Характеристика Ассоль (Алые Паруса)
Ассоль – имя девушки, ставшее нарицательным. Оно символизирует романтичность, открытость и истинность настоящих чувств. Ассоль и вера в любовь – два синонимичных понятия. Образ и характеристика Ассоль в повести «Алые Паруса» поможет разобраться в особенностях героини художественного произведения.
Внешность героини
Читатель встречает Ассоль восьмимесячным малышом, оставшимся без мамы, в ожидании отца-моряка на попечении доброго соседского старика, он ухаживал за ребенком 3 месяца. В конце книги девушке уже между 17-20. В этом возрасте сбывается ее мечта, и она встречает Грэя.
Внешность девушки меняется:
- 5 лет – доброе нервное личико, вызывающее улыбку на лице отца.
- 10-13 лет – худенькая, загорелая девчонка с темными густыми волосами, темными глазами и кроткой улыбкой маленького рта. Внешность выразительна и чиста, автор сравнивает ее с ласточкой в полёте.
- 17-20 лет – удивительная привлекательность сквозит во всех чертах: невысокая, темно русая. Длинные ресницы спадают тенью на щеки, нежные очертания лица заставляют рассматривать ее любого проходящего мимо.
В каждом возрасте к девушке подходит один эпитет – очарование. Это вызывает удивление еще и от того, что одежда Ассоль бедная и дешевая. В таких нарядах сложно стать заметной, но это не для Ассоль. У нее свой стиль, особое умение одеться. Тонкой деталью проходит через внешность косынка: она закрывает юную голову, прячет густые пряди, скрывает взгляд. Внешность очаровательной скромницы не популярна в Каперне, пугает жителей своей диковатостью и умом, скрытым внутри глубоких темных глаз. Девушку невозможно представить на базаре среди женщин с грубыми руками и развязной речью.
Семья и воспитание девушки
Семья живет в деревне у моря. Неизвестно многое: страна, близкий город, море. Деревня Каперна, где находится такой поселок? Только на страницах романа. Семья моряка – обычная семья приморских деревень. Отца зовут Лонгрен, мать – Мери.
Не справившись с болезнью, мать умирает, когда ребенку было всего 5 месяцев. Лонгрен начинает заботиться о дочери, он оставляет свой рыбацкий промысел и пробует мастерить игрушки. Ассоль подрастает и помогает отцу, она ходит в город, чтобы оставить подделки отца на продажу.
Живут Ассоль и Лонгрен в бедности, но в любви. Жизнь простая и однообразная.
Характер героини
Становление характера проходит на фоне одиночества. К семье относятся насторожено после случая с Меннерсом. Одиночество наводило скуку, но Ассоль нашла, с кем дружить. Ее близким окружением стала природа. Тоска сделала девушку робкой и страдальческой. Оживление в лице появлялось редко.
Основные черты характера:
Глубокая душа. Девушка чувствует все и всех вокруг себя. Она искренне переживает тяготы жизни, пытается помочь встречному. Ассоль тяжело переживает оскорбления, сжимается как от удара.
Хозяйственность. Шьет, прибирается, варит, экономит – делает все, что нужно уметь женщине из бедной семьи.
Индивидуальность.
Девушка не вписывалась в привычные характеры приморской деревни. Ее не понимают, называют сумасшедшей, тронутой. Над особенной девчонкой посмеиваются, подшучивают, но в душе понимают, им не стать такими, не понять ее мыслей.
Любовь к природе. Ассоль разговаривает с деревьями, они для нее друзья, верные и честные, в отличие от людей.
Они ждут девушку, встречают ее трепетом листьев.
Образованность. Девушка любит читать и писать. Как говорит автор, она читает между строк. Видит за сюжетом глубину переживаний героев.
Даже читая, девочка связана с природой. Маленький зеленый жучок ползет по странице и знает, где ему остановиться.
Он как будто просит ее перевести взгляд на море, где ждет корабль с алыми парусами.
Судьба героини
Детская сказка, которую рассказал девочке собиратель песен Эгль, живет в душе. Ассоль не отказывается от нее, не боится насмешек, не изменяет ей. Верная своей мечте, она смотрит вдаль, ждет в морской пучине корабль. И он приходит.
Интересно то, что читатель продолжает рассуждать об Ассоль после появления в ее жизни Грэя. Хочется представить, как измениться скупая на радость жизнь милой красавицы, когда книга уже прочитана. Это мастерство автора покоряет уже не одно поколение читателей. Сказка стала реальностью.
Нужно верить в свою судьбу, чтобы она свершилась.
Другие материалы по повести-феерии «Алые Паруса»:
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1327-harakteristika-assol-alye-parusa.html
“Алые паруса”: анализ повести Грина, образы Ассоль и Грэя
Александр Грин создавал «Алые паруса» в те годы, когда вокруг рушился миропорядок. Он писал сказку о бедной, всеми обиженной и кажущейся бездомной девочке, когда сам был почти нищим и голодным.
Тетрадь с рукописью этой книги писатель возил с собой на фронт, когда его, тридцатидевятилетнего, больного, измученного человека, призвали на войну с белополяками (1919). Он таскал заветную тетрадку с собой по госпиталям и тифозным баракам. И наперекор всему верил, что «Алые паруса» состоятся. Этой верой пронизана и сама повесть.
Её замысел родился ещё в 1916 г. вроде бы случайно. Из мечты детства (море) и случайного впечатления (игрушечная лодочка с парусом, увиденная в витрине магазина) родились у Грина главные образы повести, которую он назвал «феерией». Так обычно называют театральное представление сказочного содержания.
Но «Алые паруса» — не пьеса и не сказка, а самая настоящая правда. Ведь совсем не редкость деревни, подобные Каперне. Герои повести не похожи на сказочных, даже такие, как Эгль, только маленькая Ассоль и могла принять его за волшебника.
И всё-таки, несмотря на реалистичность героев и картин, «Алые паруса» – феерия.
Образ Ассоль в повести «Алые паруса»
Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя – Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.
«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок… не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них.
А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети… Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.
Ассоль же была совсем другой… Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.
А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.
Образ Грэя в повести «Алые паруса»
История Грэя тоже начинается с детства. Его окружение — это родители и предки, присутствующие, правда, только на портретах. Грэю полагалось жить по «заранее составленному плану». Логика и течение его жизни были предопределены семьей.
Собственно, как и жизнь Ассоль. С той только разницей, что ему предписывалось процветать, а ей прозябать в атмосфере неприятия и даже ненависти окружающих людей. Но программа жизни, составленная для Грэя, очень рано дала сбой.
В ней не учли его живой и независимый характер.
Всё началось с того, что Грэй захотел выбрать в жизни роль «рыцаря», «искателя» и «чудотворца». В детстве эта роль проявилась по-детски. Грэй замазал на картине, изображавшей распятого Христа, гвозди.
Потом, чтобы почувствовать боль служанки, обварившей руку, он и свою руку обварил. Он подсунул ей свою копилку, якобы от Робина Гуда, чтобы она могла выйти замуж. Картина на стене библиотеки и богатое воображение помогли Грэю определиться с будущим.
Он решил, что должен стать капитаном. Грин отдал Грэю свою мечту.
Таким образом, и Ассоль, и Грэй ещё в детстве увидели свое будущее. Только Ассоль просто терпеливо ждала, а Грэй сразу начал действовать. В пятнадцать лет он тайно покидает дом и входит в неведомую ему жизнь моряка.
Контраст между домашней и морской жизнью разителен. Там любовь матери, потакание всем его причудам, а здесь грубости, физические нагрузки.
Но Грэй «молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал капитаном».
Этот герой — тонкая натура. Он способен понимать знаки судьбы. Когда он впервые увидел спящую Ассоль, «всё стронулось, все усмехнулось в нём». И он надел кольцо на палец спящей Ассоль.
Услышав ее историю, Грэй уже знал, что он будет делать. Грин подробнейшим образом описывает, как он выбирает шёлк для парусов, чтобы показать, насколько для него важно то, что он собирается сделать.
Почему Ассоль и Грэю, настолько отдалённым друг от друга и расстоянием, и положением, всё-таки удалось встретиться? Судьба? Да, несомненно. И Грэй это признает: «Как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров».
«Судьбу» он поставил на первое место. Но есть в их истории и закономерности. Все действия Грэя после того, как он узнал о предсказании для Ассоль, абсолютно в его характере: «Я понял одну нехитрую истину.
Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Конечно, А. Грин приукрасил жизнь. Он показал то, что хотелось бы в ней видеть, а не то, что есть. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, которые случаются в жизни. И уже для многих людей.
Алые паруса – это символ надежды, с которой всё и началось…
Основные особенности повести «Алые паруса»:
- жанр: повесть-феерия;
- сюжет: предсказание и его исполнение;
- контрастность «миров»: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков;
- идеальный герой в центре повествования;
- присутствие символов;
- концепция «чуда», творимого собственными руками;
- встреча двух духовно близких людей как смысловой центр феерии.
Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. – К.: Грамота, 2008
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/alye_parusa_analiz_povesti_grina_obrazy_assol_i_grehja/63-1-0-1083
Характеристика героя Ассоль, Алые паруса, Грин. Образ персонажа Ассоль
Ассоль
Ассоль – главная героиня повести Александра Грина «Алые паруса», девушка, чья мечта стала явью. Ассоль рано лишилась матери, и ее воспитал отец – суровый и замкнутый Лонгрен, который, однако, горячо любил свою дочь.
Односельчане их сторонились, так как по версии владельца таверны, Лонгрен был жестоким и бессердечным человеком. Он не протянул ему руку помощи, когда тот был в беде и мог утонуть.
А о том, что по его вине умерла Мери, мать Ассоль и возлюбленная Лонгрена, владелец таверны умолчал. С тех пор Ассоль и её отца в деревне недолюбливали.
Более того, Ассоль прослыла полоумной после своего рассказа о встрече с Эглем, собирателем сказок, который предсказал ей, что за ней, в свое время, приедет отважный принц на белом корабле с алыми парусами. За это её называли не иначе, как «корабельная Ассоль».
По натуре эта была девушка с чутким воображением и добрым сердцем. Она могла заговаривать с деревьями и кустарниками, как с живыми, заботиться о братьях меньших, и искренне мечтать. Когда она подросла, то стала настоящей красавицей.
Всё что Ассоль надевала, казалось новым и очаровательным. Её лицо было по-детски наивным и лучистым и она ни на миг не забывала о своей мечте, живо её представляя.
Хотя Лонгрен надеялся, что пройдет время, и она забудет слова сказочника Эгля.
Умение самозабвенно мечтать и игнорировать злые насмешки окружающих, пошли девушке на пользу. В её жизни, и на самом деле, появился некто особенный, надевший на её палец кольцо, пока она спала. После этого, она ещё больше уверилась в том, что «он» скоро появится в ее жизни.
И действительно, вскоре в деревне Каперна появился тот самый корабль с алыми парусами, а с ним и Артур Грей – капитан корабля, отважный моряк и просто благородный человек, который услышав историю про Ассоль и её мечту, решил воплотить её в реальность. Произошло это потому, что он случайно увидел её спящую и влюбился в неё с первого взгляда.
Надев кольцо на её палец, он начал всё выяснять об Ассоль, и таким образом узнал о её мечте.
После того, как она его тоже увидела, она также сразу в него влюбилась. Она приняла предложение Грея уехать из деревни с ним на корабле, не забыв взять с собой отца.
Видео характеристики героя Ассоль
см. также:
Характеристики главных героев произведения Алые паруса, Грин
Краткое содержание Алые паруса, Грин
Сочинения по произведению Алые паруса, Грин
Краткая биография Александра Грина
Источник: https://sdamna5.ru/assolj
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Образ Артура Грея (по феерии Грина «Алые паруса»)»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Феерия Александра Грина «Алые паруса» – одно из самых известных произведений писателя. Оно посвящено темам любви, мечты, поисков счастья, а поэтому интересно любому молодому читателю.
В повести-феерии два главных героя. Конечно, можно считать главным героем еще и отца Ассоли Лонгрена, но ведь повесть в том числе о любви, значит главные герои – это все-таки влюбленные.
Ассоль – дочь рыбака. Именно ей собиратель песен и сказок Эгль рассказал придуманную им легенду про корабль с алыми парусами, который когда-нибудь увезет Ассоль.
Эгль придумал историю, которая затем становится легендой, ведь он фольклорист. Быть может, он поступил немного жестоко, ведь легенда могла и не осуществиться.
И не осуществилась бы, если бы Ассоль не верила в нее и если бы на ее пути не встретился Грей.
У Грея тоже была мечта – стать капитаном. Но не каждый человек может достичь своей мечты, а вот Грей смог осуществить и свою мечту, и мечту Ассоли. Почему?
Артур Грей родился в очень богатой семье. Он мог бы всю жизнь провести припеваючи и ничего не делая. Но не таков Артур Грей! Мальчику все интересно. Он с самого детства поступает уверенно и благородно.
Когда служанка обожгла руку, Грей нарочно облил горячим супом свою руку, чтобы понять, насколько это больно.
И не помчался к врачу с рыданиями, а сначала отвел туда Мари и только после ее ухода показал свой собственный ожог.
Это показывает, что Грей чужд условностей. Для него человек, который страдает, важнее собственных переживаний, и неважно, это служанка или человек его же круга. А еще мы можем сделать вывод, что у маленького Грея железная воля, ведь терпеть боль при ожоге очень трудно.
Артур Грей хотел стать моряком. Его родители не читали это удачным выбором и не позволяли мальчику учиться на капитана. Тогда он убежал из дома и поступил юнгой на корабль.
Капитан разу понял, что перед ним увлеченный романтикой молодой богач, и не сомневался, что долго мальчик не выдержит и запросится домой. Но он не знал Грея! Как бы трудно и больно ни было, он твердо шел к своей мечте.
И капитан вскоре понял, что этот мальчик домой не попросится, а гони его – он придет снова. Стало ясно, что Артур Грей добьется своего во что бы то ни стало. И тогда капитан стал сам учить мальчика своему ремеслу.
В одном из плаваний капитан Грей случайно видит спящую на лугу Ассоль. Юноша сразу решает, что ему очень понравилась девушка, и он надевает ей на палец свое кольцо. Решительности ему не занимать.
А уже позже он узнает все об Ассоли.
Конечно, Грею о нем рассказывает противный трактирщик, но, как бы он ни пытался все исказить и опошлить, называя девушку полоумной, юноша понимает, что встретил человека, так же способного поверить в мечту.
Но Грей не просто верит в мечту – он способен сделать мечту реальностью. Юноша покупает алый шелк и приказывает сделать из него паруса. Так любовь и целеустремленность делают мечту реальностью.
История Артура Грея учит нас тому, что человек должен стараться добиться того, о чем он мечтает. Любое достойное желание может осуществиться, если упорно трудиться.
А потом можно помочь и другим людям, которые сами не могут осуществить свою мечту, ведь у тебя уже будет собственный опыт борьбы за вою мечту. Это и в самом деле борьба, но не с другими людьми, а с самим собой.
Надо победить слабость и лень, трусость и неуверенность, страх насмешек и осуждения. Надо много работать и верить в себя, как Артур Грей. Тогда любой человек может победить.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/643-sochinenie-na-temu-obraz-artura-greya-po-feerii-grina-alye-parusa.html
Сочинения по повести-феерии а. грина «алые паруса»
Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина “Алые паруса”).
Сочинение.
Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными, предсказуемыми обывателями.
Главная героиня повести А. Грина “Алые паруса” Ассоль — счастливое исключение из этого правила. Выросшая среди приземленных, озлобленных людей, она сумела не только противостоять их колкостям и обидным насмешкам, но и не усомниться в своей судьбе.
С раннего детства Ассоль любила слушать увлекательные истории о морских приключениях, которые рассказывал ей отец — бывалый моряк.
Отправляясь в город неподалеку от Каперны, чтобы “снести товар” в лавку, она нередко погружалась в мир фантазий, беседуя с обитателями кораблей и домиков, которые мастерил Лонгрен.
Во время одной из таких прогулок девочка повстречала бродячего сказочника Эгля, предсказавшего, что за ней приплывет принц из далекой страны на корабле с алыми парусами, и она станет принцессой.
С этого дня в душе Ассоль поселилось ожидание чуда — и оно было столь искренним, по-детски простодушным, что нашло отклик в окружающем пространстве.
В это время далеко от рыбацкого поселка в родовом замке рос романтичный и мечтательный мальчик, влюбленный в море и корабли. Будучи человеком целеустремленным, смелым и волевым, подросший Грэй решился оставить отчий дом, чтобы осуществить свою мечту. Еще юнгой он сумел добиться уважения и одобрения опытного экипажа.
Быстро накапливая знания в области навигации и приобретая необходимые навыки, юноша в конце концов стал капитаном.
Его сердце осталось открытым для чудес, поэтому, увидев на лесной поляне спящую Ассоль, а потом узнав ее историю и предсказание, он понял, насколько она дорога ему, и решил осуществить долгожданную сказку: “… когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя”.
Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.
Сочинение «Мечта и реальность» по повести-феерии А. Грина “Алые паруса”
Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами.
Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка.
И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей.
Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле. Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку.
Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить. В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка.
Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну. Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец.
В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились.
Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.
Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии А. Грина “Алые паруса”.
Сочинение.
Дети и взрослые всего мира знают и любят чудесную повесть-феерию А. Грина “Алые паруса”. Только на русском языке она издавалась более ста раз. Почему же людей так привлекают подобные “выдумки” и “небылицы”?
“Алые паруса” — это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться.
Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой — Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка, а лесоруба, а Грэй — не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо
Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь “Алые паруса”. Взрослых это чувство возвращает в детство, а детей убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.
Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина “Алые паруса”).
Сочинение.
Романтическая повесть “Алые паруса” — одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого.
Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. И достиг своей цели. Писатель изобразил “необычайные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное”.
“Алые паруса” — это сказка о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте.
Жизнь героини повести, юной Ассоль, довольно несчастна: у нее не было подруг, дети избегали ее, а взрослые переносили на нее нелюбовь к ее отцу. Над девочкой смеялись и оскорбляли ее. Но добрый Лонгрен подбадривал дочку: “Э, Ассоль, — говорил он, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут”.
И он брал девочку на руки и крепко целовал. Под влиянием отца, который ее обожал, Ассоль создала себе некий мир грез, в котором все было прекрасно, все люди были добрыми и любили друг друга.
И однажды в лесу, увлеченная игрой с игрушечным кораблем и придуманной ей самой историей, девочка случайно встретилась с незнакомцем, который представился “самым главным волшебником” и рассказал ей невероятную историю, о том, что ждет ее в будущем. “Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус.
Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Тогда ты увидишь храброго красивого принца… “Здравствуй, Ассоль! — скажет он.
— Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство… И ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом”. И девочка поверила загадочному волшебнику. И все последующие годы продолжала жить с этой верой и ждать, когда приедет за ней ее принц. Она ждала, не обращая внимания на смех, подтрунивания и издевки людей.
А в это время где-то далеко подрастал мальчик, мечтавший стать капитаном и еще не знавший, что ему суждено исполнить мечту всей жизни одной прекрасной девушки. Грэй также жил в своем прекрасном мире.
Он мечтал о море, жил этой мечтой, которая для него составляла единственно возможное счастье, объединяющее в себе “опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесную неизвестность, мелькающую любовь, цветущую свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…”
Так жили они долгих семь лет, жили каждый своей мечтой, не зная, что постепенно идут навстречу друг другу. И, конечно же, однажды наступил день, когда они встретились. Грэй увидел спящую в тени ветвей девушку, и “всё стронулось, все усмехнулось в нем”. Она сразу же пленила сердце юноши, и, поддавшись своему чувству, он снял со своего пальца кольцо и осторожно надел его на мизинец Ассоль.
Девушка ничего не почувствовала. Но, проснувшись и обнаружив на пальце кольцо, она уже не сомневалась, что оно принадлежит ее принцу. Между тем, Грэй случайно узнал о мечте девушки, и это подтолкнуло его к действию. С небывалым вдохновением взялся он за воплощение своей идеи — и через несколько дней прекрасный корабль с алыми парусами был готов принять на свой борт самую главную драгоценность.
Грэй воплотил в жизнь мечту Ассоль и добился своего собственного счастья. Он знал, что его счастье — эта прекрасная девушка, которая помогла ему понять истину.
А истина эта заключается в том, “чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
Благодаря силе любви, искренней вере в свою мечту, соединились в одну судьбы двух людей, которые теперь навсегда сохранятся для них “в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь”.
Мир мечтателей и мир обывателей в повести А. Грина “Алые паруса”.
Сочинение.
Древние греки считали, что желание уже самостоятельно создает и творит. Силы желания, мечтания могут повернуть жизнь в новое русло и изменить самого человека. Александр Грин силой собственной мечты основал целый мир, в котором проживают храбрые, откровенные и чистосердечные мужчины, поэтичные и красивые женщины, где у моря расположены города с чудными названиями — Лисс, Зурбаган.
Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой — “Они жили долго и умерли в один день”. Самое главное — встретиться, найти друг друга.
В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер.
А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее.
И все же именно сказка помогла ей не опуститься в болото обывательской жизни.
Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны.
Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. Это “что-то” не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным.
Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем.
И не преступление их, а несчастье в том, что они настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль.
Это жизненный факт, наверное, пережитый самим писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, считают его дураком. Так им легче.
Ассоль повезло в том отношении, что ее нашел Грей. Тоже мечтатель по натуре, он все же не думал о чем-то неосуществимом. Его мечтания в богатой семье поддерживали.
Ему было легче, чем Ассоль, несравненно легче, но все же он понял ее, понял ее неосуществимую мечту, от которой она не могла отказаться, понял тогда, когда даже родной отец не понимал свою дочь.
А ведь ее отец был человек большой души, но и его засасывал и калечил омут обывательской жизни.
Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу.
Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души.
Девочка была готова к чуду — и чудо нашло ее.
Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения.
А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль.
Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
Как будто две струны зазвучали вместе… Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: “Я здесь! Вот я!” — и бросится бежать прямо по воде.
Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили “благоразумные” люди, становится могучей творящей силой.
Произведение Грина превосходно своим оптимизмом, непоколебимой верой в мечту, победой мечты над мещанской, обывательской средой. Превосходно тем, что вселяет надежду на жизнь в обществе людей, которые способны слышать и понимать друг друга.
Ассоль, свыкшаяся с издевками и насмешками над собой, все-таки вылетела из того уродливого мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что всякая мечта в состоянии воплотиться в жизнь, если сильно поверить в нее, не изменить ей, не усомниться в ней.
И возможно, кто-нибудь от этого сделался намного лучше, благороднее, целомудреннее душою, кого в данной повести причислили к общественному “болоту” и кто вылезет из него для новейшей повести о воздушных замках.
Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-povesti-feri-a-grina-alye-parusa.html
Урок-исследование по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»
Автор публикации: Паршина А.А.
Дата публикации: 2016-03-17
Краткое описание: …
Урок-исследование по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»
«Любить, мечтать и верить…»
Задачи:
- познакомить учащихся с удивительными героями повести;
- научить выделять в произведении сказочное и реальное;
- ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;
- развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;
- развитие коммуникативных навыков при работе в группе.
Оборудование:
- аудиозапись морского прибоя,
- электронная презентация
Оформление доски:
- портрет А.Грина;
- иллюстрации к повести «Алые паруса».
Вступительное слово учителя
УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки.
Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз.
Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату.
То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
УЧИТЕЛЬ.
Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», – писал Д. Гранин.
УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой.
Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.
УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей.
Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:
- Случайна ли встреча Ассоль и Грея?
- Почему паруса алые, а корабль белый?
- В чем смысл названия повести?
УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия??
(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)
Беседа по тексту
В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку.
Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла.
Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.
– Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?
– Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?
– За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)
– Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)
– Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»
Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.
Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.
– В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)
УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.
- А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
- Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)
- Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
- Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
- Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
- Почему паруса алые, а корабль белый?
- А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?
- Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов
- Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)
УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.
А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)
Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.
Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)
Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами.
Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.
Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)
Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?
Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)
УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)
– Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?
– Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)
– Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? ^ Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя.
Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям.
Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)
– Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом».
Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса».
Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)
– Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).
– Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?
УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, – это удивительная сила воображения.
Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим.
И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.
Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда.
Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду.
Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».
Рефлексия
- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
- Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?
Домашнее задание. Ответить на вопросы:
«В чём сила этой книги?»
«Из этой книги я узнал(-а) одну истину…»
Читать полностью »
Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-34232661.html
А. С. Грина «Алые паруса» Цель работы: выяснить, в чём заключается художественное своеобразие феерии А. С. Грина «Алые паруса». Достижению поставленной цели будет способствовать решение
Своеобразие стиля феерии А.С.Грина «Алые паруса»
Цель работы: выяснить, в чём заключается художественное своеобразие феерии А.С.Грина «Алые паруса».
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- рассмотреть своеобразие жанра феерии;
- выявить изобразительно – выразительные средства в произведении.
Структура исследования:
Исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение
Тема моего исследования – «Своеобразие стиля феерии А.С.Грина «Алые паруса». Многие авторы писали свои произведения в жанре феерии. Один из самых знаменитых – Морис Метерлинк, бельгийский драматург и поэт, видел задачу искусства открытия перед человеком неведомого и невидимого. Феерия «Синяя птица» построена на мотиве поиска счастья – Синей птицы. Главное в пьесе то, что счастье отыщется не там, где его ищут, не на трудных дорогах, а дома. Александр Грин создал свою феерию, в которой бедная девочка Ассоль верит в счастье и ждёт чудо. Под пером знаменитого писателя произведение превращается в феерию, утверждающую «силу человеческого духа, просвеченную насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни … и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса» (К.Паустовский). Что же такое феерия?
Феерия – от французского fee – фея, волшебница; сказочное, волшебное зрелище.
Я решила рассмотреть своеобразие стиля феерии на примере произведения Александра Грина «Алые паруса». Творчество Грина сложного состава: в нём перемешано реальное и фантастическое, бытовое и сказочное. Своеобразие стиля А.Грина таится в языке, в системе художественных средств и образов, в характерах главных героев. Грин придумал страну Гринландию со своими городами, в которых живут отважные мореплаватели и бесстрашные герои, мечтающие о счастье и любви. Отталкиваясь от книг, прочитанных ещё в юности, от великого множества жизненных наблюдений, Грин создал свой мир, свою страну воображения, какой, понятно, нет на географических картах, но какая, несомненно, существует – писатель в это твёрдо верил – на картах юношеского воображения, в том особом мире, где мечта и действительность существуют рядом. Феерия написана особым языком, характерным только для А.С.Грина.
^
«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…» Эти строки из «Алых парусов». Они задумывались в 1917-1918 годах, в те дни, когда люди «своими руками» творили чудеса революционного переустройства жизни. Своей феерией, так знаменательно для тех дней названной, Грин откликался на события, бурлящие за окном.
Первоначальные наброски произведения относятся к лету 1916 года. Но рукопись была не завершена.
Во время гражданской войны Александр Грин начал писать новую повесть под названием «Красные паруса», но потом он понял, для того, чтобы передать весь смысл названия, чтобы придать ему особые, мягкие, нежные чувства, необходимо изменить название. Писатель называет феерию «Алые паруса».
Для автора название играет большую роль и это он показывает во фрагменте, когда главный герой – Грэй выбирает ткань для парусов. Для того чтобы подчеркнуть значение алого цвета, Грин использует приём синонимии: «красный, бледный розовый и розовый тёмный; густые закипи вишнёвых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов».
Алый – это цвет утренней зари; цвет любви, чистой и светлой. «Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полная благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй». Само название «Алые паруса»- несёт в себе смысл свободы любви, исполнения мечты.
В основе феерии лежит противопоставление, антитеза, характерные для романтических произведений.
На контрасте построено описание главных героев: Ассоль и Артура Грэя.
Ассоль – в феерии автор несколько раз даёт описание героини, но особой поэтичностью отличается уже первый детский портрет Ассоль. «Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие загорелые ноги девочки.
Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
Детский портрет Артура Грэя во многом отличается от портрета Ассоль: «юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки…обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами».
По мере развития сюжета автор ещё не раз будет возвращаться к портретам главных героев. Контрастные вначале, в дальнейшем они становятся похожи. Для А.С.Грина важно показать духовный мир Ассоль и Грэя.
Ассоль: «Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путём своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло».
Артур Грэй: «Таким образом, Грэй жил в своём мире.
Он играл один – обыкновенно на задних дворах замка, имевших в старину боевое значение», «Ему шёл уже двенадцатый год, когда все намёки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и тем, получив стройное выражение, стали неукротимым желанием.
До этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада – просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол – во множестве садов иных и вдруг увидел их ясно, всё – в прекрасном, поражающем соответствии». Автор выделяет специальным шрифтом слово свой, показывая особенность, неповторимость внутреннего мира Грэя.
Артур Грэй – добрый душой и сильный характером человек, он умеет понимать и сострадать. Это хорошо заметно во фрагменте, когда Грэй замазал голубой краской раны Христа на картине. Он объяснил свой поступок так: «… я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу».
Так же Артур Грэй, чтобы пережить «чужое сострадание» засунул руку в кастрюлю с кипящей водой и никому ничего не сказал, кроме доктора. Когда мальчик был маленький, он совершал добрые, благородные поступки, называя себя Робин Гудом.
Внутреннее «я» Ассоль было открыто и понятно только Грэю, и Грэя могла полностью понять только Ассоль.
Герои перед первой встречей испытывают одинаковые предчувствия. Ассоль: «Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что-то сделать согревало её. Она осмотрелась тем взглядом, каким оглядывают новое помещение…. Держась за верх рамы, девушка смотрела и улыбалась.
Вдруг нечто, подобное отдалённому зову, всколыхнуло её изнутри и вовне, и она как бы проснулась ещё раз от явной действительности к тому, что явнее и несомненнее. С этой минуты ликующее богатство сознания не оставляло её».
Предчувствие Грэя: «Во власти такого чувства был теперь Грэй; он мог бы, правда, сказать: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю…» – но даже эти слова равнялись не большему, чем отдельные чертежи в отношении архитектурного замысла. В этих веяниях была ещё сила светлого возбуждения».
Символом соединения героев становится кольцо, которое Грэй одевает на палец Ассоль, когда она спит. Оно предвещает скорую встречу, исполнение мечты. «Не было объяснений случившемуся, но без слов и мыслей находила она их в странном чувстве своём, и уже близким ей стало кольцо».
Символом мечты, любви Ассоль и Артура Грэя становятся алые паруса. Этот символ неоднократно появляется в феерии во всех ключевых эпизодах.
Маленькая Ассоль любуется игрушечной лодкой: «Ассоль пришла в восхищение. Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь». Эгль предсказывает Ассоль судьбу: «Не знаю, сколько пройдёт лет, – только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус.
Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка.
«Зачем вы приехали? Кого вы ищите?» – спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко–далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине.
У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». Взрослая Ассоль, придя на обрыв, видит разгорающийся рассвет: «Тем временем море, обведённое по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода.
Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и чёрный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них.
На чёрной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь», сидя на обрыве Ассоль видит призрачный корабль: «Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака.
Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже, встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдёрнула покровы со всего, что ещё нежилось, потягиваясь на сонной земле ».
Грэй приплывает к Ассоль на настоящем корабле: «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю……временами то крыша, то забор скрывали от неё алые паруса; тогда, боясь, не исчезли ли они, как простой призрак, она торопилась миновать мучительное препятствие и, снова увидев корабль, останавливалась облегчённо вздохнуть».
Таким образом, писатель постоянно подготавливает к мысли, что судьба Ассоль будет неразрывно связана с кораблём под алыми парусами и его капитаном.
Для создания портретов своих героев автор использует такое художественное средство, как антонимия, помогающее усилить противоречие сюжета, контрастное описание героев.
Рассказывая о Грэе, автор пишет: «…он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил тёмным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки струю за трепетным серебром рыб».
Для романтических произведений характерен конфликт между добром и злом, духовностью и обыденностью, добротой и жестокостью.
По городу ходили слухи, что отец Ассоль убил человека, и из-за этого он мрачен и нелюдим.
Даже дети не хотели играть с маленькой Ассоль: «Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швырялись грязью и дразнили…Одна за другой, наивные её попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения». Так же относились к Ассоль их родители и все остальные жители Каперны. Эгль так говорит о жителях Каперны: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен». Жители равнодушны к бедам других людей, они не умеют мечтать, верить в чудеса. Меннерс называет Ассоль «полоумной», не понимая, как можно верить в небылицы. В финале феерии это противостояние нарастает: «…имя (Ассоль) перелетало среди людей с нервной и угрюмой тревогой, с злобным испугом…».
Немаловажное значение имеет выделение специальным шрифтом отдельных слов в тексте, значимых для раскрытия содержания.
А.Грин писал об Ассоль: «В ней две девушки – две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности». Автор выделяет слово «две» другим шрифтом для того, чтобы читатель задумался над этим словом.
В произведении «две Ассоль»: первая – «дочь матроса»; вторая – «живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов…». Именно второе «я» Ассоль Грин считает наиболее важным.
Понять Ассоль как «живое стихотворение» помогает природа.
«Свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием», – назвал К.Паустовский пейзажи, созданные писателем. Пейзажи Грина созвучны по цвету, гармонии, лёгкости художникам – импрессионистам. (Импрессион (француз.) – впечатление, определяет основное свойство гриновского портретирования).
Писатель использует всё многоцветье палитры: «синее сияние океана», «лиловый ирис», «пересекая синие тени деревьев», «зелёная в розовом вечернем свете трава».
Описывая природу, А.Грин широко использует эпитеты «липкая паутина» «мшистые стволы», «счастливый блеск», сравнения «влажные цветы выглядели как дети», олицетворения «величественно гладили её… листьями », «спали деревья», «дремали шиповник, сады ».
Ассоль часто уходит в лес, там она чувствует себя легко и спокойно. «Здравствуй, больной, – сказала она лиловому ирису, пробитому до дыр червем… Так, волнуясь, трепеща и блестя, она подошла к склону холма… окружённая теперь истинными своими друзьями». Идя по лесу, Ассоль была уже не так одинока, она «здоровалась с деревьями, как с людьми». Лес – это символ свободы, место, где Ассоль чувствовала себя как дома.
Таким же символом свободы для Артура Грэя является море. Для Грэя особое значение приобретает картина, которая висит в библиотеке (на ней изображён корабль, буря и капитан, стоящий на мостике; точно и чётко он отдаёт приказы матросам). Именно эта картина переменила судьбу Грэя. Его потянуло в море в возрасте 15 лет, он покинул свой родной дом и стал матросом.
Море – это символ внутренней свободы. Автор показывает нам, что для Грэя важнее свобода, чем знатность, богатство. Описывая море, автор любуется его величественной красотой: «Тем временем море, обведённое по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода.
Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и чёрный».
Реально представить описываемые события помогают морские термины.
Боцман – должность младшего командного состава корабля. Отвечает за исправность корпуса, такелажа и палубных устройств, осуществляет руководство общекорабельными работниками и др.
^ – стоячий такелаж, раскрепляющий к бортам мачты и стеньги. Ванты парусников делаются из пенькового или стального троса.
Галс – положение судна относительно ветра. Различают левый и правый галс.
^ – всякий трос, применяемый для подъёма, уборки парусов, управления ими, а также для поднятия грузов.
Салинг – деревянная или стальная конструкция (рама), служащая для соединения стеньги с её продолжением в высоту Брам-стеньгой, Брам-стеньги с бом-брам-стеньгой.
^ – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от неё.
Тросы – общее наименование витых или крученых канатно-веревочных изделий. Различают стальные тросы, растительные тросы и синтетические тросы.
Бушприт – горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок-мачты.
Леер – натянутый трос, используемый для ограждения борта корабля, люка, в качестве поручня в штормовую погоду и т.д.
Автор использует художественные средства: антитезу, синонимию, антонимию, олицетворения, эпитеты, сравнения, особый шрифт, морские термины для того, чтобы читатель поверил в написанное, попал (пусть в воображении) в волшебную и загадочную страну Гринландию.
Заключение
Рассмотрев своеобразие стиля феерии Александра Грина «Алые паруса», я поняла, что это был очень талантливый автор, настоящий мастер слова.
«Грин умел писать так, что всё, даже самое фантастическое, самое сказочное, становилось в его произведениях непререкаемым фактом». Феерия А.Грина учит нас добру, пониманию, умению мечтать.
«Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант».
Список литературы
- Военно-морской словарь для юношества.- М.: ДОСААФ СССР, 1988.
- Грин А.С. Собрание сочинений в шести томах.- М.: «Правда», 1980. С. 26, 28, 29.
- Галицких Е.О. Александр Грин. Уроки творческого воображения //«Уроки литературы» №1, 2002. С. 7, 10-11.
- Мешерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000.
Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1103218.html