Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина
Имя города Санкт-Петербурга запечатлено в российской истории. Но не только на жизнь русского народа он повлиял, но оставил и глубокий след в русской литературе.
Бурлящая и грозная река, которую сковали в гранит, стала прекрасной темой для многих произведений талантливых писателей: Батюшкова, Державина, Гоголя и других. Все они пытались раскрыть этот город, показать его силу и мощь. Но только А.
Пушкин смог в своей поэме «Медный всадник» раскрыть более полно образ этого города, показав его духовное и природное развитие.
Жизнь Петербурга в изображении поэта различна: то она спокойная, молчаливая и очень тихая, но потом вдруг может резко закипеть и стать некой неуправляемой стихией, которая проявляется в виде бедствий и страшных наводнений.
Петербург — это творение Петра I, которое было построено на костях, но оно оказалось не только величественным, но и ужасным. Поэтому так грозно и торжествующе возвышается город надо всем. У этого города есть и своя повседневная и мирная жизнь.
Но когда начинается стихия, то с ней никто, даже царь, не может с ней справиться.
Из истории известно, что именно Петербург — «окно в Европу». Поэтому поэма «Медный всадник» имеет и историческое значение. С самого начала своего произведения Александр Сергеевич упоминает нам о том, как этот город создавался.
Некогда на этом месте гуляли лишь только ветер, да быстрая вода несла свои шумные волны. Однако царь Петр I, увидев это место, решил заложить здесь новый город, побеждая силы стихии.
И как бы природа не сопротивлялась, но все равно гордый и пышный город величаво вырос на берегах Невы.
Местность сильно меняется: природный хаос заменяется порядком и гранитными оковами. Петербург становится неким символом торжества человека над природными силами. Но это впечатление неправильное, так как нужно смотреть глубже.
Наводнение показывает, что человек не победитель, становится не только жертвой этой стихии, но и ее сообщником. Вода — это тоже стихия, но в Петербурге она представлена покоренной рекой Невой.
Это мнение о покоренной стихии обманчиво, так как эта же вода в поэме врывается в жизнь людей и самого города, нарушая их спокойствия и принося смерть.
Пушкин сравнивает разливающуюся реку с больным, который мечется, пытаясь найти себе покой и утешение.
Но уже скоро это сравнение сменяется следующим: разбушевавшиеся река, как разбойник, несется по улицам города, уничтожая, словно зверь, все, что ей попадается по дороге.
И все, что натворила Нева, беспомощно и жестоко, можно сравнить с теми последствиями, которые обычно остаются после бунта. Автор использует для описания последствий много разных глаголов: ломит, режет, крушит, грабит и другие.
Теперь судьба людей, живущих в Петербурге, оказываются зависимы от стихии. Главный герой поэмы при наводнении теряет свою любимую девушку, которой собирался делать предложение.
Так Евгений теряет свою цель в жизни и поэтому его жизнь становится пустой, и он начинает опускаться на самое дно жизни. Молодой человек перестает воспринимать действительность, он просто сходит с ума.
Судьба Евгения — это судьба в России «маленьких людей», жизнь которых бесценна и она сильно зависит от властей и от того, каковы цели самодержавной власти.
Когда возводился Петербург, то царь думал лишь о том, что будет основан новый город, и что его появление буде полезно для всего народа, но вот конкретно о каждом человеке, его судьбе Петр Великий думать не мог. Поэтому тема Петербурга тесно связана с темой «маленького человека», которого в этом городе унижает и уничтожает даже сама природа.
Образ города на Неве связан и с темой Петра Великого. О нем автор начинает говорить уже во вступлении к поэме. Поэтому, возведя этот город, царь — самодержавец соединил навеки свою судьбу с ним. Когда происходит наводнение, то царь Петр тоже здесь присутствует. Он — медный всадник, который возвышается над городом и внимательно смотрит на то, что происходит.
Пушкин описывает этот памятник, называя Петра кумиром, который восседает над городом на коне из бронзы. Но автор поэмы старательно обходит имя своего кумира, понимая, что его поэтический образ мрачен и зловещ. Так, во вступлении, когда идет прославление дел Петра, автор использует местоимение «он».
При описании наводнения, то это уже и кумир на коне, сильный властелин судеб, всадник из меди. Вспомнил автор и те легенды, которые связаны с этим великолепным городом на Неве: миф о появлении призрака Павла Первого в одном из городских замков.
И этот миф автор использует для того, чтобы показать помутнение сознания главного героя, у которого в голове тоже появляется призрак Петра, который его и преследует.
Памятник Медному кумиру — это воплощение власти, которая не только не имеет границ, но и беспощадна. Следовательно, Петербург — это город, который подавляет волю человека, губит их жизнь, подавляет человека.
Но с другой стороны город на Неве – это место, где таится много тайн и загадок, где бушуют стихии и неожиданно оживают памятники.
Образ Петра в поэме — это грозное божество, которое окутано святым покрывалом и его высота недосягаема.
Петербург в изображении поэта имеет двойственную характеристику: положительную и зловещую. Положительная характеристика: прекрасный город, величественный град с изящными формами. Зловещее описание: бушует стихия как тиран, которую невозможно успокоить. Читатель видит не только очарование и великолепие этого города, но и его нищету.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Пушкин описывает, что заборы некрашеные, а домики «ветхие». Но ведь в этом городе построены огромные башни и дворцы, корабли со всего мира сюда съезжаются, а река обрамлена гранитом, прекрасные мосты были возведены над нею. Описывает с восхищением автор и северные ночи, используя эпитеты: задумчивые, прозрачные, безлунные. Чтобы описать всю красоту белых ночей поэт использует сравнения.
Поэма Пушкина — это гимн городу Петербургу, который, как признается сам автор, вошел и в его жизнь, и не любить его невозможно. Город у автора показывается не только в разные времена года, но и все его потаенные местечки.
Источник: https://sochinyalka.ru/2016/11/obraz-peterburga-v-pojeme-mednyj-vsadnik-pushkin.html
Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник”
Поэма “Медный всадник” – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.
Поэма открывается “Вступлением”, в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей.
Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями.
Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:
Люблю тебя, Петра творенье…
Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. “Человечность” города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:
…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…
В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.
Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит “спящие громады пустынных улиц”, слышит “шипенье пенистых бокалов”, но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.
Во “Вступлении” намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях “петербургской повести”, – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный “юный град”, а “омраченный Петроград”.
Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить.
Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гробы с размытого кладбища
Плывут по улицам!
И только теперь появляется на улицах народ, “теснится кучами” на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, “как больной в своей постеле беспокойной”, то рвется “к морю против бури” и, встретив преграду, бунтует, то ропщет “пени…как челобитчик у дверей”.
Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура “кумира на бронзовом коне”, который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.
После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились.
Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает “поле боевое”, смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и “злых детей”, бросающих камни в безумного Евгения.
Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека.
Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.
В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.
(8 votes, average: 4.13
Источник: https://school-essay.ru/obraz-peterburga-v-poeme-pushkina-mednyj-vsadnik.html
Образ Петербурга в поэме Л. С. Пушкина «Медный всадник» – 8 Декабря 2013 – Литература
Образ
Петербурга в поэме Л. С. Пушкина «Медный всадник»
Образ Петербурга, созданный Пушкиным в поэме
«Медный всадник», является не просто фоном, на котором происходит действие, а
прямым участником
конфликта человеческой личности и истории.
Именно в образе Петербурга проявляется
неоднозначность решения этого конфликта.
Оценка этого города в конечном счете восходит к двум противоположным точкам зрения на личность и преобразовательную деятельность Петра
Великого.
С точки зрения классицистов, Петербург помогли создать
божественные силы, вдохновлявшие Петра и руководившие им. Своими деяниями
он возвысил Россию.
Другая версия заключается в том, что Петр — это деспот,
закабаливший свой
народ и покушавшийся на свободу других народов,
а Петербург — это город, созданный дьявольскими
силами, так как на его строительстве погибло много людей.
Как и в
трактовке образа Петра, Пушкин не отдает
предпочтения ни одной из этих версий о Петербурге, Его отношение к городу
и Петру I, построившему
его, неоднозначно.
Во вступлении поэмы Пушкин с любовью отзывается о Петре
и его творении, Петербурге, который воспринимается им как воплощение творческих
замыслов великого человека:
Люблю
тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий,
стройный вид…
Строительство Петербурга оценивается поэтом как
торжество исторической необходимости, как возможность для России «прорубить окно в Европу
и стать полноправным участником общения европейских стран.
Также, по замыслу Петра, Петербург
становится оплотом России, ее торговым, морским и военным центром. Пушкин, верный
литературной традиции первой трети XIX века, показывает парадный Петербург: Неву,
гранит, дворцы, Адмиралтейство.
Автор поэмы любуется архитектурной красотой юного города,
выросшего из тьмы лесов, из топи блат, его дворцами и башнями, построенными на месте
убогих лачуг, богатыми пристанями, гранитной набережной
Невы, мостами, «нависшими над водой», садами и парками северной столицы.
Он восхищается
воинственной живостью Марсовых полей, красотой пехотных и конных полков, вышедших
на военный парад, грозным видом прославленных
боевых знамен.
Пушкин также описывает атмосферу жизни северной
столицы: официальную жизнь города, представлявшую государство, светский Петербург,
который славился своими блестящими балами, и Петербург дружеских встреч и
холостых пирушек.
Петербургский мир предстает в поэме как некое
замкнутое пространство. Город живет по своим законам, начертанным его основателем Это как
бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России. «Московский
период ее истории, символом которого является ^старая Москва» — «порфироносная
вдова, ушел в прошлое.
Однако величественный образ города, созданный во
вступлении, внутренне противоречив, Пушкин подчеркивает двойственность Петербурга,
который «вознесся пышно, горделиво, но «из тьмы лесов, из топи блат». Это
город-колосс, под которым болотная топь.
Чем больше Пушкин говорит
о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный,
призрачный. В гордом облике младшей столицы скрывается что-то тревожное.
Тревога звучит в пожелании «граду Петра»: «Красуйся, град Петров,
и стой / Неколебимо, как Россия. / Да усмирится же с тобой / И побежденная стихия..
»
Красота города-т вер дыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией, В
самом сравнении города со стихией — двойственный смысл: здесь и признание
неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Впервые появляется
образ неукрощенной до конца водной стихии: она предстает могучим живым существом.
Стихия побеждена» но не «усмирилась».
«Волны финские, оказывается, не забыли «вражду
и плен старинный свой». Город, основанный «на зло надменному соседу», сам
может быть потревожен «тщетной злобою стихии.
Если во вступлении поэмы Петербург — символ
Петровской эпохи» «петербургского» периода в русской истории, то в первой части это обычный
город, терпящий бедствие и занятый повседневной суетой.
Контраст — главный принцип изображения города,
намеченный во вступлении, реализуется в двух частях «петербургской повести, Петербург в поэме полон резких конфликтов, неразрешимых
противоречий, В первой части облик города меняется, с него словно спадает мифологическая позолота.
Исчезают «золотые небеса», их сменяет «мгла ненастной ночи и «бледный день». Это уже не пышный «юный град», «полнощных
стран краса и диво», а «омраченный Петроград».
Он во власти «осеннего хлада, воющего
ветра, «сердитого» дождя. Город превращается в крепость, осажденную
Невой, которая тоже часть города.
В нем
затаилась злая энергия, которую
освобождает «буйная дурь» финских волн. Нева, прекращая свое «державное
теченье» в гранитных берегах, вырывается на волю и разрушает «строгий стройный вид Петербурга. Словно сам город берет себя приступом, разрывая свое чрево.
Обнажается все, что было скрыто за
парадным фасадом «града Петра» во вступлении.
Народ появился на улицах, «теснился кучами» на берегах Невы,
на балкон Зимнего дворца вышел царь. Он
«печален» и «смутен. Живой царь
бессилен противостоять «Божьей стихии». Вся первая часть — картина народного бедствия. Осажден Петербург чиновников, лавочников, нищих обитателей хижин. Нет покоя мертвым. Впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне».
Во второй части показан Петербург после наводнения. Но городские
противоречия не только сняты, а еще более
усилены. Умиротворение и покой таят в себе угрозу, возможность нового конфликта со стихией:
Но, торжеством победы полны, Еще кипели злобны волны, Как бы под ними тлел огонь…
Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает
«поле боевое» — «вид ужасный>,
зато на следующее утро «в порядок прежний все вошло». Город стал холодным и равнодушным
к человеку.
Это город чиновников, расчетливых торговцев, «злых детей, бросающих
камни в безумного Евгения, кучеров, стегающих его плетьми.
Но это по-црежнему дер-жавный
город — над ним парит «кумир на бронзовом коне».
Если строительство Петербурга сыграло положительную
роль в исторических судьбах России, то отдельному человеку с его маленькими житейскими
мечтами оно только приносит горе, С этим связана тема Евгения, бедного молодого человека,
надежда которого на тихое семейное счастье была сокрушена враждебной стихией потопа.
В противопоставлении Петра и Евгения выразился конфликт человека и власти,
личности и государства — вечная проблема, однозначное
решение которой Пушкин считает невозможным.
Источник: https://vsedli.ucoz.ru/news/obraz_peterburga_v_poehme_l_s_pushkina_mednyj_vsadnik/2013-12-08-46
Образ Петербурга в поэме Медный всадник
Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь! И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.
Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города, описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий.
Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. Город живет своей жизнью. И никто не может бороться со стихией – даже самодержцы: “с Божией стихией царям не совладеть”.
Важность темы Петербурга в русской литературе определяется центральной ролью города в отечественной истории: именно этот город стал для России “окном в Европу”. Поэма “Медный всадник” начинается с истории создания города.
На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу. Назло природе город возносится “пышно, горделиво”. Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем здесь когда-то хаосе: “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”.
Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем, а своеобразным сообщником стихий. Одна из них, вода, персонифицированная в образе Невы, врывается и нарушает спокойствие, явившись одной из сил “побеждаемой стихии”.
Сначала автор сравнивает ее с больным: “Нева металась, как больной”. Но потом она предстает в образе разбойника, даже зверя: река крушит, сметает все подряд на своем пути. Последствия разрушений похожи на последствия бунта, “бессмысленного и беспощадного”:
…Так злодей, С свирепой шайкою своей В село ворвавшись, ломит, режет, Крушит и грабит; вопли, скрежет, Насилье, брань, тревога, вой.
Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя лишается смысла. Разум Евгения теряет свою силу, молодой человек не выдерживает несчастья и сходит с ума.
Судьба Евгения отразила закономерность и роковую обреченность судеб “маленьких людей”: их жизнь зависит от власти и геополитических устремлений царей. В момент основания города Петр думал о государстве и о народе вообще, но не о конкретном человеке.
Таким образом, в теме Петербурга появляется одна из ее составляющих – “маленький человек”, возможная униженность и зависимость его положения. (Впоследствии в гоголевской “Шинели” история Акакия Акакиевича тоже разворачивается на фоне города.) Образ Петербурга тесно связан с образом Петра I.
Во вступлении автор не называет царя по имени, пользуясь местоимением он: “На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…” Именно по единоличной воле Петра трудом огромного количества безымянных работников, “на костях” был построен город.
И образ Петра все время присутствует на страницах поэмы, переплетаясь с образом города. Во время наводнения Медный всадник как будто стоит и смотрит на вытворяемые Невой бесчинства, словно одобряя их:
Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.
Не случайно Пушкин и в названии памятника опускает имя царя. Автор называет его “мощным властелином судьбы”, “кумиром на бронзовом коне”, “медным всадником”, поэтому образ основателя Петербурга становится мрачным, зловещим и даже ужасающим.
При создании поэмы Пушкин использовал различные легенды, связанные с Петербургом: например, существовал миф о появлении в Михайловском замке привидения Павла I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже является призрак царя, Петра I. Герой бросает вызов грозному владыке: “Ужо тебе!”, и грозный царь начинает его преследовать.
(Вообще, мотив ожившей статуи характерен для творчества Пушкина и встречается еще в “Маленьких трагедиях”.) Памятник оказывается воплощением беспредельной власти, беспощадной и неумолимой воли. Таким образом, в поэме “Медный всадник” Санкт-Петербург предстает городом, который губит людей и подавляет их волю, загадочным и таинственным, городом оживших статуй и проснувшихся стихий.
А царь Петр – это непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное “священным покровом „основателя города””. Петербург двойствен, он предстает в поэме и в положительном, и в зловещем ореоле. Это величественный, красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи “владыки полумира”.
Город поражает нищетой и великолепием одновременно. С одной стороны, это город бедный: “забор некрашеный, да ива и ветхий домик…”. С другой стороны, Петербург величественно прекрасен своими холодными грациозными очертаниями:
По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами…
Среди многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:
Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений. Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен.
И повезло же пушкинским современникам, которые не только видели своими глазами таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина.
Для нас же прежний образ утонул в “преданьях старины”, и только пушкинские творения служат путеводителем по тому городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова.
Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.
Все, что описано в “Медном всаднике”, является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает разнообразно прекрасным:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…
Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные “громады дворцов и башен”, “чугунная ограда” Невы, “Адмиралтейская игла”, чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры. Поэма “Медный всадник” тесно связана с самим Петербургом.
Без нее не было бы духовного завершения образа города, который показан в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях. Здесь можно найти различные черты города: бедного и богатого, безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.
Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург – город на костях человеческих. Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме “Медный всадник”. И закончить свое сочинение я бы хотел словами Н. П.
Анциферова: “Пушкин создал из Петербурга целый мир. С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге”.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Образ Петербурга в поэме Медный всадник« Сочинение по картине Левитана “Весна в Италии”Почему Катерина луч света в темном царстве »
Источник: https://schoolessay.ru/obraz-peterburga-v-poeme-mednyj-vsadnik/
Образ Петра в поэме «Медный всадник» | Инфошкола
Образ Петра дается в поэме Пушкина «Медный всадник» дважды: во вступлении и во второй части поэмы. В первом случае он реальное лицо, во втором — «кумир на бронзовом коне», «Медный Всадник».
Пётр во вступлении к поэме изображен как великий государственный деятель, который, завоевав в войне со шведами берега Финского залива, правильно учел всю важность постройки в устье Невы новой столицы государства.
Этого требовали и военно-политические цели («Отсель грозить мы будем швецу»), и задачи европеизации России, борьбы с ее отсталостью («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»), и торговые, экономические соображения, диктующие необходимость выхода к морю морского пути в чужеземные страны («Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам»).
Основанием Петербурга на невских берегах Пётр творил величайшей важности государственное дело, обнаружил гениальное предвидение. Прошло сто лет, и юный град. Из тьмы лесов, из топи блат Полнощных стран краса и диво. Вознесся пышно, горделиво …
Описывая далее красоту и блеск столицы, Пушкин поет настоящий гимн Петербургу, который цветущим своим состоянием оправдывает великую преобразовательную деятельность Петра, наглядно раскрывает все великое значение петровских реформ, начавших новый период в истории России.
Акт исторической необходимости, основание Петербурга, объяснен в поэме, выражаясь словами Пушкина, сказанными им о «государственных учреждениях» Петра, как «плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости» («Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут»).
Но Пётр был в то же время и первым представителем той деспотической абсолютной монархии, которая в лице Николая I достигли своего наивысшего развития, отчетливо обнаружив противоречие своих интересов интересам демократических масс.
Олицетворением абсолютной монархии во всей ее мощи и является Пётр во второй части поэмы — «кумир на бронзовом коне». Он не живой
человек, наделенный конкретными человеческими качествами, а воплощение идеи дворянской государственности. Он «мощный властели
В «Медном всаднике» Петр показан в обстановке мирного государственного строительства. Он изображается в поэме в два исторических момента, разделенных целым столетием. В начале поэмы мы видим Петра как реальную историческую фигуру, как царя-строителя, размышляющего на берегу Финского залива об основании новой столицы:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь б удет город эвлохён
Назло надменному соседу.
Природй здесь нам суждено
И думал он: В Европу прорубить окно …
Основание Петербурга рассматривается в поэме как акт исторической необходимости, обусловленный и военно-политическими задачами России, и её географическим положением. Гениальное предвидение Петра оправдалось: Петербург действительно стал для России «окном в Европу». Цветущее состояние столицы через сто лет после её основания явилось лучшим оправданием замыслов Петра.
Во второй части поэмы Пётр дан в образе «Медного Всадника», «кумира на бронзовом коне», гордо возвышающегося над возмущённой Невой в дни страшного наводнения в Петербурге в 1824 году. Памятник Петру — символический образ деятельности царя-реформатора.
О мощный властелин судьбы! На высоте, уздой железной
Не так ли ты над самой бездной, Россию поднял на дыбы? —
восклицает Пушкин.
Вся поэма проникнута горячим сочувствием к Петру и его делу и является, по меткому замечанию Белинского, настоящей «апофеозой Петра».
Поэт с восторженным изумлением останавливается перед его гигантским образом, нашедшим себе воплощение в фальконетовском памятнике.
Источник: https://info-shkola.ru/obraz-petra-v-poeme-mednyj-vsadnik/
Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» — живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.
Поэма открывается «Вступлением», в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь — глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей.
Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями.
Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:
Люблю тебя, Петра творенье…
Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе цело й России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно. гармонично, преисполнено величия, красоты И добра. «Человечность» города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:
…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…
В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.
Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит «спящие громады пустынных улиц», слышит «шипенье пенистых бокалов», но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.
Во «Вступлении» намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», — контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград».
Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева — тоже часть города, и это стоит отметить.
Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гробы с размытого кладбища
Плывут по улицам!
И только теперь появляется на улицах народ, «теснится кучами» на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, «как больной в своей постеле беспокойной», то рвется «к морю против бури» и, встретив преграду, бунтует, то ропщет «пени…как челобитчик у дверей».
Вся первая часть — картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне», который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.
После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились.
Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое», смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку — город вновь , равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения.
Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для нею самого и для отдельного человека.
Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других г ородов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.
В центре города — памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.
Источник: https://www.prepodka.net/obraz-peterburga-v-poeme-a-s-pushkina-mednyj-vsadnik/
Глава 3. Раскрытие образа Петербурга через «петербургский текст» в поэме «Медный всадник»
Образ Петербурга в «новом искусстве» 1900-х гг.
еще более осложняется, с одной стороны, влиянием декадентской апологии красоты и мощи большого города (особенно – через урбанизм Брюсова), с другой – теми элементами исторической и социальной конкретизации изображаемого, которые шли от рассмотренных выше воздействий литературы XIX в.
, с третьей – разнообразными связями с другими частными «мифами» русского символизма. Весь этот сложнейший художественный организм оказывается также благоприятной средой для создания образов «таинственного», иррационально-«непостижимого» города, части «непостижимого» мира.
Тема Петербурга, как и сама «петербургская» идея русской истории, сильно пострадала и во многих отношениях приобрела искаженный вид из-за чрезмерной идеологизации (чаще эмоциональной, чем рациональной) проблемы и вытекающих из этого следствий.
Одним из них является непомерное развитие субъективно-оценочного подхода, полнее всего выступающего в русле плоского историзма.
«Разумный тезис о немыслимости понимания определенного периода русской истории, культуры и литературы без уяснения феномена Петербурга слишком часто искажался тем, что оценка, как правило, опережала уяснение, которое тем самым становилось все более труднодостижимой задачей» [Топоров, 1995: 5].
«Живя в Петербурге, столице и оплоте русского самодержавия, Пушкин не мог не видеть значения этого города, историю его создания для России. Когда Пушкин писал “Медного всадника” он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, драматургом, историком. Это время, когда обострялся взгляд человека и художника на город» [Михайлова, 1991: 215].
«Никто, как Пушкин, не смог добавить романтики этому городу, образу Невы, как одушевленному, живому существу. Для того, чтобы узнать, как относился к городу сам Пушкин, надо просто читать его произведения: все, что он хотел сказать о Петербурге, сказано им самим» [Колосова, 1974: 448].
Петербургский мир предстает в поэме как некое замкнутое пространство. Город живет по своим законам, начертанным его основателем. Это как бы новая цивилизация, противопоставленная и дикой природе, и прежней России.
«Московский» период ее истории, символом которой является «старая Москва» («порфироносная вдова»), ушел в прошлое.
Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий. Величественный, но внутренне противоречивый образ города создан во вступлении.
Пушкин подчеркивает двойственность Петербурга: он «вознесся пышно, горделиво», но «из тьмы лесов, из топи блат». Это город-колосс, под которым болотная топь. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся».
Петербург – «военная столица», но таким его делают парады и гром пушечных салютов. Это «твердыня», которую никто не штурмует, а Марсовы поля – поля воинской славы – «потешные».
Вступление – панегирик Петербургу государственному, парадному. Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. «Корабли толпой» «к богатым пристаням стремятся», но людей на улицах нет. Поэт видит «спящие громады / Пустынных улиц». Сам воздух города – «недвижный».
«Бег санок вдоль Невы широкой», «и блеск и шум и говор балов», «шипенье пенистых бокалов» – все красиво, звучно, но лиц жителей города не видно. В гордом облике «младшей» столицы скрывается что-то тревожное. Пять раз во вступлении повторяется слово «люблю». Это признание в любви к Петербургу, но произносится оно как заклинание, понуждение любить.
Кажется, что прекрасный город, вызывает в нем противоречивые, тревожные чувства.
Тревога звучит в пожелании «граду Петра»: «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия. / Да умирится же с тобой / И побежденная стихия…» Красота города-твердыни не вечна: он стоит прочно, но может быть разрушен стихией. «В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города». Впервые появляется образ не укрощенной до конца водной стихии: она предстает могучим живым существом. Стихия побеждена, ноне «умирилась» [Коровин,1979: 5].
«Волны финские», оказывается, не забыли «вражду и плен старинный свой». Город, основанный «назло надменному соседу», сам может быть потревожен «тщетной злобою стихии».
Источник: https://litra.bobrodobro.ru/4964
Сочинение на тему Санкт-Петербург в поэме Медный всадник, Пушкин читать бесплатно
Санкт-Петербург
В поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году, Пушкин показал Санкт-Петербург во всей его красе и именно таким, каким он сам его видел.
С тех пор, как город на Неве был основан Петром Великим, он вдохновляет писателей, художников и других людей искусства на создание гениальных произведений. Это невероятно поэтичный город с живописной архитектурой.
Несмотря на суровые погодные условия, он удивлял и продолжает удивлять гостей своей красотой.
С самого начала пушкинской поэмы мы узнаем, что на берегу пустынных волн задумчиво и величественно стоит памятник Петру I. Взгляд его устремлен в сторону бурной реки. Пушкин отмечает, что место для строительства града было выбрано неслучайно.
Именно отсюда царь-реформатор намеревался грозить надменному соседу-шведу, и именно здесь он хотел видеть новый морской порт, иными словами «окно в Европу». Он также отмечает, что с тех пор прошло лет сто, а город становится только краше и лучше.
Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
Однако в ходе поэмы мы видим и обратную сторону Санкт-Петербурга – его двойственность. Он предстает перед читателем, как в положительном, так и в отрицательном свете. С одной стороны, это красивый, величественный город с громадными дворцами, башнями, кораблями.
С другой стороны, в некоторых кварталах живут бедные люди, до которых государственным мужам нет дела. Они то и оказываются первыми под прицелом природной стихии.
Помимо «медного всадника», в поэме есть еще один герой по имени Евгений, который как раз является выходцем из низов.
Во время разрушительного потопа он теряет свою возлюбленную Парашу – единственного человека, с кем связаны все его надежды на будущее. После этого Евгений теряет сон, покой и желание жить.
Во всех своих бедах он, в первую очередь, обвиняет величественного всадника на Сенатской площади. Но, как известно, «с Божией стихией даже царям не совладеть». Пушкин хочет донести до читателей, что красота Петербурга не вечна.
Порой он предстает как «юный град», «полнощных стран краса и диво», а порой превращается в город «сердитого дождя» и «ненастной ночи».
Таким образом, отношение Пушкина к Санкт-Петербургу также двойственно, как и его описание памятника, Невы, реформ Петра, «маленького» человека. Во всем он видит свои плюсы и минусы, поднимая их на поверхность для обсуждения.
см. также:
Другие сочинения по произведению Медный всадник, Пушкин
Характеристики главных героев произведения Медный всадник, Пушкин
Краткое содержание Медный всадник, Пушкин
Краткая биография Александра Пушкина
Источник: https://www.sdamna5.ru/sankt_peterburg_medny
Сочинение на тему «Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина»
В русской литературе к тридцатым годам XIX века закрепляется одическая традиция изображения Петербурга и его основателя. В «Медном всаднике», который менее связан с одической традицией, чем даже «Полтава», имеет место феномен: автор избегает прямого называния Петра по имени.
При анализе текста «Медного всадника» можно найти ряд параллелей, связующих описание Петербурга и Вавилона. Например, строки «громады стройные теснятся дворцов и башен» еще во «Вступлении» к петербургской повести вызывают у читателя ряд ассоциаций, связанных со знаменитой башней.
А основание Петербурга, сопровождающееся обузданием морской стихии (это изображается с помощью метафоры «в гранит оделася Нева») соотносимо с основанием Вавилона и попыткой покорить небо, построив башню. Такое сопоставление дает возможность увидеть мотив Божьего гнева в «Медном всаднике» (в Библии бог Яхве наказывает вавилонян).
Это подтверждает и название Петербурга на греческий манер, и упоминание античного морского божества («И всплыл Петрополь, как Тритон»).
В изображении северной столицы прослеживаются и фольклорные мотивы, народные предания о Петре-Антихристе. Пушкин называет монарха и «кумиром на бронзовом коне», и «кумиром с простертою рукою», и «горделивым истуканом», и, наконец, «Всадником Медным на звонко-скачущем коне…».
Эпитеты «кумир», «истукан» с точки зрения писателя-христианина совсем не те, которые могут способствовать возвышению, возвеличиванию личности. Пушкин скорее изображает культ Петра как идолопоклонство Петербурга своему кумиру-основателю, которое сродни предсказанному поклонению Антихристу.
Тема города, обреченного на гибель за идолопоклонство, пронизывает многие книги библейских пророков.
В «Медном всаднике» поэт изображает не расцвет петербургской культуры, а ее начало и падение. Во «Вступлении» поэмы основатель Петербурга показан как создатель мира из небытия. Здесь автор подчеркивает, что изображается «начало». На этой детали заостряют внимание читателя сравнения:
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
А в первой части изображается падение города. Сравнение наводнения в Петербурге с бунтом происходит во второй части поэмы. Это сравнение можно понять так: жители «града Петрова», потеряв нравственные ориентиры (в творчестве Пушкина мотив наводнения, метели означает буйство не только природных, но и социальных сил), не могут служить примером для своих крепостных.
И в первой, и во второй главах читатель встречает ряд устойчивых сравнений петербургского наводнения со «злом», «злым бедствием» и определенную цепочку эпитетов: «злые волны», «злые дети». Думается, это закономерно.
Учитывая пословицу «что аукнется, то и откликнется», попробуем найти отправную точку для всех бед Петербурга. Как раз по «Вступлении» ее и находим. «Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен назло надменному соседу» — так думал Петр.
Он именно «назло» воздвигает город, из-за политических убеждений.
«Петра творенье» карается Богом, и это особо подчеркивается: поэт называет наводнение «божьей стихией», «потопом». Нева у него — олицетворение высшей силы, справедливости, которая повергает изначально обреченный на гибель город.
Образ Петербурга начертан автором многогранно. В изображении этого города Пушкин соединяет литературную традицию с народным преданием, фольклорным началом, городским бытом (в Петербурге ходили слухи об оживлении статуи Петра, существовали целые легенды на эту тему) и, конечно же, с библейскими мотивами.
Действие повести «Медный всадник» происходит в Петербурге, в новой столице России. Однако в произведении есть описание как бы трех совершенно разных городов: «старой» Москвы, богатого Петербурга и бедных районов «юного града». Пушкин противопоставляет их друг другу.
До Петербурга столицей России была Москва, старый город, строившийся в течение веков. Однако у Петра I, российского государя, возник замысел построить новую столицу. И «на берегу пустынных волн» Невы, где было только несколько изб чухонцев, был основан город. Нева была закована в гранит.
На пустынном месте возник город, названный в честь Петра I. С появлением Петербурга значение Москвы уменьшилось.
Однако новый город двойствен. Композиция повести построена таким образом, чтобы подчеркнуть этот контраст. Во вступлении стих льется свободно, спокойно и восторженно, Петербург показан прекрасным городом. В нем живет царская семья.
Этот город, с его «строгим, стройным видом», с «державным течением Невы», с «оград узором чугунным», хорош для жителей:
…И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Во вступлении прославляется и утверждается победа Петра над стихией.
В первой и второй главах показан другой Петербург. Это город, где есть место страданию, город бедных чиновников, «маленьких людей». Таких людей много: таков Евгений, такрв поэт, которому сдали внаем освободившуюся комнату Евгения. По отношению к обоим этим персонажам автор употребил слово «бедный». Этим людям очень плохо:
…С своим бесчувствием холодным
Ходил народ.
Именно эти простые люди страдают, становятся жертвами в результате конфликта государя и стихии, так как «с Божией стихией царям не совладеть». Действительно, Петр победил Неву, но временно: происходит наводнение, которое разрушает, поглощает город.
Народ воспринимает это стихийное бедствие как Божье наказание, как Судный день. За что же так сурово Господь наказывает Петербург? Не за то ли, что он, как и Вавилон, был полон соблазнов? Многие люди гибнут, другие теряют разум, не говоря уже о материальных потерях.
По наводненным улицам плывут «грозой снесенные мосты», обломки, бревна, вещи, домашняя утварь, «гроба с размытого кладбища».
Повесть заканчивается описанием того же пейзажа, которым началась: «взморье», «рыбак», кругом так же пустынно. Это возвращение к первоначальному хаосу. Таким образом, читатель видит, что природа, созданная Богом, неизменна во времени, а человек и его творения, неважно, поделка это или целый город, «вечности жерлом пожрутся».
Источник: https://schoolsochinenie.ru/obraz-peterburga-v-pome-medny-vsadnik-a-s-pushkina.html
Урок литературы на тему: “Образ Петербурга в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”
Урок литературы 7 класс
Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
(путешествие по литературным местам)
Цель урока
Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; раскрыть образ Петербурга, отраженный в поэме «Медный всадник»
Задачи:
-
Расширение кругозора учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.
-
Развитие навыков анализа художественного текста.
-
Развитие навыков грамотной устной речи, художественного чтения, систематизации материала, умения прослеживать причинно-следственные связи.
-
Развитие умения применять знание литературоведческой терминологии при анализе текста.
-
Развитие умений работы с картой
Оборудование:
-
тексты поэмы А.С.Пушкина “Медный всадник”,
-
фотография скульптуры Э.Фальконе,
-
музыкальный фрагмент из балета «Медный всадник» (Р.Глиэр)
-
иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме «Медный всадник»
-
презентация.
-
карта Санкт-Петербурга
Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на путешествие по страницам «Медного всадника»
(Звучит музыкальный фрагмент, на слайде видеоряд достопримечательностей Петербурга. Изображение останавливается на памятнике Фальконе. Звучат слова эпиграфа).
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Учитель:
– Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (ответ учащихся)
– Правильно, мы будем говорить о Петербурге Александра Сергеевича Пушкина, пройдем по некоторым его улицам и остановимся у памятника, фотографию которого вы видите перед собой на слайде. Как называется этот памятник? (ответы учащихся)
-Итак, тема сегодняшнего урока – «Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (запись темы)
– Что вы чувствовали во время виртуального путешествия по Санкт-Петербургу? (учащиеся дают ответы)
– И не случайно вы испытали такие эмоции, глядя на достопримечательности северной столицы, потому что Санкт -Петербург – это город-памятник с удивительной историей, запечатленной в архитектурных формах. Знаете ли вы, какая музыка звучала в начале урока? (ответы учащихся)
– Только что прозвучала музыка композитора Глиэра «Гимн великому городу», это произведение является официальным гимном Санкт-Петербурга
-Ребята, кто-нибудь из вас был в Санкт-Петербурге? (ответы учащихся)
Петербург не может оставить равнодушным никого, кто в нем хоть раз побывал. Давайте посмотрим на город глазами знаменитого художника Бенуа.
(Группа учащихся работала над проектом «Открытки с репродукциями». Ребята показывают свою презентацию и рассказывают об одной из страниц, посвященных художнику А.Н. Бенуа»)
Учитель:
«Медный всадник» – эмблема великого города, его символ, самый выразительный скульптурный памятник Санкт-Петербурга. Этот памятник словно дважды родился, попросим группу историков рассказать нам о своей поисковой работе.
(рассказ группы учащихся, занимавшихся поиском исторических фактов создания памятника)
Учащиеся рассказывают, что первым рождением можно считать открытие памятника в августе 1782 года при Екатерине II, которая торжественным открытием памятника и надписью «Петру I Екатерина II» подчеркивала продолжение славных дел Петровых.
Автора этого творения , гениального скульптора Фальконе тогда в городе не было (Фальконе покинул город, устав от враждебного отношения двора к его детищу). Вторым рождением памятника можно считать болдинскую осень 1833 года, когда была создана А.С.
Пушкиным поэма «Медный всадник»
Учитель:
Ребята, есть некая аналогия в судьбах поэта и скульптора. Работа Фальконе, воплощенная в бронзе и граните, была помимо его воли ограждена высокой решеткой. Поэма Пушкина подверглась жесткой цензуре Николая I и вышла в свет только после смерти поэта.
Поводом к созданию поэмы послужило самое страшное наводнение за всю историю города (7(19) ноября 1824 года), когда Нева причинила городу много бед.
Пушкин в день наводнения не был в городе, но он писал своему брату Льву : «Этот потоп с ума мне нейдет, он вовсе не так забавен, как с первого взгляда кажется».
Через девять лет, изучив газетные публикации, свидетельства очевидцев Пушкин создает поэму «Медный всадник»
Давайте попробуем отыскать в поэме отражения свидетельств очевидцев
(у учащихся на столах хроники очевидцев, учащиеся работают с ними и текстом поэмы)
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
«В одно мгновение вода полилась через края набережных из реки и всех каналов и наводнила улицы… Погреба, подвалы и все нижние жилья наполнились водою…»
…воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен
Учитель:
Вы нашли в поэме то, что было документально отражено в хрониках тех лет. Вода поднялась на 4,1 метра выше ординара. Напоминание об этом сохранилось до наших дней. Черту, которой отмечен уровень воды в ноябре 1824 года, можно увидетьи у Синего моста на водомерном обелиске, и на стене Невских ворот Петропавловской крепости, и на фасадах некоторых домов.
На слайде появляется фотография дома князя Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте,12
Учитель:
Ребята, какой архитектурный элемент вы видите у крыльца этого дома? (львы)
Сегодня эти львы не кажутся столь высокими, как раньше (из-за наслоение брусчатки, асфальта), а раньше на них можно было спастись от воды. Известна история с некоим Яковлевым, который просидел на льве несколько часов во время наводнения. Исторические реалии запечатлены в поэме .Герой поэмы Евгений сидит на льве и видит памятник (найдите и зачитайте этот фрагмент).
В то время Сенатскую площадь называли Петровой (после открытия памятника), сада у Адмиралтейства не было, а дом Лобанова-Ростовского был построен Монферраном в 1820 году, когда Исаакиевский собор только возводился.
(учащиеся зачитывают отрывок «Тогда, на площади Петровой, где дом в углу вознесся новый…)
Учитель:
-Каким выглядит Евгений на мраморном льве? (жалким подобием памятника)
-Нева преградила бедному чиновнику путь к возлюбленной, проиллюстрируйте отрывком из поэмы (… там – Увы! Близехонько к волнам, почти у самого залива – забор некрашеный, да ива и ветхий домик…»)
(путешествие по карте города, на столах карты)
Учитель:
Представим себе, как это было. Вода спала, и Евгений бежит на Васильевский остров. Напротив Медного всадника должен был находиться Исаакиевский мост, но его снесло течением Невы. Евгений бросается к лодке («И перевозчик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет…»
Лодка пристает к берегу и короткий путь по берегу Невы, по Кадетской линии («Достиг он берега. Несчастный знакомой улицей бежит…»)
Где же мог находиться домик, который искал Евгений? Историки и пушкинисты сошлись во едином мнении, что домик, скорее всего, находился в селении Галерной гавани, а это селение первым приняло удар стихии и больше всего пострадало от разрушительного наводнения. Чем ближе Евгений к своей цели, тем разрушительнее видит он перед собой картину («И вот бежит уж он предместьем, и вот залив, и близок дом..»)
Но дома нет, Евгений возвращается к исходной точке, к дому со львами. Медный всадник – центр притяжения. Потеряв все, Евгений бунтует, он грозит тому, кто не смог защитить его.
Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Сегодня мы с вами прошли по маршруту героя поэмы А.С. Пушкина, побывали на улицах, познакомились с архитектурой и увидели, как исторические реалии нашли отражение в художественном произведении.
Домашнее задание:
– Образ Петра I в поэме.
– Творческое задание. Составить экскурсионный маршрут –карту «По страницам «Медного всадника»
Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-na-temu-obraz-peterburga-v-poeme-aspushkina-medniy-vsadnik-1577429.html