Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Подробности ХIХ век
Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. — Киев, №4, 2009. С.2-5.
с.2:
«Маленький человек» – термин весьма и весьма условный. Появилось это словосочетание, по-видимому (см. статью А.А. Аникина [1]), в «Грозе» (1859) Островского в реплике Кулигина: «Я человек маленький, меня и обидеть можно».
Следовательно, ни Пушкин, создавая своих Самсона Вырина, капитана Миронова, Евгения из «Медного всадника», ни Гоголь, создавая Акакия Акакиевича Башмачкина… не оперировали по отношению к человеку этим уничижающим «термином» – «маленький человек».
Когда мы говорим «маленький человек», мы его так или иначе отстраняем от себя, жалеем снисходительно, свысока. Но если перед нами ЧЕЛОВЕК, то подход к нему уже другой. И в этом случае образ героя заставляет уже не думать над тем, стоит его жалеть или не нет — он требует, чтобы мы задумались над собой, над своей человеческой сущностью.
В данной статье под привычным термином «маленький человек» мы пони-маем (впрочем, не мы первые: см. Аникин А.А. «Тема «маленького человека» в русской классике») евангельского человека, который по своей сущности мал.
Человек, нарисованный в Евангелии, есть именно «малый», меньший перед Богом, а не перед земной властью.
Христос обращается именно к ним: «кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк., 9, 48); «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; кто хочет быть первым, да будет вам рабом» (Мф., 20, 26); «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф., 18, 10).
Хотя, надо поправится, что альтернатива у Н.В. Гоголя, конечно, есть, но она предстаёт не как противопоставление «большой – маленький человек», а как ужасающий выбор между «хоть и маленький, но человек» и вещь, «не человек» («… как много в человеке бесчеловечья» [2; III; 138]).
Ведь большой чиновник, не значит – большой человек, а у Гоголя вообще не значит, что он человек.
Повествователь раз, как бы случайно сбиваясь, говорит о «чиновном народе» в среднем роде, в неодушевлённых категориях: «…когда всё уже отдохнуло после департаментского скрипения перьями…» [2; III; 140].
с.3:
Зато в художественном мире Гоголя начинают оживать вещи: шинель превращается в жену и подругу, а при первом выходе шинели в свет Петрович бежит по улице «посмотреть ещё раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо» [2; III; 151].
Итак, чиновники заменили своё человеческое назначение – быть малыми – масками чинов и дорогих шинелей. Альтернатива им – «маленький человек». И это не только Акакий Акакиевич, но и Петрович – творец шинели, ведь шинель – самое большое дело его жизни.
Это и «значительное лицо», который «недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом» [2; III; 158]. Готовясь к новой роли, он перед зер-калом примеряет на себя, маленького, генеральский чин, пыжится перевоплотиться, стать большим.
Акакию Акакиевичу он «…сказал: «Что вам угодно?» – голосом отрывистым и твёрдым, которому нарочно учился заранее у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, ещё за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина» [2; III; 161].
А в конце повести читатель узнаёт, что «…генеральская шинель пришлась ему («чиновнику-мертвецу», привидению Акакия Акакиевича – Л.Д.) совершенно по плечам» [2; III; 169], значит невелик ростом и «значительное лицо».
«Маленький человек» – это и «молодой человек», новичок в департаменте, который содрогнулся от слов Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете» – в этих проникающих словах «звенели» другие слова: «Я брат твой»» [2; III; 138]. Молодой человек узнал в обиженном Башмачкине себя и весь род человеческий.
Автор-повествователь в «Шинели» – тот же самый «маленький человек», всё время прячущийся за обтекаемыми фразами («не то чтобы…, но и не…»), боящийся точных имён и названий (так и начинает повесть: «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте»), всячески избе-гающий проявлять своё «я», даже как бы стыдится этого.
Может быть, всё его «я», как и у Акакия Башмачкина, заключено в буковках, по которым читатель скользит взглядом, озадаченный, как правило, только образом главного героя – самого знаменитого, самого известного «маленького человека» всей мировой литературы.
Имя, как принято считать, это судьба человека. А.А.
Аникин заметил: «Ничего радостного не сулит ему (Акакию Башмачкину – Л.Д.) судьба.
Выбор имени, знаменитый эпизод, здесь не просто забавная путаница имен, а именно картина бессмыслицы (поскольку имя есть личность): он мог быть и Моккием (перевод: “насмешником”), и Соссием (“здоровяком”), и Хоздазатом, и Трефилием, и Варахасием, а повторил в имени своего отца “Отец был Акакий, пусть же и сын тоже будет Акакий” (“Акакий” – не делающий зла) – эту известную фразу можно прочитать как приговор судьбы: отец был “маленький человек”, пусть же и сын будет тоже “маленький человек”» [1].
Акакий – незлобивый. И вот портрет-судьба «незлобивого» маленького человека: «Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор» [2; III; 139].
Этот жалкий внешний вид принадлежит «благородию» титулярному советнику, которому ещё шаг вверх по табели – и в потомственные дворяне, в чин коллежского асессора. Но в том то и беда, что сделать этот шаг было неимоверно сложно. «… Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счёт незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными
с.4:
советниками», а насмешливо – титулярами или титуляшками» [3].
Портрет Башмачкина вырисовывается через описания старой и новой шинели. Вся его сущность сначала умещалась в поношенных, заботливо заштопанных тряпочках, которые поливали из окон настоящими помоями, тогда как хозяина коллеги поливали – словесными.
Потом человеческое естество Акакия Акакиевича задрапировали в дорогое сукно, которое жило уже само по себе, подчиняя щупленькое тельце и душу-буковку своей вещной силе.
Как, ещё до получения генеральского чина, преображается перед зеркалом «значительное лицо», так и с Акакием Башмачкиным до появления новой шинели начали происходить перемены: «С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, всё колеблющиеся и неопределённые черты. Огонь порой показывался в глазах его…» [2; III; 149].
В знаменательный день Петрович явился с шинелью: «Он вынул шинель из носового платка, в котором её принес; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления» [2; III; 150].
Деталь – шинель в носовом платке – ещё раз указывает на ма-лость главного героя: сорокарублёвая шинель его, с воротником из кошки, умещается в носовой платок. Даже если он и большой у Петровича, то всё равно предназначение этой тряпочки существенно умаляет значение вещи в него завёрнутой.
Затем Петрович «драпирует» в шинель Акакия Акакиевича «несколько нараспашку» и отпускает его на улицу, в новую жизнь. Так начинается внутреннее перевоплощение героя, потеря самого себя, своего пути, своей судьбы, назначенной именем отца – Акакий: маленький, незлобивый человек.
В «Шинели» есть ещё один герой, кто утратил своё имя и живёт под именем отца – Петрович.
«Сначала он назывался просто Григорием (бодрствующий (греч.) – Л.Д.) и был крепостным человеком у какого-то барина; Петровичем (Пётр – камень (греч.) – Л.Д.) он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам… по всем церковным, где только стоял в календаре крестик» [2; III; 142]. Смена судьбы, отказ от своего пути, предназначенном рождением (крепостной), повлекло за собой и утрату имени. После потери своего пути, Петрович пьёт, кощунствуя: крестик для него становится знаком, что можно погрешить, напиться.
Образ Петровича с чертовщинкой. Акакий «взбирается по лестнице», «черной лестнице петербургского дома». «Дверь была отворена, потому что хозяйка напустила столько дыму в кухне, что нельзя было видеть даже и самых тараканов». И в этом дыму Акакий Акакиевич «…увидел Петровича, сидевшего на широком деревянном столе и подвернувшего под себя ноги свои, как турецкий паша. Ноги, по обычаю портных, сидящих за работою, были нагишом. И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтём, толстым и крепким, как у черепахи череп. На шее у Петровича висел моток шёлку и ниток, на коленях была какая-то ветошь. Он уже три минуты продевал нитку в иглиное ухо, не попадал и потому очень сердился на темноту и даже на саму нитку…» [2; III; 142–143]. Что-то страшно мистическое проглядывает в образе Петровича: кухня в чаду, как преисподняя, портной сидит на столе в дыму, толстый уродливый ноготь, почти как копыто, да ещё уподобляется черепу, а не панцирю черепахи. Сравнение с турецким пашой для русского равносильно сравнению с нечистью. Петрович – чёрт. Моток ниток у него на шее молчаливо угрожает замотать, запутать… Петрович замотал, запутал, соблазнил Акакия Акакиевича, сбил его с пути.
Повседневный жест портного Петровича – «продевал нитку в иглиное ухо» – рифмуется с апокалипсическим заветом: «Тяжело богатым войти в Царство Божье – верблюду легче пройти через ушко иглы, чем богатому в Божье царство войти». Интересно, что игла в руках Петровича ожила: «илиное ухо». Во-первых, притяжательные прилагательные могут образовываться только от одушевлённых существительных, во-вторых, ухо как
с.5:
слуховой аппарат может принадлежать только живому существу. Вернёмся к имени: Петрович именем связан с Пётром I, которого русский народ долго ассоциировал с чёртом за то, что сбил с пути Россию, построил «чёртов» город на болоте, одел народ в заморские платья (шинель – не русская одежда)… Портрет и имя Петровича связаны.
Нельзя в этой связи не вспомнить и ещё один персонаж – «одно значительное лицо». Он тоже захотел иной судьбы и тоже сбился с пути: «Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку.
Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть» [2; III; 159]. Имени у него нет совсем, даже отцовского не осталось. А ведь связь с отцом – это связь с родом, предназначением, продолжением дела… Всё утратилось. Портрета, описания внешнего облика, тоже нет.
Это тем более удивительно, что в небольшой повести как минимум три страницы посвящены описанию жизни «значительного лица». А всё-таки без портрета человека как бы нет.
Итак, Гоголь осознавал, что «малый» – это судьба человека, это дано свыше и воплощено в имени, потому надо принять и смиренно выполнять своё предназначение. Попытки свернуть с пути ведут к потере человеческой сущности, ко греху (вспомним Акакия Акакиевича в первый же вечер в новой шинели: «после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело» [2; III; 152], потом у окошка магазина загляделся на обнажённую ножку красивой дамы на картине…).
Подобные философские мысли о предназначении человека Н.В. Гоголь прямо, не прячась за художественными образами, изложил в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1846): «Поверьте, что бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит» [2; VI; 211]. В портретах героев повести «Шинель» эта философская мысль явно прослеживается.
Литература: 1. Аникин А.А. Тема маленького человека в русской классике // https://www.portal-slovo.ru/rus/philology/258/421/7618/ 2. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 т. – М., 1966.
(Ссылки даются в тексте по этому изданию с указанием тома и страницы.) 3. Норштейн Ю.Б. «Снег на траве». М.: ВГИК, 2005.
4. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта ХIХ века. М.
: «Флинта», «Наука», 2006, с. 97.
Другие редакции статьи: 1. Дмитриевская Л.Н. Портрет маленького человека в повести Н. Гоголя «Шинель» // V Пасхальные чтения. М., 2007, с.29-36.
2. Дмитриевская Л.Н.
Портрет «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Н.В.Гоголь и современность. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвящённой 200-летию Н.В. Гоголя.
Часть 1. — Новокузнецк, 2009. С.40-46.
Источник: https://www.mirfilologa.ru/index.php/articles/ruslit/19vek/50-novyj-vzglyad-na-obraz-malenkogo-cheloveka-v-povesti-nv-gogolya-shinel
«Шинель» — краткое содержание повести по главам
В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.
«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.
Оглавление:
- О повести «шинель»
- История создания повести «Шинель»
- Кто написал «Шинель»
- Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести
- Другие персонажи «Шинели»
- Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»
О повести «шинель»
Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».
В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.
Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.
Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.
История создания повести «Шинель»
Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.
Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».
В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.
Жанр произведения — история с привидениями, драма.
Кто написал «Шинель»
Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.
Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.
Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.
Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения.
«Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени.
Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.
После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.
В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.
Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести
Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.
Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.
Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.
Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.
Другие персонажи «Шинели»
Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».
В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.
Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.
«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.
Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.
Повесть автор начинает с описания рождения Акакия Акакиевича. О причудливом выборе имени его матерью.
Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе. Очень много лет Акакий Акакиевич находился на одном и том же месте, один и тот же чин.
Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.
Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.
Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.
Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.
Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.
В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.
Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.
Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.
После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается — увидев, что час поздний, возвращается домой.
Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.
Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.
Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.
«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.
Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.
Источник: https://1001student.ru/literatura/shinel-povest-soderzhanie.html
Шинель краткое содержание, повесть Шинель Гоголя краткий пересказ, изложение | Инфошкола
Краткое изложение повести «Шинель»:
Тезис 1. Внешность и работа Башмачкина.
Акакий Акакиевич Башмачкин служит в Санкт-Петербурге титулярным советником. Это невысокий рыжий человек с лысиной и румянцем на лице. Его служба состоит в переписывании бумаг, и он исполняет ее охотно, с любовью. На работе его не уважают и посмеиваются.
Молодые чиновники подшучивают над ним , толкают, осыпают порванными бумажками, рассказывают истории о том, например, что хозяйка бьет его. Как правило, Акакий игнорирует их колкости и продолжает делать свою работу.
Однако когда Акакию Акакиевичу становится совсем невмоготу, он говорит: «Оставьте меня в покое! Зачем вы меня обижаете? «.
Тезис 2. Свободное время Башмачкина.
Дома, после окончания рабочего дня, он ест щи и с нетерпением садится переписывать документы, которые захватил со службы. В то время как все другие работники в свободное время идут в театр, играют в карты, встречаются с девушками, Акакий Акакиевич сидит дома и с нетерпением делает копии работ, которые он привез с собой домой. Потом он довольный ложится спать.
Тезис 3. Шинель прохудилась.
В один прекрасный зимний день, после того как Акакий Акакиевич стал мерзнуть на улице, он решил изучить свою шинель. Она была слишком тонкой, чтобы защитить его от ледяного северного ветра, который дул каждое утро. Шинель была потерта так, что на спине ветер продувал ее насквозь. Подкладка совсем развалилась. Его коллеги смеялись над шинелью, называли ее капотом.
Тезис 4. Башмачкин решает заказать новую шинель.
Акакий Акакиевич решает отнести шинель к портному Петровичу, который держит магазин в квартире на четвертом этаже здания с темной лестницей. У Петровича только один глаз, но он хорошо шьет, когда трезв. А выпить он любит, в соответствии с семейной традицией, на все церковные праздники.
Акакий Акакиевич входит в квартиру, проходит через дымную кухню, где жена Петровича жарит рыбу. Петрович находится в соседней комнате, сидит на столе и пытается вдеть нитку в иголку. Акакий Акакиевич уже заранее решил, что он заплатит за работу не более двух рублей.
Петрович, рассмотрев шинель, заявляет, что сделать с ней ничего нельзя, а надо шить новую и это будет стоить больше чем сто пятьдесят рублей за материалы и труды. Акакий Акакиевич уходит расстроенный ни с чем. На улице он обдумывает свои проблемы и делает вывод, что он пришел не вовремя и что стоит зайти к портному в воскресенье утром.
В это время он будет сонным и захочет выпить, но жена не даст ему денег на выпивку, и он согласиться сшить шинель дешевле, может быть, за восемьдесят рублей. У Акакий Акакиевича скоплена за годы трудов только половина суммы. Чтобы скопить остальные деньги, ему придется сократить расходы на чай и свечи.
Ему также придется ходить по улице на цыпочках, чтобы не износить преждевременно обувь. Кроме того, ему придется переодеться дома в халат, чтобы сохранить одежду, в которой он ходит на работу.
Тезис 5. Башмачкин копит на новую шинель.
Всякий раз, когда он чувствует себя лишенным чего-либо в целях экономии, он думает о своей новой шинели. Это его мечта. Каждый месяц он заходит к Петровичу поговорить о своей будущей шинели.
Однажды Акакий Акакиевич получает прекрасный сюрприз — повышение заработной платы до шестидесяти рублей. Может быть, директор понимает, что ему нужна новая шинель. Или, может быть, это была просто удача. Через два месяца Акакию Акакиевичу удается накопить восемьдесят рублей.
Он с Петровичем идет по лавкам и выбирает сукно, коленкор и воротник из кошки. И вот, наконец, шинель готова. Акакий Акакиевич в связи с холодной погодой одевает ее и идет на работу. Все хвалят шинель и говорят, что по этому случаю надо устроить праздник, чем смущают Акакия Акакиевича.
Только вмешательство некого чиновника, оказавшегося именинником, и пригласившего всех на чай, спасает положение.
Тезис 6. Башмачкин в гостях в новой шинели.
Дома после обеда, Акакий Акакиевич проводит время, любуясь новой шинелью. Затем направляется в гости к чиновнику в дальнюю часть города. Там он сталкивается с хорошо одетыми женщинами и мужчинами. Они одеты в пальто из выдры и кожи. У некоторых из них бобровые воротники.
Акакий Акакиевич вешает свою шинель при входе и идет в комнату, где все также обсуждают и хвалят его шинель. Затем все уходят играть в вист и ужинать. Акакий Акакиевич не знает, что делать дальше. Он садится смотреть на карточные игры, но быстро устает. Ему говорят, что надо выпить шампанского в честь его новой шинели.
Акакий Акакиевич чувствует себя на веселее, но, помня, что уже поздно, решает потихоньку уйти домой.
Тезис 7. Воровство шинели.
В хорошем настроении Акакий Акакиевич устремляется к себе домой. По началу, возбужденный, он даже устремляется за какой- то дамой. Но позже, когда он приближается к своей части города, ему становится страшно на темных улицах. И не зря. На огромной пустынной площади к нему подходят какие-то люди и отбирают шинель.
Тезис 8. Смерть Башмачкина.
Акакий Акакиевич ищет помощи у частного пристава, но там его только жалеют, и советуют обратиться к более значительному лицу. Более значительный чиновник, так как назначен недавно, озабочен, как бы придать себе более значительный вид.
Он хочет произвести впечатление на своего давнего приятеля и распекает Акакия Акакиевича за то, что тот обратился не по форме. По дороге домой, Акакий Акакиевич попадает в метель и сваливается с сильной горячкой.
В бреду ему кажется, что отобранная шинель находится у него под кроватью. Через несколько дней он умирает.
Тезис 9. Месть Акакия.
О смерти Башмачкина в департаменте, где он работал, узнают только через четыре дня. В последующие дни распространяются слухи, что возле Калинкина моста по ночам появляется мертвец и сдирает со всех шинели. Говорят, что это Акакий Акакиевич.
Полиция пытается поймать и наказать мертвеца, но безрезультатно. Между тем, значительный чиновник, который накричал на Акакия Акакиевича, чувствует угрызения совести, когда он узнает, что Акакий умер от лихорадки.
Чтобы поднять себе настроение, он направляется на вечеринку и оттуда едет не домой, а посетить некую даму — Каролину Ивановну. По дороге он вдруг чувствует, что кто-то схватил его за воротник. Обернувшись, он видит Акакия Акакиевича, который стаскивает с него шинель.
Значительное лицо очень испугалось. На следующий день на работе он уже не решается распекать своих подчиненных так, как раньше. С тех пор сообщений о мертвеце не поступает.
Источник: https://info-shkola.ru/shinel/
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Как автор относится к Башмачкину
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Как автор относится к Башмачкину.
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» повествует читателю о судьбе «маленького человека». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, бесправный и униженный человек.
Гоголь так описывает внешность главного героя: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
Акакий Акакиевич – чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги.
Жизнь его – непрерывная отчаянная борьба за существование.
Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек, безропотно сносил постоянное унижение. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышалась нестерпимая жалость.
Башмачкину неоткуда ждать защиты, он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование. Он считает условия своей жизни вполне естественны и не имеет возможности, и , что еще трагичнее, желания изменить свою участь.
Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель.
А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель.
Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача.
Только теперь герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, которое привело к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».
Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.
Образ Башмачкина в повести не однозначен. С одной стороны, автор подчёркивает, что герой духовно и физически беден.
С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённом до отчаяния способен противостоять против жестокости, несправедливости , произвола сильных мира сего и бессердечия окружающих.
При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Как автор относится к Башмачкину.
Акакий Акакиевич Башмачкин работает в департаменте чиновником самого низкого ранга. У него нет ни друзей, ни семьи. Цель его существования – переписывание и ответственное отношение к своей работе.
Внешность его неказиста: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Поведение главного героя тоже, он безропотно переносил унижения и насмешки сослуживцев.
Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» От этих слов у окружающих просыпалось что-то человеческое.
Самое трагичное, что Акакия Акакиевича полностью устраивало такое существование и даже не было желания изменить свою участь.
Башмачкин ходит в старой, истертой шинели. А когда покупает новую, ночью грабители отнимают её. В полиции, его даже не удостоили ответа.
Только теперь герой понимает свою ничтожность, испытывает сильнейшее душевное потрясение и умирает
Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.
С одной стороны, автор подчёркивает, что Башмачкин духовно и физически беден.
С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённый до отчаяния, способен противостоять жестокости, несправедливости, произволу и бессердечию окружающих.
Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, тоже имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные обиды в будущем придется ответить.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/01/15/sochinenie-po-povesti-n-v-gogolya-shinel-kak-avtor
Шинель (повесть), сюжет, действующие лица, инсценировки, экранизации
Название | Шинель |
Жанр | Повесть |
Автор | Николай Васильевич Гоголь |
Язык оригинала | русский |
Публикация | 1842 |
«Шине́ль» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Петербургские повести».
Первая публикация состоялась в 1842 году.
Сюжет
Повесть рассказывает читателю о жизни так называемого «маленького человека».
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга.
Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Наконец, премия к празднику оказалась больше ожидаемого, и титулярный советник вместе с портным отправляются покупать материал для новой шинели.
И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.
Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели.
Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным.
«Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.
С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.
Действующие лица
- Титулярный советник по имени Акакий Акакиевич Башмачкин
- Портной Петрович
- «Значительное лицо»
Инсценировки
- Пьеса «Башмачкин» Олега Богаева.
Экранизации
1926 | СССР СССР | «Шинель» | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг | Андрей Костричкин | Чёрно-белый немой фильм, в основе сюжета которого две повести Гоголя: «Невский проспект» и «Шинель» |
1952 | Италия Италия | Il Cappotto («Шинель») | Альберто Латтуада | Ренато Рашель | Вольная экранизация повести. Место действия — Северная Италия |
1959 | СССР СССР | «Шинель» | Алексей Баталов | Ролан Быков |
Источник: https://www.cultin.ru/books-shinel-povest
Значение образа шинели в одноименной повести Гоголя
Основным героем произведения Николая Гоголя является Акакий Башмачников, который в гоголевской повести унижен, у него нет никаких радостей в жизни. В раскрытии образа Акакия Акакиевич важную роль играет шинель, которая в сюжете является не просто вещью или каким-то предметом.
Шинель у главного героя — это его цель, ради которой он готов на многое. Например, на то, чтобы ограничивать себя во всем, урезать в каких-либо средствах.
И когда он получает от портного Петровича новую и необычную для него шинель, которая была сшита по его же заказу, то в простой и безрадостной жизни персонажа наступает лучший, счастливый и торжественный день.
Приобретение вот такой простой новой на все деньги героя сшитой шинели для него становится новым смыслом жизни. А описание того, как он смотрит на нее, бережно и аккуратно берет в руки, как бы предваряет описание и всей его жизни.
Трагедия одного «маленького человека» показана автором в условиях крупного города, который просто давит на него. В своей небольшой по объему повести Николай Гоголь показывает, как его герой пытается бороться. Он борется, прежде всего, за свое существование, но ему приходится терпеть лишения, неудовлетворенность жизни, так как ему очень хочется иметь новую шинель.
Целыми днями в своем департаменте гоголевский герой Башмачников работает с утра до ночи, но не может себе ничего позволить. Поэтому-то шинель, которую он шьет у портного для себя, оказывается его самой главной жизненной целью. Но эта цель Акакия Акакиевича еще и показывает то, что человеку бывает для счастья нужно совсем немного.
Эта шинель дает Акакию Башмачникову силу к жизни, желание справляться со всеми трудностями. В нем начинает пробуждаться эмоции и чувства, словно Акакий Акакиевич начинает понемногу оживать. И хотя пока у него еще нет шинели, но вот эта мечта о ней пробуждает в нем желание жить.
Казалось, что все теперь изменилось в жизни персонажа Акакия Башмачникова, что впереди его ждало что-то совершенно новое и неизведанное, то, что должно было принести ему огромнейшую радость. Впервые за много лет его всего существования, за которые он ничего не получал для себя, он сможет быть награжденным за все свои труды и старания.
Ради новой шинели, которая ему просто была необходима, основной гоголевский персонаж готов пойти на любые жертвы.
Но герою совсем не трудно жертвовать собой, своей жизнью, потому что его поддерживала к жизни его духовное сознание, которое все время нашептывал о новой шинели. Интересно, как эта идея зарождается в голове у главного героя, и постепенно меняет его.
У Акакия Башмачникова вдруг появляется характер, он сам стал общительнее и немного живее, а в поступках его пропадала нерешительность и сомнение. Он постоянно думал о своей шинели, как она будет выглядеть, какой у нее будет воротник.
И порой в его голове рождались самые смелые мысли.
Но мечтать о кунице на шинельный воротник для Акакия Акакиевича было, конечно же, шагом решительным, потому что на нее у него не хватило бы средств, даже если бы он ничего не покупал и ни за что не платил всю свою жизнь. Удивительно, что даже мечты о простенькой, но новой шинели так резко могут поменять человека. Иногда герой даже представлял себя, чуть ли не значительным лицом, думая о том, как будет выглядеть его шинель.
И вот наступает торжественный и радостный день для Акакия Акакиевича, когда шинель уже полностью готова. Когда он обедал, то тоже впервые в жизни засмеялся, когда сравнивал старую свою шинель с той, которая теперь была пошита для него. И впервые он дома не стал работать, а немного полежал на кровати.
Такого ранее никогда с ним не случалось. Он пошел в гости, чего ранее никогда не делал, а когда проходил мимо стеклянной витрины, то увидел веселую картину и даже улыбнулся этому. В гостях он решился, чтобы выпить немного шампанского.
А на обратном пути даже поспешил за какой-то дамой, но потом решил оставить эту игру.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Переломный момент наступает тогда, когда он уже лишился своей шинели и это приводит к тому, что он не только чувствует себя ограбленным, но и уничтоженным и униженным. Он начинает бредить, заболевает. Смерть освобождает главного героя от страданий и унижений.
Всю свою жизнь гоголевский герой боялся. Но после смерти он сам стал наводить страх и ужас на других.
Особенно не давал он проходу на мосту тем, что носил шинели, и совсем неважно было, из чего была она сшита, ведь его интересовали лица важные и значительные, перед которыми он дрожал при жизни.
Все его возмущение против той жизни, которую он провел, теперь после его смерти явно проявилось, и он стал странным призраком, который не давал спокойно ходить или проезжать по мосту. И ключевым предметом в этом становится образ шинели, которая помогла читателю в герое рассмотреть что-то живое и человеческое.
Шинель — это протест «маленького человека» против такого устройства общества, который существует. Жизнь персонажа есть только в тот момент, пока ему шьют шинель и когда она оказывается у него в руках. Поэтому шинель имеет огромнейшее значение в повести Николая Гоголя.
Это и материальные ценности, которые мог достигнуть главный герой, и предмет, который помогает ему жить, взглянуть на жизнь вокруг другими словами.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/znachenie-obraza-shineli-v-odnoimennoj-povesti-gogolja.html
Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Общая характеристика цикла Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель».
В повестях об украинских помещиках проявилось своеобразие гоголевского таланта: умение показать «пошлость пошлого человека». Те же черты художественного метода Гоголя раскрылись и в повестях, напечатанных в «Арабесках» в 1835 году.
Его название автор пояснил как «сумбур, смесь, каша» – кроме повестей в книгу включены статьи различной тематики. Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 году была напечатана повесть «Нос», а завершила цикл повесть «Шинель» (1839 г. – 1841 г, опубликована в 1842 г.).
Всего в цикл «Петербургские повести» вошло пять небольших произведений: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Все эти повести объединены общей темой – темой изображения Петербурга, большого города, столицы Российской империи.
Единство цикла определяется не только предметом изображения, но и содержанием повестей, их социальным смыслом, местом в творчестве писателя.
Отделенная от остальных петербургских повестей большим временным промежутком и обогащенная опытом работы Гоголя над «Ревизором» и «Мертвыми душами», замечательная повесть «Шинель» концентрирует в себе всю идейную и художественную силу гоголевских произведений о николаевском Петербурге.
Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Работа над циклом началась во второй половине 1833 года и особенно в 1834 году, когда Гоголь переживал творческий подъем.
Казенно-бюрократический дух столицы, социальное неравенство большого города, его «кипящая меркантильность» (выражение Гоголя в наброске 1834 года) болезненно отозвалась в душе мечтателя, приехавшего в Петербург с благородным намерением приносить пользу государству.
Столкновение мечты и действительности – один из основных мотивов «Петербургских повестей» – Гоголь переживал болезненно, но это было необходимым моментом в идейно-художественном развитии писателя. [2]
Повести, различные по сюжетам, тематике, героям, объединены одним местом действия – Петербургом. Гоголь создал яркий образ-символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами.
Повседневная жизнь и судьбы обитателей города – на грани правдоподобного и чудесного, что человек может даже сойти с ума.
Живое превращается в вещь (таковы обитатели «Невского проспекта»).
Вещь, предмет или часть тела становится «лицом», важной персоной («Нос»). Город обезличивает людей, искажает добрые их качества, выпячивает дурные, до неузнаваемости меняет их облик. Чин в Петербурге заменяет человеческую индивидуальность. Нет людей – есть должности.
Без чина, без должности петербуржец не человек, а ни то ни се, «черт знает что».
Гоголь, изображая Петербург, использует универсальный художественный прием – синекдоху. Замещение целого его частью – это закон, по которому живут и город и его обитатели. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы охарактеризовать пеструю петербургскую толпу. Невский проспект – парадная часть – города представляет весь Петербург.
Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве – и здесь часть теснит целое.
Смысл гоголевского изображения Петербурга – указать человеку из безликой толпы на необходимость нравственного прозрения и духовного возрождения. Гоголь верит, что человеческое все же победит чиновническое.
В «Невском проспекте» писатель дает заставку ко всему циклу повестей.
Это и «физиологический очерк» (подробное исследование главной «артерии» города и городской «выставки»), и романтическая новелла о судьбах художника Пискарева и поручика Пирогова. Их свел Невский проспект, «лицо» Петербурга, меняющееся в зависимости от времени суток. Он становится то деловым, то «педагогическим», то «главной выставкой лучших произведений человека». Это город чиновников.
Судьбы двух героев позволяют показать суть города: Петербург убивает художника и благосклонен к чиновнику, в городе возможны и трагедия, и фарс. Невский проспект лжив, как и сам город.
В каждой повести Петербург открывается перед нами с новой стороны. В «Портрете» – это город-обольститель, погубивший художника Чарткова деньгами и славой.
В «Записках сумасшедшего» город показан глазами сошедшего с ума титулярного советника Поприщина и т.д. В результате везде возникает обман. Поприщин воображает себя испанским королем Фердинандом VIII. Это гипербола, которая подчеркивает страсть чиновников к чинам и наградам.
Ирония писателя в повестях также достигает небывалой величины: только что-то фантастическое может вывести человека из нравственного оцепенения. Только безумный Поприщин вспоминает о благе человечества. Если бы не исчез нос с лица майора Ковалева, так бы и ходил он по Невскому проспекту с носом и в мундире.
Исчезновение носа делает его индивидуальностью, ведь с «плоским местом» на лице нельзя показаться на люди. Если бы не умер Башмачкиш, то вряд ли бы «значительному лицу» почудился бы этот мелкий чиновник. Таким образом, Петербург в изображении Гоголя – это мир привычного абсурда, беспорядка и будничной фантастики.
Проявление петербургского абсурда – это безумие человека. В каждой повести есть свои безумцы: Пискарев («Невский проспект») и Чартков («Портрет»), Поприщин («Записки сумасшедшего»), Ковалев («Нос»), Башмашкиш («Шинель»).
Образы безумцев – это показатель алогизма общественной жизни. Жители города – никто, выделить их из толпы способно только безумие, ведь только потеряв рассудок, они выделяются из толпы.
Безумие – это бунт людей против всевластия социальной среды.[1]
Тема «маленького человека» представлена в повестях «Шинель» и «Записки сумасшедшего».
Мир петербуржских повестей Гоголя призывал к гуманизму и чуткости, разоблачал тиранию и бесчеловечность страшного мира, говорил о проблемах «маленького человека» и его больших правах на достойную жизнь.
Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия. «Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни.
Поверхностный читатель увидит в этой повести лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный – не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймут, о чем же написана «Шинель». Так сказал В.
Набоков, и он был прав, чтобы понять произведение, надо не только внимательно его прочитать, но и, опираясь на жизнь того времени, осмыслить его.
В середине 30-х годов Гоголь услышал канцелярский анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник и был страстным охотником за птицей. Он долго копил на ружье, о котором давно мечтал.
Вскоре эта мечта сбылась, он накопил 200 рублей ассигнациями и купил ружье, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства заболел, лег в постель и не вставал. И только его товарищи, узнав о горе и купив ему новое ружье, смогли вернуть чиновника к жизни.
Все смеялись тогда, но Гоголю было не до смеха, он внимательно выслушал анекдот и опустил голову… Этот анекдот и был первой мыслью для создания чудесной повести «Шинель», которая была завершена Гоголем в 1842 году.
Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты.
Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники – «маленькие люди».
Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку».
Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название – повесть – произведение получило не столько за объем, сколько за громадную, смысловую насыщенность.
Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом.
«Шинель» — это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия.
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.
«Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее, реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.
В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» – одна из постоянных в русской литературе. Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Гоголь ставит в произведении также социальные и нравственно-философские проблемы.
С одной стороны, он критикует то общество, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто смеется над «вечными титулярными советниками». Но с другой стороны, он обращается ко всему человечеству с призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами.
Ведь на самом-то деле Акакий Акакиевич заболел и умер не потому, что у него украли шинель, а потому, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей. Следовательно, основная тема произведения – это тема человеческого страдания, предопределенная укладом жизни.
Духовное и физическое убожество, которое сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план повести и произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. Он заставляет читателя задумываться и об отношении к окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения.
В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом. Для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь.
Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.
Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя. С одной стороны, убогость интересов Башмачкина доведена до предела: его мечта и идеал – шинель. С другой стороны, в нем есть черты романтического героя: он самоотверженно служит своему идеалу, преодолевая все препятствия на пути. Он видит в шинели подругу, защитницу, теплую заступницу в холодном мире.
Собирая деньги на новую шинель, он оказывается от ужинов, свечки по вечерам, стирки белья у прачки, даже по улице он старался ходить осторожно, чтобы не стереть подметки у сапог. Это почти монашеское самоограничение. Неслучайно его судьбу нередко соотносят с «Житием святого Акакия Синайского».
Их роднит безропотность, смирение, отказ от житейских благ, они оба проходят через испытания и мученичество. Но это все же больше походит на пародию. День с новой шинелью стал для Башмачкина самым большим и торжественным праздником. Счастье нарушило привычный ход его жизни. «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели».
Вечером он первый раз в жизни пошел на приятельский ужин по поводу приобретения новой шинели, на вечеринке выпил даже два бокала шампанского.
В сцене потери шинели Гоголь возвышает героя. Страдания, которые испытывает Акакий Акакиевич, потеряв шинель, сопоставляются со страданиями «царей и повелителей мира». Он хочет найти защиту, но сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь разгневала «значительное лицо».
Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерялсмысл жизни.
Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он произносит страшные слова.
Но здесь начинается возмездие. История «значительного лица», распекавшего Акакия Акакиевича, повторяется с ним самим. Весь день «значительное лицо» чувствовало угрызение совести, получив известие о смерти своего просителя. Но потом он отправляется на вечер к приятелю.
Там он веселился, выпил два бокала шампанского и по пути домой решил заглянуть к знакомой даме. Вдруг налетел порывистый ветер и явился таинственный мститель, в котором «значительное лицо» узнал Акакия Акакиевича.
Призрак говорил: «А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!»[3]
После смерти Башмачкина справедливость торжествует. Душа его обретает покой, когда возвращает потерянную шинель.
Образ шинелиочень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую.
Развитие действия — походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели.
И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог — фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.
Рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города.
Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, шинель пришлась впору.
Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», – отмечает он по поводу плачевной внешности героя.
Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз – аллегория гоголевского Петербурга.
Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования – все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».
Источник: https://infourok.ru/obschaya-harakteristika-cikla-nv-gogolya-peterburgskie-povesti-analiz-povesti-nv-gogolya-shinel-616339.html