Бричка и кони Чичикова в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание в цитатах
Бричка Чичикова. Художник А. Лаптев |
Кони и бричка Чичикова играют важную роль в образе этого героя поэмы “Мертвые души”.
Роль брички и коней Чичикова в поэме “Мертвые души”
Бричка Чичикова и его три коня являются по сути второстепенными персонажами поэмы. У коней Чичикова есть свои особенности характера и внешности, а бричка является верной спутницей героя в поездках.
Господин Чичиков колесит по России в поисках “мертвых душ” в своей “холостяцкой” бричке. Чичиков путешествует не один: вместе с ним в поездке участвуют его кучер Селифан и лакей Петрушка.
Ниже представлены цитаты с описание брички господина Чичикова:
“…бричка, в которой ездят холостяки, которая так долго застоялась в городе и так, может быть, надоела читателю, наконец выехала из ворот гостиницы…”
“…Еще много пути предстоит совершить всему походному экипажу, состоящему из господина средних лет, брички, в которой ездят холостяки, лакея Петрушки, кучера Селифана и тройки коней, уже известных поименно от Заседателя до подлеца чубарого…”
“…герой наш, усевшись получше на грузинском коврике, заложил за спину себе кожаную подушку, притиснул два горячие калача, и экипаж пошел опять подплясывать и покачиваться…”
“…сквозь стеклышка, находившиеся в кожаных занавесках…”
“…кучер […] делал весьма дельные замечания чубарому пристяжному коню, запряженному с правой стороны. Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как коренной гнедой и пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем, потому что был приобретен от какого-то заседателя, трудилися от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие…”
Бричка Чичикова. Художник Н. Пирогов |
В тройку Чичикова запряжены три коня, разных по масти и по характеру:
- Гнедой коренной конь по прозвищу “Гнедой” (в центре)
- Пристяжной каурый конь по прозвищу “Заседатель” (слева)
- Пристяжной чубарый конь, “лукавый ленивец” по прозвищу “Бонапарт” (справа)
Ниже представлены цитаты с описанием коней господина Чичикова в поэме “Мертвые души”:
“… кучер […] делал весьма дельные замечания чубарому пристяжному коню, запряженному с правой стороны.
Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как коренной гнедой и пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем, потому что был приобретен от какого-то заседателя, трудилися от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие […]
Гнедой – почтенный конь, он сполняет свой долг, я ему с охотою дам лишнюю меру, потому что он почтенный конь, и Заседатель тож хороший конь… Ну, ну! что потряхиваешь ушами? Ты, дурак, слушай, коли говорят! я тебя, невежа,не стану дурному учить. Ишь куда ползет!» Здесь он опять хлыснул его кнутом, примолвив: «У, варвар! Бонапарт ты проклятый!»…”
“… чубарого коня, право, хоть бы продать, потому что он, Павел Иванович, совсем подлец; он такой конь, просто не приведи бог, только помеха […] Ей-богу, Павел Иванович, он только что на вид казистый, а на деле самый лукавый конь…”
“…Кони тоже, казалось, думали невыгодно об Ноздреве: не только гнедой и Заседатель, но и сам чубарый был не в духе…”
Что означают термины в описании лошадей Чичикова?
Во-первых, лошади в тройке Чичикова отличаются своим расположением в упряжке:
- Пристяжной – лошадь, запряженная сбоку (то есть “пристегнутая” лошадь)
- Коренной – средняя, наиболее сильная лошадь, запряженная в оглобли (то есть в “корне” упряжки)
Во-вторых, лошади в тройке господина Чичикова отличаются по масти:
- Чубарый – конь с небольшими пятнами на светлой шерсти (по кличке “Бонапарт”)
- Гнедой – конь коричневого окраса различных оттенков
- Каурый – конь светло-рыжего окраса
Это было цитатное описание брички и коней Чичикова в поэме “Мертвые души” Гоголя.
Смотрите:
Все материалы о Чичикове
Все материалы по поэме “Мертвые души”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/brichka-chichikova-koni-trojka-mertvye-dushi.html
Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме «Мертвые души»
Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 г.
Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или мертвые души”.
Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.
Чтобы понять особенности жанра поэмы “Мертвые души”, можно сопоставить это произведение с “Божественной комедией” Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. “Божественная комедия” состоит из трех частей.
В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей Родины – Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.
Недаром название поэмы “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте “Божественная комедия”, которая называется “Ад”.
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный – образ России. С этим образом связано “высокое лирическое движение”, которым в поэме по временам сменяется комическое повествование.
Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы “Мертвые души” Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность его сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: “Позвольте этого вам не позволять”), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера. Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это – символ “человека-коробочки”, в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает “Повесть о капитане Копейкине”. Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.
Миру “мертвых душ” в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?” Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат.
Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием – характеристика персонажа через деталь.
Гоголя можно назвать “гением детализации”, так порой точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова.
Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и бесхозность, на обои в комнате Манилова, то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки хозяина.
Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: “Ни то, ни се, а черт знает, что такое!” Вспомним Плюшкина, эту “прореху на человечестве”, который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость.
Плюшкин – крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С.
Пушкин: “Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.
Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.
Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями “Божественной комедии” Данте: “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.
Гоголь терялся, задумываясь о будущем России : “Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа”.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме «Мертвые души». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/chichikovskaya-brichka-v-kontekste-liricheskogo-otstupleniya-v-poeme-mertvye-dushi/
Образ дороги в поэме н. В. Гоголя «мертвые души»
Дороги трудны, но хуже без дорог…
Мотив дороги в поэме очень многранен.
Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».
Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».Но нельзя сказать, что это те самые дороги, на которых заблудился Чичиков: те дороги ведут к русским людям, может и в захолустье, может и в дыру, где нет моральных принципов, но все же эти дороги составляют Русь, Русь сама – и есть большая дорога, ведущая человека в огромное пространство, поглощающая человека, съедающая его всего. Свернув с одной дороги, попадаешь на другую, не можешь уследить за всеми путями Руси, как не можешь собрать обратно в мешок пойманных раков. Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Но, выбравшись от Коробочки, Чичиков попадает к Ноздреву – дорога ведет Чичикова не туда, куда он хочет, но он не может ей сопротивляться, хоть и строит какие-то свои планы о дальнейшем пути.
В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»
Также дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, которая тогда выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых сидят помещики, а Чичиков ездит из главы в главу на своей бричке, скупая мертвые души.
В создании образа дороги играет роль не только сама дорога, но и герои, вещи и события. Дорога – основная «канва» поэмы. Только на нее уже нашиваются поверх все побочные сюжеты. Пока идет дорога, идет жизнь; пока идет жизнь, идет рассказ об этой жизни.
Источник: https://konesh.ru/obraz-dorogi-v-poeme-n-v-gogolya-mertvie-dushi.html
Изображение народа в поэме Гоголя «Мёртвые души»
Задание С5 ЕГЭ по литературе:
Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
К русскому народу у Николая Васильевича Гоголя было отношение весьма неоднозначное, и это прослеживается в поэме «Мёртвые души».
С одной стороны, «живыми» — нравственно и духовно – в произведении можно считать только крестьян. Внутренне мертвы помещики: Гоголь рисует статические, практически не развивающиеся образы. Манилов предаётся бесплодным мечтаниям – а единственная книга в его кабинете уже который год открыта на одной и той же странице.
Коробочка погрязла в хозяйственных заботах. «Дубинноголовая» — таким эпитетом наделяется эта ограниченная женщина. Ноздрёв обладает взбалмошным нравом, который лишь на время скрывает от читателя его нравственное убожество. Собакевич – «человек-кулак», начисто лишённый духовных потребностей.
Скупость Плюшкина достигает карикатурных размеров – это уже даже не человек, а «прореха на человечестве».
Нравственно мертвы и чиновники, образы которых Гоголь рисует сатирически. Это крючкотворы и бюрократы, потерявшие человеческий облик.
Вряд ли надежды классика на лучшее будущее государства были связаны с образом центрального героя – Чичикова. Он умеет зарабатывать деньги, однако чужд какого бы то ни было нравственного начала.
«Мёртвым душам»: помещикам, чиновникам, буржуа – писатель противопоставляет русский народ. Это умные и работящие люди. Вспомним эпизод, когда Чичиков перечитывает списки купленных им умерших крестьян. Парадокс: мужиков уже нет на свете, а жизни в их характеристиках гораздо больше, чем в описаниях помещиков или чиновников.
Если об умерших крепостных Гоголь говорит с восхищением, то в изображении живых крестьян чувствуются юмористические нотки. В качестве примера можно привести сцену, когда дядя Митяй и дядя Миняй безуспешно пытаются вытащить бричку Чичикова на дорогу.
С русским народом, по мысли Гоголя, связано будущее России. Однако писатель далёк от идеализации крестьян. Это простые труженики, на которых держится государство. Но труженики подневольные, крепостные.
В них заложен огромный духовный потенциал. И в то же время нельзя не замечать их невежества, необразованности, а иногда – и рабской покорности. Крепостная девочка Пелагея не умеет отличать правую сторону от левой.
До крайности забиты дворовые слуги Плюшкина Прошка и Мавра.
В финале поэмы Гоголь создаёт символический образ Руси-тройки, который, на мой взгляд, раскрывает противоречивое отношение писателя к народу. Кони мчатся вдаль: Русь, «вся вдохновенная Богом», несётся в неведомое будущее. А в бричке-то Чичиков – обманщик, делец. Есть над чем задуматься… «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа»…
Лариса Александрова ©
Источник: https://s.bacenko.ru/narod-v-poeme-n-v-gogolya-myortvyie-dushi/
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Смысл названия произведения («Мертвые души») уже указывает на аферу Чичикова, который решает воспользоваться тем, что умершие крепостные крестьяне до новой переписи документально учитывались как живые. Герой поэмы Гоголя хочет для получения денег под залог опекунского совета вступить во владение умершими людьми «на бумаге».
Такой сюжет писателю подсказал А. С. Пушкин, считающий, что он представляет большие возможности для сатирического обобщения. Можно было через путешествующего Чичикова охватить русскую жизнь, показать типы помещиков и чиновников, описать их нравы и привычки. Это была и великолепная возможность создать образ российской бюрократической системы, в которой человека защищают бумажки.
Гоголь своего героя раскрывает постепенно, повествуя о его похождениях. Каждая новая глава рисует Чичикова с новой стороны.
Однако главный смысл поэмы Гоголя заключен не в похождениях героя-авантюриста. Предприятие, предпринятое дельцом, помогает обличить не только самого его, но и русских помещиков, чиновников.
Важную роль в структуре произведения играет биография героя. Детство Павла Чичикова было неприютным, без друзей.
При поступлении сына в училище отец давал наставления: угождай, «с товарищами не водись», «не угощая никого», «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Павлуша был достойным сыном своего отца, быстро сделавшись «рыцарем копейки».
Все хорошие задатки этого человека быстро угасли, добрые начала обратились в злые. Первые подлости и первые махинации были сделаны в детстве.
Грандиозная афера с «мертвыми душами» разоблачает отсутствие у Чичикова всяких моральных принципов. Он становится в поэме проводником темы смерти, каким-то бесом, подлецом, адским прислужником, пошляком. «Смерть души» — это относится прежде всего к нему.
Биография Чичикова — это история «падения души», которая когда-то была чистой. Гоголь не лишает своего героя права на «чувства» и «раздумья»: «С каким-то неопределенным чувством смотрел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце»; «какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им».
Это моменты внутреннего голоса, которые фиксирует писатель. Нередки случаи, когда внутренний голос героя переходит в авторский голос или сливается с ним.
Например, в отступлениях об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке («Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!»).
Стиль разговоров с каждым помещиком, которого посещает герой Гоголя, разный. Чичиков принимает вид чувствительного, деликатного человека, когда торгуется с Маниловым. Он ласков, предупредителен, готов сослаться на закон, говоря о необходимости составить купчую.
С Коробочкой — груб, напорист, нетерпелив («Хватили немножко греха на душу…»; «Срам, срам, матушка»). С Ноздревым, который вывел его из терпения, Чичиков говорит отрывисто, резко. С Собакевичем герой деловито торгуется. Плюшкина он просто уговаривает («…потому что вижу — почтенный добрый старик терпит по причине собственного добродушия»).
Чичиков имеет удивительную способность приспосабливаться к людям. Это человек без принципов. Он пойдет на все ради извлечения выгоды. Его неутомимая энергия направлена на низкие цели, на подлые дела.
Герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» всегда хотел большего, чем определила ему жизнь: быть не «господином средней руки, а херсонским помещиком, миллионщиком.
В образе Чичикова писатель-сатирик осуществляет разоблачение пошлейшего типа «хорошего», «интересного», «порядочного» светского человека из привилегированного общества.
Новый человек, предприниматель, торгаш, идущий на смену представителям феодально-крепостнического строя, определен Гоголем как «мертвая душа», мерзость, подлость.
Поэму «Мертвые души» Гоголь завершает развернутым лирическим отступлением, образом мчащейся в будущее Руси-тройки. Селифан погнал коней, Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду».
Далее идет авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Затем мы читаем: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» Наконец, предельное, под стать самой поэме, обобщение: «не так ли и ты Русь, что бойкая необъяснимая тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой автор поэмы идет к патетическому вопросу: «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Значит, и Чичиков причастен к этому «полету». Он может переродиться, и о его судьбе стоит вопрошать. Да, герой Гоголя пошляк, но он и загадка. Вот как на нее откликнулся Герцен: «…Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».
Источник: https://velib.com/sochinenie/obraz_chichikova_v_poehme_n_v_gogolja_mertvye_dushi/
Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души».
Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы и Мертвые души» Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия».
Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса.
Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо — это Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.
Реальный мир «Мертвых душ» страшен и уродлив. Его типичными представителями являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. Все это статичные характеры. Они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать».
Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей.
В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города. Возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир.
Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».
Жизнь города внешне кипит и клокочет. Но эта жизнь на самом деле является лишь пустой суетой.
В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа — обычное явление, для этого мира душа является только тем, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от нёго осталось «одно только бездушное тело».
Но неужели у всех действующих лиц реального мира «Мертвых душ» душа мертва? Нет, не у всех.
Из «коренных жителей реального мира поэмы, как это ни парадоксально и ни странно, только у Плюшкина не совсем еще мертвая душа. В литературоведении бытует мнение, что Чичиков посещает помещиков по мере их духовного оскудения.
Однако я не могу согласиться с тем, что Плюшкин «мертвее» и страшнее Манилова, Ноздрева и других. Наоборот, образ Плюшкина намного отличается от образов остальных помещиков. Попробую доказать это, обращаясь.
прежде всего к строению главы, посвященной Плюшкину, и к средствам создания характера Плюшкина.
Глава о Плюшкине начинается с лирического отступления, чего не было при описании ни одного помещика.
Лирическое отступление сразу настраивает читателей на то, что эта глава значительна и важна для повествователя.
Повествователь не остается безучастным и равнодушным к своему герою в лирических отступлениях (в УI главе их два) он выражает свою горечь от осознания того, до какой степени мог опуститься человек.
Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше и как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию.
Поэтому возникает вопрос, является ли нынешнее состояние Плюшкина деградацией самой личности, или же это результат жестокой судьбы? При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства».
Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши».
В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви.
Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Все эти детали позволяют сделать вывод, что душа Плюшкина еще не совсем умерла.
Наверное, объясняется это тем, что во втором или третьем томе «Мертвых душ», по мысли Гоголя, должны были встретиться два героя первого тома, Чичиков и Плюшкин.
Вторым героем реального мира поэмы, обладающим душой, является Чичиков. Именно в Чичикове наиболее сильно показана непредсказуемость и неисчерпаемость живой души, пусть не бог весть какой богатой, пусть скудеющей, но живой. XI глава посвящена истории души Чичикова, в ней показано развитие его характера.
Чичикова зовут Павел, это имя апостола, пережившего духовный переворот. По мысли Гоголя, Чичиков должен был переродиться во втором томе поэмы и стать апостолом, возрождающим души русских людей. Поэтому Гоголь доверяет Чичикову рассказать о мертвых крестьянах, вкладывая в его уста свои размышления.
Именно Чичиков воскрешает в поэме былых богатырей земли русской.
Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь подчеркивает в них сказочные, богатырские черты.
Все биографии мертвых крестьян определяются проходящим через каждую из них мотивом движения («Чай, все губернии исходил с топором за поясом… Где-то носят вас теперь ваши быстрые ноги?… И ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму..
.»). Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.
Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателем в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет маниловых, собакевичей, ноздревых, прокуроров, в нем нет и не может быть мертвых душ.
Идеальный мир строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала в человеке. В идеальном мире живут бессмертные человеческие души.
Прежде всего это душа самого повествователя. Именно потому, что повествователь живет по законам идеального мира и что у него есть идеал в сердце, он может заметить всю мерзость и пошлость реального мира. Повествователь болеет душой за Россию, он верит в ее возрождение.
Патриотический пафос лирических отступлений доказывает нам это.
В конце первого тома образ чичиковской брички становится символом вечно живой души русского народа. Именно бессмертие этой души вселяет в автора веру в обязательное возрождение России и русского народа.
Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение.
Гоголь хотел, чтобы люди, прочитан его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома.
Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь.
Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.
Источник: https://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gogol/176-mertvyedushi.html
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Все главные события, составляющие основу сюжета “Мертвых душ”, протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город.
Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками.
Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них “мертвые души”.
Казна проводила перепись крепостного населения один раз в десять – пятнадцать лет. Между переписями (“ревизскими сказками”) за помещиками числилось установленное количество ревизских душ.
Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми по следующей переписи.
“Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые”, – говорит Чичиков ошеломленному Манилову.
Чичиков приобретает умерших крестьян затем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
Все поздравляют нового “херсонского помещика” с приобретением крепостных: “Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович! Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях”.
Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, животному страху, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки “почтеннейшего Павла Ивановича”.
Чичиков в результате поспешно, крадучись, покидает город.
Итак, что же представляет собой этот герой?
В отличие от владельцев усадеб, людей инертных и косных, предприимчивый Чичиков не знает покоя. Он со школьных лет охвачен жаждой активного стяжательства. Гоголь подробно рассказывает, как формировался характер героя.
Мальчик, усвоив наставления отца, уже в школе проявил изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он “сделал приращения” с полтины, подаренной отцом: “Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой”.
Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть.
Поприще чиновника постепенно открыло Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими делами, “которым свет дает название не очень чистых”.
Почти все его “дела” кончаются крахом. Но вот что характерно: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной энергией принимается за новое нечистое дело: “Ну, что же! – сказал Чичиков, – зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать”.
Кто же такой Чичиков? Может быть, это какой-то необыкновенный злодей? Преступник по натуре? Посмотрим, что говорит о нем автор.
В одиннадцатой главе Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла добродетельному герою: “…нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало”.
Но в реальной действительности, в крепостническом обществе, не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему их не выставляют “на всенародные очи”? “Нет, – говорит писатель-патриот, – пора наконец припрячь и подлеца.
Итак, припряжем подлеца!” Как видим, отношение автора к своему герою предельно ясно.
Чичиков – герой-подлец. “Кто же зевает теперь на должности? Все приобретают”, – рассуждает он. Комментируя ход мыслей своего героя, Гоголь замечает, что “в рассуждениях его видна была некоторая сторона справедливости”.
Справедливость суждения заключается в том, что Чичиков не одинок. Хищники-приобретатели смело врываются в жизнь и начинают хозяйничать в ней. Это дельцы буржуазного склада, хищники по убеждению.
Но нелегко раскрыть их подлую сущность, ибо они носят маску добродетельных людей: “Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал в свете…
Никогда не позволял он себе в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других виде отсутствие должного уважения к чину или званию…” За этой внешней благопристойностью скрывается моральная нечистоплотность героя.
Чичиков выработал в себе способность безошибочно определять сильные и слабые стороны людей и умение быстро приспосабливаться к среде и различным обстоятельствам.
На его внешнем облике лежит отпечаток какой-то неопределенности, обтекаемости: “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.
В отношениях с людьми Чичиков многолик. Подобно хамелеону, он постоянно меняет свой облик, приспосабливаясь к тому, с кем ведет разговор. В беседе с Маниловым он похож на Манилова – его “сердечные признания”, весьма туманные и фальшивые, производят сильное впечатление на излишне чувствительного помещика. С Коробочкой, по замечанию автора, он “говорил…
с большей свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился”. В разговоре с “властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные… полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…
” В кругу помещиков и чиновников Чичиков становится своим человеком, завоевывает полное доверие.
Постоянно меняя свой облик, Чичиков тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели. Гоголь-сатирик показывает внутренние мотивы поступков героя, обнажая то, что “ускользает и прячется от света”.
Душу Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, но ничуть не оскорбляют чиновники-взяточники и отъявленные конокрады, совершающие преступления, за грош продающие честь и совесть.
Его обоняние страдает от неприятного запаха, который распространяет Петрушка, а то, что у Плюшкина крестьяне “как мухи мрут”, приводит его в восторг. Выдержанный, осторожный Павел Иванович не может скрыть свою радость при этом известии.
Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для Чичикова! Вот что скрывается за внешней приятностью “приобретателя”, разъезжающего по глухим дорогам крепостной России.
Торговец мертвыми душами возвращается в город “в самом веселом расположении духа”. И как не радоваться: “В самом деле, что ни говори, не только одни мертвые души, но еще и беглые, и всего двести с лишком человек”. Чичиков посвистывает, наигрывает, поет “какую-то песню, да такой степени странную”, что Селифан недоуменно покачивает головой.
Чичиков и песня! Для песни нужно человеческое сердце, чуткое и доброе. Недаром песня эта – в высшей степени странная. В душе приобретателей нет места ни песне, ни человеческим чувствам. Разоблачая подлость Чичикова, Гоголь бичует вместе с ним и общество, которое признает лучшими людьми тех, кто имеет капитал.
Дамы и чиновники губернского города восторженно встречают Павла Ивановича потому, что разнеслась весть о его миллионном капитале. А против миллиона никто не устоит, “ибо в одном звуке этого слова …
заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей xoроших – словом, на всех действует”.
Гоголь приводит нас к выводу , что неразумно устроено само общество. Потому и появляются люди-подлецы, что есть условия для их мошеннической деятельности.
Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/gogol-n-v/obraz-chichikova-v-poyeme-n-v-gogolja-me-770.html