Анализ сказки “ворон-челобитчик” салтыкова-щедрина: идея и тема

Анализ сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина сочинение

Основным персонажем произведения является ворон, представленный писателем в образе старой птицы, переживающей о судьбе своей стаи и пытающийся отыскать защиту у более весомых представителей птичьего братства.

Прожив немало лет, ворон с грустью и тоской наблюдает за постепенной гибелью природы, при которой становится все труднее добывать пропитание и выжить под непомерными оброками, установленными хищными птицами.

Понимая, что вороньему роду вскоре грозит вымирание, ворон решает обратиться к всемогущим птицам с челобитной о помощи в сложившейся непростой ситуации.

Обратите внимание

Посетив ястреба, не желающего принимать реальность, происходящую в птичьем сообществе, ворон слышит лишь жестокий совет о необходимости жизненной изворотливости и прославлении принципа сильнейшего в мире.

Обратившись к кречету, ворон также не находит сочувствия, поскольку кречету с его официальной демагогией в тягость слова птицы о порочности правды.

Не найдя защиты в промежуточных птичьих инстанциях, ворон решает посетить самую могущественную птицу в лице важного старца – коршуна, сидящего на высокой горной вершине на выступающей скале.

Рассказывает коршуну ворон о птичьих бедах и несчастьях, однако и здесь не находит понимания, поскольку коршун признается, что не в силах смотреть правде в глаза, так как, осознав правду, необходимо ее исполнять.

Коршун соглашается с челобитчиком в том, что вокруг в жизни идет постоянная борьба, но убеждает ворона в том, что в скором времени ситуация изменится и наступит всеобщее братство и согласие, при чем наступление периода социального равенства, с точки зрения коршуна, неизбежно.

На примере ищущего правду представителя птичьего меньшинства писатель демонстрирует тщетные попытки простого народа отыскать в правящих сословиях защиту, понимание и поддержку, а также возможность изменить жизнь обычных людей к лучшему.

Раскрывая сюжетную линию сказки, автор с использованием приемов острой сатиры изображает бесполезный поиск правды в различных чиновничьих инстанциях, служители которых проявляют нескрываемое равнодушие к положению русского народа, не желая принимать во внимание его бедственное состояние в виде беспросветного, изнуряющего труда, нравственных страданиях, рабского терпения и необходимость назревших перемен в обществе.

Своим произведением писатель стремится донести до массового сознания необходимость коллективной самозащиты и борьбе за народные права и освобождение от рабских оков.

Идея и тема

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-voron-chelobitchik-saltykova-shchedrina

Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Ворон-челобитчик

Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.

Салтыков-Щедрин сравнивает крестьянство с вороньей стаей. Если подумать, то сходство действительно есть. Вороны всегда держатся большими стаями, их много, поэтому хищным птицам легче на них охотиться. К воронам относятся пренебрежительно, о них никто не заботится, их проблемы никому не интересны.

Так и русские крестьяне в те годы разорялись, не выдерживая эксплуатации с разу с нескольких сторон: от помещиков, чиновников и буржуазии. Автор глубоко сочувствует этим людям, которые в жизни своей видели лишь труд, унижения, беспросветную нужду и страдания.

Важно

В такой среде человек не может развиваться духовно, его сознание работает лишь над насущными проблемами. Поэтому у крестьян были наивные мысли о том, что где-то есть добрый царь, который не знает про бедственное положение своего народа. Что вся вина лежит на нечестных чиновниках.

И стоит рассказать царю о том, что они творят, положение изменится.

В те годы крестьяне нередко отправляли ходоков к высшим властям. На примере ворона-челобитчика М.Е. Салтыков-Щедрин показывает бесполезность этой попытки.

Первый, к кому полетел ворон, был ястреб. Он не отнесся к словам челобитчика серьезно. По его словам, эта правда давно всем известна, но в жизни сейчас действует другая правда: прав тот, кто сильнее.

Следующим по рангу после ястреба стоял кречет. К нему и направился ворон, но тот даже не принял уставшего от долгого пути путника.

Оставалась последняя надежда на коршуна. Он принял ворона ласково, выслушал и дал свой ответ, в который автор вложил свое понимание этой проблемы, свой взгляд на будущее. Время правды еще не пришло, но оно непременно придет. Тогда прекратится всякая вражда, настанет мир и любовь. И будет правда одна для всех, единственная и обязательная.

Салтыков-Щедрин видел решение всех крупных социальных проблем в смене существующего строя. Он не говорит об этом прямо, но читатель понимает слова коршуна именно так. Это единственный способ сделать жизнь счастливой и радостной для всех.

← Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Либерал
← Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Соседи↑ ДругиеКритика о творчестве Салтыкова-Щедрина →
Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина →

  • Сочинение на тему Город моей мечты (5, 7, 10 класс)
    В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне
  • Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)
    Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!
  • Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
    А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит.
  • Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)
    С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки
  • Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-saltykova-shchedrina-voron-chelobitchik

Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.     М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т.д.) наполнено все его творчество.

    Выбрав форму сказок, писатель наполняет привычную народную форму новым содержанием. Произведения Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок. Они раскрывают классовые противоречия в России второй половины 19 века.     Темы сказок различны.

Читайте также:  Сравнительная характеристика евгения онегина и татьяны лариной: сравнение, сходство и различия (таблица)

Это и тема деспотической власти («Медведь на воеводстве»), господ и рабов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил»), тема страха как основы рабской психологии («Премудрый пескарь»), тема каторжного труда («Коняга») и другие.     В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры.

Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), их угнетатели – в образах хищников.     Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга – крестьянин, труженик, источник жизни для всех.

Совет

Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смыл его существования» , – утверждает сатирик.     Эта сказка – гимн трудовому народу России, и неслучайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

Рисуя каторжную жизнь крестьян, писатель показывает покорность народа, его смирение перед угнетателями. Писатель горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.     В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян.

Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выберется – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»
    В сказке «Премудрый пискарь» показан образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли для человека быть смыслом жизни лозунг – «выжить и щуке в хайло не попасть»?
    Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается образ труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.     Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак в сказке «Дурак», сезонные рабочий из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист и многие другие.     Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков. Но в ответ слышит лишь жестокие слова о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. «Кто одолеет, то и прав», – наставляет ястреб. «Посмотри кругом – везде рознь, везде – свара», – вторит ему коршун. Все попытки «исправления» собственнического общества обречены на неудачу.

    Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Смотрите также по разным произведениям Салтыкова-Щедрина:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00070001184864232771

Краткое содержание Ворон-челобитчик Салтыков-Щедрин

Переживал старый ворон о роде вороньем: кормиться негде стало, люди десятками убивают, хищные птицы данью непомерной обложили.

Часто говорил он молодым птицам, чтоб не воровали. Но не могли они без чужого куска выживать, платя за него жизнями. Изменилось все вокруг с приходом человека. Поредели леса, затянулись болота, высыхает река. Стало меньше еды и ястребы втрое подати увеличили. Погибает род вороний.

Решил с этой правдой ворон полететь к старшим птицам: ястребу, кречету и коршуну. Ястреб повелел жить и изворачиваться, и не кричать о правде на каждом углу – и так всем все известно.

Не послушал старик и полетел к кречету. Но тот не принял, а велел передать, что порочная правда воронья, иначе бы давно сама собой проявилась.

Улетел тогда ворон далеко к горным вершинам, к самому коршуну. Был он стар и важен, и сидел на уступе скалы в окружении разнообразных птиц, служивших при нем чиновниками.

Стал ему жаловаться ворон, как истребляют их хищники и люди, как разоряют поборы. А коршун кивал, соглашаясь со всем. А потом признался: сколько живет, никогда не может в лицо Правде посмотреть. Поскольку тот, кто осознал правду в себе, то тот и исполнить ее должен. Оттого и глядят на нее исподлобья в надежде, что пройдет она мимо.

Да и у каждого своя правда, и оттого раздоры и свары кругом. Но придет время, когда рассеются «личные правды», а появится одна настоящая и обязательная для всех Правда. И тогда будут жить все в согласии.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Летят мои кони Васильева
    Автор повести рассказывает про свое детство и юность, которые бесследно прошли, оставив за собой – только воспоминания, такие прелестные, и такие невинные.
  • Краткое содержание В стране вечных каникул Алексина
    Вместе с ребятами автор идёт по дороге в свою школу и вспоминает то время, когда ему было 12. Больше всего мальчик любил отдыхать, наедаться сладостями и ходить на новогодние представления
  • Краткое содержание Бронте Джейн Эйр
    В книге рассказывается о жизни сироты Джейн Эйр. Она рано стала сиротой и стала проживать у тети миссис Рид. Миссис Рид была вдовой брата матери девочки. Тетя придерживалась плохого мнения о семье девочки
  • Краткое содержание Битов Пушкинский дом
    В книге рассказывается о жизни Левы Одоевцева. Лева был наследником княжеского династия Одоевцевых. Лева чувствовал себя просто однофамильцем, а не наследником.
  • Краткое содержание Осеева Синие листья
    В пенале у Кати лежало целых два зелёных карандаша, разнообразных оттенков. А у соседки Лены, карандаша зелёной расцветки, не оказалось. Ей надо было сделать задание, которое им дал на уроке учитель.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/saltykov-shchedrin/voron-chelobitchik-kratko

Сказки в творчестве м. е. салтыкова-щедрина

Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа "антоновские яблоки" бунина: краткий пересказ сюжета

Эти темы отражены в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Бедный волк”, “Дикий помещик”, “Соседи”, “Ворон-челобитчик” и других. Возмущаясь эгоизмом и жестокостью угнетателей, Салтыков-Щедрин с теплотой и любовью относится к народу.

В то же время он осуждает его покорность, наивную веру в то, что можно найти правду и защиту у власти (сказки “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Путем-дорогою”, “Деревенский пожар”, “Праздный разговор” и другие). Салтыков-Щедрин клеймит позором и либералов, которые отвлекают народ от борьбы пустыми разглагольствованиями.

Обратите внимание

Автор осуждает шкурную обывательскую мудрость “вяленых вобл” и пескарей, выпрашивание подачек самоотверженными и здравомыслящими зайцами. Салтыков-Щедрин верил в социальное равенство, гармонию, во всеобщее счастье. Эти идеи представлены в его сказках. Ярким примером служит сказка “Карась-идеалист”.

Автор сразу же предупреждает, что все в жизни гораздо сложнее, чем на первый взгляд кажется, всегда найдутся те, которые воспротивятся любой положительной идее. В сказке это отражено в словах: “На то и щука, чтобы карась не дремал”.

Карась-идеалист выступает в роли проповедника, Он красноречив и убедителен в проповеди братской любви: “Знаешь ли ты, что такое добродетель? – Щука разинула рот от удивления. Машинально потянула она воду и… проглотила карася”. Так уж устроены щуки, что они должны есть слабейших. В любом обществе есть сильные – кто ест, и слабые – кого едят. Сказка отразила общественную философию мира угнетателей и угнетенных. Но только ли в то время была актуальна сказка. Мне кажется, она применима и по отношению к современному миру.

В сказках Салтыкова-Щедрина действующими лицами выступают и животные, и птицы, и рыбы, которые поступают как люди. “Пескарь жалования не получает и прислуги не держит”, мечтает выиграть двести тысяч. В сказке “Орел-меценат” Орел является царем птиц, но он наделен чертами характера людей, которые выступают меценатами в области просвещения.

Орел решил завести при дворе науки и искусства. Однако вскоре ему надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались “розыски, следствия, судбища”, наступил “мрак невежества”.

Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что “орлы для просвещения вредны”.

Премудрый пескарь воплотил в себе черты характера типичного обывателя, который вечно чего-то боится. Пескарь всю жизнь боялся, что его съест щука, поэтому сто лет просидел в своей норе подальше от опасности. Пескарь “жил-дрожал, и умирал-дрожал”.

Но даже он в конце жизни задумался о своем существовании. Пескарь перед смертью пытается осмыслить: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? “Какие были у него радости? Кого он” утешил? Кто об его существовании вспомнит?”.

Важно

Салтыков-Щедрин так излагает мораль сказки: “Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами и, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари.

Никому от них ни тепло, ни холодно, живут, даром место занимают да корм едят”.

В сказке “Медведь на воеводстве” высмеиваются царь, министры и губернаторы. Три Топтыгина последовательно сменяют друг друга на воеводстве, куда послал их лев с целью “усмирения внутренних супостатов”.

Первый занимался мелкими “срамными злодеяниями”, второй – крупными “блестящими”. Но после того как задрал у крестьянина лошадь, корову и пару овец, мужики его убили. Третий Топтыгин был самым кровожадным, но действовал осторожнее других.

Долгие годы он забирал у крестьян мед, кур, поросят. В конце концов терпение мужиков лопнуло и Топтыгина посадили на рогатину.

Салтыков-Щедрин показывает, что причина нищеты и бесправия народа не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. Порочна вся система и требуется ее свержение – в этом заключается идея сказки.

Если министры, чиновники и другие представители власти выступают в роли хищников (медведь, орел), то простой труженик, который влачит свою жалкое существование, сравнивается с лошадью. “Сытые пустоплясы” рассуждают о причинах бессмертия Коняги.

Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы “здравого смысла много накопилось”, другой видит в Коняге “жизнь духа и дух жизни”, третий утверждает, что Коняге “труд дает…. душевное равновесие”, четвертый, что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте.

Коняга работает, “пустоплясы” покрикивают: “Н-но, каторжный, н-но!”

Не всегда Салтыков-Щедрин изображает людей в образе животных, часто помещик выступает помещиком, мужик играет роль мужика. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” главными героями являются мужик и два генерала-бездельника.

Совет

Два совершенно беспомощных генерала чудом попали на необитаемый остров, причем попали туда прямо из постели – в ночных рубашках и с орденами на шее. Генералы чуть не съедают друг друга, потому что не могут не только поймать рыбу или дичь, но и сорвать плод с дерева, Чтобы не пропасть с голоду, они решают поискать мужика.

И он тут же находится: сидел под деревом и отлынивал от работы. “Громадный мужчина” оказывается на все руки мастером. Он и яблок с дерева достал, и “картофель из земли выкопал, и силок приготовил для рябчиков из собственных волос, и огонь добыл, и провизии наготовил, и пуха лебяжьего набрал.

И что же? Генералам дал по десятку яблок, а себе одно взял – “кислое”. Даже веревку свил, чтобы ею же его генералы к дереву привязали. Да еще готов был “генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали”.

Сколько генералы ни ругают мужика за тунеядство, а мужик “все гребет да гребет, да кормит генералов селедками”. Автор показывает пассивность мужика, его рабскую психологию, готовность терпеть и кормить генералов, которые его же обирают.

Сказки Салтыкова-Щедрина не потеряли актуальности и в наше время. И сейчас можно встретить карасей, которых едят щуки, мужиков, которые кормят генералов, вяленых вобл и других персонажей сказок этого писателя.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/skazki-v-tvorchestve-m-e-saltykova-shhedrina/

Сказки в творчестве м. е. салтыкова-щедрина:

Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству
Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни
России 60—80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал со-

Читайте также:  Жанр пьесы "гроза" островского, идея, суть и смысл: мнение критиков

555

циальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую
эксплуатацию народа. Эти темы отражены в сказках «Медведь на воеводстве»,
«Орел-меценат», «Бедный волк», «Дикий помещик», «Соседи», «Ворон-челобитчик» и
других. Возмущаясь эгоизмом и жестокостью угнетателей, Салтыков-Щедрин с
теплотой и любовью относится к народу.

В то же время он осуждает его
покорность, наивную веру в то, что можно найти правду и защиту у власти (сказки
«Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Путем-дорогою», «Деревенский пожар», «Праздный разговор» и другие).

Обратите внимание

Салтыков-Щедрин клеймит позором и либералов, которые отвлекают народ от борьбы
пустыми разглагольствованиями. Автор осуждает шкурную обывательскую мудрость
«вяленых вобл» и пескарей, выпрашивание подачек самоотверженными и
здравомыслящими зайцами. Салтыков-Щедрин верил в социальное равенство,
гармонию, во всеобщее счастье.

Эти идеи представлены в его сказках. Ярким
примером служит сказка «Карась-идеалист». Автор сразу же предупреждает, что все
в жизни гораздо сложнее, чем на первый взгляд кажется, всегда найдутся те,
которые воспротивятся любой положительной идее. В сказке это отражено в словах:
«На то и щука, чтобы карась не дремал».

Карась-идеалист выступает в роли
проповедника, Он красноречив и убедителен в проповеди братской любви: «Знаешь
ли ты, что такое добродетель? — Щука разинула рот от удивления. Машинально
потянула она воду и… проглотила карася». Так уж устроены щуки, что они должны
есть слабейших. В любом обществе есть сильные — кто ест, и слабые — кого едят.

Сказка отразила общественную философию мира угнетателей и угнетенных. Но только
ли в то время была актуальна сказка. Мне кажется, она применима и по отношению
к современному миру.

В сказках Салтыкова-Щедрина действующими лицами выступают и
животные, и птицы, и рыбы, которые поступают как люди. «Пескарь жалования не
получает и прислуги не держит», мечтает выиграть двести тысяч. В сказке
«Орел-меценат» Орел является царем птиц, но он наделен чертами характера людей,
которые выступают мецена-

тами в области просвещения. Орел решил завести при дворе
науки и искусства.

Однако вскоре ему надоело разыгрывать роль мецената: он
уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло,
разорил ворон. Начались «розыски, следствия, судбища», наступил «мрак
невежества».

Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой,
просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».

Премудрый пескарь воплотил в себе черты характера типичного
обывателя, который вечно чего-то боится. Пескарь всю жизнь боялся, что его
съест щука, поэтому сто лет просидел в своей норе подальше от опасности.
Пескарь «жил-дрожал, и умирал-дрожал».

Важно

Но даже он в конце жизни задумался о
своем существовании. Пескарь перед смертью пытается осмыслить: чего же ради всю
жизнь он дрожал и прятался? «Какие были у него радости? Кого он” утешил?
Кто об его существовании вспомнит?».

Салтыков-Щедрин так излагает мораль
сказки: «Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут
считаться достойными гражданами и, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат.
Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари.

Никому от них ни
тепло, ни холодно.,, живут, даром место занимают да корм едят».

В сказке «Медведь на воеводстве» высмеиваются царь, министры
и губернаторы. Три Топтыгина последовательно сменяют друг друга на воеводстве,
куда послал их лев с целью «усмирения внутренних супостатов».

Первый занимался
мелкими «срамными злодеяниями», второй —г- крупными «блестящими». Но после того
как задрал у крестьянина лошадь, корову и пару овец, мужики его убили. Третий
Топтыгин был самым кровожадным, но действовал осторожнее других.

Долгие годы он
забирал у крестьян мед, кур, поросят. В конце концов терпение мужиков лопнуло и
Топтыгина посадили на рогатину.

Салтыков-Щедрин показывает, что причина нищеты
и бесправия народа не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере
самодержавной системы. Порочна вся система и требуется ее свержение — в этом
заключается идея сказки.

556

Если министры, чиновники и другие представители власти
выступают в роли хищников (медведь, орел), то простой труженик, который влачит
свою жалкое существование, сравнивается с лошадью. «Сытые пустоплясы»
рассуждают о причинах бессмертия Коняги.

Один предполагает, что Коняга силен
тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопилось», другой
видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд
дает…. душевное равновесие», четвертый, что просто Коняга привык к участи
своей и нуждается только в кнуте.

Коняга работает, «пустоплясы» покрикивают:
«Н-но, каторжный, н-но!»

Совет

Не всегда Салтыков-Щедрин изображает людей в образе
животных, часто помещик выступает помещиком, мужик играет роль мужика. В сказке
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» главными героями
являются мужик и два генерала-бездельника.

Два совершенно беспомощных генерала
чудом попали на необитаемый остров, причем попали туда прямо из постели — в
ночных рубашках и с орденами на шее. Генералы чуть не съедают друг друга,
потому что не могут не только поймать рыбу или дичь, но и сорвать плод с
дерева, Чтобы не пропасть с голоду, они решают поискать мужика.

И он тут же находится:
сидел под деревом и отлынивал от работы. «Громадный мужчина» оказывается на все
руки мастером. Он и яблок с дерева достал, и “картофель из земли выкопал,
и силок приготовил для рябчиков из собственных волос, и огонь добыл, и провизии
наготовил, и пуха лебяжьего набрал.

И что же? Генералам дал по десятку яблок, а
себе одно взял — «кислое». Даже веревку свил, чтобы ею же его генералы к дереву
привязали. Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца,
жаловали и мужицким его трудом не брезговали».

Сколько генералы ни ругают
мужика за тунеядство, а мужик «все гребет да гребет, да кормит генералов
селедками». Автор показывает пассивность мужика, его рабскую психологию,
готовность терпеть и кормить генералов, которые его же обирают.

Сказки Салтыкова-Щедрина не потеряли актуальности и в наше
время. И сейчас мож-

но встретить карасей, которых едят щуки, мужиков, которые
кормят генералов, вяленых вобл и других персонажей сказок этого писателя.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/skazki_v_tvorchestve_m_e_saltykova_shhedrina/25-1-0-2554

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]