Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель». Образ главного героя. – презентация
1 Николай Васильевич Гоголь Повесть «Шинель». Образ главного героя.
2 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, не сколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что делать? Виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака, но когда,в какое время и каким образом произошла от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах переменяя только раза три в год подметки.
3 Ответ дайте предложением. Каким было имя чиновника, о котором говорится? Какого рода деятельностью занимался на службе герой повести? Чиновника звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Он переписывал бумаги.
4 Как в литературоведении называют тип героя, к которому принадлежит герой повести? Как относились на службе к Башмачкину другие чиновники? Тип героя – «маленький человек». Чиновники насмехались и издевались над Башмачкиным.
5 Что неизменно отвечал Башмачкин, когда ему мешали? Как относился с своей работе Башмачкин? «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете». Башмачкин относился к работе с любовью.
6 Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к предмету разговора? Это ирония.
7 Каким элементом сюжета является приведенный фрагмент повести? Укажите прием художественной выразительности: «вечный титулярный советник», «похвальное обыкновение». Экспозиция. Эпитет
8 Какой прием использует автор, чтобы обратить внимание читателя на заурядность и неопределенность героя? («несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат»)? Это лексический повтор.
9 Составьте ответ из 5 – 8 предложений. Каким образом Гоголь показывает обезличенность героя и в чём видит ее причины? Какую роль в повести играет рассказ о молодом человеке, вначале пошутившем над героем, а потом увидевшем все «в другом виде»?
Источник: https://myshared.ru/slide/617425/
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
1
Маршрут экскурсии:1.зал – общий, 2.зал – художники-иллюстраторы,3.зал – кинозал,
4.зал – театр «Современник»
2
Цель экскурсии: 1.Познакомить с изобразительным и сценическим воплощением повести Н.В. Гоголя «Шинель».
2.Показать, что эти произведения искусства расширяют круг впечатлений от произведения, способствуют более глубокому пониманию текста.
3
Мы хотели бы обратиться к образной интерпретации повести Н. Гоголя « Шинель», которая отличается от других произведений писателя особенностями своего юмора и масштабом осмысления темы «маленького человека». Н.В.
Гоголь- едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель: Более 20-ти художников обратились к повести «Шинель». Что их привлекало? Неоднозначное толкование образа Акакия Акакиевича Башмачкина? Желание собственного прочтения Н.Гоголя?
Наша работа – своего рода экскурсия по гоголевскому художественному музею.
Предлагаем рассмотреть иллюстрации, созданные в разное время П. Боклевским, П. Кустодиевым, Кукрыниксами , С.Бродским
Их картины – единый ансамбль, ибо в центре внимания- «маленький человек», шинель-символ.
4
Самым ранним иллюстратором был современник Н. Гоголя П. Боклевский , а чуть позже появились работы П. Кустодиева . Вот каким они увидели А.А. Башмачкина.
Герой Боклевского как нельзя лучше соответствует реалистической манере Н. Гоголя.
художник рисует облик Башмачкина на основании текста: «Вечный титулярный советник», «низенький чиновник с лысенкой на лбу», жалкий, съежившийся, беспомощный, именно таким мы и представляем этого героя, произносящего: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Можно сделать вывод: у Боклевского стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет.
На иллюстрациях П.Кустодиева, нам кажется, Башмачкин другой. Художник увидел в нем человеческое: « Я брат твой.»
5
Мы видим, что П.Кустодиев, проиллюстрировавший основные моменты жизни Башмачкина, внес свое понимание повести Гоголя. Все же герой Гоголя и герой Кустодиева внешне отличаются.
6
Приглашаем вас в другой зал и представляем иллюстрации Кукрыниксов (50-ые годы ХХ века), которые рассматривали главного героя во всех психологических аспектах.
Трагедия маленького человека, прилежного переписчика бумаг, безропотной жертвы глумления сослуживцев, распекания начальством всех рангов получило в лице Кукрыниксов глубоких истолкователей, ибо они создали на редкость убедительный образ Акакия Акакиевича; запоминается лицо, на котором отражаются все чувства героя.
7
«Шинель» Кукрыниксов – это спектакль сыгранный одним актером. Их Башмачкин зачастую сопоставлен с окружением. Удался художникам образ портного Петровича, где герой заказывает шинель.
На редкость выразительно значительное лицо, распекающее Башмачкина.
Полный ужаса эпизод, рисующий почти безумного чиновника после снятия с него шинели и ищущего помощи у полицейского. На всем цикле рисунков лежит сумеречный отсвет николаевского времени.
8
Новое время(70-ые – 80-ые годы ХХ века)-новое прочтение повести Гоголя С.Г.Бродским. Его иллюстрации, а их 14, могли бы занять целый зал музея. Хотим заметить, что его рисунки выходят за рамки требований к ним.
Шинель у Бродского- не «светлый гость… ожививший на время бедную жизнь чиновника, а символ той страшной эпохи»
Уже на суперобложке видим великанскую шинель на громадном манекене, внизу – железные фонари ,вверху холодные звёзды-всё многозначно, метафорично
В начале книги – земля, затянутая шинелью с гербовыми пуговицами и бегущий человек с поднятыми в ужасе руками.
9
Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведённой до своего абсурдного предела.
10
Сильное эмоциональное впечатление оставляют листы , изображающие героя повести в леденящих своей геометрической правильностью петербургских ландшафтах. Здесь звучит тема одиночества человека в огромном городе , враждебном ему.
11
Итак, вы увидели, что каждый из художников по-своему трактует «Шинель» Н.В. Гоголя.
12
Новое прочтение повести – фильм режиссера А. Баталова с Роланом Быковым в заглавной роли. Пронзительно сыграны эпизоды, когда с Башмачкина снимают шинель.
Со смертью героя сюжет повести не обрывается, а переходит в фантастический план. Начинается возмездие.
13
Наша экскурсия будет неполной, если не сказать о спектакле режиссера Фокина в театре «Современник» с Мариной Неёловой – Акакием Акакиевичем. Можно спорить о режиссерских новациях, но то, что актриса – полное перевоплощение в «маленького человека», не вызывает сомнения
14
Итак, познакомившись с другими видами искусства, мы увидели иные стороны жизни главного героя и не остались равнодушными к судьбе «маленького человека»
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/06/17/shinel-nvgogolya-v-iskusstve
Презентация на тему: Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»
Презентация на тему: Повесть Н.В.
Гоголя «Шинель»
Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию № слайда 1
Описание слайда:
Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.)
№ слайда 2
Описание слайда:
Цель урока Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания. Стремиться к постижению художественных приёмов, которые помогают понять (открыть) смысл произведения. Учиться воспринимать мир чувств и переживаний героев. Попытаться заглянуть в свой духовный мир. Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя.
№ слайда 3
Описание слайда:
План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека». (Сообщение первой группы «литературоведов».) Сцена у генерала – идейная кульминация повести. (Сообщение первой группы.
) «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа. (Сообщение второй группы «литературоведов».) О заключительной – фантастической части произведения. (Сообщение третьей группы «литературоведов». Выступление группы «художников».
) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека».
№ слайда 4
Описание слайда:
«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тургенев).
№ слайда 5
№ слайда 6
Описание слайда:
Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин
№ слайда 7
Описание слайда:
Новая шинель
№ слайда 8
Описание слайда:
Ограбление
№ слайда 9
Описание слайда:
Значительное лицо
№ слайда 10
Описание слайда:
Фантастика в повести
№ слайда 11
Описание слайда:
В.Г.Белинский
№ слайда 12
Описание слайда:
Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский
№ слайда 13
№ слайда 14
Описание слайда:
Рефлексия Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?
№ слайда 15
Описание слайда:
Вывод: «Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению.
Описание слайда:
Задание на дом: Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013). Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/povest-nvgogolja-shinel.html
Иллюстрации Кукрыниксов к повести Гоголя “Шинель”
Столь же активную роль, как и в иллюстрациях Кукрыниксов к “Портрету” Гоголя, играет город и в иллюстрациях к “Шинели”.
В некоторых листах здесь чувствуется особая натура художников: их впечатления от послеблокадного Ленинграда, над улицами которого словно бы пронесся мерзкий запах грабителей Акакия Акакиевича, столь же призрачных и фантастичных .
Когда-то создавая “Белые ночи” в замечательной технике граттографии (“процарапывания” белого по черному и контраста силуэтов), Мстислав Добужинский впервые в книжной графике сделал Петербург тем действующим лицом иллюстраций, которым он был в повести Достоевского.
Кукрыниксы дали иной, чем у Добужинского, Петербург.
Менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков густой воды в реках и каналах.
Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже, вслушиваясь в хлопающие двери тяжелых подъездов доходных домов на Староневском и словно бы различая голоса толпы, описанной в “Петербургских повестях” бедным малороссийским юношей, недавним нежинским гимназистом, чиновником 14-го класса и посетителем занятий живописи в Академии художеств.
Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича. Помните у Гоголя: “Молодые чиновники посмеивались и острились над ним во сколько хватало канцелярского остроумия… Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич…
только если слишком была невыносима шутка, …он произносил: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете”… и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”.
Снова вспоминаешь о Домье, глядя сцену “Смерть Башмачкина”, в которой стоят около одра Акакия Акакиевича важный доктор и квартирная хозяйка.
Сюжет подобен знаменитой карикатуре Домье “Он нам больше не опасен”, где возле умершего республиканца пузатый врач и полицейский филер с облегчением переводят дух. Однако здесь лишь внешнее сходство – подобие атмосферы и бедного ложа, высокий трагизм ухода из жизни, провожаемой чужими. Домье создал едкую карикатуру, Кукрыниксы – драматический рисунок.
Но внешняя связь с листом Домье не случайна. Художники словно бы напоминают зрителю: “Об этом говорил Домье. Почти о таком. Но его герой – рабочий, испытавший счастье борьбы. Башмачкин – современник республиканца – и не слыхивал о подобном…” Свеча догорает возле холодной подушки, где лежит лысая легкая голова Акакия Акакиевича.
Почти с жалостью глядит на него врач, и эта жалость приближает нас к великому слову писателя о братстве.
Из книги: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 .
*Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929).
Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Повесть “Шинель” в таблицах (анализ) на сайте “Литература для школьников”
в начало страницы
Источник: https://literatura5.narod.ru/gogol_kukryniksy_schinel.html
Н.В.Гоголь. “Шинель” в иллюстрациях. Часть 2
Часть вторая
Акакий Акакиевич в новой шинели на пути в департамент. Художник Б. Кустодиев
Худ. Ю.Игнатьев
Он расплатился с Петровичем, поблагодарил и вышел тут же в новой шинели в департамент.Худ. Н.ГольцМежду тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия.
Худ. Н.Гольц
“В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо. Дороги он не приметил вовсе”
(Акакий Акакиевич направляется в гости)
Окраина Петербурга. Художник Б. Кустодиев. 1909
“Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать оттуда что-нибудь в порядочном виде Как бы то ни было, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, – стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича.”
Худ. Ю.Игнатьев
“По мере приближения к квартире чиновника улицы становились живее, населенней и сильнее освещены.
Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, – напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость.”
ОБРАТНЫЙ ПУТЬ АКАКИЯ АКАКИЕВИЧА
“Акакий Акакиевич шел в веселом расположении духа, даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения. Но, однако ж, он тут же остановился и пошел опять по-прежнему очень тихо, подивясь даже сам неизвестно откуда взявшейся рыси.”
“Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже – масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки”
Худ. С.Бродский
Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.
Худ. С.Бродский
“Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», – подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг….”
“…что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди.”
Худ. Ю.
Игнатьев
«А ведь шинель-то моя!» – сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник.
Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!»
Худ. Веточка
“Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка поленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади.”
“Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытством, желая знать, какого черта бежит к нему издали и кричит человек.
Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека.
Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал, что то были его приятели; а что пусть он, вместо того чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет, кто взял шинель.”
“Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу.
Старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной только ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукою рубашку; но, отворив, отступила назад, увидя в таком виде Акакия Акакиевича.
“Худ.
???
“Поутру рано отправился он к частному; но сказали, что спит; он пришел в десять – сказали опять: спит; он пришел в одиннадцать часов – сказали: да нет частного дома; он в обеденное время – но писаря в прихожей никак не хотели пустить его и хотели непременно узнать, за каким делом и какая надобность привела и что такое случилось.”
Худ. Г.Тарасенко”Значительное лицо находился в своем кабинете и разговорился очень-очень весело с одним недавно приехавшим старинным знакомым и товарищем детства, с которым несколько лет не видался. В это время доложили ему, что пришел какой-то Башмачкин. Он спросил отрывисто: «Кто такой?» Ему отвечали: «Какой-то чиновник». – «А! может подождать, теперь не время», сказал значительный человек. Здесь надобно сказать, что значительный человек совершенно прилгнул: ему было время, они давно уже с приятелем переговорили обо всем и уже давно перекладывали разговор весьма длинными молчаньями, слегка только потрепливая друг друга по ляжке и приговаривая: «так-то, Иван Абрамович!» – «этак-то, Степан Варламович!» Но при всем том, однако же, велел он чиновнику подождать, чтобы показать приятелю, человеку давно не служившему и зажившемуся дома в деревне, сколько времени чиновники дожидаются у него в передней.”
Акакий Акакиевич у значительного лица. Художник Ю. Игнатьев
“Наконец наговорившись, а еще более намолчавшись вдоволь и выкуривши сигарку в весьма покойных креслах с откидными спинками, он наконец как будто вдруг вспомнил и сказал секретарю, остановившемуся у дверей с бумагами для доклада: «Да, ведь там стоит, кажется, чиновник; скажите ему, что он может войти».
Худ. Кукрыниксы
«Что вам угодно?» – голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина. Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая, и теперь ограблен бесчеловечным образом, и что он обращается к нему, чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином обер-полицмейстером или другим кем и отыскал шинель.
Худ. Т.Шишмарева
«Но, ваше превосходительство», сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом: «я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ…»
Худ. Н.Тулегенова.
Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим.
Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков.
Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.
Худ. ???
Слышал ли Акакий Акакиевич эти произнесенные роковые для него слова, а если и слышал, произвели ли они на него потрясающее действие, пожалел ли он о горемычной своей жизни, – ничего это не известно, потому что он находился все время в бреду и жару. Явления, одно другого страннее, представлялись ему беспрестанно
Худ. ???Худ. ???
“…то видел он Петровича и заказывал ему сделать шинель с какими-то западнями для воров, которые чудились ему беспрестанно под кроватью, и он поминутно призывал хозяйку вытащить у него одного вора даже из-под одеяла; то спрашивал, зачем висит перед ним старый капот его, что у него есть новая шинель…”
Похороны Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев
“Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух… Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было.
Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…”
Худ. Ю.Игнатьев
По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы – словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной. Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича; но это внушило ему, однако же, такой страх, что он бросился бежать со всех ног и оттого не мог хорошенько рассмотреть, а видел только, как тот издали погрозил ему пальцем.
“Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом.
Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, – отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер.”
Источник: https://mi-galka.livejournal.com/21331.html