Критика о поэме “песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова”: отзывы современников и критиков xx в.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

В 1838 году в “Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»” была напечатана его поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”; это произведение сделало известным имя автора, хотя оно явилось и без подписи этого имени.

Спрашивали: кто такой безыменный поэт? кто такой Лермонтов? писал ли он что-нибудь, кроме этой поэмы?5 Но, несмотря на то, эта поэма всё-таки еще не оценена, толпа и не подозревает ее высокого достоинства.

Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства и, как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми их оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других, — и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории.

Обратите внимание

Вас огорчает, заставляет страдать горестная и страшная участь благородного Калашникова; вы жалеете даже и о преступном опричнике: понятное, человеческое чувство! Но без этой трагической развязки, которая так печалит ваше сердце, не было бы и этой могилы, столь красноречивой, столь живой, столь полной глубокого значения, и не было бы великого подвига, который так возвысил вашу душу, и не было бы чудной песни поэта, которая так очаровала вас… И потому да переменится печаль ваша на радость, и да будет эта радость светлым торжеством победы бессмертного над смертным, общего над частным!

Содержание поэмы, в смысле рассказа происшествия, само по себе полно поэзии; если бы оно было историческим фактом, в нем жизнь являлась бы поэзиею, а поэзия жизнию. Но тем не менее, он не существовал бы для нас, нашли ли бы мы его в простодушной хронике старых времен, или, по какому-нибудь чуду, сами были его свидетелем — оно было бы для нас мертвым материалом, в который только поэт мог бы вдохнуть душу живу, отделив от него всё случайное, произвольное, и представив его в гармоническом целом, поставленном и освещенном сообразно с требованиями точки зрения и света. И в этом отношении нельзя довольно надивиться поэту: он является здесь опытным, гениальным архитектором, который умеет так согласить между собою части здания, что ни одна подробность в украшениях не кажется лишнею, но представляется необходимою и равно важною с самыми существенными частями здания, хотя вы и понимаете, что архитектор мог бы легко, вместо ее, сделать и другую.

Как ни пристально будете вы вглядываться в поэму Лермонтова, не найдете ни одного лишнего или недостающего слова, черты, стиха, образа; ни одного слабого места: всё в ней необходимо, полно, сильно! В этом отношении ее никак нельзя сравнить с народными легендами, носящими на себе имя их собирателя — Кирши Данилова6: то детский лепет, часто поэтический, но часто и прозаический, нередко образный, но чаще символический, уродливый в целом, полный ненужных повторений одного и того же; поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное. Безыменные творцы этих безыскусственных и простодушных произведений составляли одно с веющим в них духом народности; они не могли от нее отделиться, она заслоняла в них саму же себя; но наш поэт вошел в царство народности, как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество; даже в минуту творчества он видел ее пред собою, как предмет, и так же по воле своей вышел из нее в другие сферы, как и вошел в нее. Он показал этим только богатство элементов своей поэзии, кровное родство своего духа с духом народности своего отечества; показал, что и прошедшее его родины так же присущно его натуре, как и ее настоящее; и потому он… является не безыскусственным певцом народности, но истинным художником, — и если его поэма не может быть переведена ни на какой язык, ибо колорит ее весь в русско-народном языке, то тем не менее она — художественное произведение, во всей полноте, во всем блеске жизни воскресившее один из моментов русского быта, одного из представителей древней Руси. В этом отношении после Бориса Годунова больше всех посчастливилось Иоанну Грозному: в поэме Лермонтова колоссальный образ его является изваянным из меди или мрамора…

По внутреннему плану нашей статьи мы должны были сперва говорить о тех стихотворениях Лермонтова, в которых он является не безусловным художником, но внутренним человеком, и по которым одним можно увидеть богатство элементов его духа и отношения его к обществу. Мы так и начали, так и продолжаем: взгляд на чисто художественные стихотворения его заключит нашу статью.

Наш век — век по преимуществу исторический. Все думы, все вопросы наши и ответы на них, вся наша деятельность вырастает из исторической почвы и на исторической почве.

Человечество давно уже пережило век полноты своих верований; может быть, для него наступит эпоха еще высшей полноты, нежели какою когда-либо прежде наслаждалось оно; но наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, “рефлексии”. Вопрос — вот альфа и омега нашего времени.

Ощутим ли мы в себе чувство любви к женщине, — вместо того, чтоб роскошно упиваться его полнотою, мы прежде всего спрашиваем себя, что такое любовь, в самом ли деле мы любим? и пр. Стремясь к предмету с ненасытною жаждою желания, с тяжелою тоскою, со всем безумством страсти, мы часто удивляемся холодности, с какою видим исполнение самых пламенных желаний нашего сердца.

Та же рефлексия, то же размышление, которое теперь отравляет полноту всякой нашей радости, должно быть впоследствии источником высшего, чем когда-либо, блаженства, высшей полноты жизни.

Но горе тем, кто является в эпоху общественного недуга! Общество живет не годами — веками, а человеку дан миг жизни: общество выздоровеет, а те люди, в которых выразился кризис его болезни, благороднейшие сосуды духа, навсегда могут остаться в разрушающем элементе жизни!..

Как бы то ни было, но наш век есть век размышления.

Важно

Поэтому рефлексия (размышление) есть законный элемент поэзии нашего времени, и почти все великие поэты нашего времени заплатили ему полную дань.

Преобладание внутреннего (субъективного) элемента в поэтах обыкновенных есть признак ограниченности таланта. У них субъективность означает выражение личности, которая всегда ограниченна, если является отдельно от общего.

Они обыкновенно говорят о своих нравственных недугах, и всегда одно и то же.

В таланте великом избыток внутреннего, субъективного элемента есть признак гуманности. Не бойтесь этого направления: оно не обманет вас, не введет вас в заблуждение. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт свою грусть, в его душе всякий узнаёт свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству. Признавая его существом несравненно высшим себя, всякий в то же время сознаёт свое родство с ним.

Вот что заставило нас обратить особенное внимание на субъективные стихотворения Лермонтова и даже порадоваться, что их больше, чем чисто художественных.

По этому признаку мы узнаём в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества.

И все такие его стихотворения глубоки и многозначительны; в них выражается богатая дарами духа природа, благородная человечественная личность.

/В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840/

Читайте также анализ других произведений М.Ю. Лермонтова:

 Перейти к оглавлению книги “Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов”

Источник: https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/59-russkaya_literaturnaya_kritika_xix_veka__hrestomatiya_literaturno_kriticheskih_materialov/stages/2266-pesnya_pro_carya_ivana_vasilevicha__molodogo_oprichnika_i_udalogo_kupca_kalashnikova.html

Отзыв о поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Главные герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — купец Степан Парамонович Калашников и царский опричник Кирибеевич. Действие поэмы происходит во времена правления царя Ивана Грозного.

Во время пира царь Иван Васильевич обратил внимание на одного из своих опричников по имени Кирибеевич, который был задумчив и грустен. На вопрос царя, в чем причина его печали, Кирибеевич ответил, что он очарован красавицей Аленой Дмитревной, но она не обращает на него никакого внимания.

Кирибеевич попросил царя отпустить его в приволжские степи, чтобы там, в бою сложить буйную голову.

Совет

Царь рассмеялся на эти слова. Он дал Кирибеевичу свой перстень и красивое ожерелье, после чего велел идти свататься к Алене Дмитревне. При этом царь сказал, что если опричник понравится красавице, пусть празднуют свадьбу. Ну а если не понравится, то пусть не гневается.

Царь не знал, что Кирибеевич обманул его и не сказал, что Алена Дмитревна уже была замужем за купцом Калашниковым. В тот день Степан Парамонович Калашников, как обычно, торговал в своей лавке. Торговля шла плохо, в лавку никто не заходил. После вечерни Калашников закрыл лавку и отправился домой.

Дома он с удивлением обнаружил, что стол не накрыт к ужину, жена Алена Дмитревна его не встречает и детей нигде не видно. Старая работница рассказала хозяину, что Алена Дмитревна пошла в церковь к вечерне, но до сих пор не вернулась, хотя поп с попадьей уже давно прошли к своему дому. А дети до сих пор не спят и плачут без матери.

Прошло время, и купец услышал, как открываются двери. В дом вошла его жена, Алена Дмитревна. Одежда на ней была порвана, платка на голове не было, а волосы были распущены. Калашников гневно стал спрашивать жену, где она была все это время?

Алена Дмитревна повалилась мужу в ноги и рассказала, что когда она возвращалась после вечерни домой, ее догнал царский опричник Кирибеевич. Он схватил ее за руки, принялся целовать на людях и уговаривал полюбить его. Рассказав это, Алена Дмитревна попросила мужа вступиться за ее честь.

Купец Калашников вызвал двух своих младших братьев и рассказал о случившемся. Он добавил, что собирается сразиться с Кирибеевичем в честном кулачном бою. Степан Парамонович просил братьев выйти на бой с Кирибеевичем, если потерпит поражение.

На следующий день на льду Москвы-реки состоялся кулачный бой, на котором присутствовал царь Иван Васильевич. В круг вышел Кирибеевич и стал вызывать себе противника. Когда к нему вышел купец Калашников, Кирибеевич стал спрашивать, как зовут его противника, и какого он роду-племени.

На это Степан Парамонович представился и сказал, что он честный человек и чужих жен никогда не позорил. Еще купец добавил, что биться будет насмерть. Тут Карибеевич понял, что перед ним муж Алены Дмитревны.

Обратите внимание

Поединок начался, и первый удар купцу в грудь нанес Кирибеевич. Но купец сумел выдержать этот удар. В ответ он ударил опричника в левый висок, и этот удар оказался смертельным.

Читайте также:  Полицеймейстер в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание (полицмейстер)

Царь, узнав о смерти своего опричника, разгневался и велел привести к нему купца. Он спросил у Калашникова, намеренно или случайно тот убил Кирибеевича.

Купец честно ответил, что он сделал это намеренно, но причину называть отказался. Калашников был готов понести заслуженное наказание и только просил царя позаботиться о своей семье и двух младших братьях.

Царь обещал не оставить их своей милостью, но велел казнить купца Калашникова за намеренное убийство.

Похоронили Степана Парамоновича за Москва-рекой, на пересечении трех дорог. На его могиле поставили кленовый крест. И хотя могила его была безымянной, проходящие мимо люди долго помнили, кто в ней похоронен за что он погиб.

Таково краткое содержание поэмы.

Главная мысль поэмы Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» заключается в том, что самое дорогое у человека – это его честь. Купец Калашников хорошо знал эту истину, и он без колебаний отправился на защиту своей чести и чести своей жены, прекрасно зная, что понесет суровое наказание от царя.

Поэма учит ценить и защищать честь и достоинство, как свои, так и дорогих сердцу людей.

В поэме мне понравился главный герой, купец Степан Парамонович Калашников, который не побоялся пойти на смерть ради защиты чести и достоинства своей семьи.

Какие пословицы подходят к поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

Бесчестье хуже смерти.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.

Источник: http://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_pesnya_pro_kalashnikova/

Рецензии на книгу Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Ну вот и добралась я Лермонтова перечитывать. Эту Песню я помню аж с седьмого класса. Тогда для меня родился из Лермонтова-поэта Лермонтов-рассказчик. Хоть это и поэтический текст. Предчувствуя презрительные авторские усмешки на славословие, всё равно скажу, что молодец.

И сперва объясню, почему тэг такой. Песню печатать не хотели, оно и понятно, слишком вольна, а автор только из ссылки. Пришлось вмешиваться Жуковскому. Опубликовали, поставив вместо подписи набор случайных букв, негодяи. Но это такая запрещённая книга счастливой книжной судьбы получилась.

Говоря о Песне, нельзя не вспомнить Пушкина. Написана и опубликована она в тени его смерти. И “Медный всадник”, это же, в общем-то, тоже о противопоставлении человека и власти.

Важно

Но нюансы. Пушкин, со всем его уважением к декабристам и желаниям свободы, всё ж монархист. Царь, может быть, и плохой, но не монархия.

Потому власть у него – памятник Петру, преобразователю и человеку недюжинных умений, среди которых уважаемая мной жажда учиться. И человек перед той властью один. А бунт его – отчаянное “ужо тебе”.

И он, конечно, растоптан. Трагично, но закономерно в контексте поэмы.

А тут? Тут царь – это Грозный, которого деяния даже военные не сразу вспомнятся за, ну хотя бы, опричниной. И зря, я вам скажу. Но поразительно даже не это. У Пушкина власть топчет сама. А здесь? Что, Иван Васильевич чужую жену снасильничать задумал? Да он и не знал ничего, его дело казнить-миловать. И не разбираться, ему то не интересно.

Топчет тут не власть, а “слуги” этой власти. Молодому опричнику Кирибеевичу понравилась Алёна Дмитриевна, купца Калашникова жена, он и закручинился, а там и принудить взялся. То, что подразумевалось насилие, а не одни поцелуи, доказывает время, день пропадала Алёна Дмитриевна, прежде чем домой добралась.

И муж восстаёт. И не с “ужо”, а практически с рыцарским поединком, вышел против Кирибеевича на бой кулачный, а перед началом предупредил, что насмерть бой будет. И Калашников не один, у него семья. И жена, которую он выслушивает всё ж и не винит, и дети, и братья, которые клянутся в случае его смерти выйти самим против обидчика.

И обиды Калашников не спускает. Но вот когда приходит время пред грозные царские очи предстать, вот тут ещё одна великолепная вещь случается. Ведь признайся он, за что Кирибеевича прибил насмерть, ну не сделал бы ему царь плохого.

Но Степан Парамонович семейство хранит, позора не хочет. И на плаху идёт. И царь, конечно, семейство обижать не станет, одарит, только Калашников при дороге лежать останется, а смерть его позорная, ибо казнь, автор настаивает. Но крест над ним стоит. Узнаю агностика.

Ещё и справедливости хотелось, да?

Это поразительная по своей вольности вещь. С такой установкой духа человеческого над насилием и слепотой, что Горькому с его “звучит гордо” подвинуться надо.

Совет

И да, форма здесь интересная. Ритмом, размером – фольклор. Реальных основ нет, просто, думаю, чтобы к сердцам достучаться. И чтобы поиронизировать, потому что историю эту гусляры рассказывают боярину с боярыней для развлечения.

#Бойцовский_клуб (8. Запрещённая книга).

Источник: http://readly.ru/book/30786/reviews/

«Песня про купца Калашникова», анализ поэмы Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – историческая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная им в 1837 году в народном стиле. Именно это лирическое произведение открывало первый сборник поэта, изданный при жизни.

Сюжет произведения разворачивается во времена эпохи правления Ивана Грозного. Поэма является своеобразной стилизацией русского народного эпоса.

Это проявляется во вступлении, когда гусляры, обращаясь к царю Ивану Васильевичу, предлагают послушать их песню, которую они сложили на старинный лад и «под гуслярский звон» ее «причитывали да присказывали».

Уникальность этой поэмы в том, что по своему художественному своеобразию она стала единственной в своем роде: ни у Лермонтова, ни у прочих русских поэтов ничего подобного больше не создавалось.

Прежде всего, необходимо отметить силу и цельность характера каждого из героев поэмы – недаром все они вынесены в название. И царь Иван Грозный, и опричник Кирибеевич, и купец Степан Калашников представлены крупным планом, но изображение при этом совершенно разнопланово: в каждом бушует пожар страстей, радость и подозрение, надежда и отчаяние могут проявиться в любую минуту.

Иван Грозный изображен в ореоле величия, согласно лучшим традициям народной поэзии:

Не сияет на небе солнце красное…
То за трапезой сидит … грозный царь Иван Васильевич.

Он находится в благодушном настроении и свой золоченый ковш с вином велит поднести не князьям да боярам, а своим верным опричникам.

Стоит только  Кирибеевичу, одному из опричников,  остаться равнодушным к знакам внимания со стороны царя, как самодержец закипает от гнева.

Обратите внимание

  Иван Грозный подозревает  своего верного слугу в черной зависти и даже в измене, ведь ему, развращенному властью и деньгами, представление о любовных переживаниях кажется совершенно чуждым.

А вот молодой Кирибеевич предстает в первой сцене  очень противоречивым: охваченный страстью, юноша с подлинной поэтичностью, достойной уважения, признается в любви к Алене Дмитриевне, но боится сказать, что она уже замужем за купцом Калашниковым.  По оценке автора, он ведет себя как «лукавый раб».

Во второй части поэмы мы знакомимся с жизненным укладом купеческой семьи, основанным на правилах Домостроя. Купец Калашников выступает здесь ярым их блюстителем: подозревая жену в неверности, он грозится упрятать ее «за железный замок, за дубовую дверь».

Однако за кажущейся суровостью Степана Парамоновича скрываются черты доброты и гуманности. Узнав об оскорблении, нанесенном его жене опричником Кирибеевичем, Калашников стремится защитить не красоту своей жены, а честь семьи, имени, рода.

Именно поэтому прямо посреди ночи зовет он своих братьев, чтобы восстановить справедливость: просит их в случае его смерти выйти на поединок, чтобы постоять за правду.

Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь», речи его будто острый нож, а немилость его – страшнее смерти.  Такое отношение к мужу складывается неспроста. Очень уж суровым был быт людей середины XVI века.

Поэтому и отношения между людьми были суровыми. Ожидая вечером свою жену, Калашников сразу подозревает ее в неверности, а увидев простоволосою, без фаты, грозит ей наказанием.

И если бы Алена Дмитриевна оказалась виновной, можно было бы не сомневаться, – осуществил бы свою угрозу.

Важно

В третьей части поэмы читатели из царских палат и купеческого дома переносятся на просторы Москвы-реки. Здесь и разыграется поединок Калашникова с Кирибеевичем: поединок правды с неправдою, чести с бесчестием, человеческого достоинства с произволом и своеволием.

И если опричник, вышедший на бой потешить батюшку-царя, кланяется в пояс только ему, то Степан Калашников, выходя на бой, поклонился Ивану Грозному, «после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», ведь он вышел не только отстоять честь семьи, но и доказать народную правду.

Он является перед Кирибеевичем как возмездие, как неотвратимый рок, судьба, поэтому побеждает морально, задолго до его физической смерти. Трагическая смерть вызывает печаль гусляров, но лишь на мгновение, потому что все их симпатии на стороне русского купца. Борец за правое дело, по сути, становится мучеником за правду.

Даже под угрозой казни он не признается, что же заставило его насмерть сразиться с любимым опричником царя. Современному читателю невдомек, почему честный купец так и не рассказал об истинных мотивах своего поступка: почему не признался, что убил его, защищая честь семьи.

Для автора поэмы ответ очевиден: его герой не хотел даже упоминать имя своей жены, до конца дней оставшейся бы в позоре.

Столкновение происходит между опричником и купцом, тогда почему в конце поэмы вновь появляется образ царя Ивана Грозного? Без его присутствия столкновение мужчин можно было бы расценивать как семейно-бытовую драму.

Присутствие же царя, покровителя опричника, заставляет воспринимать конфликт по-другому: Степан Калашников не просто мстит высокопоставленному обидчику, он выступает против несправедливости, произвола, насаждаемого самодержцем.

Окончательную оценку разыгравшейся трагедии дает народ. И хотя могила Калашникова затерялась «промеж трех дорог» (он преступник, и его не стали хоронить на кладбище), она не забыта народом – этот героический поступок навсегда остается в его памяти.

  • «Песня про купца Калашникова», краткое содержание по главам произведения Лермонтова

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова

  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Песня про купца Калашникова»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/836-pesnya-pro-kuptsa-kalashnikova

«Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова

  Скачать сочинение

    Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис.

Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература.
    “Песня…

” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни..

”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
    Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России.

Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I.

Совет

Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
    Все герои “Песни…” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена.

Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
    Одна из важнейших характеристик героев “Песни…” — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности.

И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

Вся система нравственных ценностей, согласно которой живет Степан Парамонович с его особым внутренним миром, основана на том, что превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен за каждый свой шаг не только перед собой, но и перед своими предками и потомками.
    Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану.

Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска.

Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич.
    Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Это столкновение частного человека и всей государственной машины.

Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке.

В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
    Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую.

Обратите внимание

Пообещав перед всем народом праведный суд за бой: “Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит!” — он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.

    Показательно, что исход битвы решило моральное превосходство Калашникова, потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: “Не в силе Бог, но в правде”.
    Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев.

Он восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшнее личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
    Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей меня, или выслушай!
    Твои речи — будто острый номе;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости… .
    Ты не дай меня, свою верную жену,
     Злым охулънжам в поругание!
    Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться “за святую правду-матушку”, и бесстрашной верностью его братьев:
    Ты наш старший брат, нам второй отец.
     Делай сам, как знаешь, как ведаешь,.     А уж мы тебя родного не выдадим.

    В “Песни…” перед нами раскрываются истинные русские характеры. Своим произведением Лермонтов, бросил дерзкий вызов правящим кругам своего времени, воспев удалого купца Калашникова, не побоявшегося ни грозного царя, ни его любимца и открыто выступившего в защиту своего достоинства.

19424 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00012801184864100237

Идейно-художественное своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

На всем протяжении творческого пути М. Ю. Лер­монтов обращался к жанру романтической поэмы. Одной из таких Поэм является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских пес­нях».

Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведе­ния, в котором бы выразилась русская жизнь в знаме­нательный период московской истории — царствова­ние Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтиче­скому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти.

Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным обо­ротам: «мово верного слугу»; к традиционным обра­щениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Оли­цетворение   является   основным   приемом   автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая по­дымается», «разметала кудри золотые»).

Поэма изо­билует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой  боец»,   «солнце  красное»),   постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору…;

     анафоры:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни…» — личности могучие, яр­кие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.

Кирибеевич — «удалой боец», «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.

Важно

Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашнико­ве. Белинский сказал о нем, что это «… одна из тех же­лезных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи да­дут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться.

Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает чело­веческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужест­венен, честен, справедлив.

В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем.

О том, что эта победа имеет народное значе­ние, говорит завершающая картина «безымянной мо­гилки», вызывающая сочувствие в народе.

Первым оценил «Песню…» В. Г. Белинский, напи­сав: «Песня… » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельст­вует об одном из богатейших элементов его поэзии, на­мекающем на великость его таланта», «поэма Лер­монтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное». 

Источник: http://5litra.ru/soch/88-idejno-xudozhestvennoe-svoeobrazie-pesni-pro.html

Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Лермонтов Михаил Юрьевич – Контрольные вопросы к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Какой период русской истории отражен в «Песне…»? Почему поэт обратился к далекому прошлому?

В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи.

Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы.

Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?

Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?

Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?

Совет

Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?

Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную».

Обратите внимание

Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его.

Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?

Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?

Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?

Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?

Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.
kontrolnye-voprosy-k-poeme-m.-yu.

-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме м. ю. лермонтова «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова»

Какой период русской истории отражен в «Песне…

»? Почему поэт обратился к далекому прошлому?

В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с «царским опричником» погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи.

Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом, воспитывала уважение к человеку, его чести и достоинству, поддерживала веру в идеалы.

Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного (о его царствовании, об опричнине)?

Каким предстают Иван Грозный и Кирибеевич в первой картине поэмы (пир у Ивана Грозного)?

Повинен ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семью Калашниковых?

Совет

Непосредственной вины царя в этом нет. Но царь повинен в том, что сделал возможным такое поведение своего любимца, оградив опричников от народного гнева, поставив их над законом, в том, что поощрял их произвол и безнаказанность.

Какой представляется вам семья Калашниковых во второй картине поэмы?

Суров быт, суровы люди, суровы отношения между ними. Подозревая жену в неверности, Калашников грозит упрятать ее «за железный замок за дубовую дверь окованную».

Обратите внимание

Для Алены Дмитриевны муж — «государь», «красно солнышко»; его немилость для нее — горше людской молвы, страшнее смерти. «Вторым отцом» считают купца младшие братья, готовые во всем поддержать его.

Власть Калашникова в семье неоспорима, но под покровом суровости в нем живет доброта, забота о близких, о чести и достоинстве семьи.

Как начинается третья часть поэмы — картина кулачного боя? Какое значение имеет описание утра, алой зари?

Одинаково ли ведут себя противники? С какой целью каждый из них выходит на кулачный бой?

Почему Калашников не обманул царя, не сказал, что убил Кирибеевича «нехотя» (ведь этим он спас бы свою жизнь)? Можно ли его поведение назвать подвигом?

Кому принадлежит окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии?

Что сближает поэму Лермонтова с народной песней? Какие художественные приемы народной поэзии использовал автор? Привести примеры метафор, сравнений, постоянных эпитетов.

Источник: https://www.school-essays.info/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-poeme-m-yu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

Сочинение на тему «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Действие происходит в период царствования Ивана IV Грозного — время сложное и страшное для понимания современного человека.

В этот период сложилась так называемая опричнина, в которую входили не очень знатные дворяне, по-рабски преданные своему царю. Опричники были противовесом боярам, которых царь считал предателями.

Их глава государства привечал, благодаря чему опричники имели неограниченную власть и превосходство над народом и боярами.

Одним из царских любимцев был Киребеевич — молодой и красивый дворянин. О его внешности Лермонтов пишет:

«Удалой боец, ладный молодец с темными очами и широкой грудью».

Слыл этот дворянчик грозой среди калачников — ведь на Руси того времени кулачные бои считались популярной забавой. Был это опричник спесив и даже заносчив, наряды носил царские. Происходил из знатного рода Малюты Скуратова, был холост, и многие девушки считали его завидным женихом.

В противовес Киребеевичу другой персонаж — купец Калашников, статный молодец с ласковой речью. Так о нем оговорит сам поэт: Калашников — купец с хорошим достатком, имеет высокий дом за Москвой-рекой, считается примерным семьянином и хорошим хозяином. Живет по моральным уставам того времени. Женат на красавице Алене Дмитриевне, которая так некстати полюбилась Киребеевичу…

Встретилась Алена Киребеевичу, и он, влюбившись без паями в нее, признается царю:

«Не сыскать-найти такой красавицы…»

Опричник пользуясь своей безграничной властью, насильно целовал чужую жену и сорвал платок с головы Алены Дмитриевны — а это считал оскорблением замужней женщины и задевало честь семьи.

Важно

Естественно, выход был только один — не мог Калашников простить оскорбление, а царь встал на защиту своего фаворита. Потому купец вызвал Кирибеевича на кулачный бой. Как ни важничал и не насмехался опричник:

«Отпущу его с покаянием, лишь потешу царя нашего, батюшку!»,

а не мог он знать, что закончится этот бой для него смертью. Да и сам Калашников знал, что царь не простит ему смерть любимца.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Этот бой двух бойцов был не только за честь поруганной жены, он много значил в противостоянии и разрешении конфликта между опричниками и народом. Все произведение насыщенно народной речью и образами людей того смутного времени, так же народными словами с оттенком грусти заканчивает «Песнь…» Лермонтов, целиком и полностью стоявший за Калашникова.

«А схоронили его на пересечении трех дорог….
А гусляры пели во славу народного героя, удалого купца Калашникова!»

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/02/pesnja-pro-carja-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kiribeevicha.html

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова – PDF

Применение технологии проблемного обучения на уроке литературы. 7 класс Тема урока: образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Подробнее

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, Подробнее

Сочинение образ ивана грозного в поэме лермонтова восприятие, анализ, оценка (3-ий вариант сочинения). Поэма М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и понятен интерес Лермонтова Подробнее

26 дек 2002. М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Ох ты гой еси, царь Иван. 041309763253 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

Подробнее

Николаева Ирина Викторовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия 16 г. Орла УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕД ВАМИ СУД И ПРАВДА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. (ПО ПОЭМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Подробнее

Песня «на старинный лад» (Историческое прошлое России в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова») Авторы: Распопова Ольга Николаевна Куконкова Нина Васильевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное Подробнее

Презентация проекта «Заочная экскурсия по Москве эпохи Ивана Грозного» Сухарева М. М., учитель русского языка и литературы МБОУ “Средняя школа 2” г. Городец Нижегородской области Литература, 7 класс, раздел Подробнее

Совет

Время выполнения задания 240 минут Внимательно прочитайте формулировки двух заданий разного типа. Выберите и выполните то задание, которое позволит вам наиболее полно проявить ваши знания, навыки и творческую

Подробнее

И сказал ему Царь Иван Васильевич: «Да об чем тебе, молодцу, кручиниться? Не истерся ли твой парчевый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закаленная? Подробнее

Описание проекта Название проекта Описательное или творческое название проекта “Не в силе Бог,а в правде”(по произведению М.Ю.Лермонтова”Песня про купца Калашникова…”) Краткое содержание проекта Краткий Подробнее

Купец Калашников (РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич) опера в трёх действиях Либретто по М. Ю. Лермонтову написано Н. Куликовым. Первое представление состоялось 22 февраля 1880 года в Петербурге на сцене Мариинского Подробнее

Тематическое планирование по литературе в 7 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. – 18-е изд., переработанное М.: Просвещение,

Подробнее

Примерное календарно-тематическое планирование по русской литературе для VII класса учреждений общего среднего образования (2017/2018 учебный год) VII класс (I четверть) (53 часа в год) Петровская, Л. Подробнее

I.Требования к уровню подготовки обучающихся Рабочая программа ориентирована на освоение учащимся 8 класса следующих умений: – читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики; – выразительно Подробнее

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова – стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент Подробнее

Обратите внимание

М.Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Музыка Александра Осипова Для ансамбля русских народных инструментов Апрель 2015 г. От автора Поэма М. Ю.

Подробнее

Цели и задачи: «Никто не забыт- ничто не забыто!!!» 1 класс. Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям; Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ. Представления Подробнее

А.И Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми Подробнее

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская, Подробнее

1 Тема: «Песня про купца Калашникова» по произведению М. Ю. Лермонтова Предмет: литература (7 класс) Учитель: Краснова М.С. Цели урока: рассмотреть героев поэмы М. Ю. Лермонтова через связь с историческим

Подробнее

«Слово о полку Игореве» – выдающееся произведение древнерусской литературы, свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи. «Слово» повествует Подробнее

Билеты по истории России XIX века для промежуточной аттестации обучающихся 8-х классов 2015-2016 учебный год 2 Пояснительная записка к материалам для промежуточной аттестации за курс «Литература. 5-7 классы» Подробнее

Сочинение на тему человек о котором хочется рассказать Говорят, что внешность человека обманчива. Может быть, но я хочу рассказать о своей подруге, внешность которой полностью совпадает с нужно написать Подробнее

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Вы узнаете Что общего между богатырями и рыцарями. Какое влияние они оказали на современные нравственные представления. Подробнее

Важно

МКОУ «Гимназия города Буйнакска» Интегрированный урок литературы в 7 классе на тему: Честь и долг в поэме М.Ю.Леромонтова «Песня про царя Ивана Васильевича Молодого Опричника и удалого купца Калашникова»

Подробнее

1 год 1 четверть БОРЬБА ключевое слово четверти. Слово Божье оружие борьбы. 1. Слово Божье меч духовный. 2. Сила Слова Божьего. Бог Победитель в борьбе. 3. Божья борьба с грехом. 4. Бог покровитель в борьбе. Подробнее

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКА И вечен Лермонтова гений К 200-летию со дня рождения МЮ Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой Еще неведомый избранник Как он, гонимый миром странник Но только Подробнее

Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цель и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». «Верность и измена» В рамках Подробнее

1 Пояснительная записка Программа учебного предмета “Литературное чтение” индивидуального обучения на дому составлена для ученика 1 В класса, имеющего НОДА. У учащегося наблюдается слабое развитие моторики,

Подробнее

Требования к результатам освоения учебного предмета Учащиеся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида должны уметь: выразительно читать текст, комментировать его, анализировать; Подробнее

Пояснительная записка. В 9 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в учебном году в 9 классе закончить Подробнее

Муниципальное образование Населённый пункт Образовательная организация Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 205 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по литературе отводится 0 минут. Работа Подробнее

Совет

Модуль 1. Литература и фольклор Тема: Художественная литература и музыка виды искусства. Фольклор часть национальной культуры Вариант I Студент Группа Дата Выберите правильный ответ. 1. Поэты и писатели

Подробнее

Урок литературы в 8 класс по теме «Обличительная сила рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» Бобровник О. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» Тип урока: усвоение новых знаний. Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/52057093-Pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector