«Бежин луг»
В прекрасный июльский день охотился я за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Уже вечерело, когда я решил вернуться домой. Я взобрался на холм и вместо знакомых мест увидел узкую долину, напротив стеной возвышался частый осинник.
Я пошёл вдоль осинника, обогнул бугор и очутился в лощине. Она имела вид котла с пологими боками, на дне её стояло несколько больших белых камней — казалось, они сползлись туда для тайного совещания.
В долине было так глухо и уныло, что сердце у меня сжалось.
Я понял, что окончательно заблудился и решил идти по звёздам. Вдруг я увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Прямо подо мной в темноте горели и дымились два костра. Я понял, что зашёл на Бежин луг. Ноги мои подкашивались от усталости. Я спустился к кострам и обнаружил там ребятишек, которые вывели лошадей в ночное.
Я прилёг и стал наблюдать за мальчиками. Из разговоров я понял, что их звали Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Старшему из них, Феде, было лет 14. Это был стройный, красивый мальчик, который, судя по одежде, принадлежал к богатой семье.
У Павлуши была неказистая внешность, но взгляд умный и прямой, а в голосе звучала сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражало тупую заботливость. И ему, и Павлуше было не более 12-ти лет. Костя, маленький, тщедушный мальчик лет 10, поражал задумчивым и печальным взором.
Ване, прикорнувшему в сторонке, было всего лет 7.
Я притворился спящим, и мальчики продолжили разговор. Ильюша стал рассказывать о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Вдруг наверху кто-то затопал, потом стал по лестнице спускаться, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. А потом вдруг кто-то как закашляет. Напугал домовой мальчишек.
Новый рассказ начал Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес по орехи и заблудился. Стемнело. Присел Гаврила под деревом и задремал. Проснулся он оттого, что его кто-то зовёт. Смотрит Гаврила — а на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся.
Гаврила взял и перекрестился. Русалка смеяться перестала, заплакала жалобно. Гаврила спросил, почему она плачет. Плачет она оттого, что Гаврила перекрестился — ответила русалка. Если бы он не крестился — жил бы с ней весело, а теперь и он до конца дней плакать будет.
С тех пор Гаврила невесёлый ходит.
В отдалении раздался протяжный звук, в лесу отозвались тонким хохотом. Мальчишки вздрогнули и перекрестились. Ильюша рассказал историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту.
Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит Ермил: на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!».
А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!».
Вдруг собаки залаяли и кинулись прочь. Павлуша бросился за ними. Вскоре он вернулся и сказал, что собаки почуяли волка. Я изумился храбрости мальчика. Ильюша между тем рассказал о том, как на нечистом месте встретили покойного барина, который искал разрыв-траву — уж очень могила на него давила.
Следующая история была о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит — баба идёт; пригляделась — а это она сама, Ульяна. Потом Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.
Помолчав немного, мальчишки начали обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказал о мальчике, которого водяной утащил под воду. Уснули ребята только к рассвету. В том же году Павел убился, упав с лошади.
Одним июльским днем, рассказчик ездил на охоту в Чернский уезд, что в Тульской губернии. Возвращаясь вечером с охоты, он заблудился и попал в лощину. Пройдя дальше, увидел равнину, которую огибала река. Это был Бежин луг. Вокруг двух костров сидели ребята. Рассказчик стал наблюдать за мальчишками. Из разговора выяснилось, что самому старшему Феде было четырнадцать лет. Павлуша был на вид неказистый, но взгляд у него был умный. Ильюша выглядел озабоченным. Им с Павлушей было примерно по двенадцать. С ними был десятилетний задумчивый Костя и семилетний Ваня, дремавший в тот момент. Притворившись спящим, рассказчик слушал разговор. Ильюша поведал историю о том, как он ночевал на фабрике. Тут послышались шаги, наверху кто-то ходил. Шаги стали спускаться и подошли к двери. За открывшейся дверью никого не оказалось. А потом кто-то закашлялся, это были проделки домового.
Костя рассказал как заблудившийся в лесу плотник Гаврила, уснул под деревом. Он проснулся, услышав, как его зовут по имени. На дереве смеялась русалка. Гаврила перекрестился и русалка расплакалась. На вопрос Гаврилы, почему она плачет, русалка ответила, что из-за того, что он перекрестился. С тех пор русалка все время плачет, а Гаврила грустный ходит. В лесу раздался хохот, мальчишки перекрестились. Ильюша стал рассказывать, как на плотине был похоронен утопленник. Возвращавшийся ночью с почты псарь Ермил, нашел на могиле белого барашка.
Решил он его забрать. Барашек не испугался, только очень внимательно смотрел. Ермилустало не по себе. Он приговаривал: « Бяша, бяша». А барашек ему в ответ: «Бяша, бяша». Вдруг напуганные собаки бросились убегать, Павлуша побежал за ними. Возвратившись, он сообщил, что те испугались волков. Ильюша рассказал еще несколько историй: как покойный барин искал разрыв-траву, как бабка ходила гадать на паперть, кого не станет скоро. После небольшой паузы, мальчишки стали говорить о том, каковы отличия водяного от лешего. Костя поведал историю, как мальчика водяной утащил за собой. Ребята легли только к утру. В том же году, Павел погиб, упав с лошади.
Источник: https://www.allsoch.ru/turgenev/bezhin_lug/
Краткое содержание Бежин луг Тургенев для читательского дневника
Главный герой произведения, он же рассказчик, в один из погожих июльских дней отправляется на охоту. На обратном пути герой понимает, что заблудился и не может найти дорогу домой.
Остановившись на ночлег на лугу в компании крестьянских мальчишек, рассказчик, притворившись спящим, наблюдает за детьми, слушает их разговоры. Внезапно один из мальчиков устремляется вслед за залаявшими собаками и, спустя время, возвращается с ними.
В конце повествования рассказчик говорит о трагической смерти мальчика в этом же году.
Главная мысль рассказа – духовная красота русского крестьянства.
На примере крестьянских детей с их предрассудками и суевериями, с одной стороны, и безрассудной смелостью, с другой, автор через описание внешности детей, через отношение к их рассказам раскрывает перед читателями поэтический мир народных примет и сказок о разной «нечистой силе», гармонично дополняя его картинами живой природы.
Читать краткое содержание Бежин луг Тургенева
Главный герой произведения, он же является рассказчиком, отправляется на охоту за тетеревами в Тульской губернии. Погода выдалась чудесной, стоит погожий июльский день, охота прошла удачно, рассказчик настрелял много дичи.
Вечером, в прекрасном расположении духа, он со своей усталой собакой возвращается домой, но вскоре понимает, что заблудился. Между тем надвигается ночь.
Рассказчик забредает в какой-то незнакомый осинник, а потом оказывается в какой-то распаханной лощине.
Так и не найдя дорогу домой, рассказчик решает идти наудачу по звездам и случайно оказывается на Бежином лугу неподалеку от реки. Рассказчик замечает у подножия холма костер и людей. Навстречу ему с лаем устремляются две собаки.
Подойдя ближе, он видит, что у костра сидят деревенские ребятишки. Уставший, он решает заночевать у костра вместе с этими мальчишками, пришедшими с табуном лошадей и двумя собаками в ночное.
Рассказчик притворяется спящим и исподволь наблюдает за сидящими у костра детьми, дает описание их внешности, прислушивается к их разговорам.
Мальчиков пятеро: Федя, Костя, Павлуша, Илюша и Ваня. Федя – мальчик четырнадцати лет, самый старший из детей, судя по одежде и манере поведения, является выходцем из богатой семьи. С ребятами поехал, видимо, ради забавы.
Павлуша – мальчик примерно двенадцати лет, он сразу понравился рассказчику, несмотря на довольно простую внешность: с черными волосами, нескладным телом, тусклым лицом, но в целом произвел впечатление человека с неким внутренним стержнем.
Илюша было двенадцать лет, горбоносый, с подслеповатым лицом, но знающий много народных примет, поверий, историй о нечистой силе. Костя – мальчик лет десяти и самый младший – Ваня лет семи, который практически всю ночь спит под рогожей и не принимает участия в разговоре.
Первым приступает к рассказу Илюша. Он вспоминает, как ночевал с другими ребятами на бумажной фабрике и они слышали там домового. Детям казалось, будто ночью над их головами кто-то ходил, стучал, кашлял. Потом некто спустился к ним по лестнице, распахнул двери. Они никого так и не увидели, но все равно очень испугались.
Следующую историю рассказывает своим товарищам Костя – о плотнике Гавриле и его встрече с русалкой. Гаврила ходил в лес за орехами, но заблудился и решил дождаться наступления утра в лесу. Проснулся Гаврила от того, что кто-то его звал. Открыв глаза, он увидел сидящую на ветвях русалку, которая звала его к себе.
Как только мужчина осенил себя крестным знамением, русалка начала плакать. Она пожелала Гавриле, чтоб он также горевал до конца своих дней, как она сейчас. После этой встречи Гаврила стал всегда ходить невеселым.
Затем Илюша заводит разговор о происшествии на плотине, том гиблом месте, где был похоронен утопленник.
Мальчик Илюша рассказывает о случае, когда приказчик отправил местного псаря Ермилу на почту, возвращался тот уже ночью. На могиле утопленника Ермила заметил красивого белого барашка и решил взять его себе. Сев на лошадь и продолжив свой путь, Ермила вдруг заметил, что барашек смотрит на него буквально человеческими глазами.
Ермила стал ласково гладить барашка, но тот внезапно оскалил зубы и стал его передразнивать.
Разговор мальчиков внезапно прерывается собачьим лаем. Павлуша, вскочив на коня, исчезает в темноте. Затем возвращается с собаками, сказав, что, вероятно, они почуяли волка, но бояться не стоит. Затем дети продолжают беседу.
Илюша рассказывает о встречах жителей Варнавиц с покойным барином. Тот искал разрыв-траву, чтобы избавиться от давления могилы. Костя удивился, что можно видеть покойника в обычный день, а не в родительскую субботу. Но Илюша утверждает, что это возможно.
Также Илюша рассказывает о народном поверье: если в родительскую субботу сесть на церковную паперть и смотреть на проходящих мимо, то можно узнать, кто умрет в скором времени.
Далее он повествует о некой бабе Ульяне, которая именно в такой день увидела себя со стороны, бредущую мимо церковной паперти. Далее дети говорят о солнечном затмении, потом разговор переходит на леших.
Затем Павлуша идет на реку за водой, а дети в его отсутствие говорят о водяном, вспоминают утопленника Васю, тот случайно утонул, играя на берегу, о его бедной матери. А Павлуша, вернувшись, рассказал друзьям, будто ему послышалось, как кто-то Васиным голосом звал его из-под воды. Илюша со страхом замечает, что это плохая примета.
Поговорив некоторое время, дети засыпают. Наутро рассказчик прощается с детьми. Затем он с прискорбием сообщает о трагической гибели так понравившемся ему Павлуши в этом же году. Мальчик разбился, упав с лошади.
Очень кратко Бежин луг
В 1847 – 1851 г.г. Иван Тургенев написал цикл рассказов «Записки охотника», в состав которого вошел «Бежин луг». Суть рассказа заключается в том, что в центре сюжета ребята, которые пошли в ночное пасти табун лошадей.
Чтобы время проходило незаметно и не хотелось спать, мальчишки рассказывают различные «страшные» истории: о домовом, о встрече плотника Гаврилы с русалкой, об Акулине, которую «испортил водяной». В финале рассказа один из ребят – Павел, погибает, упав с лошади.
А виной его смерти стал голос утопленника.
Главная мысль рассказа Бежин луг Тургенева
Главная мысль классического произведения «Бежин луг» в том, что Тургенев Иван Сергеевич, показывает способность видеть красоту в привычном.
Показывает, что, оказывается, человек способен ценить красоту природы. Обращает внимание читателя на незримую связь между природой и человеком.
И, самое важное, подчеркивает мысль, что люди разные по возрасту, уровню развития, воспитанию способны вести продуктивный диалог.
Бежин луг Тургенев краткое содержание
Тургенев, он же рассказчик, в один из июльских дней охотился на тетеревов. Это происходило в Тульской губернии.
Охотник настрелял достаточно дичи и вечером уставший, но довольный возвращался домой. Сумерки спустились быстро и Тургенев немного заплутал.
Сначала он долго шел вдоль осинового леса, затем неожиданно очутился в лощине. Понимая, что идет не совсем туда, рассказчик решил ориентироваться по звездам и в конце концов вышел к ровной местности, которую в Тульской губернии называли Бежин луг.
Эту равнину огибала речушка, недалеко от которой Иван Сергеевич заметил костер, а вокруг него фигуры людей.
Чтобы немного отдохнуть, рассказчик принял решение подойти к людям. Когда он подошел ближе, то увидел крестьянских ребят, которые были в ночном, то есть пасли табун лошадей.
Иван Сергеевич попросил разрешения переночевать с ними. Ребятишки согласились. Тогда рассказчик прилег у костра и стал внимательно слушать их истории, в то же время любуясь природой.
Нужно сказать, что ребятишек было пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Иван Сергеевич тщательно описывает внешность каждого мальчишки. У Феди были «красивые и тонкие черты лица». Павлуша был неуклюжим, с рябым лицом.
Лицо Ильи «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». У Кости делает акцент на задумчивых и печальных глазах. Ваня был самым маленьким среди ребят и спал, укрывшись рогожкой.
Тургенев сделал вид, что дремлет, а сам слушал неспешный разговор мальчишек.
Первым рассказывал Илья о том, что ему как-то пришлось заночевать на бумажной фабрике. Именно в ту ночь он слышал домового. Он говорит, что там непонятно кто ходил, стучал, а потом распахнул двери в помещение, где спали ребята.
Можно подвести итог его рассказу, процитировав Тургенева: «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».
Следом за Ильей стал рассказывать Костя историю о плотнике по имени Гаврила. Этот Гаврила пошел собирать лесные орехи, но с ним случилась оказия – он заблудился. Тогда Гаврила принял решение заночевать в лесу, и именно в это время стали с ним происходить необъяснимые события.
Во-первых, Гавриле стало чудиться, что его кто-то зовет. Он решил посмотреть, кто же это и увидел русалку, сидящую на дереве.
Тогда, как православный человек Гаврила наложил крестное знамение, а русалка в ответ рассмеялась, потом расплакалась и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». На том она исчезла, а Гаврила перестал даже улыбаться с той поры.
Ночь тем временем спускалась все ниже, и с реки послышался звук, похожий на стон и вой одновременно. Тогда Илья помянул Бога.
Наконец ребята успокоились и продолжили беседу.
Снова стал рассказывать Илья о плотине на реке, которую прорвало недавно, но важной темой его рассказа стал утопленник, похороненный недалеко от нее.
Главный герой его рассказа – Ермил, которого отправили на почту, но он по какой-то причине припозднился и, переходя плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Ермила взял барашка с собой. Пока он его вез, то заметил, что животное смотрит преданно в глаза. Решил он его погладить, ласковые слова говорить, а баран-то зубы оскалил да по человечьи его слова повторил…
Неожиданно забеспокоились собаки, и мальчишки предположили, что к табуну подкрался волк. Павел тогда принял решение бежать, посмотреть, что там происходит. В конце концов выяснилось, что табуну ничто не угрожает.
Беседа мальчиков мерно потекла дальше.
Илья вспомнил, что в местечке Варнавицы, часто стали видеть давно умершего барина по той причине, что могила «сильно на него давила».
Костя высказал свое удивление, что покойника видят не только в родительский день. Тогда ему пояснили, что в Радоницу можно узнать, кто скоро преставится.
Для этого сесть надо на паперть и смотреть на прохожих. Например, бабушка Ульяна таким образом увидела саму себя.
Мальчишки ненадолго замолчали. В это время над ними пролетел голубок белый.
В это время со стороны речки раздался пронзительный крик цапли. Вот тогда-то пришло время вспомнить о лешем. О том, что леший не может кричать, что он нем как рыба, а только «в ладоши хлопает да трещит».
Павел пошел к речке набрать водицы. В этот момент ребятишки обсуждали тот факт, что в таком случае водяной может человека схватить да в свое царство подводное утащить.
К слову помянули Акулину-дурочку, которую «водяной испортил». Привели в пример мальчонку по имени Вася, который утонул по неосторожности.
Павел к этому времени вернулся к костру и поведал мальчикам, что когда он черпал воду, его кто-то голосом Васятки звал.
Близилось утро, и разговор мальчиков постепенно прекратился.
Иван Тургенев проснулся рано, собрался, кивнул Павлу на прощание и пошел вдоль речки к дому.
Повествование рассказчик завершает таким замечанием: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/turgenev/bezhin-lug
Тургеневское наследие и «Бежин луг»: краткое описание содержания произведения
Меню статьи:
«Бежин луг», краткое содержание которого будет представлено ниже, был представлен публике в середине XIX века, творение тургеневского пера вышло на легендарных страницах «Современника».
«Бежин луг» можно условно сгруппировать в констелляцию из миниатюрных произведений: читатель увидит повествование о Бежином лугу также в «Записках охотника». Произведение Иван Тургенев создал в стиле реализма, однако черты романтизма там все-таки присутствуют тоже.
Это подтверждается красочным, интригующим образом природных красот, веры в легенды, приметы и обычаи, переплетающихся с событиями, которые происходили в действительности, в опыте центральных персонажей «Бежиного луга».
Ключевые действующие лица «Бежиного луга»
Действующих лиц – несколько. Повествование ведет главный герой, увлеченный охотой. Автор в подробностях рассказывает о том, как охотник примкнул к компании подростков. Известно, что ему удалось добыть много дичи, а после – поздно возвращаться домой.
Долгие скитания, поиски дороги «по звездам» привели охотника на Бежин луг, где возле холма расположились обычные сельские ребята, выпасали и сторожили лошадей, им помогали два больших пса. Охотник попросился на ночлег. Заняв место у камелька, главный герой погрузился в страшные рассказы отроков.
Компания насчитывала пять ребятишек: Илью, знающего множество легенд из демонологии; Пашу – умного и смышленого не по годам мальчика, участвующего в дискуссии. Также компания включала Федю – самого старшего, очевидно, богатого, оказавшегося среди ребят из-за желания развлекаться. Ваня (мальчик семи лет) вместе с Костей постоянно дремали.
Активными собеседниками в компании выступают Илья и Павлуша, юноши по очереди рассказывают страшные истории, якобы из жизни, параллельно не забывая о своих прямых обязанностях – выпасать и сторожить лошадей.
Героями повествований выступают русалки, домовые, лешие и другая нечисть – герои древнерусских сказок и небылиц.
Юноши верят в мифичных созданий, воодушевляя их, награждая сверхъестественными способностями, однако, вовсе не задумываясь о том, видел ли кто-то таких мифических существ в реальной жизни.
Автор указывает и условное место действия: Российская империя, Чернский уезд, Тульская губерния. Далее рассказ можно условно разделить на главы.
О специфике рассказа Ивана Тургенева
В начале «страшного» повествования, главный герой охотник притворялся спящим. Это и позволило ему подслушать страшные, и, вместе с тем, интересные рассказы. Колорита тексту добавляют просторечные высказывания и архаизмы, такие как «авось», «эвто», «онучи», «дескать», «свитка», «откентелева».
Стоит отметить, что Тургенев очень любил общение с простым, крестьянским народом. В произведениях Тургенев не упускал возможности продемонстрировать, что это такие же люди, как и дворяне. Некоторые рассказы построены на реальных событиях, с вкраплением фольклорных мотивов, другие – попросту деревенские слухи, мастерски приукрашенные мальчишками.
Беседы развивают фантазию и щекочут нервы главным героям, как результат – волнение мальчишек от малейшего звука, то волнение лошадей, которых Павлуше довелось успокаивать.
А фантазия у отроков замысловатая, чего только не придумает от страха человек русский! В мечтаниях парней и лохматый, хозяйственный домовой; и прекрасная, но обиженная русалка-охотница за душами человеческими, оживающие покойники и демоны в овечьей шкуре. Все это мальчишки мастерски пересказывают друг другу у костра.
Начало повествования и первый страшный рассказ
Илюша – рассказчик-мастер, он рассказал страшных историй больше всех собравшихся у костра. Автор описывает юношу как очень суеверного мальчишку, с не очень привлекательной внешностью. На лице героя застило озабоченное, и даже туповатое выражение, герой верит во всю возможную нечисть и ее сверхъестественность.
Илюша носит латаную одежду, но чистую, поскольку юноша происходит из небогатой, многодетной семьи. С детских лет герой подрабатывал на заводе по производству бумаг, помогая братьям.
Илюша интересовался сельскими суевериями, поверьями, ритуалами, обычаями. Искренняя и святая вера в волшебство позволяла мальчику приобщать товарищей к этим традициям. Читателям может показаться, что юноша фанатик русских небылиц, построенных на запретах. Если их не соблюдать – можно оказаться либо в опасности, либо и вовсе умереть наглой смертью.
Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием грустного произведения “Му-му”, в котором Иван Тургенев раскрыл порочность и пагубность крепостного строя.
Первый его рассказ был про домового на заводе, где производилась бумага. Известно, что Илюша в компании других ребятишек, работающих с ним, велено было провести ночь, устроившись на территории фабрики. Сначала мальчики услышали странные звуки: кто-то громко топал, шел по ступенькам и даже приближался к дверному проему.
Внезапно, створки двери распахнулись… однако мальчики увидели только пустоту. Спустя несколько секунд, послышался кашель, так домовой напугал ребят. Хорошо, что на сей раз не тронул, можно прочесть между строк. Невежество и средневековое мышление юноши вызывает некую жалость, удивление, и, возможно, сочувствие, но не симпатию.
Продолжение историй
Повествование продолжилось Костей, который рассказывал о местном мастере по имени Гаврила. Мастер был плотником. Однажды мужчина отправился в лес, чтобы собрать орехов, но потерялся и не нашел дорогу обратно. Стемнело, но из лесу выйти не удалось, поэтому Гаврила заночевал среди лесной чащи.
Задремав, мужчина услышал странный зов: кто-то называл Гаврилу по имени. Плотник увидел, что на ветке дерева сидит русалка. Речной призрак смеялся и звал мужчину уйти вместе.
Перекрестился Гаврила, однако увидел, что русалка принялась плакать и громко причитать: «Мол, не стоит креститься, потому что ты выглядишь человеком добрым, мы бы могли прожить веселую и долгую жизнь, а от креста я умираю. Не только я буду плакать, теперь и ты ходи в печали до смерти».
После этого случая плотника словно подменили, ходит печальный да не веселый. Взгляд пустой да мрачный, так описывают односельчанина мальчишки, внушая себе и другим, что такое депрессивное состояние не что иное, как ужасающее русалочье проклятие.
Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание сборника рассказов “Записки охотника” Ивана Тургенева
Протяжный, жуткий, внезапный звук нагнал на ребятишек страх. Успокоившись, повествовать о страшном продолжил Илья. Он повествовал о баране, появившемся на могиле человека, который утонул. Барашек был непростым и умел говорить. История такая: местность, где утопленники находили последнее пристанище, считалось недобрым, оскверненным.
Однажды потонувшего человека похоронили на месте прорванной дамбы. В это же время один псарь отправился на почту по приказу приказчика. Обратный путь проходил через место захоронения: псарю довелось идти назад поздно вечером, чтоб скоротать путь решил он «срезать». Взгляд путника остановился на месте последнего покоя утонувшего: белый баран стоял на кургане.
Мужчина подумал, чего добру пропадать, да и забрал барашка себе. Барашек вел себя спокойно, не вырывался, однако долго вглядывался в глаза новому хозяину. Путник не на шутку перепугался, решив приласкать животное, называя барашка Бяшей. Однако внезапно баран оскалился, показал клыки и заговорил человеческим голосом, повторив имя «Бяша».
Залаяли псы, напугав ребят, не позволив Илье окончить рассказ. Участники беседы не узнали, что за нечистая сила была в образе барашка: то ли сам черт принял баранье подобие, то ли душа умершего таким образом искала покоя. Паша быстро убежал, чтобы привести собак, но в скором времени возвратился на лошади.
Юноша рассказал: показалось, будто поблизости волки, однако так и не увидел нигде хищников.
Следующий пересказанный кошмар
Успокоившись, ребята решили продолжить «страшные» рассказы. Илья вспомнил, что на территории Варнавиц частенько приходилось видеть одного уже усопшего барина. Покойник искал специальные травы, которые помогли бы ослабить давление могилы. Это уже второй рассказ за вечер, повествовавший об усопших.
Вообще, древние славяне много внимания уделяли траурным суевериям, повязанных со смертью. Не зря сей рассказ очень удивил Костю, потому что тот считал: мертвые приходят только по так называемым родительским субботам.
Илья ему возразил, и вдобавок рассказал: в этот день, действительно, открываются знания о том, кому скоро предстоит отправиться в мир иной. Для того чтобы вычислить будущего «покойника», необходимо расположиться у паперти церкви, а потом – внимательно наблюдать: первый, кто пройдет мимо, скоро скончается.
Однажды бабушка Ульяна предвидела собственную смерть, когда села у паперти и увидела саму себя, проходящую мимо.
Рассказ всех погрузил в раздумья… юноши затихли, но вскоре увидели мимо пролетавшего белого голубя. Такой «знак» оживил в них воспоминания о происшествии в Шаламове, там случилось «предвиденье небесное» (название солнечное затмения, принятое в народе). Илья вспомнил Тришку.
Имелся в виду некий лицемерный человек, который внезапно появлялся во время затмения. О таком человеке ходили легенды: отличительная черта Тришки – неуловимость. Словить или же предать суду Тришку невозможно. Сверхчеловек, в разумении мальчика, который чудесным образом сможет и освободиться от кандалов, и сбежать из цугундера.
Повествование юноши подхватил смелый и любознательный товарищ – Паша. Новый рассказчик поведал, что в момент затмения, жители деревни не на шутку перепугались, даже стряпуха у барина на службе, испугавшись, что наступил Апокалипсис, побила всю посуду, потому что еда больше не понадобится.
Каждый человек свято верил в то, что земля заселится волками-людоедами с белой шерстью, хищными птицами, которые будут охотиться за людьми, а все люди Тришку легендарного увидят.
Жители деревни решили встретиться с Тришкой лицом к лицу. Отправившись в поле, крестьяне увидели человека «мудреного», со странной головой. Односельчане испугались. Люди постарались найти укрытие, чтобы спрятаться.
Позже выяснилось, что человек – не Тришка, а сельский бочар, который, прикупив новую бочку, надел покупку на голову, чтобы облегчить ношу. Такой нежданный конец развеселил юношей, но собачий лай прервал смех, Павлуша побежал вслед за псами.
Возвратившись обратно в компанию, мальчик сказал, что собакам почудился волк, гуляющий неподалеку.
Мистика тургеневского творчества
Автор выделяет Павлушу среди его друзей как смелого и бесстрашного юношу: с голыми руками ночью он шел один на волка. Автор характеризирует его как славного малого, смелого и бесстрашного.
На этом истории не закончились, потревожил юношей пронзающий вопль цапли. Юные рассказчики предположили, что это леший. Но «эксперт по нечистой силе» Илья не согласился с ними, ведь леший не говорит, а только шумит. Успокоившись, Паша решает принести воды, а пока мальчик ходит за водой товарищ продолжает «пугать» друзей страшными рассказами.
На сей раз, он рассказал о существовании водяных, хватающих жертв за руки и утаскивающих на глубину тех, кто приходит набирать воды к этому месту. Рассказ подхватили и другие ребята, вспомнили, что Акулина – девушка, желавшая с горя утопиться, встретилась с водяным. Женщину спасли, но в себя она так и не пришла, навсегда оставшись дурочкой.
И бедолагу Васю вспомнили, внезапно утонувшего после игр на берегу. Масла в огонь подлил Павлуша: он поведал, что когда набирал воду, неизвестная сила из глубины реки звала его Васиным голосом.
Это еще раз доказывает, что Павлуша, невзирая на любознательность и сообразительность, все таки поддается языческим верованиям и суевериям, пустивших свои цепкие корни в головы представителей крестьянского народа.
Завершение повествования
Страшные беседы утомили подростков, под утро разговоры стихли, ребята уснули, заснул с ними и главный герой – охотник. Поутру охотник засобирался домой, но простился только с Павлушей, именно он проснулся перед уходом ночного гостя.
Заканчивается рассказ эпилогом, где главный герой охотник рассказывает, что славный и смелый мальчик Паша трагически скончался в этом году, потому что не оправился после падения с лошади.
Характерные черты тургеневского рассказа
Яркий, насыщенный интересный цикл произведений «Бежин луг» входит в состав школьной программы. Детям нравятся интригующие истории российского писателя. Автор замечательно передает свои душевные настрои, тесную связь человека и природы, ее влияние на развитие личности.
Умение не только любить окружающую среду, но еще и пользоваться дарами безвредно. Демонстрирует волевые качества и самостоятельность детей, их слаженную коллективную работу и взаимовыручку в трудную минуту. Кроме того автор затрагивает и моменты развития общества тех времен.
Одна из них – «рабский» крестьянский труд. Человек из села постоянно работает, к труду приучаются маленькие дети.
Юноши от 7 до 14 лет уже работают наравне со взрослыми, настолько самостоятельны, что могут исполнять работы на фабрике, и даже сторожить на лугу или в лесу лошадей.
Помимо тяжкого детства, у них есть отличная возможность прожить насыщенное, динамичное детство в гармонии с природой и в общении между собой, что положительно влияет на психологическое и личностное развитие .
Ключевые проблемы, которые затрагивает рассказ
Но это еще не все проблемы, которые Иван Тургенев затрагивает в произведении. Одна из основных проблем – чрезмерная, можно даже сказать, фанатическая вера в суеверия, народные небылицы, сказания, легенды, которые юноши с таким азартом и восторгом пересказывают друг другу.
В образе главных героев, автор показал, насколько обычные люди могут быть порабощены мистическими выдумками. Это ярко демонстрирует мифический Гаврила, попавший в «ловушку» к русалке, которая и стала основной причиной депрессивного состояния на долгие годы.
И баба Ульяна, увидевшая своего «клона», глубоко уверовавшая в свою быструю кончину, постоянные переживания по этому поводу, навязчивые мысли о скорой смерти и становятся основной причиной скоропостижного ухода бабушки в мир иной. Девушка-красавица Акулина, испугалась мифического водяного настолько, что сошла с ума.
Выводы Ивана Тургенева таковы: причина зла у крестьян – дикое суеверие и полное невежество. Мифические существа. Таинственные звуки и голова, тревожные предчувствия и бесконечные приметы – водоворот, который засосал и держит род людской в омуте собственных страхов.
Иван Тургенев делает акцент на том, что именно природа сближает людей. Невзирая на социальный статус и финансовые возможности. Кроме того, рассказ служит позывом, что чужих детей нет, а крестьянские дети – точно такие же, как и дети богачей. Природа, и неформальное, хоть и «страшное» общение призвано объединить детей, научить жить и работать в коллективе.
Автор учит замечать прекрасные мелочи, проживать каждый день как последний и постоянно радоваться мелочам. Чувства главных героев неразрывно связаны с природой, они ей живут, а некие естественные явления носят попросту магический подтекст. Естественно, основанный на мифах и суевериях, которые и придают «остринку» рассказу.
Важно, Иван Тургенев старается максимально точно отобразить душевное состояние героев, положительные и отрицательные моральные качества.
Делает отличный акцент на том, что крестьяне точно такие же люди как все, их тоже нужно любить, жаловать, ведь они достойны того, как доказательство – переполненное добротой сердце к юношам, снисходительное отношение и симпатия дворянина-охотника к простолюдинам, труженикам. Тургенев призывает уважать сельскую молодежь, проявлять уважение, и добро будет вознаграждено свыше.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/bezhin-lug.html
Кратчайшее содержание произведения «Бежин луг» для читательского дневника (И.С. Тургенев) | Литерагуру
Бывает, что в школьной программе встречается увлекательная книга, где основные события утопают в красочных подробностях. Ее интересно читать, но описывать сюжет в сокращении очень сложно. «Бежин луг» — как раз такое произведение. В помощь вам команда «Литерагуру» подготовила краткий пересказ. Приятного чтения!
(501 слово) Рассказ начинается с описания автором июльского дня, когда во время охоты со своей собакой Дианкой он заблудился. Пока писатель блуждал по роще, он добрался до Бежина луга, но уже наступила ночь, и автор понимал, что добраться до дома нет никакой возможности.
На лугу сидело несколько человек, которых вначале рассказчик принял за гуртовщиков, но этими людьми оказались крестьянские дети из соседних деревень. Ребята стерегли ночью лошадей, кормящихся в поле. Охотник сказал, что заблудился, и подсел к мальчишкам.
Писатель устал, поэтому прилег и просто глядел кругом.
После описания пейзажа у костра, автор рассказывает о ребятах. Старшему Феде четырнадцать лет, потом Павлуша и Илюша, им по двенадцать лет, затем десятилетний Костя и самый младший Ваня, ему семь. Когда писатель притворился спящим, дети понемногу вновь разговорились.
Сперва они «покалякали о том и сем», а после вернулись, будто к прерванному разговору. Дети рассказывали друг другу разные мистические истории. Илюша рассказал о домовом, которого он слышал в старой рольне, когда остался там на ночь.
Костя вспомнил о невеселом слободском плотнике Гавриле, который однажды пошел в лес по орехи и заблудился, а когда прилег и задремал, услышал, что его откуда-то зовет тонкий голосок, это оказалась русалка.
Затем Илюша поведал историю про псаря Ермилу и барашка, которого он подобрал на могиле утопленника, но рассказ остается не оконченным из-за внезапно убежавших с лаем собак мальчишек. В этот момент писатель говорит о Павлуше, который, не раздумывая, погнался вслед за четвероногими друзьями. Лицо мальчика «горело смелой удалью и твердой решимостью».
Вернувшись к историям, они вспоминают о блуждающем покойном барине, которого как-то раз встретил старик Трофимыч на Варнавицах. После Илюша говорит, что есть способ встретить человека, которому в том году помирать.
Он рассказывает о бабе Ульяне, которая им воспользовалась, и увидела погибшего Ивашку Федосеева, а затем и себя. Ивашка умер весной, а она, по словам мальчишек, уже скоро помрет. Говорили о приведениях и о Тришке — удивительном, лукавом человеке, который придет «соблазнять народ хрестиянский».
Вдруг раздался крик цапли и ребята испугались. Тут Костя вспомнил, как однажды услышал раздающийся из бучило жалобный стон утопленницы Акимы.
Затем шел рассказ о лешем, который на днях мужичка «обошел». После Федя говорил с Ваней о его сестре Анюте, а Павел пошел к реке за водой.
Когда тот ушел, остальные начали говорить про водяного и упомянули Акулину-дурочку, которая «рехнулась» как в воде побывала, где водяной ее и испортил. Потом сошлись на мнении, что утопилась она от того, что ее полюбовник обманул.
Внезапно ребята вспомнили об утонувшем Васе, в котором мать его Феклиста души не чаяла, и после смерти сына сошла с ума.
Возвращается Павел и рассказывает, что на речке слышал, как его звал Вася, которого только что вспоминали мальчишки. Илюша назвал это дурной приметой, на что Павлуша сказал «своей судьбы не минуешь». Мальчики легли спать.
С началом утра писатель проснулся, встал, кивком попрощался с приподнявшимся Павлом (остальные спали как убитые) и пошел восвояси. Природа просыпалась. Вдруг мимо автора пронесся отдохнувший табун со знакомыми ребятами.
В заключении автор с горечью говорит о том, что Павлуши в том же году не стало, но он не утонул, а разбился, упав с лошади.
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-proizvedeniya-bezhin-lug-dlya-chitatelskogo-dnevnika-i-s-turgenev/
Краткое содержание Бежин луг, Тургенев читать
Краткое содержание Бежин луг
Однажды, когда автор охотился на тетеревов, а было это в Тульской губернии Чернского уезда, он заблудился. Ему пришлось долго ходить в лесной чаще, пока уже к самой ночи он все же не вышел на большую равнину в окружении обрывистых холмов. Равнина называлась Бежин Луг.
Вдруг он увидел в сгущавшейся, кромешной темноте какие то отблески света и сразу же пошел к ним. Это был горевший костер, вокруг которого сидели крестьянские дети, их было пятеро. Познакомившись с ними, автор попросил разрешения заночевать вместе с ними у огня.
Мальчику Феде было лет четырнадцать, он казался самым старшим, Илюше и Павлуше лет по двенадцать, Косте – около десяти, а самому младшему Ване и вовсе лет семь.
Автор, соорудив себе подстилку у костра, неподалеку от мальчишек, прислушался к их разговору. Мальчики, перебивая друг друга, рассказывали разные страшные истории: про русалок, домовых и т.д.
Описывая ночь, писатель акцентирует внимание на особую атмосферу таинственности, опускающейся в это время на все: и на детей, и на лес, и на костер. Им подробно описываются детали и особенности одежды ребят, их внешность. По этим мелким штрихам мы можем увидеть разницу в их характерах и интересах.
Когда ребята начали варить картошку в котелке на угольках костра, автор притворился спящим, и крестьянские дети снова продолжили свой разговор. Он понимает, что предмет их обсуждения – это нечистая сила и разные истории, которые с ней связаны.
Илюша начал рассказ о том, как он со своими приятелями как будто бы видели самого настоящего домового около бумажной фабрики. Костин рассказ о всем знакомом слободском плотнике с невеселым нравом, который был очень угрюмым. Все думают, что это из-за случая, который произошел с ним, когда он ходил за орехами в лес.
Находившись в лесной чаще, он заблудился и присел под деревом отдохнуть, да так и задремал. И вдруг, он сквозь сон услышал, что его зовут, а когда встал, то увидел перед собой русалку. Плотник, будучи верующим, сразу же перекрестился, а русалка, перестав смеяться, горько заплакала.
Мужчина спросил, почему она плачет, а русалка ответила, что раз он перекрестился, то теперь не сможет жить с ней весело до конца своих дней, поэтому она и рыдает. Но еще она сказала, что теперь он все время будет угрюмым и печальным. И вот с той поры плотник Гаврила никогда не улыбается и не смеётся.
Мальчики живо обсуждают этот рассказ, вспоминая, слышал ли кто-нибудь, чтобы в их местности жили когда-нибудь русалки, и только один Федя, будучи самым старшим в этой веселой мальчишеской компании, не очень доверяет услышанным рассказам.
Следующим рассказчиком был Илюша, который поведал всем быль об утонувшем в местном пруду человеке. Затем говорили об оборотнях, волках, о покойниках. Даже затронули тему светопреставления (совсем недавно было солнечное затмение).
Долго наверное еще продолжался бы их разговор, но через некоторое время поднялся сильный собачий лай, это собаки мальчиков подняли тревогу, и ребята, быстро поднявшись, побежали в темноту. Павлуша тоже вскочил, он сел на коня и ускакал за всеми, посмотреть, что там случилось.
Он очень быстро вернулся и совершенно спокойно сообщил автору, что это скорее всего волки ходят вокруг и что бояться их совсем не стоит. Павлуша очень понравился автору своими смелыми и разумными рассуждениями. Он понял, сто именно этот мальчик является душой всей компании.
Вернувшиеся остальные мальчишки, поговорив еще немного, уснули, согревшись у костра. Рано утром, когда только забрезжил рассвет, авто проснулся. Он оказывается не один уже встал, проснулся и Павлуша. Они распрощались, и автор пошел искать обратную дорогу.
см. также:
Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения Бежин луг, Тургенев
Сочинения по произведению Бежин луг, Тургенев
Краткая биография Ивана Тургенева
Источник: https://www.sdamna5.ru/bezhin_lug_kratko
Краткое содержание «Бежин луг» Ивана Тургенева
Это один из лучших и наиболее увлекательных рассказов Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Записки охотника».
Повествование начинается с описания июльского денька. Автор с упоением передает свое восхищение природными красотами и делится впечатлениями с читателем.
Охота получилась удачной: ягдташ – охотничья сумка – была настолько наполнена дичью, что отягощала плечо. Вечерело, настала пора возвращаться, но сгустились сумерки, и повествователь потерял дорогу.
Блуждая, он очутился на Бежином лугу, где ориентируясь на свет костра, выходит к стайке ребятишек, выгнавших лошадей в ночное.
Автор объяснил мальчикам, что заблудился, и попросил позволить ему присесть у огня. Далее описывается чудесная ночь с ее атмосферой таинственности. Мальчишек оказывается пятеро: самый старший Федя, подросток лет четырнадцати, остальные – Павлуша, Илюша, Костя – помоложе.
Самого же маленького, лет семи, звали Ваня. Его охотник сразу даже и не заметил в темноте. Ребята вели разговор и попутно варили картошку. Охотник сделал вид, что уснул, а сам прислушался к разговору. Ребята передавали друг другу различные истории, связанные с нечистой силой.
Илюша рассказал: раз он с друзьями остался ночевать на бумажной фабрике после рабочего дня, а их до смерти напугал домовой. Костя поведал об угрюмом плотнике, который перестал смеяться после хождения в лес. Мужчина потерялся и расположился под деревом на ночлег.
Проснулся он от того, что услышал, как кто-то его кличет. Оказалось, русалка. Плотник сначала двинулся на призыв, но потом встрепенулся и осенил себя крестом. Русалка тотчас прекратила смеяться и зарыдала. А заплакала она оттого, что теперь им никогда не быть вместе и вечно жить в печали.
С того момента Гаврила невесел.
Федя скептически отозвался об услышанном, а в противовес ему Илюша рассказал историю про псаря Ермилу и говорящего белого барашка, взятого с могилы утопленника.
Жутковатое, но вместе с тем забавное повествование прерывается лаем собак, учуяв кого-то и рванувших во мрак ночи. Павел бесстрашно сел на коня и ринулся за ними. Вскоре он вернулся, так никого во мраке не обнаружив.
Возможно, лошадей и псов потревожили ночные хищники или птицы.
Разговор об оборотнях постепенно перетекает на рассказы о покойниках. Вспомнили, как в ближайшем селении произошел случай: как-то туда явился усопший барин и начал шарить по земле. Дедушка Трофимыч поинтересовался у Иван Иваныча, что тот ищет? Он ответил: разрыв-траву – видимо, мало пожил на свете.
Затем обсудили поверье, что в родительскую субботу мимо церкви могут проходить недавние и будущие покойники, те, кто умрет до конца следующего года. Год назад бабе по имени Ульяна привиделся подросток, умерший прошлой весной, и она сама.
На замечание, что женщина по-прежнему жива, Илюша ответил: год же не прошел…
Поговорили о недавнем затмении солнца, переполошившем местных крестьян. Народ уверовал, что следом за ним «Тришка придет». Тот же Илюша объяснил, что Тришка – это хитрый неуловимый человек, он объявится перед концом света и станет искушать христиан.
При этом его не поймаешь, не убьешь, не посадишь в тюрьму – отовсюду вывернется. Некий бочар задумал сотворить шутку над односельчанами: нацепил на голову жбан и напугал всех так, будто это и есть грозный Тришка. Пересказ случая развеселил детвору.
Когда от реки донесся крик цапли, Павел предположил, что таким образом жалуется на загубленную судьбу лесник Аким, утопленный грабителями. Беседа переходит на обсуждение водяных и леших.
Кто-то упомянул про дурочку Акулину, сошедшую с ума после того, как ее якобы ухватил водяной и утащил на дно. Вспомнили про утонувшего маленького Васю, которого не уберегла собственная мать, хотя сама предостерегала его от игр у воды.
Как раз в это время от реки возвратился Павел и сказал, что слышал Васин голос.
Постепенно дети заснули, ночь вскоре закончилась, наступило раннее утро. Охотник засобирался уходить. Из мальчиков проснулся один Павлуша и проводил его взглядом. Как автор выяснил позже, к его сожалению, в том же году парнишка погиб, упав с лошади.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-bezhin-lug-ivana-turgeneva.html
Краткий пересказ бежин луг
Краткий пересказ бежин луг
- “Бежин луг” И. С. Тургенева – рассказ из цикла “Записки охотника”
Охотник теряет дорогу и выходит к лугу, где видит костр, а вокруг него крестьянских детей (они были с табуном лошадей) Автор рассказывает о том, что он заблудился, и мальчики уговаривают остаться на ночь с ними. В лице охотника ребята, может быть, увидели что-то доверительное и родное.Их звали Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Ребята варили картошку, веселились, рассказывали друг другу разные легенды. Для них эти прибаутки были детской забавой.Вдруг собаки залаяли и кинулись прочь. Павлуша побежал за ними. Вскоре он вернулся и сказал, что собаки почуяли волка. Охотник удивился храбрости этого мальчика.
Ребята продолжили рассказывать про покойного барина, который искал разрыв-траву, о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрт в этом году. Потом Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придт во время солнечного затмения.После молчания мальчики сравнивали лешего с водяным.
Костя рассказал о мальчике, которого водяной утащил под воду. Уснули ребята только к рассвету.
К сожалению, Павел убился, упав с лошади :С
В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников.
Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму.
На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илюша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении) , бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что “Тришка придет”.
На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать ни в острог посадить, ни в цепи заковать
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/kratkij-pereskaz-bezhin-lug/