Повесть о настоящем человеке
Очень кратко 1942 год. Во время воздушной битвы самолёт советского лётчика-истребителя падает посреди заповедного леса. Потеряв обе ноги, лётчик не сдаётся, и через год уже сражается на современном истребителе.
Сопровождая Илы, отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома, лётчик-истребитель Алексей Мересьев попал в «двойные клещи». Понимая, что ему грозит позорный плен, Алексей попытался вывернуться, но немец успел выстрелить. Самолёт начал падать. Мересьева вырвало из кабины и швырнуло на разлапистую ель, ветви которой смягчили удар.
Очнувшись, Алексей увидел рядом с собой тощего, голодного медведя. К счастью, в кармане лётного комбинезона был пистолет. Избавившись от медведя, Мересьев попытался встать и ощутил жгучую боль в ступнях и головокружение от контузии. Оглядевшись, он увидел поле, на котором когда-то шёл бой. Чуть поодаль виднелась, дорога, ведущая в лес.
Алексей оказался километрах в 35 от линии фронта, посреди огромного Чёрного леса. Ему предстоял нелёгкий путь по заповедным дебрям. С трудом стянув с себя унты, Мересьев увидел, что его ступни чем-то прищемило и раздробило. Помочь ему никто не мог. Сжав зубы, он встал и пошёл.
Продолжение после рекламы:
Там, где раньше была санитарная рота, он нашёл крепкий немецкий нож. Выросший в городе Камышине среди приволжских степей, Алексей ничего не знал о лесе и не смог подготовить место для ночлега.
Проведя ночь в поросли молодого сосняка, он ещё раз осмотрелся и нашёл килограммовую банку тушёнки.
Алексей решил делать двадцать тысяч шагов в день, отдыхая через каждую тысячу шагов, и есть только в полдень.
Идти с каждым часом становилось труднее, не помогали даже вырезанные из можжевельника палки. На третий день он нашёл в кармане самодельную зажигалку и смог погреться у костра.
Полюбовавшись на «фотографию тоненькой девушки в пёстром, цветастом платье», которую всегда носил в кармане гимнастёрки, Мересьев упрямо пошёл дальше и вдруг услышал впереди на лесной дороге шум моторов.
Он еле успел спрятаться в лесу, как мимо него проехала колонна немецких броневиков. Ночью он услышал шум боя.
Ночной буран занёс дорогу. Двигаться стало ещё тяжелее. В этот день Мересьев изобрёл новый способ передвижения: он выбрасывал вперёд длинную палку с развилкой на конце и подтаскивал к ней своё искалеченное тело. Так он брёл ещё два дня, питаясь молодой сосновой корой и зелёным мхом. В банке из-под тушёнки он кипятил воду с брусничными листьями.
На седьмые сутки он наткнулся на сделанную партизанами баррикаду, у которой стояли немецкие броневики, обогнавшие его ранее. Шум этого боя он и слышал ночью. Мересьев стал кричать, надеясь, что партизаны его услышат, но те, видимо, ушли далеко. Линия фронта, однако, была уже близко — ветер доносил до Алексея звуки канонады.
Вечером Мересьев обнаружил, что в зажигалке кончилось горючее, он остался без тепла и чая, который хоть немного притуплял голод. Утром он не смог идти от слабости и «какой-то страшной, новой, зудящей боли в ступнях». Тогда «он поднялся на четвереньки и по-звериному пополз на восток». Ему удалось найти немного клюквы и старого ежа, которого он съел сырым.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Вскоре руки перестали его держать, и Алексей начал передвигаться, перекатываясь с боку на бок. Двигаясь в полузабытьи, он очнулся посреди вырубки.
Здесь живой труп, в который превратился Мересьев, подобрали крестьяне сожжённого немцами села, которые жили в землянках неподалёку.
Мужчины этой «подземной» деревеньки ушли в партизаны, оставшимися женщинами командовал дед Михайла. У него и поселили Алексея.
Через несколько дней, проведённых Мересьевым в полузабытьи, дед устроил ему баньку, после которой Алексею стало совсем худо. Тогда дед ушёл, и сутки спустя привёл командира эскадрильи, в которой служил Мересьев. Тот отвёз друга на родной аэродром, где уже дожидался санитарный самолёт, который переправил Алексея в лучший московский госпиталь.
Часть вторая
Мересьев попал в госпиталь, которым управлял знаменитый профессор медицины. Койку Алексея поставили в коридоре. Однажды, проходя мимо, профессор наткнулся на неё и узнал, что здесь лежит человек, 18 дней ползком выбиравшийся из немецкого тыла. Рассердившись, профессор велел перевести больного в пустующую «полковничью» палату.
Кроме Алексея, в палате оказалось ещё трое раненных. Среди них — сильно обгоревший танкист, герой Советского Союза, Григорий Гвоздёв, который мстил немцам за погибшую мать и невесту.
В своём батальоне он прослыл «человеком без меры». Уже второй месяц Гвоздёв пребывал а апатии, ничем не интересовался и ожидал смерти.
За больными ухаживала Клавдия Михайловна, симпатичная палатная сестра среднего возраста.
Ступни Мересьева почернели, а пальцы потеряли чувствительность. Профессор пробовал одно лечение за другим, но победить гангрену не смог. Чтобы спасти Алексею жизнь, ноги пришлось ампутировать до середины икры. Всё это время Алексей перечитывал письма от матери и своей невесты Ольги, которым не смог признаться, что ему отняли обе ноги.
Вскоре в палату Мересьева подселили пятого пациента, тяжело контуженного комиссара Семёна Воробьёва. Этот неунывающий человек сумел расшевелить и утешить своих соседей, хотя сам постоянно испытывал сильную боль.
Аудиокнига «Повесть о настоящем человеке». Слушайте дома или в дороге. Бесплатный отрывок:
Купить и скачать аудиокнигу
190 ₽ · 14 ч · реклама Литреса
После ампутации Мересьев ушёл в себя. Он считал, что теперь Ольга выйдет за него только из жалости, или из-за чувства долга. Алексей не хотел принимать от неё такую жертву, и поэтому не отвечал на её письма
Пришла весна. Танкист ожил и оказался «весёлым, разговорчивым и лёгким человеком». Добился этого Комиссар, организовав Грише переписку со студенткой медицинского университета Анютой — Анной Грибовой. Самому Комиссару тем временем становилось всё хуже. Его контуженное тело опухало, и каждое движение причиняло сильную боль, но он яростно сопротивлялся болезни.
Только к Алексею Комиссар не мог подобрать ключик. С раннего детства Мересьев мечтал стать лётчиком. Поехав на стройку Комсомольска-на-Амуре, Алесей с компанией таких же, как он мечтателей организовал аэроклуб.
Вместе они «отвоевали у тайги пространство для аэродрома», с которого Мересьев впервые поднялся в небо на учебном самолёте. «Потом он учился в военном авиаучилище, сам учил в нём молодых», а когда началась война — ушёл в действующую армию.
В авиации заключался смысл его жизни.
Однажды Комиссар показал Алексею статью о лётчике времён Первой Мировой войны, поручике Валериане Аркадьевиче Карпове, который, лишившись ступни, научился управлять самолётом. На возражения Мересьева, что у него нет обеих ног, а современные самолёты гораздо сложнее в управлении, Комиссар отвечал: «Но ты же советский человек!».
Мересьев поверил, что сможет летать без ног, и «им овладела жажда жизни и деятельности». Ежедневно Алексей проделывал разработанный им же комплекс упражнений для ног. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивал время зарядки на одну минуту.
Между тем Гриша Гвоздёв всё больше влюблялся в Анюту и теперь часто рассматривал в зеркале своё обезображенное ожогами лицо. А Комиссару становилось всё хуже. Теперь по ночам около него дежурила медсестра Клавдия Михайловна, которая была в него влюблена.
Невесте Алексей так и не написал правду. С Ольгой они были знакомы со школы. Расставшись на время, они встретились вновь, и Алексей увидел в старом друге красивую девушку.
Решающих слов он, однако, сказать ей не успел — началась война. Ольга первая написала о своей любви, Алесей же считал, что он, безногий, такой любви недостоин.
Наконец он решил написать невесте сразу после возвращения в лётную эскадрилью.
Первого мая умер Комиссар. Вечером того же дня в палате поселился новичок, лётчик-истребитель майор Павел Иванович Стручков с повреждёнными коленными чашечками.
Это был весёлый, общительный человек, большой любитель женщин, к которым относился довольно цинично. На следующий день хоронили Комиссара.
Клавдия Михайловна была безутешна, а Алексею очень захотелось стать «настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».
Вскоре Алексею надоели циничные высказывания Стручкова о женщинах. Мересьев был уверен, что не все женщины одинаковые. В конце концов, Стручков решил очаровать Клавдию Михайловну. Палата уже хотела защищать любимую медсестру, но та сама сумела дать майору решительный отпор.
Летом Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством. Он часами ходил по больничному коридору, сперва опираясь на костыли, а затем — на массивную старинную трость, подарок профессора. Гвоздёв уже успел заочно объясниться Анюте в любви, но потом начал сомневаться.
Девушка ещё не видела, насколько он обезображен. Перед выпиской он поделился своими сомнениями с Мересьевым, и Алексей загадал: если у Гриши всё образуется, то и он напишет Ольге правду. Встреча влюблённых, за которой наблюдала вся палата, получилась холодной — девушку смутили шрамы танкиста.
Майору Стручкову тоже не везло — он влюбился в Клавдию Михайловну, которая его почти не замечала. Вскоре Гвоздёв написал, что отправляется на фронт, ничего не сообщив Анюте.
Тогда Мересьев попросил Ольгу не дожидаться его, а выходить замуж, в тайне надеясь, что настоящую любовь такое письмо не спугнёт.
Через некоторое время Анюта сама позвонила Алексею, чтобы узнать, куда исчез Гвоздёв. После этого звонка Мересьев ободрился и решил написать Ольге после первого сбитого им самолёта.
Часть третья
Мересьева выписали летом 1942 года и направили долечиваться в подмосковный санаторий Военно-Воздушных Сил.
За ним и Стручковым выслали машину, но Алексей захотел прогуляться по Москве и попробовать на прочность свои новые ноги. Он встретился с Анютой и попытался объяснить девушке, почему Гриша так внезапно исчез.
Девушка призналась, что сначала её смутили шрамы Гвоздёва, но теперь она о них не думает.
В санатории Алексея поселили в одной комнате со Стручковым, который всё никак не мог забыть Клавдию Михайловну. На следующий день Алексей уговорил рыжую медсестричку Зиночку, которая танцевала лучше всех в санатории, научить танцевать и его. Теперь к его ежедневным упражнениям добавились уроки танца.
Вскоре весь госпиталь знал, что у этого парня с чёрными, цыганскими глазами и неуклюжей походкой нет ног, но он собирается служить в авиации и увлекается танцами. Через некоторое время Алексей уже участвовал во всех танцевальных вечерах, и никто не замечал, какая сильная боль скрывается за его улыбкой.
Мересьев всё меньше «ощущал сковывающее действие протезов».
Вскоре Алексей получил письмо от Ольги. Девушка сообщала, что уже месяц вместе с тысячами добровольцев роет противотанковые рвы под Сталинградом. Она была оскорблена последним письмом Мересьева, и ни за что бы его не простила, если бы не война.
В конце Ольга писала, что ждёт его всякого. Теперь Алексей писал любимой каждый день. Санаторий волновался, как разорённый муравейник, у всех на устах было слово «Сталинград». В конце концов, отдыхающие потребовали срочной отправки на фронт.
В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС.
Узнав, что лишившись ног Мересьев хочет обратно а авиацию, военврач первого ранга Мировольский собрался ему отказать, но Алексей уговорил его придти на танцы. Вечером военврач с изумлением наблюдал, как танцует безногий лётчик.
На следующий день он дал Мересьеву положительное заключение для управления кадров и обещал помочь.
С этим документом Алексей отправился в Москву, однако Мировольского в столице не было, и Мересьеву пришлось подавать рапорт общим порядком.
Мересьев остался «без вещевого, продовольственного и денежного аттестатов», и ему пришлось остановиться у Анюты. Рапорт Алексея отклонил, и отправили лётчика на общую комиссию в отдел формирования. Несколько месяцев Мересьев ходил по кабинетам военной администрации.
Ему везде сочувствовали, но помочь не могли — слишком строги были условия, по которым принимали в лётные войска. К радости Алексея, общую комиссию возглавлял Мировольский.
С его положительной резолюцией Мересьев прорвался к самому высокому командованию, и его отправили в лётную школу.
Для Сталинградской битвы требовалось много лётчиков, школа работала с предельной нагрузкой, поэтому начальник штаба не стал проверять документы Мересьева, а только велел написать рапорт на получение вещевого и продовольственного аттестатов и убрать подальше щёгольскую трость.
Алексей отыскал сапожника, который смастерил лямки — ими Алексей пристёгивал протезы к ножным педалям самолёта. Пять месяцев спустя Мересьев успешно сдал экзамен начальнику школы. После полёта тот заметил трость Алексея, разозлился, и хотел сломать, но инструктор вовремя остановил его, сказав, что у Мересьева нет ног.
В результате Алексея рекомендовали, как искусного, опытного и волевого лётчика.
В школе переподготовки Алексей пробыл до ранней весны. Вместе со Стручковым он учился летать на ЛА-5, самых современных на тот момент истребителях. Поначалу Мересьев не ощущал «того великолепного, полного контакта с машиной, который и даёт радость полёта».
Алексею показалось, что мечта его не осуществится, но ему помог замполит школы полковник Капустин. Мересьев был единственным в мире лётчиком-истребителем без ног, и замполит предоставил ему дополнительные лётные часы.
Вскоре Алексей овладел управлением ЛА-5 в совершенстве.
Часть четвёртая
Весна была в разгаре, когда Мересьев прибыл в штаб полка, расположенный в небольшой деревушке. Там его оформили в эскадрилью капитана Чеслова. В эту же ночь началось роковое для немецкой армии сражение на Курской дуге.
Капитан Чеслов доверил Мересьеву новенький ЛА-5. Впервые после ампутации Мересьев сразился с реальным противником — одномоторными пикировщиками Ю-87. Он делал по нескольку боевых вылетов в день. Письма от Ольги он мог читать только поздно вечером.
Алексей узнал, что его невеста командует сапёрным взводом и уже успела получить орден Красной Звезды. Теперь Мересьев мог «говорить с ней на равных», однако открывать девушке правду не спешил — он не считал устаревший Ю-87 настоящим противником.
Достойным врагом стали истребители воздушной дивизии «Рихтгофен», в которую входили лучшие немецкие асы, летающие на современных «фоке-вульф-190».
В сложном воздушном бою Алексей сбил три «фоке-вульфа», спас своего ведомого и с трудом дотянул до аэродрома на остатках горючего. После боя его назначили командиром эскадрильи.
В полку уже все знали об уникальности этого лётчика и гордились им. В тот же вечер Алексей, наконец, написал правду Ольге.
Послесловие
На фронт Полевой попал в качестве корреспондента газеты «Правда». Он встретился с Алексеем Мересьевым, готовя статью о подвигах лётчиков-гвардейцев. Рассказ лётчика Полевой записал в тетрадь, а повесть написал четыре года спустя. Её печатали в журналах и читали по радио.
Одну из таких радиопередач услышал гвардии майор Мересьев и нашёл Полевого. За 1943-45 годы он сбил пять немецких самолётов и получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, и у них родился сын.
Так сама жизнь продолжила повесть об Алексее Мересьеве — настоящем советском человеке.
Источник: https://briefly.ru/polevoy/povest_o_nastoiashchem_cheloveke/
Краткое содержание “Повесть о настоящем человеке”
Книга Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке” была написана в 1946 году. Прототипом главного героя произведения стал реальный исторический персонаж – герой СССР, летчик Алексей Маресьев. Книга Бориса Полевого была удостоена Сталинской премии.
Главные герои
Алексей Мересьев – летчик-истребитель, после крушения самолета 18 дней полз по зимнему лесу с поврежденными ногами. Лишился ног, был единственным в мире человеком, который летал с протезами.
Воробьев Семен – полковой комиссар, который даже находясь при смерти не терял воли к жизни, “настоящий человек”.
Григорий Гвоздев – лейтенант танковых воск, Герой Советского Союза. Во время одного из сражений обгорел в танке.
Стручков Павел Иванович – майор, летчик-истребитель из дивизии воздушного прикрытия столицы.
Другие персонажи
Василий Васильевич – Врач, профессор медицины.
Степан Иванович – старшина, снайпер, Герой Советского Союза, “сибиряк, охотник”.
Кукушкин Константин – летчик, “вздорный и неуживчивый человек”.
Клавдия Михайловна – медсестра в московском госпитале.
Анюта – студентка мединститута, возлюбленная Гвоздева.
Зиночка – медсестра в санатории, научила Мересьева танцевать.
Наумов – лейтенант, инструктор Мересьева.
Краткое содержание
Часть первая
Главы 1-2
Зима. В бою летчик Алексей Мересьев “попал в двойные “клещи” – его обступили четыре немецких самолета. Летчик попытался обойти противника, однако немцы “подшибли” его самолет. Мересьев начал стремительно падать, задевая верхушки сосен. Алексея выбросило из самолета и швырнуло на ель, ветки которой смягчили удар. Очнувшись, Мересьев увидел перед собой медведя.
Глава 3
Медведь начал рвать когтями комбинезон Мересьева. Последним усилием воли Алексей выхватил из кармана пистолет и выстрел в животное. Медведь умер.
Мересьев попытался встать на ноги, “боль в ступнях прожгла все тело” – мужчина понял, что во время падения повредил ноги. Преодолев сильную боль, Алексей снял унты – ступни распухли, очевидно, что во время падения летчику раздробило мелкие кости.
Оглянувшись вокруг, Алексей заметил, что находится на поле, где когда-то было сражение. Несмотря на то, что Мересьев потерял планшет с картой, он приблизительно ориентировался в лесу и решил идти на восток. Преодолевая сильнейшую боль, Алексей медленно направился вперед.
Главы 4-5
Вечером Мересьев вышел к “санитарной зоне” – месту, где укладывали раненых. Алексей снял с умерших кожаные ножны и нож. Утром голодный мужчина нашел в сумке с красным крестом банку консервов. Мересьев решил есть раз в сутки – в полдень.
Чтобы отвлечься, Алексей начал продумывать маршрут, считать шаги. Так как идти было все труднее, мужчина вырезал себе две можжевеловые палки.
Главы 6-7
На третий день пути Мересьев нашел в кармане зажигалку, о которой совсем забыл. Мужчина наконец смог разжечь костер и согреться. По дороге его едва не заметила проезжавшая мимо колона немцев на броневиках. Алексей стал идти более осторожно.
Главы 8-9
Чтобы как-то прокормиться, Алексей жевал кору, заваривал себе чай из листиков брусники, доставал из шишек кедровые орешки.
На седьмой день пути Мересьев вышел к месту побоища – немцы были разбиты. Совсем рядом слышались звуки артиллерийской дуэли.
Главы 10-14
Вечером Алексей обнаружил, что в зажигалке закончился бензин. За ночь он замерз и не мог больше передвигаться ступая. Мужчина, не теряя силы воли, пополз вперед на руках. По дороге он нашел ежа, которого съел сырым.
Алексей из последних сил продвигался вперед. Неожиданно он услышал детские голоса, говорившие по-русски. От волнения Мересьев заплакал. Алексея на салазках отвезли в землянку.
Главы 15-16
Мересьев оказался среди людей, которые бежали из родной деревни и теперь жили в бору. Алексея поселил к себе дед Михайло. Мересьева пытались выхаживать всей деревней.
Главы 17-19
Дед Михайло, видя, что Мересьеву становится хуже, привел к нему командира эскадрильи, в которой служил Алексей. Посчитав дни, командир понял, что Мересьев пробыл в лесу восемнадцать суток.
На родном аэродроме, где все были рады Алексею, его ждал санитарный самолет. Мересьева направили в лучший московский госпиталь.
Часть вторая
Глава 1
До войны клиника, в которую поместили Мересьева, была институтом. Делая обход, шеф лечебницы, профессор Василий Васильевич, наткнулся на койки, стоявшие у лестничной клетки. Ему объяснили, что это летчики, которых привезли ночью – у одного перелом бедра и руки, у другого гангрена ступней.
Василий Васильевич распорядился поместить их в “полковничью” палату.
Глава 2
В палате с Мересьевым было еще три человека. Полностью забинтованный лейтенант танковых войск Григорий Гвоздев, известный снайпер Степан Иванович и летчик Кукушкин. Гвоздев уже второй месяц находился “на грани жизни и смерти”, практически ни с кем не разговаривая – во время одного из сражений он обгорел в танке.
Василий Васильевич все чаще заговаривал с Алексеем об ампутации. Мересьев, сильно переживая, не писал о том, что с ним случилось ни матери, ни своей невесте Ольге.
Главы 3-4
Через неделю в палату подселили полкового комиссара Семена Воробьева. Воробьев, которого все начали называть “Комиссар”, смог к “каждому подобрать свой особый ключик”.
“С прибытием Комиссара в палате произошло что-то подобное тому, что бывало по утрам, когда сиделка открывала форточку и в нудную больничную тишину вместе с веселым шумом улиц врывался свежий и влажный воздух ранней московской весны”.
Главы 5-6
Алексею нельзя было помочь ничем, кроме операции. Мересьеву ампутировали ноги до середины икры. После операции мужчина ушел в себя, тяжело переживая, что теперь он больше никогда не сможет летать на самолете. Алексей так и не смог написать матери и Ольге об операции.
Глава 7
Пришла весна. Гвоздев постепенно начал разговаривать с другими мужчинами в палате, “вовсе ожил”.
Всем, кроме Гвоздева приходили письма. С легкой руки Комиссара и медсестры Клавдии Михайловны Григорий получил письма от девушек из мединститута. Одна из них – Анюта, даже отправила свою фотокарточку. Вскоре с ней у Гвоздева завязалась переписка.
Глава 8
Комиссар, желая вернуть Мересьеву волю к жизни, нашел для него статью о летчике, который без одной ступни продолжал управлять самолетом. Прочитав, Алексей заметил, что тому летчику было проще, однако комиссар ответил ему, что “ты же советский человек!”. В ту ночь Мересьев долго не мог заснуть, думая о том, что он сможет снова летать.
Комиссару становилось все хуже, но, несмотря на это, мужчина находил в себе силы шутить и успокаивать медсестру. Клавдия Михайловна, проводившая все больше времени у постели Воробьева, влюбилась в него.
Глава 9
Первым выписался Степан Иванович.
Влюбившись в Аню, Гвоздев, у которого все лицо было в шрамах, боялся, что девушка не захочет общаться с ним, когда увидит лично.
Глава 10
Мересьев делал все, чтобы снова стать полноценным летчиком. Алексей придумал для себя особый комплекс упражнений, которые регулярно выполнял. Несмотря на то, что гимнастика причиняла сильную боль, мужчина старался с каждым разом увеличивать нагрузку.
Мересьеву все чаще приходили письма от Ольги. Раньше они старались не говорить о своих чувствах, теперь же девушка первой, не стесняясь, писала о своей любви тоске. Алексей, скрывая свое состояние, отвечал Ольге кратко и сухо.
Глава 11
“Комиссар умер первого мая”. Это случилось “как-то незаметно” для всех – под официальную речь по радио.
Вечером в их палату подселили летчика-истребителя, майора Павла Ивановича Стручкова. У мужчины были повреждены коленные чашечки. Он был общительным и веселым, очень любил женщин.
“На следующий день хоронили Комиссара”. Играла траурная музыка, в последний путь Воробьева провожали солдаты. На вопрос Стручкова о том, кого хоронят, Кукушкин ответил: “Настоящего человека хоронят… Большевика хоронят”. “И очень захотелось Алексею стать настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь”.
Глава 12
Стручков предложил Алексееву поспорить, что соблазнит Клавдию Михайловну. Все в палате были возмущены и собирались вступиться за женщину, однако Клавдия Михайловна сама отказала Павлу.
Вскоре выписался Константин Кукушкин.
Глава 13
В один из ранних летних дней Мересьеву принесли протезы, обутые в новенькие башмаки. Медики объяснили Алексею, что теперь ему придется учиться ходить, как младенцу. С привычным для него упорством Мересьев, опираясь на костыли, начал передвигаться по коридору.
Гвоздев и Анюта влюбились. В письмах они признались друг другу в любви, однако Григорий очень нервничал, ведь девушка не видела его лица в шрамах.
Глава 14
В середине июня Гвоздева выписали из госпиталя. Вскоре Мересьеву пришло от Григория письмо. Гвоздев рассказал, что хотя Анюта при встрече и не подала виду, по девушке было заметно, насколько ее пугает внешность Григория. Не желая ее мучить, Гвоздев сам ушел.
Прочитав письмо друга, Алексей написал Ольге, что не известно, сколько продлится война, поэтому ей стоит поскорей о нем забыть. В тайне Мересьев надеялся, что это не спугнет настоящую любовь.
Василий Васильевич застал Алексея за тем, как он сам пытался научиться ходить без костылей. Вечером он передал для Мересьева в подарок собственную трость черного дерева.
Глава 15
Стручков влюбился в Клавдию Михайловну. На признание Павла женщина ответила, что не любит его и никогда не смогла бы полюбить.
Мересьеву позвонила Анюта, которая очень переживала из-за неожиданного исчезновения Гвоздева. Алексей был рад – теперь у друга все образуется.
Часть третья
Глава 1
Летом 1942 Алексея выписали из госпиталя и направили долечиваться в санаторий Военно-воздушных Сил под Москвой. Перед отъездом Мересьев решил прогуляться по Москве. Неожиданно ему встретилась Анюта. Девушка предложила зайти к ней в гости. Узнав, что Григорий решил отращивать бороду, чтобы большей ей нравиться, Анюта называла Гвоздева “чудаком”.
Глава 2
В канцелярии санатория сначала были удивлены, что к ним направили “Мересьева без ног”, но потом разобрались, что у Алексея протезы. Мересьева поселили в одной комнате со Стручковым.
Глава 3
Алексей попросил медсестру Зиночку, работника канцелярии, научить его танцевать. Девушка согласилась. Танец давался Мересьеву сложно, но он никому не показывал, какую боль причиняет ему “это сложное, разнохарактерное топтанье”.
Глава 4
Со временем танцевальные упражнения начали давать результаты – Алексей все меньше “ощущал сковывающее действие протезов”.
Впервые за долгое время пришло письмо от Оли. Девушка писала, что в числе добровольцев роет окопы.
Ольгу возмутило его прошлое письмо – она готова была принять его любым: “Вот ты пишешь, что с тобой что-нибудь может случиться на войне.
А если бы со мной „на окопах” случилось какое-нибудь несчастье или искалечило бы меня, разве б ты от меня отступился?”. После этого Алексей начал писать ей ежедневно.
Глава 5
В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС. Врач, узнав, что у Мересьева ампутированы ноги, не хотел отправлять его в авиацию. Однако, увидев вечером, как Алексей танцует, выписал заключение, что при должной тренировке Мересьев сможет летать.
Глава 6
В летной части не оказалось Мировольского, к которому Алексея направил военврач. Мересьеву пришлось подать рапорт общим порядком. Не позаботившийся о вещевом и продовольственном аттестате, Алексей останавливается у Анюты.
Мересьев несколько месяцев пытался продвинуться через военную администрацию, однако ему везде отказывали.
Глава 7
Получив направление на комиссию в отдел формирования, Алексей наконец встретился с нужным ему врачом Мировольским. Он направил Мересьева в “ТАП на испытание”. Алексею, которому очень хотелось снова летать, удалось прорваться к высокому командованию. Мересьева отправили в школу тренировочного обучения.
Глава 8
Мересьев опасался, что обнаружив отсутствие ног, его выгонят из тренировочной школы. Однако перед Сталинградской битвой, в школе было слишком много работы, поэтому полковник не стал проверять документы Алексея – его возмутило только то, что Мересьев ходил с “пижонской” тростью.
Инструктором Алексея назначили лейтенанта Наумова. Чтобы было удобно управлять самолетом, Мересьев пристегивал протезы кожаными хомутиками к педальному управлению. Узнав, что у Алексея нет ног, Наумов решил заниматься с ним по особой программе.
Глава 9
Мересьев тренировался больше пяти месяцев. Наконец инструктор назначил ему испытания. Понимая, что сейчас решается его судьба, Алексей выполнял в воздухе сложнейшие фигуры. Восхищенный полетом Мересьева полковник предложил остаться инструктором в школе, но Алексей отказался.
Заметив, что Мересьев снова ходит с тростью, полковник был возмущен и даже хотел ее сломать. Однако, узнав, что Алексей без ног, оценил величие подвига летчика и дал ему самые высокие рекомендации.
Глава 10-11
“Остаток зимы и раннюю весну провел Мересьев в школе переподготовки”. Первое время Алексей не ощущал слаженности в управлении истребителем. Это стало для летчика серьезным ударом.
Желая подбодрить Мересьева, к нему пришел замполит школы – подполковник Капустин. Так как Алексей был единственным человеком в мире, который летает без ног, полковник предоставил ему возможность тренироваться отдельно.
В один из мартовских дней Алексей наконец почувствовал, что самолет полностью его слушается.
Часть четвертая
Главы 1-2
Лето 1943 года. Мересьев прибыл в полк на военную службу. Судя по состоянию на дорогах, Алексей понял, что на фронте разворачиваются активные военные действия.
Главы 3-4
“Битва на Курской дуге разгоралась”. Перед первым боевым полетом Мересьев несколько волновался, “но это не был страх смерти”. Во время боя “на одном из участков Курской дуги после мощной двухчасовой артиллерийской подготовки армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление”.
После битвы Алексей, лежа на мху, читал новое письмо Ольги, в котором девушка прислала свою фотографию в гимнастерке с орденом Красной Звезды на груди. Она уже была командиром саперного взвода, который занимался восстановлением Сталинграда.
Главы 5-6
Во время одного из последующих сражений Мересьев сбил три самолета “фоке-вульф-190”, которыми управляли “немецкие асы из знаменитой дивизии “Рихтгофен”, спас младшего товарища и на остатках горючего едва добрался до аэродрома. После битвы Алексея назначили командиром эскадрильи.
Наконец Алексей решился написать Ольге обо всем, что случилось с ним за последние 18 месяцев.
Послесловие
“В дни, когда Орловская битва близилась к своему победному концу”, корреспондент газеты “Правда” Полевой познакомился с Маресьевым, которого ему отрекомендовали как “лучшего летчика полка”. Алексей лично рассказал автору свою историю.
“Многое в свое время я не успел записать, многое за четыре года потерялось в памяти. О многом, по скромности своей, умолчал тогда Алексей Маресьев. Пришлось додумывать, дополнять”.
Уже после того как повесть была напечатана, Маресьев услышал, как книгу читали по радио и сам позвонил Полевому. Через несколько часов гвардия майор Алексей Маресьев пришел в гости к автору. “Четыре военных года почти не изменили его”. Маресьев участвовал в боевой кампании 1943-1945 годов, получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, у них родился сын Виктор.
“Так сама жизнь продолжила эту написанную мною повесть об Алексее Маресьеве – Настоящем Советском Человеке”.
Заключение
Книга Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке” – произведение об истинном патриотизме, гуманизме и человеческой стойкости. Книгу перевели на множество языков, ее издавали более ста пятидесяти раз по всему миру. В 1948 году “Повесть о настоящем человеке” была экранизирована режиссером А. Столпером. В 1947 – 1948 годах С. Прокофьев написал по книге Полевого оперу в трех действиях.
Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом “Повести о настоящем человеке”, прочитав гениальное произведение полностью.
Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-povest-o-nastoyashhem-cheloveke/
Краткое содержание: Сергей Сергеевич Прокофьев. Повесть о настоящем человеке
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ
Опера в трех актах (десяти картинах)
Либретто С. С. Прокофьева и М. А.
Мендельсон-Прокофьевой
Действующие лица:
Алексей, летчик Ольга, невеста Алексея | баритон сопрано | ||
Федя Серёнька | } | ребята из колхоза | ритмический говор |
Дед Михайло, председатель колхоза Петровна, колхозница Варя, сноха деда Михайлы Бабка Василиса Андрей Дегтяренко, летчик, друг Алексея Василий Васильевич, известный хирург 1-й хирург 2-й хирург Мать Алексея Клавдия, медсестра Комиссар Кукушкин, летчик Гвоздев, танкист Анюта, студентка Старший врач Полковник | тенор сопрано меццо‑сопрано контральто бас бас тенор баритон или бас меццо‑сопрано меццо‑сопрано бас тенор (характерный) тенор сопрано тенор бас |
Летчики, колхозницы.
Время действия: Великая Отечественная война 1941—1945 годов.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Свою последнюю оперу Прокофьев посвятил прославлению
беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Литературным источником послужила одноименная повесть Б. Полевого (1946),
которая основана на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея
Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события
недавно отгремевшей войны.
Творческая смелость композиторского замысла
заключалась не только в идейном содержании, но и в том, что вся обстановка
действия — воздушные бои, палата госпиталя, аэродром — ломала привычные
представления об оперной условности. В значительной части произведения главный
герой показан больным, физически неполноценным человеком.
Основной
драматургический конфликт выявлен косвенно, через описания событий, переживания
действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил. Так
Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по
содержанию и по форме.
В либретто при неизбежном сокращении ряда эпизодов,
свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако,
основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.
К сочинению оперы Прокофьев приступил в октябре 1947
года и закончил ее в августе 1948 года. Закрытый просмотр состоялся 3 декабря
1948 года в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова.
Спустя
двенадцать лет, 7 октября 1960 года премьера «Повести о настоящем человеке»
была показана в Большом театре Союза ССР. При этом либреттист М. А.
Мендельсон-Прокофьева совместно с постановщиком внесли в либретто ряд
изменений; действие стало более концентрированным, динамичным.
Были произведены
некоторые сокращения. В этой редакции опера имела большой успех и была
поставлена в Национальном театре Чехословакии в Праге.
СЮЖЕТ
В воздушном бою вражеские истребители сбили машину
Алексея, он оказался в глухом безлюдном лесу, где каждая ветка таит опасность,
каждый шорох угрожает смертью. Надо двигаться на восток к своим, но что-то
случилось с ногами: каждый шаг причиняет нестерпимую боль.
Три дня мучительного пути привели Алексея на опушку
леса, хранящую следы недавнего боя. Жуткую картину представляет мертвое поле:
подбитые танки, разорванные пушки, замерзшие трупы бойцов. Летчик совершенно
выбился из сил, ему хочется лечь, забыться.
Но раненый понимает, что стоит хоть
немного расслабить волю — и ему больше не подняться. На груди он хранит
фотографию любимой, ему вспоминаются Волга, Камышин. Воспоминания рождают новый
приток энергии. Хоть ползком, но двигаться вперед.
Не умолкает гул канонады —
фронт близок.
Двое ребят, Федька и Серёнька, с удивлением следят
из-за кустов, как то ли зверь, то ли человек катится по снегу, издавая время от
времени глухой стон. Ребята окликнули его. Трудно поверить, что это изможденное
существо — советский летчик.
Их убеждают в этом слезы радости Алексея, впервые
за 18 дней своего тяжкого пути услышавшего родную речь. Дети рассказали ему,
что немцы сожгли их деревню, и всем пришлось уйти в лес. Сейчас колхозники
живут в землянках.
Бережно укутав Алексея, они на санках увозят его к себе.
В землянке деда Михаилы тускло горит лучина.
Неторопливо текут стариковские думы о разоренном оккупантами хозяйстве,
приближающейся поре сева. Тоскует Варвара о пропавшем без вести
муже-фронтовике. В полузабытье тихо стонет на нарах Алексей.
Его состояние
тревожит всех жителей лесной деревни. Бабка Василиса зарезала единственную
курицу, чтобы подкрепить силы раненого. Слышен шум приближающегося самолета. В
землянку входит Андрей, полковой друг Алексея. Это Серёнька оповестил его о
раненом летчике.
Алексея увозят в столичный госпиталь.
На больничной койке Алексей тревожно бредит после
только что прошедшей операции. Врачи, мать, Ольга, Андрей рисуются в его
воспаленном сознании. Путаные видения сопровождает неотвязная мысль: он лишился
ног, им будут тяготиться близкие, напрасно ждут однополчане.
Ведь летчик без
ног, что птица без крыльев, жить и клевать еще может, но летать — никогда.
Медсестра Клавдия пытается успокоить больного. А жизнь в палате идет своим
чередом. Комиссар Воробьев рассказывает о героизме красных конников в
гражданской войне. Брюзжит по обыкновению Кукушкин.
Мечтает о встрече с Анютой
Гвоздев, завязавший переписку со студентками-медичками. Только Алексей
замкнулся, ушел в свои невеселые думы. Но и к его душе подобрал ключ комиссар.
Он разыскал в журнале статью о поручике Карповиче, который, несмотря на
ампутацию ступни, продолжал боевые вылеты.
Задумался Алексей: он лишился обеих
ног, да и современный самолет требует значительно большей ловкости и сноровки.
Но ведь он советский человек! Алексей принимает решение во что бы то ни стало
вернуться в строй.
Приближается весна. Выздоравливающие мечтают о скором
возвращении на фронт. Упорно тренируется Алексей, огромным усилием воли
заставляя себя сделать первые шаги на протезах. Гвоздев беспокойно посматривает
в зеркало на обезображенное ожогами лицо.
Суетится Кукушкин, удивляясь выдержке
друзей. И только комиссар Воробьев, сумевший поднять на ноги всех обитателей
палаты, возродить в них любовь к жизни, уверенность в достижении поставленной
цели, слабеет с каждым днем.
Как большое горе воспринимают раненые, его смерть.
Перед выпиской из госпиталя Алексей решился, наконец,
отправить Ольге письмо, сообщить ей о своем ранении, обо всем выстраданном и
пережитом, о той внутренней борьбе, которую ему пришлось выдержать.
В санатории летчиков радостное оживление — группе
отдыхающих разрешена досрочная выписка. Они отправятся защищать город на Волге,
где решается судьба Родины, исход войны.
И Алексей надеялся вернуться с ними на
фронт, но медицинская комиссия не удовлетворила его просьбу и направила на
работу в тыл. Чтобы показать, как ловко он владеет протезами, Алексей принимает
участие в танцах.
Его выдержка и самообладание заставляют врачей изменить
решение. Они отправляют Алексея в тренировочную школу.
Алексей, Андрей и Анюта любуются красотой озера, мягко
освещенного лунным светом. Их мысли обращены к боевым друзьям в действующей
армии. Возникает фронтовая панорама. Насмерть стоят сотни бойцов, веря в
близкую победу над врагом.
На лесном аэродроме все ждут возвращения Алексея из
боевого полета. Раненый Андрей рассказывает, как в воздушном бою Алексей
выручил его. Он не верит, что его друг, такой ценой вернувшийся в строй, погиб.
Показывается самолет. Товарищи радостно приветствуют Алексея, совершившего
новый подвиг. Он вновь будет сражаться.
МУЗЫКА
В центре оперы ее основной герой — Алексей Мересьев.
От картины к картине прослеживаются его судьба, переживания, сомнения, надежды,
и лишь попутно рассказывается о людях, окружающих Алексея. Все подчинено
раскрытию его замечательного духовного облика. Основой музыкального языка оперы
является народная песня, которая служит средством характеристики действующих
лиц и драматических ситуаций1.
Жизнеутверждающе звучит оркестровое вступление. В
быстром темпе проносятся маршеобразная тема победы и распевная, величавая тема
стойкости советского человека2.
Глубоким драматизмом, эмоциональной напряженностью
отличается музыка первой картины.
Сопровождая речитативный монолог Алексея «Подшибли…»,
словно мрачная тень, закрывающая ясное небо, в оркестре неоднократно возникает
жесткая мелодическая тема войны.
Ей контрастирует исполненная эпической силы,
патетически окрашенная тема природы, заповедного леса. В симфоническом антракте
напряженно пульсирующий фон оттеняет волевую собранность мелодии, подымающейся
в басах.
Вторая картина («Мертвое поле») передает оцепенение
смерти, застылость места недавнего боя. Светла и ласкова песня Ольги, в которой
композитор использует мелодии своих песен «Подруга бойца» и «Любовь воина».
Второй симфонический антракт, как и первый, рисует мучительный путь Алексея.
Щемяще-скорбная мелодическая фраза, звучащая на фоне темы леса, передает
ощущение физической боли, мучительных усилий раненого.
В третьей картине выразительная печальная мелодия
флейты сопровождает рассказ Серёньки о зверствах на селе. Меткими
характеристическими деталями передается своеобразие речи встревоженных людей в
сцене прихода колхозников.
Их разноголосый ансамбль завершается хоровой песней
о молодом дубке; ее плавное вальсо-образное движение, гибкий напев проникнуты
большим теплом и задушевностью.
В симфоническом послесловии (3-й антракт) эта
простая, в духе протяжных лирических песен мелодия приобретает обобщающее
значение темы настоящего человека, прославляя величие подвига раненого летчика3.
Четвертая картина выразительно воспроизводит быт
подземной деревеньки. Проникновенный напев, напоминающий народную песню «Что же
ты, Варенька-радость, приуныла», передает тоску Варвары о любимом. Ария деда
Михайлы «Одна утеха» сочетает ритмическую остроту частушки с широким распевом.
Задорно и остро звучит радостный гопак Андрея.
В пятой картине (второй акт) центральное место
занимает сцена бреда Алексея. На фоне возбужденно стремительной оркестровой
партии чередуются нервные, умоляющие реплики больного, волевые приказания
докторов, ласковые слова матери, песенка Ольги, скороговорка Андрея.
Раздумчиво, неторопливо звучит чуть суровая народная лирическая песня «Зеленая
рощица» Клавдии. Целеустремленностью, волевой активностью пронизана баллада
Комиссара; основная ее мелодия уже знакома по двум первым антрактам. Задорный
игровой характер имеют частушки Кукушкина «Анюта».
Сцена Алексея с Комиссаром
завершается жизнеутверждающей мелодией песни о молодом дубке.
Светлым созерцательным настроением окрашено ариозо
Андрея «Весна. В Камышине ручьи» в шестой картине; музыка рисует поэтический
образ расцветающей природы, вселяющей в человека бодрость и уверенность.
Действенным драматическим контрастом выступает эпизод смерти Комиссара, Взрыв
отчаяния и горя сдерживается мудрой сосредоточенной народной песней Клавдии «Сон
мой милый, торопливый».
Седьмая картина (третий акт) — развернутая
ария-монолог Алексея (письмо к Ольге); здесь в музыке господствует тема весны,
прозвучавшая в предыдущей картине.
Радостно приподнятый хор летчиков «Скоро в бой»
открывает восьмую картину. Общее оживление, веру в близкую победу передаетзвучащая здесь первая тема увертюры.
Вальс, фокстрот, темпераментная румба,
воспроизводящие бытовой фон жизни в санатории, одновременно становятся важным
звеном в характеристике Алексея.
В центре этой сцены — шутливый дуэт Андрея и
Кукушкина «Всякой на свете-то женится». Отъезд летчиков сопровождается музыкой
увертюры.
Девятая картина состоит из двух контрастных разделов: «Баркарола»
и «Фронт». Светлое, завораживающее мерным ритмом вступление рисует тихую гладь
лесного озера, легкое скольжение лодки. Как воспоминание об Ольге звучит в
ариозо Алексея мелодия ее песенки.
Выразительна музыка лирического трио (Алексей,
Андрей и Анюта) «Словно звезд далеких мягкий свет»4.
Величественным суровым колоритом наделен хор бойцов «Нас зовет страна родная»,
к которому присоединяются Ольга, Анюта, Алексей и Андрей (квартет с хором); его
музыкальным прообразом послужила старая солдатская песня «Московская славна
путь-дороженька».
Музыкальным рефреном десятой картины служит тема
победы (увертюра, восьмая картина). Друзья радостно приветствуют возвращение
Алексея, его новый боевой подвиг. Радостной уверенностью и спокойствием дышат
ариозо Алексея «Спасибо, сказал мне», его второе письмо к Ольге и дуэт.
Завершается опера торжественной хоровой песней о молодом дубке.
1 В оперу включены несколько обработок подлинных народных напевов, незадолго до создания «Повести» изданных Прокофьевым для голоса с фортепиано.
2 В редакции, идущей на сцене Большого театра СССР, опера открывается хором «Вырос в Плавнях дубок молодой» (I акт, 3 картина). В дальнейшем характеристика музыки дается по этой редакции.
3 Эта песня была написана Прокофьевым десятилетием ранее и издана под названием «Песня о Родине» в 1939 году.
4 В постановке Большого театра СССР первая половина девятой картины («Баркарола») выпускается.
Источник: https://vsekratko.ru/opera/137.html
Борис Полевой, “Повесть о настоящем человеке”: анализ произведения :
В 1946 году из-под пера Бориса Николаевича Полевого вышла «Повесть о настоящем человеке». Это одна из тех историй, которые принято рассказывать совсем отчаявшимся людям. Анализ «Повести о настоящем человеке» покажет, что нет ничего невозможного и не так просто сломить личность, у которой есть вера в свои силы и желание жить вопреки всему.
О чем будет повесть?
Сюжет «Повести о настоящем человеке» Полевого Б. Н. основан на реальных событиях, произошедших с летчиком Алексеем Маресьевым, Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в одном из воздушных боев его самолет был сбит.
Летчик получил серьезные травмы, из-за которых ему в госпитале ампутировали ноги. Для многих такой поворот стал бы концом всему, но Алексей не сдался.
Благодаря своему упорству и несгибаемой силе воли он не только не отчаялся, но вернулся в ряды действующих боевых пилотов.
Безногий военный летчик… Для нас, современных людей, это что-то на грани фантастики. Нам, гражданам, живущим в мирное время, тяжело понять, как можно после такой катастрофы снова лезть на рожон, снова сражаться с врагом, вновь и вновь защищать Родину.
Издания, награды, отзывы
Книга «Повесть о настоящем человеке» от корки до корки пропитана гуманизмом и настоящим, безмерным, советским патриотизмом. В свое время это произведение удостоилось Сталинской премии. Более восьмидесяти раз книгу издавали на русском языке, около пятидесяти раз была выпущена повесть на языках народов Советского Союза и почти сорок раз ее издавали за рубежом.
Русская писательница Елена Сазанович в одном из своих эссе написала, что эта повесть завоевала весь мир. Такая русская и такая советская, простая и сложная, понятная и немыслимая. Мир, далекий от советской реальности, восторженно принял ее.
Только до 1954 года общий тираж насчитывал 2,3 миллиона экземпляров. Эта история стала популярной не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге или учила мужеству. Прежде всего, это история о том, что каждый человек имеет шанс на жизнь, даже когда шансов уже нет.
Главное знать, для чего ты существуешь в этом мире.
Время действия
Анализ «Повести о настоящем человеке» стоит начать с рассмотрения времени, когда происходят события. Не сложно догадаться, что это Великая Отечественная война.
Время, омытое реками крови, изувеченное тысячами трагедий, сквозь мрак которых проступал неуверенный огонек героизма. Словами невозможно описать тот подвиг, что совершил народ.
Отстаивая честь, достоинство и свободу своей Родины, солдаты, словно забывая о страхе, сражались до последнего.
Каждый, кто был на передовой, каждый, кто прикрывал тыл, каждый, кто заботился о раненых, – герой. И «Повесть о настоящем человеке» рассказывает нам об одном из таких героев, мужество и упорство которого стали легендой. Алексей Маресьев – это настоящий Человек, с большой буквы. Он стал олицетворением русского характера, берущего свои истоки с беззаветной преданности Родине.
Герой истории
«Повесть о настоящем человеке» Полевого рассказывает историю А. П. Маресьева. Такой человек действительно существовал. Он родился в 1916 году, работал токарем. В 1929-м вступил в ряды ВЛКСМ, принимал активное участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре.
В 1939 году в новом городе был создан аэроклуб с летной школой, недолго думая Маресьев подал туда документы. Хотя учиться и работать было сложно, но ему удалось успешно окончить летную школу и связать свою дальнейшую судьбу с летной авиацией.
Начало Великой Отечественной он встретил в качестве летчика-истребителя. За время, проведенное в небе, сбил четыре вражеских самолета, когда ранней весной 1942 года в небе над Новгородом подбили его самолет и сам летчик оказался тяжелораненым.
Именно с этого момента ведет рассказ Борис Полевой в своей повести, меняя фамилию настоящего героя Маресьева на персонажа Мересьева.
Содержание сюжета
Итак, в содержании «Повести о настоящем человеке» говорится о том, что самолет военного летчика Мересьева был подбит и упал в чащу леса. Летчика тяжело ранили, его ноги в буквальном смысле были раздробленными, и он оказался в тылу врага. Восемнадцать долгих дней ему пришлось пробираться к своим.
Желание жить позволило превозмочь невыносимую боль, голод и холод. Автор пишет, что Алексей не мог подумать ни о чем другом, кроме как о жгучей боли. Он делал неуверенные шаги, а когда не осталось сил идти, пополз. Им двигало только одно желание – снова оказаться в строю и сражаться за свою Родину.
Его спасли мальчики из лесной деревушки Плавни. Когда началась война, жители ближайших деревень вынуждены были поселиться в лесных окопах, которые сами и вырыли. Они страдали от голода и холода, но все же сохранили человечность и отзывчивость. Все они прониклись трагедией летчика и помогали, кто чем мог.
Самые сложные эпизоды – это жизнь Мересьева в военном госпитале. Из-за долгого пребывания на морозе в ногах развилась гангрена, поэтому врачам пришлось ампутировать ступни до голени. В этот период начинает съедать Алексея отчаяние.
Для него жить – значило летать и сражаться, вот только летчику без ног невозможно даже думать о таких вещах.
Иной раз герой задумывался, стоило ли ему вообще ползти столько дней, если бы он знал, что все так закончится?! В пистолете ведь еще оставалось три патрона!
Надежда
Но бывают в жизни встречи, которые меняют ее к лучшему. Тяжело больной комиссар Воробьев внимательно и с заботой отнесся к герою. Благодаря ему у Алексея появилась надежда, и началось настоящее сражение с собой и своей слабостью.
При анализе «Повести о настоящем человеке» можно понять, что сил летчику придало неутолимое желание уничтожить врага, и ради этого он хотел как можно быстрее вернуться в строй. Он научился не только пользоваться протезами, но и сел за штурвал самолета.
Кульминационный момент – это первый полет Мересьева. Инструктор Наумов, видя радость пилота, просто не может дать команду «На посадку!». В глаза Алексея читается не просьба, а требование. Требование летать. И снова фронт. Решающее сражение с немецким асом.
Победа далась Мересьеву нелегко, но «он впился в цель всей своей волей» и таки победил врага.
Даже без анализа «Повести о настоящем человеке» можно уверенно сказать, что это рассказ о выдержке, непоколебимом мужестве и любви к Родине.
В трудные послевоенные годы эта история многих возвращала из пучины отчаяния. Борису Полевому таки удалось достучаться к каждому читателю и показать, что в самых нежизненных ситуациях можно жить и выжить.
И более того, даже в нечеловеческих условиях всегда можно оставаться человеком.
Источник: https://www.syl.ru/article/359083/boris-polevoy-povest-o-nastoyaschem-cheloveke-analiz-proizvedeniya