Образ птицы в комедии А. П. Чехова «Чайка» как сквозной в русской литературе
Образ птицы в комедии А.П.Чехова «Чайка» как
сквозной в русской литературе
Работа по литературе
ученицы 11 «А» класса
гимназии № 70
Петроградского района СПб
Кругляковой Марии
Учитель: Масленникова О. М.
Консультант: Цейтлин И.Э.
Комедию А.П.Чехова «Чайка» можно отнести к произведениям русской литературы, которые так и не были поняты читателями так, как задумывал сам автор. Как известно, Чехов не был доволен театральными постановками своих произведений, этот факт подтверждается письмами Чехова. Постановка «Чайки» также вызвала у него разочарование.
Чтобы по-настоящему полно понять эту комедию, нужно попытаться забыть о таких условностях, как главные герои, сюжет. Нужно приглядеться к деталям, к тем героям, которые раньше могли быть и не замечены, именно там и скрыто то важное, что было упущено современниками Чехова.
Как мне кажется, «Чайка» является прощанием Чехова с русской литературой Х1Х века.
В ней можно прочесть диалог между различными произведениями ушедшего века, скрытые цитаты из которых угадываются в репликах и ремарках комедии. Мне интересна именно эта сторона «Чайки»: как с помощью одного образа драматургу удалось «связать» воедино несколько текстов разных литературных эпох.
Сравнение пьесы с другими произведениями должно помочь увидеть другую сторону ее смысла, которая «спрятана» за сложной композицией комедии.
В первом действии во время первого диалога Нины и Треплева звучат слова(« -Никого (Поцелуй) -Это какое дерево? -Вяз»1), которые почти полностью повторяют слова Хлестакова и Марьи Антоновны из произведения Н.В.
Гоголя «Ревизор»(«-(смотрит в окно) Что это там как будто бы полетело? Сорока или какая другая птица? –(целует её в плечо и смотрит в окно) Это сорока»2).
Такое цитирование ставит читателя в некое замешательство, до этого Треплев говорит о своей любви к Заречной очень красиво и искренне(«Я без неё жить не могу… Даже звук её шагов прекрасен… Я счастлив безумно»3), в сознании читателя складывается образ некой чистой, возвышенной любви, но эта цитата полностью не соответствует такому представлению о любви, скорее она совершенно не подходит под описание любви вообще. Ведь Хлестаков совершенно не любил Марью Антоновну, да и она видела в нём только чин и средства, которые якобы у него были. Таким цитированием Чехов мог добиться только одного – не дать читателю сделать из его произведения трагическую историю любви, показать, что стоит заглянуть чуть глубже в отношения этих героев и попытаться увидеть большее, чем просто юношескую влюблённость.
В стихотворении Г.Р. Державина «Лебедь» образ птицы прежде всего связан с мотивом свободы и вечной жизни. Автор мечтает стать после смерти птицей, чтобы наконец обрести свободу(«От тленна мира отделюсь»4), он не хочет уже ни от чего зависеть, даже смерть не должна быть властна над ним(«Другим вельможам я не равен И самой смертью предпочтусь»5).
Автор не хочет конца жизни, после которого будет лишь темнота и неизвестность, он любит этот мир, замечу, что именно сам мир, но не людей в нём, и готов остаться в нём даже в виде птицы («Лечу, парю — и под собою Моря, леса, мир вижу весь»6). Птица становится воплощением любви к чему-то, глубокой привязанности к определённому месту или даже целому миру.
В пьесе «Чайка» образ чайки также заключает в себе непреодолимую тягу к определённому месту, куда летит не по нужде, а по внутреннему инстинкту: такую грань данного образа открывает нам Нина Заречная во время диалога с Треплевым в первом действии. Тогда в произведении появляется образ чайки впервые и именно в таком качестве.
Нина чувствует, что не может жить без озера, театра возле него, усадьбы Аркадиной. Всё в ней стремится сюда снова и снова. Она не желает покидать этот близкий ей мир и, выражая свою любовь к нему, называет себя чайкой(«Отец и жена не пускают меня сюда.
Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы… А меня тянет сюда, к озеру, как чайку… Моё сердце полно вами»7). В обоих произведениях образ птицы связан именно с чувствами и душевной стороной жизни(«Вот тот летит, что, строя лиру, Языком сердца говорил»8).
Птица олицетворяет собой некое сердечное стремление, переживание и готовность пойти на жертвы ради того самого мира, куда она стремится.
Если представление Нины о чайке как об образе птицы настолько совпадает с представлениями об этом же образе одного из представителей классицизма, в творчестве которого заметны черты предромантизма, Г.Р.
Державина, то не свидетельствует ли это о близости мироощущения Нины к романтизму?
Вообще, в пьесе Чехова стремление его героини придать предмету мира роль образа-идеи не случайна. Образ, вынесенный в заглавие весь «раскладывается» в пьесе на явления-идеи, так что она приобретает в некоторой степени характер символической картины жизни.
В первом действии Маша, разговаривая с Медведенко, произносит слова, которые являются скрытой цитатой из произведения А.Н.Островского «Гроза» («Душно, должно быть, ночью будет гроза»9). Возникает ассоциативная параллель между образом Маши в «Чайке» и образом Катерины в «Грозе». Действительно, во многом их образы схожи.
Обе героини переживают несчастную любовь, Маша испытывает безответные чувства к Треплеву, о чем говорит в конце первого действия Дорну («Я страдаю. Никто, никто не знает моих страданий! (Кладет ему голову на грудь, тихо.
) Я люблю Константина»10), Катерина любит Бориса, но эта любовь кажется ей грехом, поскольку она уже замужем за Тихона, свои сомнения, борьбу с собственными эмоциями она высказывает в конце второго действия в монологе сключом в руках («А теперь ещё этот грех-то на меня», «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то»11).
Героиням обеих пьес присуще чувство жалости к окружающим. Причем жалость в их сознании связана с чувством любви. Они готовы заменить одно чувство другим.
Катерина испытывает жалость по отношению к Тихону.
Во время разговора с Варварой во втором действии она говорит, что любит Тихона и подтверждает это тем, что ей его жалко («Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»12). Маша также готова заменить любовь одной лишь жалостью.
В разговоре с Тригориным в третьем действии она объясняет свою женитьбу именно этим чувством («Мой учитель не очень-то умен, но добрый человек и бедняк, и меня сильно любит. Его жалко. И его мать-старушку жалко»13). Маша чувствует в себе ту же силу совершить поступок, что и Катерина.
Она говорит Дорну в первом действии, что боится испортить свою жизнь, навсегда загубить («Помогите, а то я сделаю глупость, я насмеюсь над своею жизнью, испорчу её… Не могу дольше»14).
Если Катерина не может жить в муках, ей легче сразу покончить со своими страданиями, убить себя, то Маша видит гибель человека не в физической смерти, а в отсутствии у него каких-либо истинных чувств, радостей, она понимает, что испортит свою жизнь, выйдя замуж за Медведенко, ее душа будет убита.
В третьем действии она говорит Тригорину о том, что выходит замуж, она объясняет сама, что эта женитьба нужна ей лишь как способ забыть Треплева («Любить безнадежно, целые годы все ждать чего-то… А как выйду замуж, будет уже не до любви, новые заботы заглушат все старое»15).
В отличие от Катерины в характере Маши соединяются отношение к своей жизни после замужества как к гибели, с одной стороны, и готовность страдать, но продолжать жить, с другой. Но что важнее всего, так это то, что для такого хрупкого и тонкого внутреннего мира автор создает совершенно противоположную оболочку.
Он постоянно напоминает нам о вредных привычках Маши: она курит табак, пьёт («Ну вот! (Наливает по рюмке.) Вы не смотрите на меня так. Женщины пьют чаще, чем вы думаете. Меньшинство пьет открыто, как я, а большинство тайно. Да. И все водку или коньяк. (Чокается.)16», «Когда нечего больше сказать, то говорят: молодость, молодость… (Нюхает табак.)»17).
У Маши нет внешнего изящества, какой-либо грации («(Встает). Завтракать пора, должно быть. (Идет ленивою, вялою походкой.) Ногу отсидела…»18).
Внешний облик Маши совершенно не совпадает с ее чувствами, их глубиной. Характер неоднозначен.
Она и искренна, и вызывающе проста в обращении с людьми, и одновременно готова принять «сложно» складывающуюся судьбу и пересмотреть свою роль в мире.
Если следить за ходом действия всей пьесы, то можно увидеть в ней символическую антитезу характеров героинь, за которыми прочитывается целый пласт противостоящих в культуре прошедшего века друг другу идей: простой-сложный, прямой-компромиссный, отвлеченный-приземленный… Маша одета всегда в чёрное. Об этом спрашивает ее Медведенко в первом действии, и она объясняет:«Это траур по моей жизни. Я несчастна»19 На это же обращает внимание Тригорин и записывает: «Всегда в чёрном. Ее любит учитель…»20. Получается, что черный цвет как бы становится цветом Маши, становится частью её образа.
В комедии прямым противопоставлением ей должен восприниматься белый цвет одежды Нины Заречной. Первый раз белый цвет упоминается в первом действии в авторском примечании, когда описывается сцена театра, где Нина Заречная играет («Поднимается занавес; открывается вид на озеро; луна над горизонтом, отражение её в воде; на большом камне сидит Нина Заречная, вся в белом»21). Позже в третьем действии Тригорин, получая от Нины медальон, вспоминает тот вечер, когда они разговаривали и увидели чайку, и он упоминает белый цвет уже два раза: первый раз белый цвет произносится по отношению к Нине, а второй раз уже к чайке («Я буду вспоминать вас, какою вы были в тот ясный день – помните? – неделю назад, когда вы были в светлом платье… Мы разговаривали… еще тогда на скамье лежала белая чайка»22). Белый цвет является связующим звеном между образом Нины и образом чайки, он становится цветом-символом.
В образе Маши черный цвет является символом траура, как она сама говорит, символом жизни без надежды, когда кажется все пустым и бессмысленным.
В образе Нины белый цвет является символом присутствия чайки в ее судьбе, символом страданий в погоне за мечтой, когда начало пути кажется таким легким, а для окончания сил уже нет, потому что ушло ощущение жизни как полета в небе. Черное и белое всегда рядом, как две стороны одного явления.
Маша и Нина тоже как-то связаны в одну жизненную позицию. Возможно, сравнение этих образов может выявить некое общее целое, по-новому раскрывающее смысл комедии «Чайка». Это задача отдельной работы.
Список литературы
- Чехов А.П. Чайка: Пьесы. – СПБ.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 288с
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений, т.4 – Москва: Издательство «Художественная литература», 1967. – 494с
- Державин Г.Р. Стихотворения. – Ленинград: Издательство «Советский писатель», 1957. – 464с
- Островский А.Н. Пьесы. – Ленинград: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1950. – 450с
Источник: https://konesh.ru/obraz-ptici-v-komedii-a-p-chehova-chajka-kak-skvoznoj-v-ru.html
Пьеса А. П. Чехова Чайка”
“Чайка – изящное создание Чехова-драматурга. Она действительно проста и сложна, как сама жизнь, и ее подлинная тема раскрывается перед читателями не сразу, как не сразу можно разобраться в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми одаривает жизнь. Автор как бы предлагает нам на выбор различные
На берегу красивого озера жила прелестная девушка Нина Заречная. Она мечтала о сцене, о славе. В нее был влюблен молодой сосед по имению Константин Треплев, начинающий писатель. И Нина отвечала ему взаимностью. Он тоже мечтал: и о славе, и о” новых формахв искусстве.
Треплев написал пьесу – необычную, странную, в декадентском духе, и поставил ее для родных и друзей в оригинальной декорации: со сцены, стоящей в парке, открывается вид на настоящее озеро.
Нина Заречная играет главную роль в этой пьесе.
Мать Треплева, Аркадина, властная, капризная женщина, избалованная славой актриса, откровенно высмейвает пьесу своего сына. Самолюбивый Треплев приказывает задернуть занавес. Спектакль оборвался, не закончившись. Пьеса провалилась.
Аркадина привезла с собой спутника своей жизни} известного писателя Тригорина, и Нина полюбила его со всей страстью. Ее нежные отношения с Треплевым оказались лишь легкой мечтой юности.
Нина порывает со своей семьей, поступает на сцену, уезжает в Москву, где живет Тригорин. Он увлекся было Ниной, но близость с Тригориным заканчивается трагически для нее. Он разлюбил ее и вернулся” к своим прежним привязанностям – к Аркадиной. У Нины был ребенок от Тригорина. Ребенок умер.
Разбита жизнь Константина Треплева. Он покушался на самоубийство после разрыва с Ниной. Однако он продолжает писать, его рассказы даже начали печататься в столичных журналах. Но жизнь его безрадостна: он не в силах победить свою любовь к Нине.
Нина Заречная стала провинциальной актрисой. После долгой разлуки она вновь посещает родные места. Происходит ее встреча с Треплевым. У него вспыхивает надежда на возобновление их прежних отношений. Но она все еще любит Тригорина – любит” даже сильнее, чем прежде. Пьеса кончается самоубийством Треплева. Его жизнь оборвалась до срока, как и его спектакль.
Чехов писал о пьесе, что в ней” много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви. Может показаться, что несчастная любовь – это и есть главная тема” Чайки.
– Но это всего лишь” сюжет для небольшого рассказаТригорина, а вовсе не для большой пьесы Чехова.
Этот сюжет существует в” Чайкетолько как возможность, опровергающаяся всем ходом действия, как намек, который мог бы осуществиться, но не осуществляется.
В тихом мире нежных чувств и мечтаний жили Нина и Константин. Но потом они оба встретились с жизнью, какова она есть на самом деле. А на самом-то деле жизнь бывает не только нежной, но и грубой.” Груба жизнь!- говорит в четвертом акте Нина. И в настоящей жизни все бывает гораздо труднее, чем кажется в юных мечтах.
Искусство казалось Нине лучезарным путем к славе, прекрасным сном. Но вот она вступила в жизнь. Сразу жестрашный груз упал на ее хрупкие плечи.
Любимый человек” не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом, – рассказывает Нина Треплеву при их последней встрече.
– А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького… Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно… Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно.
Она, мечтательная девушка, столкнулась с пьяными купцами, с невообразимой пошлостью тогдашнего провинциального театрального мира. Она, женственная, изящная, сумела выстоять при столкновении мечты с жизнью.
Ценою тяжелых жертв Нина завоевала ту истину, что” в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй.
Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни.
Это слова, добытые ценою молодости, ценою всех испытаний, ценою тех страданий, которые известны художнику, ненавидящему то, что он делает, презирающему самого себя, свою неуверенную фигуру на сцене, свой нищий язык в рассказе. У Нины есть Вера, есть сила, есть воля, есть теперь знание жизни и есть свое счастье.
Так, сквозь мрак и тяжесть жизни, преодоленные героиней, читатель слышит лейтмотив” Чайки – тему полета, победы. Нина отвергает версию о том, что она – погубленная чайка, что ее страдания, ее поиски, достижения, вся жизнь – только” сюжет для небольшого рассказа. Не падение подстреленной чайки, а полет прекрасной, нежной, свободной птицы – такова поэтическая тема пьесы.
Треплев при встрече с Ниной ясностью увидел, как переросла его Нина. Он все еще живет в том мире незрелых красивых чувств, в котором жил когда-то. В своем искусстве он все еще” не знает, что делать с руками, не владеет голосом.
Сознание, что он еще ничего не достиг, пронизывает его с жестокой силой. Треплев понял теперь причину этого.
” Вы нашли свою дорогу, – говорит он Нине, – вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез иобразов, не зная, для чего и кому это
Источник: https://www.slavkrug.org/pesa-a-p-chexova-chajka/
Образ Нины Заречной (ее мечтания в пьесе “Чайка”)
Мы с нетерпением ждем появления на сцене главной героини, но драматург не спешит ее выводить. Интересно, что в пьесе, до появления самой героини, мы узнаем о предыстории ее жизни, как бы заочно знакомясь с ней. О невеселой жизни Нины Заречной в доме отца мы узнаем из уст Аркадиной.
Почему так безрадостна жизнь нашей чайки? Нина Заречная – мечтательница, художественно одаренная, артистичная натура. Но Нина всеми фибрами своей души желает оказаться в большом городе, на большой сцене, жаждет признания толпы, славы. Дом Петра Николаевича Сорина на другом берегу озера притягивает ее, как магнит.
В лице Аркадиной и Трегорина она видит своих кумиров, пытается подражать им, стать такой же, как они. А надо ли Нине это?
Что скрывается за масками великой актрисы и известного писателя? Неискушенная девушка еще этого не поняла, не осознала, но она летит на приветливые огни дома Сорина, как глупый мотылек: “Чудесный мир! Как я завидую вам, если бы вы знали! Жребий людей различен. Одни едва влачат свое скучное, незаметное существование, все похожие друг на друга, все неизвестные; другим же, как, например, вам – вы один из миллиона, – выпала на долю жизнь интересная, светлая, полная значения… Вы счастливы…”.
Ах как наивно ее понятие о счастье, как неопытны ее размышления о жизни! По сути дела, Нина не видела еще жизни как таковой, она еще не поворачивалась к нашей героине спиной.
“Если бы я была таким писателем, как вы, то я отдала бы толпе всю свою жизнь, но сознавала бы, что счастье ее только в том, чтобы возвышаться до меня, и она возила бы меня на колеснице…” Трегорин для нее в эту минуту – лице почти неземное, полубожественное. Он “оттуда”.
Его рыболовство кажется ей занятием недостойным, оскорбительным. Любовь к нему и “тяга к чудесному миру” избранников, кумиров толпы для нее не разделима.
Нина стремится в “чудесный мир” славы, избранных, но ведь это дается далеко не каждому, а только истинно талантливому человеку. Нашей героине показалось достаточной оценка ее таланта Аркадиной: “У вас должен быть талант…”
А если его в сеже нет, а если и есть, то не такой уж значительный. Чтобы быть причисленной к группе избранных? Эти вопросы Нина не задает себе, она стремится к славе, известности, всеобщему обожанию.
О своей мечте она говорит как одержимая, не может остановится, ее выносит как волной: “За такое счастье, как быть писательницей или актрисой, я перенесла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собой, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы настоящей, шумной славы… (закрывает лицо руками). Голова кружится… Уф!…”
В этот момент ей даже неважно – быть писательницей или актрисой. О самом искусстве она не говорит – ее манит и увлекает награда за искусство, слава, приобщение к избранным.
Какие все же у нее наивно-романтические представления о действительности.
Нине хочется, что бы вокруг нее всегда был шум, веселье, всеобщее обожание, что она и получила в конце-концов: “завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце обрадованные купцы будут приставать с любезностями…”
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Образ Нины Заречной (ее мечтания в пьесе “Чайка”)
Другие сочинения по теме:
- Проблема жизненной цели и творческого успеха в пьесе А. П. Чехова “Чайка” “Чайка” – пьеса об искусстве, о борьбе с консервативностью, поиски новых форм, о мучениях творчества, об ответственности таланта перед требованиями…
- Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе “Чайка”) В пьесе “Чайка” затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. “Чайка” построена не на…
- Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе “Чайка” Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова – озеро. Как указывается в энциклопедии “Мифы народов мира”, вода – одна…
- “Чайка”; А. П. Чехова “Чайка”; (1895-1896) резко отличается “Чайка” А. П. Чехова “Чайка” (1895-1896) резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных…
- ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ В ПЬЕСЕ “ЧАЙКА” Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург…
- Сочинение на тему: Мир искусства в пьесе А. Чехова “Чайка” Пьеса “Чайка” впервые подняла занавес над таинственным миром театра литературы. Чехов откровенно говорит о проблемах современного театра и литературы, изучая…
- Краткое содержание пьесы Чехова “Чайка” Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, – актриса, гостит в его имении вместе со…
- Что в имени тебе моем? Символическое звучание названия пьесы “Чайка” Может возникнуть справедливый вопрос почему нашу работу мы решили посвятить Нине Заречной, героине пьесы А. П. Чехова “Чайка”. Первым толчком…
- “Чайка”. Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа…
- Второстепенные персонажи, дополняющие в пьесе образ тьмы “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий;…
- Образ Глумова занимает в пьесе Островского Особый конфликт пьесы был художественным выражением сатиры особого типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные для…
- Как я понимаю образ Тартюфа в одноименной пьесе Мольера В 1664 году Мольер написал и поставил комедию “Тартюф” – злейшую сатиру на лицемерное французское духовенство, за что церковники объявили…
- Образ Лопахина в пьесе Чехова Лопахин – умный, энергичный делец новой формации. Лопахин – купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий…
- Образ героини в пьесе “Наталка Полтавка” Старая украинская литература общественную среду и человека показывала еще как параллельные и, в сущности, независимые одно от другого явления. Да,…
- Образ генерала Крутицкого в пьесе Островского Портрет Мамаева, по существу, вполне готов и уже исчерпан в первом акте. Появляясь дальше по ходу действия, он лишь подтверждает…
- Образ автора в пьесе Грибоедова “Горе от ума” В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. “Наша драма – подкидыш”, – писал Вяземский. Перенимая все законы…
- Образ Болингброка в пьесе “Ричарде II” Шекспира Особое место и пьесе занимает образ Болингброка. Это единственный образ, который не раскрывается полностью на протяжении хроники; цельное представление о…
- Какой центральный образ в пьесе Чехова “Вишневый сад”? Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд…
- “Тупость по убеждению” в пьесе Островского (образ генерала Крутицкого) Генерал не прочь поговорить о рыцарстве, о дворянской чести, о “благородных чувствах”, приносимых в жертву кумиру нового времени – деньгам,…
- “Чайка” – первая пьеса русской новой драматургии I. Мотивация учебной деятельности Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: “Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе…
Источник: https://ege-russian.ru/obraz-niny-zarechnoj-ee-mechtaniya-v-pese-chajka/
Чехов чайка смысл произведения
И стоит ли завидовать тем, кто по-настоящему может любить, отдаваясь этому чувству всецело? Или лучше быть человеком с материальными ценностями и здоровым эгоизмом относительно своей личности? Та любовь, что истинна и всепоглощающа порой приносит отнюдь не прекрасные плоды, а безнадежность, уныние и печальный исход, как в пьесе Чехова «Чайка».
Основная сюжетная линия – чувства Константина Треплева и Нины Заречной, которые казались всем настоящими и взаимными. Их объединяла любовь к искусству, театру, социальная ниша и благословление родителей в случае, если молодые решат связать свои судьбы.
Треплев любил сочинять литературные произведения, которые чаще всего не приходились по вкусу зрителю. (фамилия героя «говорящая» – он много рассуждает, но мало действует).
Лишь благодаря увлеченности Заречной его творчеством, на домашние спектакли собирались соседи.
В это поверхностно идилличные отношения вносит смуту появление Аркадиной, известной актрисы, со своим ухажером Борисом Тригориным (известный беллетрист, который, однако, уже утомился писать тексты и с долей скептицизма настроен к признанию обществом его скромного таланта). Фамилия тоже красноречиво выражает его сущность – «три горя», т.е. натерпишься с ним «дегтя».
В первом действии Треплев и Заречная («говорящая фамилия» – не от мира сего, живущая в мире собственных грез и фантазий) собираются представить на суд зрителей миниатюру из его пьесы.
Но в итоге эта постановка в декадентском стиле вызвала лишь протест публики. Константин вспылил и покинул парк, а Нина осталась слушать комплименты в свой адрес, где ярче всех выражал свое восхищение Борис Тригорин. Это становится завязкой дальнейшего сюжета.
Возможно, повел бы Треплев себя иначе, то история имела бы другой конец.
С этого момента зародилась симпатия Нины к Тригорину. Она более не выносит вида Треплева, и раздражается от встреч с ним. Треплев же расценивает это как отношение к плодам своего неудачного литературного творчества и пытается даже покончить с собой, но безуспешно. Он перестает писать пьесы и пробует себя в прозе.
Аркадина видит ситуацию намного лучше Треплева, и стремится быстрее покинуть усадьбу вместе с Тригориным. Перед их отъездом Нина подарила Борису медальон, который становится молчаливым признанием в любви. Тригорин желает быть с Ниной, но Аркадина сумела убедить его остаться с ней и оставить подобные мысли, лишенные смысла.
Спустя некоторое время и Заречная отправляется покорять Москву своим мастерством, которое, кстати, было совершенно лишено таланта. Но запретный плод всегда манил человека, и Борис договаривается с Ниной о тайной встрече в Москве, плодом которой становится ребенок, умерший вскоре, и изгнание Нины из родной семьи.
Тригорин же вскоре бросил Нину и вернулся к Аркадиной.
Даже после этого Константин был готов принять Заречную и любить ее до последнего вздоха, но брошенная женщина лишь сильнее влюбляется в Тригорина, не оглядываясь на прошлое.
Актриса из нее получилась третьего класса, годная для приставаний «мужиков» и образованных купцов. А жизнь Треплева оказалась загублена безрассудством Тригорина и раболепством Нины перед легкой светской жизнью, которую мог бы дать ей Тригорин.
Треплев застрелился, не желая нести груз этих воспоминаний через всю свою жизнь.
Треплев так и не смог избавиться от чар Заречной. А ведь возможно рядом была та, которая не ловила «журавля (чайку) в небе», а слушала свое сердце.
Маша, дочь отставного поручика Шамраева, всей душой любила Константина и на многочисленные предложения руки и сердца Медведенко – школьного учителя, у которого за спиной лишь 23 рубля в месяц с вычетом эмеритуры, отвечала отказом.
Любовь к Треплеву безответна и, в конце концов, она соглашается выйти замуж за Медведенко. У них появляется ребенок, но семейное благополучие не пришло к ним в дом, потому что втайне Маша мечтала о Треплеве и старалась чаще находиться в его обществе.
Аркадина и Тригорин выходят из этой ситуации самыми «сухими». Ирина Николаевна мудро повела себя, дав Тригорину пережить этот бесноватый период в его жизни. Со временем он остепенился, и вернулся к ней с повинной. Аркадина же в силу своего ума и жизненного опыта простила ему подобное поведение, и все в их жизни стало по-прежнему: монотонно и вальяжно.
Если бы Треплев был уверенней в себе, если бы Заречная не повелась на известность Тригорина в литературных кругах, если бы Маша смогла полюбить Медведенко и постараться забыть о юношеской влюбленности, то получилась бы совершенно иная история без такого печального конца.
Проблематика произведения основана на нескольких вопросах, на которые в жизни придется ответить для себя каждому человеку:
- Стоит ли ради мечты поступиться всем и вся?
- Первая юношеская любовь: пронести сквозь года, как идеал чистого чувства, или жить ею всю жизнь и сокрушаться над ошибками прошлого?
- Что лучше: синица в руках или журавль в небе?
- Простить измену близкого человека или отвергнуть его навсегда.
Источник: https://prochekhov.ru/2075-chehov-chayka-smysl-proizvedeniya