Современники о Николае Некрасове
Путь в литературу для автора поэм «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины» был долгим.
Оказавшись в Петербурге и не всегда имея в кармане деньги даже на полноценный обед, Николай Некрасов начал сочинять азбуки и сказки в стихах, которые заказывали издатели лубков, писал водевили для Александринского театра, а параллельно работал над более серьезными стихами, прозой, критикой и публицистикой.
«Господи, сколько я работал!..», — вспоминал поэт впоследствии. Но люди, знавшие его, были уверены, что лишения только закалили его характер.
Из мальчишки, ночующего в трущобах, Николай Некрасов превратился в редактора «Современника», основанного самим Пушкиным, а после закрытия легендарного журнала возглавил «Отечественные записки».
Свои воспоминания об этом талантливом человеке оставили Авдотья Панаева, Николай Чернышевский, Федор Глинка и другие литераторы и мемуаристы. Мы выбрали 5 интересных свидетельств.
Авдотья Панаева
Первый раз я увидела И.А.Некрасова в 1842 году, зимой. Белинский привел его к нам, чтобы он прочитал свои «Петербургские углы». Белинского ждали играть в преферанс его партнеры; приехавший из Москвы В.П.Боткин тоже сидел у нас.
После рекомендации Некрасова мне и тем, кто его не знал, Белинский заторопил его, чтоб он начал чтение. Панаев уже встречался с Некрасовым где-то.
Некрасов, видимо, был сконфужен при начале чтения; голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся.
Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал.
Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи”.
«Белинский находил, что тем литераторам, которые имеют средства, не следует брать денег с Некрасова.
Он проповедовал, что обязанность каждого писателя помочь нуждающемуся собрату выкарабкаться из затруднительного положения, дать ему средства свободно вздохнуть и работать — что ему по душе. Он написал в Москву Герцену и просил его прислать что-нибудь в «Петербургский сборник».
Герцен, Панаев, Одоевский и даже Соллогуб отдали свои статьи без денег. Кронеберг и другие литераторы сами очень нуждались, им Некрасов заплатил. Тургенев тоже отдал даром своего «Помещика» в стихах, но Некрасову обошлось это гораздо дороже, потому что Тургенев, по обыкновению, истратив деньги, присланные ему из дому, сидел без гроша и поминутно занимал у Некрасова деньги.
Николай Чернышевский
В характеристике начинающегося 1856 годом «второго периода журнальной деятельности» Некрасова говорится, между прочим, что “умственный и нравственный горизонт поэта значительно раздвинулся под влиянием того сильного движения, какое началось в обществе, и тех новых людей, которые окружили его«.
— Дело было не в расширении «умственного и нравственного горизонта поэта», а в том, что цензурные рамки несколько «раздвинулись» и «поэт» получил возможность писать кое о чем из того, о чем прежде нельзя было ему писать.
— Когда дошло и до крайнего своего предела расширение цензурных рамок, Некрасов постоянно говорил, что пишет меньше, нежели хочется ему; слагается в мыслях пьеса, но является соображение, что напечатать ее будет нельзя, и он подавляет мысли о ней; это тяжело, это требует времени; а пока они не подавлены, не возникают мысли о других пьесах; и когда они подавлены, чувствуется усталость, отвращение от деятельности, слишком узкой.
Федор Глинка, мемуарист
Отец мой, известный в свое время писатель и патриот Сергей Николаевич Глинка, встретился с Некрасовым в 1839 году у своего кума Н. А. Полевого, заинтересовался им, и, не знаю вследствие каких причин, предложил ему учиться у него французскому языку. С этого дня, Некрасов сделался частым посетителем нашего дома.
Как теперь вижу его, перед столиком, читающего по-французски вслух с забавным выговором. Некрасов скоро сошелся с старшим братом моим С. С. Глинкой (еще живым до сей минуты) и поселился вместе с ним на углу Невского проспекта и Владимирской улицы, в дом занятом теперь гостиницей «Москва».
Они занимали в третьем этаже насколько комнат, прилично убранных собственной мебелью, перевезенной братом с старой квартиры на Литейной, где у него была типография.
Вся мягкая мебель была обита материей красного цвета; упоминаю об этом потому, что по отъезде моего брата из Петербурга, Некрасов, при встречах со мной, постоянно требовал эту мебель, хотя, по словам брата, она вовсе ему не принадлежала. Когда я заходил к брату, то, большею частью, заставал Некрасова лежащим на диван; он постоянно быль, или казался, угрюмым и мало разговаривал.
Екатерина Жуковская, мемуаристка
Вернувшись осенью из деревни, он часто заходил к нам по вечерам прочесть то или другое только что им написанное стихотворение или просто поговорить о редакционных делах.
Читал он крайне оригинально, совершенно не так, как читали другие поэты того времени: не входил в пафос и не завывал, а читал каким-то замогильным голосом, чему много содействовала его постоянная хрипота.
Отличаясь широким размахом, он представлял удивительную смесь широкой натуры с некоторою прижимистостью, обнаруживавшеюся преимущественно в мелочах.
Так, все были удивлены однажды скверным переводом какого-то французского романа, помещенного в «Современнике», где, например, слово esprit de corps было переведено — «дух тела» — и тому подобное.
Кое-кто стал укорять Пыпина за пропуск такого перевода.
— Да это ведь не я! Перевод этот поместил сам Николай Алексеевич! Он его купил у неизвестного переводчика.
Кто-то при мне укорял Некрасова за это.
— Грех попутал! — засмеялся он. — Соблазнил меня малый дешевизной: по 8 рублей с листа спросил.
Рядом с этим он не жалел давать большие авансы лицам, которых признавал талантливыми и от которых ждал большого, что зачастую не оправдывалось на деле.
Алексей Николаевич Мошин, писатель
Некрасова и Достоевского я встречал у Андрея Александровича Краевского, иногда в довольно большом обществе. О них помню только то, что Некрасов казался мне милым, любезным, внимательным человеком, очень интересным собеседником, остроумным, часто веселым рассказчиком. Достоевский казался очень суровым и мрачным и необщительным человеком: он вступал в разговор и споры только с кружком своих тесных знакомых, он часто бывал грустен, уныл и часто казался раздраженным. Тяжелый, угрюмый, болезненно-нервный человек — таким казался мне Достоевский.
Источник: https://eksmo.ru/interview/sovremenniki-o-nikolae-nekrasove-ID4123252/
Поэзия Н. А. Некрасова в оценке критиков
В основе всех задушевнейших произведений Некрасова лежит горячая и искренняя любовь – и, заметьте, любовь гражданская, что составляет главную характеристическую черту Некрасова. Некрасов – поэт-гражданин.
Одна только эта горячая любовь и вызывает его слезы, и скорбь, и желчь, и насмешку. Главная причина его скорби – это отсутствие того идеала, к которому стремится поэт всей душой… Сам Некрасов более всего склонен видеть в себе сатирика, и только сатирика.
Мы думаем совершенно наоборот: сатирик-то он именно меньше всего, – он поэт, крепко приросший к почве русской жизни, поэт, сросшийся с нею до того, что вне для него ничего не существует, что каждая ее рана, боль и скорбь есть и его рана и скорбь; каждая надежда есть в то же время и его надежда. (Русское слово. 1861. № 12) В. Крестовский
1856 А. В. Дружинин (Из статьи «Стихотворения Некрасова» )
Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного.
Кто способен написать стихотворения «Филантроп», «Эпилог к ненаписанной поэме», «Еду ли ночью по улице темной», «Саша», «Живя согласно с строгою моралью» , – тот может быть уверен в том, что его знает и любит Живая Россия. (Русское слово. 1861. №11) Д. Писарев
(Из рецензии на стихотворения Некрасова. Книжный вестник. 1861. № 24)
Этими стихотворениями он привил несколько дельных мыслей в обществе, ими развивает он массы людей малоразвитых и непривычных к пониманию поэзии. В них он был прям и искренен, ими достигну л всего, что только можно было достигнуть с таким слабым орудием.
Но не в дидактике значение Некрасова как поэта настоящего, поэта прочного.
Это значение приобрел он энергией своего таланта, рядом картин, достойных кисти мрачного Рембрандта, сотнею строк, исполненных жизни и крови, запечатленных всегда свежим, всегда славным творчеством.
Рекомендуем почитать ►
Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»
Муза Некрасова, говоря его же словами, – «муза мести и печали», и мы любим и чтим эту злобно-скорбящую музу. Такой поэт, как Некрасов, был нам нужнее всего.
Его благородно-резкое, нельстивое слово, вместе с немногими и другими голосами и пропагандой Белинского больно царапало наши отупевшие от апатического сна нервы, хватало за болезненные струны нашего сердца и поддерживало в нас, насколько это было возможно при обстоятельствах времени, энергию.
И Некрасов понял смысл своего призвания и служил ему неизменно, не уклоняясь в стороны, не делая никаких уступок и не увлекаясь ложными, хотя и блестящими призраками.
Некрасов, как поэт, давно приобрел заслуженную любовь русской публики, и первое издание его стихотворений, раскупленное с неимоверной быстротой, доказывает это как нельзя лучше. Но в нашей критике произведения даровитого поэта до сих пор вызывают довольно разноречивые толки.
Чисто эстетическая критика к нему не благоволит очевидно и еще не очень давно г. Аполлон Григорьев… объявил, что в поэзии Некрасова «чувствуется какая-то сила, но сила грубая и необработанная».
Несомненно, однако же, то, что Некрасов открыл в нашей поэзии новую струю, которая ни у кого не пробивалась с такой полнотою и энергией, и за это он пользуется глубочайшим сочувствием критиков-публицистов по преимуществу.
Эта новая струя есть реальный и социальный элемент в его поэзии… Любовь к ближним, низко стоящим в общественной лестнице, сила гражданского чувства и, наконец, замечательное чутье природы, быстро схватывающее все ее рельефные черты, – вот что дает притягательное свойство поэзии г. Некрасова. Эти стороны особенно ценит в нем молодое поколение. А. Пятковский
Много уже было и много еще будет впереди толков о Некрасове, много «определений» его таланта, определении самых разнообразных – всех и не перечтешь! Мы возьмем только крайности: одни, вознеся его выше облака ходячего, соорудили ему почти что пьедестал гения, другие низводили его чуть ли не на степень плохого версификатора. К числу последних, конечно, принадлежали поклонники так называемого чистого искусства, для которых желчное вдохновение поэта грустными явлениями обыденной жизни казалось преступлением.
Господин Некрасов много принес жертв временному элементу поэзии, но жертвовал ему не из рутины, не из расчета, не из увлечения чуждым авторитетам, а с полной свободой сознания, вследствие своей организации и склада своего таланта.
Он не кидал грязью в алтарь чистой поэзии, но всегда подходил к нему с любовью и благоговением, даже преувеличивая свои слабости и считая себя более недостойным жрецом, чем он был им в самом деле.
Он не издевался над высшими проявлениями вечного в поэзии и всегда был готов ответить на призыв Музы, куда бы она его ни увлекала. Оттого мы видим и постоянно будем видеть в Некрасове истинного поэта, богатого будущностью и сделавшего достаточно для будущих читателей.
Даже многие из его преднамеренно-наставительных стихотворений нам нравятся, ибо они созданы без усилий и притянутой мысли, – мы очень хорошо знаем, что срок их славы недолог, но и за временное их влияние остаемся вполне благодарными.
Источник: https://www.getsoch.net/poeziya-n-a-nekrasova-v-ocenke-kritikov/
Творчество Некрасова
Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью.
До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.
Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.
Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:
✪ Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве.
Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.
✪ С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.
✪ Конец 40-х — Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.
В начале творческого пути
Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности.
Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.
И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу — стихи. Книга называлась «Мечты и звуки».
Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.
Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что.
Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы — вот чем зарабатывал в ранние годы Николай. К счастью, в 1845 году всё переменилось.
Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты.
Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.
Современник
Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным. Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».
Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич — это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра.
Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».
Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.
Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала.
Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей. Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.
После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.
Творческий расцвет
В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности. Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации.
Многие думают, что позиция народного заступника — это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек. Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков.
В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер. Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.
Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.
Я за то глубоко презираю себя,Что живу – день за днем бесполезно губя;Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом…
Самые яркие произведения
В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.
Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге», написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу.
Захотели господа — взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.
Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.
Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света».
К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина».
В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику».
В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.
В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.
Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:
✪ Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос».
И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.
✪ Поэта «Русские женщины», изначально должна была называться «Декабристки».
Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.
✪ Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.
Крылатые выражения
О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.
✪ Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.
✪ Автор постоянно использовал евангельские мотивы.
За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло.
Здесь поэт восклицает:
Сеятель знанья на ниву народную!Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
И дальше всем известное:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ… Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.
✪ А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:
Ты и убогая,Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Источник: https://gfom.ru/tvorchestvo_nekrasova.php
Некрасов, Николай Алексеевич, значение и оценка творчества некрасова
Философ-марксист Георгий Плеханов в своей статье к 25-летию смерти поэта (1902 год) рассмотрел творчество Некрасова с марксистской точки зрения. Статья в своё время сыграла достаточно крупную роль.
В ней Плеханов провёл резкую грань между Некрасовым и другими дворянскими писателями, отметил революционизирующую функцию его поэзии.
А такой приверженец марксистской теории как Ленин называл Некрасова «старым русским демократом».
Среди читателей также не было единой реакции на творчество Некрасова. В среде собственнических классов оно встретило решительное осуждение, так как противоречило его интересам.
Его стихами возмущались в воспитанном на дворянской эстетике кружке Белинского — Василий Боткин, Александр Дружинин и Иван Тургенев, которые придерживались пушкинских традиций стихосложения, и их не устраивал прозаизм некрасовской рифмовки. Дворянская критика преимущественно осмеивала симпатии Некрасова к народу.
Боткин его даже поучал бросить «воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину». В то же время, Некрасов снискал популярность в крестьянской и рабочей среде конца XIX — начала XX века.
Основных же своих поклонников поэт нашёл в среде революционных разночинцев: Белинский, Дмитрий Писарев, Николай Чернышевский.
Белинский восторгался сочувствием Некрасова к «людям низкой породы», Писарев уважал его за сочувствие к страданиям простого человека и за готовность «честное слово» замолвить за бедняка и угнетённого, Чернышевский писал из Сибири, что слава Некрасова будет бессмертна, и называл его гениальнейшим и благороднейшим из всех русских поэтов. В целом революционно-демократическая критика того времени давала творчеству Некрасова высокую оценку.
Также Чернышевский высоко ценил пьесы Некрасова, которые, по словам этого критика, буквально заставляли его «рыдать». Он, а затем и критик Николай Добролюбов рассмотрели в Некрасове не только социального и гражданского поэта, но и «поэта сердца», лирика, которому удалось найти новые слова для выражения лучших человеческих чувств. Речь шла и о новом отношении к женщине, об уважении её прав.
Современники поэта отмечали, что Некрасов, открывший новую главу в истории русской лирической поэзии, унаследовал пушкинскую ясность выражения мысли, а порой и пушкинскую стилистику. Так, Тургенев в своих отзывах о стихах Некрасова не раз вспоминал Пушкина: «Стихи твои просто пушкински хороши…». А от них прослеживается нить уже и к поэзии XX века, к трагической лирике Александра Блока.
Значение и оценка творчества Некрасова
В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь
рабочего класса пореформенной поры. Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.
Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание, и даже нередко в ущерб художественным качествам. Многие стихи откровенно ему не удавались.
С точки зрения изящества стихосложения его нельзя поставить рядом ни с Пушкиным, ни с Лермонтовым, а порой и с некоторыми второстепенными поэтами. Многие стихотворения он и сам завещал не включать в собрание его сочинений.
Между стихотворцами «гражданского» направления есть поэты, которых можно поставить выше Некрасова по технике, в их числе А. Н. Плещеев и Д. Д. Минаев.
Но, с другой стороны, именно сравнение с этими поэтами, не уступавшими Некрасову и в «либерализме», показывает, что не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе передачи своих мыслей через свои стихи.
Источник: https://www.cultin.ru/writers-nekrasov-nikolajj-alekseevich-p11
Николай Некрасов
В школе нам предлагалась некая часть этой поэмы для заучивания наизусть. Обратившись к “Деду Мазаю и зайцам” вновь, я обнаружил, что эта часть, которую я до сих пор могу воспроизвести по памяти, занимает примерно восемьдесят процентов произведения.
Собственно, скрыла от нас система образования немного, только самое начало, но где, на самом деле, закладывается ритм стихотворения, то, о чем оно. По сути, поэма патриотическая. “Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”. То есть, зайцы являются частью этого самого края, некая эстетическая его часть, бегающая по лесам и полям.
Несомненно, это бы мешало детям правильно проявлять свои эмоции на тему “ой, заенька, ой, маленький”.
Что касается так называемой “доброты” самого деда Мазая, то мне она и в школе еще казалась сомнительной. По существу, он просто за честную войну.
Сами посудите, в самом начале он вздыхает по поводу того, что дичи в наших краях было бы в пять раз больше, если бы ее не истребляли непомерными способами – сетями, силками и т. д. По сути, Мазай просто эколог, за правильное регулирование животных видов.
А эта фраза “я их не бью ни весною, ни летом”. Для чего он зайцев-то спас? Чтобы всласть на них поохотиться зимой? Со шкурной прибылью.
Думаю, что во всем этот заложена “доброта” самого Некрасова, не верю я в нее. В эти все его страшилки о народе и правах женщин тоже не верю.
Хороший конъюнктурщик был наш великий Николай Некрасов, хорошо чувствовал, как профессиональный журналист, тему и куда именно нужно приложиться. Впрочем, все это никак не умаляет его заслуг, даже более того, превозносит их.
Слог чудный, читается с удовольствием в любом возрасте. Да и выбор читателю предлагается такой, что я сам готов, в зависимости от настроения, жалеть бедного заюшку или откушать его в сметанном соусе. Невероятный цинизм, не правда ли? Вот она, жизнь-то наша реальная.
Детям этого, впрочем, говорить не стоит, но они и сами очень быстро до этого доходят. Ребенок мой когда-то вполне определенно обозвал автора нехорошим словом и я понимаю эти чувства.
А еще стихи необычайно народные, колоритные и читаются с особым привносом. Очень разнообразные, впрочем, Некрасов никогда не был равномерен, чем меня тайно радовал. “Прицелюсь – бух! И ляжешь… У-у-у-х!…” Разве не прекрасно после убористого размеренного текста. А как дети-то радовались такому. При всей стандартной скучности классических текстов для детей.
В общем, хороший был человек, Николай Некрасов, разный.
Источник: https://www.livelib.ru/author/22269/reviews-nikolaj-nekrasov
Николай Некрасов – биография, список книг, отзывы читателей
#Г1_4курс
Академия продолжает выполнять образовательную функцию, и если в школе все читали поэзию Н.А. Некрасова, то на этом курсе у географов появился прекрасный шанс ознакомиться и с прозой. Правда, писатель сотворил этот роман в соавторстве со своей возлюбленной, но это скорее всего и к лучшему, ведь ядром произведения является непростая женская доля.
Хотя понять, кто же главный герой романа совсем не просто, и как обещает аннотация «широкую панорамную картину жизни русского общества середины XIX века», так оно буква в букву и получается.
Наиболее подробно писатель освещает жизнь дворянства, а также в какой-то момент судьба заведёт героев в лоно театра, и актёрскую братию Некрасов тоже по косточкам разберёт.
К сожалению, как раз этот поворот сюжета меня мало заинтересовал, не только по причинам вкусовщины, но и потому как заранее было понятно, что балаганы приведут персонажа к неминуемой деградации.
Хочу сразу предупредить, что роман, несмотря на приятные проблески, носит довольно депрессивный характер. Хронологически начинается он с того, как классическая мачеха превращает падчерицу в навеки несчастную старую деву.
Но это предыстория, а сама история завязывается на появлении в доме этой самой старой девы и её брата двух приёмышей: сначала сестра согласилась взять на попечение трёхлетнего мальчика, а чуть позже брат проявил участие в жизни сиротки и её многоюродного дедушки.
Несложно себе представить, сколь уединённую жизнь вели дети в подобных домах в то время: играть во дворах со сверстниками они не могли, ведь то были ребятишки простого люда. Благодетели же не имели привычки заполнять дом гостями, к тому же брат всегда питал большую симпатию к девочке, а мальчика только бранил, а сестра его с точностью до наоборот.
Перечисленное сблизило двух детей, а когда они стали подрастать, дружба стала перерастать в не менее светлое чувство. И всё бы ничего, но как в своё время растаяло сердце брата при виде девочки-сиротки, побудив его к несвойственному альтруизму, так и спустя годы взыграла в нём ревность от вида зарождающейся на его глазах любви.
История распространённая, но оттого не менее жуткая. Сюжет и в дальнейшем частенько уходит в минорные тона, и для понимания общего настроения романа скажу, что оканчивается он наложением на себя рук. Думаю, это не будет серьёзным спойлером, ведь уточнять имя несчастного я не стану.
Далеко не каждая «тяжёлая» книга приходится мне по душе, не любительница я несуразно нагромождённого драматизма, но эта история не вызвала никаких внутренних протестов. Она позволяет полностью перенестись в век XIX, и спустя 4 дня чтения я не сразу поверила, что за окном всё ещё XXI.
Источник: https://readly.ru/author/8767/
Детские впечатления Некрасова
Человеческая жизнь сложна и многогранна. Умение сострадать, сочувствовать свой-ственно далеко не каждому.
Высказывание Достоевского: «Сострадание – есть вы-сочайшая форма человеческого существования», на мой взгляд, как нельзя более соответствует творчеству великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Он один из немногих русских писателей поставил в центр своего творчества простого русского крестьянина, несчастного, забитого, страдающего. Некрасов с болью в сердце говорит о судьбе простых людей.
Творчество Некрасова не оторвано от жизни, поэт знает о страданиях крестьян отнюдь не понаслышке. Уже в раннем детстве Некрасов обращал внимание на трагическую судьбу простых людей. Однажды он увидел бурлаков, бредущих вдоль реки. Они стонали от тяжелой работы, были измучены до полусмерти. Зрелище навсегда запомнилось мальчику.
О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..
«Зрелище бедствий народных» волновало мальчика. Он видел, как по дороге в Сибирь гнали закованных в кандалы арестантов; навсегда Некрасов запомнил «печальный звон « кандальный звон».
Особое место в лирике Некрасова занимает жизнь русской женщины. Судьба его родной матери, Елены Андреевны, была незавидна. Деспотичный, необразованный муж, небогатый помещик, относился к ней очень плохо. В собственном доме она была бесправным существом.
Мать Некрасова неоднократно вступалась за крепостных крестьян, но разжалобить мужа не удавалось. Впоследствии Некрасов в своих стихах неоднократно воскрешал образ матери. Ее трагическая судьба заставила поэта задуматься о бесправных, угнетаемых женщинах.
Ведь даже дворянское происхождение зачастую не спасало женщин от домашнего произвола. А жизнь простых крестьянок была еще более трагичной. Сам поэт считал, что страдания его родной матери вызвали в нем протест против угнетения женщины.
Эта тема поднималась в стихах: «Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская», а также многих других.
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грози ые доли легли На женщину русской земли.
Некрасов любил свой народ и ненавидел тех, кто нес простым людям бедствия и страдания. Поэзия Некрасова – это обличение преступлений правящего класса. Этой теме посвящено множество стихотворений: «В дороге», «Родина», «Чиновник», «Современная ода», «Огородник», «Псовая охота» и другие.
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать сразу же после отмены крепостного права. Поэт хорошо сознавал, что несчастья народа не окончились, по-прежнему крестьяне находятся в бесправном, зависимом положении.
На место сетей крепостных Люди придумали много иных.
Некрасов выбрал в качестве героя для своей поэмы весь русский народ, «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэма показывает, насколько тягостной и печальной была народная жизнь.
Поэт выбирает выразительные названия деревень: Дырявино, Заплатово, Разутово, Горелово, Знобишино, Неелово, Неурожай-ка. В каждой главе поэмы изображены человеческие страдания.
Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами. Горбатое с мозолями
Каждый персонаж поэмы рассказывает о своей трагедии. Среди крестьян нет никого, на чью долю не выпали бы страдания. Крестьянка говорит о женской доле:
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны Убога самого.
Поэзия Некрасова – это уникальное явление в русской литературе. Безусловно, все прогрессивные писатели и поэты так или иначе обращали внимание на народные страдания. Но только Некрасов своими произведениями создает столь уди-вительную по правдоподобию картину.
Поэт искренне страдает вместе с народом. Дворянское происхождение давало возможность Некрасову жить своей жизнью, не обращая внимание на то, что творится вокруг. Ведь то, к чему привыкаешь, перестает волновать. Но Некрасов наделен особым даром – умению сопереживать.
Его волновала судьба декабристов; и особое отношение было у него к женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями на край света, оставив все, что было для них дорого и привычно. Поэма «Русские женщины», написанная в 1871—1872 годах, рассказывает о женах декабристов.
Некрасов в этой поэме ясно показывает свою ненависть к царю, ко всему суще-ствующему строю. Он называет царя Николая «мучителем», «мстительным трусом», «палачом свободных и святых».
Творчество Некрасова имеет немало особенностей. Например, он не заботится о красивой речи. С точки зрения существующих эстетических требований его поэзия выглядит неправильной. Критики-современники
Некрасова нередко называли его речь «корявой», «топорной», «вульгарной». Однако самого поэта такие характеристики совершенно не беспокоили. Он считал:
Мой судья – читатель-гражданин. Лишь в суд его храню слепую веру.
Некрасов отвергал теорию чистого искусства, его творения направлены на об-личение существующих недостатков. Критикам, которые осуждали творчество Некрасова, он отвечал:
Против твоей, я публики грешу. Но только я не для нее пишу.
Творчество Некрасова не было предназначено для увеселения и развлечения скучающих представителей высшего общества. Картины народных страданий вряд ли впечатлили бы тех, кто не обращал на крестьян никакого внимания. Но, несмотря на нелестные отзывы некоторых современников, творчество Некрасова пережило их и остается важным и актуальным по сей день.
Источник: https://www.school-essays.info/detskie-vpechatleniya-nekrasova/
Раздел viii. творчество н. а. некрасова
Урок 57. Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878)
Цели урока: знакомство с биографией и творческим стилем поэта; обучение конспектированию.
Ход урока
I. Запись темы, эпиграфов
Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…
Н. Г. Чернышевский
Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный?
В. Г. Белинский
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она — как песня русская!
В. Бохов
Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лер-
монтова, мы все же говорим, что нет в русской литературе
такого человека, перед которым с любовью и благоговении-
ем склонились ниже, чем перед памятью Некрасова.
А. В. Луначарский
II. Знакомство с Н. А. Некрасовым. Слово учителя
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья — значит ненавидеть все, что ее позорит.
В 1821 г. в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н. А. Некрасов. Детские годы провел в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но ненависть в душе постыдно приставая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Это стихотворение «Родина» (1846) звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами; а кровью.
Это стихотворение, как и другие, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.
Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжелого характера.
В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал образ страдалицы матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда»:
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна…
Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877):
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в ярославской гимназии (1832-1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи.
Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 г. отправил его в Петербург для определения в дворянский полк.
Некрасов ослушался отца — подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки. «Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть… Уму непостижимо, сколько я работал!» — вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось.
Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу — мебель отсутствовала в его подвале и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем.
Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.
В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца:
В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
«О погоде», 1859
Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость — качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала.
Огромная заслуга в формировании Некрасова-поэта принадлежит Белинскому. За год до знакомства с Белинским 19-летний поэт опубликовал первый сборник своих стихотворений — «Мечты и звуки» (1840).
Некоторые журналы благожелательно отозвались о них. Но Белинский оценил «Мечты и звуки» иначе: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Некрасов сумел подавить в себе обиду и понять справедливость слов критика.
«Это был лучший урок», — вспоминал поэт.
В середине 40-х годов под редакцией Некрасова выходят четыре альманаха, среди которых особенно интересны «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».
Здесь выступили писатели «натуральной школы» — Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов.
Одно из своих стихотворений «В дороге» (1845) Некрасов прочитал Белинскому, у того засверкали глаза, он бросился к поэту, обнял его в воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?»
Что же поразило Белинского в этом стихотворении? Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь. Мы слышим голос крестьянина-ямщика. И за его бесхитростными словами раскрывается глубокая трагедия живой загубленной души. Ямщик рассказывает о своей жене.
По прихоти барина она воспитывалась вместе с его дочерью, получила образование. Но наследник старого барина воротил девушку в село — «знай-де место свое ты, мужичка!» — и отдал замуж за крепостного. Чувство жалости к жене слышится в словах ямщика, с иронией прерывает поэт рассказ ямщика.
1847-1866. Некрасов возглавляет журнал «Современник»; журнал был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря мужеству и редакторской мудрости Некрасова. После смерти Белинского в 1848 г.
, в период «мрачного семилетия» в «Современник» пришел (1848-1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека огромного ума и таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала.
Вскоре к ним присоединился Добролюбов.
В начале 1862 г. правительство запрещает издание «Современника» на 8 месяцев, а в июле 1862 г. увозят в Петропавловскую крепость Чернышевского.
Цензурный комитет неоднократно заявлял о вредном на правлении органа революционной демократии, о «соблазнительном действии его на молодое поколение». Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с января 1868 г.
поэт приступает к изданию нового журнала «Отечественные записки», который продолжил традиции «Современника».
В 1861 г. Некрасов пишет поэму «Крестьянские дети», где рассказывает о мечтах о лучшей доле народа.
В 1863 г. написана поэма «Мороз, Красный Нос» — о трагической стороне народной жизни. В этом же году Некрасов начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», над которой работал до конца жизни, но так и не завершил. В начале 1876 г. Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла и через два года его не стало.
Домашнее задание
1. Пересказ конспекта лекции, записанного в ходе урока
2. Подготовиться к выразительному чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по выбору учащихся)
Источник: https://infopedia.su/1x9fa6.html
Творчество Афанасия Фета в оценке русской критики
Автор: К. А. Дубровская (СамГу)
Научный руководитель – Назарьян Р. Г.
Поэзию Фета по праву можно считать одной из вершин русской лирики. В настоящее время с этим вряд ли кто-то не согласится. Однако не всегда отношение к его творчеству было однозначным. Его современник Н.А.
Некрасов так характеризовал Фета : «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет . Из этого не следует, чтобы мы равняли г.
Фета с Пушкиным; но мы положительно утверждаем, что г. Фет в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области». 1
Фет – талантливый поэт-лирик. Но круг тем поэзии Фета , как справедливо отмечала критика , несколько ограничен. Его основные темы – природа, красота, любовь, искусство.
Поэзию Фета пронизывает жизнерадостность; даже несмотря на мотивы грусти, огорчений, печали, в его стихах господствует светлое настроение.
Фет твердо стоял на позиции «чистого искусства».
Он полагал, что искусство независимо от общественной жизни, что «художнику дорога только одна сторона предметов – их красота».
«Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты», – писал Фет . 2
Он хотел оградить искусство от многих житейских проблем, в том числе и гражданских. В его время в эстетике исключительное значение приобретает вопрос о целях, задачах, смысле литературы и искусства вообще.
Революционно-демократический лагерь призывал к созданию искусства идейно-значимого, искусства, которое было бы доступно народу, отражало бы жизнь, решение насущных вопросов, а также стремление к прогрессу человечества и перестройку общества.
А позиции Фета были совсем иными, он даже сравнивал с «дрянью» те произведения, которые имели какую бы то ни было дидактическую тенденцию. Такие взгляды Фета на творчество и стали одной из причин негативного отношения к нему критиков. Так, например, Н. Г. Чернышевский и Н. А.
Добролюбов, не отрицая поэтического таланта Фета , отрицательно относились к содержанию его поэзии. Чернышевский, например, писал, что Фет «хороший поэт», но «пишет пустяки».
Он выделял стихотворение Фета «Шелест, робкое дыханье …» и говорил, что только это стихотворение без глаголов и запомнилось ему, что есть у Фета несколько очень миленьких пьес, но так могла бы написать и лошадь, если б выучилась писать стихи, потому что везде речь идёт о желаниях и впечатлениях, которые существуют и у лошадей, как у человека. Чернышевский характеризует Фета как идиота, но идиота с поэтическим талантом.
Добролюбов в своей статье «Темное царство» (1859) писал, что у Фета несомненно есть талант, но этот талант проявляется во всей силе лишь в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы и отсюда не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе.
Почти так же оценивает значение поэзии Фета и М. Е. Салтыков-Щедрин. Он пишет, что Фет должен довольствоваться скромной долей второстепенного поэта, потому что мир, поэтическому воспроизведению которого он посвятил себя, довольно тесен, однообразен и ограничен.
Известно, что в том же, 1856, году, когда Некрасов вынес свой похвальный вердикт творчеству Фета , вышел сборник стихотворений самого Некрасова, который был очень хорошо принят критикой : всем стало ясно, что именно Некрасову суждено «быть в поэзии создателем совершенно нового периода».
Именно с этого сборника и началось противостояние Фета и Некрасова: Некрасов избрал путь использования искусства во имя «практической пользы», а Фет не отступал от своей позиции «чистого искусства».
После всех этих событий Фет решает оставить литературную карьеру и стать помещиком. В это время он сближается с Л. Н.
Толстым, тоже решившим отойти от литературной жизни и жить помещиком. Толстой говорил, что чтение стихов Фета о природе учит чувствовать саму природу.
Он же дал такую оценку творчеству Фета , которая стала венцом его поэтической славы: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»3
Сходную оценку творчеству Фета дал его близкий друг Аполлон Григорьев. Он очень боялся за Фета , боялся, что тот может покончить жизнь самоубийством.
Григорьев писал, что Фет должен был или убить себя, или сделаться таким, каким сделался. В Фете присутствовала способность творения, но вместе с этим росло и равнодушие, равнодушие ко всему, кроме способности творить.
Видимо так принял и осознал своё назначение в жизни этот человек.
Ещё одна причина недостаточно высокой оценки творчества Фета критиками-современниками объяснялась тем, что они плохо понимали оригинальные ходы его поэтической мысли. Примером такого непонимания может служить отзыв о стихотворении «Когда читала ты мучительные строки…»(1887) известного либерального критика К. К.
Арсеньева: «Можно ли вынести какое-нибудь цельное впечатление хотя бы из следующего стихотворения? «Заря, горящая в полночной темноте», «величавый блеск», выделяющийся за «всем темным пределом», «звучный пыл, льющий сиянье» – всё это служит подходящей рамкой для образ «человека, сгоревшего в заре».
Сквозь несообразности, нагромождённые одна на другую, едва виднеется мысль поэта; набор громких слов не оставляет места для истинного чувства».4
Неодобрительное в целом отношение к Фету русской критики и русского читателя резко изменилось сразу после его смерти. Громкие выступления символистов отделены от неё лишь какими-нибудь тремя годами.
Они ставят Фета на одно из первых мест в русской поэзии. Так, например, К. Д. Бальмонт объявил Фета и Тютчева поэтами, «царящими над современной литературной молодежью».
У Фета и Тютчева, по его мнению, «всё таинственно, всё исполнено стихийной значительности».
В. Брюсов в 1895 г. писал, что Фет произвёл на него такое сильное впечатление, что он смотрел на Фета как на божество, знал наизусть обе части стихотворений издания 63 года. «Вслед за Фетом я прочел Майкова, Лермонтова и Апухтина и их стихи показались мне более слабыми, по сравнению с моим богом Фетом » – писал Брюсов.5
Сложив различные отзывы русской критики о Фете , Е. В.
Ермилова пишет: «Характерно, что в последнее время с общим возросшим интересом к поэзии Фета в работах о нём подчёркивается прежде всего именно эта сторона его поэзии: «ясный и мужественный взгляд на мир», «точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека», «трагическая доминанта» его творчества, преображение трагедии, страдания – в красоту и радость, «в жажду бытия». Именно так воспринимается сегодня творчество Фета ».6
Фет занимает в русской поэзии особое место. С одной стороны он продолжатель Жуковского и Тютчева, а с другой – один из предшественников таких поэтов, как Блок. Его поэзия служит как бы соединительным звеном между романтизмом и символизмом.
Действительно, Афанасий Фет , по справедливому сравнению его с Пушкиным, господин в своей области, но эта область настолько гениальна, обширна, многогранна, что мы можем с уверенностью сказать: «Да, этот человек настолько правильно и точно осознал и принял своё назначение в жизни, что мы можем через два века по-прежнему наслаждаться и узнавать всё новое и новое из его творений души!» Фет зря сравнивал себя с угасшими звёздами (стихотворение «Угасшим звездам»), ведь угасло много других звезд, а звезда поэзии Фета разгорается всё ярче и ярче. И пророчески, на мой взгляд, звучат его бессмертные строки:
Долго ль впивать мне мерцание ваше, Синего неба пытливые очи? Долго ли чуять, что выше и краше Вас ничего нет во храмине ночи? Может быть, нет вас под теми огнями: Давняя вас погасила эпоха,- Так и по смерти лететь к вам стихами, К призракам звёзд буду призраком вздоха!
Литература
- Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 9. М., 1950, с. 279.
- Фет А., Мои воспоминания, ч. 1., М. 1980, с. 225
- Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 60. М., 1949, с. 207.
- Бухштаб Б. Я. А. А. Фет . Очерк жизни и творчества. Изд. «Наука», Л.1947, с. 122
- Цитата из статьи: Н. Гудзий. Из истории русского символизма. Московские cборники « Русские символисты». «Искусство», 1927, кн. 4, с. 207
- Ермилова Е. В. Некрасов и Фет . Изд. «Наука», М. 1989, с. 293.
Источник: https://a-fet.ru/referats/tvorchestvo-v-kritike.html