Пустынник и медведь. Басня Лафонтена
Басня Лафонтена «Пустынник и Медведь» раскрывает смысл выражение «медвежья услуга». Мы постоянно общаемся с друзьями, коллегами, знакомыми и незнакомыми людьми. А значит, мы нередко прибегаем к помощи окружающих и сами приходим на помощь другим. Вовремя оказанная услуга ценится высоко.
Басня «Пустынник и Медведь»
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай Бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокий,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякий:
Утешно нам и грусть, и радость разделить.
Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурава шелкова?»
«Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова».
Так и Пустыннику тому
Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего — снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они.
Потом дружатся,
Потом не могут уж расстаться
И целые проводят вместе дни.
О чем у них и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору:
Пустынник был неговорлив,
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему Бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится
И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:
«Приляг-ка, брат, и отдохни,
Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу».
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул
Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи-ка, уж я тебя, воструху!» —
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!
Мораль басни «Пустынник и Медведь»
Мораль басни «Пустынник и Медведь» умещается в нескольких строчках, но то, что она стоит в начале произведения, свидетельствует о ее значимости для раскрытия содержания басни. И автору важно донести ее до читателя.
Лафонтен проводит две идеи, которые взаимосвязаны и очень актуальны для людей любых социальных слоев во все времена: услуга, оказанная в трудную минуту, очень ценна, но чрезмерное усердие при этом может больше навредить, чем помочь.
Анализ басни «Пустынник и Медведь»
Повествование в басне «Пустынник и Медведь» начинается, как поучительный рассказ о жизни благочестивого человека, которому надоела мирская жизнь. Удалившись от шумных мест, он становится пустынником, живет вдали от людей в гармонии с природой. Автор дает вполне реалистическое описание жизни отшельника.
Дальше повествование развивается, как вымышленная история. Пустынник подружился с соседом Медведем и так к нему привязался, что стали они неразлучными друзьями. Однажды они бродили по лесам и долам. Пустынник намаялся, потому что был слабее Медведя.
Прилег он отдохнуть, а верный друг его сон охранял. Увидев муху на лбу у Пустынника, сначала ее отгонял, потом решил убить. Взял большой камень и «… хвать друга в лоб».
Гротескное изображение персонажей и событий помогает автору донести главную мысль басни до читателя.
Крылатые выражения из басни Лафонтена «Пустынник и Медведь»
«Услужливый дурак опаснее врага» из басни «Пустынник и Медведь» употребляется часто в разговорной речи в значении «чрезмерное рвение глупого человека оказать услугу может обернуться неприятностями».
Читать все басни Лафонтена
Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/pustynnik-i-medved-basnya-lafontena/
Проект по литературе (6 класс): Исследовательская работа по теме “Образы животных в баснях И.А. Крылова”
Научно – исследовательская работа
«Основные образы животных в баснях И. А. Крылова».
Выполнила:
Науменко Елена, ученица 6 класса.
Руководитель:
Барковская Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с. Тыгда, 2019 г.
Аннотация.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.
Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?
Гипотеза: Правда ли, что образы животных в баснях являются воплощением определенных качеств человека?
Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.
Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?
После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.
Задачи:
1.Изучить историю происхождения басен.
2.Познакомиться с баснями И. А. Крылова.
3.Провести сравнительный анализ басен.
Объект исследования – басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.
Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.
Методы исследования:
- Наблюдение.
- Описание.
- Сравнение.
- Аналогия.
Актуальность научно – исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.
Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.
- Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.
ru.wikipedia.org›wiki/
Основная часть.
Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов.
По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен.
Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк.
Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.
В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа.
Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока.
В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овцы – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.
Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.
«Молчи! Устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.
«Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »
В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.
И серый рыцарь мой,
Обласкан по уши кумой,
Пошел без ужина домой.
В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.
… на мысли Волку вспало,
Что Лев, конечно не силен,
Коль так смирен:
И лапу протянул к ягненку также он.
Ан вышло с Волком худо:
Он сам ко Льву попал на блюдо.
Лев растерзал его…
На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.
Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.
В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.
«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Чтоб этому была причастна я греху?»
В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
«Послушайте меня: докажем, что в лесах
Есть добрые сердца и что…» При сих словах
Малютки бедные все трое…
Попадали к Лисе, на низ.
Что ж кумушка? – Тотчас их съела
И поученья не допела.
В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.
Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.
А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте.
Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».
В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:
«Пропал к нему весь прежний страх,
И поплатился он старинными долгами!
Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
По – своему:
Кто зубом, кто рогами…»
Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?
В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят.
В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.
В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…»
В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.
«Чем служишь? Вот прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу, –
На задних лапках я хожу».
В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
«И можно ли тебе равняться в чем со мною?
Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
Днем стадо под моим надзором на лугу,
А ночью дом я стерегу», –
«Конечно, – Лошадь отвечала, –
Твоя правдива речь:
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».
Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.
Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».
Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.
Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь.
Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).
В басне «Пустынник и Медведь» И.
А.Крылов пишет:
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
«Что изо всех зверей мне только одному
Никто не сделает упрека,
Чтоб мертвого я тронул человека».
На что получает ответ:
«Так лучше бы ты мертвых ел
И оставлял живых в покое».
Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.
Заключение.
Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип.
Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.
Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять.
Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова
Используемая литература.
- Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.
ru.wikipedia.org›wiki/
- Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: «Московский рабочий», 2015.
- Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М.: «Художественная литература», 2011.
В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/23/issledovatelskaya-rabota-po-teme-obrazy-zhivotnyh-v-basnyah-i-a
Пустынник и медведь басня крылова мораль
Электронная библиотека детской литературы
Басня Крылова
Хотя услуга нам при нужде дорог_а_,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякой:
Утешно нам и грусть и радость разделить.
Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурова шелкова?»
«Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова».
Так и Пустыннику тому
Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего: снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они,
Потом не могут уж расстаться
И целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится
И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:
«Приляг-ка, брат, и отдохни
Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу».
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,
Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» —
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
Источник: https://rus-poetry.ru/pustynnik-i-medved-basnya-krylova-mor/
Басни И. А. Крылова Крылов И. А. –
Истоки, проблематика и идейная направленность басен И. А. Крылова.
Обратившись к басне как к самому народному, доходчивому жанру, Иван Андреевич Крылов опирался на самые различные источники.
Во-первых, это сюжеты, широко представленные в басенной традиции, которые существовали ещё в античной литературе в древней Греции, в Древнем Риме и Индии.
Басни Эзопа, Федра, Пильпая раскрывали мудрость своих народов и передавали многочисленные сюжеты, замечательные глубиной содержания, завершённостью и лаконизмом образного воплощения.
Большой вклад в басенный жанр внёс французский баснописец Лафонтен, который условному аллегоризму античной басни придал яркий национальный характер.
Источником басни Крылова «Ворона и Лисица» служат басни Эзопа, Федра, Лафонтена. А басня «Пустынник и Медведь» берёт сюжет из индийской басни Пильпая.
Во-вторых, это сюжеты русских басен, написанные раньше Крылова. Например, создавая басню «Лжец», он использовал мотивы басен Сумарокова «Хвастун», И. Хемницера «Лжец», В. Левшина «Лгун». Этот же сюжет был широко распространён в фольклорных русских фацициях и в лубочных анекдотах.
В-третьих, источником басен Крылова служили малые и большие жанры русского фольклора. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Например, басня «Синица» основана на русской пословице: «Ходила синица море зажигать, море не зажгла, а славы наделала.
Или басня «Крестьянин и Лисица» опирается на русскую народную пословицу: «Дай вору хоть золотую гору – воровать не перестанет». А в басне «Волк и Лисица» баснописец использует мотивы русских народных сказок о лисице и волке.
В-четвёртых, источником целого ряда басен является исторические события Отечественной войны 1812 года: «Обоз», «Волк на псарне», «Кот и повар», «Ворона и курица».
В-пятых, это могут быть и политические события, произошедшие в Европе и в России.
Например, источником басни «Собачья дружба» послужил Венский конгресс, где собрались после победы над Наполеоном (1814-1815) союзники, но их интересы были настолько противоречивы, что назрела возможность военного конфликта.
И, наконец, это могут быть жизненные события, непосредственно связанные с жизнью самого Крылова.
Например, источником басни «Осёл и Соловей» послужило заседание «Беседы любителей русского слова», когда князь Голицын (по другим источникам граф Разумовский) после артистического чтения Крыловым нескольких басен произнёс: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» Крылов скромно ответил: «Не умею…»
Сатира басен Крылова больно и поражала язвы и безобразия современного ему общества, была направлена на общественные и нравственные пороки: взяточничество, невежество, корыстолюбие, круговую поруку.
Социально-политическая острота басен Крылова обусловлена его неприятием основных зол тогдашней действительности: угнетения народа, произвола и насилия господствующих классов, несправедливости, беззакония, насилия.
Все басни Крылова можно разделить на три группы.
К первой группе относятся социально-политические басни, например, «Волк и ягнёнок», «Слон на воеводстве», «Листы и корни». В басне «Листы и корни» основу процветания страны, государственной жизни Крылов видит в народе, в его созидательном труде.
Тунеядству и паразитизму крепостнических верхов он противопоставляет идеал народа-трудолюбца, утверждает животворную, незаметную работу «корней», питающих дерево и дающих возможность существования «листам», которые легкомысленно кичатся своей бесполезной красотой.
Ко второй группе относятся исторические басни, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года.
В басне «Ворона и Курица» Крылов беспощадно высмеивает презренных отщепенцев, тех «ворон», которые свои корыстные личные интересы ставили выше интересов Родины.
К третьей группе относятся басни, обличающие пороки: «Стрекоза и муравей» (лень, тунеядство, паразитизм, легкомысленность), «Лжец» (ложь, обман, хвастовство), «Ворона и Лисица» (лесть).
В басне «Волк на псарне» показано общее патриотическое чувство, готовность народа до конца бороться с врагом, вероломно напавшим на родину.
Историческое и философское звучание басни заключается в том, что нельзя верить агрессору, проявившему вероломство и загнанному в угол, его нужно уничтожать, чтобы предотвратить его агрессию в будущем.
Анализируя в школе басню «Кот и Повар», несомненно, нужно говорить об историческом источнике этой басни, ведь это имеет не только познавательное, но и воспитательное значение, воспитывает интерес и любовь к собственной истории, обогащает историческим опытом, ведь всё в истории повторяется.
Басня направлена против политики «умиротворения» Наполеона, словесного противодействия его захватническое политике в годы, непосредственно предшествовавшие Отечественной войне 1812 года.
Текстуальный анализ басни И. А. Крылова «Волк на псарне».
Источником басни являются исторические события Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную патриотически настроенными москвичами древнюю столицу, но, когда понял, что угодил в ловушку, заговорил о перемирии, послав в лагерь Кутузова бывшего посла Франции в России Лористона. Перемирие было отвергнуто до тех пор, пока хоть один француз останется на территории России.
В басне в аллегорической форме под видом Волка изображён Наполеон, в образе Ловчего мы узнаём Кутузова, а поднявшийся псарный двор «с дубьём», «с ружьём» изображает весь русский народ, который как один поднялся на борьбу с захватчиками.
Линейная композиция басни развивается последовательно. Сначала показана ошибка Волка:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Волк, ночью прокрадываясь в овчарню, надеялся, что не получит никакого ответа от кротких и беззащитных овец. Никто ему не будет чинить препятствий в его агрессивной и хищнической деятельности. Но он попал на псарню, где получил дружный отпор.
Используя инверсию, ставя на первое место сказуемое: «Поднялся вдруг весь псарный двор», – автор хочет показать активность псарей, готовых дать отпор врагу. Здесь же используется метонимия – переименование по смежности, когда вместо людей (псарей) называется место их работы – двор, этим усиливается выразительность речи.
Крылов рисует яркую, динамичную, экспрессивную картину дружного отпора агрессору, используя глаголы: «залились», «рвутся» (псы), «кричат», «бегут» (псари). Эту же задачу выполняет прямая речь: «Ахти, ребята, вор!»; «Огня! – кричат; Огня!» Возможно, под «огнём» подразумевается пожар Москвы.
Мастерски используя иронию, Крылов показывает противоречивое состояние Волка:
Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
Фразеологизм «съесть глазами» очень ярко передаёт чувства Волка, загнанного в угол, угодившего в ловушку. Иронией наполнены словосочетания, называющие Волка: «мой Волк», «мой хитрец»., фразеологизм «пустился в переговоры».
Лживая, лицемерная речь Волка не вызывает доверия ловчего, и он прерывает «волчью клятву». Речь Ловчего ярка и метафорична, наполнена афоризмами: «Ты сер, а я приятель сед», «волчью вашу я давно натуру знаю», «С волками иначе не делать мировой, // Как снявши шкуру с них долой».
В этих словах Ловчего и заключена мораль басни: нельзя умиротворить агрессора, нельзя верить ложным заверениям захватчика, попавшего в ловушку.
Басня написана живым, разговорным языком. В ней отражена народная мудрость, и она до сих пор не утратила своей актуальности.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=35444
Реферат: Мир басни Ивана Андреевича Крылова
Мир басни Ивана Андреевича Крылова
Иван
Андреевич Крылов — русский поэт, прежде всего известный
в русской литературе как создатель большого числа басен. Сын офицера. Служил в
армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в
Санкт-Петербурге.
В молодости Крылов был известен прежде всего как
писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в
списках пародийной трагедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является
автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и
переиздавались очень большими по тем временам тиражами.
В 1842 году его
произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к
произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
И.А.Крылов
в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц,
зверей, растений. Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами
просвещения (желуди), они ему приятны.
Но невежда не в силах понять, откуда берутся
эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам
того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни).
Не
понимает, что науки должны развиваться
Почти
каждая басня Ивана Андреевича Крылова живо откликалась на какое-нибудь
общественное явление или какой-либо вопрос, занимавший современников. Широко
известны, например, басни, посвященные Отечественной войне 1812 года.
Одна из
них — «Волк на псарне», где под видом Волка высмеян Наполеон,— была всеми
принята с особым восторгом.
Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд
на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам,
присловьям, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно
вошли в нашу память.
В
басне “Волк и ягненок” он изображает Ягненка робеющим перед важным сановником —
Волком. И вся речь его, боязливая и подобострастная, передает его характер. Когда
светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью От светлости
его шагов я на сто пью… Каждая басня писателя по-своему самобытна и
индивидуальна.
Крылов может при видимой скупости средств создать яркий
характер, незабываемый живой образ. А близость языка Ивана Андреевича к
народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и
поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни: Запели молодцы: кто в
лес кто по дрова И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало… (“Музыканты”)
Или вот еще: Читатель, истину любя, Примолвлю к басне я, и то не от себя, — Не
попусту в народе говорится: Не плюй в колодезь, пригодится Воды напиться. (“Лев
и Мышь”) Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко
запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь.
Таких пословиц и
поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто
открывался” (“Ларчик”), “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” (“Волк и
Ягненок”), “Рыльце у тебя в пуху” (“Лисица и Сурок”), “Аи, Моська! Знать она
сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и
Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.
У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий, живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.
Почти все басни Крылова, как ясное зеркало, отражает человеческие
недостатки и несправедливые отношения между людьми.
В наши дни слава Крылова вышла далеко за пределы страны. Его басни
переведены на пятьдесят языков.
У Крылова были великие предшественники в
мировой басенной литературе, но только ему удалось внести в свои басни подлинно
народный дух и реалистическую правдивость.
Благодарные потомки возвели очень
красивый памятник отцу русской басни в Летнем саду города Санкт-Петербурга,
основание которого украшают герои басен – звери и птицы. Великий русский
баснописец Крылов является величайшим баснописцем мира.
Фразеологизм «Тришкин кафтан» возник из басни И.А. Крылова. Уже в составе
басни это выражение стало фразеологизмом со значением: дело,когда устранение одних
недостатков влечет за собой новые недостатки.
А
Васька слушает да ест
Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы
тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает,
что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над
курчонком».
Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот
Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как
волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька
слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца
нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. «Ритор» (с
архаичного русского языка) — оратор. Мораль;басни: А я бы повару иному Велел на
стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть
употребить.
Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и
творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес
тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить»
(сарк.).
«А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня
была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета,
который волей императора Александра I был разделен в 1810г. на 4 департамента.
Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В.
Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина
М. А.
Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным
прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы
обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в
котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие,
профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи
(ирон.).
А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад
Из басни «Щука и Кот» (1813), в которой говорится о Щуке, которая
вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама
осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели». Мораль басни: Беда, коль
пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит. Тот завсегда
других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей Посмешищем
стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать совета.
Иносказательно
о непрофессионализме — каждый должен делать только то, что он действительно
умеет делать
А ларчик просто открывался.
Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть
ларчик и искал — по привычке — особый секрет его замка. Но поскольку этого
секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал».
А как открыть
его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно
было просто поднять его крышку.
Иносказательно: не надо искать сложного решения
проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.
Бели
голова пуста, то голове ума не придадут места
Из
басни «Парнас» (1808)
Крылов
повествует о событиях, которые случились на горе Парнас (в представлении
древних греков это обиталище девяти муз, покровительниц искусств и наук).
Когда, по сюжету басни, «из Греции вон выгнали Богов», Ослы, которые паслись на
Парнасе, решили, что пришло их время и теперь они будут замещать и богов, и
муз. Они занялись искусствами, музыкой и пением — «и новый хор певцов такую
дичь занес, как будто двинулся обоз».
Хозяин Ослов рассердился на них за
несносный шум и загнал в хлев.
Мораль:
Мне
хочется, невеждам не во гнев
Весьма
старинное напомнить мненье:
Что
если голова пуста,
То
голове ума не придадут места.
Цитируется
в качестве комментария к стремительному карьерному росту посредственного
человека (презрит., ирон.).
А
воз и ныне там!
Из
басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей
воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:
…Лебедь
рвется в облака,
Рак
пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто
виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да
только воз и ныне там.
Иронически
о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.
Ворона
в павлиньих перьях
Из
басни «Ворона» (1825) Ворона, решив всех удивить, вставила в свой хвост
павлиньи перья. Но ее не признали за свою ни Павы, ни Вороны:
И
кончились ее затеи тем,
Что
от Ворон она отстала,
А
к Павам не пристала.
Иносказательно
о человеке, который пытается играть чужую роль, каким-либо образом приукрасить
себя и тем самым только подчеркивает свои недостатки, делаясь смешным в глазах
окружающих (ирон.).
Великий
зверь на малые дела
Из
басни «Воспитание Льва» (1811) Лев предполагает отдать Львенка на воспитание
Кроту, так как «о нем молва была»
Что
он во всем большой порядок любит:
Без
ощупи шага не ступит,
И.всякое
зерно для своего стола
Он
сам и чистит, сам и лупит;
И,
словом, слава шла,
Что
Крот великий зверь на малые дела…
Возможно,
Крылов вдохновлялся при написании этих строк известным латинским выражением
maximus in minimus — «великий в малом», что тождественно по смыслу крыловскому
выражению
Иносказательно:
о людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения
пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий. Федор Достоевский
(«Дневник писателя», 1877 г., май—июнь, гл. 2): «…Современный дипломат есть
именно «великий зверь на малые дела!»
Избави
Бог и нас от этаких судей
Из
басни «Осел и Соловей» (1811)). Осел, послушав пение Соловья, высказал ему свое
сожаление: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом». У него, по мнению Осла,
Соловью следовало бы поучиться искусству пения:
«Еще
б ты боле навострился,
Когда
бы у него немножко поучился».
Услыша
суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул
и — полетел за тридевять полей.
Избави
Бог и нас от этаких судей.
Иронически
о недоброжелательной, непрофессиональной, необъективной критике; о ложном
авторитете.
За
что же, не боясь греха, / Кукушка хвалит петуха?
Из
басни «Кукушка и Петух» (1834) В ней изображены два современных Крылову
литератора — соиздатели «Северной пчелы» и «Сына Отечества» Фаддей Булгарин и
Николай Греч. Их взаимное славословие служило предметом насмешек многих
писателей того времени, в том числе и А. С.
Пушкина (памфлет «Торжество дружбы,
или Оправданный Александр Анфимович Орлов», 1831). Современник баснописца Н. М.
Калмыков писал в своих воспоминаниях (Русский архив. 1865): «Лица сии в
журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до
бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова».
Иронически о
лицемерах, восхваляющих друг друга из корыстных побуждений.
Услужливый
дурак опаснее врага
Из
басни «Пустынник и Медведь» (1807)
Хотя
услуга нам при нужде дорога,
Но
за нее не всяк умеет взяться:
Не
дай бог с дураком связаться!
Услужливый
дурак опаснее врага.
Эта
мораль предваряет саму басню, где рассказывается об услуге, которую оказал
Медведь своему другу Пустыннику (отшельнику): камнем («что силы есть») он убил
муху, севшую на лоб спящему товарищу, и вместе с ней и самого Пустынника.
Орлам
случается и ниже кур спускаться; / Но курам никогда до облак не подняться
Из
басни «Орел и Куры» (1808) Ответ Орла «хохлатой наседке», которая решила больше
не держать его «в чести», коль скоро Орлу однажды вздумалось сесть на овин, где
сидели куры.
Схожий
сюжет и у басни (1806) И. И. Дмитриева, которая заканчивается словами:
Читатель!
я хотел в иносказанье этом
Представить
рифмача с поэтом
Что
сходит с рук ворам, за то воришек бьют
Из
басни «Вороненок» (1811) И. А. Крылова (1769—1844).
Эта
строка, в слегка измененном виде, вошла в качестве русской народной пословицы
во многие сборники пословиц и поговорок.
Иван Андреевич Крылов — замечательный писатель,
сумевший дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, актуальность и
многозначность. Краткость и образность языка Крылова поразительны. Он умел
создать целую картину или охарактеризовать своего героя всего несколькими
словами
Источник: https://www.referatmix.ru/referats/49/referatmix_47283.htm
Крылатые выражения из басен Крылова
Автор: Дмитрий Сироткин
Представляю вам обзор крылатых выражений из басен Крылова.
В него вошло более 50 выражений.
Обычно в басне в доходчивой форме обличаются человеческие пороки и слабости. И в баснях «дедушки Крылова» тоже.
Поэтому я сгруппировал крылатые выражения (фразеологизмы) Крылова по разным порокам и слабостям:
Неспособность договориться, несогласованность действий
Фразеологизмы из басни «Лебедь, Щука и Рак»
- Да только воз и ныне там
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет
- Лебедь, Рак и Щука
Фразеологизмы из басни «Музыканты»
- Кто в лес, кто по дрова
- По мне уж лучше пей, да дело разумей
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
Непрошенная помощь, навязчивое внимание
Фразеологизмы из басни «Демьянова уха»
- Демьянова уха
- И не давал ему ни отдыху, ни сроку
Фразеологизмы из басни «Пустынник и медведь»
- Услужливый дурак опаснее врага
- Медвежья услуга
Назойливость, настырность
- Коль выгонят в окно, так я влечу в другое («Муха и Пчела»)
Лесть, падкость на лесть
Фразеологизмы из басни «Ворона и Лисица»
- От радости в зобу дыханье сперло
- В сердце льстец всегда отыщет уголок
- Какие перышки, какой носок!
- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)
- Хвалы приманчивы, — как их не пожелать! («Обезьяна»)
Злоупотребление властью, силой
Фразеологизмы из басни “Волк и Ягненок”
- У сильного всегда бессильный виноват
- Чтоб делу дать законный вид и толк
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
- Худые песни Соловью в когтях у Кошки («Кошка и Соловей»)
Ограниченность, узость мышления
- Сильнее кошки зверя нет («Мышь и Крыса»)
- Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)
- Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться («Орел и Куры»)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)
Хвастовство, неоправданные претензии
- Наделала синица славы, а моря не зажгла («Синица»)
- Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем («Скворец»)
- Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку («Две бочки»)
Воровство, взяточничество
- А вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет («Крестьянин и лисица»)
- Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют («Вороненок»)
- Рыльце в пушку («Лисица и Сурок»)
Бестолковая, безрезультатная активность
- Вертеться как белка в колесе («Белка»)
- Мартышкин труд («Обезьяна»)
Праздность
Фразеологизмы из басни «Стрекоза и Муравей»
- И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом
- Ты все пела? это дело: так поди же, попляши!
Слабоволие, неоправданное благодушие
Фразеологизмы из басни «Кот и повар»
- А Васька слушает да ест
- Пора и власть употребить
Стремление попасть в верха общества
Фразеологизмы из басни «Ворона»
- Ворона в павлиньих перьях
- Рядиться в чужие перья
Глупость, самодурство
- В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
- Отколе, умная, бредешь ты голова? («Лисица и Осел»)
Ложь, фальшивость
- Римский огурец («Лжец»)
- Одни поддельные цветы дождя боятся («Цветы»)
Некомпетентность
- Избави Бог и нас от этаких судей («Осел и Соловей»)
- Щуку бросили в реку («Щука»)
Склонность всё усложнять, уходить в детали
- А ларчик просто открывался («Ларчик»)
- Слона-то я и не приметил («Любопытный»)
Жадность
- Охотно мы дарим, что нам не надобно самим («Волк и Лисица»)
- Уж брать, так брать, а то и когти что марать! («Вороненок»)
Обесценивание недостижимого
Фразеологизмы из басни «Лисица и виноград»
- Зелен виноград
- Видит око, да зуб неймет
Желание ударить ослабевшего, посмеяться над чужой бедой
- Лягание осла («Лисица и Осел»)
- Чужой беде не смейся, Голубок («Чиж и Голубь»)
Неблагодарность
- Свинья под дубом («Свинья под дубом»)
Хитрость
- Где силой взять нельзя, там надобна ухватка («Два Мальчика»)
Зависть
- Полают да отстанут («Прохожие и собаки»)
Клеветничество
- Клеветники в аду почетней змей («Клеветник и Змея»)
Эксплуатация заслуг предков
- Наши предки Рим спасли («Гуси»)
Создавать новые проблемы, решая старые
- Тришкин кафтан («Тришкин кафтан»)
Прочие авторские фразеологизмы Крылова
- Из дальних странствий возвратясь («Лжец»)
- Мартышка к старости слаба глазами стала («Мартышка и очки»)
- Чтобы не дразнить гусей («Гуси»)
- Ужимки и прыжки («Зеркало и Обезьяна»)
- Уж сколько раз твердили миру («Ворона и Лисица»)
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) – один из самых плодовитых на крылатые выражения российских литераторов.
Это связано с такими особенностями жанра басни как лаконичность, наличие характерных персонажей, необходимость подвести итог и сформулировать мораль всей басни.
Справедливости ради отметим, что немалая часть сюжетов басен И.А. Крылова почерпнута им у предшественников – Эзопа и Лафонтена. Но значительная часть басен вполне самобытна и создавалась им буквально по свежим историческим событиям (например, басня «Волк на псарне» была вдохновлена войной с Наполеоном) или по бытовым историям того времени (например, – «Любопытный»).
В заключение хочу отметить, что Иван Андреевич, несмотря на быстрое признание его сатирического таланта как народом, так и императорским двором, сам отличался некоторыми человеческими слабостями, в частности – чревоугодием и ленью.
Что ж, возможно, это обстоятельство помогло ему не впасть в излишнее морализаторство при сочинении своих басен.
Хорошим дополнением к крылатым выражениям из басен Крылова служат фразеологизмы из басен о животных и просто фразеологизмы о животных, а также – фразеологизмы из сказок Пушкина.
Думаю, что вас могут также заинтересовать фразеологизмы А.С. Грибоедова или фразеологизмы о книгах, чтении и писательстве.
Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то ведь я только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Источник: https://burido.ru/razvitie-i-obuchenie/342-frazeologizmy-i-a-krylova
Пустынник и Медведь — басня Ивана Андреевича Крылова
Хотя услуга нам при нужде дорог_а_,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,
Вдали от города, в глуши.
Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,
А в одиночестве способен жить не всякой:
Утешно нам и грусть и радость разделить.
Мне скажут: “А лужок, а темная дуброва,
Пригорки, ручейки и мурова шелкова?”
“Прекрасны, что и говорить!
А все прискучится, как не с кем молвить слова”.
Так и Пустыннику тому
Соскучилось быть вечно одному.
Идет он в лес толкнуться у соседей,
Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
В лесу кого набресть,
Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,
Но делать нечего: снимает шляпу,
И милому соседушке поклон.
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за слово, знакомятся они,
Потом дружатся,
Потом не могут уж расстаться
И целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,
Иль присказок, иль шуточек каких,
И как беседа шла у них,
Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;
Мишук с природы молчалив:
Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,
Что дал ему бог в друге клад.
Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится
И Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьям
В день жаркий побродить по рощам, по лугам,
И по долам, и по горам;
А так как человек медведя послабее,
То и Пустынник наш скорее,
Чем Мишенька, устал
И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:
“Приляг-ка, брат, и отдохни
Да коли хочешь, так сосни;
А я постерегу тебя здесь у досугу”.
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,
Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах – да он и не без дела:
У друга на нос муха села.
Он друга обмахнул,
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: “Молчи ж, уж я тебя, воструху!” –
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть – хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!
Читать другие басни Крылова. Список произведений
Источник: https://1-3.su/archives/8319