Юлия тафаева в романе “обыкновенная история” гончарова: описание в цитатах

Обыкновенная история

Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже на ногах.

Лишь виновник этой суеты, сын Адуевой, Александр, спал, «как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном».

Суматоха царила в Грачах потому, что Александр собирается в Петербург на службу: знания, полученные им в университете, по мысли юноши, необходимо применить на практике служения Отечеству.

Обратите внимание

Горе Анны Павловны, расстающейся с единственным своим сыном, сродни печали «первого министра в хозяйстве» помещицы Агра-фены — вместе с Александром в Петербург отправляется его, камердинер Евсей, сердечный друг Аграфены, — сколько приятных вечеров провела эта нежная пара за картами!..

Страдает и возлюбленная Александра, Сонечка, — ей посвящались первые порывы его возвышенной души.

Лучший друг Адуева, Поспелов, в последнюю минуту врывается в Грачи, чтобы напоследок обнять того, с кем проведены были в беседах о чести и достоинстве, о служении Отечеству и прелестях любви лучшие часы университетской жизни…

Да и самому Александру жаль расставаться с привычным укладом жизни.

Если бы высокие цели и ощущение своего назначения не толкали его в дальнюю дорогу, он, конечно, остался бы в Грачах, с безгранично любящими его матерью и сестрой, старой девой Марией Горбатовой, среди гостеприимных и хлебосольных соседей, рядом с первой своей любовью. Но честолюбивые мечты гонят юношу в столицу, ближе к славе.

В Петербурге Александр сразу же отправляется к своему родственнику, Петру Ивановичу Адуеву, который в свое время так же, как и Александр, «двадцати лет был отправлен в Петербург старшим своим братом, отцом Александра, и жил там безвыездно семнадцать лет».

Не поддерживая связи с оставшимися после смерти брата в Грачах его вдовой и сыном, Петр Иванович сильно удивлен и раздосадован появлением восторженного молодого человека, ждущего от дядюшки забот, внимания и, главное, разделенности его повышенной чувствительности.

С первых же минут знакомства Петру Ивановичу приходится едва ли не силой удерживать Александра от излияний чувств с попыткой заключить родственника в объятия.

Вместе с Александром прибывает письмо от Анны Павловны, из которого Петр Иванович узнает, что на него возлагаются большие надежды: не только почти забытой невесткой, которая уповает на то, что Петр Иванович будет спать с Александром в одной комнате и прикрывать юноше рот от мух.

Важно

В письмо вложено немало просьб от соседей, о которых Петр Иванович вот уже почти два десятилетия и думать забыл. Одно из этих писем принадлежит перу Марьи Горбатовой, сестры Анны Павловны, на всю жизнь запомнившей день, когда молодой еще Петр Иванович, гуляя с ней по деревенским окрестностям, влез по колено в озеро и сорвал ей на память желтый цветок…

С первой же встречи Петр Иванович, человек суховатый и деловой, начинает воспитание своего восторженного племянника: он снимает Александру квартиру в том же доме, где живет сам, советует, где и как питаться, с кем общаться.

Позже находит ему и вполне конкретное дело: службу и — для души! — переводы статей, посвященных проблемам сельского хозяйства.

Высмеивая, порой достаточно жестоко, пристрастия Александра ко всему «неземному», возвышенному, Петр Иванович постепенно пытается разрушить тот вымышленный мир, в котором живет его романтический племянник. Так проходит два года.

По прошествии этого времени мы встречаем Александра уже отчасти привыкшим к сложностям петербургской жизни. И — без памяти влюбленным в Наденьку Любецкую. За это время Александр успел продвинуться по службе, достиг и определенных успехов в переводах.

Теперь он стал достаточно важным человеком в журнале: «он занимался и выбором, и переводом, и поправкою чужих статей, писал и сам разные теоретические взгляды о сельском хозяйстве». Продолжал писать и стихи и прозу.

Но влюбленность в Наденьку Любецкую словно закрывает перед Александром Адуевым весь мир — теперь он живет от встречи к встрече, одурманенный той «сладостной негой, на которую сердился Петр Иванович».

Влюблена в Александра и Наденька, но, пожалуй, лишь той, «маленькой любовью в ожидании большой», которую испытывал сам Александр к забытой им теперь Софье. Счастье Александра непрочно — на пути к вечному блаженству встает граф Новинский, сосед Любецких по даче.

Совет

Петр Иванович не в силах излечить Александра от бушующих страстей: Адуев-младший готов вызвать графа на дуэль, отомстить неблагодарной девушке, не способной оценить его высокие чувства, он рыдает и пылает гневом… На помощь обезумевшему от горя юноше является жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна; она приходит к Александру, когда Петр Иванович оказывается бессилен, и нам неизвестно, чем именно, какими словами, каким участием удается молодой женщине то, что не получилось у ее умного, рассудительного мужа. «Через час он (Александр) вышел задумчив, но с улыбкой, и уснул в первый раз покойно после многих бессонных ночей».

И еще один год промелькнул с той памятной ночи. От мрачного отчаяния, которое удалось растопить Лизавете Александровне, Адуев-младший перешел к унынию и равнодушию. «Ему как-то нравилось играть роль страдальца.

Он был тих, важен, туманен, как человек, выдержавший, по его словам, удар судьбы…» И удар не замедлил повториться: неожиданная встреча с давним другом Поспеловым на Невском проспекте, встреча, тем более случайная, что Александр даже не ведал о переезде своего задушевного товарища в столицу, — вносит сумятицу в и без того потревоженное сердце Адуева-младшего. Друг оказывается совсем не таким, каким помнится по годам, проведенным в университете: он поразительно схож с Петром Ивановичем Адуевым — не ценит ран сердца, испытанных Александром, говорит о карьере, о деньгах, радушно принимает старого друга в своем доме, но особых знаков внимания к нему не проявляет.

Излечить чувствительного Александра от этого удара оказывается почти невозможным — и кто знает, до чего дошел бы наш герой на этот раз, не примени к нему дядюшка «крайнюю меру»!..

Рассуждая с Александром об узах любви и дружбы, Петр Иванович жестоко упрекает Александра в том, что он замкнулся лишь в собственных чувствах, не умея ценить того, кто верен ему. Он не считает своими друзьями дядю и тетушку, он давно не писал к матери, живущей лишь мыслями о своем единственном сыне.

Это «лекарство» оказывается действенным — Александр снова обращается к литературному творчеству. На этот раз он пишет повесть и читает ее Петру Ивановичу и Лизавете Александровне. Адуев-старший предлагает Александру послать повесть в журнал, чтобы узнать истинную цену творчеству племянника.

Делает это Петр Иванович под своим именем, считая, что так будет справедливее суд и лучше для участи произведения. Ответ не замедлил явиться — он ставит последнюю точку в надеждах честолюбивого Адуева-младшего…

И как раз в это время Петру Ивановичу понадобилась услуга племянника: его компаньон по заводу Сурков неожиданно влюбляется в молодую вдову бывшего приятеля Петра Ивановича Юлию Павловну Тафаеву и совсем забрасывает дела.

Обратите внимание

Выше всего прочего ценящий дело, Петр Иванович просит Александра «влюбить в себя» Тафаеву, вытеснив Суркова из ее дома и сердца.

В качестве вознаграждения Петр Иванович предлагает Александру две вазы, которые так нравились Адуеву-младшему.

Дело, однако, принимает неожиданный поворот: Александр влюбляется в молодую вдову и вызывает у нее ответное чувство.

Причем чувство столь сильное, столь романтическое и возвышенное, что сам «виновник» не в состоянии выдержать порывов страсти и ревности, которые обрушивает на него Тафаева.

Воспитанная на любовных романах, слишком рано вышедшая замуж за богатого и нелюбимого человека, Юлия Павловна, встретившись с Александром, словно в омут кидается: все, о чем читалось и мечталось, обрушивается теперь на ее избранника. И Александр не выдерживает испытания…

После тою как Петру Ивановичу неизвестными нам доводами удалось привести в себя Тафаеву, прошло еще три месяца, в которые жизнь Александра после пережитого потрясения нам неизвестна. Мы встречаемся с ним вновь, когда он, разочарованный во всем, чем жил прежде, «играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу».

Апатия его глубока и неизбывна, ничто, кажется, не может вывести Адуева-младшего из тупого равнодушия. Ни в любовь, ни в дружбу Александр больше не верит. Он начинает ездить к Костикову, о котором некогда писал в письме к Петру Ивановичу сосед по Грачам За-езжалов, желая познакомить Адуева-старшего со старинным своим приятелем.

Этот человек оказался для Александра как нельзя кстати: он в молодом человеке «душевных волнений пробудить не мог».

Важно

И однажды на берегу, где они ловили рыбу, появились неожиданные зрители — старик и хорошенькая молодая девушка. Они появлялись все чаще.

Лиза (так звали девушку) начала пытаться различными женскими хитростями увлечь тоскующего Александра. Отчасти девушке это удается, но на свидание в беседку вместо нее приходит оскорбленный отец.

После объяснения с ним Александру не остается ничего другого, как переменить место рыбалки. Впрочем, о Лизе он помнит недолго…

Все еще желая пробудить Александра от сна души, тетушка просит его однажды сопровождать ее в концерт: «приехал какой-то артист, европейская знаменитость».

Потрясение, испытанное Александром от встречи с прекрасной музыкой, укрепляет созревшее еще раньше решение бросить все и вернуться к матери, в Грачи.

Читайте также:  Павел петрович кирсанов в романе "отцы и дети": биография и история жизни

Александр Федорович Адуев покидает столицу по той же дороге, по которой несколько лет назад въехал в Петербург, намереваясь покорить его своими талантами и высоким назначением…

А в деревне жизнь словно остановила свой бег: те же хлебосольные соседи, только постаревшие, та же любящая безгранично матушка, Анна Павловна; только вышла замуж, не дождавшись своего Сашеньку, Софья, да по-прежнему вспоминает о желтом цветке тетка, Марья Горбатова.

Потрясенная переменами, произошедшими с сыном, Анна Павловна долго допытывается у Евсея, как жил Александр в Петербурге, и приходит к выводу, что сама жизнь в столице настолько нездорова, что состарила сына и притупила его чувства.

Совет

Дни проходят за днями, Анна Павловна все надеется, что у Александра вновь вырастут волосы и заблестят глаза, а он думает о том, как бы вернуться в Петербург, где так много пережито и безвозвратно потеряно.

Смерть матери избавляет Александра от мук совести, не позволяющих признаться Анне Павловне в том, что он снова замыслил побег из деревни, и, отписав Петру Ивановичу, Александр Адуев вновь едет в Петербург…

Проходит четыре года после повторного приезда Александра в столицу. Много изменений произошло с главными героями романа. Лизавета Александровна устала бороться с холодностью мужа и превратилась в спокойную рассудительную женщину, лишенную каких бы то ни было стремлений и желаний.

Петр Иванович, огорченный переменой характера жены и подозревающий у нее опасное заболевание, готов отказаться от карьеры надворного советника и подать в отставку, чтобы увезти Лизавету Александровну хоть на время из Петербурга Зато Александр Федорович достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казенное содержание, посторонними трудами» зарабатывает немалые средства да еще и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ…

На этом мы расстаемся с героями романа. Какая, в сущности, обыкновенная история!..

Вы прочитали краткое содержание романа Обыкновенная история. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа Обыкновенная история не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию романа.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/obyknovennaya-istoriya

Герой романа «Обыкновенная история» Александр Адуев

В первом романе Гончарова показано перерождение мечтательного романтика в трезвого дельца под влиянием буржуазно-коммерческих отношений, проникавших в русскую жизнь 40-х годов XIX в.

Герой романа Александр Адуев, восторженный молодой человек, покидает родовое имение — деревню Грачи, чтобы испытать «фортуну», обрести счастье в Петербурге.

Уверенный в своей талантливости, он надеется, что перед ним всюду откроются двери, что его ждет слава на общественном (прежде всего литературном) поприще.

Обратите внимание

Была у него и затаенная мечта о «колоссальной страсти», романтической любви, о бескорыстной дружбе.

Однако в Петербурге юноше пришлось испытать горькие разочарования. Выяснилось, что стихи его, оторванные от действительности, годятся только на оклейку стен, что жить одними восторгами нельзя: надо «дело делать». Герою пришлось, скрепя сердце, переводить статьи о «картофельной патоке» и «наземе» да без конца переписывать канцелярские бумаги.

Рухнули мечты и о большой любви: ему изменила самым прозаическим образом та, которую он считал верхом человеческого совершенства (история взаимоотношений с Наденькой). Будничной прозой закончилось знакомство с Тафаевой. Александр в отчаянии. «Прошлое погибло, будущее уничтожено, счастья нет: все химера — а живи!»— восклицает он.

Однако страдания героя-романтика, возникшие, как показывает Гончаров, на почве столкновения ложной мечты с действительностью, не были глубокими. Покинув Петербург в минуту горестных переживаний, он вскоре возвращается в столицу, но уже с другими намерениями. Александр отрекается от «возвышенных чувств», примиряется с прозаической действительностью Ххочет «дело делать»).

«Нельзя же погибнуть здесь! — говорит он о Грачах.— Все вышли в люди… я только один отстал». В эпилоге мы видим Адуева преуспевающим человеком. Он исправно служит, готовится к женитьбе на невесте с полумиллионным приданым. Этим переменам соответствуют и внешние приметы: Александр пополнел, чуть-чуть оплешивел и уже имеет орден на шее.

Произошла, следовательно, «обыкновенная история», практицизм взял верх над юношескими мечтаниями. Родственница Адуева-младшего Лизавета Александровна жалеет об утрате им былых идеалов. Но сам Александр Адуев думает иначе: «Что делать… век такой.

Я иду наравне с веком: нельзя же отставать!» В этих словах можно увидеть скрытую авторскую иронию: осудив пустоту дворянского мечтательного романтизма, поэзию, как он сам говорил, «напускных чувств» и «праздности», писатель не принял и сухого практицизма, делячества, убивающего в человеке проявление поэзии.

Ярче всего эта позиция обнаружилась в обрисовке Петра Адуева, дяди Александра. Петр Адуев — крупный чиновник и фабрикант-предприниматель, знающий толк в людях, в коммерческих делах. Он образован, умен, читает на двух языках, ходит в театр, разбирается в искусстве. Словом, это человек в духе своего времени — ценит труд, а не фразы.

В отрезвлении Адуева-младшего он сыграл немалую роль. «Твоя глупая восторженность никуда не годится: забудь эти священные да небесные чувства, да приглядывайся к делу»,— говорит он племяннику. В спорах с Александром он убедительно показывает ошибочность романтических экзальтации и приобщает племянника к настоящей жизни.

Важно

Петр Адуев — представитель новой, европейски образованной чиновно-буржуазной прослойки. Автор на стороне этого делового, энергичного человека. Вместе с тем Гончаров понимал, что развитие новых коммерческих отношений может привести не только к разрушению «дворянских гнезд», но и к затуханию живых человеческих эмоций.

Плох Александр Адуев с его слезливой чувствительностью, неумеренными восторгами, но и Адуев-старший не без прорехи в характере. Он слишком прозаичен при всем своем уме, сух и расчетлив. Быть может, это не вина человека: он целиком поглощен своими «делами». Но «дело» его, как выясняется, лишено поэзии, красок.

Это сказалось и на семейных отношениях. Лизавета Александровна, жена Петра Адуева, живя в комфорте, угасала с каждым днем, хотя физически была вполне здорова. Причина угасания в том, что женщина ощущала отсутствие одухотворенного труда, возвышенной цели.

Изобразив победу деловитости над поэзией и красотой, автор тем самым скептически оценил новые буржуазные отношения, которые с самого начала были далеки от совершенства.

Роман «Обыкновенная история» получил высокую оценку современников. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский отнес его к числу замечательных достижений русской литературы. Он отметил художественную полноту изображения: «Главная сила таланта г. Гончарова — всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; язык чистый, правильный… льющийся» (8, 398).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Герой романа «Обыкновенная история» Александр Адуев. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: https://www.studbirga.info/geroj-romana-obyknovennaya-istoriya-aleksandr-aduev/

Особенности типологизации и преемственности женских образов-характеров в романах Гончарова. «Взаимопеленгация» женских образов в романах Гончарова

Одним из аспектов особенностей гончаровской типологизации является взаимообусловленность и взаимосвязь женских образов внутри романов. Гончаров не только развивает женские характеры из романа в роман, но и умеет в отдельном романе показывать разновидности женского типа в сравнении-противопоставлении.

В «трилогии» в характеристике-характерологии женщин Гончаров соблюдает принцип «взаимопеленгации». В первом романе «Обыкновенная история» уже чувствуется сравнение при описании Наденьки Любецкой, Юлии Тафаевой с Лизаветой Александровной Адуевой.

Наденька Любецкая умна, естественна, в то же время, причудливая, капризная, как говорится о ней, «избалованное дитя». «Она любила Александра сердцем, а не головою, без теорий и без претензии на гениальность. Она видела в любви только ее светлую и веселую сторону, и поэтому любила как будто шутя».

Совет

Капризно-грациозная, самостоятельная в чувствах, Наденька и современна (что и докажет, предпочтя Александру светского графа с фамилией Новинский), и вечна как тип своевольно-эгоистической натуры.

Наденьке Любецкой с ее еще не сложившейся, но уже жадной до житейских удовольствий душой противоречит вполне сформировавшаяся Лизавета Александровна, проницательная, чуткая к жизни и к людям.

Экзальтированно-односторонний женский характер являет собой Юлия Тафаева.

Она, хотя и страстная, обаятельно-женственная натура, всем своим существом сосредотачивается только на любви как чувстве самодовлеющем, питающемся только собой и потому неизбежно превращающем отношения с любимым во взаимную деспотию.

В характерах Наденьки Любецкой и Юлии Тафаевой по-разному проявляются односторонности, но обе они в романе выглядят как антитеза личности Лизаветы Александровны Адуевой, поскольку именно образ последней выдвинут автором как идеал женственности и человечности.

В романе «Обломов» как Штольц — антипод Обломова, так и Агафья Пшеницьша в такой же степени — антипод Ольги Ильинской. Не случайно в романе не одна, а две любящие героини, которые так же не похожи друг на друга, как Обломов и Штольц. Нисатель контрастно изображает Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну во всем — в портретах, во внутреннем облике, в отношении к любимому человеку — Обломову.

Хотя в Агафье Пшеницьшой не найдутся такие качества, как живой, постоянно ищущий ум, глубина души, самостоятельность и свободолюбие, смелость взгляда, одаренность натуры, которыми обладает Ольга, Агафья Пшеницьша также по-своему обаятельна.

Образ ее дан не только в бытовом плане. За прозаичным обликом скрыто большое, бескорыстное чувство к любимому человеку, видна душевная красота, присущая только людям труда. В сближении Обломова с Ольгой решающую роль сыграла музыка.

Дальнейшее развитие их взаимных чувств наполнено нотами, цветами, природой, книгами. А в сближении Обломова с Пшеницьшой главную роль сыграли полные круглые локти хозяйки. Признаком возрастающей симпатии Обломова и Пшеницьшой были ее заботы о домашнем уюте Обломова.

Читайте также:  Отношение чацкого к крепостному праву в комедии "горе от ума" грибоедова

Главное в этом уюте — вкусный кофе, обломовские пироги и т. п.

Обратите внимание

Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена традиционная, душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Пшеницьшой. Пшеницьша помогла Обломову выжить после трагичного разрыва с Ольгой. Илье Ильичу невозможно было не оценить ее искренность, простоту, душевную чистоту. Эти качества — именно то, чем он так дорожил в людях.

Любовь Агафьи Матвеевны есть чувство бескорыстное, неловкое, не умеющее выразиться в красивых, нежных словах или впечатляющих жестах. Она «не в силах была… пококетничать с Обломовым, показать каким-нибудь признаком, что в ней происходит» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И.

Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. IV, с. 387). Ее любовь, как-то вечно «присыпанная сдобной мукой», но, когда надо, она проявляется и как жертвенная, целиком устремленная на свой объект. Полюбив Обломова, она «будто перешла в -другую веру» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С.

И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. IV, с. 385), не рассуждала, не беспокоилась о взаимности. В своей любви, «высказанной единственно только в безграничной преданности до гроба» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А.

Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. IV, с. 387), ничего не искала она для себя — а только счастья любимого человека. Истинная любовь появляется там, где «исчезает свое я и переходит в него или в нее» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А.

Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. IV, с. 386). Эти слова можно отнести к отношению Пшеницьшой к Обломову.

Она не осознает даже своих чувств, а, живя ими, превращает всю свою жизнь в тихие и естественные жертвы во благо Обломова — это была ее сердечная потребность, единственно возможный для нее способ существования.

В романе «Обрыв» присутствуют две сестры, старшая и младшая, брюнетка и блондинка, одна более «приземленная», другая — возвышенная (здесь мы чувствуем влияние пушкинских образов Ольги и Татьяны Лариных). Образ Марфеньки во многом контрастен с образом Веры.

Важно

Это отмечено уже в обрисовке их портретов, особенно их детских портретов, и это мы рассмотрим в дальнейшем. При всей своей наивности Марфенька обрисована исключительно светлыми красками. Она более близка к основному предназначению женщины, по словам Райского, к «идеалу жены и матери».

Для нее самое важное в жизни — выйти замуж и потом нянчиться с детьми. «Марфенька — одна из первых героинь-сторонниц теории «малых дел», как впоследствии чеховская Лилия Волчанинова («Дом с мезонином»)» (Захаркин А.Ф. Роман И.А. Гончарова «Обломов». — М., 1963, с. 39).

Мы видим силу и красоту души Веры, но своя внутренняя душевная красота есть и в Марфеньке. Гончаров рисовал этот образ во всей его жизненной правдивости и естественности. В отличие от гордой, самолюбивой, никому не подчиняющейся натуры Веры, Марфенька до предела простодушна и откровенна.

Все ее интересы не выходят за пределы семейного, домашнего быта. Она помогает бедным крестьянам, «девкам дает старые платья, помогает слепому старику, неимущим дает денег, знает всех деревенских ребятишек, многим шьет рубашки, крестит новорожденных, дети в деревне окружают ее теплотой» (Гончаров, И. А.

Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. V, с. 232).

Марфенька живет под властью бабушки, без согласия бабушки ничего не позволяет себе делать. Поэтому то, что случилось с Верой (роман с человеком, находящимся под надзором полиции, и «падение» в обрыве), никогда не могло бы случиться с Марфенькой. В пятой главе «падение» Веры произошло в день именин Марфеньки. Образ Марфеньки становится неким мерилом в сопоставлении с «преступлением» Веры.

Чистота Марфеньки-невесты оттеняет «падение» Веры. Гончаров-художник использует здесь прием контраста, противопоставления. Свежий букет, назначенный Райским для Марфеньки стал для Веры самым жестоким упреком. Именно при виде этого букета Вера лишается чувств.

«В бабушке олицетворена «старая правда» женщины прежнего времени, родовитой дворянки, которая не только предпочитала эту старую правду новой, и отстаивала ее в борьбе против враждебного этой старой правде Марка Волохова» (Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. — М., 1950, с. 241.) По своему воспитанию бабушка женщина «старого века» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред.

С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. V, с. 62).

Совет

Имением Райского она управляла, «как маленьким царством, мудро, экономично, кропотливо, но деспотически и на феодальных началах» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. V, с. 60).

В отношениях с людьми у бабушки резко проявляется принцип сословности: она независимо держится с губернской администрацией, недовольна демократическими привычками своего внука, снисходительна к интеллигентным людям типа Леонтия Козлова, строга и взыскательна к крепостным.

Гордость, деспотичность, верность старозаветным обычаям — вот черты, которые Гончаров подчеркивал в образе бабушки.

Итак, образы бабушки и Марфеньки многое раскрывают в авторском понимании положения Веры, которая будто находится в некоем промежуточном положении между бесовской стихией и религиозными устоями бабушки и сестры.

Источник: https://www.varapaev.ru/index.php/litrazdel/russkaya-literatura/khudozhestvennoe-svoeobrazie-zhenskikh-obrazov-v-romanakh-i-a-goncharova/tipologiya-i-printsipy-khudozhestvennoj-kharakterologii-zhenskikh-obrazov-v-romanakh-i-a-goncharova/194-osobennosti-tipologizatsii-i-preemstvennosti-zhenskikh-obrazov-kharakterov-v-romanakh-goncharova-vzaimopelengatsiya-zhenskikh-obrazov-v-romanakh-goncharova

Обыкновенная история необыкновенного Саши

Гоголь-центр в марте этого года представил новый спектакль – «Обыкновенная история» по одноименному роману И.А. Гончарова.

Сам Серебренников говорит о постановке так: «Во второй половине XIX века, когда «Обыкновенная история» вышла, это был один из самых полемичных и ярких романов… Хотелось бы, чтобы у нас она прозвучала на таком же уровне остроты и полемичности».  Добился ли молодой режиссер своей цели?

Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя место современное. Новомодный нынче в Москве лофт, кругом кирпич, стекло, удобные пуфики и диванчики, пахнет свежесваренным кофе, а стены пестрят афоризмами известных драматургов.

Вот только вся эта современность и красота разбивается вдребезги об отсутствие удобных кресел в зале и спинок в амфитеатре.

Так и с постановкой Кирилла Серебрянникова: прекрасные декорации, точная актуализация персонажей, правильная выборка того, что необходимо показать на сцене, а что можно оставить на страницах романа, и все это спотыкается о главный недочет – в постановке нет конечного ответа на вопрос, который она сама же и ставит. Но все по порядку.

«Обыкновенная история» – это роман, который читал практически каждый, но, как и многое из школьной программы, запомнил не всякий. Завязка в том, что молодой и восторженный Александр Адуев приезжает из провинции в Москву.

В большом городе он сталкивается с той реальностью, к которой не был готов: люди иные, не то что в деревне, а городские взгляды на жизнь кажутся дикостью. Это ломает юного Александра. У него есть дядюшка Петр Адуев, выступающий проводником в новом и жестоком для молодого человека мире.

Петр – бизнесмен, карьерист, ведет давно просчитанную жизнь, а все понятия у него давно разложены по полочкам.

Спектакль состоит из двух частей, но кроме антракта между ними пропасть, которую, на мой взгляд, вырыл сам режиссер. В первой части зрителя знакомят с действующими героями, и это сделано великолепно. Серебренников смог очень точно воспроизвести персонажей Гончарова такими, какими бы они были в наше время.

Обратите внимание

Петр превратился в бизнесмена, который занимается продажей искусственного освещения. Эта грубоватая аллегория, показывающая просветительскую роль Петра, сопровождается такой прекрасной работой с декорациями, что полностью себя оправдывает.

Саша из молодого барина и поэта стал парнем из провинции, который пишет песни, играет на гитаре и мечтает покорить Москву. Еще одна огромная заслуга Серебрянникова – это его решение оставить самые важные монологи и диалоги практически неизменными, именно такими, как в романе.

Только строки, проверенные временем и доказавшие свою значимость и точность, слышит зритель. Даже резкий переход от современной речи к речи XIX века не выглядит грубым.

Вторая часть наоборот очень далеко уходит от оригинала. Кирилл Серебрянников показывает свое видение, проводит новые параллели в этой истории. Вдова Тафаева в спектакле представлена не как молодая девушка, рано вышедшая замуж, в душе которой еще живет восторженная девочка, воспитанная на любовных романах.

Перед нами 50-летняя женщина, которая предпочла карьеру личной жизни. Александр по просьбе Петра влюбляет ее в себя. Вроде бы линия сюжета соблюдена и все, как в романе, но исчезает та ирония, которую заложил Гончаров.

В начале Саше изменяют, и он ненавидит весь мир, а после он делает то же самое и уже ненавидит самого себя. Вроде все последовательно и  его выводы вполне логичны, а поступки не вызывают вопросов. Но в самом спектакле вопросов валом: Саша больше похож на истеричку.

Читайте также:  Краткое содержание повести "портрет" гоголя по частям: краткий пересказ (повесть в сокращении для читательского дневника)

Его страдания из-за того, что он расстался с 50-летней женщиной, выглядят неестественно, и это не вина актера. Нелогичность – целиком и полностью вина режиссера.

Главная проблема постановки – отсутствие ответа на один вопрос «Как выжить в городе и при этом не стать черствой, расчётливой машиной?». Гончаров поступает очень просто, показывая две судьбы, два противоположных характера со своими минусами и плюсами диаметрально противоположных взглядов на мир. Ответ Гончарова – золотая середина.

Важно

А вот ответ в постановке Серебрянникова отсутствует: финал настолько размыт и невнятен, насколько красочен и ярок. Присутствуют странные политические аллегории, призванные, скорее, развлечь, но в результате из зала выходишь с чувством незавершенности истории.

До последней минуты ждешь хотя бы намек на ответ, но для этого, видимо, просто необходимо перечитать Гончарова.

В итоге получился эффектный спектакль. Работа со светом и декорациями просто восхитительная. Постановка насыщена очень точным юмором, который не позволит заскучать. Образы и характеры главных героев актуальны и при этом совершенно не искажены.

Второстепенные персонажи фактически полностью переработаны автором, но это только на пользу – они дарят новую эмоцию и искру в давно известной «обыкновенной истории».

Но в погоне за новой формой, было утрачено содержание, без которого история из классики превратилась в развлекательную постановку, где мысли начаты, но не закончены, вопросы поставлены, а ответы не найдены.

Источник: https://okolo.me/2015/05/obyknovennaya-istoriya-neobyknovennogo-sashi/

Система образов в романе Гончарова «Обыкновенная история»

Роман Гончарова «Обыкновенная история» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году.

Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе исконных черт барской психологии и, прежде всего, наивного романтического «прекраснодушия». Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь.

Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических уклада, два склада социальной психологии.

Совет

В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни, «неродственностью» дяди. «Так вот как здесь, в Петербурге…— думал Александр, сидя в новом своем жилище.

— Если родной дядя так, что ж прочие?..» Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он «прекраснодушен» и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств.

А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. «Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными намеками стараются выпроводить…

Все на заперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? Да какие-то холодные; нелюдимые лица».

Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал «делать фортуну и карьеру», ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире.

Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать.

«Александр долгом считал любить дядю», но никак не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему, единственному племяннику.

Александр сочиняет стихи, так как служба для него — скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход.

Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: «Супружество супружеством, а любовь любовью» Александр наивно удивляется: «Как же жениться…

по расчету?» Но Александр терпит поражение в любви — появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали.

Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы обрести душевное равновесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской жизни он не может принять патриархальности деревни. Он пока «висит в воздухе». Он в городе не прижился и от деревни уже «отбился».

Обратите внимание

Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире.

Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться «фортуны и карьеры»; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился «в корне»: потолстел, стал степенным, но главное — у него «ожирела душа». Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме.

Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть — такова его психология. Лизавета Александровна грустит по прежнему «романтичному и доброму Александру», а он утверждает: «Я иду наравне с веком: нельзя же отставать…

»

Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего… Но почему так грустно автору и читателям? Если это «обыкновенная история», то становится еще грустнее от ее типичности.

Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду «фортуне и карьере» задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности.

И его роман «Обыкновенная история» — страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам. Не в этом ли кроется неослабеваемый интерес к произведению И. А. Гончарова?

В образе и судьбе Адуева-племянника Гончаров, по его словам, стремился воплотить «всю праздную, мечтательную, аффектационную сторону старых нравов». Александр Адуев «был трижды романтиком — по натуре, по воспитанию и обстоятельствам жизни».

Петербургская жизнь беспощадно разбивает романтические иллюзии Александра Адуева. Вместе с тем Гончаров показывает, что псевдоромантические настроения Адуева скрывали под собой эгоизм и самолюбие.

Важно

Не случайно Адуев из романтика превращается в трезвого, практичного карьериста — чиновника и дельца.

И. А. Гончаров точно отметил известное прогрессивное значение для русской жизни таких людей, как Адуев-дядюшка. Петр Иванович Адуев честен и тверд. Любит заниматься делом и убежденно говорит о себе и о людях своего типа: «Мы принадлежим обществу… которое нуждается в нас».

Образ дядюшки, несомненно, импонировал писателю: он внес в его интеллектуальный и нравственный облик идеализирующие его черты. Но Гончарову многое и не нравилось в людях такого типа. По замечанию Белинского, дядюшка — «эгоист, холоден по натуре, не способен к великодушным движениям «.

Лизавета Александровна Адуева, жена Петра Ивановича, пытается понять жизненные принципы мужа: «Что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели… или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людей чиновное и денежное значение…

О высоких целях он говорить не любил, называя это бредом, говорил сухо и просто, что надо дело делать».

Писатель показал в романе ломку старых отношений и понятий, появление новых характеров, «трезвое сознание необходимости дела, труда, знаний». Но дядюшка вовсе не был подлинно новым человеком и тем более выразителем борьбы с всеобщим российским застоем.

Несмотря на честность и порядочность Петра Ивановича, «бедная жена его была жертвой его мудрости. Он заел ее век, задушил ее в холодной и тесной атмосфере» (В. Белинский). Сам Петр Иванович вдруг осознает крах своего пропитанного мещанством идеала семейного счастья и быта.

Жизнь Лизаветы Александровны оказалась лишенной поэзии, страсти, каких бы то ни было увлечений.

В беседах Лизаветы Александровны с племянником раскрывается и другая идея романа.

Совет

Автор иронизирует по поводу романтических иллюзий и мечтаний молодого Адуева, но в то же время ему жаль, что под влиянием суровой действительности и уроков дядюшки в Александре вместе с пустой мечтательностью и сентиментальностью исчезают простосердечие и искренность, юношеская страстность, способность увлекаться прекрасным.

Обыкновенная история и заключается в том, что процесс перерождения романтически настроенного юноши в бюрократа и предпринимателя, думающего только о выгодной женитьбе, о карьере, о доходах, нес с собой утрату им искренних и благородных человеческих чувств.

Роман заставлял читателя критически размышлять над многими нравственными вопросами, поставленными русской жизнью того времени. В. Г. Белинский, подчеркивая жизненную верность содержания «Обыкновенной истории», назвал роман «одним из замечательных произведений русской литературы.

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/sistema-obrazov-v-romane-goncharova-obyknovennaya-istoriya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]