Мораль басни “трудолюбивый медведь” крылова (анализ, суть, смысл)

Басня Крылова Трудолюбивый медведь

Трудолюбивый медведь рисунок

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,Их прибыльно сбывает с рук(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).Медведь задумал жить такими же трудами.Пошел по лесу треск и стук,И слышно за версту проказу.

Орешника, березника и вязуМой Мишка погубил несметное число,А не дается ремесло.Вот идет к мужику он попросить советаИ говорит: “Сосед, что за причина эта?Деревья-таки я ломать могу,А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чем есть тут главное уменье?” -“В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет:

В терпенье”.

Мораль басни Трудолюбивый медведь

Скажи, в чем есть тут главное уменье?” -“В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет:

В терпенье”.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Трудолюбивый медведь

Мораль этой басни содержит в себе два вывода. Во-первых, легко и интересно смотреть за тем, как трудится другой. Кажется, что это легко и не нужно учиться. Достаточно лишь взяться и сделать. Но на деле оказывается все совсем по-другому! Прежде, чем браться за какое-либо дело, нужно хорошенько изучить все нюансы, потрудиться и начинать с малого.

Ну и, конечно же, в любом деле необходимо терпение! Если проявить старание, терпение, усидчивость и много трудиться, то можно научиться многому и многого добиться. Это и есть секрет любого мастерства.

Анализ басни Трудолюбивый медведь

Итак, мужик выступает в басне как наставник. Трудолюбивый и усидчивый. Он знает свое дело и терпеливо делает его, справедливо получая за это вознаграждение. Медведь же, напротив, не зная дела, хватается за него, думая не о качестве своего труда, а о выгоде. Но терпит неудачу. Хорошо, что у медведя хватило ума отказаться от своих амбиций и прийти за советом к мастеру.

Краткое содержание

В произведении известного баснописца Ивана Андреевича Крылова «Трудолюбивый медведь» рассказывается о трудолюбивом ремесленнике, который изготавливал деревянные дуги. Изделия быстро и выгодно распродавались. Все это увидел медведь и решил так же подзаработать.

Уйдя в лес, он наломал массу деревьев и кустарников, но так и не смог смастерить ни одной дуги.

В полном расстройстве пришел медведь к Мужику с мучающим его вопросом: ну почему у него ничего не получилось? Ведь он такой сильный и может свалить дерево и вырвать с корнем куст!? На что Мужик ответил, что не хватает нашему герою ТЕРПЕНЬЯ!!!

Герои басни (персонажи)

  • Медведь
  • Мужик – терпеливый трудяга

Слушать Басню Крылова Трудолюбивый медведь

Другие Басни этого автора

← Бумажный змей↑ Басни КрыловаВолк и кот →

Несколько интересных Басен

Источник: https://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-trudolyubivyij-medved

Трудолюбивый медведь. Басня Крылова

Басня «Трудолюбивый медведь» – упрек всем тем, кто считает чужой заработок легкодоступным, и одновременная хвала всех тружеников, основательно подходящих к своему делу.

Басня «Трудолюбивый медведь»

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.

Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: “Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чем есть тут главное уменье?” –
“В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет:

В терпенье”.

Мораль басни Крылова «Трудолюбивый медведь»

Мораль басни, впрочем, как и в большинстве творений Крылова, вынесена в самый конец произведения – в 2 последние его строки. Она очевидна и понятна каждому:

  • любой труд, приносящий какие-либо плоды (как моральное удовлетворение, так и материальные блага) должен выполняться основательно и добросовестно;
  • к каждому делу следует подходить с определенным багажом знаний и недюжинным терпением;
    всякая работа должна основываться не только на скорости ее выполнения и приложенной силе, но и на грамотном ее построении и планомерном логическом развитии.

Анализ басни «Трудолюбивый медведь»

Басня «Трудолюбивый медведь» начинается с описания и восхваления работы мужика, чье прибыльное дело доставляет не только радость от достижения цели, но и является объектом для желания подражать и действовать в унисон его шагам, чем, собственно, и решает заняться второй герой – Медведь.

Однако в отличие от грамотно построенного рабочего процесса мужика, сильному и нетерпеливому персонажу кажется, что для выбранного заработка достаточно иметь лишь силу и желание наживиться. И с таким подходом у него, естественно, ничего не получается.

Расстроенный Мишка решает поинтересоваться у мужика, в чем же он промахнулся.

Вот тогда-то и выясняется, что путь к хорошему результату возможно проложить лишь стальными нервами, ярым желанием достичь цели, изучением всех-всех нюансов выбранного дела, невероятным терпением и житейской мудростью.

Крылатые выражения из басни «Трудолюбивый медведь»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Трудолюбивый медведь» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича.

Читать все басни Крылова

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/trudolyubivyj-medved-basnya-krylova/

Конспект урока по литературному чтению. Басня И.А.Крылова «Трудолюбивый медведь»

Подготовка к восприятию

Физкультминутка

Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна, мудра,

Кто же такая она?

( на слайде буквы «раскиданы» и дети собирают из них слово).

– Может кто – то из вас знает, что такое басня?

– Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет.

– А как называют автора басни?

– Каких баснописцев вы знаете?

– Посмотрите внимательно на слайд. Скажите, кто на нем изображен?

– С какими баснями Крылова мы уже знакомы?

– У меня на столе волшебный сундучок баснописца. Определите, из какой басни эти строки:

-Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона!

-Да только воз и ныне там…

-Слона– то я и не заметил

Биография Крылова

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 40 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Людей удивляло странное имя, которым басни были подписаны: «Нави Волырк».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 40 лет работы он написал 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

Почему? Потому что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.

Когда 1844г. умер Крылов в Петербурге пошли разговоры, что надо поставить памятник Дедушке Крылову. Правительство императора Николая I в помощи деньгами отказало и тогда решили деньги собрать на создание памятника у народа. 2 года шел сбор денег.

Обратите внимание

Победителем был признан скульптор Петр Карлович Клодт. Памятник воздвигли в Летнем саду. Памятник был открыт 12 мая 1855 года.

– Сегодня к нам в гости пришла басня, какая вы узнаете прочитав запись на доске.

Какие буквы спрятались?

ТР_Д_Л_Б_ВЫЙ М_ДВ_ДЬ

– Какого вы представляете медведя?

-Итак, автор известен, произведение известно, сформулируйте тему урока.

-Вы определили, что нам предстоит встреча с новой басней Крылова. Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения?

-Что нужно для достижения этой цели?

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали

В стороны бросали

И культурно отдыхали.

Это басня

Если дети знают – отвечают

Баснописец

Эзоп, Лафонтен, Крылов, Измайлов, Толстой, Михалков

И.А. Крылов

Ответы учащихся

Слон и моська

Лебедь, рак и щука

Любопытный

Трудолюбивый медведь

Сильного, злого…

И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь»

Узнать о чем это произведение, понять замысел автора

Уметь работать с текстом, объяснять значения непонятных слов, подтверждать словами из текста тему и основную мысль.

Познавательные:

Поиск и выделение информации

Коммуникативные:

Слушают учителя

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-basnya-iakrilova-trudolyubiviy-medved-754976.html

Крылов И. А. Басня “Трудолюбивый медведь”

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

  1. Актуальзация знаний (4-5 минут)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

  1. Первичное закрепление (4-5 минут)

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Проверка домашнего задания

– Что ты можешь рассказать о биографии Крылова?

-С какими по своей направленности текстами мы встретились, читая басню Крылова?

-Как ты понимаешь слово мораль, иносказание?

– С какой целью писались басни?

– С какими баснями И. А. Крылова ты уже знаком?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

– Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

– Каким он вам представляется по характеру?

– Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А.

Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года, в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе.

Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

– Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе.

В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

– Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

Читайте также:  Краткое содержание "повести о настоящем человеке": краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

– На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем?

– Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки

Чтение басни учителем.

Прослушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

Какие признаки доказывают, что это басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

( Этот прием называется аллегория (иносказания).

5.Физкультминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Слушание аудиозаписи

-Какая история описывается в басне?

-Кто герой басни?

-Какие поступки совершают герои басни?

-Какова же мораль басни. Выразите ее своими словами.

– Прочитайте мораль в тексте басни.

– Какое выражение басни заключает в себе главную мысль?

Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А. Крылов?

Чему учат нас басни И.А. Крылова?

Что бы вы посоветовали медведю?

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А. Крылова.

Нарисовать картинку к басне «Трудолюбивый медведь».

Приветствуют учителя.

(нравоучительными)

(ответы детей)

(Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

(на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

(запись определений в тетради).

(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

Источник: https://multiurok.ru/files/krylov-i-a-basnia-trudoliubivyi-medved.html

Исследовательская работа на тему: «Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова»

Исследовательская работа на тему:

«Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова»

Цель работы: показать воспитательную значимость пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1.Исследовать крылатые выражения в баснях И. А. Крылова. 2. Показать их воспитательное значение в современном мире.

Предмет исследования: работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы.

Важно

Актуальность: недостаточная изученность воспитательного влияния пословиц и поговорок как литературного жанра.

Методы исследования: 1.Наблюдение. 2.Теоретический анализ. 3.Сравнение. 4.Изучение литературы.

Содержание

Введение ………………………………………………………… ……………… 3 стр.

Глава 1. Мир басни Ивана Андреевича Крылова ……………………………….. 4-5 стр.

Глава 2. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова (на примере басен «Ларчик», «Кот и Повар», «Квартет», «Слон и Моська», «Трудолюбивый Медведь», «Собачья дружба», «Лебедь, Щука и Рак») ………………………… 6-9 стр.

Заключение…………………………………………………………………………………….. 10стр.

Список литературы………………………………………………………………………. 11стр.

Введение.

Меня увлек жанр басни – как один из древнейших жанров искусства, так как очень глубоки его исторические корни.

Изучив литературу по данному вопросу (смотреть список литературы), я узнал следующее : басни появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания.

Древний мир знал множество басен .Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон.

9-8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.) Эзоп (сер. 6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Именно с именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в.

Совет

Безусловно, самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен (1621-1695). Настоящее развитие жанра басни произошло, естественно, в послепетровскую эпоху. Первым литератором 18 в., написавшим шесть подражаний Эзопу, был Антиох Кантемир (1708-1744). В это же время В.К.Тредиаковский (1703-1769) издал Несколько Эзоповых басен.

После Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов 18 в. Много басен было написано А.П.Сумароковым (1718-1777), который называл их баснями-притчами. Всего им было создано 334 басни, часть из которых являются вольным переводом Лафонтена, однако большинство – оригинальные произведения. Следующей ступенью в развитии русской басни стало творчество И.И.

Хемницера (1745-1784). Он также переводил произведения Лафонтена и немецкого баснописца Геллерта. Кроме того, им было создано множество собственных басен, впервые изданных анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах. Имя автора обнародовали уже после его смерти, когда впервые в 1799 была издана книга Басни и сказки И.И.Хемницера. Басни И.И.

Дмитриева (1760-1837) хотя и уступают в художественном отношении творениям Сумарокова или Хемницера, однако куда более новаторские, прежде всего по своему языку. Все сорок его басен были написаны в 1803-1804годах. Всех баснописцев 18-19 вв. затмил И.А.Крылов

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oydxjvtu.html

Урок литературы на тему «Басня – книга мудрости. И.А. Крылов «Квартет»

Карасова Райганат Крымгереевна

МБОУ СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО

Учитель начальных классов

Тема: «Басня — книга мудрости. И.А. Крылов «Квартет»

Тип урока: комбинированный

Форма работы: групповая

Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова;

— с жанром литературы — басней;

— познакомить с баснями И.А.Крылова « Квартет», «Волк и кот», « Трудолюбивый медведь»

2. Развивать умение анализировать басню;

— выразительно читать; -развивать устную и письменную речь;

— умение логично излагать свои мысли

3. Формировать нравственную позицию учащихся.

Ход урока.

I Оргмомент.

Тема нашего урока: «Басня — книга мудрости».

Мы познакомимся с одним из интереснейших жанров литературы — басней.

Сегодня на уроке мы познакомимся с баснями Крылова, его творчеством.

Будем развивать умение анализировать басню, научимся определять мораль басни.

Выясним, какие нравственные проблемы поднимаются в басне: почему ее называют книгой мудрости.

Урок начнем телепередачей.

Добрый день дорогие гости! Мы начинаем передачу, посвященную творчеству И. А. Крылова.

2 февраля исполнилось 242 года со дня рождения И. А. Крылова. И нашу передачу мы посвятим этому замечательному человеку. Нам стало интересно, что знают о Крылове ребята из 4б класса.

Вопрос№-1. Вы знаете кто такой Крылов?

Ответ: Конечно. Это русский писатель, баснописец. Я могу рассказать, что родился Иван Андреевич 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера. В возрасте 9 лет Крылову пришлось идти работать, так как у него умер отец, и семья осталась без денег.

Вопрос №-2. Если семья была бедной, как же ему удалось получить образование?

Ответ. После смерти отца осталось несколько книг, и мать писателя учила его читать, обещала ему награду, если он будет читать с ней в положенные часы.

И Крылов прилежно читал и получил за это гривну (это деньги старинные).

А чтобы он не тратил их на пустяки, мама как бы случайно замечала, что у него изорваны пер­чатки или еще что-то и Крылов радовался, что мог сам покупать себе вещи и очень ими дорожил.

Вопрос №- 3. Знаете ли вы, что Иван Андреевич знал много иностранных языков?

Ответ. Еще в детстве он выучил французский, немецкий и латынь. Когда ему было 50 лет он выучил греческий, а через год английский и любил перед сном читать книги на этих языках. Кроме того, Крылов превос­ходно знал математику, биологию, химию. Он хорошо играл на скрипке и даже писал музыку.

Вопрос№-4.Что за человек был И.А. Крылов

Обратите внимание

Ответ. «Большой, полный, растрепанный, превеселый, забавный» — так описывали его знакомые. Обратите внимание на портрет. Высокий лоб говорит о большом уме, большие глаза с хитринкой — о чувстве юмора. Полные губы — о добром нраве. Крылов был не очень красивым, но, не смотря на это, его очень любили и ласково называли

« дедушка Крылов».

Вопрос№ 5. Сколько же басен написал он?

Ответ. Более 200. Он был знаменит, его узнавали на улице. Даже император, прочитав его произведение,

пригласил его для беседы. В честь 70-летия Ивана Андреевича в университете была назначена стипендия для бедных студентов, которые не могли сами платить за учебу. По просьбе Крылова эту стипе­ндию дали мальчику -сироте Степе.

Вопрос №6. Что же такое басня?

Ответ. Басня это короткий рассказ, чаще всего в стихах сатирического характера.

Цель басни — осмеяние человеческих пороков, глупости, лжи, хитрости, жадности, лени.

Вопрос№7. Когда же возникла басня, и кто был первым баснописцем?

Ответ. Возникла басня в VI- веке до нашей эры. Первым сочинителем был Эзоп, раб, живший в Древней

Греции. Он не мог высказать свои мысли напрямую (его бы наказали за это) поэтому он делал это в иносказательной форме.

Вопрос№ 8. Что еще знаете о басне?

Ответ. Басня — это малый эпический жанр. Эпический — потому что это рассказ, повествование, а малый- потому, что это небольшой рассказ, совсем как анекдот.

Вопрос№ 9. Сколько частей имеет басня?

Ответ. Басня состоит из 2-х частей: повествовательная( сами события) и поучительная (мораль) как правило, первые и последние строки.

Вопрос№ 10. Кто же являются героями басен?

Важно

Ответ. Героями басен чаще всего бывают животные, растения, предметы, а под ними подразумеваются люди, их поведение.

Вопрос№11. А для чего писали басни?

Ответ. Задача басни — на ярком примере научить какому-то жизненному правилу.

Ведущий. Наша передача о замечательном писателе И.А.Крылове подошла к концу. Мы надеемся, что вы узнали много нового, и теперь с особым интересом будете читать его басни.

Вывод. 1). Что же называется басней?

2). Что такое мораль басни?

3). Какие человеческие пороки высмеивает автор в баснях ?

II. Инсценировка басни «Ворона и Лисица»

  • Какие человеческие пороки высмеивает И.А. Крылов в этой басне? (лесть, хитрость, лицемерие, угодливое восхваление).
  • В чем мораль этой басни?
  • Чему учит эта басня? Не нужно поддаваться на лесть.
  • Для чего Лиса расхваливала Ворону? Нужно не быть глупой и доверчивой.

III Работа в группах.

И так, мы повторим. А сейчас мы переходим к новому материалу. Сегодня познакомимся с тремя баснями П.А.Крылова:

  1. гр. «Квартет»

  2. гр. «Волк икот»

3. гр. «Трудолюбивый медведь»
Цели:

Каждая группа будет готовить выразительное чтение и анализ басни, и рассказывать о ней другим детям. Работать будете по следующей схеме: ( схема на доске, озвучивается).

  1. Название басни. Автор.

  2. Тема.

  3. Герои.

  4. Человеческие пороки.

  5. Мораль басни.

Дополнительные вопросы каждой группе.

1гр. Случайно ли Крылов выбрал именно этих животных?

Почему Крылов в судьи выбрал соловья?

2гр. Каким прикидывается Волк?

Згр. Какие слова из басни стали пословицей?

Как понимаете значение этой пословицы?

Человеческие пороки:

Квартет- несогласованность, раздоры, неумение слушать.

Волк и кот — трусость, лень.

Трудолюбивый медведь- сила есть, ума не надо.

Инсценировка басни «Ворона и Лисица».

  • Можно ли назвать Ворону самой красивой птицей леса?
  • А что говорит Лиса о ней?
  • Что за шейка?
  • Какие перышки?
  • Какой носок?
  • И верно, ангельский быть должен голосок.
  • Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (она каркает).
  • Для чего Лиса так расхвалила Ворону? (чтобы отнять сыр).
  • Если бы лиса расхвалила так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
  • Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?( тщеславных людей).
  • В каких словах заключена мораль басни?

Уж, сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна,

Но только все не впрок

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  • Что значит: «Уж сколько раз твердили миру»? (много раз говорят).
  • Что значит: «Но все не впрок»? (не на пользу).
  • Что значит: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (пока будут любители лести(как Ворона), будут и льстецы как Лиса).
  • Какой смысл имеет мораль басни? (лесть гнусна, вредна).
  • Доказал ли это Крылов? (да).
  • Честолюбие Вороны осуждается, пострадала из-за своего стремления к почестям, славе из-за любви к похвалам.

IV Работа по содержанию басен.

Ответы на вопросы.

1. Чтение про себя (подготовка к ответам на вопросы).

1гр. Что значит выражение «пленять искусством свет»?

  • Найдите синонимы к слову «пленять».
  • Только ли к музыкантам относятся эти слова:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь»

  • А в жизни вы такого не встречали?

2гр. Какими словами и выражениями баснописец раскры­вает его настоящую натуру?

Згр. Что же считает самым главным в труде? (терпение).

А какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без трудаи рыбку не вытащишь из пруда).

( Семь раз измерь, один раз отрежь).

Дополнительное задание — подготовить пословицы о труде!

Какие человеческие пороки высмеивает автор?

Чему учит басня?

1гр.-?

2гр.-?

Згр.-?

Можно ли назвать басню- книгой мудрости?

V Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке?
  1. познакомились с творчеством И.А.Крылова;

  2. познакомились с литературным жанром-басней;

  3. узнали, что в баснях высмеиваются человеческие пороки

  4. узнали, что значит мораль басни;

Вывод. Почему же басню называют книгой мудрости? (учит жить, как надо поступать, учит видеть чужие ошибки).

VI Работа над развитием письменной речи.

  1. Сочинение- миниатюра: «Какие человеческие пороки мне не нравятся больше всего?» (3 мин).

  2. Зачитываем работы (5-6 работ). Чтение по ролям.

VII Выставление оценок.

VIII Д/з

  1. Сделать рисунок к своей басне (по группам).

  2. Подготовится к чтению по ролям

  3. Выучить наизусть.

Источник: https://globuss24.ru/doc/urok-literaturi-na-temu-basnya-kniga-mudrosti-i-a-krilov-kvartet

Исследовательская работа на тему: «Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова»

Автор публикации: Фахрутдинова Ф.Н.

Дата публикации: 2016-09-03

Краткое описание:

Исследовательская работа на тему:

«Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова»

[link] (1768–1844). В.Г. Белинский заметил, что произведения И.А.Крылова не просто басни – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира».

Меня заинтересовало творчество Ивана Андреевича Крылова, потому что с его произведениями мы немного знакомились на уроках в начальной школе, а затем на уроках литературы в 5 классе. Это было интересно. Меня привлек богатый и выразительный язык его басен.

Особое место в нем занимают пословицы и поговорки, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас даже и не подозревают об источнике происхождения того или иного выражения. Меня привлекло в его творчество то, как он незатейливо и вместе с тем умно высмеивает людские пороки, которым нет числа.

Его басни настолько образны и вместе с тем просты по форме и языку, что очень легко воспринимаются детьми и оказывают на них большое воспитательное значение.

Глава 1. Мир басни Ивана Андреевича Крылова.

[pic] И.А.Крылов посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его «Басен». Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. С 1809 по 1843 годы И.А. Крыловым написано более 200 басен.

Баснописец наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова, конечно, состоит не в подражании этой традиции.

Как классицист, Крылов считал, что пороки человечества следует искоренять смехом, поэтому в его произведениях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память.

А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни.

Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь.

Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.

А ларчик просто открывался.

Совет

Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал — по привычке — особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал».

А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку.

Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

А Васька слушает да ест

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».

Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька слушает, да ест.

) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела.

Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить»

«А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810году на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина М.

А. Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи .

А воз и ныне там!

Обратите внимание

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:

Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.

Выводы по 1 главе1.Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих отношений они не имеют смысла.

2.Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.

Глава 2. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений.

Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:1. А ларчик просто открывался.


Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. 2.А Васька слушает да ест.Эта пословица из басни «Кот и Повар». Повар распекает Кота, стащившего пирог и курчонка в его отсутствие.

А вот и мораль басни:
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.

3.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.Неудачливые музыканты: Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка обращаются к пролетавшему мимо Соловью.А вот и мораль басни:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, -им отвечает Соловей.

–А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».(«Квартет») 4.  Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!Шавка замечает Моське, изо всех сил лаявшей на Слона, что он не обращает на её лай никакого внимания.

А вот и мораль басни: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!»(«Слон и Моська»)

5.  А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Увидя, что мужик, трудится над дугами , медведь задумал жить такими же трудами.

Однако у Медведя ничего не получилось и

вот и мораль басни:«В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье».  («Трудолюбивый Медведь»)6.  А только кинь им кость, так что твои собаки! 

В басне«Собачья дружба» жили две дворовые собачки – Барбос и Полкан. И вот начали они признаваться друг другу в крепкой и нерушимой дружбе. Когда повар из кухни кинул кость, новые друзья грызутся. Насилу наконец их разлили водою.
 Мораль такова:Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,Что в дружбе все они едва ль не одиноки: Послушать – кажется, одна у них душа, –А только кинь им кость, так что твои собаки!Есть такая пословица: “Собачья дружба до первой кости”.

Крылов ли написал басню, основываясь на этой пословице, пословица ли родилась из его басни?

  7.  А (да только) воз и ныне там. В очень коротенькой басне «Лебедь, Щука и Рак» рассказывается о том, как перечисленные в названии персонажи везли с поклажей воз.

Но Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула в воду. А воз оставался и ныне там.

Мораль басни в первых трёх строках:Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.

Словарь крылатых слов и выражений:

1.А ларчик просто открывался .(«Ларчик»)

[pic]

Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

2.А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»)

[pic]

Употребляется по отношению к человеку, который не оспаривает обращенных к нему доводов, продолжает делать по – своему.

Важно

О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

3.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет») [pic]

Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

4.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.Без драки попасть в большие забияки. ( «Слон и Моська»)

[pic]

Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком – либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

5.  А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. («Трудолюбивый Медведь»)

[pic]

Употребляется как шутливо-ироническое порицание чьей-либо торопливости, а также поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения.

6 . Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!(«Собачья дружба»)


[pic] иноск.: о непрочности дружбы

Ср. Пес дружества слывет примером с давних дней,

А дружбы между псов, как будто меж людей,

Почти совсем не видно.

7.Д а только воз и ныне там Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

[pic]

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета, то есть нет согласованности в каком – либо деле.

Выводы по 2 главе

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

Заключение

И.А.Крылов – великий русский поэт – баснописец, потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь.

Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. А.С.

Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев, обогатил русский язык крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями».

В. Г.

Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии».

Басни И.А.Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом, переведены на 50 языков.Кто не слыхал его живого слова,Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.

Совет

Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва,И в памяти навеки оставалисьКрылатые крыловские слова.

Изучив состояние данной проблемы в теории, практике, выявив воспитательные ценности пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова можно сделать следующиевыводы:1.Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа.

Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

2.С баснями И.А Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь, так, например, А.С.Пушкин говорил, что в творчестве И.А.Крылова «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Список литературы1.Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах .Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение»,1966.2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. 4 – е изд., стереотип.- М.: Русский язык. – Медиа,2007.3. Жуков В.П.

Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1980.4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 13- е изд., стереотип. – М.: Русский язык. – Медиа,2007.5.Крылов И.А. Сборник басен.1997 год7.Степанов Н.Л. , А. Крылов. Жизнь и творчество. – М.: Гослитиздат,1958.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/russkii_yazyk_literatura/text-39580524.html

Урок чтения И. А. Крылов “Трудолюбивый медведь” Цели урока

Урок чтения

И.А. Крылов “Трудолюбивый медведь”

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, с басней “Трудолюбивый медведь”, расширять читательский кругозор;2.Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении;3.Развивать навык беглого чтения, работать над выразительным чтением, чтением по ролям.4.Развивать память и внимание; воспитывать и интерес к чтению.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие гостей

2. Арт. гимнастка

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Ручки, мойтесь хорошенько.

Растирают руки.

Словно щёткой, язычком

Чистить зубы мы начнём.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонталь­ном и вертикальном направлениях.

Принюхались медвежата:

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Что-то пахнет непонятно.

Повторяют упражнение 3 – 5 раз.

Очень вкусно. Это мёд!

Мама к завтраку нас ждёт.

Садятся на стульчики.

Медвежата мёд лакали,

Выполняют лакательные движе­ния языком, рот держат открытым.

Потом губки облизали.

Облизывают губы в направлении вперед-назад,рот держат откры­тым.

Лижут с нёба сладкий мёд

Язычком назад-вперед,

Гладят языком нёбо.

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

Рот держат открытым.Присасывают язык к нёбу.

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

Кистью руки изображают ча­шечку.

Вы, медвежата

не ленитесь,

Сперва подуйте,

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Потом попейте,

Имитируют «питье» из «чаш­ки».

А после улыбнитесь.

Растягивают губы в улыбке.

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

3.Постановка цели урока

Тема урока у нас непроста,Гостья будет у нас хороша:Поучительна мудра,Кто же такая она?Это басня. Что такое басня? Басня это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. Ещё в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Сегодня к нам в гости пришла басня ,какая вы узнаете прочитав запись на доске. Какие буквы спрятались?ТР_Д_Л_Б_ВЫЙ М_ДВ_ДЬСегодня мы познакомимся с новой басней Ивана Андреевича Крылова “Трудолюбивый медведь», научимся выразительно читать, должны найти в басне мораль и понять, что же нам хотел сказать своей басней Крылов.Посмотрите на портрет Крылова.

Каким он вам представляется по характеру?

4. Беседа учителя о Крылове.

Рассказ учителя о памятнике Крылову.Когда 1844 г. умер Крылов в Петербурге пошли разговоры, что надо поставить памятник «Дедушке Крылову». Правительство императора Николая 1 в помощи деньгами отказало и тогда решили деньги собрать на создание памятника у народа. 2 года шел сбор денег. Победителем был признан скульптор Петр Карлович Клодт.

Памятник воздвигли в Летнем саду. Памятник был открыт 12 мая 1855 году. На пьедестале вокруг Крылова разместились барельефы с героями басен поэта.Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. Дедушка Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как и от них можно избавиться.

5.

Знакомство с басней.

Чтение басни учителем.

6. Словарная работа.

7.Физкультминутка.

Обратите внимание

Мама с мишками играла,Шишки разные кидала.Медвежата их поймали,С силой сжали, разломалиВ стороны бросалиИ культурно отдыхали.

8. Подготовка к чтению вслух.

Разбор трудных слов.

9. Самостоятельное чтение.

Постараться найти мораль басни.

10. Гимнастика для глаз.

11. Анализ прочитанного.

Назовите главных героев басни. Каким вы себе представляете Мужика?, а Медведя?.

12. Чтение басни учениками.

13. Подготовка чтения по ролям.

Сколько действующих лиц в басне? Как надо читать слова Мужика?, а Медведя?.

14. Чтение по ролям.

15. Творческое задание.

Собери пословицы – линиями соедини начало и конец. Какие пословицы лучше выражают главную мысль басни?

16. Итог урока.

С какой басней мы сегодня познакомились?Какая мораль была в этой басне?

Что самое интересное было на уроке?

Источник: https://5-bal.ru/turizm/30588/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]