Семья курагиных в романе “война и мир”: характеристика и образ, описание в цитатах (княгиня-мать курагина и др.)

Семья Курагиных в романе «Война и мир»

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе «Война и мир» вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Поистине, автор был беспощаден в изображении этих персонажей.

Оглавление:

  • Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»
  • Где живут Курагины
  • Отношения в семье Курагиных между детьми
  • Проблема отцов и детей Курагиных
  • Отношение к слугам Курагиных
  • Отношение к войне и Наполеону у Курагиных
  • Авторское отношение к Курагиным
  • Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных
  • Цитатная характеристика семьи Курагиных

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Князь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег — сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Автор не указывает, где располагался дом Курагиных в столице, не описывает его интерьеров, возможно, подчеркивая этим духовную неосновательность их семейства.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Обратите внимание

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Отношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой, они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти — потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Лев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем — к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата.

Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна.

Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Словами Пьера Безухова автор дает краткий диагноз всем Курагиным: «О, подлая, бессердечная порода!».

Об Элен он говорит: «Где вы — там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети — обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком», а Анатоля, младшего сына, — «беспокойным».

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».

Источник: https://1001student.ru/literatura/semya-kuraginyh-vojna-i-mir.html

Семья Курагиных в романе Льва Толстого Война и мир

В этой статье мы будем говорить о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Особое внимание уделим русскому дворянскому обществу, тщательно описанному в произведении, в частности, нас будет интересовать семья Курагиных.

Роман «Война и мир»

Роман был окончен в 1869 году. В своем произведении Толстой изобразил русское общество эпохи войны с Наполеоном. То есть роман охватывает период с 1805 по 1812 год. Писатель очень долго вынашивал идею романа. Изначально Толстой задумывал описать историю героя-декабриста. Однако постепенно писатель пришел к мысли, что начать произведение лучше всего с 1805 года.

Впервые начал публиковаться отдельными главами в 1865 году роман «Война и мир». Семья Курагиных уже появляется в этих отрывках. Читатель почти в самом начале романа знакомится с ее членами. Однако поговорим более подробно о том, почему такое большое место в романе занимает описание высшего общества и дворянских семей.

Роль высшего света в произведении

В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота.

Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.

Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?

Общее представление о семье Курагиных

Толстой видел в семье основу человеческого общества, поэтому придавал такое большое значение изображению дворянских родов в романе. Курагиных писатель представляет читателю как воплощение безнравственности. Все члены этой семьи лицемерны, корыстны, готовы совершить преступление ради богатства, безответственны, эгоистичны.

Среди всех семей, изображенных Толстым, только Курагины руководствуются в своих поступках исключительно личным интересом. Именно эти люди разрушали жизни других людей: Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и т. д.

Даже семейные узы Курагиных отличаются. Членов этой семьи связывает не поэтичная близость, родство душ и забота, а инстинктивная солидарность, практически круговая порука, которая больше напоминает отношения животных, нежели людей.

Состав семьи Курагиных: князь Василий, княгиня Алина (его жена), Анатоль, Элен, Ипполит.

Василий Курагин

Князь Василий – глава семейства. Впервые читатель видит его в салоне Анны Павловны. Он был одет в придворный мундир, чулки и башками и имел «светлое выражение на плоском лице».

Говорит князь на французском языке, всегда напоказ, лениво, словно актер, играющий роль в старой пьесе. Князь был уважаемым человеком среди общества романа «Война и мир».

Семья Курагиных вообще довольно благожелательно принималась другими дворянами.

Князь Курагин, со всеми любезный и ко всем благодушный, был приближенным императора, его окружала толпа восторженных поклонниц. Однако за внешним благополучием скрывалась непрекращающаяся внутренняя борьба между стремлением казаться нравственным и достойным человеком и реальными мотивами его поступков.

Важно

Толстой любил использовать прием несовпадения внутреннего и внешнего характера персонажа. Именно им он воспользовался, создавая образ князя Василия в романе «Война и мир». Семья Курагиных, характеристика которой нас так интересует, вообще отличается от других семей этим двуличием. Что явно говорит не в ее пользу.

Что же касается самого графа, то его истинное лицо проявилась в сцене борьбы за наследство умершего графа Безухова. Именно здесь показана способность героя к интригам и бесчестным поступкам.

Анатоль Курагин

Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями».

Для Анатоля жизнь – непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями.

Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. Этот эгоизм является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах.

Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы муки совести, сожаления или сомнения.

При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

Элен Курагина

Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья Курагиных. Характеристика Элен, как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.

Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен – эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.

Читайте также:  Обед у собакевича в поэме "мертвые души": текст эпизода (отрывок, фрагмент)

После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей.

Совет

Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной.

Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.

Ипполит Курагин

Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только окружающим, но и ей самой. Каждый член семьи является носителем какого-то порока, от которого в итоге страдает и сам. Исключением является только Ипполит. Его характер вредит только ему, но не разрушает жизнь окружающих.

Князь Ипполит внешне очень похож на свою сестру Элен, однако при этом он совершенно дурен собой. Лицо его было «отуманено идиотизмом», а тело слабо и худощаво. Ипполит отличается невероятной глупостью, но из-за уверенности, с которой он говорит, все не могут понять, умен он или непроходимо туп. Он часто говорит невпопад, вставляет неуместные замечания, не всегда понимает, о чем рассуждает.

Благодаря покровительству отца Ипполит делает военную карьеру, однако среди офицеров он слывет за шута. Несмотря на все это, герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке».

Сравнение с другими дворянскими семьями

Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.

Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.

Семья Ростовых и Курагиных

Как отмечалось выше, Курагины – это низкие, черствые, развратные и эгоистичные люди. Они не испытывают друг к другу никакой нежности и заботы. А если и оказывают помощь, то только из корыстных соображений.

Отношения в этой семье резко контрастируют с атмосферой, что царит в доме Ростовых. Здесь члены семьи понимают и любят друг друга, они искренне заботятся о близких, проявляя теплоту и участие. Так, Наташа, увидев слезы Сони, также начинает плакать.

Можно сказать, что семья Курагиных в романе «Война и мир» противопоставлена семье Ростовых, в которой Толстой видел воплощение семейных ценностей.

Показательны и отношения в браке Элен и Наташи. Если первая изменяла своему мужу и совершенно не желала заводить детей, то вторая стала олицетворением женского начала в понимании Толстого. Наташа стала идеальной женой и прекрасной матерью.

Интересны и эпизоды общения братьев и сестер. Как непохожи задушевные дружеские беседы Николеньки и Наташи на холодные фразы Анатоля и Элен.

Семья Болконских и Курагиных

Эти дворянские семьи также очень непохожи друг на друга.

Для начала сравним отцов двух семейств. Николай Андреевич Болконский – незаурядный человек, ценящий ум и деятельность. В случае необходимости он готов послужить своему Отечеству.

Николай Андреевич любит своих детей, искренне заботится о них. Совсем не похож на него князь Василий, который думает только о своей выгоде и совершенно не волнуется о благополучии своих детей.

Для него главное – деньги и положение в обществе.

Кроме того, Болконский-старший, как и позднее его сын, разочаровался в обществе, которое так манит всех Курагины.

Обратите внимание

Андрей является продолжателем дел и взглядов своего отца, в то время как дети князя Василия идут своей дорогой. Даже Марья наследует строгость в воспитании детей от Болконского-старшего.

А описание семьи Курагиных однозначно указывает на отсутствие какой-либо преемственности в их роду.

Таким образом, в семье Болконских, несмотря на видимую строгость Николая Андреевича, царят любовь и взаимопонимание, преемственность и забота. Андрей и Марья искренне привязаны к отцу и испытывают к нему уважение. Отношения между братом и сестрой долго были прохладными, пока общее горе – смерть отца – не сплотило их.

Курагиным же чужды все эти чувства. Они не способны искренне поддержать друг друга в сложной ситуации. Их удел – только разрушение.

Заключение

В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества.

На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе.

Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.

Источник: https://autogear.ru/article/245/568/semya-kuraginyih-v-romane-lva-tolstogo-voyna-i-mir/

Семья Курагиных, ее представители

С первых же страниц романа читатель попадает в гостиные высшего света Петербурга и знакомится с представителями петербургской знати.

Толстой срывает покровы внешнего блеска с вельмож, сановников, фрейлин, которые славятся утонченными манерами, но внутри многие из них духовно бедны, чопорны и глубоко непорядочны. В их взаимоотношениях нет искренности и простоты. Все лицемер но и неестественно.

В салонах высшего света сплошной «маскарад», на всех надеты маски воспитанных и добропорядочных людей, естественность и простота поведения здесь не приняты и пугают.

Все делают вид, что волнуются за судьбу страны, но фактически это пустая болтовня, за которой скрываются светские и дипломатические сплетни, интриги, карьеризм, полное равнодушие к судьбе русской армии и страны в целом.

В центре романа находятся нескольких семей, в их числе семьи Болконских и Курагиных.

Резко сатирически представлен Толстым великосветский вельможа, князь Василий Курагин, «важный и чиновный» человек, министр. Он может влиять на судьбы людей, но при этом руководствуется только соображениями личной выгоды. Его влечет к людям, которые богаче и влиятельнее его.

На вечере у Анны Шерер он надеется решить судьбы своих сыновей — добиться для Ипполита назначения в посольство Вены, а младшего беспутного сына Анатоля, разоряющего отца своими кутежами, женить на богатой невесте Марье Болконской.

Важно

В погоне за богатством Курагин способен даже похитить завещание старика Безухова, а когда это ему не удается, он, пользуясь неопытностью и простотой Пьера Безухова, женит его на своей дочери Элен.

Князь Курагин абсолютно беспринципен.

Вначале он всячески поносит нахо-дящегося в немилости Кутузова, но затем, узнав о назначении Кутузова главноко-мандующим, меняет свое мнение и хвалит его. Однако позднее Курагин вновь начинает неодобрительно отзываться о Кутузове. Порочность князя передалась и его детям. До идиотизма глуп Ипполит.

Умственно ограничен, развращен, нагл и циничен Анатоль. Дочь князя Элен хитра и развратна. Под прекрасной внешностью она скрывает уродство души.

Семью Курагиных и семьей-то назвать трудно. Она не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых.

Курагиных объединяет только животное родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей.

Достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Элен и Ана-толя, признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и дети для него — обуза.

Семья Болконских описывается Толстым с несомненной симпатией. В семье три поколения — старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к родным кор-* ням, честность, благородство души.

Болконские — люди чрезвычайно деятельные, они постоянно заняты делами, в них нет лености и праздности, которые свойственны многим людям их круга. Старый князь ценит в людях только «деятельность и ум», он сам воспитывает дочь, обучает ее, постоянно занят делом. Живя в деревне, он в курсе всех происходящих событий, глубоко переживает их.

Совет

Считая долгом дворянина служение Родине, напутствует Андрея, идущего в армию: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно бу-дет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…

стыдно!» В 1806 году, когда театр военных действий приблизился к границам России, Николай Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, становится главнокомандующим по ополчению. В своих правилах воспитал князь и свою дочь — княжну Марью. Она способна не только к глубокому осмыслению своей жизни, но и поступков других людей.

Она распознала низость Анатоля Курагина и отказала ему. Во время нашествия французов Марья показала свой истинный патриотизм. Она отвергла предложение Бурьен обратиться за помощью к французскому генералу и предпочла уехать, чтобы не видеть захватчиков. Марья Болконская очень религиозна. Ей чужд эгоизм, она способна жертвовать своими интересами ради других.

Достойны уважения ее терпение и покорность по отношению к отцу. Она заменяет Николеньке умершую мать, узнав о ранении брата, едет из Воронежа в Ярославль, несмотря на трудности и опасности такого путешествия.

Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образо-ванностью, широтой интересов. Жизнь в обществе — не его стихия, и он едет в действующую армию.

У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь сливаются воедино, он не разделяет в душе эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Третье поколение Болконских — Николенька.

Мы видим его в эпилоге романа маленьким мальчиком, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа мысли и чувства.

Толстой, будучи тонким психологом, показал нам череду представителей светского общества и, благодаря искусству изображения, о каждом из них мы думаем и размышляем, как о наших современниках, близких и понятных. Одних мы искрен не любим, к другим испытываем негативные чувства. В этом необъятный талант великого писателя.

Источник: https://www.school-essays.info/semya-kuraginyx-ee-predstaviteli/

Доклад: Семья Курагиных в романе Л.Н.Тостого Война и мир

Семья
князя Василия Курагина.
Для Толстого мир семьи — основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни — вот основные отличительные черты этого семейства.

И сколько разрушений Курагины внесли — князь Василий, Элен, Анатоль — в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского! Курагины — третье в романе семейное объединение – лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть — инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного.

Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи – Ростовы, Болконские — имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных — индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных

желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер.

Обратите внимание

Он был «в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица.

» Говорил князь «на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку», «говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы».

В глазах светского общества князь Курагин — уважаемый человек, «приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся». На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Князь Василий ” знал, что влияние в свете — капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние”. Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести.

Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал «что-то вроде укора совести», так как она напомнила ему, что «первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу». Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении «пристроить» своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.

Читайте также:  Главные и второстепенные герои комедии "недоросль" фонвизина (персонажи, действующие лица)

“…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас”. На что князь ответил: «Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец». Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели.

На предложение Анны Павловны Шерер «женить блудного сына Анатоля» на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: «она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно».

При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение. Впитали в себя все низменные, порочные черты князя

Василия и его дети.

Элен Курагина Элен — воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости.

Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную, бездушную статую.

В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала.

Важно

Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты». Элен олицетворяет безнравственность и порочность.

Вся семья Курагиных — индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей» — признается она.

Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

Бесстыдство проявлялось в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть ли не уважение. Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе («не говорили по-французски и ели простую еду»), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению”. Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. «Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В конце концов, Элен умирает. Эта смерть — прямое следствие ее собственных интриг. „Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб — медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь“.

Ипполит Курагин .

»…Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив, тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”. Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал. На приеме у Шерер он предстает нам «в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках». И такая нелепость наряда нисколько его не смущала. Глупость его проявлялась, в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой темы. Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту. Князь Василий называет Ипполита «покойным дураком». Толстой в романе — «вялым и ломающимся». Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата

Анатоля.

Анатоль Курагин . Анатоль Курагин, по мнению Толстого, «простой и с плотскими наклонностями». Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова: «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка». Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений — Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении. Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело. Женитьба на «богатой уродливой наследнице» – Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает» –

думал Анатоль.

Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/800450/

Презентация на тему: Семья Курагиных в романе Л.Толстого «Война и мир»

Описание слайда:

Творческий проект на тему «Семья Курагиных в романе Л.Толстого «Война и мир» Авторы: Судякова Мария и Харитонова Татьяна ученицы 10 класса МОУ «Среднекибечская СОШ» Руководитель: Судякова С.Ю. Учитель русского языка и литературы

Описание слайда:

Основополагающий вопрос: Что является основой человеческого общества по мнению Л.Н.Толстого? Что является основой человеческого общества по мнению Л.Н.Толстого?

Описание слайда:

Для Толстого мир семьи – основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности Для Толстого мир семьи – основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности

Описание слайда:

Проблемные вопросы: Какими тремя понятиями определяется ценность человека? Какими тремя понятиями определяется ценность человека? Какие черты характера в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому? Какие черты характера в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому? На чем основана семейная близость в семье Курагиных? На чем основана семейная близость в семье Курагиных?

Описание слайда:

Семейная близость в семье Курагиных есть: Инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука почти животного эгоизма Инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука почти животного эгоизма

Описание слайда:

Содержание Семья Василия Курагина 7 Князь Василий Курагин 8-9 Элен Курагина 10-11 Ипполит Курагин 12 Анатоль Курагин 13-15 Список литературы и ресурсов 16

Описание слайда:

Семья Курагиных корыстолюбие бесчестие ради богатства безответственность за свои поступки в личной жизни способность на преступление лицемерие знает только личный свой интерес, энергично добиваясь его интригой индивидуалисты, не признающие моральных норм

Описание слайда:

Совет

Князь Василий Курагин Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был в придворном, шитом мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением лица.

В глазах светского общества князь Василий – уважаемый человек,приближённый к императору, окружённый толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был в придворном, шитом мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением лица.

В глазах светского общества князь Василий – уважаемый человек,приближённый к императору, окружённый толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся.

Описание слайда:

Князь Василий Курагин На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Князь Василийзнал, что влияние в свете – капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез…. На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Князь Василийзнал, что влияние в свете – капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез….

Описание слайда:

Элен Курагина Элен – воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает её однообразную,неизменяющуюся улыбку и античную красоту тела, она напоминает прекрасную бездушную статую. Элен – воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости.

Толстой постоянно упоминает её однообразную,неизменяющуюся улыбку и античную красоту тела, она напоминает прекрасную бездушную статую. Она олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных – индивидуалисты, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Она олицетворяет безнравственность и порочность.

Обратите внимание

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Описание слайда:

Элен Курагина Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в её натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в её натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

Описание слайда:

Ипполит Курагин Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал. Глупость его проявлялась в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся к сути обсуждаемой темы.

Толстой называет его покойным дураком. Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал. Глупость его проявлялась в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся к сути обсуждаемой темы.

Толстой называет его покойным дураком.

Читайте также:  Анализ творчества левитана: критика о картинах, отзывы о произведениях

Описание слайда:

Анатоль Курагин Анатоль Курагин, по мнению Толстого,простой и с плотскими наклонностями. Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Анатоль Курагин, по мнению Толстого,простой и с плотскими наклонностями.

Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Он целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный.

Он целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный.

Описание слайда:

Анатоль Курагин Анатоль лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Толстой называет егобеспокойным дураком. Анатоль лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Толстой называет егобеспокойным дураком.

Описание слайда:

Важно

Использованная литература и ресурсы: 1. «Война и мир» Л.Н.Толстого, М., «Советская Россия», 1991г. 2. «Роман Толстого Война и мир» С.Бочаров, М., «Художественная литература», 1978г. 3. «Живые герои» Л.Б.Либединская, М., «Детская литература», 1982г. 4. www.ilovecinema.ru www.ilovecinema.ru 5. http://vox-video.ru/i/films/v_mir http://vox-video.ru/i/films/v_mir

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/semja-kuraginykh-v-romane-ltolstogo-vojjna-i-mir.html

Семья Болконских и Курагиных в романе «Война и мир» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.

Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств.

В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких‑то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни.

И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой‑то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Совет

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по‑своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Анатоль.

Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права.

Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей «мраморной» красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы.

Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Толстого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить.

Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен.

Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его женить на богатой наследнице Княжне Марье.

Обратите внимание

Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу.

Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль‑инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины.

Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Старинный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болконских. Такие же семьи, как семья Курагиных, не имеют будущего.

Источник: http://resoch.ru/semya-bolkonskix-i-kuraginyx-v-romane-vojna-i-mir/

Сочинение на тему «Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир»: краткая характеристика»

«Война и мир» — величайший из романов Л. Толстого, считающийся классикой мировой литературы. В произведении описано множество положительных персонажей, но есть и антигерои, среди которых необходимо обратить внимание на Элен Курагину.

С семьей Элен Толстой знакомит читателя, когда описывает последние дни старого графа Безухова. Уже тогда Василий Курагин рыщет, словно коршун, над умирающим человеком, чтобы заполучить его имущество. Появление Пьера путает карты. Наследство Безухова уходит из рук.

Вот тогда появляется план, центральной фигурой которого является княгиня Курагина. Она молода и очень красива. Мужчины не отходят от нее, желая получить благосклонность.

Элен знает, какой силой обладает. Она готова выйти замуж только за очень состоятельного и влиятельного человека.

Так уж случилось, что внезапно Пьер, на которого княгиня раньше не обратила бы внимание, имеет все надлежащие качества.

Элен постепенно заманивает наивного графа в свои сети и женит его на себе. План удается. Новоиспеченная графиня Безухова блещет в обществе, устраивает приемы, которые в тягость ее супругу, и сама выезжает в свет. Она слывет умной, красивой женщиной. Ею восхищается, ее любят. Но Элен скучно.

Как-то ее брат решает увести у князя Болконского его милую и добродушную невесту. Элен помогает ему разрушить жизни Андрея и Наташи забавы ради. Холодность и жестокость сплелись в этой женщине. Она не испытывает угрызений совести. Для нее чувства других – игра.

Чтобы развлечься, Элен проводит вечера с Долоховым. Когда об этом узнает Пьер, он вызывает на дуэль противника. Зная, что муж не умеет стрелять, графиня не препятствует убийству. Напротив, она обвиняет во всем графа за его черствое отношение и недоверие к ней. Но Пьер ей больше не верит и хочет разорвать узы брака.

Важно

Красавица рада подобному исходу. Муж ей мешает, но нужны средства. И Элен хитростью забирает у Безухова большую часть имений.

Распустив слухи о мучениях и тяготах брошенной женщины, графиня отправляется в Петербург. Там ее ухажером становится Друбецкой. Правда, он ей неинтересен. Элен надеется выйти замуж за одного старого вельможу, но сталкивается с трудностью. Из Вильно приезжает принц, с которым она некогда имела близкие отношения. Он тоже намерен жениться.

Графине ничего не стоило вскружить голову двум мужчинам. Она их обманывает, и ей снова беспрекословно верят.

Богатство Элен, ее козни, обман не приносят радости. Она умирает в одиночестве. Причина смерти неведома, быть может, потому что никто этим не интересуется. Толстой постепенно подводит читателя к мысли: каждый получает по заслугам. Добро побеждает зло!

Источник: https://sochinenienatemu.com/vojna-i-mir-tolstoj/obraz-elen-kuraginoj-v-romane-vojna-i-mir/

Семья Болконских и семья Курагиных в романе Толстого «Война и мир» на Сёзнайке.ру

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев, средством выражения идей автора.

Несмотря на то что в романе «Война и мир» ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман.

Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. История семей Болконских и Курагиных, представленная в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир.

Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Толстой.

Болконские и Курагины занимают видное место в светском обществе, вернее, в светской жизни Москвы и Петербурга. Но все-таки Курагины выделяются на их фоне.

Они постоянно принимают участие в интригах и закулисных играх (история с «мозаиковым портфелем» старика Безухова), завсегдатаи светских раутов и балов.

Болконские редко появляются в обществе, но они на слуху у всех; известны как люди с большим приданым и со связями.

Курагиных объединяет аморальность (Толстой намекает на некие тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка втянуть Наташу в авантюру с побегом, зная, что она помолвлена), недалекость ума, расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Жизненные духовные потребности Болконских — сплоченность, любовь. Рисуя Курагиных, Толстой не дает нам точной их семейной картины, не показывает их всех вместе; непонятно, живут они вместе или нет.

Совет

При создании образов семей Толстой пользуется характерным для его творчества приемом: «срывание всех и всяческих масок». В основном он применяется в описании Курагиных. Например, в сравнении Элен с Ипполитом: он «поражал необыкновенным сходством с сестрою-красавицею», но, несмотря на это, «лицо его было отуманено идиотизмом». При этом красота Элен сразу меркнет.

У Болконских видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Курагиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны, искусственны; их портреты подробны, но статичны.

Символично сравнение их с неживым, холодным материалом (мраморные плечи Элен). Никто из Курагиных ни разу не показан на лоне природы, тогда как Андрей часто присутствует в пейзажных описаниях. Он часть природы; умеет ее чувствовать и понимать, пропускать через душу, переживать вместе с ней.

Это приближает его к естественности, к простоте, которые, по мнению Толстого, были идеалами жизни человека.

Постоянное напоминание читателю о том, что Элен — красавица, Анатоль «необыкновенно хорош собой», наводит его на мысль, что на самом деле их красота не казалась писателю истинной красотою. Она больше похожа на внешний лоск, выхоленность, но за этим больше ничего не стоит.

Есть еще одна особенность, помогающая читателю понять, что форма жизни Курагиных противоречит Толстому, — отсутствие их в эпилоге. Легко заметить, что в заключении романа присутствуют герои, которые глубоко симпатичны Толстому. Они менялись, совершенствовались в результате исканий и ошибок. Курагины же процветают, но не меняются.

В семье Болконских жизнь напряженная, атмосфера конфликтная. У них больше развито интеллектуальное начало, воля, логика. Они умны «умом ума».

В семье Болконских господствуют устои, порядки и законы, установленные старым князем, поэтому отношения между членами семейства сухие, сдержанные, переходящие иногда в холодность. Они мыслят так же упорядоченно и здраво рассуждают. Например, княжне Марье переписка заменяет дружбу.

Обратите внимание

Она всецело вкладывает себя в текст. Затем у нее появляется дневник, который тоже предполагает изложение уже готовых, выстроенных мыслей, анализ.

В романе эти семьи несут определенную философскую нагрузку. Рисуя образы Болконских и Курагиных, Толстой решает для себя важные проблемы: ложная и истинная красота, добро и зло.

Функция семейства Курагиных — внесение беспокойства, хаоса, тревоги в жизнь двух других семей. «Где вы — там разврат, зло», — говорит Пьер Элен в порыве гнева. Курагины представляют собой низменные материальные стороны жизни.

Изображая Болконских, Толстой раскрывает с их помощью философские, эстетические и эпические аспекты своего мировоззрения.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9595-semya-bolkonskih-i-semya-kuraginih-v-romane-tolstogo-voyna-i-mir

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector