Образ и характеристика григория в повести “детство” горького (мастер григорий иванович)

М. Горький. «Детство» (главные герои)

В повести «Детство», написанной в 1913 году Горький рассказывает о своих детских годах, о том, что повлияло на формирование его, как личности и как писателя. Со смертью отца в его жизни произошли крутые перемены, а сознание, словно проснулось. Произведение является первым из трилогии о жизни писателя.

Главные герои повести М. Горького «Детство»:

Алеша Пешков – В начале повествования — пятилетний малыш, рослый не по годам, любознательный ребенок. Он был наблюдательным, с цепкой памятью, хорошо учился в школе. Отец его воспитывал лаской, доверительным отношением и никогда не бил. Поэтому когда он попал в семью Кашириных, ему казались дикими отношения между родственниками в семье.

Когда дед выпорол его в первый раз, Алеша отчаянно защищался, пытался кусаться, чем сначала разозлил деда, но потом заставил себя уважать. Алеша был прямолинейным, искренним ребенком, не способным на подлость. Если он любил, то всем сердцем привязывался к человеку. Если видел непорядочность, то объявлял ему войну, которая выражалась в мелких детских пакостях.

Отец Максим Пешков. Повесть начинается смертью отца. Но в памяти Алексея сохранилось, что отец с матерью жили в любви и согласии, отец никогда не бил Алексея, напротив, любил его, разговаривал с ним. Отец умер от холеры, и этим начинается повесть. В Нижнем Максима Пешкова уважали бабушка, мастер Григорий, Цыганок. Не любил только дед, мечтавший выдать свою дочь за богатого.

Мать Варвара Васильевна – всегда строгая, немногословная, аккуратная. Длинноволосая, со светлой короной из кос, она держалась прямо строго.

После смерти мужа и новорожденного сына, она сначала замкнулась в себе, закрылась. Родственники побаивались Варвару, Но однажды Алексей понял, что мать слабая женщина, сама боится своего отца.

Обратите внимание

Варвара не была самостоятельной женщиной, не умела зарабатывать себе на жизнь. Ее содержали либо родители, либо мужчины.

Природа брала свое, горечь зарубцевалась, и Варвара оставила Алексея со своими родителями, уехала из дому, пыталась устроить свою жизнь. Родила на стороне. Оставила ребенка чужим людям, вернулась.

Отец пытался выдать ее замуж, категорически отказалась. Но потом сама вышла замуж. Видно, что не любила, но рассчитывала устроить свою жизнь.

Муж оказался игроком, все проиграл, а Варвара от постоянной нужды заболела и, в конце концов, умерла.

Бабушка Акулина Ивановна — полная женщина 60-ти лет, с длинными волосами, мягкая, тепло относилась к своему внуку.

«Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым». Она любила нюхать табак.

Умела рассказывать сказки о разбойниках, святых людях, о нечистой силе и всяком зверье. Когда плыли на пароме, ее сказки приходили послушать матросы, просили рассказать еще. Она была гостеприимной, хлебосольной.

Бабушка рассказала Олеше, что у нее было 18 детей, но они умирали во младенчестве. «Бог забирал в ангелы». Бабушка была хозяйственной, домовитой женщиной, многое знала.

Лозунгом ее жизни была фраза: «Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо-то всё» «Она неправду не любит, не понимает», говорит мастер Григорий об этой героине повести.

Бабушка была верующая, каждый вечер молилась, разговаривая с Богом. И даже видела чертей.

Дедушка Василий – «небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».

Важно

Хотя Алеша и был «весь в отца» дед полюбил своего внука, но был строг с ним, Алеша боялся его. Когда Алеша болел после первой дедовой порки, дед пришел к нему, и долго рассказывал о своей жизни.

С того дня Алеша перестал бояться деда.

В юности дед был бурлаком, с артелью таскал по Волге баржи. Впоследствии много лет был цеховым старшиной. Дед бил свою жену на глазах у детей. Оттого и Яков с Михаилом били своих жен. Дед начал учить Алексея грамоте, псалтырю.

К старости дед и вовсе стал скупым, разделился с бабушкой, считал каждую мелочь, вплоть до чаинок, которым заваривался чай.

Тетка Наталья, — маленькая женщина с детским личиком и прозрачными голубыми глазами. К моменту приезда Алексея в Нижний беременная.

Тихонькая, пугливая тетка Наталья, стала первой учительницей Алеши. Образование начали с молитв, которые читались на старославянском языке.

Сама не понимая смысла молитв, она не могла их объяснить любознательному ребенку. В семействе Кашириных была самой тихой и незаметной.

Яков, со светлыми, кудрявыми волосами. Хорошо играл на гитаре. «Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги».

Яков забил свою жену до смерти.

Михаил – сухой, как и его отец с черными, гладкими волосами. Даже после раздела Михаил приходил к родителям, устраивал скандалы.

Яков и Михаил, были жадные. В ожидании раздела, часто грызлись между собой, требовали от отца, чтобы тот разделил приданое Варвары. Оба били своих жен, и оба виноваты в гибели Цыганка. После выдела Яков успокоился, Михаил же приходил к деду, устраивал скандалы и погромы.

Саша – сын Якова, серьезный мальчик, готовый всем услужить, но дед считал его подхалимом. Яковов Саша был маленьким провокатором в семье. Он учил маленьких делать гадости, а сам оставался в стороне.

Саша – сын Михаила, «мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать». Он был одиноким, всегда держался в стороне от людей, любил сидеть у окна.

Иван Цыганок – подкидыш в семье. Кто-то подкинул грудного младенца бабушке, когда она была молодой. Замечательный мастер, добрый.

Во время порки Алеши подставлял руку, чтобы Алеше меньше досталось. Удивительный затейник, устраивал для детей забавы. В мастерской был хорошим работником. Мечтал о голосе, очень хотел научиться петь.

С молчаливого согласия домашних, приворовывал на рынке.

Мастер Григорий – старый мастер, ослепший на работе. В конце, когда дед продал дом и мастерскую разделил между сыновьями, Григорий остался не у дел, был вынужден просить милостыню.

Хорошее дело – худощавый сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал: Хорошее дело.

Его так и прозвали Хорошим делом. В своей комнате он ставил какие-то странные опыты. Алексею он посоветовал научиться писать и записывать бабушкины сказки. Обладал способностью чувствовать, когда человек говорит правду, а когда врет.

Хорошее дело был не такой, как все, и за это его не любили.

Дядя Петр был извозчиком, и внешностью был похож на деда. Такой же сухонький, аккуратный, чистый, но был он ниже деда ростом и весь меньше его, отчего казался подростком. Правда, лицо было все в морщинах. Глаза – смешные, бойкие, с желтоватыми белками.

Совет

Сивые волосы его курчавились, бородка вилась кольцами; он курил трубку, дым ее — одного цвета с волосами — тоже завивался, и речь его была кудрява, изобилуя прибаутками. Говорил он жужжащим голосом и будто ласково, но мне всегда казалось, что он насмешничает надо всеми.

Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее; осуждали, один другого строже, древних грешников; особенно же доставалось — Авессалому. Иногда споры принимали характер чисто грамматический.

Вначале он подружился с Алексеем, разговаривал с ним, на домашних посиделках подкладывал лучшие куски хлеба с вареньем. Но однажды они рассорились, и Алексей стал устраивать дяде Петру всякие гадости.

Вскоре все в доме узнали, что Петр занимался воровством в церквах, а сам он зарезался в своей яме.

Нелегко пришлось Алексею в его детстве. Тяжелая гнетущая обстановка в семье, интриги, жадность. Ярким и светлым воспоминанием осталась его бабушка, сказочница, мастерица и умница. Она всю жизнь работала, все держалось на ней. К побоям мужа относилась терпеливо снисходительно. Она и сберегла душу ребенка светлой и незамутненной.

Источник: https://litgeroi.ru/po-avtoram/gorkij/gorkij-detstvo-geroi.html

Алеша Пешков – главный герой повести «Детство»

/ Сочинения / Горький М. / Детство / Алеша Пешков – главный герой повести «Детство»

  Скачать сочинение

    Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.

    С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой.

Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Обратите внимание

    Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.

Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Читайте также:  Анализ баллады "светлана" жуковского: особенности, суть, смысл, идея

Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.
    Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери.

Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.
    Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой.

За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним.

Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.

    Мне понравился этот мальчик, потому что у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

131949 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Детство / Алеша Пешков – главный герой повести «Детство»

Смотрите также по произведению “Детство”:

  • Краткое содержание

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00043301184864023866

Краткий пересказ повести А. М. Горького «Детство»

У Алеши Пешкова умер отец

. Из Нижнего Новгорода приехала бабушка, чтобы забрать их с матерью к себе. Мальчик смутно помнил похороны отца, рождение брата Максима, который вскоре умер, горе матери. А вот путешествие из Астрахани до Нижнего на пароходе запомнилось как «дни насыщения красотою» полноводной Волги, ее живописных берегов.

Особенно яркое впечатление произвела на Алешу бабушка

. Большая, полная, пышноволосая, но неожиданно ловкая, легкая в движениях, она и говорила необычно, «как—то особенно выпевая слова». Позже мальчик понял, что бабушка, Акулина Ивановна Каширина, стала главным человеком в его жизни.

Уже взрослым он вспоминал; «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет… и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Пароход подплыл к Нижнему. На пристани Варвару Пешкову с сыном и бабушку встречали семья Кашириных: дед Василий Иванович, дядья Алеши Яков и Михаил, их жены, дети. Все они не понравились мальчику. Особенно неприятен был дед: Алеша сразу почуял в нем врага. Вся семья направилась к приземистому одноэтажному дому, где теперь предстояло жить мальчику.

II

Началась пестрая, странная жизнь среди «неумного племени». Дом деда был наполнен «горячим туманом… вражды всех со всеми», и даже дети участвовали в ней. Дядья хотели отделиться от деда.

Они ненавидели друг друга, боясь, что раздел имущества будет несправедливым, и дрались до крови. Дед следил за внуком умными и зоркими глазами. Мальчик был непонятен, чужд ему.

Важно

Все изменила суббота — день, когда дед порол провинившихся в течение недели детей.

N

Алеша слышал об истории с наперстком

. Вечерами дядья и полуслепой мастер Григорий сшивали окрашенные (дед владел красильной мастерской) куски материи в одну «штуку». Саша, сын Якова, по наущению дяди Михаила раскалил на огне наперсток и подложил его под руку Григорию. Но пришел дед и сам сунул руку в раскаленный наперсток.

Сашу ожидала жестокая порка. К субботе и Алеша успел провиниться. Мальчика очень занимала окраска тканей, хотелось самому покрасить что-нибудь. Саша посоветовал ему взять из шкафа белую скатерть и окрасить ее в синий цвет.

Как только Алеша опустил край скатерти в чан, к нему подскочил подмастерье Цыганок, выхватил скатерть, но та была уже испорчена. Дед узнал об этом от Саши. В субботу, перед всенощной, все собрались в кухне. Алеша с ужасом смотрел, как дед порол Сашу, еще не зная, что его ожидает то же самое.

Когда дед схватил Алексея и понес к скамье, мальчик отчаянно сопротивлялся, укусил мучителя и был засечен до потери сознания.

Несколько дней он вынужден был лежать спиной вверх

. Дни нездоровья стали для него «большими днями жизни». Его поразила ссора бабушки с матерью. Вскоре мать уехала куда—то, а к Алеше пришел дед. Его рассказ о своей жизни, о том, как он исходил Волгу бурлаком, потряс мальчика.

А потом явился Цыганок и, показав шрамы на своих руках, признался Алеше, что подставлял руки под прут, чтобы меньше досталось ребенку. Уверенный, что Алексея еще будут сечь, он учил его, как лежать под розгами.

А мальчик слушал и вспоминал бабушкины сказки про Ивана—царевича, про Иванушку—дурачка.

Когда Алеша выздоровел,

ему стало ясно, что Цыганок занимает в доме особое место: дед кричал на него редко, а за глаза даже хвалил, и дядья обращались с ним дружески и никогда не позволяли себе «шутить» с Иваном так, как смастером Григорием, над которым издевались постоянно. Но Цыганка они (дядья) тоже ругали, называли вором, говорили, что он плохой работник. Бабушка объяснила Алеше причину этого: каждый из братьев хотел взять Ивана к себе, когда появится своя мастерская, вот они и врут, хитрят, наговаривают на него.

Теперь Алеша опять

жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер она рассказывала ему сказки или свою жизнь, тоже похожую на сказку. Внук узнал от нее, что Цыганок подкидыш. Бабушка хвалила его, Алеша любил Ивана и удивлялся ему «до немоты».

Совет

По субботам, когда дед, перепоров детей, нагрешивших за неделю, уходил ко всенощной, в кухне начиналось веселье: Цыганок забавлял всех, запрягая черных тараканов и показывая мышат, которые выполняли его команды.

Но особенно запомнился он мальчику в праздничные вечера, когда дядя Яков брал в руки гитару.

Все напряженно слушали музыку, а бабушка просила: «Ты бы, Ванятка, поплясал!» — «…Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки… а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном… метался золотым стрижом…

Цыганок плясал неутомимо

, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

Однажды мастер Григорий

, а за ним и остальные стали просить бабушку пройтись разок в танце. Вначале она отказывалась, но вдруг молодо встала, выпрямилась…

«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что—то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего—то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой.

Откачнулась в сторону, уступая кому—то дорогу, отводя рукой кого—то, опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее,— и вдруг ее сорвали с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности».

Алеша присматривался

, прислушивался, все было интересно ему, многое пугало. Очень занимал мастер Григорий, казалось, что он из-под очков видит все насквозь. Он рассказал Алеше, что дядя Яков забил свою жену насмерть, а теперь его «совесть дергает».

Мальчик вспоминал, но смутно, другую жизнь, с родителями, которые не ссорились, не кричали, часто пели, смеялись. Тут, у Кашириных, все было иначе: часто кричали друг на друга, грозили чем—то один другому, тайно шептались в углах. «Дети были тихи, незаметны… прибиты к земле, как пыль дождем». Алеша чувствовал себя чужим в доме.

Его дружба с Иваном все росла. Вскоре он узнал, что Цыганок ловок не только в работе. Каждую пятницу Иван запрягал Шарапа, любимца бабушки, и ехал на базар закупать провизию. Привозил много мяса, битой птицы, рыбы, и все в доме знали, что он не столько покупает, сколько ворует, и все, кроме бабушки, были рады этому.

Вскоре он погиб. Случилось это так: во дворе у забора лежал тяжелый дубовый крест. Его купил дядя Яков, чтобы поставить над могилой своей жены, и дал обет в годовщину ее смерти отнести на своих плечах на кладбище.

Этот день наступил в начале зимы

. Падал снег, было слякотно. Дядья стали под крылья, а тяжелый комель взвалили на плечо Цыганку. Он пошатнулся, но устоял.

«Не сдюжишь?» — спросил Григорий.— «Не знаю. Тяжело будто». Но дядья торопили… Алеша разговаривал с мастером. Вдруг тот прислушался к чему—то и прыжками побежал по двору. Мальчик кинулся за ним. В кухне на полулежал Цыганок.

«Лоб его странно светился», косые глаза глядели в потолок. Из углов губ и из—под спины текла кровь. Ручьи крови, очень яркие, тянулись к порогу.

Читайте также:  Анализ легенды о ларре из рассказа "старуха изергиль" горького

Цыганок не двигался только пальцы рук шевелились, «царапаясь за пол, и блестели на солнце окрашенные ногти».

  • «Споткнулся он,— каким—то серым голосом сказал Яков.— Упал, а его и придавило, в спину ударило. И нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест». «Вы его и задавили»,— глухо произнес Григорий.

А Цыганок, казалось, таял.

Он весь потемнел, уже не шевелил пальцами. Нянька Евгения причитала над ним. Было жутко, холодно. Прибежал дед, закричал, ругал сыновей.

  • «Распластавшись на полу, бабушка щупала руками лицо, голову, грудь Ивана, дышала в глаза ему, хватала за руки… Встала, черная, страшная, сказала негромко: «Вон, окаянные!» Все, кроме деда, высыпались из кухни. Цыганка похоронили незаметно, непамятно».

Алеша лежал на широкой

кровати и слушал, как бабушка молится Богу. Она рассказывала ему об огорчениях и обидах, советовала, как поступить с близкими ей людьми, и мальчику очень нравился бабушкин Бог, такой близкий ей.

«Расскажи про Бога!» — просил он, и начинались бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы о Боге, рае, об ангелах.

Лицо бабушки молодело, она становилась маленькой, кроткой, глаза струили влажный свет.

А дома было плохо.

Особенно тревожил мастер Григорий, ворчавший: «Ослепну, по миру пойду, и то лучше будет…» Алеша собирался попроситься в поводыри к нему, чтобы ходить по миру вместе. Все ближе становилась бабушка, все интереснее ее рассказы о жизни, о порядках в семье, о жестокости деда, о чертях и их «озорстве».

  • «Но особенно хорошо сказывала она стихи о том, как Богородица ходила по мукам земным… стихи про Алексея, Божия человека, про Ивана—воина, сказки о премудрой Василисе… страшные были о Марфе Посаднице, о Бабе Усте, атамане разбойников… сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много».
  • Однажды, когда она стояла на коленях, беседуя с Богом, дед, распахнув дверь в комнату, сказал: «Ну, мать, посетил нас Господь, горим!» Оба бросились в темноту, Алеша — за ними.

Сквозь иней на окнах было видно

, как горит крыша мастерской. Багрово светился снег. Выскочив на крыльцо, мальчик обомлел, ослепленный яркой игрой огня, оглушенный криками деда, Григория, треском пожара, испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она кинулась прямо в огонь, вскрикивая: «Купорос… взорвет купорос!»

Вынырнула, вся дымясь, Григорий сорвал с нее тлевшую попону, а она стала быстро и толково распоряжаться:

  • «Отец, лошадь выведи!.. Амбар, соседи, отстаивайте!.. Рубите крышу, сено — в сад!»
  • «Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя».

Во двор выбежал Шарап

, обезумевший от огня. Он вскидывался на дыбы, подбрасывая деда. Дедушка выпустил повод и крикнул: «Мать, держи!» Бабушка бросилась коню под ноги, расставив руки крестом, ласково заговорила с ним, поглаживая, похлопывая его по шее. И Шарап потянулся к ней и покорно пошел за нею к воротам.

Пламя разгоралось все ярче, и бабушка прогнала Алешу в дом. Нельзя было не послушать ее в этот час. Он ушел в кухню. Приехали пожарные и огонь быстро придавили к земле. Вошла бабушка, вслед за ней появился дед. Вздохнув, сказал: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает».

И добавил: «На краткое время, на час, а дает».

После пожара в доме снова поднялся крик: ругались дядья, дед, громко выла тетка Наталья. Дядя Михаил ударил Алешу. Очнулся мальчик в парадной комнате на коленях у деда. Все болело. В эту ночь во время родов умерла тетка Наталья.

V

К весне дядья разделились

: Яков остался в городе, Михаил уехал за реку, а дед купил себе на Полевой улице большой дом, тесно набитый квартирантами. Только в верхнем этаже дед оставил большую комнату для себя, а бабушка с Алешей поселилась на чердаке.

Дед с утра уезжал в мастерские сыновей, помогая им обустраиваться, а бабушка целый день стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, нюхала табачок, служила повитухой, разбирала семейные ссоры и споры, лечиладетей, сказывала наизусть «Сон Богородицы», давала хозяйственные советы.

Обратите внимание

Алеша как бы прирос к ней и в эту пору жизни будто и не видел ничего, кроме «неугомонной, неустанно доброй старухи». Акулина Ивановна рассказывала мальчику о своей жизни. Он узнал, что росла она сиротой, мать ее, калека, побиралась и жили они подаянием. Когда минуло Акуле девять лет, научилась она кружева плести (мать до своего увечья знатной кружевницей была).

Рано замуж вышла… Алеша слушал бабушку затаив дыхание, а глаза ее, таинственно светясь, говорили обо всем еще понятнее, чем слова.

Однажды за вечерним чаем

(старик был нездоров и особенно ворчлив) дед решил учить Алешу грамоте. Вначале было трудно, но вскоре мальчик уже читал по складам псалтырь. Грамота давалась мальчику легко, дед смотрел на него все внимательнее и все реже сек, хотя внук все чаще нарушал дедовы правила и наказы.

Часто Алеша просил рассказать что-нибудь, и дед рассказывал про старину, про своего отца. Вспоминал войну 1812 года, французов, которые жили в их доме… «Он никогда не рассказывал сказок, а все только бывалое» и не говорил с Алешей об отце его, о матери.

Иногда на эти встречи приходила бабушка, и, вспоминая прошлое, старики, казалось, забывали о внуке. Но часто, когда разговор заходил о сыновьях, дед сердился, хмурился, обвинял бабушку («А все ты потакала им… потатчица!»), а однажды с размаху ударил ее кулаком в лицо.

Алеша сидел ни жив ни мертв

, не веря тому, что видел: впервые при нем дед ударил бабушку, «и это было угнетающе гадко», открывало что-то новое в нем, такое, с чем нельзя было примириться. Мальчик кинулся к бабушке: «За что он?» — «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все… Ты не думай про это».

VI

Снова началось что

—то кошмарное: дядья дрались, грозили деду, обвиняя его в своих неудачах. Алеша все чаще думал о матери, и то, что она не хотела жить в доме своего отца, возвышало ее в глазах мальчика.

Вспоминались бабушкины сказки, и ему казалось, что мать живет в лесу, в пещере, с добрыми разбойниками, а может, ходит по земле, считая ее сокровища и разговаривая с Божией матерью… Дом Кашириных приобрел недобрую славу: приходил пьяный дядя Михаил, ругал деда, держал дом в осаде.

Однажды вломился в сени, ударил колом по руке бабушку, пытавшуюся остановить его. Михаила связали и бросили в сарай. Бабушка жалобно стонала и уговаривала мужа: «Отдай ты им все». «А Варвара?» — возражал дед.

VII

Алеша очень рано понял

, что у деда — один Бог, а у бабушки — другой. По утрам он наблюдал, как бабушка, проснувшись, расчесывает свои удивительные длинные волосы, умывается, а затем, перекрестясь, начинает молиться, почти каждое утро находя для Богородицы новые слова хвалы.

Ее молитва всегда была искренней и простодушной. «Ее Бог был весь день с нею, она даже животным говорила о нем». Бабушкин Бог был понятен Алеше и не страшен, но ему невозможно было солгать: стыдно. Дед молился не так, как бабушка, читал молитву, отчеканивая слова, кивая головою, точно бодаясь.

И Бог его казался жестоким, ничего не про людям.

Василий Иванович водил Алешу в церковь

, но мальчик и в храме разделял, когда какому Богу молятся: все, что читают священник и дьячок — это дедову Богу, а певчие поют всегда бабушкину. Дедов Бог вызывал страх и неприязнь, бабушкин — любовь. Он, бабушкин Бог, был для мальчика самым лучшим и светлым из всего, что окружало его.

Алешу не пускали гулять на улицу: она слишком возбуждала его, и он часто становился виновником скандалов и буйств. Был мальчик силен и не по годам ловок, но все-таки часто приходил домой избитым: нападавших бывало много.

Бабушка жалела внука, дед грозил ему

, а Алешу и не тянула улица, если на ней было тихо, но веселый ребячий шум заставлял забывать дедов запрет. Синяки и ссадины не обижали его, но возмущала жестокость уличных забав, когда ребята стравливали собак или петухов, истязали кошек, издевались над пьяными нищими.

Важно

Еще более тяжким впечатлением улицы был мастер Григорий Иванович. Он совсем ослеп и ходил по миру, высокий, благообразный, немой. Его водила под руку и просила подаяния маленькая серая старушка, а он молчал.

Алеша не мог заставить себя подойти к мастеру, а бабушка выходила и подолгу разговаривала с ним, иногда она зазывала Григория Ивановича в кухню, поила чаем, кормила. Алеша избегал его: мальчику было нестерпимо стыдно; он знал, что и бабушке стыдно.

Только однажды заговорили они о мастере, и Акул и на Ивановна сказала: «Помяни мое слово: горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет…»

«Она не ошиблась

: лет через десять, когда бабушка уже успокоилась навсегда, дед сам ходил по улицам города нищий и безумный», жалостно выпрашивая милостыню.

Нет, дома Алеше было лучше, чем на улице. Особенно хороши были часы после обеда, когда дед уезжал в мастерскую к дяде Якову, а бабушка рассказывала внуку интересные сказки и истории, говорила про Алешиного отца. Она отняла у кота полузадушенного скворца и, вылечив птицу, учила ее говорить. И выучила все-таки, по—детски радуясь успехам своего питомца.

Много было интересного в доме, но порою

Алешу душила невыносимая тоска, объяснить которую мальчик не мог, но жил «как в глубокой темной яме, потеряв зрение, слухи все чувства, слепой и полумертвый».

Источник: https://www.slavkrug.org/kratkij-pereskaz-povesti-a-m-gorkogo-detstvo/

Портрет бабушки в повести М. Горького «Детство»

Автобиографическая повесть «Детство» М. Горького наполнена разнообразными впечатлениями детства маль­чика Алеши. Самые теплые и самые светлые воспомина­ния хранит Алеша о первом своем верном и надежном друге — бабушке. Алеша говорит, что бабушка, появив­шись после смерти отца, сразу стала «самым близким сер­дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Читайте также:  Краткое содержание романа "евгений онегин" пушкина: краткий пересказ сюжета, роман в сокращении

Бабушка не была похожа на других людей. Она гово­рила, «как-то особенно выпевая слова», а ее улыбка делала все лицо молодым и светлым. Бабушкины глаза вспыхи­вают «невыразимо приятным светом», да и вообще «вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом».

Любовь бабушки к миру, ее рассказы, неистощимое чув­ство юмора и трогательная нежность и забота о мальчике внутренне обогатили Алешу, дали ему силы для стойкого перенесения испытаний в дальнейшей жизни.

Слушать бабушку «невыразимо приятно». Алеша гово­рит, что свои диковинные истории и сказки бабушка ска­зывала тихо и таинственно — «говорит, точно поет», точно вливает в сердце мальчика силу, приподнимающую его.

Совет

Во время путешествия на пароходе Алешу удивило и привлекло умение бабушки видеть красоту природы и вос­хищаться ею до слез..

Внешность бабушки (сутулая, почти горбатая, очень полная) неожиданно контрастирует с ее умением легко и ловко двигаться.

Во время танца Акулина Ивановна «плы­ла по полу бесшумно, как по воздуху», ведь не зря Алеша сравнивал ее с большой мягкой кошкой. Пляска бабушки — это не обычный танец, а рассказ, путешествие.

Во время танца Акулина Ивановна становилась «буйно красива и мила», ведь эти чудесные минуты возвращали ей юность.

Попав в новое окружение, в семью деда, Алеша остается одиноким, поскольку образ жизни, наполненный «горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», чужд мальчику, чье сердце требовало любви и тепла. И снова рядом ока­зывается бабушка. Она пытается оправдать невиновного мальчика перед дедом, заступается за него, жалеет, не дает бить.

И хотя у нее, конечно, и не получилось бы оградить внука от всех неприятностей, своим присутствием она под­держивает его, подсказывает лучшие способы поведения и взаимодействия с жестокими родственниками. Ведь сам дух, атмосфера дома Кашириных были чужды ей так же, как и Алеше.

Во время разговоров с мальчиком о жизни этой семьи, бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка».

Поведение бабушки во время пожара разительно отли­чается от реакции остальных домочадцев. Она, не задумы­ваясь, бросается в горящий дом, чтобы вынести взрыво­опасную «ведерную бутыль» купоросного масла. Не теряя самообладания, бабушка останавливает перепуганную ло­шадь, успокаивает ее ласковыми словами.

Обратите внимание

Сердечно и рас­судительно просит помощи у соседей. Предельная собран­ность и решительность приходят на смену мягкости и ус­тупчивости с первых минут пожара. Везде успевает ба­бушка со своими дельными и точными распоряжениями.

Даже после пожара Акулина Ивановна находит в себе силы поддержать других, не жалуясь на собственную боль. Материал с сайта //iEssay.ru

Эта трогательная любовь и забота о других людях про­является и в хорошем отношении бабушки к слепому — бывшему мастеру Григорию.

Она жалела его, разговарива­ла с ним, кормила, взваливая на свои сильные женские плечи груз чужой вины перед этим человеком.

Даже разорение и нищета не смогли ожесточить ба­бушкино сердце. В самые тяжелые периоды жизни она все же сохраняет свойственные ей сострадание, щедрость, че­ловеколюбие.

Наблюдение за бабушкой, тесные отношения с ней, от­крытая восприимчивость к ее бескорыстной любви к лю­дям, умению видеть красоту, мягкость, но несгибаемость ее характера помогли Алеше лучше понять жизнь и вырасти настоящим Человеком.

На этой странице материал по темам:

  • м.гоголь детство краткое сочинение
  • м горький детство краткое характеристика бабушки
  • горький детство отношение бабушки к мастеру григорию
  • впечатление горького на бабушку
  • максим горький детство характеристика бабушки

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/sochineniya/detstvo/portret-babushki-v-povesti-m.-gorkogo-detstvo

Урок по повести А.М.Горького «Детство». Встреча с писателем Бродский И.И. 1937 Борис Григорьев П.Д.Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она. – презентация

1 Урок по повести А.М.Горького «Детство»

2 Встреча с писателем Бродский И.И Борис Григорьев П.Д.Корин 1932 Любите книгу, она облегчит вам жизнь….она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький

3 «Свинцовые мерзости русской жизни» Повесть «Детство» (1913 г) Нередко я плакал, читая, – так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький Портрет Горького работы В.Серова 1905г.

4 Место действия повести М.Горького «Детство» Дом деда Каширина Автобиографический характер повести Нижний Новгород Василий Каширин Акулина Ивановна Варвара Васильевна Максим Савватиевич Пешков

Важно

5 Герои повести Алёша Дед Каширин Бабушка Акулина Ивановна Мастер Григорий Иванович Дядья Михаил и Яков Подмастерье Ваня Цыганок

6 Образ бабушки Почему бабушка стала для Алеши близким человеком? Какая деталь в ее внешности раскрывает характер? (гл.1) Какие эпизоды из детства, связанные с бабушкой, запомнились Алеше? (1-3 гл.)

7 Образ деда Каширина Как содержание этой главы раскрывает слова писателя: « …не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил… »? Чем отличается дед от других обитателей дома? Чем объяснить противоречивые впечатления о деде Алеши? Что изменилось в мальчике по отношению к другим людям?

8 Глава 3 Вопросы и задания Расскажите историю Цыганка. К то виноват в его гибел и ? Како е место в доме занимает Григорий ? Как к нему относятся окружающие? Чему учит Алёшу Григорий?

9 Главы 4,5 Вопросы и задания Как рисует Горький картину пожара в восприятии Алёши? Что нового прибавляет эта глава к облику бабушки? Что изменилось в отношениях Алеши с дедушкой? (гл.5)

10 Глава 7 Какие чувства вызывали в Алёше уличные впечатления? Как сложилась судьба мастера Григория ?

11 Глава 8 Почему Горький называет Хорошее Дело «чужим» и в то же время «лучшим» из людей родной страны? Глава 12 Прочита йте со слов « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя…» Какое значение для понимания идейного смысла повести имеет этот отрывок? О чём говорят заключительные слова этого отрывка? Глава 13 Каковы ваши впечатления от рассказанного М.Горьким о жизни детей улицы и об их отношении друг к другу? Почему повесть «Детство» нельзя считать только автобиографическим произведением?

Источник: https://www.myshared.ru/slide/400090/

Образ бабушки в повести Горького «Детство» – Готовые домашние задания

После пожара поведение и высказывания деда выдают его чувства: скупая похвала в адрес бабушки и тут же злобное обвинение Григория Ивановича свидетельствуют о том, что он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара, но в то же время хочет как можно быстрее стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах.

По сравнению с дедом бабушка ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне применимы слова Некрасова о русской женщине; «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» На пожаре Акулина Ивановна, единственная в семье, не теряет самообладания. С первой же минуты бабушка словно преображается: исчезают привычная мягкость и уступчивость, на смену им приходят собранность, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения.

Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерявшихся домочадцев. Она просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Безгранично верит в силу доброго слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним «крестом», своим спокойствием и лаской воздействуя на животное. Она заботится о детях, об их безопасности.

Совет

И после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую боль. От нее не слышат ни единой жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы утешать и поддерживать других.

Естественным продолжением разговора о бабушке и деде будет выяснение того, как воспринял каждый из них разорение и нищету.

В процессе беседы выясняем, что тяжелые материальные испытания не изменили характер бабушки, ее отношение к миру и людям.

Ей всегда были чужды «идеалы» Кашириных: их приверженность к собственности, честолюбивое стремление «выбиться в люди», командовать, презрение и жестокость по отношению к бедным.

Если крушение этих устремлений разрушает жизненную основу деда —он становится еще более злобным и в то же время жалким, беспомощным, ничтожным, то бабушка и в период невзгод остается все такой же человеколюбивой, щедрой и сострадательной.

Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки, горюя о несчастной судьбе Григория Ивановича. Это слезы о других, желание видеть их счастливыми.

Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, что соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье, бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, верит и внушает Алеше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: «Мы с тобой не прокормимся,— мы? Велико дело!»

Не случайно в конце, как и в начале повести, снова в резком контрасте воспринимаются Алешей не только поступки, но даже внешность бабушки и деда. Вспомним первоначальное впечатление Алеши (глава I) и сравним с тем, которое дано в главе XIII.

Обратите внимание

Важно, чтобы Читатели прониклись мыслью: корни оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в постоянном ощущении счастья быть человеком. Это оптимизм народа, питаемый верой в торжество справедливости и счастья на земле. М. М. Пришвин писал: «Образ бабушки Горького в великом множестве русских людей вызывает образ, родины, радостной даже в ее великих прошлых страданиях»

Не менее важен для беседы и такой вопрос: «Какими были впечатления Алеши от окружающей жизни вне дома деда?» Но чтобы ответить на него, Читатели прежде всего должны обобщить свои впечатления об Алеше, рассказать, каким человеком он им представляется, как оценивал Алеша окружающую его жизнь и людей. Естественно, нужно ориентироваться на «главные оценки»: о жизни, бабушке, деде, братьях, Цыганке.

Еще с сайта

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/obraz-babushki-v-povesti-gorkogo-detstvo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]