остаётся множество таинственных пятен в этой истории.
Образ Воланда
Сейчас читают:
- Сочинение Собака мое любимое животное 5 класс
Наверное, у многих есть домашние любимцы. Котики, собачки, рыбки, попугаи – все они требуют душевной теплоты и особого ухода. Как приятно, когда с тобой есть тот, кто предаст особой атмосферы в доме, или в квартире. Не стоит обижать своих младших друзей, - Тема любви в романе Война и мир сочинение
Тема любви в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого играет одну из самых ключевых ролей. Эта тема раскрыта как в части войны, так и в части мира. Прекрасное чувство в этом романе испытывают практически все герои. Все они проходят - Сюжет и композиция поэмы Мцыри сочинение
Мцыри – это романтическая поэма-исповедь, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С переводе с грузинского языка “мцыри” обозначает послушника, неслужащего монаха, что полностью отражает сюжет произведения. Действие поэмы происходит в Мцхете, - Образ и характеристика Швабрина из повести Капитанская дочка сочинение
Швабрин один из важных персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин антипод главного героя Петра Гринева. - Жанр поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека. Жанровая принадлежность произведения вызывает - Характеристика Феклуши в пьесе Гроза сочинение
Очень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша? И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita
Образ Воланда в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда
Эпиграф М. Булгакова ко всему роману “Мастер и Маргарита” из “Фауста” Гете однозначно характеризует персонаж Воланда: “… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова. Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов прошлого века для проведения бала Сатаны.
Впервые Воланд появляется на страницах романа в эпизоде встречи с Берлиозом и Бездомным: “… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.
Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой.
Словом – иностранец”… В диалоге с ними, он предсказывает их судьбы, показывая, насколько неожиданным может стать для человека
его будущее: “Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.
…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…”
Образ Воланда как представителя сил тьмы не совсем обычен. Он не творит зла как такового, скорее восстанавливает попранную справедливость своими, не совсем гуманными, но весьма действенными методами.
Разоблачает, выводит на чистую воду и наказывает доносчиков, сластолюбцев, взяточников, подлых и корыстных людей, помогая честным и порядочным героям.
Воланд – то необходимое зло, без которого нет добра: “…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?”
В то же время Воланд может быть и несколько снисходителен к человеческим слабостям: “Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.
Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.
Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”.
С помощью образа Воланда и его свиты Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Эти антигерои, доводя ситуацию иногда до абсурда, показывают обратную сторону внешне приличной жизни обывателей, заставляют другими глазами взглянуть на привычные события.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/obraz-volanda-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova-citatnaya-xarakteristika-volanda/
Характеристика Воланда анализ по роману Мастер и Маргарита
Воланд – один из главных персонажей в романе А.М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд является воплощением дьявола, который явился в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах». Главной целью героя являлось желание справить в Москве «великий бал сатаны».
Намечающийся «бал» стал причиной ряда необычайных событий, которые доставили немало проблем местным жителям. Образ Воланда играл важнейшую роль в построении произведения. Персонаж являлся художественной основой, которая менялась множество раз.
В первой версии романа, известной под названием «роман о дьяволе» герой еще не приобрел своего окончательного имени, а нарекался Герр Фаланд или же Азазелем.
Пример различных имен встречаются в многочисленных вариантах названия произведения, найденных в рукописях с 1928 по 1937 год: «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Сатана», «Черный богослов», «Великий канцлер», «Князь тьмы» и др.
Автор подчеркивал образ дьявола многочисленными отличительными чертами. Хромота, кривой рот, косоглазие, трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, а также черные брови стали отличительными чертами Булгаковского образа сатаны.
Тем не менее, Булгаковский прототип дьявола существенно отличался от стандартных образов нечисти тех времен. Как показывают исследования – различия от стандартного образа специально увеличивались от одной редакции к другой.
Традиционный герой, данной роли пытается возродить все темное в человеке и изжечь его изнутри, однако дьявол Булгакова пытается исследовать людей и узнавать какие они на самом деле.
Примером может стать сеанс черной магии в театре-варьете, в процессе которого в людях была обнаружена алчность, а также редкое проявление милосердия.
На всем протяжении произведения Воланд не пытается улавливать души. Становится понятно, что ему не нужны души Маргариты и Мастера. Представление о дьяволе это разлучитель судеб, однако, Воланд вопреки всем стереотипам вмешивается в жизнь Мастера и Маргариты и способствует их воссоединению, а именно находит им «вечный приют».
Булгаков черпал информацию для образа Воланда из учений манихейцев, которые жили в 3-11 веках. Главной идеей для образа являлось то что дьявол распоряжается на земле, совершая справедливый суд.
На данный признак явно указывает сцена, где Воланд видит на глобусе все события в мире. Также следы учений манихецев видны в разговоре Воланда с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова.
Позже Левий Матвей передает прошение о Награде Мастера и Маргариты покоем, тем самым обеспечив равновесие добра и зла в мире.
Источник: https://www.litra5.ru/bulgakov/harakteristika-volanda-analiz-po-romanu-master-i-margarita/
Характеристика Воланда и Иешуа «Мастер и Маргарита»
Иешуа и Воланд – два противоположных образа Булгакова «Мастер и Маргарита» их характеристика и сравнения приведены в этой статье.
В Иешуа и Воланда много общего. Это свидетельствует о том, что добро и зло переплетаются. Дьявол в романе Булгакова борется с человеческими пороками и становится заядлым адвокатом людей.
Характеристика Иешуа «Мастер и Маргарита»
Хотя Булгаковском Иешуа и присущи некоторые черты Мессии, и он больше похож на Сына Человеческого, а не Сына Божьего. Человеческие его черты рельефно проявляются, в частности, в сцене допроса. Этот странствующий философ проповедует моральный закон Добра.
Он ни на йоту не отступает от своих убеждений и пренебрегает ложью, чтобы спастись: не понимает или не хочет понимать намеков прокуратора.
И даже за мгновение до казни, когда ему, жаждущему, преподнесли в рот мокрую губку, он исповедует этот закон: отказывается от этой милости в пользу осужденного соседа, который так же страдал от жажды.
Характеристика Воланда «Мастер и Маргарита»
Противоположностью Иешуа является Воланд. Если Мефистофель с «Фауста» Гете является воплощением зла, всесильным, как Бог, то Воланд имеет целью восстановление справедливости, хочет доказать, что зло и добро тесно переплетаются, вот только зло неизбежно наказуемо.
Булгаковский Воланд сеет зло, а разоблачает его.
Жестокими, но одновременно справедливыми приказами и поступками он восстанавливает равновесие между добром и злом. Зло в романе – не проделки Сатаны. Ответственность за несправедливость автор возлагает на человека. Карательная сила, которую воплощают Воланд и его свита, действует избирательно и осмысленно.
«Воланд – это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа», – пишет В. Соколов в «Булгаковский энциклопедии».
Кстати, в Ветхом Завете Библии Сатана также не враг Бога, как в Новом Завете, а земное божественное правосудие.
В жизни часто Сатана кроется в нас самих, и от нас зависит, какой выбор сделать, каким путем пойти.
Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»
критерий | Иешуа | Воланд |
имя | Иешуа, Га-Ноцри с Гамаль | «Воланд, Мефистофель, Сатана, Асмодей, Вельзевул, Дьявол – впрочем, как вам угодно» |
портрет | «Под левым глазом синяк. В углу рта – ссадина с закипевшей кровью » | «Рот какой-либо кривой … Правый глаз черный, левый почему-то зеленый» |
возраст | 27 лет | «На вид лет сорок с лишним». «А вообще – я вечный» |
Национальность | «Мне говорили, что мой отец был сириец» | “Я? Пожалуй, немец … Или англичанин? Поляк? Француз? » |
Место жительства | «Я не имею постоянной дома» | “Я? нигде » |
родня | «Не имею никого. Я один на свете » | «Один, один, я всегда один» |
критерий | Иешуа | Воланд |
Какими языками владеет | Арамейском, греческом, латыни | «Я вообще полиглот и знаю множество языков» |
занятия | «Я путешествую из города в город» | «Мне, как путешественнику, все очень интересно» |
Мысли о главном зло человеческой личности сказал Пилату : «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудное, игемон »« Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих игр, вина, очаровательных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих »
Писатель творит свой миф, трансформируя, переосмысливая библейские легенды, литературные источники и собственное понимание вечных истин.
Источник: https://fizika-ili-himija.ru/harakteristika-volanda-i-yeshua-mayster-i-margarita/
Воланд и его роль в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
В русской литературе лишь немногие из писателей решались сделать героем своих произведений «Князя тьмы». Одним из них был М. Булгаков, написавший замечательный роман «Мастер и Маргарита». Это многоплановый роман, и цементирующим звеном является Воланд.
Я считаю, что он один из самых ярких героев романа. Воланд — это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух и повелитель теней».
Впервые мы встречаемся с дьяволом в парке. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой трость с черным набалдашником в виде головы пуделя …». Внешний вид Воланда одновременно и вызывающий, и компромиссный. Традиционно наличие физических недостатков: «Рот какой-то кривой…, правый глаз черный, левый почему-то зеленый…»
Воланд — одно из имен дьявола в немецкой литературе. Л. М. Яковлевская отмечает, что слово «Воланд» похоже на Фоланд и означает «обманщик, лукавый». И действительно, Воланд предстает перед читателями в разных обличиях. В Москве сатана принимает облик иностранца, профессора, прибывшего в столицу из любопытства.
Сотрудникам театра Варьете Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом черной магии. Буфетчику Сокову говорит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а «удобнее всего это было сделать в театре».
Маргарите Коровьев-Фагот перед началом великого бала сообщает, что цель визита Воланда — проведение бала.
И в разговорах с людьми герой надевает разные маски. Воланд обладает разными голосами. В основном он говорит низким «оперным» голосом, но в повествовании о казни Иешуа у него высокий голос.
В романе Воланд играет несколько ролей: иностранца, профессора, мага, дьявола. Но до конца ни перед кем не раскрывается. Только в заключительной главе Маргарита замечает, что он летел в своем настоящем облике.
Необычность этого героя заключается в том, что он, будучи дьяволом, наделен всеведением Бога. Сатана знает мысли людей, их намерения, переживания. Дьявол не олицетворение зла. Он не сбивает с пути праведных людей, добрых и порядочных, а выводит на чистую воду и наказывает уже состоявшихся грешников.
Воланд выполняет в романе функцию справедливого судьи. Карательные действия направлены против тех, кто творит или хотел бы сотворить злые дела. Те же, кто страдал, встречают в сатане всесильного повелителя. Дьявол призван восстановить справедливость и равновесие добрых и злых сил.
Воланд высказывает излюбленную мысль Булгакова: «Каждому будет дано по его вере».
Мне кажется, что с помощью дьявола автор хочет показать, что человек в обществе неразрывно связан с другими людьми. Не может быть полной свободы. Жизнь человека зависит от тысяч случайностей и неожиданностей. Так, если бы Аннушка не разлила масло, не умер бы Берлиоз, не попал бы в больницу Иван Бездомный. Тогда изменилась бы жизнь других людей.
Люди сами порождают добро и зло. Каждый выбирает свой путь в жизни.
Своеобразной точки зрения придерживается Акимов: «Чем больше мы всматриваемся в отношения человека с «нечистой силой», тем явственнее становится, что не она попутала людей, а люди ее попутали и поставили себя на службу…».
Я полностью согласна с Акимовым. Ведь Воланд только исполняет желания людей. На сеансе черной магии Бегемот, Коровьев-Фагот и сам Воланд становятся чуткими и послушными исполнителями прихотей толпы.
Я считаю, что наиболее полно автор выражает свое отношение к Воланду и определяет его роль в романе в эпиграфе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Дьявол призван восстановить равновесие добрых и злых сил. В романе нет посрамления сил зла или его торжества. Но «добро без границ» тоже несет зло, страдания. «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Воланд — вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.
Такого дьявола в мировой литературе до М. Булгакова не было.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» философский, многоплановый. Возможно, перечитав роман через несколько лет, я открою новые качества Воланда.
Рецензия
Работу можно оценить как хорошую. В работе автор демонстрирует хорошее знание фактического материала, умение связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли.
Тема раскрыта не полностью. Роли Воланда в романе рассмотрены не все. Например, роль Воланда в композиционной структуре романа. Хотя образ раскрыт достаточно точно.
Работу отличает композиционная стройность. Наблюдается соразмерность, логичность и связность частей сочинения. Однако хотелось бы больше аргументов для подтверждения тезисов. В некоторых случаях тезисы повисают в воздухе и не получают дальнейшего развития.
В работе имеются некоторые речевые и стилистические ошибки.
Огорчает недостаточное владение терминологическим аппаратом.
Достоинством сочинения является ясность позиции автора и ее умение анализировать художественный текст.
Источник: https://velib.com/sochinenie/voland_i_ego_rol_v_romane_m_bulgakova_master_i_margarita/