Практическая работа по роману Л.Толстого “Война и мир” Анализ эпизодов
Контрольная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
1 вариант.
Задания части 1 предполагают выбор ответа из 4-х предложенных , где только 1 правильный.
А1. Почему роман Л.Н.Толстого «Война и мир» принято называть романом – эпопеей?
а) введены элементы семейной хроники
б) большой объём
в) показано значимое для всей нации историческое событие
г) в романе участвует большое количество действующих лиц
А2. Какое военное событие не нашло отражения в романе?
а) Аустерлицкое сражение в) Сражение при Ватерлоо
б) Бородинская битва г) Шенграбенское сражение
А3. Кто из перечисленных персонажей противопоставлен военным трутням?
а) Несвицкий в) Друбецкой
б) Жерков г) Тушин
А4. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в1805 году?
а) приобрести опыт в боевых действиях в) желание защищать Родину
б) найти «свой Тулон» и прославиться г) оставить наскучивший высший свет
А5. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?
а) стремился защитить поруганную честь жены в) в гневе принял опрометчивое решение
б) боялся показаться смешным в глазах света г) отстаивал своё человеческое достоинство
А6. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман образ купца Ферапонтова?
а) подчеркнуть глубину чувства патриотизма, охватившего весь народ
б) осудить скупость и бездеятельность купца
в) показать типичность купеческого сословия
г) он играет важную роль в развитии действия
А7. Какие черты характера Наташи проявились в минуты отъезда из горящей Москвы?
а) наивность и беспечность в) истинный патриотизм
б) неспособность противостоять порывам г) желание жить одним днём
А8. Какую истину постиг Пьер с помощью Платона Каратаева?
а) человек может быть внутренне свободен независимо от внешних обстоятельств
б) радость любви ко всему, что его окружает
в) нужно жить одним днём
г) счастье человека – в борьбе
А9. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?
а) не хотел осложнять отношения с отцом в) не был способен принять решение
б) решил проверить Наташу г) не сумел до конца понять Наташу
А10. Какова роль пейзажа в описании Бородинского сражения?
а) более точно передать обстановку боя
б) показать красоту мироздания в противоречии с войной
в) познакомить с местом действия
г) показать протяжённость сражения во времени
А11. В каком вопросе Денисов и Долохов занимают противоположные позиции?
а) отношение к казакам в) действия партизанского отряда
б) о значении обоза г) отношение к пленным французам
А12. Что, по мнению Л.Н.Толстого, решило исход Бородинского сражения?
а) продуманный план военных действий в) дух армии
б) талант военачальников г) численное превосходство войск
Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.
В1.Какой приём использует Л.Н.Толстой, создавая образы Кутузова и Наполеона?
В2.Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых», «положительных» и «отрицательных»?
В3.Кто из героев и кому говорит следующие слова:
«Всё пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире…, я бы сию минуту просил руки и любви вашей»?
В4.Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «Солнце, только что вырвавшись из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы»?
Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).
С1.В чём причины антипатии Л.Н.Толстого к Наполеону?
С2.Как отражается «мысль семейная» в романе «Война и мир»?
Контрольная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
2 вариант.
Задания части 1 предполагают выбор ответа из 4-х предложенных, где только 1 правильный.
А1. В чём состоит смысл заглавия романа?
а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов
в) в душе каждого из персонажей произведения присутствуют «война» и «мир»
г) «война» и «мир» – исторически точное воспроизведение действительности
А2. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришёл к пониманию Бога в) понял, что его прежние стремления ничтожны
б) разочаровался в своём кумире г) сумел прославиться
А3. Какая черта не характерна для членов семьи Болконских?
а) простота и естественность в) внешняя холодность и спокойствие
б) истинный патриотизм г) чувство долга
А4. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?
а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта
А5. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер – человек не военный, его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
г) он более других заинтересован в боевых действиях
А6. Кто из героев романа в военную пору возглавил партизанский отряд?
а) Андрей Болконский в) Денисов
б) Долохов г) Николай Ростов
А7. Что помогло Наташе «воскреснуть» после побега с Анатолем Курагиным?
а) время притупило силу страданий в) в её любви и заботе нуждалась больная мать
б) Наташа смогла простить себя г) её простил Андрей
А8. Кто из героев романа признаётся себе: «Хочу славы, хочу быть известным людям…»?
а) князь Андрей в) Пьер
б) Берг г) Борис Друбецкой
А9. В чём заключён смысл образа Платона Каратаева?
а) помогает Андрею вернуться к жизни после душевного краха
б) показать разнообразие крестьянских характеров
в) выражение взглядов большинства героев произведения
г) передаёт философские и христианские взгляды автора
А10. Судьба кого из героев наиболее ярко демонстрирует бесчеловечность войны?
а) Андрея Болконского в) Наташи
б) Кутузова г) Пети Ростова
А11. Почему Л.Н.Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?
а) не успел дописать роман в) там война вообще не велась
б) значима лишь освободительная война г) не хочет показывать поражения русских
А12. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?
а) занимает важный государственный пост
б) становится членом тайного политического общества
в) замыкается, живёт интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу
Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.
В1.Какой приём использует Л.Н.Толстой, изображая А.П.Шерер, Элен, Берга, Друбецких идр.?
В2. Какова «движущая сила истории» с точки зрения Л.Н.Толстого?
В3. Какой персонаж романа выглядел так:
«…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькой оживлённою женой»?
В4.Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разрозненной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты»?
Выберите только одно задание части 3 и напишите развёрнутый ответ на вопрос (5-10 предложений).
С1.Почему, изображая Кутузова, Л.Н.Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
С2.Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?
Купец Ферапонтов- герой-камертон, то есть персонаж, совершающий тот или иной поступок в соответствии с тем жизненным моментом, в котором они находятся.
Купец Ферапонтов сам сжигает собственное добро, чтобы оно не досталось французам. Это — первое проявление того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.
Это -антитеза.
Герои,подобные купцу Ферапонтову,противопоставляются в романе другим: Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков…
Думать о собственном благополучии, процветании для этих людей было просто невозможно, когда Отечество находилось в смертельной опасности.
“…возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов.
Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись заволоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… -Ферапонтов побежал на двор
Письменная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Прочитайте и ответьте на вопросы:
— Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия.
Каким образом в центре оставлены два орудия? — спросил он, ища кого-то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.
) — Я вас, кажется, просил, — обратился он к дежурному штаб-офицеру.
— Одно было подбито, — отвечал дежурный штаб-офицер, — а другое, я не могу понять; я сам там все время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, — прибавил он скромно.
Кто-то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни и что за ним уже послано.
— Да вот вы были, — сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
— Как же, мы вместе немного не съехались, — сказал дежурный штаф-офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
— Я не имел удовольствия вас видеть, — холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Источник: https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-romanu-ltolstogo-voyna-i-mir-analiz-epizodov-2534569.html
Помогите пожалуйста краткий анализ романа “Война и Мир” – Школьные Знания.com
Роман «Война и мир» заслуженно считается одним из самых впечатляющих и грандиозных произведений мировой литературы. Роман создавался Л. Н. Толстым, на протяжении долгих семи лет. Произведение имело большой успех в литературном мире.
Само название романа носит весьма двойственный характер.
Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие.
Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.
Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий.
Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.
С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа.
Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам.
Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром.
В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны.
Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии.
В романе – эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву.
В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа.
Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания.
Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.
Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату, завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.
Источник: https://znanija.com/task/9350354
Анализ романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”
Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника.
Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычного типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи.
Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.
Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем хронологическом порядке:
I том – 1805 г.
IIтом – 1806-1811 гг.
IIIтом – 1812 г.
IV том- 1812-1813 гг.
Эпилог – 1820 г.
Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения.
Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире.
Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы.
Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.
В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).
Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключительным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действительность эпохи. Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскрывают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.
Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).
В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.
Главные действующие лица романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов — заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее.
Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, только что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатывающего устои старого феодально-монархического мира.
Для русского государства Наполеон — потенциальный агрессор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер.
А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону — выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению.
Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабристов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.
Образ Наполеона в «Войне и мире» — одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя.
Дневниковые записи Толстого в период работы над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению — совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художественного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудовище порока, в нем нет ничего демонического.
Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост.
Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой.
Причем широта эта — не в изображении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику.
В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.
Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической критики: «Царь есть раб истории».
В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок.
Карьеристы, стяжатели, придворные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий — Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин.
Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офицеры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и незаметно выбывают из круга действия: они не нужны повествователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безоглядная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы.
Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств.
Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.
Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне.
Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника».
Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий.
С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого.
В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время.
Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он — наперекор всему генералитету — принимает ответственное решение оставить Москву.
С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны.
В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настроение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отношение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Поднимается новая, неведомая никому сила — народ, и нашествие гибнет».
Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле.
В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона.
Образ Каратаева в известной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин.
«Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, представляла собой в то же время и отклик художника-мыслителя на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность.
Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах.
И вполне естественно, что действие завершается (не «развязывается») вместе с развязкой главного сюжетного конфликта — поражением Наполеона.
Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, — все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу.
Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться.
В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в дневнике: «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью.
Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле».
В этом — та особая, глубоко гуманистическая природа толстовского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений.
Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях.
Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/378-roman-epopeya-ln-tolstogo-voyna-i-mir.html
Анализ романа “Война и мир”
Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман.
Тем не менее, «Война и мир» – действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.
При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.
Мысль семейная в романе «Война и мир»
Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе — семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.
Семья Болконских
Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских — это старый князь Болконский и его дети — Андрей и Марья. Основные черты этого семейства — следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма.
Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.
Старый князь — представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же.
Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.
Князь Андрей — представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость.
В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее.
Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.
Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.
Семья Ростовых
Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.
Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских — это разум, а для Ростовых — это чувства.
Основные черты семейства Ростовых — доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну.
Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья — символ освобождения от роскоши материального мира.
Старый граф, отец Илья Андреевич — простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.
Графиня Ростова — воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.
Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.
Николай Ростов, старший брат Наташи – простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством.
В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.
Наташа Ростова, младшая из детей, – веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка.
Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной.
Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.
Семья Курагиных
Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины — это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное — это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.
Князь Василий — честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.
Дочь Элен — светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.
Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль — светский красавец, повеса, с ним много хлопот.
Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.
Мысль семейная — одна из самых важных в романе «Война и мир».
Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.
Мысль народная в романе «Война и мир»
Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль — вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа.
Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.
Много в народе таких людей, как Платон Каратаев.
Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе — символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен.
Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.
Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.
Тихон Щербатый — еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.
Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми.
Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.
Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье.
Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же — словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.
Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым.
Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной — один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».
Мысль духовная в романе «Война и мир»
Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.
Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа — это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию.
На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом.
В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом.
Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.
Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь.
При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение.
Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат.
В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него — это бороться за счастье и благополучие русского народа.
«Война и мир»: анализ эпизода
В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.
Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.
Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер.
Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.
Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью.
Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.
Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования — в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.
Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.
«Война и мир»: анализ эпилога
Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог — важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.
Первая мысль, выраженная в эпилоге, – это мысль о духовности семьи.
Автор показывает, что в семье главное – это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.
Другая новая семья — это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова.
Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми.
После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.
Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.
Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-romana-vojna-i-mir
Анализ романа-эпопеи “Война и мир” Л.Н. Толстого
Роман-эпопея “Война и мир” (1863-1869) сначала замышлялся Л.Н. Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году – “эпохе заблуждений и несчастий … героя … . (…) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком.
Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года”. Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его – показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации.
Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов.
Основа романа – исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа “Война и мир”. Жанровая особенность – роман-эпопея.
Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания – общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода.
Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он является предпосылкой последующего).
Но в романе “Война и мир” эпизоды вступают еще и в особую связь, которую сам Толстой назвал “сцеплением”: друг с другом связаны эпизоды, разделенные большими массивами текста – например, из разных частей и томов (эпизод из первого тома. в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома – встреча парламентера Александра Первого генерала Балашова с маршалом Мюратом), История – способ постижения современности.
Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А.П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом.
Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова). Развлечения “золотой” молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира.
Анализ фрагментов: т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25.
Семья Ростовых и Болконских.
Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка. Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А.П. Шерер. Отношение к войне. (т.1, ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах. Нравственные ценности семьи. (т.1, ч. 1, гл. 22-25). Сходство и различие семьи Болконских и Ростовых.
Историческая конкретность, многогранность изображения, Показ ненужности и неподготовленности войны. Значение Шенграбенского сражения. Эпизоды: Подготовка и смотр русских войск в Браунау. Отступление русской армии. Задача.
поставленная Кутузовым перед генералом Багратионом. Сражение под Шенграбеном и его подлинные герои. Мечты князя Андрея о “Тулоне”. Князь Андрей заступается за Тушина. (т1, ч.2., гл. 2. 14, 3, 12, 15, 20.
21 – анализ эпизодов), Утверждение Толстым бессмысленности и бесчеловечности войны.
Аустерлиц.
Изображение Аустерлицкого сражения. Влияние природы на ход сражения. Бегство. Подвиг князя Андрея и его разочарование в “наполеоновских” мечтах. Причины поражения русских войск в сражении русских (отсутствие нравственного стимула для ведения войны, вмешательство Александра 1 в командование армией). Николай Ростов в Аустерлицком сражении. Анализ эпизодов (т.1., ч.3, гл. 11-19).
Эволюция взглядов на жизнь: мечта о славе и ее крушение (война 1805 г.), разочарование в жизни (после Аустерлица), стремление к общественной жизни, деятельности и разочарование в ней (работа со Сперанским); решение жить для любви и новое разочарование в жизни (измена Наташи); служение Отечеству (1812 г.
); признание бесполезности прожитой жизни в предчувствии неминуемой смерти (перед сражением на Бородинском поле); предсмертные мысли “всех любить” (после ранения, перед смертью). Значение образа Андрея Болконского в произведении: поиск преодоления личного и общественного распада, стремление к гармонии.
Переломный момент в жизни Андрея Болконского – Аустерлицкое поле (столкновение мечтаний с реальностью войны; Болконский видит героя в скромном капитане Тушине, который совсем не обладает “героическим” обликом и амбициями). Неорганичность, искусственность бюрократической деятельности А. Болконского открывается ему благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу.
Но и “земное” счастье не суждено Андрею. 1812 год – Болконский понимает причины побед и поражений (не количество пушек, а человеческий фактор). Страстный порыв любви к жизни в момент смертельного ранения.
Неподготовленность России к войне (недостаточное количество войск, отсутствие плана ведения войны); отступление, сдача Смоленска, бунт Богучаровских мужиков: назначение Кутузова; Бородинское сражение; военный совет в Филях; сдача Москвы и отступление к Калуге: размах партизанского движения; изгнание Наполеона и гибель его армии (анализ эпизодов т. 3).
Философия истории в романе «Война и мир››:
Убеждение в невозможности объяснить происходящие исторические события поступками отдельно взятых людей, так как большую роль в историческом процессе играют массы. Народ – творец истории. Фатализм Толстого.
Образ Наполеона и Кутузова в романе.
Отражение в образе Кутузова исторического фатализма Толстого: пассивность и созерцательность Кутузова, признание Кутузовым бессилия человека изменить ход событий. Полководческое искусство и патриотизм Кутузова: мудрость и воля, спокойствие, неторопливость, храбрость; близость к народу.
Роль Наполеона в истории – гениальный полководец, замечательный государственный деятель, человек исключительного ума и воли, но самолюбивый диктатор. Наполеон в войне 1805 года, его полководческое искусство. Наполеон в Тильзите. Наполеон в войне 1812 г.
: начало войны – пресыщение славой, равнодушие к людям, самовлюбленность, раздражительность; на Бородинском поле – актерство, недоумение, подавленность: Наполеон при отступлении из России – трусость, озлобленность, бездарность.
Причина враждебного отношения Толстого к Наполеону.
Суть противопоставления Кутузова Наполеону: Кутузов как символ обьединяющего (народного) и “мирного” начала, Наполеон как символ культа личности, философии разъединения – “человек войны”.
Эволюция взглядов на жизнь: внешнее бездумное отношение к жизни, стремление отмахнуться от серьезных вопросов (дружба с Анатолем, кутежи, женитьба на Элен); стремление к самосовершенствованию и исправлению “рода человеческого” (увлечение масонством).
бессознательный вывод о том, что жить стоит для “красоты и любви” (разочарование в масонстве и увлечение Наташей): стремление к героическому подвигу (мысль об убийстве Наполеона); разрушение веры “в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога” (потрясение.
вызванное видом смертной казни). 1812 год – переломный момент в жизни Пьера. Стремление к объединению с людьми, каратаевское примирение с жизнью (влияние каратаевского миропонимания: понимание смысла жизни, любовь к Богу, который и есть жизнь). Солдаты принимают Пьера, он становится “своим”.
Пьер во главе тайного общества. Обретенное счастье, семья.
Говоря об Отечественной войне 1812 года, Толстой подчеркивал: “Причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска”, а также: “Я люблю мысль народную вследствие войны 12 года”. Отношение к “мысли народной” – важный критерий для Толстого.
Путь нравственных исканий любимых его героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе, подводил этих героев к сближению с народом. Русский человек всегда сможет понять душу другого русского человека, даже если он принадлежит к другому сословию.
Пьер сближается с Платоном Каратаевым – источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства. Наташа “…умела понять все, что было …во всяком русском человеке…”
Изображение партизанской войны. Тихон Щербатый – тип человека из народа. В нем живет любовь к родной земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах.
Тихон – в каком-то смысле антипод Платону Каратаеву. Каратаев – краткий, добрый, проповедует идею всепрощения, которое Тихону неведомо. Тихон и Платон – две стороны русской души. Народ – носитель лучших человеческих качеств.
Ведущая роль народа в истории. Анализ эпизодов т.4, ч.3,4.
Спор с историками по поводу царствования Александра. Разорение семьи Ростовых. Смерть графа. Жизнь Николая с матерью и Соней. Женитьба Николая на княжне Марье. Его хозяйственная деятельность в Лысых Горах. Наташа замужем за Пьером. Деятельность Пьера. Рассуждения об историческом процессе и исторической науке.
Эпилог – гимн семье, которая является высшей формой единения людей.
Семья Николая Ростова и графини Марьи Болконской: Николай преклоняется перед “ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена”, Марья испытывает любовь “к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его”. Прекрасна и гармонична также семья Пьера и Наташи. В общем же семейство, поселившееся в лысогорском доме, символизирует единение всех лучших сил нации в эпоху Отечественной войны. Именно 1812 год снял многие сословные преграды и ограничения, позволил людям общаться на новом уровне, привел к возникновению новых и более сложных семейных миров.
Источник: https://lang-lit.ru/2013/08/blog-post_5.html