Портреты второстепенных героев
По контрасту И.А. Гончаров с портретом Ольги Ильинской ставит «бытовой» потрет Агафьи Матвеевной Пшеницыной, жены Ильи Ильича Обломова.
В отличии от полного образа Ольги, который включает в себя не только внешность героини, но и черты ее характера, здесь автор показывает некоторые черты внешности Пшеницыной, ее одежду, о характере, манерах и привычках писатель умалчивает.
Вот какой Обломов видит эту женщину: «Ей было лет тридцать.
Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.
Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтобы увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности.
Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. – М.: Художественная литература, 1984. – 493 с. – С. 304
На Илью Обломова героиня произвела положительное впечатление, хотя у нее было «простое, но приятное лицо» и герой подумал, что она, наверное, приятная женщина.
Любовь к труду и хозяйству, выдавали руки героини. И как отмечает писатель, что хлопоты по хозяйству никак не отягощали Пшеницыну, это было ее призванием.
Как такого интерьера жилища, автор не дает, но сказано, что стоит только войти к ней во дворик и будешь охвачен такое идиллией, что остаются только позавидовать.
Агафья Матвеевна полностью погрузилась в главного героя. Она готова на многое ради любви к Обломову, хотя и кажется ему застенчивой и кроткой.
Ее чувство влюбленности можно заметить только по излишней рассеянности: то у нее «подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не положит зелени в суп…».
Если сравнить портреты героини в начале приезда И.И.
Обломова и портрет после продолжительного времени совместной жизни с ним, то можно заметить существенные различия. В начале она, пышущая здоровьем, полная, румяная, круглощекая. А вот портрет уже несколько времени спустя. «Она ужасно изменилась, не в свою пользу» Гончаров, И.А. Обломов.
Роман в 4-х частях. – М.: Художественная литература, 1984. – 493 с.- С.427 – замечает И.А. Гончаров – «Она похудела. Нет круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек; не лоснятся редкие брови, глазу у нее впали.
Одета она в старое ситцевое платье; руки ее не то загорели, не то загрубели от работы, от огня или от воды, или от того и от другого… в лице у нее лежит глубокое уныние». Там же. – С. 427
Что же произошло с героиней? А все потому, что уже какой год всю ее стряпню не кушает Илья Ильич. Вот как трепетно Агафья Матвеевна относилась к Обломову.
И стоило только поправится делам главного героя с выплатой долга, героиня снова вернулось в былое положение: «она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой в глазах светилась кротость и только хозяйственная заботливость». Там же. – С.
473
А лицо Пшеницыной показывало гораздо большее. Оно «высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».
В портрете Агафьи Пшеницыной И.А. Гончаров воплотил образ типичной русской женщины, которая готова полностью отдать себя хозяйственным заботам и всячески угождать типичным Обломовым.
Источник: https://studbooks.net/683853/literatura/portrety_vtorostepennyh_geroev
Агафья Пшеницына
Роман «Обломов», принадлежащий перу Ивана Александровича Гончарова, представляет читателю разносторонних действующих лиц. Женские образы в произведении – полные противоположности.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы. Литературоведы отмечают жизненную позицию Ольги, стремление к самосовершенствованию и постоянному развитию.
Внутренняя красота героини в произведении противопоставлена мещанской любви к дому и семье Агафьи Пшеницыной.
Иван Гончаров
Агафья снискала отрицательные отзывы современников писателя и публики, которая впоследствии знакомилась с романом.
Пшеницына близка главному герою по духу, но симпатии аудитории всегда оказывались на стороне Ильинской. При этом образ второго персонажа не менее глубок и многогранен.
Иллюзорное счастье и любовь, которые стремился обрести Илья Обломов, настигли его в браке с Агафьей.
Биография и сюжет
Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи.
Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий.
Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.
Илья Обломов и Агафья Пшеницына
Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру.
Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.
Агафья Пшеницына у кровати умирающего Обломова
Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни.
Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова.
Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.
В союзе Пшеницыной и Обломова рождается сын. Мальчик не похож на других детей Агафьи Матвеевны. Ему не место в семье и, понимая это, после смерти Обломова ребенка передают на воспитание Штольцу.
Андрей Штольц
Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.
Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций.
С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова.
Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына
Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской.
Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам. Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства.
Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей. Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.
Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь.
Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.
Актрисы
Роль Агафьи Матвеевны в кинокартинах исполняли разноплановые артистки. В одноименной ленте 1965 года роль последней любви Обломова исполнила Тамара Алешина.
Главной ролью в карьере актрисы стал персонаж фильма «Небесный тихоход» – Маша Светлова. Внешность исполнительницы располагала к назначению на роль.
Режиссер Александр Белинский сделал ставку на драматическое дарование артистки театральной сцены, благодаря чему образ получился глубоким и достоверным.
Тамара Алешина в роли Пшеницыной
В 1966 году итальянский кинорежиссер Клаудио Фино выпустил проект под названием «OBLOMOV». Роль Агафьи Пшеницыной досталась Пине Чеи. Артистка известна исполнением заглавных женских ролей в проектах по классической литературе.
Актриса Пина Чеи
В 1972 году советские постановщики Оскар Ремез и Галина Холопова взялись за экранизацию романа. Образ Агафьи Пшеницыной воплотила Марина Кузнецова.
Марина Кузнецова в роли Пшеницыной
Актрисы, исполнявшие роль названной супруги Обломова, отличались приятными, но типичными чертами лица. Это соответствовало описанию героини в романе.
Тонкий нюанс режиссерского замысла подчеркивал идею Гончарова о том, что для Обломова Пшеницына не была простой домохозяйкой. Она была скорее ангелом-хранителем, взявшим на себя ответственность за чужую жизнь и благополучие.
Интересные факты
- Агафья Пшеницына – не случайный персонаж в романе. Его прототипом выступает образ, придуманный автором для изображения матери Обломова. Авдотья Матвеевна, как и Агафья, имеет старорусское имя и аналогичное отчество. Верующая и добрая женщина олицетворяла заботу о своем сыне и доме.
- Несмотря на желание трактовать персонаж Пшеницыной как отрицательный, примечательно, что он описан в традициях русской красоты. Полная женщина, хранящая семейный очаг, – символ плодородия русской земли и всего, что привлекает Обломова в родной стране.
- Система образов в романе любопытна: два противопоставленных друг другу мужчины и две женщины обретают счастье, основанное на схожести характеров. Образованные интеллигенты находят друг друга, руководствуясь амбициями и стремлениями. Их счастье кажется наигранным и неполноценным. В то же время простые обыватели обретают спокойствие и гармонию в семье, где царит уважение друг к другу.
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1308-agafia-pshenitsyna.html
Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов сочинение
Женщина, нарушившая счастье Обломова, или праведница, вернувшая героя в правильное русло? Образ Агафьи Пшеницыной, несмотря на свой второстепенный характер, является достаточно противоречивым и вызывает много споров.
В романе Гончарова она появляется неожиданно, как бы из неоткуда, и проводит с Обломовым последние мгновения его жизни. Прелестная, хозяйственная, сильная женщина, далекая от светской жизни, подарила главному герою тот уют и комфорт, которые так были идеализированы героем.
Но именно ли Агафья Пшеницына нужна была Илье Обломову?
Бедная дворянка, вдова, привыкшая к труду. Агафья Матвеевна умела делать практически любую работу. Она могла окружить заботой любого и подарить свое тепло: “…Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…”.
Эта женщина буквально очаровала блуждающего в поисках счастья Обломова.
Все вокруг твердили герою, что нужно действовать, куда-то идти, бороться за что-то, но фактически он сам не желал этого, ведь был “лишним” человеком, просто рожденным не в то время.
Илья Ильич с детства хранил в памяти тот нетленный образ своей Обломовки, которая была обычной деревушкой, где существование было безлико, но именно этот уклад и стал для героя желанным.
Пшеницына лишь стала воплощением той мечты, ведь полностью обустраивала спокойствие Обломову.
Хрупкая Агафья Матвеевна дала возможность герою бездействовать, когда сама продолжала работать, сохраняя на себе все обязанности по хозяйству, но только уже не в статусе вдовы, а замужней женщины.
Изначально достаточно миловидное лицо героини и ее простой характер привлекали окружающих, большинство людей оценивало ее как “славную бабу”- невысоким слогом, но по-доброму.
При всех своих положительных качествах, Агафья Матвеевна не была наделена живым умом, часто простые вещи ее заставляли “тупо задумываться”. Вообще, по складу ума и манере поведения Пшеницына была ближе к простым людям, нежели к дворянам. Ей были далеки философские вопросы и светская жизнь.
Трудная работа, бедность и неблагоприятные условия научили прекрасно выполнять статичные дела, но полностью отбили тягу к высокому.
При всей мощности характера Агафья Матвеевна была застенчивой и робкой женщиной, возможно, эти качества привились именно из-за непонимания некоторых вещей. У нее узкий кругозор, но ей известна настоящая преданность мужу и своему делу.
Иначе, имей Агафья Матвеевна другие качества, Обломов бы не женился на ней. Несмотря на любовь к Ольге, он чувствовал мучительное смятение, которое требовало перемен от самого героя.
Обломов же не желал их, ведь его судьба была прописана – герой должен был застрять в болоте быта и бездействия.
Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной можно назвать даже идейно-центральным, ведь именно с помощью него раскрывается губительность идеала Обломова. Эта женщина смогла обеспечить уют Илье Ильичу и спокойствие для того, чтобы он наконец смог покинуть то место, где быть ему не суждено.
Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Моя мама (описание внешности)
Практически каждый из нас может сказать, что его мама самая лучшая. Ведь именно мама для нас самый близкий и родной человек. Моя мама всегда вызывает у меня восхищение. - Сочинение на тему Мертвые души Гоголь 9 класс
Н.В. Гоголь, является великим русским писателем, который оставил после себя очень большое количество великолепных произведений, которые составляют золотой фонд нашей литературы. В большинстве своих произведений, он высмеивает - Сочинение на тему Мои увлечения или мое хобби
У каждого человека есть свое хобби. Кто-то поет, кто-то играет на музыкальном инструменте, а кто-то любит делать что-нибудь своими руками. Но я – очень разносторонний человек и мне нравятся разные вещи. - Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс
Улица моего детства останется в моей памяти на всю жизнь. Именно там, на лавочках, под деревьями и в песочнице прошла самая беззаботная, самая сокровенная и беззащитная часть моей жизни. Именно об улице, на которой прошло мое детство, - Сочинение на тему Летний день
Длинные школьные каникулы в самом разгаре. Закончились экзамены, не задают уроки, и теперь можно хорошо отдохнуть. Я очень люблю лето за то, что тепло, солнечно и можно отдыхать на природе. - Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение
В комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания. На примере семьи Простаковых мы видим грубых, необразованных и вульгарных дворян, которые считают во всём себя правыми и лучшими. Они интересуются только деньгами и быстрой наживой,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-agafi-pshenicynoj-v-romane-oblomov
Обломов характеристика образа Пшеницыной Агафьи Матвеевны. Высказывания
ОБЛОМОВ (Роман. 1859) Пшеницына Агафья Матвеевна – вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. “Ей было лет тридцать.
Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил”.
П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: “Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете.
На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием”.
А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает “братец”, только в умелом ведении дома достигла П.
совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума. Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П.
начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки).
Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: “Милитриса Кирбитьевна”. Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками.
Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича.
Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери – Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н.
Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование. П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что “работа всегда есть” и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке.
Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П.
воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, “братец” называет ее не иначе как “корова” или “лошадь”, видя в сестре только даровую рабочую силу.
“Ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес”, – говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги “за бесчестие”.
Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена.
В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П.
начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами – любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П.
хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. “Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича.
Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением.
Она стала жить по-своему полно и разнообразно… Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам”. Обломов для П.
человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне.
Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса “не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки… И чувство П.
, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой”.
Обломов “сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя”. П.
является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова.
Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П.
решительно отрекается и от “братца”, и от “кума”. Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: “…
он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу”. У П. и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам.
Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску – она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее “братец” и его жена. И хотя образ жизни П.
ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что “проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять…
теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно…
На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти”. Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П.
угас вместе с Ильей Ильичом.
Вы прочитали материал на тему: Обломов характеристика образа Пшеницыной Агафьи Матвеевны
Источник: https://www.cka3ku.com/oblomov-xarakteristika-obraza-pshenicynoj-agafi-matveevny/
Характеристика героя Агафья Пшеницына, литературного героя, читать, главная
Пшеницына Агафья Матвеевна – вдова чиновника, незаконная жена Обломова. «Ей было лет 30. Она была очень бела и полна в лице.
Бровей у нее почти совсем не было…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».
До Обломова П.
жила, не задумываясь ни над чем. Она была совсем необразованна, даже туповата. Ее не интересовало ничего, кроме ведения дома. Но в этом она достигла совершенства.
Рџ.
находилась в постоянном движении, сознавая, что «работа всегда есть». �менно работа являлась содержанием и смыслом жизни этой героини. Во многом именно своей активностью П. пленила Обломова.
Постепенно, с обоснованием Обломова в ее доме, в натуре П. происходят важные перемены. В ней пробуждаются тревоги, проблески размышлений, наконец, любовь.
Ее героиня проявляет по-своему, заботясь об одежде и столе для Обломова, молясь о его здоровье, по ночам ухаживая за героем во время его болезни.
«Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство �льи �льича…Она стала жить по-своему полно и разнообразно». П.
– единственный абсолютно бескорыстный и решительный человек в окружении Обломова. Ради него она готова на все: заложить драгоценности, занять денег у родни покойного мужа. Когда П.
узнает о кознях «братца» и кума против Обломова, она не задумываясь разрывает с ними всякие отношения. У П. и Обломова рождается сын. Понимая его отличие от остальных своих детей, П.
после смерти Обломова безропотно отдает его на воспитание Штольцу. Став вдовой, П. поняла, что у нее был смысл жизни, она «знала, зачем она жила и что жила не напрасно». В финале романа с новой силой проявляется бескорыстие П.: ей не нужны отчеты из имения Обломова и доходы от него. Свет жизни П. угас вместе с жизнью Обломова.
Источник: https://spisivay.ru/sochinenie/qpfsktpnfr/index.html