Мораль басни “лисица и виноград” крылова (анализ, суть, смысл)

Басня Крылова Лисица и виноград

Лисица и виноград рисунок

Голодная кума Лиса залезла в сад;В нем винограду кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись;А кисти сочные, как яхонты, горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдет,Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,Пошла и говорит с досадою: “Ну что ж!На взгляд-то он хорош,Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь”.

Лисица и виноград – Мораль басни Ивана Крылова

Кодга не получилось добится цели, начинают ее принижать. Очень часто в своих неудачах люди готовы обвинить кого угодно кроме самого себя.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

Нужно уметь брать на себя ответственость за то, что происходит в твоей жизни.

Анализ басни Лисица и виноград, герои басни

О басне

Замечательный сатирик, историк, книголюб Иван Андреевич Крылов создал басню “Ворона и виноград” в период рассвета своей биографической и творческой зрелости. Эту интересную и поучительную басню можно найти и прочитать в одном из девяти басенных сборников известного баснописца, которые друг за другом появились ещё при его жизни.

За основу своей стихотворной басни Крылов взял прозаическую историю древнегреческого поэта Эзопа об алчной и несамостоятельной лисице, которая видит в саду гроздья винограда и старается допрыгнуть до них и съесть. Но, увы, у торопливой лисицы ничего не получается. Русский баснописец разнообразил эзоповский поучительный рассказ стройным слогом, острым юмором, лаконичностью и точностью языка.

урок басни

“Лисица и виноград”, как и все басни Крылова, преподаёт урок. Урок силы, выносливости, преодоления лени и стремления к цели. Главная героиня лисица лишена этих качеств. Она пасует перед трудностью, оправдывая свою несостоятельность и слабость внешними причинами и обстоятельствами.

Себя, “рыжую и хорошую” она не судит – во всём виноват виноград: дескать, он только на первый взгляд неплох, а на самом деле незрелый, зелёный. Есть особая порода людей, которым легче обвинить в своих бедах окружающих и саму жизнь, чем попытаться исправить ситуацию упорством, терпением, трудолюбием и желанием.

Наша “лисица” – блистательный пример такой никчёмной породы.

Басня “Лисица и виноград” легка для чтения и запоминания. В ней нет тяжёлых синтаксических конструкций, которые были бы непонятны. Изначально басня предназначалась для широкого круга читателей и потому её стиль прост, лёгок и вместе с тем неповторим.

Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтом, глаза лисицы “разгорелись”, а уж выражения про око, зуб и оскомину стали шедеврами во фразеологическом мире. Причём Крылов-юморист здесь ярок и запоминаем. Ладно бы глаза разгорелись, но вот зубы…

Обратите внимание

Всем становится понятно, что лиса голодна и мечется от предвкушения вкусной трапезы. Словосочетание “кисти рделись” тоже любопытно. Это значит, что виноград созрел, покраснел. И здесь же антитеза – ягодки нет зрелой. Лисица выступает ещё и как противоречивая “барышня”.

Устаревшее слово отколь ничуть не портит басню, а делает её более народной.

Интересно, что Крылов показывает кратковременные старания лисицы: после часа бесполезных стараний её терпение лопается, и мы видим злую, раздосадованную неудачницу. Басня, безусловно, художественно и идейно совершенна. Это пример таланта, ума и любви к читателю.

Главные герои

  • Лисица
  • виноград – недостижимая цель

Крылатые выражения, которые пошли из басни Лисица и виноград

Фраза “Хоть видит око, да зуб неймёт” стала пословицей

Слушать Басню Ивана Крылова Лисица и виноград

Читает Дария Любивая на канале Читалкин

Мультфильм по мотивам басни И.А.Крылова “Лисица и виноград” смотреть

Текст читает И.В. Ильинский.

Несколько интересных Басен

Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-lisicza-i-vinograd

Конспект урока по литературному чтению на тему: “Басни. Эзоп “Лисица и виноград”, И.А.Крылов “Лиса и виноград”

Конспект урока

в 3 «Д»

по Литературному чтению

Тема урока: Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лиса и виноград».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Осмысление содержания, морали, жанровых особенностей басен Эзопа «Лисица и виноград», и И. А. Крылова «Лисица и Виноград» на основе их сравнения.

Планируемые результаты

Знать: понятия «басня», «мораль», «баснописец»

Уметь: различать формы литературных произведений, называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.

Регулятивные: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценка своей работы, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.

Познавательные: формулирование своих высказываний, ориентировка в словаре, учебнике, работа с репродукциями картин.

Коммуникативные: построение речевого высказывания, умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Учебник «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века» 3 кл, 1 ч., рабочая тетрадь «Литературное чтение», компьютер, экран.

Учебник «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века» 3 кл, 1 ч., рабочая тетрадь «Литературное чтение», пенал.

Информационные источники:

https://pedportal.net/nachalnye-klassy/chtenie/razrabotka-uroka-quot-basni-ezop-laquo-lisica-i-vinograd-raquo-i-a-krylov-laquo-lisa-i-vinograd-raquo-quot-1056606

Содержание урока

Организационный этап

М- словесный (беседа)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

М- словесный

(беседа)

П-

организационный

(ответ с места / у доски)

– Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор?

– Почему оно называется народным?

– А какие жанры УНТ вы знаете?

-Что объединяет все произведения УНТ?

-А как называются произведения, написанные одним автором?

-Сегодня мы поговорим об особом жанре авторского творчества, с которым вы уже немного знакомы. Это басня.

устное народное творчество

передается из уст в уста, от поколения к поколению

былина, сказка, сказ, легенда, песня, пословица, поговорка, прибаутка (все они чему-то учат)

авторские

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Усвоение новых знаний

М- словесный

(беседа)

П-

организационный

(ответ с места / у доски)

П-технический(работа с презентацией)

М- словесный

(беседа)

П-

организационный

(ответ с места / у доски)

П-технический(работа с презентацией)

-Что такое басня? Вставьте пропущенные слова.

(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, с нравоучительным содержанием. Героями басен являются люди, животные и различные предметы. В баснях высмеиваются пороки и недостатки людей.)

-Кого называют баснописцами? 

-Знаете ли вы баснописцев? 

-А как возникли басни?

-Басни возникли в Древней Греции. Их сочинял талантливый и мудрый баснописец Эзоп(На экране портрет Эзопа), который был рабом. Его басни – это очень краткие истории со скрытым смыслом.

– В баснях используется аллегория.

Что это такое? 
Например, в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

-Ребята, из каких частей состоит басня?

-Как вы понимаете слово «мораль»?

-Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями, а кто стал их героем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Всех зверей она хитрей,Шубка рыжая на ней.Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной – …. 

-Верно! Лисица часто становилась главной героиней сказок. Кто скажет, какой характер у лисы? Какими качествами она обладает? Верно!

-Откройте учебники на странице 74.

-Кто автор первой басни? Как она называется?

-Как вы думаете, о чем говорится в басне с таким названием?

Чтение учителем произведения Эзопа «Лисица и виноград»

Лоза – тонкий, длинный, гибкий стебель.

– Кто герой? 

– Какая история с ней произошла?

– Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?

– Что значит «обстоятельства»?

-А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».

– На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?

– Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?

– Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

-Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.

-Посмотрите на экран.

-Кто же изображен на втором портрете?

-Что вы знаете об этом баснописце?

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в семье военного капитана. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы.

Я предлагаю вам послушать чтение басни «Лиса и виноград» Крылова. (видеофрагмент)

Рделись – краснели.

Яхонты – драгоценные камни.

Неймёт – не берёт.

Отколь – откуда.

Око – глаз.

Оскомина – вяжущее ощущение во рту
 после употребления в пищу чего-нибудь кислого.

– Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?

Давайте отдохнем.

Утром лисонька проснулась

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Вытираться лапкой стала,

Ручки ножки и бока,

Вот какая красота!

-Как вы уже поняли это одна и та же история, но рассказана она по-разному.

-Первое отличие мы видим уже в заголовке. Эзоп выделяет одного главного героя, и это Лиса. А сколько героев у Крылова?

– А как Крылов и Эзоп описывают виноград? С чем сравнивает его Крылов?

– Ребята, какими словами авторы описывают состояние голода Лисы? Найдите в тексте эти слова и прочтите их.

-Что говорит Лиса о винограде в басне Эзопа? В басне Крылова?

-Верно! Крылов  даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая  отказаться от попыток его попробовать.  

– Ребята, в какой из басен в сюжете только факты, а в какой сюжет более подробный и выразительный?

-Теперь давайте выясним, сколько частей в баснях, и как называются эти части.

– Посмотрите на экран.  Здесь  схематично показаны разные структуры. Найдите ту, которая соответствует нашим басням.

Найдите мораль в  басне Эзопа.

-Как вы её понимаете?

– Ребята, найдите и прочтите фразу в басне Крылова, которая является моралью  и вследствие чего, стала «крылатым выражением»? (устойчивое выражение в переносном значении) Как называется такая мораль?

– А применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова?

– Эзоп, рассказывая про лисицу,  чрезвычайно серьезен и делает очень серьезный нравоучительный вывод из своей басни.

Важно

Крылов же рассказывает эту историю остроумно и шутливо, называет лису то кумой, то кумушкой, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение.

Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно же, применима к басне Крылова, но она несколько не соответствует шутливому тону повествования Крылова.

Ребята, а какой человеческий порок высмеивается в баснях Эзопа и Крылова?

– Давайте вспомним пословицы, в которых говорится о лени.

Какое еще различие мы не назвали?(по форме изложения)

– Правильно, а по каким признакам мы определяем стихотворный стиль?

На экране схема:

Басни

Стихотворные

?

Прозаические

?

– Ребята, помогите устранить знак вопроса. Назовите фамилии авторов, которые писали в данном жанре.

Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?

– А сейчас, кто хочет нам выразительно прочитать басню Эзопа? Но прежде мы должны вспомнить средства выразительного чтения.

-Кто нам прочитает басню Крылова?

Ответы детей.

Баснописцами называют создателей басен.

(Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С.Михалков.)

Иносказание. Одно явление передается через другое.

В басне говорят о животных, подразумевая людей (людские качества переносят на животных).

Вступление, повествование, мораль.

Мораль басни – это нравоучение (поучение, вывод), выраженное в краткой форме.

Лиса.

Жадность, лесть, хитрость, глупость, трусливость

Эзоп. «Лисица и виноград».

Ответы детей.

Лисица.

Ответы детей

Лисица объясняет свое бессилие тем, что виноград не дозрел. Виновата не она, а виноград.

Часто человек в своих неудачах винит кого угодно, но только не себя.

Крылов.

Слушают басню.

Одинаковый.

Слово виноград написано с большой буквы, значит, виноград является героем басни.

«а кисти сочные, как яхонты, горят», «Лисица увидала виноградную лозу со свисающими гроздьями».

У Эзопа «Голодная Лисица увидала ».

Крылова: « Голодная кума Лиса», «У кумушки глаза и зубы разгорелись».

«Они еще зеленые».

В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой».

У Эзопа – факты, у Крылова – подробный сюжет.

Две части. В одной происходит само действие, а потом мораль басни.

Читайте также:  Темы поэмы "полтава" пушкина: тематика и проблематика произведения

вступление-развитие действия-мораль; развитие действия-мораль; мораль-развитие действия

«Иные не могут добиться успеха, а винят в этом обстоятельства» Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам не может.

«Хоть видит око, да зуб неймёт»

Скрытая

Да, смысл в них один и тот же.

Высмеивается лень.

«Лёжа пищи не добудешь». «Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться».

Одна басня в стихах, а другая в прозе.

Учащиеся отвечают, что признаки стихотворного стиля – это наличие рифмы, строки и строфы.

Учащиеся называют в первый прямоугольник Эзопа, а во второй И.А. Крылова.

Ответы детей.

Это темп, громкость и логическое ударение, которое необходимо при выразительном чтении.

Ученик читает басню.

Ученик читает басню.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Проверка понимания нового материала

М- словесный

(беседа)

П-

А сейчас откройте свои рабочие тетради на странице 38.

Вам нужно выполнить самостоятельно 1,2,3 задания, а потом мы их проверим.

Совет

А теперь задание номер 5. Вам нужно заполнить таблицу. Что запишем в первый столбик? (фамилии) во второй?(заголовок), третий? (герои), четвертый? (форма)

1)нравоучительный рассказ2)кума Лиса-Крылов, Лисица-Эзоп

3)древнегреческий

Подведение итогов

М- словесный

(беседа)

С каким новым жанром познакомились?

Что такое мораль?

С какими баснописцами познакомились?

Чем отличаются их басни?

Ребята, какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

Подумайте, чему каждый из вас сегодня научился?

Басня.

Мораль – это нравоучение, поучение, вывод. Эзоп и Крылов.

Узнали, что басни появились ещё в Древней Греции, что их сочинял талантливый и мудрый баснописец Эзоп, который был рабом.

Узнали, что басня это иносказательное произведение, которое имеет скрытый смысл, и где высмеиваются недостатки, пороки людей.

Мы поняли, что хитрость и лень, плохие попутчики, что для достижения любой цели нужно приложить усилия и не винить обстоятельства

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-basni-ezop-lisica-i-vinograd-iakrilov-lisa-i-vinograd-1440162.html

«Лиса и виноград» – басня И. А. Крылова и ее анализ

Басня «Лисица и виноград». Рисунок неизвестного художника

Басня «Лисица и Виноград» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» в 1808 г. Время создания произведения неизвестно.

В этой статье представлены материалы о морали басни «Лисица и Виноград» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Лисица и Виноград» Крылова (анализ, суть, смысл)

По мнению литератора Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

«Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко… И зная свои слабости, открыто обнаруживая их, мы часто хитрим, стараемся оправдать себя (особенно при неудаче) и в своих собственных, и в чужих глазах («Лисица и виноград»).   

Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Басня «Лисица и Виноград». Рисунок М. Н. Яковлева

Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для воспитания детей:

«К лицемерию во всех его видах следует с ранних лет внушить полное отвращение; с наивной простотою оно уже осмеяно в басне «Лисица и Виноград». Уверять, что вовсе не желаешь того, чего не мог достать, — уловка чисто детская.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Такова мораль басни «Лисица и Виноград» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Наверное все помнят эту басню:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Общепринятая мораль, которую детям вдалбливают со школы, звучит примерно так:

Не получив ожидаемой выгоды, человеку свойственно обвинять в этом обстоятельства, а не собственную несостоятельность.

Между тем, подобная мораль, которую вводят в голову каждому российскому ребёнку (вместе с «окружающим миром» и математикой), мало того что изуверски порочна, но и совершенно лжива!

Опустим чисто зоологическую составляющую и предположим, что лиса полюбила виноград (в конце концов, если она умеет разговаривать, почему бы ей не испытывать желания полакомится виноградом). Допустим, также, что гроздья действительно висят так высоко, что умеющая рассуждать и разговаривать лиса не может их достать.

Поверим авторскому утверждению, что «кисти сочные» и согласимся, что лиса не добилась того, чего хотела (т.е.

«не получила ожидаемой выгоды»)… 

Если следовать логике автора, упрекающего лису в том, что она винит в провале миссии «виноград» не себя, но обстоятельства, то правильным, с точки зрения Крылова, для лисы было бы обвинять себя? Так что ли? Признать собственную «несостоятельность»…

Т.е. лиса должна была уйти испытывая жесточайшую фрустрацию, депрессию, заниженную самооценку, уйти глубоко несчастной (и возможно повесится, замечу я в скобках)?!!

Как вообще лиса человек должен реагировать на то, что у него не получилось осуществить какой — либо замысел? Страдать? Признать себя несостоятельным (неудачникомлузеромлохом и т.д.)?

Обратите внимание

Нет, нет и ещё раз нет!  Лиса, возможно чисто интуитивно, нашла единственно правильный способ выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Что буду делать например я, если мне не удастся пройти собеседование, заработать миллион, купить яхту, получить повышение иили пр. получить какой — либо «виноград» по причинам, от меня не зависящим?

Правильно! Я забью на это болт, а дабы не возвращаться, даже мысленно, к «проигрышу», постараюсь придать ему, в собственных глазах (чужие меня, как и лису, интересуют крайне мало) суть и содержание выигрыша.

Не видимость, а именно суть, ощущение, внутреннее переживание облома выигрыша, как выигрыша! В подобной ситуации всё относительно лисы (меняваслюбого другого участника этого увлекательного квеста). Наблюдатель, победитель или лузер, если не считать хозяина сада, который всё равно ничего не узнает, — один. Этому одному и решать, выиграл он или проиграл.

Лиса решила что ей повезло и я с ней солидарен. Ей не достался виноград, но она продемонстрировала великолепный способ делать так, чтобы обломы не портили ей жизнь. Лиса, в какой-то степени буддист и я рад за людей, которые умеют убеждать себя в том, что любое поражение несёт в себе позитивное зерно и поэтому, особо переживать по поводу подобных поражений не стоит.

Источник: https://novoevmire.biz/other/lisa-i-vinograd-basnya-i-a-krylova-i-ee-analiz.html

И. Крылов. Лисица и виноград. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

? Ты узнаёшь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?
Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова. Какую басню тебе интереснее читать: написанную прозой или стихами? Какая из басен помогает тебе лучше представить виноградные кисти? А внешний вид лисицы и её поведение? Где выразительнее речь лисицы?

В баснях рассказана одна и та же история. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов: мы узнаём, что Лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», «хотела до них добраться, да не смогла».

Из текста Крылова можно представить, насколько зрелым и сочным был виноград («винограду кисти рделись», «кисти сочные, как яхонты горят»).

 Крылов описывает реакцию лисы на спелый виноград («У кумушки глаза и зубы разгорелись») и то, как она старается достать виноград («отколь и как она к ним не зайдёт», «пробившись попусту час целый») и её разочарование («пошла и говорит с досадою…»). В басне Эзопа Лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они ещё зелёные».

Важно

В басне Крылова Лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда («тотчас оскомину набьёшь»), как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.

? Найди пословицу в тексте басни Крылова.
Может ли она послужить моралью? Ещё раз вернись к басне Эзопа «Лисица и виноград». Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова?

В тексте басни Крылова есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Смысл этой пословицы в том, что иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь её по разным причинам он не может.
Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно, применима к басне Крылова. Но можно обратить внимание на тон, которым рассказаны обе басни.

Эзоп, рассказывая про Лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает очень серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту же историю остроумно и шутливо, называет Лису то кумой, то кумушкой, создаёт атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста Лисицы целое житейское рассуждение.

Поэтому такая серьёзная мораль, как в басне Эзопа, нéсколько не соответствует тону повествования Крылова.

? Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

Безусловно, историю про Лисицу и виноград можно считать бродячей историей.

? Рассмотри иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.

Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? Рассмотри фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?

Художник тончайшими линиями намечает контур дома, а также, видимо, тачку и какие-то инструменты для работы в саду: создаётся атмосфера близости человеческого жилья и, значит, опасности для Лисицы.

Тело Лисицы изогнуто: она не просто стоит на задних лапах, она слегка откинулась назад и при этом задрала и чуть наклонила мордочку, чтобы лучше видеть висящий высоко виноград. Одной передней лапкой Лисица упирается в ствол дерева, а другая – по-собачьи опущена.

Выражения мордочки не видно, лишь слегка угадывается досадливая гримаска, но поза настолько выразительна, что мы понимаем: Лисица разочарована, вот сейчас она опустится на передние лапы и побежит в лес.

? А ты понял(а), что смех бывает разным? Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен? 

Цель беседы Михаила Потаповича с Мишей Ивановым, Таней Перовой и Костей Погодиным – обратить внимание школьников на существование разной эмоциональной окраски смеха и на то, что басня вызывает не весёлый смех, а скорее горькую усмешку и грустную улыбку, поскольку обращает внимание людей на непростые ситуации в их жизни.

Совет

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

Источник: https://e-razumniki.ru/i-krylov-lisica-i-vinograd-literaturnoe-chtenie-3-klass-pnsh/

Тема: Сравнение басен Эзопа «Лисица и виноград» и И.Крылова «Лисица и виноград»

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Тема: Сравнение басен Эзопа «Лисица и виноград» и И.Крылова «Лисица и виноград».
Рубрика (тематическая категория) Литература

Конспект урока по литературе

Министерство Образования Челябинской области

Челябинский Педагогический колледж №1

Школа: №95 Учитель: Колганова Т.А.

Класс:3А _____________________

Дата:24.01.13

Методист: Галиуллина Н.К.

_____________________

Планируемые результаты:

Личностные:

продолжат развивать внимание, память, технику чтения

Предметные:

– расширят и углубят читательский интерес, познакомившись с баснями Эзопа ʼʼЛисица и виноградʼʼ и Крылова ʼʼЛисица и виноградʼʼ;

– обучатся и проведут сравнительный анализ басен;

– сформируют умение понимать иносказательныйсмысл басен и их мораль, осознают из злободневность.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник Литературное чтение, Н.А.Чуракова, 3кл,2ч.

Этап урока Время Содержание урока. Деятельность ученика УУД
1. Орᴦ. момент 1мин -Доброе утро, ребята. Меня зовут Ирина Андреевна. Сегодняшнее занятие литературным чтением проведу у вас я. Присаживайтесь.   Приветствуют учителя.
2. Мотивационный 4мин – Стоит сказать, что для начала, ребята͵ давайте сделаем небольшую артикуляционную гимнастику, после которой мы с вами проверим домашнее задание. Внимание на слайд (слайд 1) Прочитайте шепотом то, что написано. Читать нужно спокойно, никуда не торопясь. А сейчас давайте прочитаем по 1 строчке.   Выполняют артикуляционную гимнастику
3. Проверка домашнего задания 7мин -А сейчас переходим к проверке домашнего задания. Дома вам нужно было выучить наизусть басню ʼʼВорона и лисицаʼʼ. Сейчас я предлагаю послушать ребят, которые подготовили чтение этой басни по ролям. Мы с вами прослушаем 2 группы, а затем с помощью памяток, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят. ( Выразительное чтение 1 и 2 группы) Итак, ребята͵ давайте сейчас посмотрим на памятку и проанализируем их чтение. Кто хочет высказать своё мнение с опорой на памятку? Читают по ролям, анализируют чтение одноклассников Осуществлять анализ и работы других учащихся, умение строить речевое высказывани
4. Постановка учебной задачи   -Сегодня ребята͵ мы с вами продолжим изучать темуʼʼНабираемся житейской мудростиʼʼ. Откройте учебник и посмотрите по содержанию, что же мы с вами будем изучать дальше? (басню Эзопа ʼʼВорона и лисицаʼʼ и И.Крылова ʼʼВорона и лисицаʼʼ). (слайд 2) -А для знакомства с новыми баснями, что мы должны с вами знать и уметь? ( работать с учебником, хорошо читать, умение находить мораль и т.д) -А сейчас давайте посмотрим на слайд и проверим, всё ли мы с вами назвали. ( слайд 3) Какие цели мы с вами поставим перед собой на уроке? Определяют тему урока, формулируют цели и задачи Умение принимать и сохранять учебную задачу, умение строить речевое высказывание
5. Решение частных задач на базе анализа текста -Откройте учебник на странице 21. С какой басней мы познакомимся первой? ( басня Эзопа ʼʼЛисица и виноградʼʼ) -А к какому времени относятся басни Эзопа? Ответ вы можете найти на странице 13, на ленте времени( менее древние сказки, 2500 лет назад). Первичное знакомство с текстом. – Сейчас вам предстоит прочитать басню про себя. В тексте басни вам встретиться слово ʼʼлозаʼʼ. Кто-нибудь знает, что оно обозначает? Давайте посмотрим на слайд. (слайд 4) – А сейчас, ребята͵ приступайте к чтению басни про себя. ( Затем кто-то из ребят читает её вслух) Первичный анализ. -А что значит винить обстоятельства? Кто может ответить на данный вопрос? Для того чтобы вам помочь, на стр.22 на плакате Летучей мыши есть небольшая подсказка для вас. Давайте (кто-то из ребят) нам её прочитает. – Так что же значит ʼʼвинить обстоятельстваʼʼ? (это значит в своих неудачах обвинять обстоятельства, события) Какие обстоятельства винила лиса, когда не сумев добраться до винограда, ушла прочь? (виноград зелœен) Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелœен? (саму себя) – А сейчас я вам прочитаю случай, который произошел с Мишей, с героем учебника. После прослушивания будьте готовы ответить на вопрос- на какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу? – -А можете ли вы привести примеры из своей жизни или из жизни класса, когда вы подобно лисице из басни, винили обстоятельства в своих неудачах Работа с пословицами (синтез). – Внимание на экран. (слайд 5) Здесь вы можете увидеть 3 пословицы. Давайте прочитаем их по одной вслух. Как вы понимаете эти пословицы? Какой у них общий смысл? (человек винит в своих неудачах обстоятельства, придумывает отговорки) -Можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода к басне ʼʼЛисица и виноградʼʼ?   Физминутка -Эзоп жил давно. А каких наших баснописцев вы знаете? ( И.А.Крылов) – Какие его басни вы знаете? – А вообще, что такое басня? Для чего и для кого она создавалась? (занимательный басенный сюжет служит основанием для вывода, поучения обращенного к людям) -Басня Эзопа была написана прозой, а сейчас я вам прочитаю басню Ивана Андреевича Крылова ʼʼЛисица и Виноградʼʼ,написанную стихами. Но сначала давайте посмотрим на слайд и узнаем значение некоторых незнакомых слов, которые встретятся вам в этой басне. (слайд 6) (чтение учителя) – Вы узнаешь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? – Сейчас вам предстоит прочитать эту басню про себя. При этом первый ряд должен будет найти и потом зачитать нам слова, где описывается реакция лисы на спелый виноград (ʼʼУ кумушки глаза и зубы разгорелисьʼʼ). Второй ряд слова, описывающие как лиса старается достать виноград ( ʼʼотколь и как она к ним не зайдетʼʼ, ʼʼпробившись попусту целый часʼʼ) и третий ряд- слова, описывающие ее разочарование ( ʼʼпошла и говорит с досадою…ʼʼ). -Итак, первый ряд прочитайте нам слова, описывающие реакцию лисы на спелый виноград? Второй ряд прочитайте свои слова, описывающие то как лиса старается достать виноград? Третий ряд. – Какаю басню вам было читать интереснее? Басню, написанную прозой Эзопом или басню, написанную стихами Крыловым? Почему? Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? А внешность и поведение лисы? (В басне Эзопа повествование очень короткое, там только описаны факты. Из текста Крылова мы можем представить, насколько сочным и зрелым был виноград, какая реакция была у лисы. Басня Крылова более подробная и выразительная. В ней даже описаны вкусовые ощущения лисицы от кислого, незрелого винограда.. Она как будто уговаривает себя отказаться от попыток его попробовать.) Работа с иллюстрацией (синтез). Рассмотрите иллюстрацию В. Серова к басне ʼʼЛисица и виноградʼʼ на стр.25. -Рассмотрите внимательно лисицу. Как расположена лисица? Что помогает нам понять её поза? (что она пытается с разных сторон подобраться с разных сторон) О чем говорит выражение мордочки лисы? (что она испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет) -В тексте басни есть пословица. Найдите её и прочитайте(ʼʼвидит око, да зуб неймётʼʼ). – Каков смысл этой пословицы, как вы думаете? (смысл этой пословицы- человек иногда попадает в такую ситуацию, когда цель близка, ᴛ.ᴇ. око видит, но достичь он эту цель не может, ᴛ.ᴇ. зуб неймет). – Может ли эта пословица послужить моралью к басне Крылова? А к басне Эзопа? -Приведите какие-нибудь примеры из жизни, связанные с этой моралью? Обратите внимание на то, что Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно, шутливо, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Безусловно, историю про лисицу и виноград можно считать бродячей историей.     Узнают значение незнакомых слов   Читают текст   Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, анализируют     Приводят примеры из жизни     Объясняют значение пословиц   Принимают участие в физминутке   Узнают значение незнакомых слов   Слушают чтение учителя   Читают текст с заданием     Принимают участие в беседе, анализируют, делают выводы     Рассматривают иллюстрацию, Анализируют её   Приводят примеры из жизни Умение свободно ориентироваться в учебной книги, умение находить фрагмент текста в соответствии с заданием, умение строить речевое задание, умение понимать и принимать точку зрения других, умение выделить главную мысль произведения
6. Рефлексивный Итак, ребята͵ какие мы с вами цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их? Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? Делают вывод, подводят итог урока Умение оценивать свою работу и работу других
7. Домашнее задание 2мин А сейчас запишите домашнее задание. Дома вам будет крайне важно выучить наизусть басню Ивана Крылова ʼʼВорона и лисицаʼʼ по желанию, либо подготовить выразительное чтение этой басни с опорой на текст. Записывают домашнее задание
Читайте также:  Образ и характеристика лопахина в пьесе "вишневый сад": описание характера, отношения лопахина с раневской и варей

Тема: Сравнение басен Эзопа «Лисица и виноград» и И.Крылова «Лисица и виноград». – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Тема: Сравнение басен Эзопа «Лисица и виноград» и И.Крылова «Лисица и виноград».” 2017, 2018.

Источник: https://referatwork.ru/category/literatura/view/581509_tema_sravnenie_basen_ezopa_lisica_i_vinograd_i_i_krylova_lisica_i_vinograd

Контрольные вопросы с выборочными ответами к творчеству Эзопа

Эзоп – Контрольные вопросы к творчеству Эзопа

Кто такой был Эзоп?

Какие человеческие пороки осмеивает в своих баснях Эзоп?

Лень, зависть, жадность, отсутствие желания думать, хитрость, глупость, лесть.

В чем мудрость басен Эзопа?

Чем поучительны эти басни?

Обратите внимание

Басни Эзопа обращают наше внимание на то, что человек должен трудиться, не винить случай, а надеяться на свои силы. Они учат быть терпеливым, незаносчивым, хорошим другом, не верить врагам. Сюжеты басен Эзопа заимствовали баснописцы мира — Ж. Лафонтен, И. А. Крылов.

В чем мораль басни Эзопа «Ворон и Лисица»?

Эта басня поучительна тем, что предостерегает людей, падких на лесть, от чрезмерной доверчивости. Так и видишь вертящуюся у дерева хитрую Лисицу, которая льстит Ворону, раздобывшему кусок сыра. Оказывается, у Ворона и цвет перьев самый царственный, и вообще он статный молодец.

Быть бы ему владыкой всех пернатых, вот только голос для этого нужен тоже царственный. Вот тут-то Ворон и решил доказать, что есть у него так необходимый для владыки пернатых голос. Каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Лиса добилась своего лестью, а Ворон остался ни с чем.

Как только Лиса достигла своего, куда и лесть девалась! Теперь она уже издевается над Вороном: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

В чем мораль басни Эзопа «Лисица и виноград»?

Лисица объясняет свое бессилие тем, что виноград недозрел. Виновата не она, а виноград. Часто человек в своих неудачах винит кого угодно, но только не себя.

Что означает выражение «эзопов язык»?

«Эзопов язык», «эзопова речь» — иносказательный язык, где мысль как бы зашифрована, не высказывается прямо. Это «особая система обманных средств», к которым прибегают, когда нельзя сказать о чем-то открыто.

В чем секрет долголетия басен Эзопа?

Поскольку в баснях язык иносказательный, то и обидеть никого невозможно. Адресат не указан, действующие лица — зачастую животные. Баснописец указывает не на человеческие пороки, а на пороки животных. Если человек узнает в действиях и словах героев басни себя, он извлекает положительный урок.

kontrolnye-voprosy-k-tvorchestvu-ezopaконтрольные вопросы с выборочными ответами к творчеству эзопа
Кто такой был Эзоп?

Какие человеческие пороки осмеивает в своих баснях Эзоп?

Лень, зависть, жадность, отсутствие желания думать, хитрость, глупость, лесть.

В чем мудрость басен Эзопа?

Чем поучительны эти басни?

Обратите внимание

Басни Эзопа обращают наше внимание на то, что человек должен трудиться, не винить случай, а надеяться на свои силы. Они учат быть терпеливым, незаносчивым, хорошим другом, не верить врагам. Сюжеты басен Эзопа заимствовали баснописцы мира — Ж. Лафонтен, И. А. Крылов.

В чем мораль басни Эзопа «Ворон и Лисица»?

Эта басня поучительна тем, что предостерегает людей, падких на лесть, от чрезмерной доверчивости. Так и видишь вертящуюся у дерева хитрую Лисицу, которая льстит Ворону, раздобывшему кусок сыра. Оказывается, у Ворона и цвет перьев самый царственный, и вообще он статный молодец.

Быть бы ему владыкой всех пернатых, вот только голос для этого нужен тоже царственный. Вот тут-то Ворон и решил доказать, что есть у него так необходимый для владыки пернатых голос. Каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Лиса добилась своего лестью, а Ворон остался ни с чем.

Как только Лиса достигла своего, куда и лесть девалась! Теперь она уже издевается над Вороном: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

В чем мораль басни Эзопа «Лисица и виноград»?

Лисица объясняет свое бессилие тем, что виноград недозрел. Виновата не она, а виноград. Часто человек в своих неудачах винит кого угодно, но только не себя.

Что означает выражение «эзопов язык»?

«Эзопов язык», «эзопова речь» — иносказательный язык, где мысль как бы зашифрована, не высказывается прямо. Это «особая система обманных средств», к которым прибегают, когда нельзя сказать о чем-то открыто.

В чем секрет долголетия басен Эзопа?

Поскольку в баснях язык иносказательный, то и обидеть никого невозможно. Адресат не указан, действующие лица — зачастую животные. Баснописец указывает не на человеческие пороки, а на пороки животных. Если человек узнает в действиях и словах героев басни себя, он извлекает положительный урок.

Источник: https://school-essays.info/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-tvorchestvu-ezopa/

Басня Крылова Лисица и виноград

Лисица и виноград рисунок

Басня Лисица и виноград читать текст

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Лисица и виноград — Мораль басни Ивана Крылова

Кодга не получилось добится цели, начинают ее принижать. Очень часто в своих неудачах люди готовы обвинить кого угодно кроме самого себя.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы "гроза" островского: краткий пересказ сюжета драмы

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

Нужно уметь брать на себя ответственость за то, что происходит в твоей жизни.

Анализ басни Лисица и виноград, герои басни

О басне

Замечательный сатирик, историк, книголюб Иван Андреевич Крылов создал басню «Ворона и виноград» в период рассвета своей биографической и творческой зрелости. Эту интересную и поучительную басню можно найти и прочитать в одном из девяти басенных сборников известного баснописца, которые друг за другом появились ещё при его жизни.

За основу своей стихотворной басни Крылов взял прозаическую историю древнегреческого поэта Эзопа об алчной и несамостоятельной лисице, которая видит в саду гроздья винограда и старается допрыгнуть до них и съесть. Но, увы, у торопливой лисицы ничего не получается. Русский баснописец разнообразил эзоповский поучительный рассказ стройным слогом, острым юмором, лаконичностью и точностью языка.

урок басни

«Лисица и виноград», как и все басни Крылова, преподаёт урок. Урок силы, выносливости, преодоления лени и стремления к цели. Главная героиня лисица лишена этих качеств. Она пасует перед трудностью, оправдывая свою несостоятельность и слабость внешними причинами и обстоятельствами.

Себя, «рыжую и хорошую» она не судит — во всём виноват виноград: дескать, он только на первый взгляд неплох, а на самом деле незрелый, зелёный. Есть особая порода людей, которым легче обвинить в своих бедах окружающих и саму жизнь, чем попытаться исправить ситуацию упорством, терпением, трудолюбием и желанием.

Наша «лисица» — блистательный пример такой никчёмной породы.

Басня «Лисица и виноград» легка для чтения и запоминания. В ней нет тяжёлых синтаксических конструкций, которые были бы непонятны. Изначально басня предназначалась для широкого круга читателей и потому её стиль прост, лёгок и вместе с тем неповторим.

Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтом, глаза лисицы «разгорелись», а уж выражения про око, зуб и оскомину стали шедеврами во фразеологическом мире. Причём Крылов-юморист здесь ярок и запоминаем. Ладно бы глаза разгорелись, но вот зубы.

Важно

Всем становится понятно, что лиса голодна и мечется от предвкушения вкусной трапезы. Словосочетание «кисти рделись» тоже любопытно. Это значит, что виноград созрел, покраснел. И здесь же антитеза — ягодки нет зрелой. Лисица выступает ещё и как противоречивая «барышня».

Устаревшее слово отколь ничуть не портит басню, а делает её более народной.

Интересно, что Крылов показывает кратковременные старания лисицы: после часа бесполезных стараний её терпение лопается, и мы видим злую, раздосадованную неудачницу. Басня, безусловно, художественно и идейно совершенна. Это пример таланта, ума и любви к читателю.

Главные герои

  • Лисица
  • виноград — недостижимая цель

Крылатые выражения, которые пошли из басни Лисица и виноград

Фраза «Хоть видит око, да зуб неймёт» стала пословицей

Слушать Басню Ивана Крылова Лисица и виноград

Читает Дария Любивая на канале Читалкин

Мультфильм по мотивам басни И.А.Крылова «Лисица и виноград» смотреть

Текст читает И.В. Ильинский.

Несколько интересных Басен

Лиса приметила Бобра: И в шубе у него довольно серебра, И он один из тех Бобров,

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел

Источник: https://rus-poetry.ru/basnya-krylova-lisitsa-i-vinograd/

Конспект урока по литературному чтению Тема: Происхождение сюжетной части басни. Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград» 3 класс

Урок литературного чтения 3 класс 3 четверть

Учитель: Творогова Светлана Юрьевна

Тема: Происхождение сюжетной части басни. Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград».

Цель:

Сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

УУД

Познавательные:

Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль

Выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Работать с несколькими источниками информации, текстами.

Проводить сравнительный анализ двух произведений.

Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Работать в паре.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и за ходом выполнения работы и полученного результата.

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование: выставка книг басен, презентация, карточки с таблицами, на каждого ученика, карточки «Лента времени» (одна на парту), карточки для общей таблицы (на доске).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Начинаем наш урок, пусть он пойдёт ребятам впрок.

2. Вызов:

— Над какой темой мы сейчас работаем на уроках литературного чтения?

( Мы работаем над темой «Набираемся житейской мудрости») 1 слайд

— С каким новым литературным жанром мы познакомились?

(Мы познакомились с жанром басни)

— Что такое басня?

(Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ с нравоучительным выводом.)

— Я предлагаю поиграть в игру « Верите ли Вы, что…» 2 слайд

(пробуждение у учащихся интереса к теме, вызов имеющихся знаний по теме). Прием «Верные и неверные утверждения»

Правила:

  1. У вас на парте лежат листочки, на которых начерчена таблица.

  2. Цифрами я указала номера вопросов.

  3. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…».

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « — »

Верите ли вы, что…

  1. … басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки.

  2. … в баснях высмеиваются достоинства людей.

  3. … мораль в басне может быть пословицей.

  4. … первые басни возникли 2500 лет назад.

  5. … И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.

  6. … баснописец – писатель, который сочиняет басни.

  7. … басня может быть в прозаической и стихотворной форме.

— Какие вопросы вызвали затруднения?

-На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем после того, как изучим тему урока.

— Отложите листочки в сторону.

— С баснями, каких авторов мы знакомились на предыдущих уроках?

На доску таблички:

ЭЗОП КРЫЛОВ

(Мы познакомились с баснями Эзопа и Ивана Андреевича Крылова) 3 слайд

— Посмотрите на ленту времени. Что можно установить по ней?

( По ленте времени мы можем установить, что Эзоп писал свои басни 2500 лет назад. Он жил в Древней Греции. Его басни современницы менее древних сказок. До этого басни уже существовали и существовали пословицы. Басни Крылова написаны200 лет назад. Иван Крылов жил в России.)

На доску таблички:

2500 лет назад 200 лет назад

3. Проверка домашнего задания. Повторение изученного:

— С какой басней вы работали дома?

(Мы читали басню Эзопа «Лисица и виноград»)

— Вспомним текст басни. Кто хочет прочесть её выразительно?

(с.21 Эзоп «Лисица и виноград» ученик читает басню)

— Скажите, как вы понимаете мораль этой басни?

(Некоторые люди обвиняют обстоятельствав том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. Про таких людей говорят: «Наш Филат не бывает виноват». При всех неудачах нужно винитьтолько себя. Лисица в басне, говоря, что виноград зелёный обманывает саму себя.)

На доску табличка:

Лиса и виноград

ФИЗМИНУТКА 4,5, 6слайд

Встаньте, изобразите без слов лису, которая пытается достать виноград (ПОДПРЫГИВАЮТ, ТЯНУТ РУКИ ВВЕРХ, КРУЖАТСЯ НА МЕСТЕ)

4. Работа над новой темой:

— А теперь сюрприз. (Подготовленный ученик читает наизусть басню Крылова «Лиса и виноград»)

— Как вы думаете, называется это произведение?

(«Лисица и виноград»)

— Автор этой басни Иван Андреевич Крылов.

На доску табличка:

Лисица и виноград

— И нас два произведения с почти одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

(Мы будем сравнивать эти басни)

— Цель нашего урока: сравнить эти басни. (слайд)

Но для того, чтобы сравнивать, нужно хорошо знать объекты сравнения. Поэтому первой нашей задачей будет исследовать произведения.

Познакомимся подробнее с басней Крылова. Откройте страницу 24. Посмотрите на текст. Значение каких слов нам нужно установить?

(Рделись и яхонты)

— Как будем узнавать значение слов?

(Нам поможет Толковый словарь)

Поработайте в парах, найдите значение этих слов.

(Рделись — … Яхонты — … дети находят слова в словаре. Называют страницу, зачитывают)

— Прочтите басню «про себя», если ещё встретятся непонятные слова, отметьте их.

(предполагаемые ответы: оскомину – см. в Т. сл. отколь — откуда попусту — зря)

— Наметим линию сравнения: 7 слайд (план сравнения)

— Наденьте на страницы скрепку, чтобы работать с текстами было легче.

1. Форма.

— Сравните произведения по форме написания. Какой можно сделать вывод?

(По форме написания: У Эзопа басня – прозаическая, а у Крылова — стихотворная)

На доску табличка: Проза Стих

2. Герои, события

Сравните героев басен. Как называет героиню Эзоп? А Крылов? Какой делаем вывод?

(Лисица – Кума – лиса. В обоих баснях героиня – животное лиса.)

— Сравните описание поведения героини в баснях. Какой можно сделать вывод?

(«Хотела до них добраться» — у Эзопа. «У кумушки глаза и зубы разгорелись» – у Крылова», «…отколь и как она к ним не зайдет», «…пробившись попусту час целый»- у Крылова. В басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые».

В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой».

Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.)

Б) Виноград

(В басне Эзопа лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», а у  Крылова — «винограду кисти рделись, кисти сочные, как яхонты горят»)

В басне Эзопа повествование очень короткое, только факты, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда. У Эзопа больше повествования, а у Крылова больше описания. Но всё же сравнивая их, можно сделать вывод, что герои и события похожи.

На доску табличка:

События и герои похожи

3. Построение

— Сравните басни с точки зрения их построения.

(У Эзопа основная часть, потом мораль, А у Крылова морали нет.)

— Все согласны, что у Крылова нет морали? Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?

— Такая мораль называется скрытой. Как вы думаете, для чего Крылов пользуется скрытой моралью?

(чтобы читатели могли сами подумать)

— Прочитайте мораль басни Эзопа. Она подходит к басне Крылова?

Значит можно сделать вывод, что мораль одинаковая.

На доску табличка:

Мораль одинаковая

— Подведём итог сравнения. Посмотрите на нашу таблицу. Что можно сказать об истории о лисице и винограде? Какой можно сделать вывод? Докажите свою точку зрения.

ЭЗОП КРЫЛОВ

2500 лет назад 200 лет назад

Лиса и виноград Лисица и виноград

Проза Стих

События и герои похожи

Мораль одинаковая

(Это история — бродячий сюжет. Крылов мог знать басни Эзопа и создавать свои на эти же сюжеты.)

5. Рефлексия:

1) — Вернёмся к нашим табличкам «Верите ли вы, что…». Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите нужный знак.

— По каким вопросам ваше мнение не совпало?

— Объясните, почему вы так решили?

— На какой вопрос вы не нашли ответа на этом уроке?

(… И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.)

— Ответ на этот вопрос вы можете найти сами в Интернет и к следующему уроку подготовьте сообщение и презентацию на эту тему. Это дополнительное домашнее задание, а основное запишем в дневник: уч. с. 24 выразительное чтение. По желанию можно выучить басню наизусть.

2) Устали? Сожмите кулачки и поднимите руки вверх. Теперь разжимая правую, покажите, какую оценку вы поставите нашему уроку. Разжимая левую, поставьте оценку себе за работу на уроке. Учитель называет оценки учеников.

Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-tema-proishozhdenie-syuzhetnoy-chasti-basni-yazop-lisa-i-vinograd-krilov-lisitsa-i-vinograd-3-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]