«Выстрел» главные герои
Повесть Пушкина «Выстрел» входит в цикл «Повестей Белкина». Сначала в произведении была одна глава, и сюжет рассказа имел автобиографический подтекст, где была описана дуэль Пушкина. После, автор добавил вторую главу.
Основные мотивы повести имеют сходство с произведениями других авторов. Главный герой «Выстрела» – офицер в отставке, бывший гусар, который несколько лет ждал возможности отомстить своему обидчику.
Повествование идет от лица рассказчика, который был свидетелем тех событий.
В повести «Выстрел» герой, бывший отважный офицер, который шесть лет ждал отмщения за нанесенную ему обиду, но до конца сохранивший честь и благородство настоящего офицера. Бывший гусар, живет в армейском гарнизоне. Молодым офицерам он кажется угрюмым и своенравным стариком, хотя ему немного за тридцать. Он устраивает у себя обеды, где льется море шампанского, хотя никто не знает, какие он имеет средства. В его доме много книг, но главным его занятием является стрельба. Он искусный и меткий стрелок. Когда – то стрелялся на дуэли, и за ним сохранился выстрел. |
Молодой, богатый граф из знатной семьи. Веселый, красивый, умный, успешный и блистательный во всем. Храбрый, остроумный, пользуется уважением сослуживцев, нравится женщинам. Поспорил с Сильвио, и дал ему пощечину. На дуэли его выстрел был первым, и он прострелил головной убор Сильвио. Соперник не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. При второй встрече, увидев смятение и растерянность своего соперника, Сильвио не стал в него стрелять, удовлетворившись произведенным эффектом. |
Молодой офицер, свидетель событий. Один из офицеров, пользующийся расположением Сильвио, хороший знакомый. Уважает характер и нравы старшего товарища, восторгается его умением метко стрелять. Когда Сильвио уезжал из гарнизона, рассказал ему историю своей дуэли, и объяснил, почему он отказался вызвать на дуэль молодого офицера, который в доме Сильвио повел себя не корректно. После познакомился с графом, который оказался бывшим соперником Сильвио, от него и узнал продолжение истории. |
Маша, жена графа. Присутствовала при встрече графа с Сильвио, сильно испугалась, что тот убьет ее мужа, умоляет Сильвио не стрелять, падает в обморок. |
Это была характеристика персонажей повести Пушкина «Выстрел», которую можно использовать на уроке литературы.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/vystrel/glavnye-geroi-harakteristika.html
«Выстрел», анализ повести Александра Сергеевича Пушкина
Произведение «Выстрел» входит в цикл первого прозаического сборника Пушкина под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Оно написано в продуктивный период творчества поэта – Болдинскую осень. Работу над «Выстрелом» Пушкин окончил 14 октября 1830 года, а весь цикл был впервые опубликован в Санкт-Петербурге в 1831 году.
Повесть имеет сложную структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио. Судьбы этих людей переплетаются между собой, а читатель узнает о событиях с точки зрения разных персонажей. Такой прием помогает раскрыть образы героев наиболее объективно.
Повесть состоит из двух частей. В центре каждой – выстрел на дуэли. Первая часть посвящена личности главного героя – Сильвио. Вначале о нем рассказывает подполковник, затем герой сам описывает события, составляющие завязку произведения. О дуэли Сильвио и графа читатель узнает из повествования последнего.
Во второй части «Выстрела» центральной фигурой является граф. Первоначальную характеристику, как будущему соседу подполковника, дает ему Сильвио. Затем сам подполковник делится впечатлениями о новых соседях.
В конце повести граф рассказывает о последней встрече с Сильвио, которая произошла во время дуэли.
События в «Выстреле» постоянно чередуются с воспоминаниями героев, но это не мешает восприятию произведения, повесть читается удивительно легко.
Литературные критики указывают на интересный прием, который использовал Пушкин. В первом восприятии произведение кажется наполненным романтическими штампами. Здесь есть загадочный герой с интригующим именем. Он – бывший гусар, великолепный стрелок.
Ревность, зависть, месть, пощечина, дуэль, ненависть и даже героическая гибель главного героя также присутствуют в сюжете. Но затем оказывается, что романтическая атмосфера повести – лишь красивый фантик.
На самом деле произведение глубоко реалистично, да еще с элементами автобиографии поэта.
Исследователи пушкинского творчества считают, что образ Сильвио имеет свой прототип. Это – известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.
Эпизоды с простреленной фуражкой и ягодами черешни под дулом пистолета – факты из биографии самого Пушкина. В Кишиневе во время дуэли с Зубовым молодой поэт ел черешню и сплевывал косточки. Новую шляпу секунданту Пушкина Дельвигу прострелил Кюхельбекер. Задетый насмешками Александра Сергеевича, он нечаянно нажал на курок. Дельвиг чудом остался жив.
Известно, что в молодости Пушкина очень увлекала романтика дуэлей. На его счету около тридцати поединков. Большинство из них приходится на кишиневский период. Пушкин прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую. Такой эпизод также описан в повести «Выстрел».
Образы двух противников (Сильвио и графа) во многом похожи. Оба сочетают в себе «молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную». Причина зависти Сильвио таится в бедности и не столь знатном происхождении. Он ненавидит соперника, который внезапно появился и потеснил Сильвио с пьедестала.
Характеры героев раскрыты в динамике, что противоречит традициям романтизма. В этом проявилось изменившееся отношение автора к идеалам бурной юности. Зрелый Пушкин, как и его герои во второй части произведения, понимает ценность человеческой жизни.
Сильвио не убивает своего противника. Ему достаточно потешить самолюбие, увидеть в глазах соперника страх. Постепенно перед читателем возникает образ, далекий от честного и благородного романтического героя.
Черты таинственного, мрачного, щедрого и гордого смельчака Сильвио дополняются злобой, мстительностью, желанием победить любой ценой. Ему не хватает элементарной порядочности, чтобы избавить от тягостного зрелища молодую жену графа. Образ Сильвио вызывает у читателей разные чувства.
Одни считают его поступки правильными и справедливыми, другие – разочаровываются, испытывают негодование. Нет единого мнения и у литературных критиков.
Окончательно схема романтического произведения разрушается в последнем предложении, где говорится о гибели Сильвио. Пушкин, хоть и косвенно, указывает место и дату этого трагического события. Образ храброго и самолюбивого дуэлянта окончательно приобретает реальные черты.
Мастерство автора проявилось не только в умелом использовании романтического антуража для философских раздумий о чести и смысле жизни. Динамика сюжета, богатство литературного языка и противоречивость поступков главных героев постоянно приковывают внимание читателей к повести «Выстрел».
-
«Выстрел», краткое содержание повести Пушкина
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
По произведению: «Выстрел»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/756-vystrel-analiz
История создания и издания цикла “Повести Белкина” А.С.Пушкина, страница 3
«Гробовщик» – первая повесть Пушкина из городской жизни. Прототипом главного персонажа повести Пушкин избрал гробовщика Адриана, жившего около дома Гончаровых в Москве. Сделав главным героем реально существующего человека, Пушкин очень точен и в топографии.
Гончаровы жили на Никитской где происходят все события. Недалеко и церковь Вознесения, упоминаемая в повести (у Никитских ворот).
Работа над «Гробовщиком» была закончена 9 сентября, и тогда же Пушкин написал первоначальный план повести «Станционный смотритель», который не во всем соответствует окончательному тексту.
План был таков: Рассуждение о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно поехал я по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери.
В плане основная сюжетная линия обозначена предельно кратко – «история дочери». А повествовательное обрамление сюжета, наоборот, разработано со всей тщательностью. Из плана ясно, что у Пушкина была мысль создать еще одного персонажа повести: провинциального соперника Минского – писаря, влюбленного в Дуню и едущего за ней в Петербург вместо смотрителя.
Об истории Дуни, согласно плану, тоже рассказывает не смотритель – он умер, прежде чем писарь вернулся из Петербурга. Умер и писарь, как в повести умирает от горя смотритель. Историю дочери должен был рассказать проезжему ямщик, и это придало бы повести колорит дорожной истории.
Такой ход был намечен еще во фрагменте «Записки молодого человека», но так и остался нереализованным.
Сама повесть «Станционный смотритель» по одной версии была почти полностью написана 13 сентября, на следующий день Пушкин вернулся к ней, кое-что поправил и вставил новый эпизод – сцену, в которой молодой человек похищает брошенные смотрителем ассигнации. После этого он исправил дату окончания на 14 число.
По другой версии, так как Пушкин часто писал до самого утра, то исправил дату, заметив наступление нового дня.
Тип станционного смотрителя выведен в русской литературе Пушкиным впервые, хотя до него мимолетно упоминался в стихотворении Вяземского «Станция», из которого был взят эпиграф для повести.
После «Станционного смотрителя» была закончена «Барышня-крестьянка». Она стала третьей в собрании повестей.
Имена героев «Барышни-крестьянки», как и других повестей цикла, определились не сразу, рукописи хранят следы их поиска и подбора: в начале чернового автографа фамилия «Муромский» была исправлена на «Почекин», а затем на «Освалицкий», дочь же Муромского поначалу звалась «Лидинькой».
Эта повесть больше других пронизана литературными намеками. Чтобы охарактеризовать англичанку мисс Жаксон, Пушкин указывает, что она читает «Памелу, или вознагражденную добродетель» (знаменитый в свое время английский «чувствительный» роман С. Ричардсона).
Алексей дает своей собаке имя «Sbogar» по имени модного романтического «разбойничьего» французского романа «Жан Сбогар» Шарля Нодье. Алексей и Лиза читают сентиментальную повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь».
И собственное замечание об уездных барышнях: «что за прелесть эти уездные барышни!»[2] – Пушкин подкрепляет замечанием о самобытности из «Мыслей» Жан Поля: «всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное, особенность характера, самобытность»[3].
Окончание повести «Барышня-крестьянка» датировано Пушкиным с особенной точностью: «20 сент. Болд. 9 ч. в.».
После 20 сентября в работе над повестями наступил непродолжительный перерыв – около трех недель, после которого Пушкин принялся за написание следующей повести – «Выстрел».
Нечто, отдаленно напоминавшее ее сюжет, Пушкин не то слышал, не то рассказал сам еще в лицейские годы. Эта повесть была поставлена на первое место, вероятно именно в силу того, что она была задумана раньше других повестей[4].
В основу повести легли автобиографические воспоминания кишиневского периода (манеж для учения пехоты, трактир, карты, полковая канцелярия) и известные Пушкину рассказы о дуэлях.
Источник: https://vunivere.ru/work54820/page3
“Выстрел” – повести Белкина: анализ произведения А.С. Пушкина
Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» входит в сборник повестей Белкина. Это произведение отличается компактностью и сжатостью, характерными для пушкинской манеры написания прозаических произведений. Повествование ведется от имени некоего подполковника И. Л.
П, бывшего на момент событий молодым офицером российской царской армии. Но в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф, который должен был стреляться с Сильвио.
Это — композиционная особенность произведения, которая дает читателю возможность увидеть события, описываемые в повести, и ее главных героев, под разными углами зрения.
Сначала полковник И. Л. П. знакомит читателя с Сильвио, не военным, но человеком, который любит стрелять, и изрешетил в своем доме все стены. Описание Сильвио и его дома представляет собой экспозицию.
Когда-то Сильвио служил в гусарском полку, но вышел в отставку. Поэтому можно понять его дружбу с офицерами, служившими в том местечке, устраивает для них обеды. Но никто из его гостей не знал, кто он, откуда.
И что было в его прошлом.
Повесть «Выстрел» написана в романтическом стиле. Сильвио — довольно примечательная романтическая личность. Для литературного романтического героя было характерно иметь тайну, тяготившую его душу.
Рассказчик представляет главного героя таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Офицеры нередко заводили разговоры о поединках между собой, но Сильвио такие разговоры не поддерживал.
Даже если у него спрашивали, предпочитал отмалчиваться.
Если присмотреться к Сильвио внимательнее, то перед читателем предстает добрый и порядочный человек, для которого честь – не пустой звук. Он – не убийца. Он может вдавить в стену муху, но всегда находит причину, чтобы не стрелять в человека.
В качестве развлечения здесь же организовывались карточные игры. Конфликт, вспыхнувший во время такой игры, служит завязкой сюжета. Эпизод, когда Сильвио отказался стреляться с Р. – это кульминация главы. Развязка – отъезд Сильвио и рассказ его о графе.
События второй части происходят в другое время и в другом месте. И. Л. П. по семейным обстоятельствам вышел в отставку, и вел жизнь обычного помещика, днем занимаясь хозяйственными делами, а по вечерам скучая о своей прежней жизни. С помещиками он дружбу не водил, жил уединенно. Экспозицией служит описание жизни И. Л. П.
В Н-ском уезде прошел слух о приезде нового помещика с женой. Начинается завязка. И. Л. П. решил познакомиться с новыми соседями и поехал к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Здесь подполковник услышал продолжение той истории, которую ему рассказал Сильвио перед отъездом.
Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь.
И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время. Прошло 6 лет. Сильвио узнал, что граф женился и счастлив. Он понял, что теперь граф не будет так беспечен к собственной жизни.
Тогда он собрался и уехал из местечка, где познакомился с И. Л. П.
Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Можно предположить, что Сильвио, увидев красивую молодую женщину, тоже не захотел отбирать у нее счастье.
Он насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел. Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках.
Рассказ графа о приезде к нему Сильвио служит кульминацией 2-й главы и всей повести в целом.
Таким образом, в повести «выстрел» заложен глубокий смысл. Это повесть о смысле жизни человека, о добре и зле, о чести и бесчестии.
Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/povesti-belkina/vystrel-analiz-povesti.html
Основная идея повести «Выстрел» Пушкина А.С
Прекрасно и замечательно произведение Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», которое вошло в цикл рассказов «Повести Белкина». По сюжету произведения в повести есть рассказчик, которым является не сам автор, а он повествование передает от лица Белкина. Иван Белкин эту историю услышал от людей, которые были ее непосредственными свидетелями.
Стоит внимательнее отнестись и к композиции повести. Она разделена на две небольшие главы, в которых кульминацией действия является поединки. А вот символами таких поединков является выстрелы. Психологическое описание дуэли, которая оказывается прерванной, дается поочередно двумя рассказчиками. Скорее всего, оба они были свидетелями этой дуэли, но воспринимают ее совершенно по-разному.
Первый рассказчик — это непосредственный участник самой дуэли, и на него было направлено дула пистолета. В главах дается точное и подробное описание этих выстрелов, которые несут за собой важнейшие изменения в жизни людей, и не только потрясения.
И вот такое ведение рассказа, его перекрещивание позволяет автору показать более глубокую и трагичную сцену дуэли, которая показывает, что человек может пойти на многое, чтобы добиться не только уважение окружающих, но и уважение самого к себе.
Каждый из пушкинских героев должен был, прежде всего, одержать победу над собой, оно только для этого нужен сильный и вольный дух и обладание самими лучшими нравственными качествами.
Так, один из героев — граф. Он совсем потерял власть над собой и просто предоставил все обстоятельствам. Поэтому он лишился и своей воли, но, главное, достоинства.
Сильвио оказался победителем в этой истории, причем он не только победил противника в дуэли, но он победил его и нравственно. Автор дает каждому из них свой выбор: благородство или унижения и низость.
И такой выбор делает и Сильвио, и граф, опираясь на то, каковы их принципы в жизни и на то, что они ценят в ней больше всего.
Сильвио вызывает странное отношение к себе у читателя. Так, с одной стороны так хочется ему сочувствовать, попытаться понять, почему в его душе нет покоя, и что его так тревожит. Но, с другой стороны, он ведь по отношению к другому человеку, к графу, он ведет себя нехорошо, и этим отталкивает читателя.
Известно, что Сильвио всегда раньше был в полку преуспевающим и первым. Это всегда в нем жило, и он стремился никому и ни в чем не уступать. Он даже во вредных привычках преуспел. Так, если нужно было быть буйным, так как это было модным. Он был в этом первым.
Потом эта мода в армии перешла на пьянство, и здесь он оказался впереди всех.
А когда в моду вошли дуэли, то он стал участником всех. Так, где – то он был главным действующим лицом, а где-то просто свидетелем. Товарищи всегда любили Сильвио, что нельзя было сказать о его командирах, которым он нарушал любой порядок в армии.
Поэтому, когда появился молодой граф, который превосходил его во многом, то Сильвио никак не мог с этим смириться. Каждый раз, когда он его видел, самолюбие Сильвио страдало, и он пытался как-то принизить графа, хотя тот очень был похож на него.
Но зато он постепенно вынашивал свою месть, которую потом все-таки выполнил.
Автор построил свое произведение следующим образом: сначала идет авторское вступление, а затем рассказ уже строится от лица Сильвио, и уже в конце опять авторское отступление, которое подводит итог всему.
Каждая дуэль, описанная Пушкиным, имеет свои характерные детали. Например, первая дуэль — это фуражка главного героя, которую прострелил граф.
Во второй дуэли уже пострадала картина от рук Сильвио, но, уходя, граф тоже выстрелил в нее.
Пушкин очень интересно и в постоянном развитии показывает своих героев. Так, молодой граф в начале повести кажется совершенно равнодушным, он очень уверен в себе и совсем ни на что не обращает внимания, и ничего не боится. Но уже в конце повести он выглядит совсем иначе: он уже постоянно нервничает, боится и старается понять, как же ему все-таки лучше всего поступить.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Как меняется на протяжении всего пушкинского произведения характер и поведение героев, так же изменяется и их речь. Так, Сильвио и граф рассказывают свои истории живо и красочно, но вот повествование самого рассказчика кажется более скучным.
Заметно, что Сильвио любит читать, так как его речь более правильная и грамотная. Предложения его короткие, но точные и описывают подробно действия.
Он эмоционален, поэтому можно понять, что чувствует герой и как он относится к тому, о чем он рассказывает.
Постоянно чувствуется в рассказе и то, что ситуация, конфликт которой с каждой сменой события нарастает, или не сможет разрешиться никогда, или же его конец будет трагичен и печален.
Но все-таки герои стремятся жить так, как они того желают, хотят быть счастливыми. И, несмотря на то, что произведение было написано уже больше, чем сто лет назад, сюжет его по-прежнему остается интересным и актуальным.
Перед читателями в пушкинском произведении открывается новый и эмоциональный мир.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/osnovnaja-ideja-povesti-vystrel-pushkin.html
Любопытная гипотеза о прототипе Белкина требует исторических подтверждений
Басинский: Во фразе “Пушкин – наше все” есть глубокий и полезный смысл
Сергей Сергеевич Ипполитов написал занимательную статью, в которой увлекательно изложил любопытную гипотезу: у Ивана Петровича Белкина, вымышленного Пушкиным литературного персонажа, был реальный исторический прототип. Поколения литературоведов и пушкинистов исходили из аксиомы – прототипа не было, тема закрыта. Автор рискнул опровергнуть сложившийся стереотип и на первый взгляд добился безусловного успеха. А именно: не просто обнаружил реально существовавшее семейство Белкиных, но и установил – на основе изучения архивных документов, – что эти Белкины были ближайшими соседями Гончаровых. Более того, дед Натальи Николаевны Пушкиной имел неоднократные, подтверждаемые документами деловые контакты со своим соседом Белкиным.
И это, вне всякого сомнения, – серьезное научное открытие.
Но на его основе автор формулирует эмпирические гипотезы, ни одна из которых, увы, не нашла пока научного подтверждения. Давайте рассмотрим их по порядку.
ТРИ БЕСПРИДАННИЦЫ
Американский поэт-юрист перевел Пушкина на английский язык
Как полагает уважаемый автор, Наталья Ивановна Гончарова, будущая теща поэта, якобы не только была знакома со своими соседями Белкиными, но даже прочила за одного из них, Александра Михайловича, свою красавицу Натали.
Возникают резонные вопросы: почему младшую дочь и почему именно за этого жениха? Ведь у Гончаровых помимо родившейся в 1812 году Натальи имелись еще две старшие дочери на выданье – Екатерина (1809) и Александра (1811)1.
Не странно ли, что в непростых жизненных обстоятельствах (глава семьи Николай Афанасьевич Гончаров уже был в этот момент душевнобольным) мать хлопочет о замужестве именно младшей дочери-красавицы, в то время как старшие, явно уступающие Натали в красоте, еще не пристроены?
А ведь надо еще учесть, что к 1830-м годам дед Натальи Николаевны успел растратить свое некогда огромное состояние и не мог предложить своим наследникам, включая трех внучек, ничего, кроме 1,5 миллиона долгов. Иными словами, все три барышни Гончаровы были бесприданницами.
Да и знатностью рода похвастаться не могли: дворянство было получено Гончаровыми лишь при Екатерине Великой. О том, чтобы были желающие посвататься к ним, история умалчивает.
И уж как минимум в этих условиях воротить нос от Пушкина с его 600-летним дворянством и связями в большом свете Наталье Ивановне Гончаровой не приходилось.
Важные обстоятельства? Еще какие! Но в статье “Шутка гения?” автор не исследует их.
АЛЕКСАНДР БЕЛКИН ПРОТИВ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
Пять любопытных фактов из жизни Пушкина
Узнав о предстоящей женитьбе обожаемого ею Пушкина, одна из самых влиятельных петербургских дам Елизавета Михайловна Хитрово, дочь фельдмаршала Кутузова и хозяйка великосветского салона, написала поэту: “Долли и Катрин просят передать вам, что вы можете рассчитывать на них, чтобы ввести вашу Натали в свет”2. Долли и Катрин – ее дочери: графиня Дарья Федоровна Фикельмон, супруга австрийского посла, хозяйка модного великосветского салона, располагавшегося в здании австрийского посольства на Дворцовой набережной, дом 4, и графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен, фрейлина императрицы Александры Федоровны.
Кто еще, кроме Пушкина, мог предложить бесприданнице Наталье Гончаровой такой круг близких знакомых и подобное положение в большом свете?!
Этого не могла не понимать и Наталья Ивановна, которой действительно были свойственны и светские предрассудки, и претензии на бонтон – светскую учтивость и изысканность в обращении.
И только ее всем известной вздорностью характера объясняется непоследовательность в общении с будущим зятем.
Вспомним, что в самый последний момент венчание поэта и его “мадонны” едва не расстроилось из-за очередной сцены, которую устроила Александру Сергеевичу будущая теща…
Не будем забывать и про еще один важный нюанс: Александр Сергеевич заложил полученные от своего отца 200 крепостных душ в нижегородском имении Болдино и часть полученных денег потратил весьма оригинально: передал деньги Наталье Ивановне, чтобы та оплатила шитье приданого для Натали. “Взять жену без состояния – я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок – я не в состоянии”3.
Что мог противопоставить столь завидному жениху гвардии штабс-капитан Александр Михайлович Белкин? Тут появляются новые вопросы.
НАДО ИСКАТЬ БЕЛКИНА-ДРАГУНА?
Как музей Пушкина собирал вещи поэта
Я проштудировал несколько официальных справочников, так называемых адрес-календарей, за интересующие нас годы, но ни в одном из них среди офицеров лейб-гвардии не нашел ни подпоручика Александра Михайловича Белкина в 1824-м, ни поручика и штабс-капитана – в 1829-м. Но обнаружил прапорщика лейб-гвардии Драгунского полка Василия Федоровича Белкина, адъютанта генерал-лейтенанта князя Николая Николаевича Хованского4.
Князь Хованский был ветераном наполеоновских войн, его портрет кисти Дж. Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца.
И от Белкина-адъютанта до Пушкина действительно всего “два-три рукопожатия”: поэт был очень хорошо знаком с Натальей Васильевной Булгаковой, урожденной княжной Хованской, теткой боевого генерала и супругой московского почт-директора Александра Яковлевича Булгакова5.
Впрочем, есть и более короткий путь от этого Белкина к Пушкину.
Прапорщик Белкин еще до восстания декабристов служил в одном полку со штабс-капитаном Александром Александровичем Бестужевым (псевдоним Марлинский), одним из видных деятелей Северного тайного общества и активным участником восстания на Сенатской площади. То есть до знакомства с Пушкиным остается всего-навсего “одно рукопожатие”: Бестужев и Пушкин состояли в переписке, есть сведения, что они были лично знакомы в Петербурге еще до ссылки Пушкина на Юг6.
Именно эту ниточку и стоит, по моему мнению, разматывать.
Уверен, что поиск возможных контактов именно Белкина-драгуна с Пушкиным может оказаться весьма перспективным. Приведу лишь один, но весьма существенный аргумент. В момент подготовки “Повестей Белкина” к изданию Пушкин распорядился изменить эпиграф к повести “Выстрел”.
В беловой рукописи имелся только один эпиграф из “Евгения Онегина” – “Теперь сходитесь…”. В напечатанном тексте он был заменен на два: “Стрелялись мы. Баратынский” и “Я поклялся застрелить его по праву дуэли (За ним остался еще мой выстрел). Вечер на бивуаке”7.
Учитывая, что рассказ “Вечер на бивуаке” был написан Бестужевым-драгуном и впервые опубликован в альманахе “Полярная Звезда” за 1823 год, можно уверенно предположить: в момент подготовки в печать “Повестей Белкина” Пушкин, очень любивший эпиграфы и придававший большое значение их выбору, вспомнил о Бестужеве-драгуне и напечатал эпиграф из его рассказа.
В сентябре 1833 года, когда Пушкин, собирая материалы для “Истории Пугачева”, побывал в Казани, адъютантом Казанского военного губернатора генерал-адъютанта и генерал-лейтенанта Степана Степановича Стрекалова8, давнего знакомого поэта еще по Тифлису (1829), был штабс-капитан лейб-гвардии Конно-гренадерского полка Василий Федорович Белкин9. (В 1831-м лейб-гвардии Драгунский полк переименовали в Конно-гренадерский.) Их встреча в Казани была практически неизбежна. Круг замкнулся?
ПРОТОТИПЫ И ОМОНИМЫ
Как долги Пушкина помогли воссоздать его квартиру на Мойке
Ученый арабист и тюрколог, писатель и журналист Осип-Юлиан Иванович Сенковский (он же Барон Брамбеус, Тютюнджи-Оглы, Хаджи-Баба) в один прекрасный день решил воспользоваться пушкинской литературной маской и избрать себе новый псевдоним – А. Белкин. Александр Сергеевич немедленно поспешил дистанцироваться от этой рекламной мистификации редактора “Библиотеки для чтения”: “…спешу Вам объявить, что этот Белкин не мой Белкин и что за его нелепость я не отвечаю”10.
Но какой же его Белкин?
Ответа нет. Причем, даже если факт знакомства Пушкина с Белкиным-драгуном или другим офицером, носящим эту фамилию, документально подтвердится, это не будет означать, что найден прототип пушкинского литературного героя – Ивана Петровича Белкина.
Ведь прототип – это первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Литературный герой обязательно должен иметь те или иные черты своего прототипа. Нет этих черт – нет прототипа.
Одного сходства фамилий недостаточно: в этом случае мы имеем дело не с прототипом, а всего-навсего с омонимом.
Омонимы – слова, совпадающие в своем звучании при полном несоответствии значений.
Точнее всего это формулировал сам автор литературного персонажа – Ивана Петровича Белкина: “Радуюсь, что Сенковский промышляет именем Белкина; но нельзя ль (разумеется, из-за угла и тихонько, например, в “Московском наблюдателе”) объявить, что настоящий Белкин умер и не принимает на свою долю грехов своего омонима? Это бы, право, было не худо”11.
Пока что удалось твердо установить лишь одно: у пушкинского литературного персонажа был реальный исторический омоним. Все остальное является гипотезой, требующей подтверждения. Однако если читатели “Родины”, прочитав наш журнал, решат перечитать или впервые раскрыть “Повести Белкина”, “Родина” до конца выполнит свою просветительскую задачу.
Приятного чтения!
1. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.: Наука, 1988. С. 113, 114. 2. Е.М. Хитрово – Пушкину. 9 мая 1830 г. Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 14. М.: Воскресенье, 1996. С. 91, 410. 3. Пушкин – П.А. Плетневу. Около (не позднее) 16 февраля 1831 г. Москва // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т.
14. М.: Воскресенье, 1996. С. 152. 4. Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1825. В 2 частях. Ч. 1. С.-Петербург: Императорская академия наук; 1825. С. 201; Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1829. В 2 частях. Ч. 1.
С.-Петербург: Императорская академия наук; 1829. С. 246. 5. Черейский Л.А. Указ. соч. С. 52. 6. Черейский Л.А. Указ. соч. С. 37. 7. Пушкин А.С. Письма. Т. III. 1831-1833. Л.; М.: Academia, 1935. С. 392. 8. Черейский Л.А. Указ. соч. С. 420. 9. Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1833. В 2 частях. Ч. 1. С.
-Петербург: Императорская академия наук; 1833. С. 263. 10. Пушкин – М.П. Погодину. Начало мая 1835 г. Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 16. М.: Воскресенье, 1997. С. 24.
11. Пушкин – П.А. Плетневу. Около (не позднее) 11 октября 1835 г. Михайловское. // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 16. М.
: Воскресенье, 1997. С. 56.
Источник: https://rg.ru/2015/10/07/rodina-nemoybelkin.html
«Выстрел» А. С. Пушкин Кратко
Повесть «Выстрел» Александр Сергеевич написал в 1830 году в Болдино. Эта история входит в цикл из пяти прозаических повествований под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Иван Белкин — «одушевлённый» Пушкиным персонаж, молодой владелец поместья, для развлечения время от времени баловавшийся писательством. Из-под его пера вышли пять повестей, в том числе «Выстрел», и он же выступил автором «Истории села Горюхина».
Произведение «Выстрел» написано в струе только зарождавшегося в то время в литературе течения реализм, к которому тяготел Пушкин.
Очень краткий пересказ сюжета повести А.С.Пушкина «Выстрел»
Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сильвио сразился на дуэли с молодым графом. Противник стрелял первым и промахнулся. А Сильвио, заметив, что в молодом человеке нет ни капли страха или сожаления, разозлился и решил отложить своё право выстрела.
Спустя шесть лет, когда его недруг женился, Сильвио отправился к нему в деревню, чтобы воспользоваться отложенным правом. Граф вновь стрелял первым и не попал.
Сильвио навёл прицел на старого обидчика, но увидев искренний страх в его глазах и на лице его супруги, намерено промахнулся. Он лишь выстрелил в картину и покинул дом супружеской пары.
По слухам Сильвио погиб, принимая участие в греческих восстаниях.
Сюжет «Выстрела» выстроен необычно. Рассказ состоит из двух разделов, написанных со слов разных источников — начало истории положено гусаром в отставке Сильвио, а заключение исходит со слов графа Б***.
Чтение пересказа никогда не даст полной картины раскрытой автором литературного произведения. Особенно это касается классической русской литературы. Но понять и запомнить основное в развитии сюжета можно и с помощью краткого содержания.
Однако, прежде чем ознакомиться с очень кратким содержанием «Выстрела», необходимо узнать характеристики персонажей повести, запомнить главных героев рассказа.
Это поможет лучше вникнуть в суть сюжетной линии повествования, чтобы качественно подготовиться к самостоятельной работе, тесту или уроку литературы.
Главные герои повести «Выстрел»
- Сильвио — угрюмый гусар в отставке, великолепный стрелок.
- Рассказчик — армейский офицер, лично знакомый со всеми героями и ведущий повествование.
Второстепенные герои повести «Выстрел»
- Граф Б*** — мужчина, которому чуть больше тридцати, приятной внешности, состоятельный помещик. В молодости был отъявленным повесой, стрелялся с Сильвио на дуэли.
- Графиня Б*** — красавица Маша, во второй части повести — супруга графа.
Краткий пересказ одной из повестей Белкина «Выстрел» по главам
По структуре литературное произведение состоит из двух глав, одна из которых раскрывает зачин истории, другая — подводит к развязке спустя несколько лет. Две части произведения схожи тем, что рассказ идёт от лица одного автора, и отличаются тем, что рассказчик опирается на разные источники в своём повествовании.
Глава 1. История провальной дуэли между Сильвио и графом Б***
Рассказчик, российский офицер, делится историей своего знакомства с гусаром Сильвио. Все вокруг считали этого знакомого странным, угрюмым и загадочным человеком. Он никогда не был болтлив, но однажды под действием обстоятельств срочного отъезда поведал рассказчику историю своей дуэли, поединка шестилетней давности, развязка которого должна будет произойти со дня на день.
Сильвио случилось стреляться на дуэли с одним юным графом, баловнем судьбы и повесой. Граф стрелял первым и промахнулся, подписав себе «смертный приговор», ведь его противник был отличным стрелком.
Обозлённый тем, что пуля противника повредила ему военный головной убор, гусар поднял своё оружие. Но, когда Сильвио прицелился, он увидел, что легкомысленный юноша совершенно равнодушен к происходящему — ест черешню и не испытывает ни капли страха.
Такое поведение возмутило гусара, и он отказался выстрелить. Граф оставил противнику право на выстрел. Сильвио много времени продумывал план мести, сразу после дуэли он оставил службу и уехал.
Решение пришло само собой, спустя шесть лет граф женится, и оскорблённый им когда-то гусар решает взять право своего выстрела в этот радостный момент жизни обидчика.
Глава 2. Реванш Сильвио со слов графа Б***
Спустя несколько лет после беседы с Сильвио рассказчик знакомится с графом Б***. И из его уст он узнаёт чем закончилась история той самой дуэли. Граф и его молодая жена после венчания переехали в деревню, туда же прибыл решительно настроенный Сильвио.
Гусар в отставке настоял на новой дуэли, заявляя, что имеет право выстрелить, но не станет этого делать, если граф останется безоружным. Граф вынужден был согласиться и вновь стрелял первым. Он промахнулся, попав в одну из картин в своём доме. Всё происходило в присутствии молодой супруги графа Маши.
Торжествующий Сильвио прицелился в ответ, но заметив долгожданный испуг в глазах противника и слёзы в глазах его жены, он выстрелил в туже картину намеренно. Он был отомщён, и убивать графа, тем более на глазах молодой жены, больше не было необходимости.
Сильвио погиб несколько позже во времена греческих восстаний в серьёзной битве под Скулянами.
Заключение и выводы по произведению
Александру Сергеевичу свойственно размышлять на тему судьбы, судьбоносных решений и права на выбор в процессе жизненного пути.
В цикле прозаических повествований «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и, особенно, в повести «Выстрел» он поднимает значение влияния судьбы на человеческие жизни, поступки и решения. Великий литератор размышляет о многом, делясь своими предположениями и выводами со своим читателем.
Можно ли распоряжаться чьей-либо жизнью ради удовлетворения чего-то личностного? Стоит ли ради своих амбиций отнимать у другого человека право на счастье или, тем более, жизнь? Имеет ли право человеческое существо решать чью-то судьбу в угоду себе? Главный герой повествования вовремя одумался и увидел в своём противнике обычного человека, а не какую-то «недостигнутую цель». Он поступил мудро и простил врагу обиду. Он смог оставить на совести графа принесённое ему когда-то оскорбление и уйти из дома молодой пары не убийцей, а человеком.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/vystrel
Анализ «Выстрел» Пушкин
«Выстрел» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Произведение «Выстрел» входит в цикл первого прозаического сборника Пушкина под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Оно написано в продуктивный период творчества поэта – Болдинскую осень. Работу над «Выстрелом» Пушкин окончил 14 октября 1830 года, а весь цикл был впервые опубликован в Санкт-Петербурге в 1831 году.
Повесть имеет сложную структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио. Судьбы этих людей переплетаются между собой, а читатель узнает о событиях с точки зрения разных персонажей. Такой прием помогает раскрыть образы героев наиболее объективно.
Повесть состоит из двух частей. В центре каждой – выстрел на дуэли. Первая часть посвящена личности главного героя – Сильвио. Вначале о нем рассказывает подполковник, затем герой сам описывает события, составляющие завязку произведения. О дуэли Сильвио и графа читатель узнает из повествования последнего.
Во второй части «Выстрела» центральной фигурой является граф. Первоначальную характеристику, как будущему соседу подполковника, дает ему Сильвио. Затем сам подполковник делится впечатлениями о новых соседях. В конце повести граф рассказывает о последней встрече с Сильвио, которая произошла во время дуэли. События в «Выстреле» постоянно чередуются с воспоминаниями героев, но это не мешает восприятию произведения, повесть читается удивительно легко.
Литературные критики указывают на интересный прием, который использовал Пушкин. В первом восприятии произведение кажется наполненным романтическими штампами. Здесь есть загадочный герой с интригующим именем. Он – бывший гусар, великолепный стрелок. Ревность, зависть, месть, пощечина, дуэль, ненависть и даже героическая гибель главного героя также присутствуют в сюжете. Но затем оказывается, что романтическая атмосфера повести – лишь красивый фантик. На самом деле произведение глубоко реалистично, да еще с элементами автобиографии поэта.
Исследователи пушкинского творчества считают, что образ Сильвио имеет свой прототип. Это – известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.
Эпизоды с простреленной фуражкой и ягодами черешни под дулом пистолета – факты из биографии самого Пушкина. В Кишиневе во время дуэли с Зубовым молодой поэт ел черешню и сплевывал косточки. Новую шляпу секунданту Пушкина Дельвигу прострелил Кюхельбекер. Задетый насмешками Александра Сергеевича, он нечаянно нажал на курок. Дельвиг чудом остался жив.
Известно, что в молодости Пушкина очень увлекала романтика дуэлей. На его счету около тридцати поединков. Большинство из них приходится на кишиневский период. Пушкин прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую. Такой эпизод также описан в повести «Выстрел».
Образы двух противников (Сильвио и графа) во многом похожи. Оба сочетают в себе «молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную». Причина зависти Сильвио таится в бедности и не столь знатном происхождении. Он ненавидит соперника, который внезапно появился и потеснил Сильвио с пьедестала.
Характеры героев раскрыты в динамике, что противоречит традициям романтизма. В этом проявилось изменившееся отношение автора к идеалам бурной юности. Зрелый Пушкин, как и его герои во второй части произведения, понимает ценность человеческой жизни. Сильвио не убивает своего противника. Ему достаточно потешить самолюбие, увидеть в глазах соперника страх. Постепенно перед читателем возникает образ, далекий от честного и благородного романтического героя. Черты таинственного, мрачного, щедрого и гордого смельчака Сильвио дополняются злобой, мстительностью, желанием победить любой ценой. Ему не хватает элементарной порядочности, чтобы избавить от тягостного зрелища молодую жену графа. Образ Сильвио вызывает у читателей разные чувства. Одни считают его поступки правильными и справедливыми, другие – разочаровываются, испытывают негодование. Нет единого мнения и у литературных критиков.
Окончательно схема романтического произведения разрушается в последнем предложении, где говорится о гибели Сильвио. Пушкин, хоть и косвенно, указывает место и дату этого трагического события. Образ храброго и самолюбивого дуэлянта окончательно приобретает реальные черты.
Мастерство автора проявилось не только в умелом использовании романтического антуража для философских раздумий о чести и смысле жизни. Динамика сюжета, богатство литературного языка и противоречивость поступков главных героев постоянно приковывают внимание читателей к повести «Выстрел».
Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4056-analiz-vystrel-pushkin
“Выстрел” (Пушкин): краткое содержание, главные герои :
«Повести Белкина», написанные Пушкиным в 1831 году, были высоко оценены российской читающей общественностью. Великий поэт на поверку оказался и умелым прозаиком.
Лев Николаевич Толстой назвал пушкинский стиль «Повестей…» замечательной школой для начинающих писателей. Пять произведений предваряет повестью «Выстрел» Пушкин.
Краткое содержание этого произведения является темой данной статьи.
Повесть о нравах дворян
Она глубоко психологична. Ее атмосфера – специфический социум служилых дворян. С одной стороны – имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой – увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто – надуманных или спровоцированных).
Повествование ведется от имени поместного дворянина деревни Горюхино Ивана Петровича Белкина. События происходят в некоем провинциальном городишке, название которого рассказчик запамятовал. Кавалерийский полк, расквартированный в нем, был не переотягощен службой. Офицеры лишь до обеда занимались учебой и верховой ездой в манеже.
Отобедав же у командующего полком или же в трактире, они коротали время за беседою, картами и пуншем. Аристократы в погонах не всегда отличались предупредительностью, и зачастую спор за первенство перерастал в дуэль. Порой соревнование эго разных людей приобретало настоящий драматизм. Об одной такой истории написал повесть «Выстрел» Пушкин.
Краткое содержание ее сводится к истории одного отсроченного дуэльного выстрела.
Главный герой – отставной гусар
Композиция произведения выстроена автором по законам интриги, проявляющейся в столкновении интересов его героев.
Мы знакомимся с отставным гусарским офицером Сильвио (итальянское имя обманчиво, под ним скрывается человек сугубо русский). Ему 35 лет. Его образ жизни, как очевидно, не претерпел изменений со времен гусарской службы.
Его дом постоянно открыт для военных, им неизменно предоставляется обед из нескольких блюд, приготовленный слугой Сильвио, отставным солдатом. Хотя, с другой стороны, домом это жилище назвать можно лишь условно.
Это трудно представить нашему современнику, но по словам Александра Сергеевича, его стены и потолок изрешечены пулями настолько, что напоминают пчелиные соты. Сильвио каждый день упражняется в меткости стрельбы. О его умении одним выстрелом убить муху, не вставая с кресла, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин.
Краткое содержание произведения для сравнения упоминает, что среди гусар мастером стрельбы считается попадающий с десяти шагов в карту десять раз кряду. Очевидно, что умение Сильвио – на порядок выше. И он действительно пользуется неоспоримым авторитетом у своих гостей- офицеров. Он проницателен, он бесстрашен, он щедр с друзьями…
Мотивированная попытка избежать конфликта нового
Впрочем, однажды это уважение поколебалось… И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.
(Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои – современники великого поэта.)
Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера – он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки.
Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).
Ситуация накалилась до уровня дуэли… Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины.
Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного).
Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех – трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам…
Объяснение Сильвио Ивану Белкину
Впрочем, через некоторое время гостеприимный 35-летний мужчина все-таки восстановил свой статус в офицерской среде. Однако у рассказчика Белкина (повесть излагается его устами) остался неприятный осадок от невостребованной Сильвио у незадачливого поручика дуэли.
Далее, следуя правилам литературной интриги, при загадочных обстоятельствах разлучает Ивана Белкина с Сильвио Пушкин. Повесть «Выстрел» рассказывает о внезапно полученном Сильвио письме, которое тот ожидал давно.
Главный герой торопился до такой степени, что уезжал немедля в ночь. Впрочем, не забывая о традициях, он пригласил офицеров на прощальный ужин, при этом попросив рассказчика прийти обязательно.
Почему он по-особому относился к Белкину? Пушкин здесь достаточно убедителен. Молодой офицер до эпизода с дуэлью восторженно относился к Сильвио, считая его образцом, идеалом мужчины и офицера.
Главный герой, человек опытный, наверняка ощутил перемену отношения рассказчика к своей особе. Кроме этого, Сильвио считал Белкина своим другом, поэтому и решил напоследок объяснить ему свое поведение.
Сильвио сообщил Белкину, что не имел права ставить даже под ничтожный риск (пусть даже из-за пьяного сумасброда-поручика свою жизнь), поскольку бережет ее для другой, отложенной дуэли.
И из уст главного героя полилась захватывающая воображение читателей речь… Таким приемом в повествование, где прежде преобладал сугубо бытовой характер, внезапно вносит романтику Пушкин.
Повесть «Выстрел» знакомит нас с воспоминаниями Сильвио о своих гусарских временах, событиях ярких, драматических…
Конфликт Сильвио и нового офицера
Сильвио, беседуя с Белкиным, достал фуражку с околышем, пробитым на вершок от головы. Ловкий Пушкин нашел прием, чтобы сразу заинтриговать читателя. Полился рассказ главного героя о своих гусарских временах, когда гусары в нем «души не чаяли», а начальство, смирившись, воспринимало как «неизбежное зло». Лихим он был и воином, и дуэлянтом. Его считали первым буяном в армии.
Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.
Каким был тот, имя и титул которого Сильвио намеренно не назвал? «Блистательный счастливец», «отпрыск знатной фамилии»… Громкое имя, беспечная храбрость, острый ум, красота, бешеная веселость и бесконечные деньги, щедро бросаемые на ветер… Первенство Сильвио пошатнулось, но он знал, что нужно делать. О его намерении убить счастливого соперника на дуэли рассказывает дальнейший сюжет.
«Выстрел» Пушкина с помощью художественных средств достоверно знакомит нас с той ситуацией, которую современные психологи называют конкуренцией альфа-самцов. Старый кумир гусарского общества приревновал к новому неформальному лидеру.
Дуэль – первая кульминация повести
Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей.
Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней – вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио…
Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.
Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.
О таких людях говорят: «Нервы – как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.
Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» – подумал он.
О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования.
Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.
Решение Сильвио – морально победить соперника позже
Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.
Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио – природный лидер. Направленность его личности – постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.
О резонном замысле Сильвио повествует произведение «Выстрел» Пушкина. Интерес к жизни в его пока что непобедимом визави вскоре возобладает над беспечным отношением к смерти. Богатство и устроенность наверняка со временем превратят его соперника из отчаянного гусара в самого обычного помещика и обывателя.
А что может заставить мужчину более полюбить жизнь, чем любовь, свадьба и желание создать семью? На это и рассчитывал Сильвио… Он уволился с военной службы и уехал на время, обязав друзей сообщить, когда его противник по дуэли соберется жениться. Прошли годы… Тридцать пять лет – это время, чтоб обзавестись домом, семьей… Но не таков Сильвио.
Он внутренне остается все тем же офицером, жаждущим получения первенства в давнем споре. Для него это более чем принципиально.
Помещик Белкин гостит у графской четы
Со времен службы Ивана Белкина в полку прошли годы и годы… Он – поместный дворянин и занимается хозяйством. Узнает же он о судьбе своего друга Сильвио совершенно случайно, нанеся визит вежливости соседям-помещикам.
В диалоге гостя и хозяев знакомит читателей с продолжением отложенной дуэли Пушкин («Выстрел»). Герои встречаются именно так, как задумал Сильвио. Он неожиданно появляется в доме визави, когда тот менее всего готов.
Они (муж и жена) носят титул графа и графини, богаты и редко бывают в своем обширном и шикарном поместье. Проявив гостеприимство, супруги приглашают соседа-помещика Белкина в гостиную. Там, рассматривая картины, он замечает в одной из них, изображающей пейзаж Швейцарии, две пули, всаженные одна в другую, и говорит об удачном выстреле графу.
Об их дальнейшей беседе подробно повествует рассказ пушкина «Выстрел». Наконец полностью вырисовывается нить авторской интриги. Белкин рассказывает, что лучший стрелок, которого он знал, стрелял трижды в день. Граф справляется о его имени. Узнав же, что того зовут Сильвио, бледнеет и признается, что вторая пуля в картине выпущена им при драматических обстоятельствах.
Замысел Сильвио удался
Как-то в первый год после женитьбы граф с графиней возвратились порознь с конной прогулки. Заупрямилась лошадь графини. Граф, возвратившись домой ранее, обнаружил у себя в доме Сильвио, предъявившего свое право на ответный выстрел. Граф оказался тем самым давним соперником, о повторной дуэли с которым мечтал Сильвио.
Описанием их встречи заканчивает свою повесть Пушкин («Выстрел»). Анализ этого поединка нервов (а именно в него превращает Сильвио свое требование ответного выстрела) заканчивается его полной психологической победой.
Мастер дуэли
Во-первых, 35-летний мужчина не опустился до банального убийства (его выстрел наверняка бы оказался смертельным). Ведь более всего он хотел получить моральную сатисфакцию над противником, а значит – победу окончательную. Он торжествовал, он наслаждался местью.
Почему-то вспоминаются слова, написанные гораздо позже и произносенные Доном Капоне: «Месть – блюдо особенное, наслаждаться им нужно, когда оно остыло…». Сильвио тянул время. Он запросил зажечь все свечи в зале.
Затем, не обращая внимания на призывы графа «быстрее закончить дело», целую минуту держал его на прицеле. Эта минута оказалась самой страшной в жизни его оппонента. И лишь потом Сильвио пошутил, что поскольку его пистолет не заряжен черешневыми косточками, то он желает начать поединок «с чистого листа», т.
е. на стандартных условиях, начиная с розыгрыша права первого выстрела. Теперь психологическое преимущество всецело принадлежало ему…
Моральная победа Сильвио. Развязка композиции
Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен. Он промазал, всадив пулю в картину с швейцарским пейзажем. Настало время выстрела Сильвио. И тут в гостиную подоспела графиня. Она пала к его ногам, умоляя не стрелять. Сам граф был ни жив ни мертв от потрясения…
Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым.
Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа.
Это был феноменальный выстрел – память для графской четы на всю оставшуюся жизнь…
Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.
Вместо заключения
Так ли важно, какая была в произведении классика главная мысль? «Выстрел» Пушкина, пожалуй, таковой не имеет. Зато в нем есть другое: экспрессия, интрига и… классическая композиция. Именно поэтому Лев Толстой призывал начинающих прозаиков научиться писать у Пушкина. Посудите сами:
– Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).
– Первая кульминация (первая дуэль).
– Вторая кульминация (вторая дуэль).
– Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).
Источник: https://syl.ru/article/201697/new_vyistrel-pushkin-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi