«Борис Годунов» А.С. Пушкин Кратко
Трагедия «Борис Годунов» — реалистическая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.
Краткий пересказ сюжета поэмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон.
Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом.
Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
Главные персонажи:
- Борис Фёдорович Годунов – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
- Григорий (Юрий) Отрепьев – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
- Князь Василий Иванович Шуйский – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
- Князь Воротынский – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.
Второстепенные персонажи:
- Гаврило Пушкин – племянник Афанасия Пушкина. Один из помощников самозванца. В конце пьесы призывает народ присягнуть «законному царю Дмитрию».
- Афанасий Пушкин – один из приближённых Шуйского. Именно Афанасий пустил байку о чудесном воскрешении Дмитрия, а Василий Иванович воспользовался этим козырем.
- Варлаам – монах, коего ошибочно приняли за Отрепьева.
- Марина Мнишек – невеста самозванца.
- Пимен – настоятель Чудского монастыря, поведал Григорию Отрепьеву о том, что он ровесник погибшего царевича.
- Курбский – враг Московского царства, жаждет отомстить за опалу отца.
Краткий пересказ «Борис Годунов» по частям
Часть 1
Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.
Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.
Часть 2
Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.
Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру.
В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама.
Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.
Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!
В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.
Часть 3
Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.
Часть 4
Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.
Часть 5
Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.
Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.
Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.
Кратко история создания произведения
Во время ссылки в селе Михайловском Пушкин работал над «Евгением Онегиным» и попутно создал драму «Борис Годунов», посвящённую драматичному правлению царя. Написана драма в 1825 году, напечатана лишь в 1830 году. На сцене появилась лишь начиная с 1870 года (с неизбежными цензурными исправлениями).
В 1825 году Пушкин прочёл многотомное произведение Н.М. Карамзина «История Государства Российского» (творение, увы, грешило многочисленными выпадами против Ивана Грозного, а также излишней любовью к Европе). После этого поэт решил создать историческую драму, в эпиграфе коей появилось посвящение Карамзину.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/boris-godunov
Пушкин «Борис Годунов» – краткое содержание по главам – Русская историческая библиотека
Москва вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича.
Старая правящая ветвь династии Рюриковичей с Фёдором пресеклась, и теперь главный претендент на царство – шурин и любимый министр усопшего монарха, Борис Годунов.
Выставляя напоказ свою «скромность», он затворился в монастыре и делает вид, что не хочет принимать престол, хотя бояре ежедневно сгоняют к обители толпы народа с просьбой об этом.
Между тем в Кремле князья Шуйский и Воротынский ведут речи о том, как бы перехватить царство у неродовитого Бориса. Шуйский открывает Воротынскому страшную тайну: младший брат Фёдора Иоанновича царевич Дмитрий, который странным образом погиб в Угличе несколько лет назад, был убит по приказу Годунова!
Красная площадь
Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.
Борис Годунов
Девичье поле, Новодевичий монастырь
Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.
Кремлёвские палаты
В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.
Ночь. Келья в Чудовом монастыре
Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев, который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты.
Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного, видел его опричников. Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему.
Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.
Палаты патриарха
Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.
Царские палаты
Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья.
Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви. Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия.
Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.
Корчма на литовской границе
Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.
Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.
Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского
Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.
Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко.
Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.
Царские палаты
Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия.
Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых.
После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»
Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса
Краков. Дом Вишневецкого
Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников.
Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского, опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи.
Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.
Замок воеводы Мнишка в Самборе
На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной. Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.
Ночь. Сад. Фонтан
На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его.
Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.
Граница литовская (1604 года, 16 октября)
Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы.
Царская дума
Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке.
Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот.
Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.
Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)
В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.
Площадь перед собором в Москве
На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич.
Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича».
Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.
Севск
Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков.
Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.
Лжедмитрий I
Лес
Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.
Москва. Царские палаты
Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества, сделать незнатного Басманова главнокомандующим.
Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле.
Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.
Ставка
К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца.
За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве.
Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?
Лобное место
Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием». Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!
Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».
Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца
Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.
Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.
Автор краткого содержания
читайте также статью Пушкин «Борис Годунов» – анализ
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3531-pushkin-boris-godunov-kratkoe-soderzhanie-po-glavam
«Борис Годунов», краткое содержание по главам трагедии Пушкина
20 февраля 1598 г. князья Шуйский и Воротынский беседуют в кремлёвских палатах о последних событиях в Москве.
После смерти сына Ивана Грозного Феодора Московским царством фактически правит Борис Годунов, брат монахини-царицы, жены Феодора. Бояре подозревают его в убийстве малолетнего царевича Димитрия в Угличе.
Патриарх, бояре и весь народ уговаривают Бориса «принять царство», но он отказывается, затворившись с сестрой в монастыре.
На Красной площади народ волнуется: согласится ли Борис на уговоры бояр и патриарха? На Красное крыльцо выходит думный дьяк Щелкалов и объявляет, что Собор постановил на следующее утро, отслужив молебен, идти с иконами и хоругвями к царице и просить её благословить Бориса на царство. Пойдут патриарх, синклит, бояре, выборные люди и «весь народ московский православный».
На Девичьем поле возле Новодевичьего монастыря собралась толпа. Люди забрались на заборы, крыши домов, даже на колокольню и купола церквей. Вся Москва пришла узнать, согласится ли Борис стать царём. Вдруг все начинают выть и падать ниц, умоляя Бориса. Приходит весть, что Борис принял царство. Народ славит царя.
Через 5 лет, в 1603 году, ночью в Чудовом монастыре монах Григорий восхищается способностью летописца старца Пимена записывать события, очевидцем которых был Пимен.
Григорий рассказывает свой сон, повторившийся трижды: по крутой лестнице он взбирается на башню и видит перед собой всю Москву; на него показывают пальцами, ему стыдно и страшно, он срывается с высоты. Пимен советует Григорию отречься от всего мирского.
Григорий возражает, ведь сам Пимен в молодости участвовал в войнах с татарами и литовцами, был при дворе Иоанна. Старец приводит в пример Григорию конец жизни Иоанна Грозного, принявшего монашеский постриг, и его сына Феодора, проводившего жизнь в молитвах.
Пимен открывает Григорию, что был свидетелем убиения Димитрия и что убийцы назвали Бориса. Григорий узнаёт, что сейчас Димитрию было бы 19 лет, как и ему.
Игумен Чудова монастыря в палатах патриарха сообщает патриарху о побеге монаха Григория Отрепьева, который был боярского рода, грамотен, сочинял каноны святым и должен был стать преемником летописца Пимена. Внезапно им овладела еретическая мысль быть царём на Москве. Патриарх и игумен решают не тревожить царя сообщением о побеге Григория.
В царских палатах Борис размышляет о том, что царствует уже шестой год, но несчастлив, потому что предчувствует горе, хотя кудесники сулят спокойствие. Он перечисляет благие дела для своего народа: во время голода отворил народу свои житницы, дал золото и работу, после пожара построил народу новые дома.
Но чернь проклинала его, потому что ненавидит живую власть и умеет любить только мёртвых. Тогда Борис перестал заботиться о народе. Царя тревожат несправедливые обвинения в убийстве жениха дочери, царя Феодора и собственной сестры-царицы.
Только чистая совесть могла бы успокоить царя, но мысль об убийстве царевича не даёт ему покоя.
В корчме на литовской границе Григорий в мирской одежде и двое его попутчиков, бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам, пьют вино. Григорий узнаёт от хозяйки, что на заставах ловят какого-то разбойника и что есть окольный путь в Литву.
В корчму входят приставы с намерением поживиться чем-то от монахов и рассказывают о сбежавшем Григории Отрепьеве. Григорий вызывается прочитать приметы разбойника и умышленно « читает» приметы Варлаама. Но Варлаам сам по слогам разбирает приметы разбойника и узнаёт в нём Отрепьева.
Григорий вынимает кинжал и убегает.
В Москве в доме Василия Ивановича Шуйского Афанасий Михайлович Пушкин после ухода гостей передаёт Шуйскому сведенья от своего племянника Гаврилы Пушкина, который в Кракове видел царевича Димитрия.
Тот якобы открылся на одре болезни духовному отцу и был отведён Вишневецким, которому служил, к королю Сигизмунду, пообещавшему Димитрию поддержку. Шуйский и Пушкин уверены, что Дмитрий самозванец, но понимают, что бояре, дворяне и народ недовольны Борисом.
« Явных казней нет», как при царе Иоанне, но многие « заточены, замучены в изгнанье» . Знать и чернь возмущены замыслом царя отменить Юрьев день – возможность раз в году крепостному сменить хозяина.
В царских палатах царевич Феодор чертит географическую карту Московского царства, а царевна Ксения тоскует по погибшему жениху. Дворецкий князя Василия и слуга Пушкина доносят о гонце из Кракова. Приходит и сам Шуйский и рассказывает об опасности появления самозванца из Литовской земли.
Царь приказывает оградить заставами границу с Литвой и под страхом страшных пыток просит Шуйского поклясться, что Шуйский во время следствия видел мёртвого Димитрия. Шуйский уверен, что видел труп Димитрия, и не хочет лукавить. Борис успокаивается, перестаёт страшиться Самозванца.
потому что он «пустое имя, тень…» Царь сетует на тяжесть управления страной: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха».
В Кракове, в доме Вишневецкого, на приёме у Самозванца разные люди. Патер Черниковский обещает поддержку за признание русским народом римского папы. В верности клянутся князь Курбский, шляхтич Собаньский, опальные московские бояре и дворяне во главе с Хрущовым, донской казак Карела.
В замке воеводы Мнишека в СамбореМнишек и Вишневецкий обсуждают Димитрия и Марину Мнишек: « А дело-то на свадьбу страх похоже» . Во время танцев Марина назначает Димитрию свидание у фонтана. Гости говорят, что Марина красива, но подобна безжизненной мраморной нимфе, а в Димитрии видна царская порода.
Ночью в саду у фонтана Самозванец с трепетом ожидает свидания, желая сделать Марину московскою царицей. Марина призывает Самозванца не медлить и занять московский престол. Димитрий объясняется ей в любви и, будучи не уверен в том, что Марина любит его, а не сан, открывает ей тайну своего самозванства.
Марина не готова разделить участь самозванца. Димитрий принимает решение не унижаться больше пред гордою полячкой. Он не боится разоблачения, потому что королю, папе и вельможам нет дела до того, Димитрий он иль нет. Он – предлог раздоров и войны.
Услышав « слова не мальчика, но мужа», Марина обещает свою любовь Димитрию после того, как он займёт московский престол. Димитрий решает идти на Москву.
16 октября 1604 года на литовской границе князь Курбский радуется возвращению на родину из изгнания, идёт в битву, как он думает, за царя, сына Иоанна. Самозванец невесел, потому что « Литву позвал на Русь», показал врагам дорогу в Москву, но считает, что виноват не он, а Борис-цареубийца.
В Царской Думе совещаются царь, патриарх и бояре. Борис отправляет Трубецкого и Басманова в Чернигов, осаждённый бунтовщиками, на помощь воеводам, отказывается от участия иноземных держав и собирается призвать в войско весь народ. Затем он обращается за советом к патриарху.
Патриарх рассказывает о слепом, который исцелился, прикоснувшись ко гробу царевича Димитрия, и советует перенести святые мощи в Москву, чтобы доказать, что царевич был убит в Угличе. Все смущены речами патриарха, потому что если мощи святы, то Димитрий невинно убиенный.
На помощь приходит князь Шуйский: «Не скажут ли, что мы святыню дерзко В делах мирских орудием творим?» Он сам обещает поговорить с народом и разоблачить Самозванца.
На равнине близ Новгород-Северского 21 декабря 1604 года происходит сражение русской армии с армией Димитрия. В армии Димитрия немцы, французы, ляхи, воюющие слаженно. Русские воины раздражены тем, что царю Димитрию служат иноверцы. Армия Димитрия побеждает и славит его.
На площади перед собором в Москве народ ожидает окончания обедни и молебствия. Люди верят, что на Москву идёт настоящий царь Димитрий, а не проклинаемый в церкви разбойник Отрепьев.
Мальчишки дразнят юродивого, а старуха даёт ему копеечку и просит помолиться за неё. Мальчишки отнимают копеечку. Юродивый жалуется на них вышедшему из церкви царю и требует зарезать детей, как Борис велел зарезать маленького царевича.
Царь просит молиться о нём, но юродивый отвечает: « Нельзя молиться за царя Ирода…»
В Севске Самозванец расспрашивает пленного московского дворянина Рожнова о событиях в ставке врага.
Самозванец узнаёт, что Годунов встревожен поражением, раной Мстиславского, что царь назначил Шуйского воеводой, а Басманова отозвал в Москву и посадил в Думе. Пленный рассказывает, что в Москве тихо, но возобновились пытки и казни.
Доносчиков допрашивает сам царь. Самозванец решает завтра же вступить в бой, хотя его войско насчитывает лишь 15 тысяч, а войско царя — 50.
В лесу Самозванец снимает со смертельно раненного коня узду и подпругу, чтобы конь умер на воле. Пушкин поражён, что Самозванец больше жалеет коня, чем погибшего в бою Курбского. Самозванец обвиняет в поражении запорожцев, не выдержавших отпора, и восхищается немцами, собираясь составить из них почётную дружину.
В Москве в царских палатах Борис опасается нового нападения Самозванца, вновь собравшего рассеянное войско в Путивле. Царь собирается поставить в воеводы незнатного Басманова, «не род, а ум». Он открывает Басманову свою основную задачу – усмирить народ. Во время приёма иноплеменных гостей Борис падает, из уст и ушей хлещет кровь.
В последнем монологе царь напутствует своего сына, предлагает избрать советником Шуйского, а воеводой Басманова, ослабить, а со временем снова затянуть державные бразды, не изменять ход державного правленья, хранить церковный устав, быть молчаливым, в семье быть главой, почитать мать и любить сестру.
Перед смертью Борис велит боярам и Басманову присягнуть на верность Феодору и принимает монашеский постриг.
В ставке Пушкин предлагает воеводе Басманову присягнуть « законнейшему» наследнику. Басманов знает, что Димитрий самозванец.
Он верен юному царю: «Пока стою за юного царя, Дотоле он престола не оставит…» Пушкин сознаётся, что войско у самозванца не больше 8 тысяч и слабое, но его приверженцы сильны народным мнением.
Басманов страшится измены, победы бунтовщиков, но не хочет изменять присяге, «доверенность младого венценосца Предательством ужасным заплатить».
На Лобном месте Пушкин обращается к народу и объясняет, что Божий суд уже поразил Бориса, что Россия покорилась Димитрию, а Басманов привёл полки ему к присяге. Пушкин обещает боярам, дворянам, людям приказным, ратным, гостям, купцам и всему честному народу милости от Димитрия. Толпа идёт в Кремль в царские палаты « вязать Борисова щенка» .
В Кремле в доме Борисовом Феодор и Ксения под стражей. Одни жалеют «бедных детей», другие считают, что они « проклятое племя» злодея Годунова. В дом входят бояре.
Народ думает, что они пришли приводить к присяге Феодора Годунова. Когда смолкают шум и крики, боярин Мосальский объявляет народу, что Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом.
В ответ на призыв кричать «Да здравствует Димитрий!» народ безмолвствует.
-
«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
По произведению: «Борис Годунов»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/790-boris-godunov-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание “Борис Годунов”
Трагедия “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.
Главные герои
Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия.
Григорий Отрепьев – сбежавший монах “из роду Отрепьевых, галицких боярских детей”, Самозванец, назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.
Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, “лукавый царедворец”.
Другие персонажи
Воротынский – князь из рода Рюриковичей.
Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.
Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.
Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.
Феодор, Ксения – дети Бориса Годунова.
Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.
Николка – юродивый.
Краткое содержание
20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты
Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц “затворились” в монастыре, “покинули все мирское” и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:
“Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного, И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится”,
Иначе “понапрасну лилася кровь царевича-младенца” Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.
Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский – народ начал молить и упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.
1603 год. Ночь. Келья в Чудовом монастыре
Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.
Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел “двор Иоанна”. Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.
Палаты патриарха. Чудов монастырь
Григорий сбегает из монастыря, сказав, что “будет царем на Москве”. О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.
Царские палаты
После своей “любимой беседы” – общения с колдуном, Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и “кудесники сулят дни безмятежной власти”, но в его душе нет счастья, его ничего не радует.
Годунов делился с людьми золотом, предоставлял работу, выстроил новые жилища, однако народ не был благодарен царю за сделанное: “живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых”.
Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести: “да, жалок тот, в ком совесть нечиста”.
Корчма на литовской границе
Переодетый Григорий с чернцами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы.
Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего “злого еретика” Гришку Отрепьева, “изловить и повесить”. Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама.
Пристав приказывает связать чернца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского. Званый ужин
Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью – сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.
Царские палаты
Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.
Краков. Дом Вишневецкого
Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.
Замок воеводы Мнишка в Самборе
Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя.
Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы.
“Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа” – Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.
Царская дума
На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.
21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского
Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об “отчаянном головорезе”.
Площадь перед собором в Москве
Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а “царевичу поют теперь вечную память”.
Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что “Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича”.
Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему в след: “Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – богородица не велит”.
Севск
Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.
Москва. Царские палаты
Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:
“На троне он сидел и вдруг упал – Кровь хлынула из уст и из ушей”. Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну: “Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу…”
Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим “начинается обряд пострижения”.
Ставка
Пушкин сообщает Басманову, что Лжедмитрий предлагает перейти на его сторону, за что Басманов получит “первый чин в московском царстве”. Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.
Лобное место
Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: “целуйте крест законному владыке”. С амвона кто-то закричал “Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!” и народ, шумя, направился к Кремлю.
Кремль. Дом Борисов
Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: “Отец был злодей, а детки невинны”. В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:
“Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует”.
Заключение
В произведении “Борис Годунов” Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека.
На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова.
Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, “народ безмолвствует”.
Краткий пересказ “Бориса Годунова” будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.
Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-boris-godunov/
Борис Годунов – краткое содержание
Прошел месяц, с тех пор когда Борис и его сестра закрылись в монастыре и отказались взять направление на престол в городе Москва. Жители могут объяснить отказ Годунова только тем, что он испугался власти. Но Шуйский не был так прост и понимал, что это все игра. Так как нет смысла в том, что царевич в младенчестве убит был.
События происходят, как их и предсказывали. Народ взмолился и упросил Бориса Годунова взять на себя царствование Москвой. Он немного погодя соглашается и выходит из монастыря. Проходит 4 года.
Между тем у Чудова монастыря священнослужитель Пимен мечтает закончить летопись. Просыпается Григорий, который спал неподалеку от Пимена. Григорий жалуется на жизнь при монастыре, которой он живет еще с детства и бежит от такой жизни. Перед тем он расспрашивает у Пимена о мертвом царевиче, так как наследник был его ровесником, а во время смерти его Пимен находился в Угличе.
Григорий хочет попасть на трон. О данном происшествии докладывают патриарху. Он приказывает догнать Григория и отправить его в ссылку в Соловецкий монастырь. После беседы с колдуном приходит царь. Шесть лет он уже правит, но сей факт его не удовлетворяет. Он осознает бесполезность своих действий, да и муки совести его давно уже одолели.
Приставы вошли. У них указ с приметами Григория, но он, предлагая свою кандидатуру на прочтение указа, изменяет внешние приметы. Ложь его раскрывается, но он успевает убежать. В поместье Шуйского гостит Афанасий Пушкин. Он располагает интересной новостью из поместья Кракова и делится с её с главой дома.
Шуйский понимает, что если о данной новости узнают все, то это навлечет большие неприятности. В царских палатах Шуйский рассказывает Борису Годунову о Кракове. Узнав обо всем, Григорий выдает себя за царевича.
Борис Годунов расспрашивает Шуйского о смерти настоящего царевича, и о том, как тот навещал его целых три дня подряд, но рассказывает, что он был так красив, как будто спал.
Григорий, обольщая всех намечающихся сторонников в поместье Вишневского, обещает присоединить Русь к Ватикану. Так же обещает казакам дать вольность, а всех слуг Годунова наказать.
Он заезжает к Мнишке, где решает остановится, за три дня он влюбляется в Марину и рассказывает о том, что он самозванец.
Марина не желает любить монаха, тем более беглого, так как она желает встать на престол Москвы.
После всяческих оскорблений с ее стороны у него просыпается достоинство, и он вновь настаивает, что он царевич. Григорий уже недалеко от границы с Литвой, он бесконечно терзает себя мыслью, что самые заклятые враги были позваны им на Русь.
Но быстро оправдывает себя в своих глазах, ссылаясь на Бориса. Царская дума на заседании обсудила, что беглец уже прошел Чернигов. Царь издает указ о призыве на службу. Шуйский пытается успокоить граждан. Царевич-самозванец выигрывает битву.
На площади рядом с собором, после того как окончилось собрание, и где было принято решение об анафеме, поют песнь в память о царевиче. Рядом с собором сидит Никола, мальчишки, играющие рядом, начинают его дразнить, тем, что он зарезал наследника.
Но на предложение о молитве царю, Никола ответил отказом, и сказал, что за него Богородица не велела молиться. Борис Годунов сильно не доволен боярами, он желает, чтобы воеводой стар человек без роду, несмотря на то, что Басманов умен и талантлив.
Некоторое время спустя после беседы с Басмановым, государь почувствовал себя плохо, резко упав с трона, а кровь потекла изо рта и ушей. Понимая, что погибает, Борис Годунов попросил уединения с царевичем.
Он очень любил своего сына и благословил его на правление. После этой беседы, в зал вошел Патриарх, царица с дочерью и бояре.
Все обещают царю, что будут служить правдой его наследнику, после сказанного он начал проходить обряд пострижения.
Господин Басманов, которого Феодор высоко вознес, ведет разговор с Пушкиным, который желает сдружиться, прикрываясь Димитрием, так же он предлагает главный сан, если тот предложит его на престол.
Такая мысль воспринимается Басмановым как предательство, но он все-таки ее начинает обдумывать.
Пушкин созывает граждан, от имени Димитрия, на “Лобном” месте и начинает призывать жителей целовать крест, принимая нового главу государства.
Откуда ни возьмись, появляется мужчина, который высказывает всем, что Димитрия, Борисова щенка, надо вязать, и все вбегают в палаты. Под стражей оказался весь особняк Бориса с детьми.
Но многие проникаются жалостью к детям, объясняя это тем, что дети невинны в злодействах своего отца. На пороге, после того как все немного успокоились, оказывается Мосальский и говорит гражданам, что жена Годунова и ее сынок наложили на себя руки, отравившись ядом.
И то, что их трупы они видели собственными глазами. А Димитрия, безмолвно, все же провозгласили новым правителем.
Источник: https://szhato.ru/pushkin/132-boris-godunov.html
Краткое содержание пьесы «Борис Годунов» (А. С. Пушкин) | Литерагуру
Произведение было написано великим поэтом и писателем в 1825 году, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское.
Сам автор идентифицировал «Бориса Годунова» как «драматическую повесть», жанровая принадлежность – пьеса, для произведения характерны черты трагедии и драмы. Трагедия рассказывает о событиях, сопутствующих правлению Бориса Годунова в период с 1598 по 1605 год.
Краткое содержание пьесы по действиям от «Литерагуру» поможет вам быстро освоить литературный материал, запомнить основные события из книги, а анализ поспособствует пониманию сюжета.
Московский Кремль, 20 февраля 1598г. События происходят после смерти царя Федора Иоанновича.
Народ во главе с патриархом Иовом просит боярина Бориса Годунова занять царский престол, однако тот отказывается и вместе со своей сестрой запирается в Новодевичем монастыре, отказываясь от «всего мирского», на протяжении целого месяца.
В это время знатные бояре Шуйский и Воротынский обсуждают происходящее, при этом Шуйский утверждает, что это игра Годунова – ему на руку выдержать время, убедив народ в своем нежелании вступить на престол.
Прозорливый боярин предсказывает, что Борис Годунов в итоге согласится на царствие, показав себя смиренным и честным. Параллельно они рассуждают о том, что именно «избраннику народа» было выгодно убить младенца-царевича Димитрия, последнего прямого наследника престола, а также говорят о том, что сами могли бы править, ведь являются представителями семейства Рюриковичей.
В итоге события разворачиваются согласно предположениям Шуйского – народ на коленях умоляет Бориса Годунова принять правление, и тот прерывает свое заточение в монастыре и становится новым царем.
Тот в своей речи в тронном зале говорит о смирении и кротости, с которыми он принимает правление.
После нее Воротынский напоминает Шуйскому о том, насколько верны оказались его слова, на что лукавый боярин отвечает, что уже не помнит предмета беседы, показывая себя как придворного интригана.
Чудов монастырь, 1603 год. В келье молодой инок Григорий Отрепьев ведет беседу со старым монахом отцом Пименом, пишущим свою летопись. Очнувшись ото сна, Григорий связывает свои «странные сны» с недовольством монашеской участью и рассуждает о том, что молодость Пимена была куда интереснее его.
На это старый монах говорит иноку, что спокойствие и блаженство он нашел только в монашеской жизни. Он рассказывает собеседнику об убийстве цесаревича Димитрия в Угличе, называя виновником Бориса Годунова, а также упоминая о возрасте убиенного, которой был бы ровесником Отрепьева.
Пимен уходит из кельи, и Григорий грозит Борису «карой», задумывая авантюру.
После побега Григория из обители происходит разговор игумена Чудова монастыря с патриархом всея Руси Иовом. Игумен рассказывает о том, как Отрепьев попал в монахи, и о том, что тот возомнил себя «будущим царем Руси». Рассерженный патриарх требует найти и наказать беглеца ссылкой.
Тем временем царь Борис Годунов, после встречи с неким «колдуном», рассуждает о своем правлении. Он находится на престоле уже шесть лет, но царствие не принесло ему счастья.
Годунова окружают заговоры и сплетни, его винят во всех несчастьях, даже в гибели его сестры. После пожара в Москве, Годунов приказывает возвести новый город, но его обвиняют и в самом возникновении пожара.
Тяжесть его положения усугубляет его тайный грех – де-факто он признается в убийстве цесаревича.
Корчма на Литовской границе. Григорий Отрепьев находится там со спутниками, Мисаилом и Варлаамом. Беглец услышал от хозяйки, что его ищут. Тем временем приходят приставы в поисках Отрепьева.
Они подсаживаются к путникам, постепенно подозревая Мисаила как беглеца. Приставы ищут грамотного человека, который смог бы прочесть розыскную грамоту, и вызывается сам Григорий, во время чтения подменяющий свои приметы чертами Варлаама.
Трюк не удался, и Григорию приходится сбежать из корчмы через окно.
Москва, дом Шуйского. После ужина один из гостей, Афанасий Пушкин, желает рассказать боярину важные вести: Гаврила, племянник Пушкина, написал о том, что царский сын Димитрий жив и скрывается при дворе короля Сигизмунда. Он в фаворе у самого короля и его придворных. Шуйский и Пушкин рассуждают о возможности переворота, но договариваются молчать.
Царские палаты. Годунову докладывают о том, что к Пушкину приезжал посол из Кракова, и в гостях у Шуйского у них с хозяином имела место долгая беседа.
Царь приказывает схватить гонца и позвать Шуйского, дабы призвать того к ответу, но боярин догадался о нависшей угрозе, и поэтому рассказывает царю об узнанной новости, желая усугубить шаткое состояние Годунова.
Царь шокирован, и поэтому допытывается у Шуйского, был ли убит действительно Димитрий, на что Шуйский убеждает Годунова в том, что цесаревич мёртв.
Краков. Дом Черниковского. Самозванец убеждает отца Черниковского, представителя католической церкви, в своей поддержке, гарантируя принятие на Руси его веры. Прибывает группа людей под предводительством Гаврилы Пушкина, которых Лжедмитрий также убеждает присоединиться к нему, обещая опальным русичам, гонимым Борисом, месть и вольность.
Замок воеводы Мнишека в Самборе. Вишневецкий и Мнишек хвалятся своими успехами: Григорий, готовится стать царем, а дочь Мнишека, Марина, влюбила в себя самозванца, рассчитывая стать царицей.
Тем временем, Лжедмитрий проводит время с Мариной, все больше раскрываясь ей, и в итоге признается в том, что является самозванцем, на что Марина отвечает разочарованием и насмешками, что выводит Григория из себя.
Он решает вести войска на государство Московское незамедлительно.
16 октября 1604 года. Граница Литовская. Самозванец не рад тому, что пригласил литовцев на родную землю, но оправдывает свои действия ненавистью к Годунову.
Царская дума. Проходит собрание бояр во главе с царем. Собравшиеся обсуждают осаждение Самозванцем Чернигова, Годунов приказывает боярину Щелкалову обеспечить сбор войска.
Правление Бориса подрывается изнутри, ведь весть о «возвращении цесаревича» успешно распространяется среди народа.
Царь приказывает Шуйскому разобраться с этим, но авторитет Годунова подорван – бояре обратили внимание на волнение Бориса во время собрания.
21 декабря 1604 года. Войска Лжедмитрия разбивают русские войска под Новгород-Северским.
Площадь перед собором в Москве. Народ ждет окончания обедни: Григорию Отрепьеву была объявлена анафема. На паперти находится юродивый-Николка, собирающий милостыню. Дети отбирают у него деньги, смеясь над ним.
Обедня закончена, царь выходит к народу, и юродивый жалуется царю на обиды, прося того обидчиков «зарезать, как зарезал ты молодого цесаревича», на что бояре требуют наказать Николку.
Но Годунов в ответ просит нищего помолиться за него, на что юродивый отказывает, аргументируя свой отказ нежеланием молиться «за царя-ирода».
Севск. Самозванец выбивает из пленного дворянина Рожнова нужные сведения и узнает, что люди принимают его «воскрешение» благосклонно. Даже поражение под Севском не является финальным для него.
Москва. Царские палаты. Борис Годунов со своими боярами обсуждает разгром войск неприятеля. Царь считает победу тщетной, потому что Самозванец уже снова собрал свое войско, а войско царя изрядно ослабело.
Годунов хочет поставить над боярами Басманова, не отличающегося талантами, но разумного человека.
Внезапно царь умирает, и перед смертью благословляет своего потомка на царствие, исполнителем воли Государевой назначается Басманов.
Ставка. Пушкин прибывает в стан русской армии, посланный туда Лжедмитрием, дабы убедить Басманова перейти на сторону Самозванца, на что Басманов отвечает отказом. Тем не менее, боярин уже предчувствует поражение, зная о придворных интригах и видя серьезность угрозы, которая нависла над молодым царем Феодором, им самим, и государством.
Лобное место. Пушкин произносит речь перед народом, убеждая его признать Лжедмитрия своим царем. Люди превозносят Самозванца и стремятся в Кремль, чтобы покончить с «родом Годуновых».
Кремль. Дом Борисов. Дети Годунова, Феодор и Ксения, под замком. Люди жалеют их, не считая их ответственными за «грехи отца их».
К ним поднимаются бояре Мосальский и Голицын в сопровождении стрельцов.
В доме слышится борьба, крики, после к народу, находящемуся в ужасе от происходящего, выходит Мосальский и объявляет о смерти детей Годунова «от яда», требуя славить «царя Димитрия Ивановича».
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-pesy-boris-godunov-a-s-pushkin/