Иллюстрации к рассказу “кавказский пленник” л. н. толстого: художники ю. петров, т. звонарева, а. комаров (картинки, рисунки)

Художники Петровы – Painters Petrov, Petrova

Петров А. Alexa Petrov

Петров А. Andrew Petrov

    история: Андрей Петров, мастер финифти Ростова Великого, “уволенный из крестьян”. В 1845 упомянут в документах.

Петров В.Д. Victor D. Petrov

Петров В.М. {pt1231} V.M.Petrov

Петров В.П. V.P.Petrov

Петров Г.Н. George N.

Petrov

    история: Георгий (Юрий) Николаевич Петров (1904 – 1943), художник » название: Иллюстрации к драме М.Ю.Лермонтова «Два брата»

      оформление: 1940. Соус. предмет с изображением:

        иллюстрация [5464 c. 197]

    Иллюстрации к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

      оформление: 1940. Соус. предмет с изображением:

        иллюстрация [5464 c. 274] – Арбенин и Нина

    Иллюстрации к произведению Л.Н.Толстого “Кавказский пленник”

    Иллюстрации к пьесам Лопе де Вега

    Иллюстрации к трагедии М.Ю.Лермонтова «Испанцы»

      оформление: 1940. Соус. предмет с изображением:

        иллюстрация [5464 c. 198]

    Республиканская Испания

      оформление: Серия рисунков.

Петров И.

Ivan Petrov

    история: Иван Петров, иконописец В 1680…81 участвовал в росписи Ильинской церкви в Ярославле.

Петров И. Ivan Petrov

    история: Иван Петров название: Портрет купца с письмом и посохом

      оформление: 1814. 610х730.

Петров И. Isaiah Petrov

Петров И.С.

Петров Л.

Leonid Petrov

    история: Леонид Петров (1919 ), художник »

Петров Н.Ф. N.F.Petrov

Петров П. Paul Petrov

    название: Костёр Fire

      предмет с изображением:

        иллюстрация [5256 Обложка]

    Морозное утро Frosty morning

      предмет с изображением:

        иллюстрация [5256 Обложка]

    посвящённый предмет:

      библиография [5256] Кандалова Л. Павел Петров // Смена. 1999. № 2. С. 288.

Петров С. Sergy Petrov

    история: Сергей Петров (1740 – ?), финифтяной мастер Ростовского архиерейского дома. В 1761 упомянут в документах.

Петров С. S. Petrov

    история: С. Петров, художник » Художник открыток. » произведение: открытка postal card » название:

Петров Ю.Н. Y.N.Petrov

    история: Ю.Н.Петров, художник » Художник открыток. » произведение: открытка postal card » название: Иллюстрации к драме М.Ю.Лермонтова «Два брата» Иллюстрации к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

Петров Petrov

    название: Сватовство чиновника к дочери Портнова

      предмет с изображением: открытка postal card

Петров-Водкин К.С. Cosma S. Petrov-Vodkin

Петрова А.

Anna Petrova

    история: Анна Петрова, художник » Художник открыток. » произведение: открытка postal card »

      серия: Лунное кружево The lunar lace

        название: Ладушки Harmonies

          предмет с изображением:

            файл vl03

      ?

        предмет с изображением:

          файл ti00

Петрова В.

Valentina Petrova

    история: Валентина Петрова (1922 ), художник »

Петрова Н. N. Petrova

    история: Н. Петрова, художник » Художник открыток. » произведение: открытка postal card » название:

Петрова О. Oxana Petrova Петрова-Троцкая Е.М. Catherine M. Petrova-Trotskaya

Источник: https://valenik.ru/vsesvit/tema/p/painter/p/1/petrov/petrov.html

Презентация на тему: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Презентация на тему: Л.Н.

Толстой «Кавказский пленник»

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской областиШепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

№ слайда 2

Описание слайда:

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»(Урок литературы. 5 класс)

№ слайда 3

Описание слайда:

Цель:1) Образовательная:- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:- формировать умение анализировать текст художественного произведения;- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;- учить сжато излагать повествовательный текст;- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.3) Воспитательная:- воспитание общечеловеческих ценностей;- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

№ слайда 4

Описание слайда:

Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя.Пленник – взятый в плен, невольник.Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

№ слайда 5

Описание слайда:

Обратите внимание

Январь 1852 года.Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.

№ слайда 6

Описание слайда:

Величие и красота Кавказа

№ слайда 7
№ слайда 8

Описание слайда:

Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)

№ слайда 9

Описание слайда:

Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)

№ слайда 10

Описание слайда:

Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?

№ слайда 11

Описание слайда:

Задание для 2 группы Внешность героя

№ слайда 12

Описание слайда:

Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?

№ слайда 13

Описание слайда:

Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?

№ слайда 14

Описание слайда:

Жилин Костылин Добрый (думает о матери, жалеет ее)Надеется на себя, обдумывает побегДеятельный человекСумел прижиться в аулеРаботящий, не может сидеть без дела, мастерВсем помогает, даже своим врагам – татарамЕму интересны другие люди, любит детейВеликодушныйСлабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от материСпособен на предательствоРаскис, упал духомНе принимает других людей

№ слайда 15

Описание слайда:

Кроссворд 1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»

№ слайда 16

Описание слайда:

Кроссворд 2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».

№ слайда 17

Описание слайда:

Кроссворд 3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.

№ слайда 18

Описание слайда:

Кроссворд 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

№ слайда 19

Описание слайда:

Кроссворд 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?

№ слайда 20

Описание слайда:

Кроссворд

№ слайда 21

Описание слайда:

«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».Н.Рубцов

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013). Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/lntolstojj-kavkazskijj-plennik.html

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Чулкова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова”, город Льгов, Курская область

В раздел основное полное образование

Чулкова Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему:

«Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»

Технологическая карта урока

Составитель: учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова

» Чулкова Ирина Викторовна.

Предмет:

литература

Класс:

5

Тип урока: урок изучения нового материала Тема: « Л. Н. Толстой. Кавказский пленник» Цель: 1. развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра, 2. обогащение представлений обучающихся о духовном мире человека, красоте природы.

Задачи:

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения; 2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности; 3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения; 4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему

Развивающие

1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; 2) развивать исследовательские и творческие способности обучающихся; 3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана;

Воспитательные

1) воспитывать уважение к писательскому труду; 2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного; 3) воспитывать веру в высокое предназначение человека..

УУД:

личностные:

самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные:

целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные:

Важно

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Планируемые результаты:

личностные

: умение чувствовать красоту и выразительность художественной речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

метапредметн

ые:

регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

предметные УУД:

осознанно воспринимать и понимать текст; выделять нравственную проблематику текстов видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Основные понятия:

род литературы, жанр произведения, рассказ

Межпредметные связи

: художественное творчество (иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»: художники Ю. Петров, Т. Звонарева, А Комаров) Ход урока № п/ п Этапы урока Деятельност ь учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляем ые действия Формируемы е способы деятельности Осуществляем ые действия Формируемы е способы деятельности Осуществляем ые действия Формируем ые способы деятельнос ти 1 Организация начала занятия Приветствие проверка готовности рабочих мест к началу урока Взаимодействи е с учителем, проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. 2 Мотивирование к учебной деятельности Актуализиру ет мотивы предыдущих достижений: “Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Пусть еще раз прозвучат сегодня стихи А.А. Фета, которые вы дома выучили наизусть и проиллюстри ровали» Дети читают стихи наизусть, задают вопросы к текстам, комментируют выступление своих однокласснико в. Умение строить ответы, выразительн о читать. Оформляют свои мысли в устной форме, взаимодейству ют с учителем во время опроса в фронтальном режиме. Уметь формулиро- вать собственное мнение, правильно использовать речевые средства. Ритмично, выразительно, художественно читают наизусть произведения, оценивают своих собеседников. Уметь передавть учебную информаци ю, корректиро вать, аргументир овать.. 3 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Задает вопросы, актуализируе т знания по понятиям «роды литературы», «рассказ», подготовленн ому ученику Работают со словарем, выдвигают гипотезы, доказывают верность своих предположени й. Извлекать информа- цию, пользоваться словарями, учебной литературой. Внимательно слушают учителя, делают выводы. Оценивать устное высказывани е, слушать и слышать других. Самоконтроль. Реализовыв ать свои действия в соответст- вии с поставлен- ной за- дачей. предлагает прочитать определение понятия, назвать словарь, из которого дано определение. Начинает беседу о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «События, описанные Л.Н.Толстым в рассказе «Кавказский пленник», происходили больше ста лет назад. На Кавказе в то время шла тяжелая война. Будущему писателю не раз доводилось принимать участие в сражениях против горцев, в одном из сражений он был даже на краю гибели: «Если бы дуло пушки, из которого вылетело ядро, на 1/1000 линии было отклонено в ту или другую сторону, я был бы убит», писал автор. Был случай, когда он чуть было не попал в плен, возвращаясь в крепость Грозный вместе с чеченским другом Садо. Уже тогда Толстой решает: « Записать все замечательно е, случившееся со мной на Кавказе, и продолжать вести такого рода записки, где бы я ни находился». Прошло много лет – и появился уже знакомый вам рассказ о мужестве и отваге людей, с которыми он воевал. Это выдающееся произведение С.Я.Маршак считал, что «Кавказский пленник» является наиболее совершенны м во всей мировой литературе «образцом маленькой повести для детей» Предлагает сформулиров ать тему и цель занятия. 4 Выявление места и причины затруднения Предлагает перечитать I главу рассказа, после чего – ответить на проблемный вопрос: -Почему рассказ о том, как два офицера попали в плен, назван «Кавказский пленник»? Анализируют , делают выводы на основе прочитанного, пытаются найти выход из затруднения. Осуществлят ь знания на практике. Отвечают на поставленный проблемный вопрос.. Принять точку зрения собеседника, быть готовым корректирова ть свое мнение. Делают заключения из своего анализа. Самостояте льно пути достижени я целей. 5 Работа над содержанием текста (анализ текста):

1.

краткий рассказ с опорой на текст; – Как же русский офицер, который поехал домой в отпуск, стал Пересказываю т эпизод, как Жилин попал в плен Использовать точную лексику, правильно формулирова ть мысль. Один ученик рассказывает, другие следят за его мыслью, корректируют.. Понимать на слух текст произведени я. Оценка информации. Отрабатыва ть умение слушать, понимать, корректно исправлять недочеты.

2.

работа по вопросам к тексту; пленником? (рассказ ученика) Обращает внимание детей ко II главе. – Как попал в плен Костылин? (рассказ ученика) Просит обратиться к III главе и подумать над вопросом: -Как определилась их жизнь в плену? -Чем отличалась их жизнь в течение этого месяца плена у врагов? -Расскажите о быте татарской деревни? Отвечают на вопросы , подтверждая свои мысли текстом, проводят сопоставитель ный анализ поведения героев Использовать точную лексику, правильно формулирова ть мысль. Формулируют ответы на вопросы учителя. Уметь строить высказывани е. Анализ информации. Самостояте льно формулиро вать ответы на поставленн ые вопросы, корректиро вать друг друга. 3. составление плана рассказа о том, как Жилин готовился к побегу. Предлагает обратиться к IV главе и составить план о том, как Жилин готовился к побегу. Возможный вариант: 1. Жили н знакомится с жизнью аула. 2. Жили н делает подкоп. 3. Как найти дорогу. 4. Дорог а в крепости – на север. 5. Бежат ь пока нельзя. 6. Побег состоится этой ночью. Внимательно вчитываются в текст и составляют план эпизода. Уметь ориентироват ься в прочитанном тексте, отбирать важную информацию . Делают выбор, объяснят свои решения. Уметь строить высказывани е. Работают в диалоге с учителем и одноклассника ми. Самостояте льно формулиро вать ответы на поставленн ые вопросы, корректиро вать друг друга. 6 Проверка восприятия произведения Предлагает ответить на вопросы: -Какой герой вам понравился и почему? -Можно ли после чтения I-IV глав ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: -Почему рассказ о том, как два офицера попали в плен, назван «Кавказский пленник»? (пока ответ дать нельзя, т.к. окончательно ответить можно лишь тогда, когда будут внимательно прочитаны V-VI главы) Участвуют в обсуждении, выражают свои мысли, анализируют. Осознанно строить высказы- вание. Участвуют в диалоге, выражают свою позицию. Оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, уметь сравнивать разные точки зрения. Работают в диалоге с учителем. Самостояте льно формулиро вать ответы на поставленн ые вопросы, корректиро вать друг друга. 7 Рефлексия учебной деятельности на уроке. «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуаль ная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризу ющие работу ученика на уроке по трем направления м. Урок: -интересно -скучно -безразлично Я на уроке: -работал -отдыхал -помогал другим Итог: -понял материал Самостоятельн о себя оценивают. Объективно дают оценку своей деятельности . -узнал больше, чем знал -не понял 7 Домашнее задание Объясняет домашнее задание: 1)повышенна я сложность: подготовить ответы на вопросы плана, составленног о на уроке (несвязный пересказ!), 2)для всех: выразительн ое чтение V- VI глав , 3)по желанию: иллюстри- ровать понравивши йся эпизод рассказа. Слушают учителя, записывают домашнее задание. Используемая литература: 1. Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник», собрание сочинений, 2008 г.

2. Т.Ф. Курдюмова, «Уроки литературы в 5 классе», М: «Просвещение», 1970 год. 3. Т. С. Петрова, «Анализ художественного текста и творческие работы в школе». 5 класс», Московский лицей 2002.

В раздел основное полное образование

Форма:
E-mail:

для обращений
[email protected]

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 – 2019

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: https://pedrazvitie.ru/raboty_osnovnoe_polnoe_new/index?n=48541

Толстой “Кавказский пленник”

Презентацию на тему Толстой “Кавказский пленник” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 8 слайдов.

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой

“Кавказский пленник”

Prezentacii.com

Слайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Слайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Слайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».

« С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Слайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Слайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Слайд 7

Совет

Жилин Костылин Мать Дина Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

Слайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

добрый (думает о матери);

надеется на себя;

деятельный человек;

сумел прижиться в ауле;

работящий, не может сидеть без дела;

всем помогает, даже своим врагам;

великодушный, простил Костылина.

ЖИЛИН КОСТЫЛИН

слабый человек, не себя не надеется;

способен на предательство;

раскис, упал духом;

не принимает других людей.

ДИНА

добрая, стремиться помогать людям;

способна на самопожертвование.

ТАТАРЫ работящие;

способны понять и оценить хорошего человека

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/41855-tolstoy-kavkazskiy-plennik.html

Десять книг Льва Толстого для детей

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо.

В 1872 году вышла «Азбука» — книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку».

При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью.

«Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» — несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

Далее — десять примеров подхода к выбору текстов и иллюстраций.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой ; [предисл. В. Толстого ; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. — [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. — 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски.

Обратите внимание

Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные.

Например, басня «Сова и заяц» — как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову». Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей — Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой ; художник Юрий Васнецов. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант.

Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, — довольно-таки страшные.

Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка : рассказы и сказки / Лев Толстой ; иллюстрации А. Ф. Пахомова. — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил.— (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей — сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге — несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки — «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся»).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой ; художник Андрей Брей. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 19 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» — подлинное стихотворение в прозе.

Важно

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка : рассказы для детей / Лев Толстой ; рисунки Владимира Гальдяева. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» — тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет — такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н.

Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя).

Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям : рассказы / Л. Толстой ; рисунки П. Репкина. — Москва : Нигма, 2015. — 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором.

Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым).

Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка : быль / Л. Н. Толстой ; рисунки Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург : Речь, 2014. — 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ — быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети — всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал здесь.

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; художник Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — [36 с.] : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» — один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: https://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Совет

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так») следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. — Москва : Белый город, [2014]. — 79 с. : ил. — (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации.

В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» — «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» — «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» — «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» — пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море : описание / Лев Николаевич Толстой ; художник Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — [31] с. : ил. — (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н.

Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море». На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное.

К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается.

Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки».

Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне — и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

 «Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Источник: https://bibliogid.ru/novye-knigi/2246-desyat-knig-lva-tolstogo-dlya-detej

“Кавказский меридиан. Тема Кавказа в произведениях Л.Н. Толстого” – Централизованная библиотечная система Южного административного округа

Приглашаем Вас посетить одну из самых интересных и знаковых выставок в нашей  библиотеке, предоставленную  из  коллекции изобразительных фондов  Государственного музея Л.Н. Толстого.

На выставке представлены иллюстрации известных художников Е.Е. Лансере (1875–1946), А.А. Пластова (1893–1952), А.В. Ванециана (1901–1971), М.С. Родионова (1885–1956), А.В. Кокорина (1908–1987) и др.

Выставка  посвящена  кавказскому периоду жизни Льва Николаевича Толстого и его произведениям на эту тему. Именно пребывание Льва Толстого на Кавказе в 1851-1853 гг. способствовало осознанию им своего признания и началу литературной деятельности великого русского писателя.

Обратите внимание

Всем желающим предстоит перенестись в то время и в тот дивный край, который вдохновил молодого Толстого на создание произведений «Набег», «Рубка леса», «Казаки», «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат».

 С удивительной природой и людьми Кавказа вас  познакомит  творчество художников-современников Л.Н. Толстого: Г.Г. Гагарина, Т.Ф. Горшельта, В. Тимма. Каждый из них творил свою «кавказскую историю», запечатленную в рисунках и литографиях.

Их рисунки и литографии — неповторимый исторический документ – стали первыми своеобразными иллюстрациями к произведениям великого писателя.

Особое место на выставке занимают живописные работы выдающегося художника XX века Е.Е. Лансере,  который  продолжил и развил лучшие традиции своих предшественников по кавказской теме.

Лансере  специально дважды выезжал на Кавказ, встречался с потомками героев своих произведений.

По силе документального и высокохудожественного изображения героев Толстого в повестях «Хаджи Мурат» и «Казаки» ему нет равных.

Свой путь на Кавказ был и у талантливого художника А.А. Пластова. К повести «Казаки» художник обращается в 1950-е гг., когда его творческая зрелость достигает расцвета.

В «Казаках» его привлекла стихия народной жизни, самобытность национального характера.

Иллюстрации А.В. Ванециана к повести «Казаки» (их всего две) удивительно выразительны и пластичны, особенно удался Ерошка на охоте.

Только человек, глубоко прочувствовавший текст Толстого, сам не раз видевший охоту на Кавказе, сможет написать такой портрет.

Художники М.С. Родионов и А.В. Кокорин специально выезжали на Кавказ, чтобы создать иллюстрации к рассказам Толстого в романтической манере, свойственной художникам XIX века.

Важно

Коллекция картин Государственного музея Л.Н. Толстого (г. Москва), представленных на выставке, несомненно, вызовет живой интерес у посетителей выставки.

Вход свободный!

Выставка продлится до 30 октября 2016 г.

Место проведения – Центральная библиотека №136 им. Л.Н. Толстого

Адрес: Каширское шоссе, дом 16

Проезд – см. ссылка 

Источник: https://cbsuao.ru/index.php/novosti/653-kavkazskij-meridian-tema-kavkaza-v-proizvedeniyakh-l-n-tolstogo

Презентация к рассказу Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”(5 класс)

При изучении рассказа необходимо показать детям,как жил Толстой на Кавказе,как выглядят те места.Для учащихся Лев Толстой-уже пожилой мужчина с длинной бородой,почти дедушка.

А на презентации они увидят совершенно другой образ.Презентация поможет наглядно представить изучаемый материал.После знакомства с рассказом можно провести такую форму работы ,как Литературный хоккей.

Рассказ надолго запомнится детям.

Лев Николаевич Толстой на Кавказе

Учитель русского языка и литературы Королева Г. И.

Подъельск 2012

В мировой культуре есть книги которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской и мировой литературы Льва Толстого.

Особое место в его биографии отводится к тому периоду, когда Лев Николаевич находился на Кавказе. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на семь периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. «Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире».

Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.

Льву Николаевичу шел 23-й год. Это была пора рассеянной жизни в кругу великосветской молодежи. Толстой признавал, что «жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». Решив покончить со всем этим, он отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил в артиллерии. Его двадцатая бригада стояла в середине прошлого века на Тереке под Кизляром.

А теперь мысленно перенесемся почти на полтора столетия назад, в то время, когда жил писатель. В середине прошлого века шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России.

Совет

Толстой в своих произведениях подчеркивает, что война — это страшное зло, осуждает межнациональную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть.

Многое отразилось в произведении «Кавказский пленник». На создание рассказа «Кавказский пленник» Толстого натолкнули действия, происходившие во время войны российских с горцами на Кавказе. В один прекрасный момент чеченцы преследовали Толстого и чуть ли не взяли его в плен. Потом писатель прочел мемуары кавказского офицера Ф.Ф. Торнау, который по сути был в плену у чеченцев.

  • Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», так как главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин— герои рассказа, но по- истинному героем можно именовать только Жилина. Основная мысль рассказа— обучить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упрямо добиваться собственной цели.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia-k-rasskazu-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik-5-klass

Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова

Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова 1 слайд

К уроку литературы «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» (К изучению поэмы «Мцыри») Автор: Недорезова М. Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга

2 слайд

М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838. «…До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: Здесь Пушкина изгнанье началось  И Лермонтова кончилось изгнанье…» (Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. – М., 1990. – Т. 2. – С. 133–134.)

3 слайд

С Кавказом Лермонтова связывало многое: 1820 г. – впервые он попал сюда ребенком (на лечение его привозила бабушка); 1837 г. – позднее Кавказ становится местом его ссылки и службы; 1841 г. – здесь закончился его жизненный путь.

4 слайд

С темой Кавказа связаны крупнейшие произведения Лермонтова: «Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени», «Дары Терека», «Беглец», «Свиданье» и другие.

5 слайд

Кавказские виды запечатлел Лермонтов в своих картинах, акварелях и рисунках. Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

6 слайд

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло.1837

7 слайд

«Он охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел за альбомом, набрасывая поразившие его картины природы. У А.А.Краевского находится картина масляными красками, изображающая место действия «Мцыри», на берегу Арагвы.

Эта картина была снята Лермонтовым с натуры». П.А.Висковатый. Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.

(Кавказский вид с саклей).

8 слайд

Развалины на берегу Арагвы и Куры. Карандаш.1837

9 слайд

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837

10 слайд

Дарьяльское ущелье. 1837 «Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне едва заметный в основаниях своих, тогда еще сохранял стены и часть высокой и тесной башни.

Обратите внимание

Гуд-аул с развалинами замка на плоской вершине горы, из коего Лермонтов сделал дом «седого Гудала», отца Тамары, представлял тогда еще достаточно сохранившиеся стены. ступени, вырубленные в скале, и теперь еще ведут к Арагве.» (П.А.Висковатый. „Демон“. Поэма М. Ю.

 Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236)

11 слайд

Вид Пятигорска. Масло.1837

12 слайд

Вид Тифлиса. Масло. 1837

13 слайд

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

14 слайд

Кавказский вид с Эльбрусом. Из письма Лермонтова: «У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они прекрасны и величественны!». (М. Ю. Лермонтов – М. А. Лопухиной. 31 V 1837 (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 543).

15 слайд

Крестовый перевал. Масло.1837-1838

16 слайд

Вид Крестовой горы.

Автолитография.1837-1838

17 слайд

Вид Крестовой горы.

«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко: оттуда видна половина Грузии на блюдечке для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудт высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». (М. Ю. Лермонтов – С. А. Раевскому. Конец 1837 года (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 393).

18 слайд

Окрестности селения Караагач. Масло.1837-1838

19 слайд

Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838

20 слайд

При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840

21 слайд

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840

22 слайд

Эпизод из сражения при Валерике. С рисунка М. Ю. Лермонтова, раскрашенного Г. Г.

 Гагариным «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». (И.Ениколопов. Лермонтов на Кавказе. – Тбилиси, 1940, стр. 69.)

23 слайд

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841

24 слайд

Вид Пятигорска. Масло.1837 Эту картину Лермонтов написал в 1837 году во время первой ссылки.

Пятигорские впечатления легли в основу повести «Княжна Мери»: «…на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом. – Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Вторая ссылка на Кавказ началась в 1840 году.

В мае 1841 года Лермонтов, возвращаясь из отпуска в полк, остановился в Пятигорске для лечения водами. Во вторник 15 июля 1841 года близ Пятигорска у подножия горы Машук состоялась дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

25 слайд

Список использованных печатных источников: Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б. В. Томашевского. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Лермонтов М. Ю. Княжна Мери // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 52. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус.

лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва “Сов. Энцикл.” – М.: Сов. Энцикл., 1981. Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва “Сов. Энцикл.” – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 2–3 (вкладка между стр. 176-177); слайды 4–24 (вкладка между стр. 240-241).

Источник: https://uslide.ru/literatura/10775-kavkaz-v-kartinah-akvarelyah-i-risunkah-myulermont.html

Презентация к уроку (5 класс) по теме: Л. Толстой “Кавказский пленник” Урок литературы в 5 классе

Слайд 1

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цели урока: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица

Слайд 2

Проверка домашнего задания «Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Поиски дороги. Путь побега – только на Север. Внезапное возвращение татар. Побег.

Слайд 3

V глава Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Слайд 4

Важно

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Слайд 5

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Тихо полез в дыру, выбрался; «…Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок, -Уляшин узнал… и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; Торопится, т. к. сбился с пути и забрал вправо «… шикнет, шикнет…, а сам все идет» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся

Слайд 6

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Оба устали, а идти надо «Рассердился … обругал его. – Так я же один уйду». Спрятались от конного Татарина Молчит, старается помочь соратнику встать на ноги «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать»

Слайд 7

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. .. .Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

Слайд 8

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «.. .все отстает и охает» «Так и упал со страху» «Как хочешь, а я не дойду…» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе … из-за меня пропадать»

Слайд 9

Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

Слайд 10

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий; Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.

Слайд 11

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Слайд 12

Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Слайд 13

Совет

Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму.

Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся.

Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».

Слайд 14

Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Нет друга – ищи, а нашел – береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

Слайд 15

«Кавказский пленник» – любимый рассказ Л. Н. Толстого. Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Слайд 16

Подготовка к написанию сочинения. Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения.

Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части , в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения , где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение».

Слайд 17

Домашнее задание Написать сочинение.

Слайд 18

Библиография Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я. http ://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html https://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63 https://uroki.net/docrus/docrus106.htm

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/01/14/l-tolstoy-kavkazskiy-plennik-urok-literatury-v-5

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]