Иллюстрации к рассказу “человек на часах” лескова: картинки и рисунки

Презентация на тему “Н.С, Лесков «Человек на часах»”

  • Слайд 1 Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина.
  • Слайд 2 «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»Н.С Лесков
  • Слайд 3
    • Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году (№ 4) под названием «Спасение погибавшего».
    • В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет.
    • В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин.
    • В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».
  • Слайд 4

    (1831 – 1895)

    «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России».

    (Автор)

  • Слайд 5
    • Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года.
    • Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле!
    • После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека.
    • Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду.
    • Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.
  • Слайд 6
    • Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот”?
    • Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?
  • Слайд 7
    • При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
    • Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание.
    • Какое?
  • Слайд 8
    • Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий.
    • В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты – шпицрутены вымачивались в солёной воде.
  • Слайд 9

    Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста – восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.

  • Слайд 10
    • В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
    • Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов).
    • В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года
  • Слайд 12
    • Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341)
    • Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343)
    • Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава
    • Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344)
    • Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)
    • Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) – 15-18.
  • Слайд 13
    • Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”?

    В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

    • Какие значения отражает фамилия героя?

    (И воинскую должность, и воздержание).

    • Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь?

    Найдите и прочитайте в главе 4.

  • Слайд 14
    • Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?

    (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)

  • Слайд 15

    Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

    • …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…
    • …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…
    • …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…
    • …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.
  • Слайд 16

    Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:

    – спасти человека и нарушить воинскую присягу?
    – или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек.

    Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

  • Слайд 17
    1. За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает?
    2. Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?
  • Слайд 18
    1. Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?
    2. Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили?
    3. Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
  • Слайд 19
    • Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?
    • Чем награждает Свиньин солдата?
    • Как принимает эту награду солдат?
  • Слайд 20

    …наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе…

    Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.

    … Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…

  • Слайд 21

    мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.

  • Слайд 22

    В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»?

    Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно «человеком» Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее.

  • Слайд 23
    • «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…

    Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”

  • Слайд 24

    Продолжите предложения:

    (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)

    (среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)

  • Слайд 25

    Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

  • Слайд 26

    «…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков)

    Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?

  • Слайд 27

    Спасибо за работу

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/n-s-leskov-chelovek-na-chasah

Презентация к уроку литературы (7 класс) по теме: Н.С. Лесков. “Человек на часах”. Материалы к изучению рассказа – презентация

1 Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». (1839) (1887)

2 НИКОЛАЕВСКАЯ ЭПОХА.

3 Система персонажей Государь Великий князь Михаил Павлович Кокошкин Свиньин Н.И. Миллер/ Инвалидный офицер Постников пристав Иерархическая пирамида + Владыко

4 Значение имён и фамилий персонажей Постников – «посты распределены, люди расставлены» – «солдат Постников, из дворовых господских людей, был человек очень нервный и очень чувствительный» – «рядовой Измайловского полка» – «а солдат он был умный и исправный» – «Часовой не выдержал и покинул свой пост»

5

6 Николай Иванович Миллер (Н.И. Миллер) -ротный командир Измайловского полка -«блестяще образованный и очень хорошо поставленный в обществе молодой офицер»…(впоследствии полный генерал и директор лицея)

7

Обратите внимание

8 Свиньин Батальонный командир, подполковник «не имел той жалостливости и того мягкосердечия…» «службист» «отличался строгостью и даже любил щеголять требовательностью дисциплин» «держался того правила, что на службе всякая вина виновата» «просить и умолять Свиньина или даже пытаться его разжалобить – было дело совершенно бесполезное» «имел хорошо начатую служебную карьеру»… стремился «участвовать в сочинении» истории

9 Инвалидный офицер «офицер существовавшей в то время придворной инвалидной команды» «человек очень легкомысленного характера, и притом немножко бестолковый, и изрядный наглец» «имел желание получить себе установленную медаль «За спасение погибавших»»

10

11 Кокошкин Обер-полицеймейстер, генерал о нём «говорили тогда много ужасающего и нелепого» «в самом деле был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе» шалунам «не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника» «он много мог и много умел сделать, если только захочет»

12 Владыко «осторожный и неравнодушный к «светским событиям», «проницательный», «высокочтимый» «тихоструйная речь», «тихоструйный перебив», «тихоструй»

13 НЕЗЫБЛЕМАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ -«Часовой охраняет свой пост и не должен отвлекаться ничем посторонним». -«Я верю тому, что написано в протоколе».

14

Читайте также:  Образ андрея штольца в романе "обломов" гончарова: описание в цитатах

15

16 Петербург

17 Рассказчик Автор Верит в простых русских праведников, на которых стоит Русская Земля.

Источник: https://www.myshared.ru/slide/1005511

Презентация, доклад на тему Лесков «Человек на часах» – скачать

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:

Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России». (Автор)Слайд 5
Описание слайда:

Сюжет Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года. Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле! После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека. Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду. Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.Слайд 6
Описание слайда:

 Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом?  Каково значение слова анекдот”?  Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом?  Каково значение слова анекдот”? Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?Слайд 7
Описание слайда:

Важно

Император НИКОЛАЙ I При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание. Какое?

Слайд 8
Описание слайда:

Что такое щпицрутены? Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты – шпицрутены вымачивались в солёной воде.Слайд 9
Слайд 10
Описание слайда:

В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни. Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов) за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 годаСлайд 11
Слайд 12
Описание слайда:

Композиция рассказа “Человек на часах” Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341) Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343) Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344) Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14. (С.345-355)Слайд 13
Описание слайда:

Кто он – главный герой?  Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников”? В словаре В.И. Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост. Какие значения отражает фамилия героя? (И воинскую должность, и воздержание).  Что за человек солдат Постников?  Что говорит о нём автор-повествователь? Найдите и прочитайте в главе 4

Слайд 14
Описание слайда:

Что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?  Что испытал солдат
Постников, стоящий в этот момент на посту , когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?  (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)Слайд 15
Описание слайда:

Внутренний конфликт – «искушение» Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…Слайд 16
Описание слайда:

Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым:
– спасти человека и нарушить воинскую присягу?
– или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.Слайд 17
Описание слайда:

Совет

За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает? Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?

Слайд 18
Описание слайда:

 Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг?  Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг? Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?Слайд 19
Описание слайда:

И все довольны? Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему?  Чем награждает Свиньин солдата ?  Как принимает эту награду солдат?Слайд 20
Описание слайда:

Послесловие: мнение Владыки …наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе… Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг. … Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…Слайд 21
Описание слайда:

Из «Поучения Владимира Мономаха» мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.

Слайд 22
Слайд 23
Описание слайда:

Каково отношение автора к произошедшему? «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него… Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»”Слайд 24
Описание слайда:

 Подведём итоги Продолжите предложения Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм) Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)Слайд 25
Слайд 26
Описание слайда:

«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков) Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? Слайд 27

Источник: https://presentacii.ru/presentation/prezentaciya-na-temu-leskov-chelovek-na-chasax

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова “Человек на часах” в 6 В классе – PDF

Урок литературы в 8 класс по теме «Обличительная сила рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» Бобровник О. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» Тип урока: усвоение новых знаний. Подробнее

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель : Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин Подробнее

Технологическая карта урока Предметная область Литература Класс 10 Тема урока Философская лирика А.С.Пушкина Цели урока Образовательный аспект: знание и понимание терминов «лирика», «элегия»; знание и Подробнее

Обратите внимание

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: Формировать умение через

Подробнее

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учитель: Усольцева Л.Ев Класс: 2-в Предмет: литературное чтение УМК: Перспективная начальная школа Тема: Сергей Седов «Сказки про Змея Горыныча». Место и роль урока в изучаемой Подробнее

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») Учитель: Колчева Татьяна Сергеевна Место работы: МБОУ ООШ с. Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области Тема урока: Золотое Подробнее

Сарапульцева Светлана Анатольевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия 22 УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ» Цели урока:

Подробнее

Классный час на тему «Добро и зло» I. Орг.момент. Психологический настрой. Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться, Вы должны всегда, ребята, за руки держаться. Только дружная команда справится с Подробнее

Урок литературы в 8 классе по теме «Истинное и ложное лицо полковника (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») Учитель: Дмитриенко В.Н. Цели урока: 1. Образовательные: рассмотрение сюжета и композиции Подробнее

Внеклассное мероприятие в 3 классе «Спешите делать добро» Составила: учитель начальных классов МКОУ «Заокская сош им. Героя России Сергея Бурнаева» второй квалификационной категории Рощина И.В. Цели: Воспитывать Подробнее

Важно

Дата Урок 30. Воспитание граждан Эллады. Цели урока по линиям развития личности: Линии 1 2. Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении

Подробнее

Читайте также:  Иллюстрации к роману "отцы и дети" тургенева: картинки, рисунки п. м. боклевского, и. к. рудакова и др.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Педагог: Томтосова Н.А. Тип урока: освоение новых знаний Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы» (2 урок) Цель: формирование у учащихся умения создавать словесный Подробнее

Тема: Духовная сфера жизни общества Тип урока: открытие нового знания ЦЕЛИ УРОКА: 1. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала. Подробнее

Открытый урок по литературе в 6 классе «Б» Тема: «Сравнительная характеристика. Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказу Цель Подробнее

Открытый урок по обществознанию 7 класс. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИО Лопатинский Дмитрий Владимирович Место работы МОБУ СОШ г. Сочи, Краснодарского края Должность Учитель Истории и Обществознания Предмет Обществознание

Подробнее

Муниципальная бюджетная образовательная организация средняя общеобразовательная школа 20 г. Ейска Конспект урока литературного чтения по теме: «Главные герои рассказа А.П. Чехова «Мальчики» (с применением Подробнее

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Конспект часа общения Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Выполнила: С.Е. Маркова, учитель начальных классов Подробнее

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5, г.о. Тольятти Проект урока математики в 1 классе по теме ««Единицы длины. Сантиметр» УМК «Школа 2100» Учитель начальных Подробнее

Совет

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ТЕМА: «Ершалаимские» главы романа М Булгакова «Мастер и Маргарита» – идейный центр произведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Совершенствование

Подробнее

Цели: 1. Формирование ценностно-смысловых установок на воспитание нравственных ценностей у младших школьников через расширение представлений об особенностях морали, как особом виде духовной культуры. Задачи: Подробнее

Внеклассное мероприятие на тему: «Доброта наших сердец» Подготовила: учитель начальных классов Каракеча Вилена Александровна 2016 год Цель: расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, доброте, зле. Подробнее

Чтение и развитие речи 9 класс Тема: Михаил Шолохов «Судьба человека» Цели и задачи: Совершенствовать различные виды речевой деятельности; Формировать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; Обогащать Подробнее

Музей в твоём классе Занятие 20. Тема: В. Маковский «Игра в бабки», «В мастерской художника» Цели занятия: проверить, как дети усвоили информацию о жизни и творчестве К.Е.Маковского; познакомить учащихся

Подробнее

Учитель русского языка и литературы Глухова Светлана Николаевна Тема урока: «Диалог» 5 класс Тип урока: Открытие нового знания. Цель: Формирование умения вести диалог, совершенствование коммуникативных Подробнее

Цели и задачи урока: Личностные: КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Имя числительное как часть речи». – формировать целостную лингвистическую картину; – формировать умения адекватно оценивать успешность собственной Подробнее

МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» Лискинского района Воронежской области План-конспект урока литературы в 5 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Е.К. с. Сторожевое 2-е 2015-2016 Подробнее

Обратите внимание

Тема урока: Е. Пермяк «Пичугин мост». Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством писателя; добиться понимания рассказа, отработать навыки выразительного чтения; сформировать навык

Подробнее

Тема урока: М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Учебные задачи: Учить видеть удивительное и необычное в природе; Учить слушать и слышать художественное слово; Учить понимать отношение автора к героям рассказа; Подробнее

Общая часть Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания В. Драгунский «Что любит Мишка» 4 класс познакомить учащихся с рассказом Подробнее

Технологическая карта урока литературы в 5 классе Ф.И. О. педагога: Жернова Надежда Викторовна Предмет Литература Класс 5 Тема: Сказы П. П. Бажова. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Подробнее

Технологическая карта урока Общая часть Предмет Грамота Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания В. Драгунский «Тайное становится явным» познакомить учащегося с содержанием

Подробнее

Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе Пояснительная записка Проведение устного экзамена с использованием билетов является наиболее распространенной формой аттестации. Экзаменационные билеты Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЕ Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климановой по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры Подробнее

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа 4» г. Нефтеюганска Конспект читательской конференции в 1-ых классах по произведению К.Паустовского «Похождения Подробнее

Важно

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Подробнее

Урок 8. Быт и нравы Древней Руси Цели урока по линиям развития личности: Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. Научить объяснять процесс, складывания определенных социальных групп и сословий. Через Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ОТ «_7» НОЯБРЯ 04 ГОДА Учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ 7 ШИПИЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Предметная тема: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Подробнее

-1- Тема урока: Смысл сопоставления образов : Ларра- Данко Изергиль. «Каждый сам себе судьба» Тип урока: урок-исследование Цели урока: 1.Обучающая: раскрыть центральную нравственно – философскую проблему Подробнее

1 класс кружок «Кисточка» Тема: «Народные промыслы. Городецкая роспись» Цель: Создать условия для ознакомления с произведениями, историей и характерными особенностями Городецкой росписи. Личностные Воспитывать Подробнее

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 15 г. Шахтерска Заочный конкурс среди педагогических работников на лучшую разработку уроков и лучший сценарий Подробнее

Технологическая карта Урока литературы в 10 классе Учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ 76» г. Перми Свердловского района Кондораки Марины Сабировны ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет Литература класс 10 класс Подробнее

Волкова Ольга Ивановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа 1” г. Сосенский Козельского района Калужской области ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Подробнее

Совет

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 49» Конспект занятия по внеурочной деятельности Кружок «Я гражданин России» (духовно – нравственное направление)

Подробнее

2. Цели и задачи Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП направлена на выполнение следующих целей и задач: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, Подробнее

Л.Н.Толстой 1829 1910 Рассказ «После бала» (1903). Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ После бала выходит далеко Подробнее

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе Тема: «Милосердие и сострадание» Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «милостыня», «ближний», «любовь Подробнее

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Подробнее

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Заимствованные слова» Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ 7 г.волгодонска Тарасенко Ольга Владимировна г. Волгодонск 2017г. Тема урока: Заимствованные Подробнее

школа: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 16» г. Сергиев Посад Учитель: Щербина Г.Д. класс 5 класс Предмет: литература Базовый учебник: Литература Подробнее

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: быть мотивированным на активное созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; быть Подробнее

Обратите внимание

Урок литературного чтения в 3 «Б»классе «И.А. Крылов «Мартышка и очки»/25.11.2014г./ Провела: учитель начальных классов Стрекалова М.В. Тип урока: комбинированный Тема Цели Планируемый рузультат Основные

Подробнее

Конспект урока математики в 6 б классе. Разработала Сорока Н.И. Цель: Развитие практико-ориентированного мышления учащихся через интеграцию предметов математика и экономика Задачи урока: Систематизировать Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/51256172-Urok-vneklassnogo-chteniya-po-rasskazu-n-s-leskova-chelovek-na-chasah-v-6-v-klasse.html

Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова “Человек на часах”

Урок
литературы в 7 классе по рассказу
Н.С.Лескова «Человек на часах»

«Любите
добро ради самого добра»

Тип
урока: совместное изучение произведения
Н. С. Лескова «Человек на часах»

Цели
урока :

Знать: -содержание
произведения; -основные понятия «рассказ», «сказ»,
«долг», «праведник».

Уметь: -анализировать
фрагмент текста; – давать
характеристику поступкам героев; – вести диалог, аргументировать свою
позицию; – составлять
развернутый ответ с применением цитаты
из текста


вырабатывать гражданскую позицию у
учащихся; – воспитывать чувство долга,
ответственности и личной причастности
ко всему происходящему.

Ход
урока

Вы
прочитали рассказ Лескова Н.С. «Человек
на часах». Он вам понравился? А что вам
понравилось в рассказе? На какого героя
вы хотели бы быть похожими? (Всем
понравился поступок солдата Постникова
то, что он спас человека.)

Учитель
предлагает учащимся на обсуждение три
ситуации. Класс делится на группы, каждая
группа получает задание, ребята совещаются
10-15 минут, составляют план ответа,
подбирают цитаты из текста, а затем
высказывают свое мнение.

1
ситуация:

Противоречие

Человеческий
долг———————————Служебный долг

Часовой
солдат Постников, стоя на посту, услыхал
крик о помощи. Он может спасти человека,
но для этого ему нужно покинуть будку.

«Страшно ведь слышать, как другой человек
погибает и не оказать этому погибающему
помощи, когда к тому есть полная
возможность».

Читайте также:  Эвелина в повести "слепой музыкант" короленко

Но оставить свой пост
есть такая вина со стороны часового, за
которую сейчас же последует военный
суд, гонка сквозь строй шпицрутенами,
а может быть, даже и расстрел.

Что
делать? Как поступает Постников? Прав
ли он? Как бы вы поступили на его месте?

2
ситуация:

Противоречие

Благородный
поступок ——————————–Неизбежность
наказания

и

Не
совершил
геройства———————————————-Получил
награду

Важно

Как
это возможно? Почему так случилось? Как
поступают Миллер, Свиньин, Кокошкин.
Чего они все боятся? Спасают ли они
Постникова или хотят сами выйти сухими
из воды?

3
ситуация:

Противоречие

Постников
наказан——————Он этим и доволен

«Сердобольный
и нервный Постников был «сделан как следует», но его слова: «Много доволен.
Благодарю за Отечественную милость»

Почему
Постников не протестует, смиренно
принимает наказание?

Это
один из праведников, смиренников, кем
богата земля русская. Он помог другому,
пострадав сам. Он осознает свою
безгрешность перед Богом, и в этом для
него великое счастье.

Почему
рассказ назван не « Постников на часах»,
а именно « Человек» ?

В
любой ситуации человек должен оставаться
человеком. Если тебя просит ближний,
надо протянуть руку помощи, даже если
это будет стоить тебе жизни. Сердце
повлекло Постникова, он бросился на
помощь другому человеку, хотя прекрасно
понимал ,что за этим может последовать.
Он исполнил свой человеческий долг.

На
каких таких часах стоял солдат Постников?

На
часах человечности, милосердия.

Перед
нами служебная лестница :Постников –
инвалидный офицер- Миллер- Свиньин-
Кокошкин- владыка. Кто человечнее всех?

Мы
видим, что самым человечным оказывается
простой солдат.

Что
вы можете сказать о Постникове как о
человеке, каков его характер?

Русский
человек, очень скромный, ему не нужны
ни награды, ни поощрения, он не гонится
за медалями, он просто исполняет свой
долг. Человек- праведник, который живет
по нравственным законам добра , своей
ответственности за ближнего, живет по
закону совести, сердца. Быть праведником
очень трудно. Это вопрос истинного
выбора : какой дорогой идти!

Источник: https://pedsovet.su/load/28-1-0-34224

И творчество н.лескова

1 слайд

И творчество н.лескова Подготовила Русинова О., 7 «Б» класс

3 слайд

Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть Д. П. Святополк-Мирский

4 слайд

Родился 16 февраля 1831 в селе Горохово Орловской губернии Умер 5 марта 1895, в Петербурге

5 слайд

Дом-музей Н.С.Лескова

6 слайд

Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды. Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство. Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина.

7 слайд

Марья Петровна Лескова, мать писателя

8 слайд

Совет

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда.

9 слайд

В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

10 слайд

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс».

Он приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства.

При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны.

11 слайд

У мужа этой тётки работал Лесков

12 слайд

В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии. Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург

13 слайд

Литературная карьера Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер. В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках»

14 слайд

Псевдонимы Н. С. Лескова В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой — «Погасшее дело» (позже «Засуха»).

Обратите внимание

Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году. «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий» Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В.

Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то»

15 слайд

Творчество В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863) «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания. В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах» Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881).

16 слайд

В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде. В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий.

17 слайд

«Праведники» Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний.

19 слайд

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен. Последние произведения о русском обществе весьма жестоки.

«Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту.

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой.

20 слайд

Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля (5 марта) 1895 года Николай Лесков скончался. 23 февраля (7 марта) 1895 года прошли похороны писателя на Литераторских мостках Волкова кладбища.

21 слайд

Памятник Н.Лескову в Орле

22 слайд

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 3 г. Белгорода» Русинова Елена Александровна

Источник: https://uslide.ru/literatura/13113-i-tvorchestvo-nleskova.html

Человек на часах

Николай Лесков

Человек на часах

1

Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России.

Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот, недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия.

Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько.

2

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель. Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи.

Важно

Ветер дул теплый, западный, но очень сильный: со взморья нагоняло воду, и стреляли пушки.

Караул во дворце занимала рота Измайловского …

ЕЩЕ

Дорогие друзья по чтению. Книга “Человек на часах” Лесков Николай Семенович произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Центром произведения является личность героя, а главными элементами – события и обстоятельства его существования. Созданные образы открывают целые вселенные невероятно сложные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии.

С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений.

Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Умелое и красочное иллюстрирование природы, мест событий часто завораживает своей непередаваемой красотой и очарованием. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев.

Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием.

“Человек на часах” Лесков Николай Семенович читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

Источник: https://readli.net/chelovek-na-chasah/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]