Мораль басни “добрая лисица” крылова (анализ, суть, смысл)

Презентация “Образы лисы и волка в баснях Крылова”

МБОУ «СШ №36 им. Генерала Городнянского» г. Смоленск

«Образы лисы и волка в сказках и баснях

И. А. Крылова»

Лысюк Елизавета 7 «В»

Руководитель Лютикас Н. П.

Цель и задачи

  • Изучить сказки и басни Крылова, героями которых являются волк и лиса.
  • Выяснить, что общего имеют эти герои в литературных произведениях.
  • Подобрать иллюстративный материал к своим исследованиям.
  • Оформить выводы в виде презентации.

Крылов Иван Андреевич

Р усский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы “Почта духов” (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова “…книгой мудрости самого народа”.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери .

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал “Почта духов”, продолжавший традиции русской сатирической журналистики.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинья аллегория невежества; осел глупости; кот ; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д.

В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Обладая, вместо трудолюбия и честности, хитрым, пронырливым умом, эта лакомка («Лисица и виноград») отлично пригляделась к зверям и людям и умеет не только ловко поживиться за их счет, но еще и показаться перед ними с самой лучшей стороны. Не говоря уже о Вороне («Ворона и Лисица»), которую она поддела на лесть, она сумела даже своими медоточивыми проповедями («Добрая Лисица») приобрести всюду такую славу бескорыстной и доброй, что назначается судьей («Крестьянин и Овца»), который «судит по совести». И тут-то самым нахальным образом она обвиняет бедную овцу только для того, чтобы самой получить ее мясо.

Сам царь зверей, Лев, поручает ей строить курятник, и она строит его на удивление всем («Лиса-строитель»), и хотя оставляет лазейку для себя и подстерегают ее, но все же сумела ловко выпутаться из беды, так как уже в басне «Мор Зверей» она заседает на совете у Льва, и своей льстивой речью оправдывает грехи царя относительно овечек.

Но когда один из царей лесных, какой-то уж слишком доверчивый Лев, послушался коварного друга и упал в пропасть («Лев, Серна и Лиса»), Лисица без всякой совести «в месяц до костей оглодала» того, перед кем так увивалась, когда он был в силе. А однажды она, пожалев потерять десятка два волосков из своего пушистого хвоста («Лиса»), лишилась его всего, и была рада-радехонька, что хоть осталась цела шкура.

Плутовство ее на суде обнаруживается, и ее высылают за взятки в басне «Лисица и Сурок». И напрасно жалуется она на свое горькое положение Сурку, думая хоть в нем пробудить к себе участие; — она слышит только насмешливый приговор товарища: «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху». Плутни сходят ей с рук до тех пор, пока зарвавшись в своей дерзости до крайности, она не обнаруживает себя перед Львом, и царь зверей, потеряв всякое терпение, заставил Лису понести достойное наказание («Рыбьи пляски»).

Персонаж Волка:

– Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.

– Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности.

– Проявляет грубость и обозлённость в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом.

– Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.

Мораль басни «Волк и Ягненок»

«У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости.

В басне “Волк на псарне” уже можно говорит не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал “на псарню” вместо “овчарни”…

Мораль басни «Волк на псарне»

Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: “псы рвутся на драку”… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”. Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.

Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушивает волка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляя волка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началом появляющейся морали: “Ты сер, а я, приятель, сед”.

Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

В басне ” Волк и журавль “ два главных героя. Волк в этой басне хитрый и коварный.

А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость.

Мораль басни:

Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Мораль кроется гораздо глубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и свою глупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, что сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь, рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и жестокости.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

И з народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Е ще при жизни Крылова его басни называли сказочками. А рассказать новую просили не только дети, но и взрослые. Каждый из этих читателей находил свой подтекст в произведении: дети — поучительную историю, взрослые — завуалированную сатиру. Этому помогал и выбор баснописцем в качестве персонажей — зверей, пришедших в басни из сказок. Что же сказочного в этих образах?

Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его произведениям русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера. Для его обрисовки Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи раз-пых сословий того времени. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным.

У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и Лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий, живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого.
  • Стихи Крылова, легко запоминаясь, сделались пословицами, вошли в золотой фонд народной речи. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: «А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и Ягненок»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар») и много-много других не менее замечательных и выразительных.

Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.

  • В баснях Крылова ненавязчиво через образы животных высмеиваются пороки людей. В народных сказках Волк чаще всего – олицетворение зла. Следуя традиции фольклора, Крылов также приписывает Волку разные злодеяния, коварство, жестокость. Но у Крылова Волк еще и глупый, наивный.

Источники информации:

Материалы для презентации я взяла из интернет ресурсов.

1.http://www.testsoch.net/obrazy-zhivotnyx-v-basnyax-i-a-krylova/

2.http://www.allsoch.ru/

Спасибо за внимание !

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-obrazy-lisy-i-volka-v-basniakh-kry.html

Презентация к урокам литературного чтения “Басни Крылова”

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тема: «Басни И.А.Крылова» ГБОУ гимназия №45 г.Москвы учитель начальных классов Белякова Ирина Игоревна
2 слайд Описание слайда:

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)
3 слайд Описание слайда:

Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.

Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.

Обратите внимание

Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть имя справа налево сразу все будет понятно.

Читайте также:  Образ чичикова в поэме "мертвые души": описание внешности и характера в цитатах
4 слайд Описание слайда:

В 1809 году опубликована первая книга басен.


5 слайд Описание слайда:

Награждения 27 марта 1820 года Крылову вручен орден святого Владимира 4-й степени.   12 января 1823 года Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль.


6 слайд Описание слайда:

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом на частные пожертвования. Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов.

Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

7 слайд Описание слайда:

Памятник И.А.Крылову
8 слайд Описание слайда:

Последние годы Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года.

Все считали, что он умер от обжорства, а на самом деле от двухстороннего воспаления лёгких. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро–Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И.А.

Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».


9 слайд Описание слайда:

Что такое Басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Важно

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. И.А.Крылов написал более 200 басен.

Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале.

Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.


12 слайд Описание слайда:

Игра-викторина
13 слайд Описание слайда:

Конкурс «Назови басни» Басни о лисе: «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»

14 слайд Описание слайда:

Басни о волке: «Волк и ягненок» «Волк на псарне» «Лев и волк» «Волк и мышонок» «Волк и Пастухи» «Волк и Журавль»
15 слайд Описание слайда:

Басни о медведе: «Квартет» «Медведь у пчел» «Пустынник и медведь» «Трудолюбивый медведь» «Крестьянин и работник»
16 слайд Описание слайда:

Басни об обезьяне: «Зеркало и обезьяна» «Мартышка и очки» «Обезьяна» «Квартет»
17 слайд Описание слайда:

Конкурс «Назовите героя» Кто сказал эти слова? «Голубушка, как хороша! Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица. «Ворона и Лисица») «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и Ягненок»)
18 слайд Описание слайда:

«Ларец с секретом, Так, он и без замка. А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и ларчик вам открою: В механике и я чего – нибудь да стою» (Механик – мудрец. «Ларчик») «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышка. «Квартет» «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть Кур красть?!» (Крестьянин. «Крестьянин и Лисица»)
19 слайд Описание слайда:

Совет

Конкурс «Чьи это слова?» К кому обращены эти слова? «Соседка, перестать срамится, – Ей Шавка говорит, – тебе ль с слоном возится?!» (К Моське. «Слон и Моська») «Изрядно, – говорит, сказать несложно, Тебя без скуки слушать можно, А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом, Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился». (К Соловью, «Осел и Соловей»)

20 слайд Описание слайда:

«Ведь это дереву вредит, – Ей с Дубу ворон говорит, – Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» (К Свинье, «Свинья под дубом») «Соседушка, я сыт по горло» (К Демьяну. «Демьянова уха») «Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет. На сей раз бог простит; но берегись вперед И знай, с кем шутить!» (К Мальчику. «Мальчик и змея»)
21 слайд Описание слайда:

Конкурс «Мораль сей басни такова» – В какой басне была такая мораль? «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица») «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад» («Щука и Кот»)
22 слайд Описание слайда:

«Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться» («Ларчик») «Вперед чужой беде Не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь») «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука, Рак»)
23 слайд Описание слайда:

Конкурс «Крылатые слова» Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои И.А.Крылова. Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки: «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок») «Сильнее кошки зверя нет» («Мышь и Крыса») «А ларчик просто открывался» («Ларчик») «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
24 слайд Описание слайда:

Источники информации: http://www.kostyor.ru/images0/biogr/krylov.jpg http://spbfoto.spb.ru/foto/data/media/4/kryl2.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Krylov_Grave_Summer.jpg/450px-Krylov_Grave_Summer.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6e/Patrponds.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Krylov_summer_garden.jpg/450px-Krylov_summer_garden.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 http://voicebook.ru/uploads/posts/2009-09/1254318710_2.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/RR5110-0002R.gif http://www.kids-price.ru/contentimg/pic505/size1/dvd_821070.jpg http://s45.radikal.ru/i110/0902/b7/9125a044d857.jpg http://darjakaisa.ru/uploads/posts/2009-10/1254487565_111.jpg http://read.ru/covers_rr/b/68/86/78668.jpg http://i019.radikal.ru/0908/4f/a271a91c2ef0.jpg http://muzon.org/uploads/posts/2009-01/1233265689_basni.jpg http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_305.jpg http://www.proza.ru/pics/2011/04/05/1426.jpg http://school.covcheg.org/uploads/posts/2008-02/1203184272_3b_krylov_kvartet.gif http://sales-books.by.ru/images/big/krilov/krilov01.jpg http://img.labirint.ru/images/books4/168657/scrn_big_1.jpg http://www.foxdesign.ru/fox/img/fox03b.jpg http://www.uchmag.ru/upload/catalog/posob/_/v/_v-77_cover_image.jpeg http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_052.jpg
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokam-literaturnogo-chteniya-basni-krilova-725121.html

Образ читателя-адресата в баснях и.а. крылова

Н. А. Артемьева

ОБРАЗ ЧИТАТЕЛЯ-АДРЕСАТА В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА

Работа представлена кафедрой общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Научные руководители – доктор филологических наук, профессор В. В. Прозоров, кандидат филологических наук, доцент К. М.

Захаров

В статье рассматривается один из элементов историко-функционального изучения литературы – образ читателя-адресата в баснях И. А. Крылова. Обращается внимание на особенности произведения, которые сыграли роль в привлечении «собеседника» к подобным текстам.

В качестве потенциальных участников диалога представлены различные читательские группы (по возрастной и образовательной составляющей).

Обратите внимание

Ключевые слова: историко-функциональное изучение литературы, образ читателя-адресата.

The element of historical and functional study of literature such as the addressee-reader’s image in I. Krylov’s fables is considered in the article.

Attention is paid to the composition features that play the role in attraction of an «interlocutor» to these texts. Different reader groups are presented as potential dialogue participants (in age and educational terms).

Key words: historical and functional literature study, addressee-reader’s image.

Внутренний потенциал художественно- рает» среди «собеседников» тех, кому мо-

го текста позволяет произведению обра- жет раскрыть свои глубины. Ведь именно в

щаться как к определенному адресату, так сознании читателей начинает и продолжа-

и к большой аудитории. Текст сам «отби- ет жить творение искусства.

3 4

Воссоздание образа читателя-адресата является одним из компонентов рассмот-рения произведения с позиций историкофункционального изучения литературы. М. Б. Храпченко в 1960-1970-х гг. дает такую характеристику этому понятию: «…

историко-функциональный подход к литературе и предполагает изучение не просто ее функции самой по себе, а художественных произведений в их воздействии на общественное сознание, в их связях с духовной жизнью людей в различные периоды времени, в их внутреннем развитии» [15, с. 248].

Именно образ адресата позволяет обра-титься к реальной истории функционирования текста в сознании читающей публики, которая к тому же неоднородна. Существует несколько подходов к рассмотрению этого литературоведческого феномена [2, с. 112-126; 11, с. 51-64].

В 1922 г. к данному образу обратился А. И.

Белецкий, который задал то направление в изучении одной из очередных задач историко-литературной науки, которая актуальна и для современных исследователей. Он представил свою классификацию читателей, в основе деления которой – воображаемый «собеседник». «В одних случаях он покрывается реально существовавшим.

в других этот читатель «тайный идеальный друг», «правнук просвещенный, сын Феба молодой», «друг истины священной»; в-третьих, наконец, это – низкий невежда и глупец, представитель той толпы, от которой поэт бежит в уединение, чтобы беседовать с самим собой, с потомками, с музой» [2, с. 119].

Среди воспринимающих басни И. А.

Важно

Крылова были, наверное, все представленные разновидности читательских групп. Но в его текстах образ адресата имеет свои особенности, основанные на синтезе признаков, выделенных А. И. Белецким. В итоге творения писателя входят в ряд произведений литературы, доступных и взрослым (независимо от уровня образования), и детям, чья «читательская память» (В. В.

Прозоров) только начинает формироваться.

Тексты баснописца нередко объединяют в одну «книгу», замечая, что и расположение басен, и их компоновка имеют некую специфику, позволяющую ей быть интересной для любого читателя. А. В. Запа-дов писал, что «Крылов считал сборник своих басен цельным единым произведением» [5, с. 98].

Поэтому, чтобы понять «вероятный диапазон воздействия данного текста на реальных читателей разных поколений», бережно и осторожно «реконструируем» образ читателя-адресата [11, с. 52] басен И. А. Крылова.

Обратимся к тем «свойствам» произведения, которые могут быть интересны самым маленьким читателям. Во-первых, это сказочность басен.

О данной особенности текста говорили не только современники писателя [4, с. 123], но и потомки [9, с. 62121; 12; 7, с. 309-327]. И. А. Крылов использует в своих произведениях соответствующие образы (Лиса, Волк, Медведь в баснях «Волк и Лиса», «Добрая Лисица», «Трудолюбивый Медведь» и др.).

В текстах появляются и «сказочные» слова, такие как «за тридевять полей» («Осел и Соловей»), «за тридевять земель» («Скупой»), «чистое поле» («Стрекоза и Муравей»), «красное солнце» («Василек»), «царь-птица» («Ворона и Лисица», «Орел и Крот») и др. Характерна для произведений писателя и троичность, которая является одним из условий построения сказки.

Например, в басне «Волк и Ягненок» Волк трижды предъявляет обвинение своей жертве. В «Квартете» участники его три раза останавливаются, чтобы решить, «кому и как сидеть». В басне «Лебедь, Щука и Рак» действуют три персонажа, которые представляют разный подход к одной проблеме: сдвинуть воз с места.

Приближает к себе маленького читателя использование в произведении уменьшительных суффиксов, которые делают слова доступными детскому восприятию. «Шейка», «глазки», «носок» («Ворона и Лисица»), «бедняжка» («Чиж и Голубь») и др.

Совет

Привлечение внимания детской аудитории осуществляется и за счет того, что басни рассказывает умудренный опытом человек, «дедушка».

Он всегда поведает интересную «сказочку» с забавными зверями и ненавязчивым поучительным концом. Именно к таким людям многие тянутся за советом (не только дети, но и взрослые). Созданный писателем образ становится тем заветным ключиком, с помощью которого он может открывать сердца читателей различных возрастов и поколений.

Голос рассказчика в баснях слышится очень редко, в основном в морали. Если он появляется в самом повествовании, то его присутствие носит ремарочный характер [13, с. 368-398; 3, с. 5-20]. Нередко свое мнение «дедушка» передоверяет одному из персона -жей басни. Например, Соловью («Квартет»), Волку («Волк и Волчонок»), Змее («Мальчик и Змея») и др.

Важное в данном образе то, что он не навязывает определенной точки зрения. Рассказчик не является всеведущим и свою позицию преподносит не как данность, а как вероятность того, чего следует придерживаться. При этом он оставляет возможность составить свое мнение о проблеме. Такую волю творческой интерпретации «дедушка» дает как взрослым, так и детям.

Подтверждение мы находим не только в опытах педагогов, но и в художественных произведениях. В. И. Водовозова поразил тот факт, что его маленькие ученики встали на сторону бездумной Стрекозы, а не трудолюбивого Муравья [8, с. 4].

В одном из рассказов Саши Черного «Люся и дедушка Крылов» басни писателя становятся основой не только для написания самого произведения, но и для творческой интерпретации понимания детьми его текстов.

Читайте также:  История любви штольца и ольги ильинской в романе "обломов": описание отношений

К размышлению над ситуацией И. А. Крылов приглашает и взрослого образованного читателя. Подобную особенность творчества отметил В. И. Коровин [6, с. 346].

Басня «Волк и Ягненок» заканчивается «победой» хищника, т. е. идет констатация фак-

Обратите внимание

та: в мире прав тот, кто сильнее. Но это первое обманчивое впечатление, которое очень далеко от истины. Баснописец преподносит реальную жизненную ситуацию без прикрас, а «собеседника» приглашает подумать над поднятой проблемой. Ведь именно реальный читатель может повлиять на ход истории.

Тексты писателя в этом случае становятся лишь первым толчком к размышлению. Таким неоднозначным произведением является одна из самых больших басен, «Водолазы». Еще при жизни создателя читатели не могли понять позицию рассказчика: он за или против просвещения. Конец не давал однозначного ответа, а фраза «дерзкий ум» еще больше запутывала «собеседника» [12, с. 206].

Круг образованных читателей, которым будут интересны басни И. А. Крылова, формируется за счет лексического наполнения. Это имена мифологических персонажей, таких как Зевс, Юпитер, Нептун и др. Автор дает и сравнения с использованием таких имен. Например, «стал, как Крез, богат» («Фортуна в гостях», «Фортуна и Нищий»).

Можно выделить небольшой круг читателей, которым известно, что за образом Соловья («Осел и Соловей») скрывается сам баснописец. Прячется он в Чиже («Чиж и Еж»), «не сумевшем» «достойно величать» Александра.

Человеческой природе присуще верить слухам, молве. И. А. Крылов обращается и к такой категории «собеседников».

Ведь «молва непременно опирается на авторитет уже кем-то сказанного, выясненного и почти очевидного» [10, с. 170]. Таким образом автор опирается на общественное мнение, бытующее в той среде, для которой он пишет. Например, «слух молвы крылатой» («Синица»), «из древности молва гласит» («Крестьянин и Змея»), «добрая молва» («Мышь и Крыса») и др.

Тем самым писатель приближает к себе своего адресата и в то же время, зная природу этого феномена, дает возможность думающему читателю самому сделать вывод о прочитанном.

На эрудированного «собеседника» рассчитаны в баснях И. А. Крылова пословицы и поговорки, которые понятны и простому (даже неграмотному человеку).

Важно

Автор не только использует данные цитаты в своих произведениях, но и строит на их основе повествование. В результате народное выражение, пройдя через подобный текст, приобретает самостоятельное хождение в крыловской огласовке. Такова басня «Синица», сюжетом для которой послужила пословица «Ходила синица море зажигать, моря не зажгла, а славы много наделала» [14, с. 466].

После она стала функционировать в виде строчки из басни «Наделала синица славы, а моря не зажгла».

Внимание простого человека к своим произведениям писатель привлекает, наполняя их реалиями крестьянского быта. Они не только создают соответствующую обстановку, но и нередко становятся «главными героями», т. е.

уже в самом названии задается тот образ читателя-адресата, которому такие персонажи будут близки и понятны. Например, «Котел и Горшок», «Две бочки», «Обоз» и др.

Среди участников диалога можно выделить одну пограничную группу – военные. В данной среде были и начитанные, и совершенно неграмотные люди. Однако и к ним писатель нашел свой особый подход.

Проявился он в так называемом цикле басен об Отечественной войне 1812 г. Иносказательный язык не помешал «собеседникам» понять, что под обликом Ловчего скрывается М. И. Кутузов («Волк на псарне»), в образе Щуки показан П. В. Чичагов («Щука и Кот»).

Басни И. А. Крылова предназначены широкому кругу читателей, поэтому не всегда возможно четко разделить их по определенным группам.

Некий мозаичный образ адресата «конструируется» на основе построения писателем текста.

Совет

И. А. Крылов не ставит себя, как создателя произведения, выше своего читателя. Он подчеркивает в баснях, что они нахо-

дятся на одной ступени. Такой ход привлекает внимание любого адресата, он чувствует, что ему дается право не только иметь, но и высказать свою точку зрения.

Робких и «стеснительных» писатель иногда сам приглашает к диалогу. Это показано в обращении к читателю: «Читатель, не дивись.» («Добрая Лисица»), «Читатель, басни сей мысль самая простая.» («Котел и Горшок»), «Читатель, будь ты сам судьею.» («Фортуна в гостях»).

Однако именно чуткому «собеседнику» приоткрывается позиция самого баснописца.

Она рассыпана в отдельных словах, замечаниях, по которым можно воссоздать картину понимания писателем жизни и отношение его к различным событиям. Одним из таких элементов являются местоимения (мой и наш), подсказывающие на чьей стороне рассказчик, а значит, и сам создатель текста.

Использование подобных слов нередко носит иронический оттенок, когда автор «приближает» к себе определенного персонажа. Например, «мой хитрец» (о Волке в басне «Волк на псарне»), «мой Лжец» («Лжец»), «мой Мишка» («Медведь у Пчел»), «наш Комар», «наш герой» («Лев и Комар»), «наш лукавец» («Три Мужика») и др.

Обратимся еще к одной группе адреса -тов – читатели конца XX – начала XXI в.

Ведь именно на некой дистанции от времени создания произведения «собеседник» начинает не только воспринимать и понимать его, но и творить сам. «Приходит читатель-потомок, читатель отбирающий, судья и истолкователь. Пассивное восприятие кончилось, начинается своеобразное творчество» [2, с. 121]. Соотношение читательской массы на рубеже веков имеет свои особенности.

Детская аудитория так и составляет отдельную группу. Взрослая же делится не по уровню, а по профилю образования (люди с гуманитарным образованием и без него). Несмотря на временную дистанцию, детям в баснях И. А. Крылова интересно то, что и ровесникам много лет назад.

Взрослую аудиторию, возможно, к басням И.А. Крылова привлекает использование СМИ крылатых слов и выражений.

Обратите внимание

Поэтому тексты должны быть хорошо известны читателям, слушателям и зрителям. Временная дистанция дает возможность взглянуть на них и с новых позиций. Рубеж веков ставит свои вопросы, ответы на которые «собеседники» находят в творениях писателя.

И басни современный адресат понимает неоднозначно: «Басенный текст Крылова начинает жить по законам текста художественного: он содержит потенциал разнородного прочтения» [1, с. 9]. Это говорит о том, что его произведения рассчитаны на читателя размышляющего. Так в басне «Осел и Соловей» виноваты и Осел, не оценивший пения, и Соловей, который начал «являть свое искусство» такому слушателю.

В басне «Стрекоза и Муравей» героиня, несмотря на свою лень, очень обаятельна, а вот трудолюбивый Муравей слишком педантичен [1, с. 9-11].

Потенциал, который был заложен баснописцем в его произведениях, привлекает читателя любого поколения, возрастного уровня и разной степени образования. Мозаичный образ адресата имеет несколько характеристик.

В нем есть «простодушное и искреннее ощущение важности поведанного» (В. В. Прозоров). Он способен на душевное сочувствие и сопереживание героям произведения. Читатель понимает их

быт и условия проживания не столько через описания, сколько через диалог, с помощью которого идет развитие основного действия.

И «собеседнику» невольно самому хочется стать участником этого процесса, чтобы высказать свое мнение. Размышления, получившие толчок в произведении, далее переносятся на саму жизнь. Возможно, что современный читатель не захочет принять для себя те каноны, которые преподносит писатель в баснях.

Но он получает уникальный шанс: научиться избегать при подходе к любому жизненному явлению однобокости и односторонности, посмотреть на данный факт с разных сторон. При этом автор оставляет читателю возможность не соглашаться со своей точкой зрения. Например, существует несколько читательских вариаций на тему того, почему «ларчик просто открывался».

Важно

Каждый из интерпретаторов понимает эту фразу по-своему, но однозначного авторского определения, которое было бы заложено в самом произведении, нет. Читателю, узнающему по книгам правду жизни, думающему, размышляющему, а также чуткому и сопереживающему, адресовал свои басни И. А. Крылов. Его произведения перейдут еще не один рубеж, и в каждый исторический промежуток времени они будут привлекать заинтересованного собеседника и открывать ему богатый неисчерпаемый потенциал классического текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анненкова Е. И. Жанровое новаторство басен И. А. Крылова // Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова / Сост. Н. Г. Михновец. СПб.: Паритет, 2001. С. 7-17.

2. Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки (Изучение истории читателя) // Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М.: Высш. шк., 1989. С. 112-126.

3. Буслакова Т. П. Иван Андреевич Крылов // Буслакова Т. П. Русская литература XIX века. М.: Высш. шк., 2001. С. 5-20.

4. Жихарев С. Н. Из «Записок современника (Дневник чиновника)» // И. А. Крылов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1982. С. 111-125.

5. Западов А.[В.] Книга народной мудрости (Басни И.А. Крылова) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы / Сост. и общ. ред. С. И. Машинского. М.: Дет. лит., 1978. С. 96-115.

6. Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М.: ТЕРРА, 1996. 472 с.

7. Лебедева О. Б. Пародийные жанры в творчестве И. А. Крылова (1769-1844) // Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М.: Высш. шк., 2003. С. 309-327.

8. Маранцман В. Г. Сила слова // Маранцман В. Г. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 1999. С. 3-5.

Совет

9. Орлов А. С. Язык басен Крылова // Орлов A.C. Язык русских писателей. М.; Л.: Издат. АН СССР, 1948. С. 62-121.

10. Прозоров В. В. Молва как филологическая проблема // Прозоров В. В. Другая реальность. Саратов: Лицей, 2005. С. 169-177.

11. Прозоров В. В. Образ читателя-адресата // Прозоров В. В. Другая реальность. Саратов: Лицей, 2005. С. 51-64.

12. Степанов Н.[Л.] Крылов. М.: Молодая гвардия, 1963. 320 с.

13. Степанов Н. Л. Манера повествования // Степанов Н. Л. И. А. Крылов. Жизнь и творчество. М.: Гос. издат. худож. лит., 1958. С. 368-398.

14. Степанов Н. Л. Примечания // Крылов И. А. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Басни. Стихотворения.

Пьесы. М.: Гос. издат. худож. лит., 1955. С. 461-494.

15. Храпченко М. Б. Время и жизнь литературных произведений // Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит., 1977. С. 228-264.

Источник: https://psibook.com/literatura/obraz-chitatelya-adresata-v-basnyah-i-a-krylova.html

Басня «Добрая лисица»

Прослушать басню «Добрая лисица»

Стрелок весной малиновку[1] убил.
Уж пусть бы кончилось на ней несчастье злое,
Но нет; за ней должны еще погибнуть трое:
Он бедных трех ее птенцов осиротил.

Едва из скорлупы, без смыслу и без сил,
Малютки терпят голод,
И холод,
И писком жалобным зовут напрасно мать.

«Ка́к можно не страдать,
Малюток этих видя;
И сердце чье об них не заболит?»
Лисица птицам говорит,
На камушке против гнезда сироток сидя:
«Не киньте, милые, без помощи детей;
Хотя по зернышку бедняжкам вы снесите,
Хоть по соломинке к их гнездышку приткните:
Вы этим жизнь их сохраните;
Что дела доброго святей!
Кукушка, посмотри, ведь ты и так линяешь:
Не лучше ль дать себя немножко ощипать
И перьем бы твоим постельку их устлать.
Ведь попусту ж его ты растеряешь.
Ты, жавронок, чем по верхам
Тебе кувыркаться, кружиться,

Ты б корму поискал по нивам[2], по лугам,

Чтоб с сиротами поделиться.

Ты, горлинка[3], твои птенцы уж подросли,

Промыслить корм они и сами бы могли:
Так ты бы с своего гнезда слетела,
Да вместо матери к малюткам села,
А деток бы твоих пусть Бог
Берег.
Ты б, ласточка, ловила мошек,
Полакомить безродных крошек.
А ты бы, милый соловей,–
Ты знаешь, как всех голос твой прельщает,–

Меж тем, пока зефир[4] их с гнездышком качает,

Ты б убаюкивал их песенкой своей.
Такою нежностью, я твердо верю,
Вы б заменили им их горькую потерю.
Послушайте меня: докажем, что в лесах
Есть добрые сердца, и что…» При сих словах
Малютки бедные все трое,
Не могши с голоду сидеть в покое,
Попадали к Лисе на низ.

Что ж кумушка[5]? – Тотчас их съела:

И поученья не допела.

Читатель, не дивись!
Кто добр поистине, не распложая слова,
В молчаньи тот добро творит;
А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,
Тот часто только добр на счет другого,
Затем, что в этом нет убытка никакого.
На деле же почти такие люди все –

Сродни моей Лисе.[6]

Примечания

[1] Мали́новка – небольшая певчая птичка семейства дроздовых.
[2] Ни́ва – засеянное поле.
[3] Го́рлинка – небольшая птица семейства голубиных.

[4] Зефи́р – ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию. Мифологически Зефир, ввиду своей быстроты, считался также вестником богов.

[5] Кума́ – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[6] В басне использованы мотивы русских сказок о лисе.
 

Читайте также:  Краткое содержание "невский проспект" гоголя: пересказ сюжета, повесть в сокращении

Время написания: не позднее начала мая 1814 г.
Первая публикация: «Чтения в Беседе любителей русского слова», 1815 г., ч. XVII, стр. 43–44.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга четвертая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Источник: https://azbyka.ru/fiction/basnya-dobraya-lisica/

Научно – исследовательская работа. Литература. «Основные образы животных в баснях И. А. Крылова». – PDF

1 Научно – исследовательская работа Литература «Основные образы животных в баснях И. А. Крылова».

Выполнил: Хрущев Илья Максимович учащийся 6 кадетского класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной кадетской школы 4» Руководитель: Немальцева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной кадетской школы 4» г. Нефтеюганск, 2017 г.

2 Аннотация. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.

Обратите внимание

А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории. Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными? Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А.

Крылова. Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова? После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества. Задачи: 1.

Изучить историю происхождения басен. 2. Познакомиться с баснями И. А. Крылова. 3. Провести сравнительный анализ басен. Объект исследования – басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира. Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно – исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие с ленью, скромность с хвастовством, талант с

3 бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов.

По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников.

Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья аллегория невежества; Осел глупости; Кот хитрости; Петух, Кукушка бездарности.

Важно

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа.

Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев 10, Осел, Собака, Овцы 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея 5 раз.

4 Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания. «Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок. В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть В басне «Волк и журавль» неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? зверь вскричал коварный, Тебе за труд? Ах ты неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся, Да берегись: вперед ты мне не попадайся.» В басне «Волк и Лисица» глупость, невезение. И серый рыцарь мой, Обласкан по уши кумой,

5 Пошел без ужина домой. В басне «Лев и Волк» жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить. на мысли Волку вспало, Что Лев, конечно не силен, Коль так смирен: И лапу протянул к ягненку также он. Ан вышло с Волком худо: Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец. Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

Совет

В басне «Ворона и Лисица» главная черта хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!» В басне «Лисица и Сурок» желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся! Чтоб этому была причастна я греху?»

6 В басне «Добрая Лисица» рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно. «Послушайте меня: докажем, что в лесах Есть добрые сердца и что» При сих словах Малютки бедные все трое Попадали к Лисе, на низ. Что ж кумушка? Тотчас их съела И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» умение скрыть свое бессилие за оскорблением других. Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж! На взгляд то он хорош, Да зелен ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь». В басне «Лисица и Осел» умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?» Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя. Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте.

Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

7 «Пропал к нему весь прежний страх, И поплатился он старинными долгами! Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему По своему: Кто зубом, кто рогами» Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака это преданный друг, защитник.

Какова она в баснях? В басне «Собачья дружба» клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью. «Орест мой!» «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость! Тут повар, на беду, из кухни кинул кость. Вот новые друзья к ней взапуски несутся: Где делся и совет и лад? С Пиладом мой Орест грызутся, Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением. В басне «Слон и Моська» умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя. «Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки Могу попасть в большие забияки» В басне «Две Собаки» умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! С насмешкой отвечал Жужу, На задних лапках я хожу».

8 В басне «Собака и Лошадь» желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле. «И можно ли тебе равняться в чем со мною? Ни днем, ни ночью я не ведаю покою: Днем стадо под моим надзором на лугу, А ночью дом я стерегу», «Конечно, Лошадь отвечала, Твоя правдива речь: Однако же, когда б я не пахала, То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Обратите внимание

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя. Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет. Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный

9 фразеологизм медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана). В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет: Хотя услуга нам при ну жде дорога, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит: «Что изо всех зверей мне только одному Никто не сделает упрека, Чтоб мертвого я тронул человека». На что получает ответ: «Так лучше бы ты мертвых ел И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля.

Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен. Заключение. Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип.

Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами

10 возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять.

Важно

Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

11 Используемая литература. 1. Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: «Московский рабочий», Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. М.: «Kнигa», ru.wikipedia.org wiki/ 4. Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М.: «Художественная литература», В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

Источник: https://docplayer.ru/68888975-Nauchno-issledovatelskaya-rabota-literatura-osnovnye-obrazy-zhivotnyh-v-basnyah-i-a-krylova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector